Предписание №СП/87118/23 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.01.2023 № 18/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ульяновской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для ООО «МАГИСТРАЛЬ» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.12.2018 г. № 06-542 в отношении общества с ограниченной ответственностью «МАГИСТРАЛЬ» (далее – Регулируемая организация, ООО «МАГИСТРАЛЬ») установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019-2023 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 26,35043 млн. руб.

По итогам внеплановой выездной проверки Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на основании приказа ФАС России от 16.01.2019 № 33/19 выдано предписание ФАС России от 03.07.2019 № СП/56540/19 об устранении выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенных Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области при установлении тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям для ООО «МАГИСТРАЛЬ» на 2019 год.

Таким образом, базовый уровень подконтрольных расходов ООО «МАГИСТРАЛЬ» на 2019 являлся предметом внеплановой проверки, проведенной ФАС России в 2019 году.

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) от 22.11.2022 № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2023 год в размере 87 853,20 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «МАГИСТРАЛЬ» на 2023 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2023 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2023 год в размере 14 518,81 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 26 901,98 тыс. руб.

Фактические неподконтрольные расходы за 2021 год составили 29 488,96 тыс. руб.

 

1.1. Налог на прибыль

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2023 год в размере 589,00 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 620,00 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год составили 589,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

Согласно данным таблицы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках», расходы на уплату налога на прибыль за 2021 год по видам деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» составили 442 тыс. руб. и 140 тыс. руб. соответственно, прибыль до налогообложения – 2 218 тыс. руб. и 692 тыс. руб. соответственно.

В связи с этим Органу регулирования подлежало учесть налог на прибыль на 2023 год в размере 582 тыс. руб.

Таким образом, учтенные Комитетом расходы на оплату налога на прибыль не соответствуют показателям раздельного учета доходов и расходов в соответствии с таблицей 1.3 приказа Минэнерго России № 585.

Таким образом, расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2023 год в размере 7 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации. Фактические экономически обоснованные расходы по налогу на прибыль подлежат пересмотру.

 

2. Корректировки НВВ

Корректировки НВВ на 2023 год определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в размере 84,12 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений в размере 1 927,84 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности в размере 24 107,93 тыс. руб.;

- корректировка НВВ регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере 64,00 тыс. руб.;

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в части корректировки неподконтрольных расходов Органу регулирования при определении фактических экономически обоснованных расходов необходимо отражать анализ экономической обоснованности затрат в экспертном заключении.

Вместе с тем Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности фактических значений расходов по статьям затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитывается по формуле 7.1 Методических указаний № 98-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлен расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить дополнительное экономическое обоснование и расчеты по корректировкам НВВ на 2023 год в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов (доходов), данные расходы (доходы) подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3. Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год проводится анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период, по итогам которого Агентством в НВВ Регулируемой организации на 2023 год дополнительно включены расходы в размере 3 398,90 тыс. руб. за 2020 год. Также Агентством отмечается, что фактические экономически обоснованные подконтрольные расходы, понесенные в 2021 году, но не учтенные в периоде регулирования, составили 861,31 тыс. руб. Данные расходы Агентство планирует учесть в последующем периоде регулирования.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с письмом ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22 при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования и при расчете показателя в соответствии с формулами, предусмотренными пунктами 8, 42 Методических указаний № 228-э, и показателя Bi в соответствии с пунктом 11 Методический указаний № 98-э.

В случае выявления превышения фактического уровня расходов по отдельным статьям затрат за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования над установленной на соответствующий год величиной, регулирующим органам следует провести анализ причин возникновения данного превышения и, если оно обусловлено объективными факторами (связанными с изменениями законодательства, существенным изменением рыночных цен, связанным с текущей экономической обстановкой, и др.), то такие расходы подлежат учету в тарифах в экономически обоснованном размере с учетом индекса потребительских цен в следующем порядке:

при формировании базового уровня операционных (подконтрольных) расходов используются имеющиеся данные за текущий период регулирования (9 месяцев) и годовые показатели за каждый год долгосрочного периода регулирования;

расчет показателя и Bi при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первый год очередного долгосрочного периода регулирования выполняется на основании годовых показателей за каждый год долгосрочного периода регулирования, а при установлении (корректировке) тарифов на второй год очередного долгосрочного периода регулирования по результатам анализа годовых значений последнего года предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, превышение фактических подконтрольных расходов над установленной на соответствующий год величиной необходимо учитывать с учетом вышеуказанных положений.

В связи с этим у Агентства отсутствовали основания для включения в НВВ на 2023 год величины фактических подконтрольных расходов за 2020 год в размере 3 398,90 тыс. руб.

Таким образом, при установлении тарифов на 2024 год Органу регулирования необходимо провести анализ фактических подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период регулирования (2019-2022 гг.), а также учесть результаты проведенного анализа (с учетом ранее учтенных расходов).

При установлении тарифов на 2025 год Органу регулирования необходимо провести анализ фактических подконтрольных расходов за 2023 год, а также учесть результаты проведенного анализа.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период» на 2023 год в размере 3 398,90 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

4. Расходы на оплату потерь электрической энергии

Расходы на оплату потерь электрической энергии на 2023 год приняты Органом регулирования в размере 3 418,55 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Органом регулирования тариф покупку потерь определён на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учётом официально опубликованных на официальном сайте Ассоциации НП «Совет рынка» (по состоянию на 01.11.2022) данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, ценах на электрическую энергию (мощность) по субъектам Российской Федерации на 2023 год, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчётный период регулирования, с учётом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлен расчет цены на покупку потерь в одноставочном выражении в дифференциации по полугодиям 2023 года в соответствии с прогнозом свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию и мощность, опубликованным на официальном сайте Ассоциации НП «Совет рынка» (по состоянию на 01.11.2022).

Также в Экспертном заключении на 2023 год не указана информация об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, учтенных Органом регулирования на 2023 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае выявления экономически необоснованных расходов (доходов), данные расходы (доходы) подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 20, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки Регулируемой организации расходы по статьям затрат:

- «Налог на прибыль» на 2023 год в размере 7 тыс. руб.

- «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период» на 2023 год в размере 3 398,90 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «МАГИСТРАЛЬ» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Налог на прибыль» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год;

- «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период» на 2023 год.

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «МАГИСТРАЛЬ» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «МАГИСТРАЛЬ» при регулировании тарифов на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «МАГИСТРАЛЬ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902