Решение №31/64966/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «Предприятие тепловодоснабжения» и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (рег. от 25.03.2021 47811-ЭП/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора ООО «Предприятие тепловодоснабжения» <...>, главного инженера
ООО «Предприятие тепловодоснабжения» <...>, заместителя генерального директора по экономическим вопросам ООО «Предприятие тепловодоснабжения» <...>, первого заместителя председателя Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, заместителя руководителя департамента регулирования организаций коммунального комплекса, цифровизации и мобилизационной работы Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, заместителя руководителя департамента регулирования организаций коммунального комплекса, цифровизации и мобилизационной работы Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>, главного специалиста отдела юридической и бухгалтерской работы Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 47811-ЭП/21 от 25.03.2021) о разногласиях между ООО «Предприятие тепловодоснабжения» (далее также - Заявитель, ООО «ПТВС») и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет, ГКЦ РС(Я), орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по постановлению от 08.12.2020 № 221 «Об корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую
ООО «ПТВС» потребителям муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на 2021 год» (далее – постановление от 08.12.2020
№ 221).

Тарифы на тепловую энергию для ООО «ПТВС» установлены с применением метода индексации установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2021 год для Заявителя, составляет 1 872 162,15 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 075 491,15 тыс. руб.

ООО «ПТВС» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год расходы по статьям разногласий:

 

Наименование статьи

Ед. изм.

Заявлено в ФАС России

Утверждено ГКЦ РС (Я)

Величина разногласий по статье

1

Выпадающие доходы за 2019 год (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период)

тыс. руб.

175 574

0

175 574

2

Объем полезного отпуска

Гкал

216 714

225 363

- 8 649

3

Расчетная предпринимательская прибыль

тыс. руб.

27 755

0

27 755

4

Методология утверждения тарифа 2 полугодия

тыс. руб.

121 600

-

121 600

 

Итого по статьям

тыс. руб.

324 929

0

324 929

 

Общая сумма разногласий по заявленным статьям составила 324 929 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы (без разбивки по статьям разногласий):

1. Схема теплоснабжения г. Удачный;

2. Расчет выпадающих доходов;

3. Письмо ФАС России от 19.11.2020 № ВК/101280/20;

4. Учетная политика ООО «ПТВС»;

5. Форма статистической отчетности № 46-ТЭ за период 2017-2020 гг.;

6. Бухгалтерский баланс за 2019 год;

7. Отчет о прибылях и убытках за 2019 год.

По результатам анализа предоставленных сторонами документов, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Выпадающие доходы за 2019 год (недополученный доход от снижения полезного отпуска в предшествующий период)».

ООО «ПТВС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по статье разногласий «Выпадающие доходы за 2019 год» в размере 175 574 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2021 год.

Сумма разногласий составляет 175 574 тыс. руб.

ООО «ПТВС» в рамках тарифной заявки в орган регулирования были представлены статистические формы отчетности № 46-ТЭ (за период 2017-2020 гг.), расчет выпадающих доходов, учетная политика ООО «ПТВС», а также бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2019 год.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

Пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме

Согласно п. 29 Правил регулирования № 1075, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Заявитель полагает, что Комитетом в нарушение п. 12 Методических указаний № 760-э не проведен анализ статистической и бухгалтерской отчетности за 2019 год в целях проверки величины выпадающих доходов в связи с отклонением объема оказанных услуг.

Согласно отзыву Комитета (письмо от 12.04.2021 № 23/03т-1013), выпадающие доходы по факту 2019 года будут возмещены ООО «ПТВС» в соответствии п. 13 Основ ценообразования № 1075, не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в случае подтверждения выпадающих доходов по годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования по результатам проведения экспертизы материалов ООО «ПТВС» по корректировке ранее установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период 2019-2023 г.г., на 2021 год (далее – Экспертное заключение), в нарушение п. 29 Правил регулирования № 1075 не содержит расчет размера корректировки НВВ, рассчитываемого на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2019 году деятельности ООО «ПТВС», предусмотренной п. 52 Основ ценообразования № 1075 в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э.

В этой связи, требований Заявителя по статье разногласий «Выпадающие доходы за 2019 год» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки НВВ, рассчитываемого на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2019 году деятельности ООО «ПТВС» в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э. Соответствующие расчет и анализ отразить в экспертном заключении согласно п. 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось указанное решение.

2. Статья разногласий «Объем полезного отпуска».

Величина полезного отпуска тепловой энергии, которую ООО «ПТВС» считает экономически обоснованной, составляет 216 714 Гкал.

Величина полезного отпуска тепловой энергии, установленная органом регулирования, составляет 225 363 Гкал.

Величина разногласий составляет (-) 8 649 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Органом местного самоуправления постановлением от 29.06.2020 № 289 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования г. Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Согласно указанной схеме теплоснабжения, совокупный полезный отпуск на 2021 год по г. Удачный составляет 216,72 тыс. Гкал/год. При этом, утвержденный постановлением Комитета от 08.12.2020 № 221 полезный отпуск составляет 225 363 Гкал.

Информация о размещении актуализированных схем теплоснабжения была направлена Заявителем в адрес органа регулирования письмом от 24.08.2020
№ 3400-3400-3400-02/3661.

Как отмечает орган регулирования, в схеме теплоснабжения не указаны фактические данные по всем видам потребления. В схеме теплоснабжения в качестве видов потребления выделены категории «население», «бюджетные потребители», «производство», без отдельного выделения объемов, необходимых на производственные нужды. Производственные нужды учтены по группе потребителей «производство», куда отнесены в том числе промышленные потребители, не являющиеся бюджетными. В связи с отсутствием отдельной группы потребления «производственные нужды» в процессе утверждения тарифов Комитет учел дополнительно объемы тепловой энергии на производственные нужды Заявителя (отопление зданий и тепло на подготовку ГВС, ранее учтенных в полезном отпуске) к объемам полезного отпуска, отраженного в актуализированных схемах теплоснабжения.

По мнению ООО «ПТВС», Комитет в отсутствие данных о производственных нуждах должен был определить объем полезного отпуска на основании фактических данных из статистической отчетности с учетом распределения тепловых нагрузок по договорам с потребителями.

ФАС России отмечает, что при определении объема полезного отпуска для Заявителя на 2021 год орган регулирования ошибочно включает объемы тепловой энергии на производственные нужды в состав полезного отпуска, таким образом при расчете тарифов на тепловую энергию учитывает выработку тепловой энергии.

На основании вышеизложенного, органом регулирования при определении полезного отпуска тепловой энергии для Заявителя на 2021 год допущено нарушение п. 22 Основ ценообразования № 1075, и требования Заявителя по статье разногласий «Объем полезного отпуска» подлежат частичному удовлетворению. ГКЦ РС(Я) необходимо определить полезный отпуск тепловой энергии для
ООО «ПТВС» на 2021 год в соответствии с последней актуальной схемой теплоснабжения муниципального образования г. Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия), а также пересчитав взаимозависимые от объёмов реализации услуг величины расходов по статьям затрат.

3. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

ООО «ПТВС» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 27 755 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не включены в состав НВВ Заявителя на 2021 год.

Разногласия составляют 27 755 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

ООО «ПТВС» считает целесообразным обязать орган регулирования учесть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в сумме 27 755 тыс. руб. с учетом положений п. 74(1) Основ ценообразования № 1075 и в соответствии с заявкой для учета в тарифах на тепловую энергию.

В отзыве на заявление о разногласиях органа регулирования не отражена позиция относительно невключения в состав НВВ на 2021 год ООО «ПТВС» расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль». В Экспертном заключении Комитета в нарушение п. 29 Правил регулирования № 1075 также отсутствуют обоснования неучета данных расходов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет указанных расходов в соответствии с п. 74(1) Основ ценообразования № 1075 с учетом частичного удовлетворения требований по другим заявленным статьям разногласий. Соответствующие расчет и анализ необходимо отразить в экспертном заключении в соответствии с п. 29 Правил регулирования № 1075.

4. Статья разногласий «Методология утверждения тарифа 2 полугодия».

В соответствии с заявлением ООО «ПТВС» установленный органом регулирования тариф на 2 полугодие не обеспечивает сбор НВВ в размере 121 600 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии с Экспертным заключением органа регулирования величина установленной НВВ (г. Удачный) составляет 1 872 162,15 тыс. руб., полезный отпуск – 225 363,22 Гкал. Средний по году тариф на тепловую энергию составляет
8 307,31 руб./Гкал (стр. 49).

Постановлением от 08.12.2020 № 221 тариф на тепловую энергию на
1 полугодие установлен в размере 7 342,06 руб./Гкал (без НДС; на уровне
2 полугодия 2020 года), на 2 полугодие – 8 307,31 руб./Гкал (без НДС), средний по году – 7 824,69 руб./Гкал.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит разбивку полезного отпуска по полугодиям 2021 года.

Собираемость НВВ составит 7 824,69 руб./Гкал * 225 363,22 Гкал = 1 763 396,2 тыс. руб.

Таким образом, установленный тариф на тепловую энергию на 2 полугодие не обеспечивает собираемость НВВ Заявителя в размере 108 765,95 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также с учетом частичного удовлетворения требований по другим заявленным статьям разногласий требования Заявителя по статье разногласий «Методология утверждения тарифа 2 полугодия» подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «Предприятие тепловодоснабжения» и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 22, 52, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Предприятие тепловодоснабжения», указанные в заявлении о разногласиях с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (рег.
№ 47811-ЭП/21 от 25.03.2021).

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 (включительно) провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов и показателей при определении необходимой валовой выручки для ООО «ПТВС» на 2021 год с учетом мотивировочной части настоящего решения и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, указав на основании каких документов принималось решение, по следующим статьям:

- «Объем полезного отпуска» на основании данных схемы теплоснабжения муниципального образования г. Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия), а также взаимозависимые от объёмов реализации услуг статьи затрат;

- «Корректировка НВВ, рассчитываемая на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2019 году деятельности»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

4. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Предприятие тепловодоснабжения» на 2021 год, на основании мотивировочной части и пункта 3 настоящего решения, обеспечив собираемость НВВ ООО «ПТВС» в 2021 году, с учетом непревышения индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2021 год.

В случае необходимости экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения и неучтенные при пересмотре тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 год, учесть в необходимой валовой выручке
ООО «Предприятие тепловодоснабжения» на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений по результатам установления (пересмотра) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Предприятие тепловодоснабжения».

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Предприятие тепловодоснабжения».

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
ООО "Предприятие тепловодоснабжения"
ИНН 1433029788, ОГРН 1161447058772