Предписание №СП/55177/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Ростовской област... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

21 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенной Ростовским УФАС России внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области, в том числе Акт внеплановой документарной проверки от 09.02.2024, проведенной Ростовским УФАС России на основании приказа Ростовского УФАС России от 09.01.2024 № 8/24, а также Возражения в отношении Акта проверки (вх. № 3964/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной службой по тарифам Ростовской области при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию для акционерного общества «Краснодартеплосеть» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Ростовского УФАС России от 09.01.2024 № 8/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области», проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для АО «Краснодартеплосеть» утверждены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 21.11.2023 № 633 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Краснодартеплосеть» (ИНН 2312122495) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2024 - 2028 годы».

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела АО «Краснодартеплосеть» в разрезе расходов на топливо на 2024 год на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение по делу об установлении тарифов на 2024-2028 годы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией АО «Краснодартеплосеть» (ИНН: 2312122495_КПП: 230901001) потребителям муниципального образования город Ростов-на-Дону от 15.11.2023 (далее по тексту – экспертное заключение, Заключение № 1) и приложение к нему, таблицы «Расчет расхода топлива по электростанциям (котельным)», «Корректировка плановых значений расходов на приобретение топлива», а также Возражения Региональной службы по тарифам Ростовской области, направленные письмом от 06.03.2024 № 40.1/655.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении»:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

В материалах дела имеется копия приказа АО «Краснодартеплосеть» от 30.12.2022 № 462 «Об утверждении новой редакции учетной политики», Приложением № 4 к которому утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемому виду деятельности по производству и реализации тепловой энергии.

Однако, в экспертном заключении отсутствует информация о соблюдении АО «Краснодартеплосеть» пунктов 10-11 Основ ценообразования № 1075, а также об определении необходимой валовой выручки регулируемой организации раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении анализ в соответствии с вышеуказанными пунктами.

 

  1. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «Краснодартеплосеть» в размере 184 444,69 тыс. руб. (без НДС): с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 104 363,42 тыс. руб. (без НДС), с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 80 081,27 тыс. руб. (без НДС).

Расходы на топливо на 2024 год учтены органом регулирования в размере 179 830,03 тыс. руб. (без НДС): с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 103 360,13 тыс. руб. (без НДС), с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 76 469,90 тыс. руб. (без НДС).

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 152 990,38 тыс. руб.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В качестве топлива на источниках тепловой энергии АО «Краснодартеплосеть» используется природный газ.

Поставка природного газа осуществляется на основании договора поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» № 43-3-60154/19-Н от 25.10.2018г. и дополнительного соглашения №1/23 от 01.10.2022 г.

Оптовая цена природного газа на 2024 год определена органом регулирования в размере 5869,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие) и 6526,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие) исходя из предельного минимального уровня оптовых цен на газ, указанного в приказе ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, и ИПЦ в размере 111,2 %.

Расходы на газ с 01.01.2024 по 30.06.2024 учтены в размере 103360,13 тыс. руб. без НДС, в том числе:

- сумма затрат на газ 86614,47 тыс. руб.

- сумма затрат на транспортировку природного газа 14404,10 тыс. руб.

- сумма затрат на снабженческо-сбытовые услуги 2341,56 тыс. руб.

Расходы на газ с 01.01.2024 по 30.06.2024 учтены в размере 76469,9 тыс. руб. без НДС, в том числе:

- сумма затрат на газ 64212,91 тыс. руб.

- сумма затрат на транспортировку природного газа 10583,41 тыс. руб.

- сумма затрат на снабженческо-сбытовые услуги 1673,58 тыс. руб.

Расчет стоимости натурального топлива определен Региональной службой по тарифам Ростовской области в следующем порядке.

Затраты на топливо в первом полугодии 2024 года (103 360,13 тыс. руб.) cостоят из суммы следующих компонентов:

  • затраты на газ по оптовой цене определены как произведение объема натурального топлива природного газа 14111,34 тыс. м3, оптовой цены на природный газ 5869,0 руб./тыс.м3 (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 821/22) и отношение плановой объемной теплоты сгорания газа (8262 ккал/м3) к расчетной объемной теплоте сгорания газа (7900 ккал/м3) (14111,34*5869*8262/7900 = 86614,47 тыс. руб.);

  • затраты на транспортировку определены как сумма произведений объемов природного газа по группам точек поставки на соответствующие тарифы на транспортировку (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22) и спецнадбавка (постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2022 № 77/1) (9343,02*911,43+4768,32*1234,94 = 14404,10 тыс. руб.);

  • затраты на плату за снабженческо-сбытовые услуги определены как сумма произведений объемов природного газа по группам точек поставки на соответствующие тарифы на ПССУ (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22) (9343,02*157,96+4768,32*181,56 = 2341,56 тыс. руб.).

Затраты на топливо во втором полугодии 2024 года (76469,90 тыс. руб.) состоят из суммы следующих компонентов:

  • затраты на газ по оптовой цене определены как произведение объема натурального топлива природного газа 9408,43 тыс. м3, оптовой цены на природный газ 6526,0 руб./тыс. м3 и отношения плановой объемной теплоты сгорания газа (8262 ккал/м3) к расчетной объемной теплоте сгорания газа (7900 ккал/м3) (9408,43*6526*8262/7900 = 64212,91 тыс. руб.);

- затраты на транспортировку определены как сумма произведений объемов природного газа по группам точек поставки на соответствующие тарифы на транспортировку (6228,70*1004,40+3179,73*1360,90 = 10583,41 тыс. руб.);

  • затраты на плату за снабженческо-сбытовые услуги определены как сумма произведений объемов природного газа по группам точек поставки на соответствующие тарифы на ПССУ (6228,70*169,33+3179,73*194,63 = 1673,58 тыс. руб.).

С 01.07.2024 по 31.12.2024 в расчет приняты показатели, учтенные на 1 полугодие 2024 года с ростом цен/тарифов, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2024 год и плановый 2025 и 2026 годы (одобрен на заседании Правительства РФ от 22.09.23 № 28, стр. 28):

- оптовая цена – с ростом 111,2%;

- транспортировка газа по газораспределительным сетям ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» – с ростом 110,2%;

- специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» – на уровне роста тарифов на транспортировку газа - 110,2%;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги – на уровне индекса потребительских цен 107,2%.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

Таким образом, Органом регулирования составляющие цены на газ приняты не в соответствии с подпунктом а) пункта 28 Основ ценообразования № 1075, а именно с учетом индексации.

Также ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует обоснование перераспределения объемов газа между группами потребителей газа (3 и 4 группы) в рамках полугодий 2024 года, при суммарном расходе газа на 2024 год в размере 23 519,77 тыс. м3.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075 при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год.

  2. Исполнительному органу Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

  2. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год.

  3. Исполнительному органу Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от АО «Краснодартеплосеть» на 2024 год.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

  5. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения исполнительного органа Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления исполнительного органа Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для АО «Краснодартеплосеть», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Ростовское УФАС России
ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172
Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265