Решения по тарифам №31/69988/19 Решение по результатам рассмотрения спора (разногласий) межд... от 13 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев спор по заявлению МКУП «Коммунальные системы» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 25.02.2019 № 125, от 26.03.2019 № 209, вх. от 05.03.2019 рег. № 36614/19, от 05.04.2019 рег. № 59140/19), возникший с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на водоотведение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителей МКУП «Коммунальные системы» <...>, а также представителей Департамента в лице начальника юридического отдела <....>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление МКУП «Коммунальные системы» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Департаментом на 2019 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям спора (разногласий) Комиссия отмечает следующее.

Постановлением Департамента от 14.12.2018 № 18/500 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МКУП «Коммунальные системы» потребителям городского округа город Мантурово на 2019-2021 годы» установлен тариф на оказываемые услуги водоотведения на 2019 год методом индексации в размере 62,05 руб./куб.м без НДС.

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг водоотведения составил 16 412,01 тыс. руб.

МКУП «Коммунальные системы» осуществляет регулируемую деятельность с 01.01.2018, в связи с чем, фактические данные за предыдущие периоды регулирования у Заявителя отсутствовали на момент установления тарифов на 2019 год. В качестве обоснования заявленных требований в материалах тарифного дела в адрес Департамента были представлены фактические данные за 9 месяцев 2018 года.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении МКУП «Коммунальные системы» указывает на то, что утвержденный Департаментом тариф на 2019 год экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки МКУП «Коммунальные системы», в части оказываемых услуг водоотведения в общей сумме 5 152,51 тыс. руб. по следующим статьям затрат: «Цеховые расходы», «Общеэксплуатационные расходы», «Прочие расходы», «Налоги», «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала».

1. Цеховые расходы в части оказываемых услуг водоотведения.

Регулируемой организацией заявлены в ФАС России цеховые расходы в части оказываемых услуг водоотведения в размере 9,77 тыс. руб., при учтенных Департаментом – 0,0 тыс. руб., объем разногласий – 9,77 тыс. руб.

МКУП «Коммунальные системы» заявлены расходы по данной статье на основании фактических затрат за полный 2018 год, данные по которым отсутствовали в материалах тарифного дела у органа регулирования на момент принятия тарифного решения.

В составе данных расходов в части оказываемых услуг водоотведения регулируемой организацией заявлены затраты на услуги связи, три сотовых телефона, командировочные расходы цехового персонала, охрану труда цехового персонала, без указания заявленных в ФАС России сумм по подстатьям затрат.

В качестве обосновывающих документов по заявленным расходам по водоотведению Заявитель указывает авансовые отчеты, командировочные удостоверения, медосмотры.

Орган регулирования в обоснование своей позиции указывает следующее.

Информация о проведении закупочных процедур в адрес Департамента Заявителем не предоставлялась.

В части обоснования расходов на медосмотры регулируемой организацией был представлен в адрес Департамента и в адрес ФАС России договор на оказание медицинских услуг от 26.01.2018 № 46/18, заключенный с ОГБУЗ Мантуровская ОБ, срок действия которого ограничен 31.12.2018.

В направленном в ФАС России отзыве Департамент отмечает, что в целях соблюдения единых подходов к формированию затрат, расходы на моющие средства учитывались Департаментом в составе расходов на охрану труда.

Кроме того, расходы по статье «Охрана труда» предлагались регулируемой организацией в составе цеховых расходов и расходов на аварийно-восстановительные работы (АВР). Документы, предоставленные регулируемой организацией, не позволяют отнести расходы к определенной статье затрат. В связи с чем, все подтвержденные расходы на охрану труда (в том числе: моющие средства, спецодежду, медосмотры) были учтены Департаментом в составе комплексной статьи «Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ».

Для подтверждения расходов по услугам связи Заявителем были представлены договоры с ПАО «Ростелеком» на услуги местной связи от 01.01.2018 №№ 844000029146, 844000028361 и счета - фактуры от 31.03.2018 и 30.06.2018.

Однако на основании представленных документов не представляется возможным определить цель использования услуг местной связи, тем самым отнести указанные расходы к определенной статье затрат. Также регулируемой организацией не был предоставлен в адрес органа регулирования в материалах тарифного дела перечень абонентских номеров, закрепленных за конкретными подразделениями предприятия либо их работниками.

Расходы на услуги мобильной связи не были приняты Департаментом в составе статьи «Цеховые расходы» в части оказываемых услуг водоотведения в связи с отсутствием в материалах тарифного дела документов, подтверждающих фактические расходы регулируемой организации (договоры, счета фактуры и акты выполненных работ).

Кроме того, расходы на услуги сотовой связи на основании представленных Заявителем в адрес Департамента в материалах тарифного дела обосновывающих документов учтены органом регулирования в составе статьи «Обцеэксплуатационные расходы».

Комиссия отмечает, что в отношении представленных договоров с ПАО «Ростелеком» на услуги местной связи от 01.01.2018 №№ 844000029146, 844000028361 Заявителем не представлено подтверждения распространения действия данных договоров на 2019 год.

В части командировочных расходов Департамент указывает на то, что регулируемой организацией данные расходы в составе цеховых расходов не заявлялись. Кроме того, в подтверждение командировочных расходов МКУП «Коммунальные системы» не были предоставлены обосновывающие материалы ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России.

На основании вышеизложенного, требования МКУП «Коммунальные системы» по статье «Цеховые расходы» в части оказываемых услуг водоотведения не подлежат удовлетворению.

2. Общеэксплуатационные расходы в части оказываемых услуг водоотведения.

Регулируемой организацией заявлены в ФАС России общеэксплуатационные расходы в части оказываемых услуг водоотведения в размере 653,36 тыс. руб., при учтенных Департаментом – 44,44 тыс. руб. (МКУП «Коммунальные системы» указывает на то, что Департаментом учтено 0,0 тыс. руб., при этом согласно калькуляции по расчету тарифов на водоотведение МКУП «Коммунальные системы» на 2019-2021 годы, представленной Департаментом в адрес ФАС России, органом регулирования учтены расходы по статье «Общеэксплуатационные расходы» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 44,44 тыс. руб.), таким образом, объем разногласий – 608,92 тыс. руб.

Регулируемая организация отмечает, что общеэксплуатационные расходы являются комплексными затратами, которые собираются на счете 26 и распределяются согласно учетной политике МКУП «Коммунальные системы» по видам деятельности пропорционально заработной плате основных работников (счет 20.1 – водоснабжение, счет 20.2 – водоотведение, счет 23 – вспомогательное производство).

По статье «Общеэксплуатационные расходы» в общем объеме по обоим видам деятельности регулируемая организация заявляет 946,91 тыс. руб. (293,54+653,36), в том числе: ГСМ - 95,78 тыс. руб., запчасти – 62,02 тыс. руб., инвентарь – 27,4 тыс. руб., услуги связи – 49,0 тыс. руб., электроэнергия административного здания – 83,78 тыс. руб., отопление здания – 223,94 тыс. руб., канцелярские товары – 25,3 тыс. руб., интернет – 20,93 тыс. руб., программное обслуживание – 79,3 тыс. руб., командировочные расходы – 10 тыс. руб., охрана труда – 9,3 тыс. руб., услуги иных организаций – 59 тыс. руб., амортизация – 199,77 тыс. руб.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что общая сумма всех расходов, входящих в состав общеэксплуатационных расходов составляет 945,52 тыс. руб., что не соответствует (меньше) заявленной суммы МКУП «Коммунальные системы» в размере 946,91 тыс. руб.

В качестве обосновывающих документов Заявителем указаны договоры купли-продажи на услуги отопления и электроснабжения, на услуги связи, программное обслуживание, свод ГСМ, страховые свидетельства автомобилей, договор на канцтовары, счета-фактуры, акты на списание.

Комиссия обращает внимание на то, что ни в материалах тарифного дела, представленных в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России регулируемой организацией не представлен расчет экономически обоснованного объема расходов по данной статье, содержащий потребность в приобретении товара (оказываемой услуги) в необходимом количестве (с необходимой периодичностью) в разрезе подстатей затрат.

Органом регулирования в составе статьи «Общеэксплуатационные расходы» учтены расходы на услуги связи, интернет и канцелярские товары, а также расходы на электрическую энергию административного здания на основании представленных регулируемой организацией обосновывающих документов.

Департамент указывает на то, что подтверждающие материалы (счета-фактуры и акты выполненных работ) по статьям: ГСМ, запчасти, отопление административного здания, электроэнергия для административного здания, услуги типографии, обслуживание компьютерных программ, услуги по техническому обслуживанию пожарной сигнализации, страховка автомобилей, техосмотр отсутствовали в материалах тарифного дела.

Департамент обращает внимание на то, что амортизационные отчисления, входящие в состав статьи «Общеэксплуатационные расходы», указанные регулируемой организацией в заявлении в размере 199,77 тыс. руб., в тарифной заявке на момент установления тарифов на 2019 год МКУП «Коммунальные системы» не заявлялись.

Комиссия отмечает, что регулируемой организацией в адрес ФАС России по статье «Амортизация» не были представлены подтверждающие заявленные требования документы, а именно: перечень амортизируемых объектов, приказы и акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки объектов, оборотно-сальдовые ведомости.

Орган регулирования также отмечает, что договоры, подтверждающие фактические затраты по статье «Общеэксплуатационные расходы», представленные МКУП «Коммунальные системы» в обоснование заявленных требований, заключены без проведения конкурсных процедур.

Департамент также отмечает, что договоры, представленные МКУП «Коммунальные системы», не позволяют определить фактически понесенные расходы в 2018 году, поскольку не содержат приложенных счетов-фактур или актов выполненных работ. Исключение составляют договоры на поставку канцелярской продукции, заключенные с ИП Киселевой А.А. и ИП Кривошеем А.К., а также с ПАО «Ростелеком» на оказание услуг связи и предоставления доступа к сети «Интернет».

При этом вышеуказанные договоры не распространяют свое действие на 2019 год.

Таким образом, на основании представленных Заявителем актов на списание материалов и счета-фактуры органом регулирования при установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения рассчитаны указанные затраты.

В нарушение подпункта «б» пункта 22 Основ ценообразования № 406 регулируемой организацией не представлен экономически обоснованный расчет объема горюче-смазочных материалов, запчастей и их стоимости. Документы, подтверждающие проведение закупочных процедур, предусмотренных требованиями законодательства Российской Федерации, таже отсутствуют.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний № 1746-э регулируемой организацией в части затрат на ГСМ форма «Расходы на сырье и материалы» - Приложение 2.1 - 2.1.1 в составе обосновывающих материалов также не представлялась ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России.

Орган регулирования также отмечает, что в адрес Департамента счета-фактуры или иные документы, подтверждающие оплату услуг отопления и электрической энергии, также представлены не были. Фактические расходы МКУП «Коммунальные системы» по договорам, заключенным с ООО «Теплосервис», не подтверждены.

Кроме того, Комиссия отмечает, что представленные Заявителем договоры по расходам на ГСМ, запчасти, услуги связи, электроснабжение, отопление, командировочные расходы, охрану труда были проанализированы и признаны Комиссией неподлежащими к учету в рамках рассмотрения заявленных требований по статьям «Аварийно-восстановительные работы» и «Цеховые расходы».

В части расходов на инвентарь и услуги иных организаций Заявителем в обоснование заявленных требований не были представлены в адрес ФАС России расчеты, расшифровки по данным затратам, также обоснование необходимости учета данных расходов.

В части расходов на интернет, канцелярские товары и программное обслуживание Заявителем не представлены в адрес ФАС России актуальные на 2019 год договоры.

Кроме того, МКУП «Коммунальные системы» не подтверждена необходимость использования автотранспортных средств. Регулируемой организацией не представлена ни в материалах тарифного дела в Департамент, ни в ФАС России информация о целевом использовании транспорта, о фактическом использовании автотранспорта в 2018 году. Таким образом, включение расходов на страхование автотранспорта, необходимость которого для целей водоотведения не подтверждена, противоречит пункту 24 Основ ценообразования № 406.

Комиссия также обращает внимание на то, что согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования вправе запросить дополнительные сведения у регулируемой организации, однако указанное не является безусловной обязанностью, что подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации (апелляционное определение от 13.10.2016 № 47-АПГ16-6).

В силу пункта 18 Правил регулирования тарифов № 406 регулируемая организация наделена правом по своей инициативе представить дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов.

В этой связи бремя доказывания заявленной позиции возложено на сторону, доказывающую экономическую обоснованность затрат.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны регулируемой организации в части учета расходов по статье затрат «Общеэксплуатационные расходы» в сфере водоотведения, в том числе ввиду отсутствия в материалах тарифного дела на 2019 год актуальных заключенных договоров на поставку товаров, Комиссия считает целесообразным отказать Заявителю в удовлетворении требований в указанной части.

3. Прочие расходы в части оказываемых услуг водоотведения.

Регулируемой организацией заявлены в ФАС России прочие расходы в части оказываемых услуг водоотведения в размере 552,71 тыс. руб., при учтенных Департаментом – 538,9 тыс. руб., объем разногласий – 13,81 тыс. руб.

По статье «Прочие расходы» в части оказываемых услуг водоотведения регулируемая организация заявляет: расходы на услуги ЕИРКЦ – 301,13 тыс. руб., на услуги СЭС – 20,8 тыс. руб., услуги других организаций – 230,78 тыс. руб.

Заявитель обращает внимание на то, что в адрес Департамента в материалах тарифного дела были направлены все договоры, а именно договоры, заключенные с ЕИРКЦ, с ЦЛАТИ, с вневедомственной охраной, с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», с ФБУ Костромской ЦСМ, а также копии счетов-фактур.

В части оказываемых услуг водоотведения Департаментов на 2019 год по статье «Прочие расходы» учтены расходы на информационно-консультационные услуги (АО «ЕИРКЦ») в размере 381,42 тыс. руб. (что выше заявки регулируемой организации в ФАС России на 80,29 тыс. руб.) и услуги центра гигиены и эпидемиологии в размере 157,45 тыс. руб. на уровне заявки МКУП «Коммунальные системы» в материалах тарифного дела.

Затраты на оказание услуг прочих организаций исключены Департаментом в полном объеме, так как экономическая обоснованность предлагаемых Заявителем затрат не подтверждена МКУП «Коммунальные системы», в том числе отсутствует подтверждение фактического приобретения материалов и услуг сторонних организаций за 2018 год.

Комиссия отмечает, что расшифровка и необходимость учета расходов на услуги прочих организацией также не представлена МКУП «Коммунальные системы» в адрес ФАС России.

Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что договоры, представленные регулируемой организацией в обоснование заявленных требований, не распространяют свое действие на 2019 год.

Таким образом, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны регулируемой организации в части учета расходов по статье затрат «Прочие расходы» в сфере водоотведения, ввиду отсутствия в материалах тарифного дела на 2019 год актуальных заключенных договоров на поставку товаров, Заявителю отказано в удовлетворении требований в указанной части.

4. Налоги в части оказываемых услуг водоотведения.

Регулируемой организацией заявлены в ФАС России расходы по статье «Налоги» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 764,83 тыс. руб., при учтенных Департаментом – 707,97 тыс. руб., объем разногласий – 56,86 тыс. руб.

Комиссия обращает внимание на то, что согласно представленной Департаментом в ФАС России калькуляции по расчету тарифа на водоотведение МКУП «Коммунальные системы» на 2019-2021 годы органом регулирования учтены расходы по статье «Налоги» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 757,92 тыс. руб. (из них: плата за негативное воздействие на окружающую среду – 540,09 тыс. руб., УСН – 167,88 тыс. руб.).

При этом при установлении тарифов на 2019 год регулируемой организацией были заявлены расходы по налогам по водоотведению в размере 775,04 тыс. руб. (из них: плата за негативное воздействие на окружающую среду – 540,09 тыс. руб., УСН – 185,0 тыс. руб.).

Регулируемая организация указывает на то, что при расчете расходов в части оказываемых услуг водоотведения МКУП «Коммунальные системы» в Департамент расходы по налогу на имущество и транспортный налог ошибочно не заявлены.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования № 406 расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов, входят в состав неподконтрольных расходов регулируемой организации.

Заявитель обращает внимание на то, что МКУП «Коммунальные системы» находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком налога на имущество, но ввиду того, что Департамент имущественных отношений включил имущество в перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество, по кадастровой стоимости, Заявитель является плательщиком данного налога. Таким образом по административному зданию МКУП «Коммунальные системы» со встроенным автотранспортным гаражом начисляется налог на имущество, который составил за 2018 год сумму средств в размере 170,01 тыс. руб. (в том числе по водоотведению — 117,31 тыс. руб.), что подтверждается налоговой декларацией по налогу на имущество.

В части транспортного налога Заявитель поясняет, что транспортные средства были зарегистрированы на предприятии в 2018 году в органах ГИБДД и Гостехнадзоре. Фактические затраты по транспортному налогу за 2018 год составляют 11,1 тыс. руб. (в том числе, водоотведение — 7,65 тыс. руб.), что подтверждается налоговой декларацией по транспортному налогу.

Заявитель также отмечает, что плата налога по УСН за 2018 год в части оказываемых услуг водоотведения составляет 64,38 тыс. руб. Подтверждающим документом является налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с упрощенной системой налогообложения.

Также МКУП «Коммунальные системы» указывает на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в сфере водоотведения составляет 143,31 тыс. руб., что подтверждается декларацией об оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Комиссия обращает внимание на то, что налоговые декларации по налогу на имущество и транспортному налогу, на которые ссылается Заявитель, не были представлены МКУП «Коммунальные системы» в адрес Департамента в материалах тарифного дела на момент установления тарифов на 2019 год.

Сведения об объекте недвижимости, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, соответствующие обосновывающие расчеты и декларации об уплате налога регулируемой организацией в адрес Департамента и ФАС России не предоставлялись.

Вместе с тем, орган регулирования отмечает, что расчет по налогу по УСН выполнен Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 346.20 НК РФ.

Комиссия обращает внимание на то, что в части оказываемых услуг водоотведения расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду и УСН, согласно фактическим данным за 2018 год и заявке регулируемой организации, сложились на уровне 647,52 тыс. руб., что меньше учтенных Департаментом на 110,40 тыс. руб., в связи с чем, в случае возникновения необходимости излишне учтенные Департаментом расходы по данной статье могут быть направлены регулируемой организацией на оплату иных налогов (обязательных платежей).

Иные налоговые расходы, фактически понесенные Заявителем в 2019 году, будут учтены Департаментом на основании пункта 15 Основ ценообразования № 406 в случае предоставления МКУП «Коммунальные системы» необходимых подтверждающих документов.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия заявленных регулируемой организаций требований на момент утверждения тарифов в сфере водоотведения в части расходов по налогу на имущество и транспортному налогу, а также обосновывающих материалов по заявленным затратам, в действиях Департамента Комиссия не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации, в связи с чем, требования Заявителя не подлежат удовлетворению в указанной части.

5. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения.

В рамках данной статьи затрат регулируемая организация оспаривает учтенные Департаментом расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала в части оказываемых услуг водоотведения и заявляет требования о необходимости дополнительного учета средств в размере 4 418,71 тыс. руб.

Согласно подпункту «г» пункта 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужны основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, входят в состав производственных расходов.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

Разногласия по данной статье затрат, возникшие между Заявителем и Комитетом, представлены в таблице ниже:

 

Разногласия

Заявлено МКУП «Коммунальные системы» в ФАС России

Учтено Департаментом на 2019 год

Отклонение

Среднемесячная оплата труда ОПП, руб./мес.

15 022,50

14 753,30

269,20

Численность ОПП, чел.

20

20

0

Среднемесячная оплата труда ремонтного персонала, руб./мес.

16 524,53

13 225,19

3 299,34

 

Численность ремонтного персонала, чел.

20,25

15

5,25

Среднемесячная оплата труда цехового персонала, руб./мес.

17 250,00

17 646,75

-396,75

Численность цехового персонала, чел.

4

2,5

1,5

Среднемесячная оплата труда АУП, руб./мес.

23 193,80

23 170,04

23,76

Численность АУП, чел.

10

5

5

Среднемесячная оплата труда в целом по предприятию, руб./мес.

17 253,64

15 374,37

23,76

ФОТ, тыс. руб.

11 232,12

7 840,93

3 391,19

Социальные нужды, тыс. руб.

3 403,33

2 375,80

1 027,52

Итого заявлено в ФАС России, тыс. руб.

-

-

4 418,71

Разногласия по размеру социальных отчислений между Заявителем и Департаментом отсутствуют.

В обоснование заявленных требований регулируемой организацией представлено в адрес Департамента и в адрес ФАС России:

-штатное расписание на 2019 год;

-приказы о совмещении от 10.01.2018 № 18 и от 01.02.2018 № 18/1;

-приказ «Об итогах проведения специальной оценки условий труда» от 20.09.2018 № 197;

-коллективный договор от 08.02.2018;

-изменения в коллективный договор от 15.06.2018, от 01.10.2018.

Комиссия обращает внимание на то, что регулируемой организацией в нарушение пункта 17 Методических указаний № 1746-э не представлен ни в материалах тарифного дела в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России расчет расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

В части утвержденных расходов на оплату труда по водоотведению Департамент отмечает следующее.

5.1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного-производственного персонала.

Расчет расходов на оплату труда основного производственного персонала произведен органом регулирования исходя из фактической среднемесячной заработной платы за 9 месяцев 2018 года в размере 14 421,6 руб./мес. с учетом индекса потребительских цен на 2 полугодие 2019 года в размере 104,6 % в соответствии с Прогнозом.

Численность основного производственного персонала принята органом регулирования на уровне заявки МКУП «Коммунальные системы».

5.2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Расходы на оплату труда ремонтного персонала в сфере водоотведения рассчитаны Департаментом исходя из фактической среднемесячной заработной платы за 9 месяцев 2018 года.

Перечень должностей работников МКУП «Коммунальные системы», относимых к ремонтному персоналу, в рамках тарифного регулирования не был представлен Заявителем в адрес Департамента.

Новых объектов системы водоотведения предприятием не принималось. Обоснование о необходимости включения дополнительных сотрудников сверх фактических ни в адрес Департамента, ни в адрес ФАС России не направлялось.

Орган регулирования также отмечает, что в подразделении «Участок по ремонту и обслуживанию оборудования и объектов», согласно штатному расписанию рабочих на 2018 год, МКУП «Коммунальные системы» числится электрогазосварщик ручной сварки 5 разряда в количестве 0,5 ставки. В тарифной заявке и в своем письме (исх. № 324 от 08.05.2019) регулируемой организацией заявляется 1,5 ставки.

Департамент обращает внимание на то, что численность ремонтного персонала по фактическим данным за 9 месяцев 2018 года, предоставленным предприятием, составила 15 ед.

    1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала.

Согласно экспертному заключению, расчет расходов на оплату труда цехового персонала произведен органом регулирования исходя из планового размера среднемесячной заработной платы ремонтного персонала на 2018 год, увеличенной на индекс потребительских цен на 2019 год в размере 104,6 % в соответствии с Прогнозом.

Предложенный предприятием расчет численности цехового персонала противоречит представленному штатному расписанию. Согласно расчету предприятия к включению в состав необходимой валовой выручки предлагается 1,0 ставка начальника производственной лаборатории (по штатному расписанию 0,5 ставки), 1,0 ставка начальника гаража (по штатному расписанию 0,5 ставки).

Таким образом, предложенная регулируемой организацией численность 4,0 ед. не обоснована.

На основании фактически сложившейся численности цехового персонала за 9 месяцев 2018 года, с учетом численности, принятой для расчета при установлении экономически обоснованных тарифов на 2018 год, не оспоренных ранее в установленном порядке, численность цехового персонала принята в размере 2,5 ед.

Орган регулирования также поясняет, что согласно Рекомендациям по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 66 (далее - Рекомендации) в перечне должностей отсутствует должность «Энергетик» (при наличии должности «Главный энергетик», относящейся к категории административно-­управленческого персонала). В штатном расписании МКУП «Коммунальные системы» закреплена 1 ставка работника данной должности.

В связи с отсутствием ставки энергетика в Рекомендациях, Департаментом предложено принять 0,5 ставки с распределением в соотношении 69 % на водоотведение и 31 % - на водоснабжение (по 0,345 и 0,155 ставки соответственно).

По расчету Департамента численность цехового персонала в сфере водоснабжения составила 5,62 ед., в сфере водоотведения - 2,88 ед. С учетом различной протяженности сетей водоснабжения (36,5 км) и водоотведения (22,2 км), согласно формам федерального статистического наблюдения № 1-водопровод и № 1-канализация за 2017 год по организации, ранее оказывающей деятельность в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения, Департаментом произведено перераспределение численности в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в количестве 0,38 ед. (мастер по ремонту сетей).

Исходя из вышеизложенного, численность цехового персонала, учтенная Департаментом в сфере водоотведения, составила 2,5 ед.

5.4. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (АУП).

Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала рассчитан органом регулирования с учетом плановой среднемесячной заработной платы одного работника на 2018 год, увеличенной на индекс потребительских цен на 2019 год в размере 104,6 % в соответствии с Прогнозом в размере 23 170,04 руб./мес.

В связи с тем, что у Заявителя не произошло изменений в отношении объектов водоотведения, требующих увеличения численности административно-управленческого персонала, численность АУП на 2019 год принята Департаментом исходя из плановых затрат, учтенных при установлении экономически-обоснованного тарифа на 2018 год, не обжалованного в установленном порядке.

Вместе с тем, Департамент отмечает, что в связи с тем, что регулируемой организацией представлены различные данные в штатном расписании и в заявке, представленной на тарифное регулирование (в штатном расписании отсутствует ставка специалиста по закупкам, ставка специалиста абонентского отдела одна (МКУП «Коммунальные системы» предложено 2), 0,5 ставки инженера по охране труда (МКУП «Коммунальные системы» предложено 1)), Департаменту не представляется возможным оценить достоверность представленных МКУП «Коммунальные системы» данных о численности сотрудников АУП. Также, в штатном расписании и в предложении Заявителя имеются специалисты инженерного отдела, однако, МКУП «Коммунальные системы» представлен договор, заключенный с ЕИРКЦ, и предложение о необходимости учета расходов по указанному договору в полном объеме. В целях недопущения двойного учета затрат, 1,5 ставки специалистов абонентского отдела Департаментом не были учтены. МКУП «Коммунальные системы» предложены ставки главного бухгалтера, инженера планово-экономического отдела, экономиста и двух бухгалтеров. С учетом Рекомендаций, при среднесписочной численности до 100 человек нормативная численность работниов сферы бухгалтерского учета и финансовой деятельности составляет 4-5 человек, в связи с тем, что Департаментом приняты 63 ед. персонала (не включая АУП), ставка одного работника сферы бухгалтерского учета и финансовой деятельсноти была исключена. Общая численность АУП, принятая к расчету Департаментом, составила 9 ед.

Орган регулирования также обращает внимание на то, что при принятии численности административно-управленческого персонала для Заявителя на 2019 год, Департамент учитывал фактическую численность АУП других организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоотведения.

Кроме того, Департамент обращает внимание на то, что регулируемая организация ссылается на Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (далее — ОТС на 2017 - 2019 годы). При этом в заявлении, представленном МКУП «Коммунальные системы» на момент установления тарифов и в обосновывающих материалах к нему, не указана информация о присоединении к данному соглашению как при заключении данного соглашения, так и в последующем присоединении в рамках части 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Реестр Организаций ЖКХ, являющихся членами ОООР ЖКК и/или участниками федерального ОТС, не содержит МКУП «Коммунальные системы». На основании вышеизложенного, положения ОТС при расчете затрат по фонду оплаты труда не применялись органом регулирования при расчете расходов на оплату труда для Заявителя.

В свою очередь, Комиссия обращает внимание на то, что согласно статье 48 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункту 11.8 ОТС на 2017 - 2019 годы, а также информационному письму Минтруда России от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к отраслевому тарифному соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Согласно пункту 1.9. ОТС на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные ОТС на 2017 - 2019 годы, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных ОТС на 2017 - 2019 годы, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.

В связи с чем, пунктом 1.9. ОТС на 2017 - 2019 годы предусмотрена возможность определения фонда оплаты труда не только согласно Отраслевому тарифному соглашению, но и иным способом. Об этом же свидетельствует подпункт 17 Методических рекомендаций № 1746-э.

Вместе с тем, Комиссия также обращает внимание на то, что средняя заработная плата, утвержденная Департаментом для всех категорий персонала МКУП «Коммунальные системы» на 2019 год, составила по водоотведению – 15 374,37 руб./мес., при этом фактическая среднемесячная оплата труда по Костромской области по виду деятельности «Сбор и обработка сточных вод» за 2017 год составила 25 805,70 руб./мес, таким образом, с учетом увеличения средней заработной платы за 2017 год на актуальные на момент принятия тарифного решения индексы потребительских цен за 2018-2019 годы согласно Прогнозу (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), средняя заработная плата на 2019 по водоотведению составила 27 721,57 руб./мес., что ниже утвержденной органом регулирования для Заявителя на 2019 год.

Департаментом также представлены в ФАС России данные по среднемесячной оплате труда в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг водоотведения в сопоставимых условиях (МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», МУП «Красноетеплоэнерго»), согласно которым среднемесячная оплата труда, учтенная для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере водоотведения в сопоставимых условиях, утверждена Департаментом на 2019 год в размере 17 557,88 руб./мес. (среднемесячная фактическая оплата труда за 2017 год по данным организациям с учетом актуальных на момент принятия тарифного решения индексов потребительских цен за 2018-2019 годы составила 19 435,06 руб./мес.).

Таким образом, среднемесячная оплата труда в целом по предприятию в части оказываемых услуг водоотведения утверждена Департаментом для МКУП «Коммунальные системы» на уровне ниже среднемесячной оплаты труда, утвержденной органом регулирования на 2019 год для аналогичных регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг водоотведения в сопоставимых условиях. При этом учтенная органом регулирования для МКУП «Коммунальные системы» среднемесячная оплата труда в целом по предприятию также ниже фактической среднемесячной оплаты труда, сложившейся в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг водоотведения в сопоставимых условиях за 2017 год, приведенной к 2019 году, а также средней по региону по виду деятельности «Сбор и обработка сточных вод» за 2017 год, аналогичным образом приведенной к 2019 году.

Комиссия обращает особое внимание на то, что 2019 год является для МКУП «Коммунальные системы» первым годом долгосрочного периода регулирования, в связи с чем, расходы на оплату труда, учтенные в составе долгосрочного параметра регулирования – базового уровня операционных расходов и соответственно в тарифах Заявителя, на протяжении трех лет не будут пересматриваться при условии отсутствия оснований, закрепленных в пункте 33 Основ ценообразования № 406.

При этом Комиссия также отмечает, что у Департамента отсутствовала возможность расчета расходов на оплату труда вышеперечисленных категорий персонала в соответствии с положениями ОТС на 2017-2019 годы ввиду непредставления надлежащего обоснования со стороны Заявителя в материалах тарифного дела 2019 года.

В части утвержденной Департаментом численности для Заявителя по вышеуказанным категориям персонала в части оказываемых услуг водоотведения Комиссия обращает внимание на то, что регулируемой организацией не были представлены формы статистического наблюдения № П-4 за 2018 год в ФАС России. Также регулируемой организацией не было представлено ни в орган регулирования, ни в ФАС России расчета нормативной численности в соответствии с Рекомендациями.

При этом МКУП «Коммунальные системы» не представлено обоснования увеличения численности на 11,75 единиц по водоотведению по сравнению с плановыми данными 2018 года, с учетом того, что объем реализации услуг не увеличивается в 2019 году: так, плановый объем реализации услуг по водоотведению на 2018 год составлял 278,40 тыс. куб. м. (утвержденная численность – 42 ед.) при учтенных Департаментом на 2019 год – 264,48 тыс. куб. м. (утвержденная численность – 42,5 ед.) (сведений об изменении технологических процессов также не представлено МКУП «Коммунальные системы» в материалах тарифного дела).

Одновременно Комиссия отмечает, что регулируемой организацией не оспариваются утвержденные органом регулирования объемы реализации услуг на 2019 год.

Кроме того, согласно представленным Департаментом в ФАС России данным по численности в аналогичных регулируемых организациях, осуществляющих деятельность в части оказываемых услуг водоотведения в сопоставимых условиях (МУП ГП пос. Красное-на-Волге «Чистая вода», МУП «Красноетеплоэнерго»), средний показатель численности ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала, учтенный для аналогичных регулируемых организаций, утвержден Департаментом на 2019 год в размере: ремонтный персонал – 2,30 ед., цеховый персонал – 0,90 ед., АУП - 1,8 ед., при этом средняя фактическая численность ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала за 2017 год по данным организациям составила: ремонтный персонал – 2,5 ед., цеховый персонал – 0,9 ед., АУП – 2,75 ед., в связи с чем, численность для МКУП «Коммунальные системы» утверждена Департаментом на 2019 год не ниже, чем для аналогичных организаций.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимого и достаточного обоснования со стороны МКУП «Коммунальные системы» в части увеличения численности ремонтного, цехового и административно-управленческого персонала в тарифе на водоотведение на 2019 год, требования Заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению.

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что органом регулирования при утверждении расходов на оплату труда среднемесячная оплата труда аналогичных организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоотведения в Костромской области в сопоставимых условиях, учтена на 2019 год на уровне выше, чем для МКУП «Коммунальные системы», а также ввиду установления Департаментом для Заявителя на 2019 год среднемесячной оплаты труда в части оказываемых услуг водоотведения на уровне ниже средней заработной платы по Костромской области по указанному виду деятельности согласно данным федерального статистического наблюдения, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды по основному производственному, ремонтному, цеховому и административно-управленческому персоналу МКУП «Коммунальные системы» в соответствии в пунктом 52 Основ ценообразования № 406 и пунктом 17 Методических указаний № 1746-э, на основании параметров Отраслевого тарифного соглашения, данных по плановым и фактическим уровням фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в том числе у других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом непревышения среднемесячной оплаты труда в целом по МКУП «Коммунальные системы» по всем категориям персонала на 2019 год над среднемесячной оплатой труда, заявленной МКУП «Коммунальные системы» в ФАС России в размере 17 253,64 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоотведения, по итогам которого учесть указанные затраты в составе необходимой валовой выручки МКУП «Коммунальные системы» на экономически обоснованном уровне.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между МКУП «Коммунальные системы» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. от 25.02.2019 № 125, от 26.03.2019 № 209, вх. от 05.03.2019 рег. № 36614/19, от 05.04.2019 рег. № 59140/19),

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области нарушившим пункты 24, 52 Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования МКУП «Коммунальные системы», указанные в заявлении о рассмотрении спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. от 25.02.2019 № 125, от 26.03.2019 № 209, вх. от 05.03.2019 рег. № 36614/19, от 05.04.2019 рег. № 59140/19).

3. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.10.2019 (включительно) провести анализ расходов по статье «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды» по основному производственному, ремонтному, цеховому и административно-управленческому персоналу МКУП «Коммунальные системы», по итогам которого учесть в составе необходимой валовой выручки МКУП «Коммунальные системы» в части оказываемых услуг водоотведения на 2019 год указанные расходы на экономически обоснованном уровне с учетом положений Основ ценообразования № 406 и мотивировочной части настоящего решения, отразив надлежащим образом подробный расчет в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.10.2019 (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на водоотведение, установленного для МКУП «Коммунальные системы» на 2019 год и долгосрочных параметров регулирования (базовый уровень операционных расходов), на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоотведения для МКУП «Коммунальные системы» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

-экспертного заключения по делу об установлении для
МКУП «Коммунальные системы» цен (тарифов) в сфере водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6.  Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МКУП «Коммунальные системы».

Связанные организации

МКУП "Коммунальные системы"
ИНН 4404005386, ОГРН 1174401009221
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
ИНН 4443024537, ОГРН 1024400518548
Костромское УФАС России
ИНН 4401004867, ОГРН 1024400537556