Предписание №СП/98052/22 Предписание по результатам плановой выездной документарной п... от 25 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
г. Москва
Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Службы по тарифам Астраханской области (далее - Служба, орган регулирования) (приказ ФАС России от 29.06.2021 № 650/21) (продлена приказом ФАС России от 27.07.2021 № 728/21 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки Службы по тарифам Астраханской области»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 25.08.2021 № 79/21, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные органом исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для Южного филиала ООО «Газпром энерго» (далее - регулируемая организация, Южный филиал) на 2019-2021 гг.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования № 406).
Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила № 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для Южного филиала
ООО «Газпром энерго» установлены Службой по тарифам Астраханской области методом индексации на 2019-2023 годы.
В соответствии с подпунктом (а) пункта 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Газпром энерго» за период с 2019-2021 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по материалам, представленным ООО «Газпром энерго» (ОГРН 1027739841370) для установления тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг., а также для корректировки тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода индексации, на 2020 год, 2021 год (далее – экспертное заключение), установлено следующее.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная органом регулирования, составляет:
|
2019 год, тыс. руб. |
2020 год, тыс. руб. |
2021 год, тыс. руб. |
Питьевая вода |
74 265,8 |
71 859,84 |
61 311,54 |
Техническая вода |
545 842,62 |
474 467,44 |
392 830,09 |
Водоотведение |
618 203,12 |
601 456,16 |
502 756,31 |
1. Экономия операционных расходов.
Органом регулирования экономия операционных расходов учтена в составе НВВ регулируемой организации на 2019 год в сумме 25 686,61 тыс. руб., на 2020 год – 26 688,61тыс. руб., на 2021 год – 27 462,89 тыс. руб.
Экономия операционных расходов учтена органом регулирования только в сфере водоснабжения (техническая вода). Учет экономии производится Службой с 2019 года по 2023 год.
Экономия операционных расходов рассчитана Службой в соответствии с формулой (13) Методических указаний № 1746-э с учетом показателей прироста экономии операционных расходов, определенных согласно формуле (15.1) Методических указаний № 1746-э.
В части тарифов на питьевую воду по централизованной системе водоснабжения, расположенной на территории Красноярского района, а также тарифов на водоотведение экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, исключена Службой из НВВ регулируемой организации, так как ООО «Газпром энерго» не исполнило обязательства, предусмотренные производственной программой в полном объеме.
В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования № 406 экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе связанная с сокращением потерь воды при транспортировке, имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой в полном объеме.
В соответствии с пунктом 68 Основ ценообразования № 406 экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет. В случае если часть из этих 5 лет приходится на следующий долгосрочный период регулирования, экономия расходов учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующий долгосрочный период регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном Методическими указаниями № 1746-э.
Методические указания № 1746-э содержат раздел VI.II. «Расчет экономии средств», определяющий порядок учета экономии операционных расходов сфере водоснабжения и водоотведения.
Производственная программа ООО «Газпром энерго» в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) по объему потребления абонентами из водопроводной сети В - 1.2 по централизованной системе водоснабжения, расположенной на территории Красноярского района Астраханской области, на 2016-2018 гг., утверждена распоряжением Службы от 09.12.2015 № 232.
В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, Службой ежегодно осуществляется контроль за выполнением производственных программ.
ООО «Газпром энерго» письмами от 31.03.2017 № 56-01-07/670, от 28.03.2018 № 56-01-07/671 были представлены в Службу отчеты о выполнении производственных программ, утвержденных распоряжением Службы от 09.12.2015 № 232, с приложением подтверждающих документов.
Представленные отчеты о выполнении производственной программы за 2016-2017 гг. свидетельствуют о выполнении обязательств, предусмотренных производственной программой ООО «Газпром энерго» в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) по объему потребления абонентами из водопроводной сети В - 1.2 по централизованной системе водоснабжения, расположенной на территории Красноярского района Астраханской области, на 2016-2018 гг., в полном объеме.
Показатели отчетов о выполнении производственной программы ООО «Газпром энерго» в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) по объему потребления абонентами из водопроводной сети В - 1.2 по централизованной системе водоснабжения, расположенной на территории Красноярского района Астраханской области, на 2016-2018 гг. представлены в таблице ниже:
№ п/п |
Показатели производственной деятельности |
Единицы измерения |
2016 год |
2017 год |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Объем отпуска в сеть |
тыс. куб. м |
6665,06 |
7186,78 |
6665,06 |
7458,30 |
2 |
Объем потерь |
тыс. куб. м |
99,98 |
14,47 |
99,98 |
12,62 |
3 |
Уровень потерь к объему отпущенной воды в сеть |
% |
1,5 |
0,20 |
1,5 |
0,17 |
4 |
Объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям: |
тыс. куб. м |
6565,08 |
7172,31 |
6565,08 |
7445,68 |
5.1 |
населению |
тыс. куб. м |
- |
- |
- |
- |
5.2 |
бюджетным потребителям |
тыс. куб. м |
- |
- |
- |
- |
5.3 |
прочим потребителям |
тыс. куб. м |
6565,08 |
7172,31 |
6565,08 |
7445,68 |
6 |
Показатели надежности и бесперебойности водоснабжения: |
|||||
6.1. |
количество перерывов в подаче воды, зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, по подаче холодной воды, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, принадлежащих организации, осуществляющей холодное водоснабжение, в расчете на протяженность водопроводной сети в год |
(ед./ км). |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Показатели эффективности использования ресурсов: |
|||||
7.1 |
доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
1,5 |
0,2 |
1,5 |
0,17 |
Вместе с тем ФАС России отмечает следующее.
При достижении регулируемой организацией плановых показателей производственной программы экономия от снижения потребления электрической энергии (мощности) Службой в составе НВВ ООО «Газпром энерго» не учтена (таблица № 16.2 приложение № 3 к экспертному заключению), поскольку фактический удельный расход электроэнергии превысил плановое значение.
В возражениях на акт проверки органом регулирования отражено, что экономия операционных расходов, учтенная в составе НВВ регулируемой организации, экономически обоснована и документально подтверждена. Документальное подтверждение фактического размера операционных расходов за 2016 г., 2017 г. содержится в материалах ООО «Газпром энерго», представленных для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 гг. (сканы Южный филиал ООО Газпром энерго: Дополнительные материалы к тарифной заявке, Том 2, стр. 223 - 239).
ФАС России отмечает, что анализ причин снижения расходов по сравнению с их плановым значением, а также анализ реализованных мероприятий, которые привели к повышению эффективности деятельности организации и снижению расходов, в экспертном заключении органа регулирования отсутствует.
На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Экономия операционных расходов» подлежат дополнительному экономическому анализу и отображению в экспертном заключении.
2. Фонд оплаты труда.
Органом регулирования в составе НВВ регулируемой организации на 2019 год учтены расходы на оплату труда в следующих размерах:
|
|
ППП |
АУП |
Питьевая вода |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
20 096,95 |
641,71 |
Заработная плата, руб./мес. |
68 428,18 |
68 428,18 |
|
Численность, чел. |
24,47 |
0,78 |
|
|
|||
Техническая вода |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
147 152,85 |
641,71 |
Заработная плата, руб./мес. |
68 428,18 |
68 428,18 |
|
Численность, чел. |
179,21 |
5,73 |
|
|
|||
Водоотведение |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
170 496,32 |
6 515,34 |
Заработная плата, руб./мес. |
67 070,19 |
67 070,19 |
|
Численность, чел. |
211,8 |
8,1 |
Исходя из положений пункта 61 Основ ценообразования № 406 производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав базового уровня операционных расходов, который относится к долгосрочным параметрам регулирования согласно пункту 38 Основ ценообразования № 406 и подлежит корректировке согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э только в части индекса эффективности операционных расходов, изменения индекса потребительских цен и индекса изменения активов.
Согласно пункту 45 Методических указаний операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниям № 1746-э и с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В качестве обосновывающих документов регулируемой организацией в орган регулирования были представлены:
- выписки из штатного расписания рабочих, руководителей, специалистов и служащих Южного филиала ООО «Газпром-энерго» на 2018 год;
- приказ о повышении тарифных ставок и окладов работников ООО «Газпром энерго» с приложением единой тарифной сетки оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов и других служащих филиалов ООО «Газпром энерго» на 2018 год;
- перечень рабочих мест Южного филиала ООО «Газпром энерго» с результатами проведения специальной оценке условий труда, с приложением подтверждающих документов;
- постановление Госкомтруда СССР от 19.02.1987 № 106 «О коэффициенте за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников предприятий и организаций, обслуживающих строительство и эксплуатацию Астраханского газоконденсатного месторождения»;
- коллективный договор ООО «Газпром энерго», с приложением положения по оплату труда работников ООО «Газпром энерго»;
- расчет нормативной численности Южного филиала ООО «Газпром-энерго».
- формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за январь - декабрь 2017 года, январь - сентябрь 2018 года (Дополнительные материалы к тарифной заявке, Том 1, Статотчетность П-4).
Как следует из возражений на акт проверки, органом регулирования при расчете расходов на оплату труда на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. учтена фактически сложившаяся среднемесячная заработная плата персонала по данным формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».
В соответствии с экспертным заключением на 2019 год данные статистической отчетности учтены за 3 квартал 2018 года.
В соответствии с информацией, представленной в возражениях на акт проверки, ООО «Газпром энерго» присоединено к отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации.
ООО «Газпром энерго» единственная на территории Астраханской области организация, предоставляющая услуги водоснабжения и водоотведения Астраханскому газоперерабатывающему заводу, и не имеет на территории Астраханской области аналогичных организаций, осуществляющих деятельность в сопоставимых условиях. Технологические особенности деятельности ООО «Газпром энерго» в сфере водоснабжения и водоотведения для нужд Астраханского газоперерабатывающего завода обуславливают более высокие надбавки персоналу за вредность на производстве.
По данным Астраханьстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций отрасли «Добыча сырой нефти и природного газа» составляла 82 829,0 руб. в 2017 году, 102 042,0 руб. в 2019 году и 108 269,6 руб. в 2020 году.
Таким образом, средняя заработная плата персонала, учтенная в составе НВВ ООО «Газпром энерго», является, по мнению Службы, экономически обоснованной и документально подтвержденной.
ФАС России отмечает, что при расчете расходов на оплату труда ООО «Газпром энерго» в сфере водоснабжения и водоотведения отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации применению не подлежит.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» (далее - ОТС), которое является обязательным к применению при расчете расходов на оплату труда в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указания № 1746-э.
В части учтенной заработной платы в размере 68 428,18 руб./мес. руб./мес. и 67070,19 руб./мес. ФАС России отмечает, что расчет в соответствии с пунктом
17 Методических указаний № 1746-э органом регулирования не произведен. В Приложениях № 1, 3, 6 к экспертному заключению на 2019 год расчет расходов на оплату труда по всем видам деятельности в Красноярском районе Астраханской области произведен без учета необходимых составляющих, предусмотренных Приложением 2.2 к Методическим указаниям № 1746-э, а именно тарифной ставки рабочего первого разряда, среднего тарифного коэффициента, среднемесячной тарифной ставки, минимального размера оплаты труда по отраслевому соглашению, выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, а также текущего и дополнительного премирования в соответствии с положениями ОТС и надбавок за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда.
Кроме того, заработная плата промышленно-производственного персонала не может быть равной заработной плате административно-управленческого персонала, что следует, в том числе, исходя из разных средних тарифных коэффициентов, выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, и т.д.
Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенной заработной платы на 2019-2021 гг. в соответствии с действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, отразив его в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.
В случае пересмотра расходов на оплату труда на 2019-2021 гг. зависимые от указанной статьи затрат расходы также подлежат пересмотру.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Службу по тарифам Астраханской области нарушившей пункт 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для Южного филиала ООО «Газпром энерго».
2. Органу исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в водоснабжении и водоотведении устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку Южного филиала ООО «Газпром энерго», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, по статьям затрат «Фонд оплаты труда», «Экономия операционных расходов» на 2019-2021 гг.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в водоснабжении и водоотведении
при необходимости пересмотреть базовый уровень операционных расходов Южного филиала ООО «Газпром энерго», а также величину необходимой валовой выручки Южного филиала ООО «Газпром энерго» на 2019-2023 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, и настоящего предписания.
4. По результатам исполнения пунктов 2,3 настоящего предписания органу исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения
и водоотведения не позднее 20.11.2022 при необходимости исключить в случае выявления неподтвержденных экономически необоснованных расходов (доходов) из необходимой валовой выручки ООО «Газпром энерго» и при необходимости пересмотреть (установить) тарифы в сферах водоснабжения и водоотведения на 2022-2023 гг., обеспечив введение в действие с 01.12.2022 в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Астраханской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для Южного филиала ООО «Газпром энерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|