Предписание №СП/58534/20 Предписание по рез-м проверки РЭК Краснодарского края в отно... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки (приказ ФАС России от 14.11.20191504/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов в отношении АО «Крайжилкомресурс»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19 «О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – РЭК Краснодарского края, орган регулирования) в отношении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Крайжилкомресурс» (далее – регулируемая организация) на 2018-2019 гг.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

АО «Крайжилкомресурс (далее – регулируемая организация) осуществляет деятельность по захоронению ТКО.

Тарифы на захоронение ТКО утверждены на 2017-2018 годы приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.08.2017 № 5/2017-тко (в ред. от 04.07.2018 № 9/2018-тко), на 2019 год — приказом от 18.12.2018 № 42/2018-тко.

Организация осуществляет свою деятельность в сфере обращения с ТКО с конца 2017 года впервые.

НВВ регулируемой организации составляет на 2018 год – 329 150,25 тыс. руб. (включает в себя в том числе НВВ 2017 года), на 2019 год – 358 185,53 тыс. руб.

АО «Крайжилкомресурс» осуществляет эксплуатацию межмуниципального полигона ТКО в Родниковском сельском поселении Белоречеснкого района Краснодарского края.

Земельный участок, находящийся в пользовании регулируемой организации, передан в аренду (постановление администрации муниципального образования Белореченский район от 21.08.2012 № 1831, договор аренды земельного участка № 3900005462, соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от 01.04.2013).

По результатам анализа экспертных заключений органа регулирования на 2017-2018, 2019 гг., а также материалов тарифных дел ФАС России в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

1. Расходы на работы и услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в сумме 142 590,42 тыс. руб., относящиеся на работу мусоросортировочной станции.

Согласно экспертному заключению органа регулирования расходы учтены на основании проектной документации Белореченского экологического комплекса по обращению с твердыми коммунальными отходами. Начало работы станции было запланировано организацией на 01.01.2019.

Мусоросортировочная станция построена согласно пункту 1.76.2 краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.08.2009 № 723, за счет бюджетных инвестиций в целях финансового обеспечения проектных и изыскательных работ, строительства инфраструктуры системы вывоза отходов с территории города-курорта Сочи.

Администрацией Белореченского района Краснодарского края выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2017 № 23 Ru 23504307-39-2015.

ФАС России отмечает, что разрешение на ввод в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

Приказом АО «Крайжилкомресурс» от 19.12.2019 № 380-П мусоросортировочная станция введена в эксплуатацию (акт ввода в эксплуатацию от 19.12.2019).

При этом согласно инвентарной карточке мусоросортировочная станция принята к бухгалтерскому учету 10.01.2020 (№ 00-000263).

1. В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ оператор по обращению с ТКО — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронения ТКО.

В соответствии с пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО.

Пунктом 8 Правил № 484 установлен исчерпывающий перечень обосновывающих материалов, которые должны прилагаться к заявлению об установлении тарифов, к которым относятся, в том числе, копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

Предоставление указанных документов является обязательным и необходимым, в том числе в отношении организаций, которые обращаются за утверждением тарифов впервые (в материалах тарифного дела отсутствуют, в возражениях на акт проверки и по дополнительным запросам ФАС России не представлены).

Исходя из совокупности норм законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере ТКО, ФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований у органа регулирования для включения затрат на обработку ТКО при установлении тарифа на захоронение ТКО на 2019 год ввиду отсутствия деятельности АО «Крайжилкомресурс» на мусоросортировочной станции.

2. Закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Закона 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

- обработка твердых коммунальных отходов;

- обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- захоронение твердых коммунальных отходов;

- оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

- энергетическая утилизация.

Пунктом 5 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с проектом Приказа Минстроя России «Об утверждении порядка ведения раздельного учета и единой системы классификации затрат по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – проект Приказа) регулируемая организация, одновременно осуществляющая деятельность по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и обработку, и (или) обезвреживание, и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, ведет раздельный учет расходов (затрат) по каждому такому виду деятельности.

В соответствии с уставом АО «Крайжилкомресурс» (утв. приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.08.2016 № 267) организация осуществляет 12 видов деятельности. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 28.05.2020 № ЮЭ9965-2064301122 АО «Крайжилкомресурс» осуществляет 43 вида деятельности, в том числе: 38.1 Сбор отходов, 38.2 Обработка и утилизация отходов, 38.32 Утилизация отсортированных материалов.

ФАС России отмечает, что представленное АО «Крайжилкомресурс» в составе Заявления положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2015 год (далее – Положение) не отражает принципа ведения в регулируемой организации раздельного учета, в частности:

- пунктом 2.9 Положения утвержден перечень видов деятельности, подлежащих раздельному учету: аренда; выпуск газеты; обработка и утилизация опасных отходов; хранение и складирование прочих грузов; удаление и обработка твердых отходов; прочая деятельности по техническому контролю, испытаниям и анализу. Таким образом, в нарушение статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ пункт 2.9 Положения не содержит принцип раздельного учета по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- в соответствии с пунктом 7.2 Положения в АО «Крайжилкомресурс» по дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы по обычным видам деятельности, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Счет 20 «Основное производство» рабочего плана счетов (Приложение 2 Положения) включает субсчета: 20.01 «Основное производство» и 20.02 «Производство продукции из давальческого сырья». Таким образом, в нарушение статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ счет 20 «Основное производство» не содержит принцип раздельного учета по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- в соответствии с пунктом 10.2 Положения в АО «Крайжилкомресурс» аналитический учет доходов от обычных видов деятельности ведется по соответствующим аналитическим признакам на субсчете 90.1 счета 90 «Продажи». Субсчет 90.1 «Выручка» счета 90 «Продажи» рабочего плана счетов (Приложение 2 Положения) включает субсчета: 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения», 90.01.2 «Выручка по отдельным видам деятельности».  Таким образом, в нарушение статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ счет Субсчет 90.1 «Выручка» счета 90 «Продажи» не содержит принцип раздельного учета по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

По результатам анализа данных бухгалтерской документации также установлено, что раздельный учет расходов организацией не соблюдается (на 20 счете отражаются все операции, связанные с производственной деятельностью, группировка осуществляется по видам расходов).

3. В отсутствие фактических затрат по эксплуатации мусоросортировочной станции в подтверждение плановых затрат организацией была представлена проектная документация Белореченского экологического комплекса. Стоимость услуг определена органом регулирования с учетом представленных коммерческих предложений.

Учтенные органом регулирования расходы включают в себя (Приложение № 1 к экспертному заключению на 2019 год):

1.1 Расходы на сырье и материалы в сумме 29 665,9 тыс. руб.

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы определены с учетом фактических затрат 2017 года с применением индекса роста. Данное обоснование не подкрепляется фактами, так как фактическое использование станции организацией не осуществлялось, документы, подтверждающие фактические расходы, организацией не представлялись ввиду их отсутствия.

Организацией в обоснование расходов были представлены скриншоты сайтов с ценой на соду каустическую, хлорную известь, коммерческие предложения. Органом регулирования были сформированы затраты на основе этих данных.

1.2. Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы в сумме 1 814,69 тыс. руб.

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы определены с учетом корректировки расходов по тепловой энергии на период отопительного сезона 6 месяцев.

Организацией в обоснование данной статьи затрат были представлены:

  • расчет топлива для котельной, работающей на 2-х котлах, вид топлива — щепа;

  • данные интернет-ресурсов о котлах (их характеристиках);

  • скриншот сайта с ценой за 1 м3 щепы.

1.3. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала в суммах 64 641,37 тыс. руб. и 19 392,41 тыс. руб. соответственно. Определены данные расходы на основании проектной документации Белореченского мусоросортировочного комплекса, численность принята в количестве 180 человек, среднемесячная заработная плата — 29 926,5 руб./чел./мес. Иных обосновывающих документов регулируемой организацией представлено не было.

4. Прочие производственные расходы в сумме 2 649,99 тыс. руб. В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы определены в соответствии с представленными расчетами и договорами, скорректированными в соответствии с прогнозными показателями. Данное обоснование не подкрепляется фактами, так как фактическое использование станции организацией не осуществлялось, документы, подтверждающие фактические расходы, организацией не представлялись ввиду их отсутствия. Организацией заявлялись расходы на охрану труда (молоко), исходя из расчета потребности в нем.

5. Ремонтные расходы в сумме 35 033 тыс. руб. В обоснование в экспертном заключении отражено, что учтены расходы на ремонт повреждений противофильтрационного экрана и защитного слоя в сумме 1 479,29 тыс. руб. на основании фактически произведенных ремонтов с учетом текущего индекса.

ФАС России отмечает, что ремонт повреждений противофильтрационного экрана и защитного слоя относится к захоронению ТКО (основное назначение — создание искусственного барьера, препятствующего проникновению фильтрата в грунтовые воды). Расходы подлежат переносу в статью «Ремонт основных средств» по виду деятельности «захоронение ТКО».

В экспертном заключении обосновывается 1 479,29 тыс. руб., принимается — 35 033 тыс. руб. Согласно смете учтены расходы в сумме 33 354 тыс. руб. на ремонт автотранспортных средств, сортировочного комплекса, приобретение шин.

Организацией в обоснование представлены:

    • расчет ТО по автотранспортным средствам (планируемым к приобретению согласно коммерческим предложениям);

    • расчеты приобретения автошин с учетом приказа АО «Крайжилкомресурс» от 30.09.2014 № 238-п о нормах пробегах до списания автошин, установленных на автомобилях-мусоровозах;

    • расчет ремонтов оборудования на станции исходя из нормы потребности в запчастях (замена подвижного и неподвижного ножей, нижней оси каретки, гидравлического масла на прессе, на редукторах, смазка подшипников конвейера, подшипник вала, пластины на конвейере приемки и пресса, замена цепей на главном конвейере, ремонтные работы на конвейере сбора фильтрата). Подписан расчет ведущим механиком ОП Полигон.

ФАС России отмечает, что расходы на ремонт основных средств в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 должны формироваться с учетом дефектных актов, актов осмотра, локальных сметных расчетов, графиков ремонтных работ и т. д. и находить свое отражение в производственной программе, мероприятия которой в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, включают в себя текущую эксплуатацию объектов, а также текущий и (или) капитальный ремонт объектов.

В производственной программе на 2019 год отражены только 1 479,29 тыс. руб. на ремонт повреждений противофильтрационного экрана и защитного слоя.

6. Расходы на арендную плату и лизинговые платежи в сумме 4 206,77 тыс. руб. В экспертном заключении органа регулирования отражено, что расходы учтены в соответствии с корректировкой по лизинговым платежам.

Организацией в обоснование были представлены коммерческие предложения, расчеты стоимости лизинговых платежей согласно коммерческим предложениям с учетом удорожания в размере 10 % от стоимости планируемых к приобретению в лизинг основных средств.

7. Расходы по уплате налогов и сборов в сумме 7 757,0 тыс. руб. Учтены расходы по уплате налога имущества по плану предприятия.

Организацией в обоснование 7 757,0 тыс. руб. в заявке отражено, что данный налог рассчитан как 2,2 % от суммы амортизационных отчислений. В связи с тем, что акт ввода в эксплуатацию объекта отсутствует и на учете на балансе организации не стоит, органом регулирования амортизационные отчисления не приняты. При этом учет планового налога на имущество в отсутствие принятия объектов как к бухгалтерскому, так и налоговому учету, является необоснованным.

8. Доходы, получаемые от реализации вторсырья в сумме 22 601 тыс. руб. Исключение направлено на снижение финансовых потребностей организации. Расчеты и обосновывающие документы отсутствуют.

Таким образом, расходы в сумме 141 111,13 тыс. руб. учтены органом регулирования в отсутствие акта ввода в эксплуатацию, документов, подтверждающих фактическое использование объекта и осуществление на нем регулируемого вида деятельности, а также в отсутствие документов, подтверждающих плановые затраты, в том числе их объемы и стоимость (в возражениях на акт проверки и по дополнительным запросам ФАС России не представлены).

На основании вышеизложенного, расходы в сумме 141 111,13 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ организации.

При этом ФАС России отмечает, что в случае если регулируемая организация в течение 2019 года осуществляла деятельность по обработке ТКО на мусоросортировочной станции, то расходы на ее осуществление подлежат включению в состав НВВ организации на 2021 год в экономически обоснованном размере в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 при условии наличия подтверждающих материалов (подтверждающих осуществление обработки и образование вторичного сырья на объекте обработки), первичной и бухгалтерской документации (с учетом соблюдения закрепленного статьей 24.8 Закона № 89-ФЗ принципа ведения раздельного учета расходов).

 

Лизинговые платежи

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2018 год в сумме 14 835,54 тыс. руб., на 2019 год – 14 895,15 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

1. Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2018 год, расчет был произведен согласно откорректированному планируемому расчету стоимости техники. График платежей построен дифференцированным способом погашения лизинга.

2. Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, из расчета исключены расходы по оплате лизинговых платежей по микроавтобусу Ford Transit 2/2MT и погрузчика телескопического с манипуляторным захватом, вилкой и сменным ковшом. При этом анализа учтенных в составе НВВ расходов в разрезе обязательных платежей в экспертном заключении органа регулирования не содержится, что является нарушением пункта 35 Основ ценообразования № 484, пункта18 Правил № 484.

В возражениях на акт проверки указано, что расходы приняты исходя из размера амортизационных отчислений по транспортным средствам, принятым к учету, в обоснование представлен расчет и договоры по лизингу транспортных средств на сумму 14 235,2 тыс. руб.

Проанализировав представленный расчет, а также положения договоров, выявлено следующее:

1) Каток уплотнитель (компактор) РЭМ-25. Органом регулирования учтены расходы на лизинг в сумме 3 483,33 тыс. руб. на основании первоначальной стоимости по коммерческому предложению с учетом удорожания в размере 10 % от стоимости планируемых к приобретению в лизинг основных средств. В обоснование данных расходов представлен договор лизинга № 002/5753/С/18-LA с Джон Дир. По договору срок лизинга составляет 3 года. При этом указанный договор не содержит даты его заключения, также отсутствуют подписи и печати лизингодателя и лизингополучателя, не представлена информация о государственной регистрации договора. В отсутствие заключенного в установленном законодательством порядке договора учтенные расходы являются необоснованными;

2) Бульдозер гусеничный ЧТЗ Б14. Органом регулирования учтены расходы на лизинг в сумме 2 711,2 тыс. руб. Определены данные расходы на основании договора лизинга от 13.11.2017 № 06645-КРД-17-Л с ООО «Альфамобиль» исходя из расчета лизинговых платежей, отраженных в приложении к договору. При этом расчеты указанной суммы в разрезе сумм амортизации, налогов и иных обязательных платежей с подтверждающими документами в соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 отсутствуют, в связи с чем расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ организации;

3) Самосвал 68901 R на шасси КамАЗ 6511. Органом регулирования учтены расходы на лизинг в сумме 1 496 тыс. руб. на основании первоначальной стоимости по коммерческому предложению с учетом удорожания в размере 10 % от стоимости планируемых к приобретению в лизинг основных средств. В обоснование представлен договор лизинга с ООО «СТОУН-XXI” № Л37975. Договор не содержит даты его заключения, также отсутствуют подписи и печати лизингодателя, не представлена информация о государственной регистрации договора (срок по проекту до 28 марта 2021 года). В отсутствие заключенного в установленном законодательством порядке договора учтенные расходы являются необоснованными;

4) Машина поливомоечная для увлажнения отходов. Органом регулирования учтены расходы на лизинг в сумме 1 210,0 тыс. руб. на основании первоначальной стоимости по коммерческому предложению с учетом удорожания в размере 10 % от стоимости планируемых к приобретению в лизинг основных средств. В обоснование представлен договор лизинга с ООО «СТОУН-XXI” № Л38096. Договор не содержит даты его заключения, также отсутствуют подписи и печати лизингодателя, не представлена информация о государственной регистрации договора (срок по проекту до 28 апреля 2021 года). В отсутствие заключенного в установленном законодательством порядке договора учтенные расходы являются необоснованными;

5) Экскаватор гусеничный John Deere E210 LC. Органом регулирования учтены расходы на лизинг в сумме 5 334,63 тыс. руб. на основании договора лизинга от 24 октября 2017 года № 001/5753/С/17-LA с Джон Дир. В указанном договоре отсутствуют подписи и печати лизингодателя и лизингополучателя, не представлена информация о государственной регистрации договора. В отсутствие заключенного в установленном законодательством порядке договора учтенные расходы являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, расходы в сумме 11 523,96 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На 2018 год со стороны органа регулирования не представлено пояснений и ссылок на обосновывающие документы, в связи с чем расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом подхода ФАС России, отраженного по данной статье на 2019 год.

 

Прочие производственные расходы

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной на 2018 год в сумме 62,23 тыс. руб., на 2019 год – 1 712,31 тыс. руб.

На 2018 год расходы определены на основании расчета предприятия, откорректированного в части применяемого тарифа на вывоз ЖБО.

На 2019 год расходы определены в соответствии с представленными расчетами и договорами с учетом основных параметров прогноза, при этом ссылок на обосновывающие документы (с реквизитами) экспертное заключение органа регулирования не содержит.

Как следует из возражений на акт проверки, в составе данных расходов учтены затраты на оплату КАСКО в сумме 1 409,99 тыс. руб. на основании договоров лизинга транспортных средств и затраты на охрану труда (молоко и средства гигиены) в сумме 302,32 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что учет затрат на добровольное страхование КАСКО в составе необходимой валовой выручки противоречит положениям действующего законодательства.

По смыслу пункта 32 Основ ценообразования № 484 в НВВ учитываются только обязательные экономически обоснованные затраты организации, к которым добровольное страхование КАСКО для целей осуществления регулируемой деятельности организации не относится.

В этой связи расходы в сумме 1 409,99 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

Нормативная прибыль

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2018 год в сумме 37 209,04 тыс. руб., на 2019 год – 13 934,97 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 484 нормативная прибыль включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в экономически обоснованном размере с учетом утвержденных инвестиционных программ регулируемых организаций;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В расчете тарифа на 2018 год в составе нормативной прибыли учтены, в том числе, дивиденды в сумме 18 604,52 тыс. руб., резервный фонд в размере 1 331,5 тыс. руб. и выплаты согласно ДИО в сумме 1 860,45 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» выплата дивидендов осуществляется при наличии чистой прибыли предприятия и является правом общества, а не обязанностью. Дивиденды выплачиваются по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и не могут закладываться в плановом режиме в необходимую валовую выручку регулируемой организации.

Таким образом, расходы из прибыли на выплату дивидендов в размере 18 604,52 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

В отношении расходов на резервный фонд ФАС России в возражениях на акт проверки указано, что средства резервного фонда сформированы с учетом положений Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в размере 5 % от прибыли. При этом в экспертном заключении органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности данных расходов, в том числе механизм распределения расходов на формирование резервного фонда между всеми видами деятельности акционерного общества и его филиалами, в связи с чем данные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

Расшифровка и анализ выплат согласно ДИО от 31.05.2006 № 417 в экспертном заключении органа регулирования также отсутствует. Как следует из возражений на акт проверки, в выплатах учтены расходы на материальное поощрение руководителя АО «Крайжилкомресурс» на основании Приложения № 7 к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.05.2006 № 417 «Об утверждении рекомендаций и примерных форм документов в сфере управления акциями (долями), которые находятся в государственной собственности Краснодарского края».

Приложение № 7 содержит примерную форму трудового договора с генеральным директором хозяйственного общества, более 50 % акций (долей) которого находятся в государственной собственности Краснодарского края.

Пунктом 3.2 Приложения № 7 установлено, что если общество по итогам финансового года в установленный решением общего собрания акционеров срок перечисляет часть прибыли (дивиденды) в размере не менее 15 % от чистой прибыли, то генеральному директору по решению совета директоров может выплачиваться разовое вознаграждение до 5% от чистой прибыли общества, что составит не более 12 должностных окладов, в пределах средств, имеющихся в фонде потребления общества.

Учитывая, что выплата такого вознаграждения Федеральным законом «Об акционерных обществах» не предусмотрена; согласно приказу ДИО осуществляется при наличии чистой прибыли и является правом общества, а не обязанностью, в отсутствие такого решения собрания акционеров в материалах расходы на выплаты согласно ДИО подлежат исключению из состава НВВ организации.

Таким образом, исключению из состава нормативной прибыли на 2018 год подлежат расходы в сумме 20 464,97 тыс. руб.

Расшифровки и анализа нормативной прибыли на 2019 год экспертное заключение органа регулирования не содержит, что является нарушением пункта 18 Правил № 484.

Как следует из возражений на акт проверки, в составе нормативной прибыли учтены выплаты согласно постановлению № 417, а также выплаты в соответствии с коллективным договором на материальную помощь по итогам года, при рождении ребенка, при смерти ближнего, на лечение, а также на материальную помощь при тяжелом финансовом положении и потере имущества.

ФАС России отмечает, что выплаты согласно постановлению № 417 в сумме
1 560 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ организации (рассмотрено выше), в остальной части органу регулирования необходимо привести экспертное заключение в соответствие пункту 18 Правил № 484, отразив анализ экономической обоснованности учтенных затрат со ссылками на обосновывающие документы (в части численности и стоимости).

 

Налог на прибыль

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2018 год в сумме 12 818,12 тыс. руб., на 2019 год – 3 498,33 тыс. руб.

Согласно расчетам органа регулирования база для расчета налога на прибыль на 2018 год определена как сумма нормативной и расчетной предпринимательской прибыли.

ФАС России отмечает, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

Учитывая вышеизложенное, а также решение по статье «Нормативная прибыль», исключению из состава НВВ организации подлежат расходы в сумме 9 037,1 тыс. руб.:

  • на 2018 год: 12 818,12 — (37209,04-20464,97)/0,8*0,2=8 632,1 тыс. руб.;

  • на 2019 год: 3 498,33 - (13934,97-1560)/0,8*0,2= 405 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов Краснодарского края при установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов в отношении АО «Крайжилкомресурс» нарушившей положения пунктов 35, 38, 43 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Крайжилкомресурс» расходы в общей сумме 185 107,15 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

    • «Расходы на работы и услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО» в сумме 141 111,13 тыс. руб. на 2019 год;

    • «Лизинговые платежи» в сумме 11 523,96 тыс. руб. на 2019 год;

    • «Прочие производственные расходы» в сумме 1 409,99 тыс. руб. на 2019 год;

    • «Нормативная прибыль» в сумме 22 024,97 тыс. руб. на 2018-2019 годы;

    • «Налог на прибыль» в сумме 9 037,1 тыс. руб. на 2018-2019 годы.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в необходимую валовую выручку АО «Крайжилкомресурс», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки АО «Крайжилкомресурс» по статьям затрат:

  • «Лизинговые платежи» на 2018-2019 годы;

  • «Нормативная прибыль» на 2018-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть величину необходимой валовой выручки АО «Крайжилкомресурс», а также размер расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с положениями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.

          4. Результаты исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учесть при определении необходимой валовой выручки АО «Крайжилкомресурс» на 2020-2022 годы, осуществив при необходимости пересмотр тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Крайжилкомресурс», установленных на 2020 год, обеспечив введение в действие с 01.10.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертного заключения по делу об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «Крайжилкомресурс», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813