Решение №31/48979/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 6 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ПАО «Колымаэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Департаментом цен и тарифов Магаданской области (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» <...>, начальника Управления департамента экономического планирования и инвестиционных программ ПАО «РусГидро» <...>, генерального директора ПАО «Колымаэнерго» <...>, начальника отдела тарифообразования ПАО «Колымаэнерго» <...>, заместителя руководителя — начальника отдела регулирования тарифов в энергетике Департамента цен и тарифов Магаданской области
<...>, начальника производственного отдела Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>, руководителя Магаданского УФАС России <...>, главного специалиста — эксперта Магаданского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 07.02.2024 № 19488-ЭП/24) о споре (разногласиях) между ПАО «Колымаэнерго» и Департаментом цен и тарифов Магаданской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Департамента от 28.11.2022 № 41-1/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», и долгосрочных параметров деятельности ПАО «Колымаэнерго» для формирования тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2023-2027 годы» (в редакции от 26.12.2023 № 45-1/э) в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию на 2024 год.

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Департаментом в отношении тарифов для прочих потребителей, составляет 2 138 380,074 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 4 103 747,67 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Арендная плата за движимое и недвижимое имущество, переданное в аренду ПАО «Колымаэнерго» для эксплуатации Усть-Среднеканской ГЭС (ГА №№ 1-4)

285 410,00

1 994 972,19

1 709 562,19

2

Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению)

0,00

255 805,41

255 805,41

 

ИТОГО

 

 

1 965 367,60

Общая сумма разногласий составила 1 965 367,60 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

1. Статья разногласий «Арендная плата за движимое и недвижимое имущество, переданное в аренду ПАО «Колымаэнерго» для эксплуатации Усть-Среднеканской ГЭС (ГА №№ 1-4)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 1 994 972,19 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 285 410,00 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 709 562,19 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- договор аренды Усть-Среднеканской ГЭС от 14.10.2013 № 1204;

- дополнительные соглашения к договору аренды Усть-Среднеканской ГЭС
от 14.10.2013 № 1204;

- инвентарные карточки учета основных средств (№ ОС-6);

- расчет аренды Усть-Среднеканской ГЭС в разрезе каждой составляющей на 2024 год (амортизация, перечень имущества, страхование, налог на имущество, транспортный налог, рентабельность);

- приказы АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» о вводе основных средств;

- договор аренды имущества от 29.09.2023 № 527 с АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова»;

- расчет аренды Усть-Среднеканской ГЭС к договору от 29.09.2023 № 527,
в разрезе каждой составляющей на 2024-2025 гг. (амортизация, перечень имущества, страхование, налог на имущество, транспортный налог, рентабельность);

- выписка из протокола заседания Совета Директоров ПАО «Колымаэнерго»
от 29.09.2023 № 12 вопрос 1;

- договоры аренды земельных участков под объектами Усть-Среднеканской ГЭС;

- анализ плановых и фактических затрат на аренду Усть-Среднеканской ГЭС
за 2022 год;

- счет-фактуры и акты за 2022 год к дополнительному соглашению № 12
по договору аренды Усть-Среднеканской ГЭС от 14.10.2013 № 1204;

- отчет по проводкам ПАО «Колымаэнерго» за 2022 г.;

- ведомость амортизации основных средств АО «Усть-Среднеканская ГЭС
им. А.Ф. Дьякова» за 2022 год;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 АО «Усть-Среднеканская ГЭС
им. А.Ф. Дьякова» за 2022 год;

- декларация по налогу на имущество АО «Усть-Среднеканская ГЭС
им. А.Ф. Дьякова» за 2022 год;

- расчет транспортного налога АО «Усть-Среднеканская ГЭС
им. А.Ф. Дьякова» за 2022 год;

- расходы на страхование (договор от 30.12.2021 № 22 РТК 0032 с учетом ДС, протокол от 29.10.2021 № 3/ВП);

- выписка из ЕГРН о регистрации договора аренды.

При установлении тарифов в сфере электроэнергетики в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Регулируемая организация не согласна с утвержденным органом регулирования размером арендой платы на 2024 год ввиду необоснованного учета арендной платы пропорционально поставляемой мощности Усть-Среднеканской ГЭС (далее – УСГЭС) (применено процентное отношение покупаемой мощности к поставляемой (потребляемой)).

По мнению органа регулирования, из сложившейся за 3 года
(2020-2022 гг.) динамики следует, что УСГЭС функционировала в режиме существенной не загруженности генерирующих мощностей (порядка 50 % от рабочей мощности), в вышеуказанный период генерирующие мощности станции формировались путем эксплуатации 2-3 гидроагрегатов в режиме продолжающегося строительства. Ввиду вышеизложенного заявленная регулируемой организацией арендная плата не может быть учтена в полном объеме.

ПАО «Колымаэнерго» был заключен договор аренды с АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» от 29.09.2023 № 527 (далее – договор
№ 527), срок договора составляет 24 месяца с 1 января 2024 года.

Согласно договору № 527 АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» передает ПАО «Колымаэнерго» движимое и недвижимое имущество в целях производства и реализации электрической энергии, расположенное на
р. Колыма, в объеме гидроагрегатов № 1, № 2, № 3, № 4 (Ягоднинский и Среднеканский р-ны Магаданской области).

В соответствии с пунктом 1.2 договора № 527 функциональное назначение передаваемого имущества – производство электрической энергии (мощности).

В соответствии с договором № 527 Общество арендует все генерируемые мощности УСГЭС гидроагрегатов №№ 1-4, что увеличивает рабочую мощность УСГЭС на 268 %.

Согласно расчетам Департамента, представленным в Экспертном заключении по результатам проведения экспертизы предложения о корректировке долгосрочных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Колымаэнерго», на 2024 год, установленных ранее методом долгосрочной
индексации необходимой валовой выручки на 2023-2027 г.г. (далее – Экспертное заключение на 2024 год), в части арендной платы УСГЭС по договору № 527:

- амортизационные отчисления составляют 879 809 846,15 тыс. руб.;

- страхование имущества составляет 30 482,57 тыс. руб.;

- транспортный налог составляет 98,7 тыс. руб.;

- налог на имущество составляет 1 084 581,08 тыс. руб.

Итого арендная плата УСГЭС по расчетам Департамента составляет 1 994 972,19 тыс. руб.

В соответствии с утвержденным приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП сводным прогнозным балансом электрической энергии (мощности) (далее – СПБ) установленная мощность Усть-Среднеканской ГЭС на 2024 год составляет 570,00 МВт, располагаемая мощность 540,23 МВт, рабочая мощность составляет 383,07 МВт.

Согласно пояснениям органа регулирования, из СПБ следует, что на 2024 год Общество не планирует эксплуатировать Усть-Среднеканскую ГЭС на полную мощность.

На 2024 год Общество планирует поставить потребителям только 54,46 МВт или 14% от общего объема рабочей мощности (383,07 МВт).

По данным статистических отчетов, предоставленным Обществом (в том числе при формировании СПБ на отчетные периоды), на протяжении последних
3 лет Усть-Среднеканская ГЭС работает в среднем на 50%.

С учетом изложенного, включение в необходимую валовую выручку Общества, по мнению органа регулирования, полного объема затрат по арендной плате за Усть-Среднеканскую ГЭС по договору аренды № 527 является не обоснованным, так как в 2024 году не планируется полная эксплуатация всех мощностей Усть-Среднеканской ГЭС, что соответственно не приведет к износу и потребности в начислении амортизации в полном объеме.

По результатам анализа Департаментом учтены расходы на арендную плату по договору № 527 в сумме 285 410,00 тыс. руб. (1 994 972,19*14,31%), в доле, потребляемой потребителями мощности 14,31%.

ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не оспаривается размер расходов на аренду по договору № 527, рассчитанный Департаментом в полном объеме – 1 994 972,19 тыс. руб.

Заявитель отмечает, что на основании решения органа регулирования естественной монополии, осуществляющего государственный контроль за экономической концентрацией, - ФАС России от 11.03.2013 № СП/8752/13, между ПАО «Колымаэнерго» и АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф.Дьякова» заключен договор аренды от 14.10.2013 № 1204, по условиям которого арендодатель -
АО «Усть - Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова» передал арендатору
ПАО «Колымаэнерго» во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество Усть- Среднеканской ГЭС (ГА №№1-3), входящее в состав производственно-технологического комплекса, участвующего в процессе выработки и передачи электроэнергии. Срок аренды имущества, согласно договору, устанавливался с даты подписания Акта приема-передачи недвижимого и движимого имущества по 31 декабря 2023 года, затраты по которому, в размере обязательных платежей, Департаментом ежегодно включались в НВВ при регулировании тарифов на производство электроэнергии.

С 01.01.2024 г. по 31.12.2025 г. заключен новый договор аренды от 29.09.2023 № 527 для эксплуатации Усть-Среднеканской ГЭС (ГА №№1-4).

Впервые проектная документация по объекту «Усть-Среднеканская ГЭС»
на р. Колыма была выполнена институтом Ленгидропроект в 1982-1985 гг. в составе материалов техникоэкономического обоснования (ТЭО) строительства гидроузла.

Материалы ТЭО были утверждены приказом Минэнерго СССР от 04.01.1989 № ЗПС.

Для улучшения технико-экономических показателей ГЭС, утвержденных приказом Минэнерго СССР от 04.01.1989 № ЗПС, и руководствуясь приказом Минэнерго СССР от 02.06.1988 № 294, было принято решение о начале разработки рабочей документации и строительства объекта.

Учитывая чрезвычайно сложную социально-экономическую ситуацию в Магаданской области и в целях решения неотложных проблем топливно-энергетического комплекса, а также миграции населения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1995 № 1126 было принято решение о выделении дополнительных средств на строительство гидроузла и необходимости разработки пускового комплекса с вводом гидроагрегатов № 1 и № 2 на минимальном напоре воды.

По результатам рассмотрения проектных материалов получено экспертное заключение Минэнерго России от 19.02.2004 № Э-1.

В соответствии с Актом к экспертному заключению (от 09.03.2004
№ ИЛ-1335) Проект Усть-Среднеканской ГЭС на р. Колыме в составе ГА № 1, № 2, № 3, № 4 с установленной мощностью 570 МВт рекомендован к утверждению.

Проектные материалы также были рассмотрены Главгосэкспертизой России, которая согласилась с выводами заключения Минэнерго России от 19.02.2004 № Э-1 по проекту Усть-Среднеканской ГЭС и поддержала рекомендацию к его утверждению.

Эксплуатация производственных мощностей Усть-Среднеканской ГЭС для производства и поставки электроэнергии потребителям Магаданской области в настоящее время связана в первую очередь с необходимостью обеспечения надежности энергосистемы Магаданской области, а также с сезонными ограничениями эксплуатации водохранилища Колымской ГЭС.

Усть-Среднеканская ГЭС введена в эксплуатацию в качестве второго после Колымской ГЭС основного объекта генерации, что значительно увеличивает надежность замкнутой энергосистемы Магаданской области. В случае возникновения каких-либо технологических нарушений в работе основного оборудования Колымской ГЭС, срок эксплуатации которого на сегодняшний день превышает 35 лет, значительно снижаются риски обесточивания потребителей.

Кроме того, в соответствии с действующей Схемой и программой развития электроэнергетики Магаданской области на 2023–2027 годы, утвержденной указом губернатора Магаданской области от 28.04.2023 № 50-у (далее – Схема), Усть-Среднеканская ГЭС учтена в расчетных моделях электрической сети энергосистемы Магаданской области на 2023-2027 гг. в качестве одного из основных источников генерации, позволяющего обеспечить надежное электроснабжение энергетической системы Магаданской области, в условиях высокой степени износа основного оборудования электростанций ПАО «Магаданэнерго» и ПАО «Колымаэнерго».

В соответствии с протоколом совещания Минэнерго России от 26.04.2018
№ 09-783-пр под руководством Директора Департамента развития электроэнергетики П.Н. Сниккарса всеми участниками совещания была отмечена позиция о необходимости достройки Усть-Среднеканской ГЭС в полном объеме.

По результатам анализа представленных ПАО «Колымаэнерго» документом ФАС России отмечает, что при расчете расходов на арендную плату производственных объектов органу регулирования необходимо руководствоваться принципом расчета расходов исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, закрепленным в пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

В адрес органа регулирования, а также в адрес ФАС России Заявителем были представлены необходимые обосновывающие материалы по данной статье затрат.

Подход органа регулирования, принимаемый при расчете расходов по данной статье затрат, в части учета расходов пропорционально прогнозируемой поставляемой (потребляемой) УСГЭС мощности не предусмотрен действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Колымаэнерго» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере
1 709 562,19 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению) в сумме 255 805,41 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 255 805,41 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- проект договора № ОДУ-448 возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;

- расчет стоимости услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.

Согласно п. 26 Методических указаний № 686/19 неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также иных услуг, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования № 1178, за исключением расходов на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды.

В соответствии с пп. а) пункта 4 Правил отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 № 114 (в редакции от 30 декабря 2022 г.) (далее – Правила № 114), Общество относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию АО «СО ЕЭС».

Согласно пункту 9 Правил № 114 в отношении субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, предусмотренным пунктами 2 и 4 Правил № 114, в реестре указываются перечень электростанций, принадлежащих таким субъектам на праве собственности или на ином законном основании и обладающих характеристиками, предусмотренными указанными критериями, а также величина установленной генерирующей мощности каждой из этих электростанций.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФАС России от 15.11.2022 № 810/22, размер цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами, оказываемые субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, на год i долгосрочного периода регулирования (, руб./МВт в месяц) рассчитывается по формуле:

, (11),

где:

Nt - установленная генерирующая мощность электростанции t, входящей в Единую энергетическую систему России или технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему и принадлежащей на праве собственности или ином законном основании юридическому лицу, осуществляющему на оптовом или розничном рынках деятельность по производству электрической энергии (в том числе электростанции, принадлежащей хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием данной электростанции и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими такому субъекту энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, в случае, если в отношении указанной электростанции данным хозяйствующим субъектом или иной организацией, получившей статус субъекта оптового рынка, на оптовом рынке в установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке зарегистрированы группы точек поставки, в которых исполняются обязанности по поставке электрической энергии и мощности, производимой на такой электростанции), определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 29 Методических указаний № 810/22, МВт;

Tk - средняя мощность поставки электрической энергии электростанции k, входящей в Единую энергетическую систему России или технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему и принадлежащей на праве собственности или ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность по производству, передаче и купле-продаже на розничном рынке электрической энергии с использованием данной электростанции и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими такому субъекту энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд (за исключением хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта), определяемая в соответствии с абзацем первым пункта 29 Методических указаний № 810/22, МВт;

Rm - средняя мощность поставки электрической энергии по всем зарегистрированным за субъектом m оптового рынка, осуществляющим деятельность по поставке импортируемой электрической энергии, группам точек поставки импорта, определяемая в соответствии с абзацем четвертым пункта 29 Методических указаний № 810/22, МВт.

Цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами могут устанавливаться регулирующим органом с календарной разбивкой, в том числе по полугодиям. При этом доход, получаемый по установленным ценам (тарифам) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами, должен суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку в части управления технологическими режимами, определенную регулирующим органом на соответствующий год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (далее – ОДУ) в электроэнергетике АО «СО ЕЭС» являются обязательными расходами и подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемых организаций, подлежащих обслуживанию АО «СО ЕЭС», исходя из установленных цен (тарифов) АО «СО ЕЭС» и объема установленной мощности в расчетном периоде.

Согласно пояснениям органа регулирования, расходы по данной статье затрат не были учтены ввиду представления регулируемой организацией в рамках тарифной заявки на 2024 год проекта договора с АО «СО ЕЭС», который не содержит стоимость услуги (размер оплаты).

В соответствии с заявлением ПАО «Колымаэнерго» непредоставление подписанного договора в срок в адрес органа регулирования зависело от второй стороны договора – АО «СО ЕЭС» в связи с длительным заключением договора.

Договор на возмездное оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между АО «СО ЕЭС» и ПАО «Колымаэнерго» был заключен 11 декабря 2023 года (договор от 11.12.2023№ ОДУ-448), что свидетельствует о том, что у Общества на момент проведения заседания Правления Департамента (26.12.2023) имелся подписанный договор.

Тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике установлен приказом ФАС России от 22.12.2023 № 1039/23 и также был известен органу регулирования на момент проведения заседания Правления Департамента (26.12.2023).

Таким образом, учитывая то, что расходы на оплату услуг системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению носят обязательный характер и подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации, органу регулирования необходимо проанализировать расходы по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению)» и учесть в экономически обоснованном размере в НВВ 2024 года, соответствующие анализ и расчеты отразив в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования
№ 1178.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ПАО «Колымаэнерго» и Департаментом цен и тарифов Магаданской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент цен и тарифов Магаданской области нарушившим пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, п. 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденных приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Колымаэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом цен и тарифов Магаданской области (рег. от 07.02.2024 № 19488-ЭП/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в необходимой валовой выручке ПАО «Колымаэнерго» расходы по статье затрат «Арендная плата за движимое и недвижимое имущество, переданное в аренду ПАО «Колымаэнерго» для эксплуатации Усть-Среднеканской ГЭС (ГА №№ 1-4)» в размере 1 994 972,19 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 1 709 562,19 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2024 определить величину экономически обоснованных расходов по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (услуги системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению)» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, в экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

5. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2024 пересмотреть необходимую валовую выручку и тарифы на электрическую энергию для ПАО «Колымаэнерго» на 2024 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 резолютивной части настоящего решения.

Экономически обоснованные расходы, не учтенные при пересмотре тарифов на электрическую энергию на 2024 год, подлежат учету при установлении тарифов на электрическую энергию для ПАО «Колымаэнерго» на 2025 год.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «Колымаэнерго» тарифов на электрическую энергию, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Магаданское УФАС России
ИНН 4909053335, ОГРН 1024900961634
Департамент цен и тарифов Магаданской области
ИНН 4909014505, ОГРН 1054900003872
ПАО "Колымаэнерго"
ИНН 4908000718, ОГРН 1024900959467