Решение №СП/47565/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Энергетик» (далее — Заявитель) (исх. от 29.12.2022 № 549, вх. от 29.12.2022 рег. № 215810-ЭП/22), возникший с Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее — орган регулирования, Управление) по вопросу установленного тарифа в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, представителей ООО «Энергетик» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 29.12.2022 № 549, вх. от 29.12.2022 рег. № 215810-ЭП/22) о разногласиях между ООО «Энергетик» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – орган регулирования, Управление) по вопросу установления тарифов в сфере водоотведения на 2023 год.

Основанием для разногласий между ООО «Энергетик» и органом регулирования послужил приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.11.2022 № 125-пр/в «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023-2027 гг.; О внесении изменений в приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области».

Величина тарифа в сфере водоотведения, установленная оспариваемым решением, составляет 179,44 руб./куб. м (без НДС).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной (согласно заявленным требованиям), составляет 302,45 руб./куб. м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной Управлением, составил 39 231,66 тыс. руб.

ООО «Энергетик» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 46 148,93 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 6 917,27 тыс. руб.

Кроме того, Заявитель оспаривает утвержденные органом регулирования на 2023 год натуральные показатели в части объема принятых сточных вод.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на водоотведение на 2023 год следующие статьи затрат/объёмные показатели:

 

п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономи­ческих показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А) 

Натуральные показатели

1

Полезный отпуск (прием сточных вод), тыс. куб. м

 

218,63

 

152,582

 

152,582

 

- 66,048

Количественные показатели

2

Сглаживание, тыс. руб.

0,00

+ 5 618,74

+ 5 618,74

+ 5 618,74

3

Экономически необоснованные расходы/доходы прошлых периодов регулирования, тыс. руб.;

в том числе:

- 1 298,53

0,00

0,00

1 298,53

3.1

- ремонты

- 34,95

0,00

0,00

34,95

3.2

- отчисления на социальные нужды

- 1 263,58

0,00

0,00

1 263,58

4

Итого по статьям, тыс. руб.

- 1 298,53

+ 5 618,74

+ 5 618,74

+ 6 917,27

5

Итого НВВ, тыс. руб.

39 231,66

41 942,78

46 148,93

6 917,27

 

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Полезный отпуск (прием сточных вод).

ООО «Энергетик» заявляет объем принятых сточных вод в размере 152,582 тыс. куб. м. Орган регулирования учитывает указанный показатель в размере 218,63 тыс. куб. м.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску), абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

 

 

, (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 3, ст. 302; 2013, № 3, ст. 205; № 28, ст. 3835), Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

Согласно пунктам 8 и 9 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

В качестве обоснования объемов принятых сточных вод ООО «Энергетик» представлены в адрес органа регулирования и ФАС России следующие материалы: баланс водоотведения за 2018-2023 годы, статистическая отчетность 1-Канализация за 2018-2021 годы, анализ счета 90.01.1 за 2021 год.

В отзыве, направленном органом регулирования в адрес ФАС России, указано, что в материалах тарифного дела ООО «Энергетик» отсутствует информация о фактических объемах отпущенной воды и принятых сточных вод. Также отсутствуют данные по подключению (технологическому присоединению) объектов потребителей к централизованным системам водоотведения и прекращению приема сточных вод в отношении объектов потребителей.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что на 2023 год ООО «Энергетик» заявлено снижение объемов принятых сточных вод на 30,2 %, по отношению к расчетному объему сточных вод на 2022 год, при этом следует отметить, что согласно требованиям пункта 5 Методических указаний № 1746-э темп изменения объемов реализации услуг не должен превышать 5 % в год.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией при расчете объема реализации услуг водоотведения некорректно рассчитан темп изменения, а именно, в формуле расчета объема принятых сточных вод (формула 1.1 Методических указаний № 1746-э) неверно применяется знаменатель. Так, вместо показателя -1-k в расчетах ООО «Энергетик» применяется в качестве знаменателя при определении темпа изменения объемов применяется показатель -k, вследствие чего заявленный в адрес ФАС России объем сточных вод ООО «Энергетик» является некорректным.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что регулируемой организацией не представлены в адрес ФАС России формы статистической и бухгалтерской отчетности: № 22-ЖКХ «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы», № 2-ТП (Водхоз), отсутствует информация о фактических объемах принятых сточных вод, показатели приборов учета, расчетные данные по установленным нормативам, отсутствуют данные по подключению (технологическому присоединению) объектов потребителей к централизованным системам водоотведения и прекращению приема сточных вод в отношении объектов потребителей.

Ввиду отсутствия надлежащего документарного обоснования со стороны ООО «Энергетик», в том числе отсутствия подтверждающих статистических данных, экономическая обоснованность заявленных ООО «Энергетик» объемов принятых сточных вод не подтверждена регулируемой организацией.

В связи с вышеизложенным УРТР предлагается отказать в удовлетворении требований ООО «Энергетик» в указанной части.

2. Сглаживание.

Между ООО «Энергетик» и органом регулирования возникли разногласия в части изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов на 2023 год.

ООО «Энергетик» заявляет о необходимости учета величины сглаживания в размере «+» 5 618,74 тыс. руб. В свою очередь, Управлением величина сглаживания на 2023 год определена в размере 0,00 тыс. руб.

Управлением при установлении тарифов в сфере водоотведения на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. в целях сглаживания тарифов величина изменения необходимой валовой выручки составляла: на 2019 г. «-» 950,00 тыс. руб., на 2020 г. «-» 3668,74 тыс. руб., на 2021 г. «-» 1000,00 тыс. руб.

В результате величина сглаживания, подлежащая возмещению в 2023 году, составляет «+» 5 618,74 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что в выписке из протокола органом регулирования не отображены пояснения по исключению при расчете тарифа на водоотведение на 2023 год величины сглаживания.

Управление указывает на то, что установление тарифов с применением величины сглаживания на 2023 год приведет к росту совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги выше установленного постановлением Губернатора области от 22.11.2022 № 233 предельного (максимального) индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, что недопустимо в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В целях недопущения роста совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги на заседании Правления Управления от 25.11.2022 принято решение о переносе суммы сглаживания в сфере водоотведения в размере «+» 5 618,74 тыс. руб. с 2023 года на последующий период регулирования.

Основными положениями по расчету необходимой валовой выручки методом индексации, утвержденными Методическими указаниями № 1476-э, предусмотрена возможность применения показателя величины сглаживания изменения необходимой валовой выручки в году i, производимой в целях сглаживания роста тарифов.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле 30:

 

 

Данная формула учитывает показатель - величины изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с формулами (5) и (6) Методических указаний № 1746-э.

В свою очередь, формулой (5) пункта 42 Методических указаний № 1746-э определен порядок расчета данного показателя, согласно которому величина сглаживания необходимой валовой выручки, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования (i) в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Величина сглаживания определяется органом регулирования при установлении или корректировке тарифов на долгосрочный период регулирования и не может превышать 12 % от необходимой валовой выручки до применения сглаживания и в течение долгосрочного периода регулирования сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 406 долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 416-ФЗ.

Отмечается, что исключения денежных средств в первом-последнем годах долгосрочного периода регулирования должны быть включены (возвращены) в необходимую валовую выручку в аналогичном размере не позднее последнего года долгосрочного периода регулирования.

В решении Ульяновского областного суда от 14.07.2021 года № 3а-129/2021, апелляционном определении четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года дело № 66а-3079/2021 раскрывается смысл применения механизма сглаживания в рамках одного долгосрочного периода регулирования. Так указано, что, применив сглаживание в первом и втором году (предпоследнем) трехлетнего периода, органом регулирования нарушен смысл механизма сглаживания (поскольку применяя два раза подряд отрицательное сглаживание накопленным итогом орган регулирования «нарастил» суммы, подлежащие компенсации в последний год, что привело к резкому увеличению тарифа в последнем году ДПР), что указывает на необходимость логической реализации механизма сглаживания в рамках одного долгосрочного периода регулирования, не достигая неблагоприятных тарифных последствий.

Исходя из вышеизложенных доводов и проведенного анализа Комиссией ФАС России выявлены со стороны органа регулирования нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в части отсутствия учета (возврата) величины сглаживания в составе необходимой валовой выручки ООО «Энергетик» на 2023 год (в последнем году одного долгосрочного периода регулирования) в размере «+» 5 618,74 тыс. руб., в связи с чем органу регулирования необходимо учесть вышеуказанные расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «Энергетик».

3. Экономически необоснованные расходы/доходы прошлых периодов регулирования.

ООО «Энергетик» указывает на допущенные со стороны органа регулирования нарушения требований законодательства Российской Федерации при корректировке тарифов на водоотведение для ООО «Энергетик» на 2023 год, отмечая, что Управлением необоснованно исключены из необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы, учтенные при формировании базового уровня операционных расходов на 2021 год по статье «Ремонтные расходы» в размере «-» 34,95 тыс. руб. и по статье «Отчисления на социальные нужды» в размере «-» 1 263,58 тыс. руб. Таким образом, общая сумма разногласий составила «-» 1 298,53 тыс. руб.

Орган регулирования указывает на исключение экономически необоснованных доходов прошлых периодов регулирования на основании пункта 16 Основ ценообразования № 406.

Так, соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Органом регулирования проведен анализ фактических расходов ООО «Энергетик» по статье «Отчисления на социальные нужды» за 2021 год. В результате анализа фактических расходов ООО «Энергетик» установлено, что:

- фактический процент отчислений на социальные нужды основного производственного персонала за 2021 год составляет 20,83 %, что на 9,37 % меньше, чем учтен при установлении тарифов на 2021 год;

- фактический процент отчислений на социальные нужды общехозяйственного (цехового) персонала за 2021 год составляет 19,93 %, что на 10,27 % меньше, чем учтен при установлении тарифов на 2021 год;

- фактический процент отчислений на социальные нужды административно-управленческого персонала за 2021 год составляет 19,97 %, что на 10,23 % меньше, чем учтен при установлении тарифов на 2021 год.

В части исключения расходов/доходов по статье «Ремонтные расходы» орган регулирования ссылается на положения Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641.

Орган регулирования отмечает, что в результате проведенных мероприятий по контролю за реализацией производственных программ установлено, что фактические расходы на ремонт централизованных систем водоотведения за 2021 год составили 544,24 тыс. руб. согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01. «Основное производство», при этом плановая сумма расходов на проведение ремонтных работ составила 579,19 тыс. руб. Таким образом, экономически не обоснованные доходы по статье «Ремонтные расходы» за 2021 год составили 34,95 тыс. руб.

В свою очередь, согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 – 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 79 (1) Основ ценообразования № 406 долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 59 Основ ценообразования № 406 величина операционных расходов определяется в соответствии с Основами ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 44 Методических указаний № 1746-э операционные расходы включают в себя: производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 Методических указаний № 1746-э , за исключением расходов на реагенты и электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов); ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 Методических указаний № 1746-э; административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 Методических указаний № 1746-э; сбытовые расходы.

Исходя из положений пунктов 18-25 Методических указаний № 1746-э следует, что расходы на оплату труда и всех видов персонала, расходы на капитальный ремонт, отнесены к укрупненным статьям затрат, поименованным в пункте 44 Методических указаний № 1746-э, которые формируют операционные расходы.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Также в соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.

Пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии любого из следующих оснований:

вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов;

решение или предписание федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, в том числе в соответствии с пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения), создания основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств указанной организации, и (или) в установленном порядке изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;

решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Органом регулирования из состава необходимой валовой выручки при проведении корректировки тарифов ООО «Энергетик» 2023 года были исключены расходы, учтенные ранее в составе операционных расходов, то есть в составе базового уровня операционных расходов, на основании анализа фактических данных.

Данный подход органа регулирования противоречит положениям пункта 80 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования № 406 экономия средств, достигнутая регулируемой организацией (в том числе в результате реализации энергосервисного договора (контракта) в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе связанная с сокращением потерь воды при транспортировке, имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой в полном объеме.

Необходимо отметить, что экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем было предусмотрено органом регулирования при планировании уровня операционных расходов, при условии, что регулируемая организация исполняет текущие обязательства без ущерба запланированным объемам мероприятий, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме исходя из объема отпускаемых услуг и начисленной выручки.

Комиссия ФАС России отмечает, что ремонтные расходы и отчисления на социальные нужды включаются в состав операционных расходов, относящихся к долгосрочным параметрам регулирования и подлежащих определению на последующие периоды регулирования путем увеличения базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования на соответствующие индексы согласно Основам ценообразования № 406 и Методическим указаний № 1746-э.

Необходимо отметить, что долгосрочные параметры регулирования, утвержденные органом регулирования, не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования. Таким образом, исключение/включение расходов из состава/в состав операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования требованиями законодательства Российской Федерации не предусмотрено. Данная позиция подтверждена арбитражным судом Московского округа от 14.05.2019 по делу № А40-135885/18, а также Верховным судом Российской Федерации от 05.08.2019 № 305-ЭС19-12053.

Исходя из вышеизложенных доводов и проведенного анализа, принимая во внимание то обстоятельство, что 2023 год является последним годом долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг., исключение расходов, учтенных в составе операционных расходов 2021 года, до завершения долгосрочного периода регулирования не предусмотрено положениями Основ ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э, в связи с чем Управлением нарушены положения Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного органу регулирования необходимо учесть вышеуказанные расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «Энергетик».

Комиссия обращает внимание на то, что по итогам анализа операционных расходов за долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг., в случае отсутствия подтверждения со стороны ООО «Энергетик» наличия экономии по операционным расходам, орган регулирования вправе исключить необоснованные расходы/доходы из состава НВВ регулируемой организации согласно требованиям законодательства Российской Федерации (данный расчёт производится исходя из объемных показателей реализации услуг).

Комиссия ФАС России отмечает, что средства, не относящиеся к экономии, исключаются по итогам отчетного долгосрочного периода регулирования в последующем периоде регулирования.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Энергетик» и Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (исх. от 29.12.2022 № 549, вх. от 29.12.2922 рег. № 215810-ЭП/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области нарушившим пункты 24, 80 Основ ценообразований № 406 и пункт 42 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на водоотведение приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25.11.2022 № 125-пр/в «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2023-2027 гг.; О внесении изменений в приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Энергетик», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в сфере водоотведения (исх. от 29.12.2022 № 549, вх. от 29.12.2022 рег. № 215810-ЭП/22).

3. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.10.2023 устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно учесть в составе необходимой валовой выручки ООО «Энергетик» расходы по статье «Сглаживание» согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего решения, а также расходы по статье «Экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования» согласно пункту 3 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок с 01.10.2023 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере водоотведения для ООО «Энергетик» в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ ООО «Энергетик» на 2023 год, ввиду ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении тарифа для ООО «Энергетик» на 2024 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги водоотведения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Энергетик», указанных в заявлении (исх. от 29.12.2022 № 549, вх. от 29.12.2022 рег. № 215810-ЭП/22).

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
ИНН 2801080146, ОГРН 1022800533172
ООО "Энергетик"
ИНН 2813006348, ОГРН 1062813008114