Предписание №СП/80185/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам рассмотрения обращения Бузака С.Н... от 16 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев обращение Депутата Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» шестого созыва Бузака С.Н. (далее – Заявитель) о несогласии с утвержденными постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.10.2017 № 47-т/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «АрхоблЭнерго» потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» тарифами на тепловую энергию для АО «АрхоблЭнерго» (исх. от 04.06.2020 № б/н, вх. от 04.06.2020 № 98493-ЭП/20), пояснения и обосновывающие материалы, предоставленные Агенством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Орган регулирования, Агентство), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного  регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении АО «АрхоблЭнерго»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760э).

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.10.2017 № 47-т/1 на период 2017-2020 годов установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «АрхоблЭнерго» (далее также регулируемая организация) потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 Агентством проведена корректировка тарифов на тепловую энергию на последующие периоды регулирования следующими постановлениями:

на 2018 год – от 15.12.2017 № 74-т/13;

на 2019 год – 20.12.2018 № 78-т/25;

на 2020 год – 20.12.2019 № 84-т/19.

Величина необходимой валовой выручки, определенная Агентством на 2017 год, составляет 365 791,5 тыс. руб., на 2018 год – 378 154,1 тыс. руб., на 2019 год – 402 774,40 тыс. руб., на 2020 год – 391 356,39 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

1. Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Расчетная предпринимательская прибыль для АО «АрхоблЭнерго» была утверждена Агентством в размере:

на 2017 год – 8447,9 тыс. руб.;

на 2018 год – 8683,5 тыс. руб.;

на 2019 год – 8958,8 тыс. руб.;

на 2020 год – 9113,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 настоящего документа, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

При этом согласно пункту 48(2) Основ ценообразования № 1075 при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

- являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;

- владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

В материалах тарифных дел АО «АрхоблЭнерго» на 2017-2020 годы представлены договоры аренды объектов теплоснабжения от 18.07.2017 № 3 и № 4, заключенные с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», со сроком действия до заключения концессионного соглашения. Учитывая, что определить точный срок действия договора не представляется возможным, у органа регулирования отсутствовали основания для учета расчетной предпринимательской прибыли в составе необходимой валовой выручки АО «АрхоблЭнерго» на 2018-2020 годы.

Таким образом, Агентством в нарушение пункта 48(2) Основ ценообразования № 1075 была неправомерно установлена расчетная предпринимательская прибыль для АО «АрхоблЭнерго» на 2018-2020 годы. Исходя из вышеизложенного, затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», учтенные Органом регулирования на 2018 год в размере 8683,5 тыс. руб., на 2019 год в размере 8958,8 тыс. руб., на 2020 год в размере 9113,5 тыс. руб., подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2. Статья затрат «Нормативная прибыль».

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативная прибыль, рассчитанная Агентством, включает в себя расходы на выплаты социального характера и утверждена для АО «АрхоблЭнерго» на 2017-2020 годы в следующих размерах:

на 2017 год – 1020,0 тыс. руб. (0.3% от себестоимости производства тепловой энергии на выплаты социального характера);

на 2018 год – 1804,3 тыс. руб. (0.5% от себестоимости производства тепловой энергии на выплаты социального характера);

на 2019 год – 2001,1 тыс. руб. (0.5% от себестоимости производства тепловой энергии на выплаты социального характера);

на 2020 год – 2003,0 тыс. руб. (0.5% от себестоимости производства тепловой энергии на выплаты социального характера).

ФАС России отмечает, что величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования
№ 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Необходимо отметить, что подпункт «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075 до 24.01.2017 распространял свое действие на все регулируемые организации в сфере теплоснабжения.

Вместе с тем, долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию были установлены постановлением Агентства от 10.10.2017 № 47-т/1.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии формулой 12 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта.

 

где:

- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом, %. Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль;

- величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

- ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положения пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

Таким образом, размер нормативной прибыли на 2017-2020 гг. для АО «АрхоблЭнерго» должен был быть определен Агентством в соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2017-2020 гг. не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье «Нормативная прибыль», отсутствуют расчеты, ссылки на документы, предоставленные АО «АрхоблЭнерго».

Кроме того, анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по данной статье затрат в Экспертных заключениях на 2017-2020 годы не отражен.

Таким образом, затраты по статье «Нормативная прибыль» на 2017 год в размере 1020,0 тыс. руб., на 2018 год в размере 1804,3 тыс. руб., на 2019 год в размере 2001,1 тыс. руб., на 2020 год в размере 2003,0 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому анализу и расчету в соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

3. Статья затрат «Налог на прибыль».

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, не включаемые в состав налоговой базы.

Учитывая необходимость перерасчета Агентством статьи затрат «Нормативная прибыль» на 2017-2020 гг. в соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э, статья затрат «Налог на прибыль» на 2017-2020 также подлежит корректировке с учетом положений Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

4. Расходы на арендную плату муниципального имущества.

Расходы на арендную плату муниципального имущества для АО «АрхоблЭнерго» на 2017-2020 годы в составе прочих расходов были учтены Агентством в размере:

на 2017 год – 3130,2 тыс. руб.;

на 2018 год – 3130,2 тыс. руб.;

на 2019 год – 3130,2 тыс. руб.;

на 2020 год – 5257,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В материалах тарифных дел АО «АрхоблЭнерго» на 2017-2020 годы представлены договоры аренды объектов теплоснабжения от 18.07.2017 № 3 и № 4, заключенные с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

ФАС России отмечает, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

В пункте 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, отражено, что начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

С учетом приведенных норм оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, либо в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, либо в учете организации-арендатора муниципального имущества, не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Вместе с тем в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. В этой связи муниципальное имущество, находящееся в казне муниципального образования, налогом на имущество не облагается.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации (в том числе относимые на теплоноситель).

Таким образом, расходы на арендную плату муниципального имущества, учтенные Органом регулирования на 2017 год в размере 3130,2 тыс. руб., на 2018 год в размере 3130,2 тыс. руб., на 2019 год в размере 3130,2 тыс. руб., на 2020 год в размере 5257,0 тыс. руб., подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «АрхоблЭнерго» нарушившим положения пунктов 45, 48(1), 48(2), 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 41 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки 2020-2022 годов АО «АрхоблЭнерго» расходы в общей сумме 41 403,4 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 26 755,8 тыс. руб. за 2018-2020 годы;

- «Расходы на арендную плату» в размере 14 647,6 тыс. руб. за 2017-2020 годы.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «АрхоблЭнерго» с учетом мотивировочной части настоящего предписания, и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки 2020-2022 годов АО «АрхоблЭнерго», по статьям затрат «Нормативная прибыль», «Налог на прибыль» за 2017-2020 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения пересмотреть долгосрочные параметры регулирования (при необходимости), величину необходимой валовой выручки АО «АрхоблЭнерго» на 2017-2020 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. Результаты исполнения пунктов 2,3 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть при определении необходимой валовой выручки АО «АрхоблЭнерго» на 2020-2022 годы, обеспечив введение (пересмотр) тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «АрхоблЭнерго» в действие с 01.10.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола (протоколов) заседания (заседаний) правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «АрхоблЭнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780
Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696