Решение №31/65514/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 5 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075(ред. от 05.09.2019, с изм. от 30.04.2020)"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере тепл

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ПАО «Территориальная генерирующая компания 14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. от 24.03.2021 47290/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, начальника отдела бизнес-планирования и тарифообразования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» <...>, и.о. руководителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>, начальника регулирования тарифов в теплоэнергетике Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № АЛ-727 от 18.03.2021; рег. № 47290/21 от 24.03.2021) о разногласиях между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (далее – Заявитель, ПАО «ТГК-14», регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее – орган регулирования, РСТ РБ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 17.12.2020
№ 2/116 внесены изменения в приказ РСТ РБ от 17.12.2018 № 2/96 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории Республики Бурятия».

Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019 - 2023 годы.

Тариф на тепловую энергию на 2021 год установлен в следующих размерах:

- с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 1 739,76 руб./Гкал;

- с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 1 781,51 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для ПАО «ТГК-14», составляет 4 138 584,8 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 4 276 784,8 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.05.2020 № 112 «Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Улан-Удэ на период до 2035 года. Актуализация на 2021 год» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации по г. Улан-Удэ.

Постановлением Администрации МО ГП «Каменское» от 17.06.2019 № 83/1 «Об утверждении Схемы теплоснабжения» ПАО «ТГК-14» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в п. Каменск.

ПАО «ТГК-14» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год следующие расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1.

Таблица 1. Разногласия между Заявителем и органом регулирования

п/п

наименование показателя

Орган регулирования

ПАО «ТГК-14»

Величина разногласий

 1

2021 год

1.1

Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)

2 003

6 362

4 359

1.2

Страховые взносы

187 965

200 504

12 539

1.3

Услуги банка (по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии»)

0

2 412

2 412

1.4

Амортизация

82 605

88 607

6 002

1.5

Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде

33 419

57 606

24 817

1.6

Нормативная прибыль по Коллективному договору

674

4 969

4 295

1.7

Налог на прибыль (на выплаты по Коллективному договору)

169

1 273

1 104

1.8

Неподконтрольные расходы аппарата управления

5 205

38 873

33 669

 

ИТОГО по 2021 г.

212 040

400 606

88 567

 2

2019 год

2.1

Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)

2 126

5 993

3 867

2.2

Страховые взносы по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс»

127 951

133 050

5 099

2.3

Услуги банка по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии»

0

2 260

2 260

2.4

Амортизация по Улан-Удэнской ТЭЦ-2

34 669

44 888

10 219

2.5

Расходы в соответствии с решением ФАС России от 29.10.2018 № СП/87009/18

0

51 480,6

51 480,6

2.6

Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде

0

30 627,37

30 627,37

2.7

Нормативная прибыль

640

4 452

3 812

2.8

Налог на прибыль

0

130,27

130,27

2.9

Неподконтрольные расходы аппарата управления

5 208,49

30 912,00

25 703,51

2.10

Расходы на создание резерва на рекультивацию земель по Улан-Удэнской ТЭЦ-2

0

16 382

16 382

2.11

Расходы на топливо

2 119 286

2 179 230

59 944

2.12

Товарная выручка

3 977 119

3 834 014

- 143 105

 

ИТОГО по 2019 г.

2 289 880,49

2 499 339,47

209 524,75

Величина разногласий, заявленных ПАО «ТГК-14» в ФАС России:

- по расходам на 2021 год – 88 567 тыс. руб.;

- по факту 2019 года – 209 458,98 тыс. руб.

  1. Расходы, учётные на плановый 2021 год.

1.1 Статья разногласий «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 6 362 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 2 003 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 4 359 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;

- анализ счетов 20 и 26.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

ФАС России отмечает, что в случае аренды регулируемой организацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект теплоснабжения, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю - публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.

Арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которым установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.01.2015 № 37 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Учитывая вышеуказанные нормы, размер арендной платы за землю является обязательным платежом и подлежит включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно отзыву органа регулирования, сумма арендной платы за землю в соответствии с представленными договорами аренды земельных участков, относящихся к Улан-Удэнской ТЭЦ-2, составляет 5 465,21 тыс. руб., а не
6 362,29 тыс. руб. как заявлено ПАО «ТГК-14».

При этом, срок действия договоров аренды на земельные участки по всем договорам, кроме договора от 21.09.2012 № ГБ-12-1480, истек, что также подтверждается информацией Прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ по результатам проведенной в 2020 году проверки хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

Органом регулирования при анализе представленных договоров установлено, что в договорах аренды от 20.01.2008 № ГБ-08-046 и № ГБ-08-047 не указан объект размещения. В связи с чем, экономически обоснованный размер арендной платы по договорам от 20.01.2008 № ГБ-08-046 и № ГБ-08-047 определить невозможно.

При этом, ФАС России отмечает, что в перечисленных договорах указаны объекты:

- в договоре № ГБ-08-046 – размещение золоотвала;

- в договоре № ГБ-08-047 – размещение промышленного объекта.

По остальным представленным договорам расчет арендной платы земельных участков определен с учетом объектов размещения, ставок платы за земли в соответствии с приказами Минэкономразвития России.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов по аренде земли в части расходов по договорам № ГБ-08-046 и № ГБ-08-047 и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» подлежат частичному удовлетворению.

1.2 Статья разногласий «Страховые взносы».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Страховые взносы» в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 200 504 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 47 002 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 153 502 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 187 965 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 43 810 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 144 155 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 12 539 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка по расчету расходов по статье «Страховые взносы»;

- уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2019 год (форма 4 - ФСС);

- расчет по страховым взносам за 2019 год (форма по КНД 1151111);

- анализ счета 26, 20.01, 23, 91.02 за 2019 год.

Согласно статье 426 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Для регулируемой организации расчетный период 2021 год является третьим годом долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. Величина расходов на оплату труда на 2021 год определена органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 51 Основ ценообразования № 1075 в следующем размере:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 -145 067,72 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 477 169,12 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сведения, на которые ссылается Заявитель, отраженные в отчетах формы № 4 - ФСС и формы по КНД 1151111, указаны в суммарном выражении в целом по регулируемой организации, а также не содержат разделение на трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера, в связи с чем не представляется возможным определить экономически обоснованный размер расходов на страховые взносы.

Кроме того, в материалах тарифного дела ПАО «ТГК-14» не представлены расшифровки фактически понесенных расходов за 2019 год по данной статье в разрезе основных работников и работников по гражданско-правовым договорам, расшифровки сумм выплат при награждении работников, при предоставлении дополнительного отпуска, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 69, 69.01, 69.02.5, 69.02.6.

Также, орган регулирования отмечает, что заключения о специальных условиях труда для дополнительных взносов ПАО «ТГК-14» в РСТ РБ не были представлены.

Таким образом, органом регулирования размер страховых взносов на 2021 год был определен в сумме 187 965 тыс. руб., что составляет 30,2% от расходов на оплату труда.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, в случае обоснования ПАО «ТГК-14» расходов по статье «Страховые взносы» по факту 2021 года, экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении тарифов на 2021 год, должны быть учтены при установлении тарифов на 2023 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Страховые взносы» не подлежат удовлетворению.

1.3 Статья разногласий «Услуги банка (по филиалу «Теплоэнергосбыт» Бурятии)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по статье «Услуги банка (по филиалу «Теплоэнергосбыт» Бурятии)» в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 2 412 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены в составе НВВ Заявителя на 2021 год.

Объем разногласий составляет 2 412 тыс. руб.

Как поясняет Заявитель, данные расходы понесены в соответствии с заключенными договорами АО «Газпромбанк», «Промсвязьбанк», ПАО «Сбербанк России», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Платина», а также с ООО «ЕИРЦ» по агентскому договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Необходимость несения затрат за прием и пересчет наличности обусловлены наличием у ПАО «ТГК-14» собственных пунктов приема платежей за отопление и ГВС.

Расчет данных затрат произведен Заявителем с индексацией фактически понесенных затрат на услуги банка (2 260 тыс. руб.) на индексы потребительских цен 2020-2021 гг.

Органом регулирования расходы на услуги банков на 2021 год рассмотрены в подстатье «Иные расходы» статьи «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» в составе неподконтрольных затрат и приняты без применения ИПЦ на 2020 год и на 2021 год, ввиду отсутствия изменений в тарифах и сборах по условиям договоров, представленных ПАО «ТГК-14» в обоснование планируемых расходов.

Так, РСТ РБ по результатам анализа представленных договоров, выписок операций по лицевому счету, журналов проводок учтены расходы на услуги банков в сумме 1 622,27 тыс. руб., в том числе:

- комиссия за ведение расчетного счета - 60,56 тыс. руб.;

- комиссия за обработку платежных поручений и требований - 3,34 тыс. руб.;

- комиссия за прием и пересчет наличности - 705,14 тыс. руб.;

- комиссия за заверение платежных поручений и требований - 853,23 тыс. руб.

Органом регулирования не учтена комиссия за услуги эквайринга, ввиду того, что данная комиссия удерживается банками из сумм платежей покупателей услуг ПАО «ТГК-14».

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Услуги банка (по филиалу «Теплоэнергосбыт» Бурятии)» не подлежат удовлетворению.

1.4 Статья разногласий «Амортизация».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на амортизацию основных средств в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 88 607 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 29 801 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 58 806 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 82 605 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 26 554 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 56 051 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 6 002 тыс. руб.

Разногласия заключаются в части амортизации по итогам технической инвентаризации и в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 № 38-АПГ18-1.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний №760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям № 760-э по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 20.06.2019 № 119 (с изменениями, внесенными приказом от 20.11.2020 №201) утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения на 2019 – 2023 годы по объектам ПАО «ТГК-14» (далее – инвестиционная программа).

Органом регулирования у Заявителя была запрошена информация об источниках финансирования приобретенных объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2019 году.

В ответе (письмо в адрес РСТ РБ от 01.06.2020 № АЛ-1739) ПАО «ТГК-14» сообщило, что источником финансирования приобретенных основных средств и оборудования в 2019 году являются амортизационные отчисления.

При этом, в соответствии с отзывом органа регулирования, согласно инвестиционной программе сумма затрат по статье «Амортизация основных средств» в полном объеме является источником финансирования для приобретения запланированных основных средств, оборудования и мероприятий инвестиционной программы. Таким образом, иных источников по статье «Амортизация» для приобретения основных средств у ПАО «ТГК-14» не имеется и, соответственно, амортизация по незапланированному утвержденной инвестиционной программой и приобретенному оборудованию вне установленных источников не является экономически необоснованной.

Также, в ведомости амортизации по введенным основным средствам в 2019 году по филиалу «Генерация Бурятии» сумма по ряду выполненных мероприятий, указанных в ведомости амортизации, не совпадает с сумой амортизации, указанной в отчете по исполнению инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

ФАС России отмечает, что результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация» не подлежат удовлетворению.

1.5 Статья разногласий «Экономия, определённая в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье разногласий в размере 57 606 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 11 300 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 46 306 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 33 419 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 1 776 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 31 643 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 24 817 тыс. руб.

Обоснование требований по указанной статье Заявителем в ФАС России не представлено.

В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования № 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 Основ ценообразования № 1075. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.

Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.

Пунктом 43 Методических указаний № 760-э предусмотрен учет экономии от потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя. Экономия рассчитывается в соответствии с приложениями 5.5. – 5.7. Методических указаний № 760-э.

Предшествующим периоду регулирования 2019-2023 года, являлся период 2016-2018 гг.. Перед началом второго долгосрочного периода регулирования (2019-2023 год) РСТ РБ определена экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя за период регулирования 2016-2018 годы.

Таким образом, экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя за период регулирования 2016-2018 годы определена органом регулирования в размере 33 419,49 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 – 1 776,00 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 31 643,49 тыс. руб.

Заявителем в адрес ФАС России не представлены расчеты и обоснования по данной статье затрат.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования» не подлежат удовлетворению.

1.6 Статья разногласий «Нормативная прибыль по Коллективному договору».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на нормативную прибыль по коллективному договору в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 4 969 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 1 610 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 3 359 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 674 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 247 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 427 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 4 295 тыс. руб.

Разногласия заключаются в несогласии с учтенными органом регулирования расходами на выплаты, предусмотренные коллективным договором.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка по обоснованию выплат по Коллективному договору, включенных в нормативную прибыль;

- коллективный договор подразделений ПАО «ТГК-14», находящихся на территории Республики Бурятия с 01.07.2018 г.

- дополнительное соглашение к Коллективному договору подразделений ПАО «ТГК-14», находящихся на территории Республики Бурятия на 2018-2019 гг. от 15.11.2019 г.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075, величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя в том числе:

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6. представленного коллективного договора, он вступает в силу с 01.07.2018 и действует до принятия нового коллективного договора, но не более трех лет с момента подписания. Таким образом, действие представленного коллективного договора распространяются до 01.07.2021.

Орган регулирования отмечает, что коллективный договор ПАО «ТГК-14» основывается на Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике Российской Федерации. При этом, в Республике Бурятия также действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия на 2019-2021 годы.

Кроме того, ПАО «ТГК-14» не является организацией, присоединившейся к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации в установленном порядке, и также не присоединено в установленном порядке к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации и к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия (соответствующих документов, в том числе мотивированных отказов к присоединению к тому или иному соглашению в распоряжении регулятора не имеется).

Также, сводом начислений и удержаний работников ПАО «ТГК-14» за 2019 год подтверждается, что ряд выплат (например, выплаты к профессиональным праздникам, ежегодная полная компенсация путевки в лагеря на территории РФ, стоимости проезда для медицинский консультаций или лечения, детские новогодние подарки, организация культурно-просветительской и физкультурной работы, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и др.) выплачиваются профсоюзной организацией, в которую по личным заявлениям членов профсоюза из заработной платы работников (п. 7.2.10 Коллективного договора) перечисляются денежные средства.

Кроме того, расходы на выплаты материальной помощи многодетным семьям, выплаты на детей до 1,5 лет и до 3 лет, а также компенсация расходов за детский сад предусматривается из республиканского и муниципального бюджетов.

Таким образом, по мнению РСТ РБ, происходит задвоение выплат социального характера, компенсируемых бюджетом, либо отчислениями профсоюза, и, следовательно, основания по учету дополнительных расходов на вышеуказанные выплаты из тарифного источника отсутствуют.

С учетом изложенных доводов, расходы по статье на 2021 год приняты исходя из сведений, содержащихся в своде начислений и удержаний по заработной плате за 2019 год в сумме 674,0 тыс. руб., в том числе:

по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме
427,23 тыс. руб.:

- выплаты при рождении ребенка - 114,99 тыс. руб.,

- единовременная выплата в связи с погребением - 114,99 тыс. руб.,

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (в соответствии с ТК РФ) и материальная помощь ко Дню инвалида - 156,16 тыс. руб.,

- выплаты при регистрации брака - 2,98 тыс. руб.,

- компенсация за молоко - 6,72 тыс. руб.,

- страховые взносы - 31,39 тыс. руб.;

по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) в сумме 246,74 тыс. руб., в т.ч.:

- выплаты при рождении ребенка - 26,08 тыс. руб.,

- единовременная выплата в связи с погребением - 15,54 тыс. руб.,

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (в соответствии с ТК РФ) и материальная помощь - 172,37 тыс. руб.,

- страховые взносы - 32,74 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что не все выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, задваивают социальные выплаты, предусмотренные бюджетом, а также, не все сотрудники являются членами профсоюзной организации. Работодатель должен обеспечивать предоставление льгот, гарантий и компенсаций.

В этой связи, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, и учесть их в экономически обоснованном размере с учетом положений пункта 74 Основ ценообразования
№ 1075.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Нормативная прибыль по Коллективному договору» подлежат частичному удовлетворению.

1.7 Статья разногласий «Налог на прибыль (на выплаты по Коллективному договору)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по налогу на прибыль в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере 1 273 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 367 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 906 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 169 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 62 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 107 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 1 104 тыс. руб.

Расходы по налогу на прибыль оспариваются Заявителем в связи с тем, что на разногласия также заявлены расходы по статье «Нормативная прибыль по Коллективному договору».

Поскольку требования Заявителя по статье «Нормативная прибыль по Коллективному договору», которая является налогооблагаемой базой для расчета налога на прибыль, подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования также следует пересмотреть и величину налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль (на выплаты по Коллективному договору)» подлежат частичному удовлетворению.

1.8 Статья разногласий «Неподконтрольные расходы аппарата управления».

Заявитель считает экономически обоснованными неподконтрольные расходы аппарата управления в тарифе на тепловую энергию на 2021 год в размере
38 873 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 5 205 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 33 669 тыс. руб.

На основании представленных материалов ФАС России произвела анализ расходов, которые ПАО «ТГК-14» заявляет к учету по статье «Неподконтрольные расходы на оплату аппарата управления» на 2021 год, и принятых органом регулирования. Перечень расходов включает следующие статьи затрат:

п/п

Наименование показателя

заявлено ПАО «ТГК-14» на 2021 год

факт 2019 г. по расчету органа регулирования

утверждено органом регулирования

пояснения органа регулирования

1

покупная энергия

 

836,88

947,35

расходы на электроэнергию приняты согласно представленным ведомостям электропотребления, счетам-фактурам с учетом ИЦП

2

страховые взносы

 

3 444,93

3 907,06

страховые взносы приняты с учетом фонда оплаты труда

3

амортизация

 

0

0

расходы на амортизацию не приняты, ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы

4

налоги и другие обязательные платежи

 

158,61

166,04

налог на имущество принят по предложению ПАО «ТГК-14», транспортный налог принят с учетом исключения автомобилей премиум-класса

5

водоснабжение коммунальное

 

847,78

69,59

коммунальные услуги приняты в соответствии с актами выполненных работ с учетом ИПЦ, на 2021 г. не представлен договор на уборку мусора

6

водоотведение коммунальное

 

7

вывоз мусора

 

8

страхование

 

0,29

114,026

приняты расходы по страхованию опасных производственных объектов, исключены расходы на добровольное страхование и на автомобили класса «люкс»

9

страховые отчисления

 

0

0

нормативная прибыль по коллективному договору не учтена ввиду отсутствия свода начислений и удержаний за 2019 год

10

услуги банков (агентов)

 

0

0

расходы на услуги банков не были заявлены в тарифном предложении

 

Итого

30 912,00

5 288,49

5 204,07

 

ФАС России отмечает, что экспертное заключение содержит подробный анализ распределения принятых РСТ РБ расходов по подразделениям и видам деятельности.

Также, орган регулирования отмечает, что аппарат управления ПАО «ТГК-14», осуществляющий контроль за деятельностью филиалов в Бурятии и Забайкалье, расположен в г. Чита, при этом инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» по аппарату управления ПАО «ТГК-14» г. Чита в материалах тарифного дела не представлена. Ввиду отсутствия в материалах тарифного дела утвержденной соответствующим органом исполнительной власти г. Чита инвестиционной программы ПАО «ТГК-14», расходы по статье амортизация не признаны РСТ РБ обоснованными.

ФАС России отмечает, что неучет расходов на амортизацию, обусловленный отсутствием утвержденной инвестиционной программы, не предусмотрен нормами действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов на оплату аппарата управления в части расходов на амортизацию основных средств и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Неподконтрольные расходы аппарата управления» подлежат частичному удовлетворению.

2. Фактические расходы, сложившиеся в 2019 году.

2.1 Статья разногласий «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» за 2019 год в размере 5 993 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 2 126 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 3 867 тыс. руб.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» представлены в пункте 1.1. настоящего решения.

В доводах органа регулирования также, как и по плановым расходам на 2021 год, отмечается, что срок действия договоров аренды на земельные участки по всем договорам, кроме договора от 21.09.2012 № ГБ-12-1480, истек, что также подтверждается информацией Прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ по результатам проведенной в 2020 году проверки хозяйственной деятельности ПАО «ТГК-14» за 2019 год.

В связи с тем, что по договорам аренды от 20.01.2008 № ГБ-08-046 и
№ГБ-08-047 указаны объект размещения
, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов по аренде земли в части расходов по договорам № ГБ-08-046 и № ГБ-08-047 и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» подлежат частичному удовлетворению.

2.2 Статья разногласий «Страховые взносы по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс»».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Страховые взносы по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс»» за 2019 год в размере 133 050 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 127 951 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 5 099 тыс. руб.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Страховые взносы» представлены в пункте 1.2. настоящего решения.

Орган регулирования отмечает отсутствие в материалах тарифного дела оборотно-сальдовой ведомости по счету 69, а также расшифровок, позволяющих распределить сведения, отраженные в отчетах формы № 4 - ФСС и формы по КНД 1151111, в разрезе трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Страховые взносы по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс»» не подлежат удовлетворению.

2.3 Статья разногласий «Услуги банка по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии»».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Услуги банка по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии»» за 2019 год в размере 2 260 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий не учтены, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

Объем разногласий составляет 2 260 тыс. руб.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Услуги банка по филиалу «Теплоэнергосбыт Бурятии»» представлены в пункте 1.3. настоящего решения.

Органом регулирования расходы на услуги банков за 2019 год рассмотрены в подстатье «Иные расходы» статьи «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» в составе неподконтрольных затрат.

Органом регулирования не учтена комиссия за услуги эквайринга, ввиду того, что данная комиссия удерживается банками из сумм платежей покупателей услуг ПАО «ТГК-14».

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Услуги банка по филиалу «Теплоэнергосбыт» Бурятии»» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.4 Статья разногласий «Амортизация по Улан-Удэнской ТЭЦ-2».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Амортизация по Улан-Удэнской ТЭЦ-2» за 2019 год в размере 44 888 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 34 669 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 10 219 тыс. руб.

Разногласия также, как и по плановым расходам на 2021 год, заключаются в части амортизации по итогам технической инвентаризации и в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств. Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Амортизация» представлены в пункте 1.4. настоящего решения.

ФАС России отмечает, что результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация по Улан-Удэнской ТЭЦ» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.5 Статья разногласий «Расходы в соответствии с решением ФАС России от 29.10.2018 № СП/87009/18».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Расходы в соответствии с решением ФАС России от 29.10.2018
№ СП/87009/18» в размере 51 480,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий не учтены, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

Объем разногласий составляет 51 580,6 тыс. руб.

Согласно решению ФАС России от 29.10.2018 №СП/87009/18, по статье «Амортизация основных средств» на 2019 год в НВВ ПАО «ТГК-14» были учтены расходы на амортизацию основных средств за 2016 год и на 2018 год в сумме 51 480,60 тыс. руб.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, амортизация основных средств направляется на восстановление основных средств. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

При анализе фактических расходов по статье РСТ РБ в адрес ПАО «ТГК-14» письмом от 16.09.2020 №81-03-11-И1929/20 был направлен запрос о предоставлении информации об использовании средств амортизации по решению ФАС России от 29.10.2018 №СП/87007/18 с приложением подтверждающих документов.

В ответе от 28.09.2020 №АЛ-2968 ПАО «ТГК-14» сообщило, что амортизация основных средств за 2016 год, включенная по решению ФАС России от 29.10.2018 №СП/87007/18, является источником финансирования инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» на 2019-2023 годы.

Использование указанного источника в 2019 году не представлялось возможным ввиду длительного согласования и утверждения инвестиционной программы, указанный источник планируется использовать в 2021-2023 годах. При этом, направление использования амортизации на 2018 год по решению ФАС России от 29.10.2018 № СП/87007/18 в письме ПАО «ТГК-14» не указано.

При этом, ФАС России отмечает, что в утвержденной Минтрансом РБ инвестиционной программе ПАО «ТГК-14» на 2019-2023 годы отсутствует источник финансирования «Амортизация прошлых периодов».

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Расходы в соответствии с решением ФАС России от 29.10.2018 № СП/87009/18» не подлежат удовлетворению.

2.6 Статья разногласий «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде» в размере 30 627,37 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 775,3 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 29 852,07 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий не учтены, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

Объем разногласий составляет 30 627,37 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2019 год расходы по статье «Экономия, определенная в прошедшем периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде» были учтены в сумме 27 802,37 тыс. руб.

При этом, при установлении тарифов на 2019 год расходы по статье «Экономия, определенная в прошедшем периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде» были учтены в следующих размерах:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 – 775,30 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» - 29 852,07 тыс. руб.

Согласно отзыву органа регулирования, Заявителем в материалах тарифного дела фактические расходы по данной статье за 2019 год по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» не заявлены для учета в необходимой валовой выручке за 2019 год, подтверждающих документов по несению расходов по данной статье в 2019 году регулируемой организацией в РСТ РБ не представлено.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде» не подлежат удовлетворению.

2.7 Статья разногласий «Нормативная прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Нормативная прибыль» за 2019 год в размере 4 452 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 1 423 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 3 029 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 640 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 214 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 426 тыс. руб.

Объем разногласий 3 812 тыс. руб.

Разногласия заключаются в несогласии с учтенными органом регулирования расходами на выплаты, предусмотренные коллективным договором.

Анализ представленных материалов и доводов ФАС России относительно определения расходов по статье «Нормативная прибыль по Коллективному договору» представлены в пункте 1.6. настоящего решения.

Органом регулирования на 2019 год фактические расходы по коллективному договору приняты в размере 640,22 тыс. руб., в том числе:

по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 426,22 тыс. руб., в т.ч.:

- выплаты при рождении ребенка - 114,72 тыс. руб.,

- единовременная выплата в связи с погребением - 114,72 тыс. руб.,

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (в соответствии с ТК РФ) и материальная помощь ко Дню инвалида - 155,79 тыс. руб.,

- выплаты при регистрации брака - 2,97 тыс. руб.,

- компенсация за молоко - 6,70 тыс. руб.,

- страховые взносы - 31,32 тыс. руб.;

по филиалу «Генерация Бурятии» (Улан-Удэнская ТЭЦ-2) в сумме 214,00 тыс. руб., в т.ч.:

- выплаты при рождении ребенка - 26,08 тыс. руб.,

- единовременная выплата в связи с погребением - 15,55 тыс. руб.,

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (в соответствии с ТК РФ) и материальная помощь ко Дню инвалида - 172,37 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что не все выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, задваивают социальные выплаты, предусмотренные бюджетом, а также, не все сотрудники являются членами профсоюзной организации. Работодатель должен обеспечивать предоставление льгот, гарантий и компенсаций.

В этой связи, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести дополнительный анализ расходов на выплаты социального характера, предусмотренные коллективным договором, и учесть их в экономически обоснованном размере с учетом положений пункта 74 Основ ценообразования
№ 1075.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Нормативная прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

2.8 Статья разногласий «Налог на прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 130,27 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 64,5 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 65,77 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий не учтены, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

Объем разногласий составляет 130,27 тыс. руб.

Расходы по налогу на прибыль оспариваются Заявителем в связи с тем, что на разногласия также заявлены расходы по статье «Нормативная прибыль».

Поскольку требования Заявителя по статье «Нормативная прибыль», которая является налогооблагаемой базой для расчета налога на прибыль, подлежат частичному удовлетворению, органу регулирования также следует пересмотреть и величину налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налог на прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

2.9 Статья разногласий «Неподконтрольные расходы аппарата управления».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Неподконтрольны расходы аппарата управления» за 2019 год в размере 30 912,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 5 208,49 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 25 703,51 тыс. руб.

На основании представленных материалов ФАС России произвела анализ расходов, которые ПАО «ТГК-14» заявляет к учету по статье «Неподконтрольные расходы на оплату аппарата управления», и принятых органом регулирования. Перечень расходов включает следующие статьи затрат:

п/п

Наименование показателя

факт 2019 г. по расчету «ТГК-14»

факт 2019 г. по расчету РСТ РБ

пояснения органа регулирования

1

покупная энергия

 

836,88

расходы на электроэнергию приняты согласно представленным ведомостям электропотребления, счетам-фактурам

2

страховые взносы

 

3 444,93

страховые взносы приняты с учетом фонда оплаты труда

3

амортизация

 

0

расходы на амортизацию не приняты, ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы

4

налоги и другие обязательные платежи

 

158,61

налог на имущество принят по предло-жению ПАО «ТГК-14», транспортный налог принят с учетом исключения автомобилей премиум-класса

5

водоснабжение коммунальное

 

847,78

коммунальные услуги в соответствии с актами выполненных работ с учетом

6

водоотведение коммунальное

 

7

вывоз мусора

 

8

страхование

 

0,29

приняты расходы по страхованию опасных производственных объектов, исключены расходы на добровольное страхование и на автомобили класса «люкс»

9

страховые отчисления

 

0

нормативная прибыль по коллективному договору не учтена ввиду отсутствия свода начислений и удержаний за 2019 год

10

услуги банков (агентов)

 

0

расходы на услуги банков не были заявлены в тарифном предложении

 

Итого

38 872,89

5 288,49

 

ФАС России отмечает, что экспертное заключение содержит подробный анализ распределения принятых РСТ РБ расходов по подразделениям и видам деятельности.

Также, орган регулирования отмечает, что аппарат управления ПАО «ТГК-14», осуществляющий контроль за деятельностью филиалов в Бурятии и Забайкалье, расположен в г. Чита, при этом инвестиционная программа ПАО «ТГК-14» по аппарату управления ПАО «ТГК-14» г. Чита в материалах тарифного дела не представлена. Ввиду отсутствия в материалах тарифного дела утвержденной соответствующим органом исполнительной власти г. Чита инвестиционной программы ПАО «ТГК-14» расходы по статье амортизация не признаны РСТ РБ обоснованными.

ФАС России отмечает, что неучет расходов на амортизацию, обусловленный отсутствием утвержденной инвестиционной программы, не предусмотрен нормами действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ расходов на оплату аппарата управления в части расходов на амортизацию основных средств и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном объеме с учетом их распределения по подразделениям и видам деятельности.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Неподконтрольные расходы на оплату аппарата управления» за 2019 год подлежат частичному удовлетворению.

2.10 Статья разногласий «Расходы на создание резерва на рекультивацию земель по Улан-Удэнской ТЭЦ-2».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Расходы на создание резерва на рекультивацию земель по Улан-Удэнской ТЭЦ-2№» за 2019 год в размере 16 382 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий не учтены, ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.

Объем разногласий составляет 16 382 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлена пояснительная записка по расчету расходов на рекультивацию земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила рекультивации № 800).

Согласна пункту 8 Правил рекультивации № 800, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Позиция о том, что рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, отражена также в письме Росприроднадзора от 27.07.2018 № РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель».

ФАС России отмечает, что утвержденный проект рекультивации земель Заявителем не представлен ни в орган регулирования в рамках тарифного предложения, ни в ФАС России.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на создание резерва на рекультивацию земель по Улан-Удэнской ТЭЦ-2» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.11 Статья разногласий «Расходы на топливо».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Расходы на топливо» за 2019 год в размере 2 179 230 тыс. руб., в том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 1 022 481 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 1 156 749 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 2 119 286 тыс. руб., том числе:

- по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в сумме 992 227 тыс. руб.;

- по филиалу «Улан-Удэнский энергетический комплекс» в сумме 1 127 059 тыс. руб.

Объем разногласий 59 944 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075, плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с ценой, установленной в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

ФАС России отмечает, что положениями действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не предусмотрены расходы на выплаты премий и штрафов угольным компаниям за калорийность топлива при его поставке в теплоснабжающие организации.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «ТГК-14» по статье «Расходы на топливо» за 2019 год не подлежат удовлетворению.

2.12 Статья разногласий «Товарная выручка».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы по статье «Товарная выручка» в размере 3 834 014 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 3 977 119 тыс. руб.

Объем разногласий составляет (-) 143 105 тыс. руб.

В соответствии с заявлением ПАО «ТГК-14» выручка по форме № 46-ТЭ (полезный отпуск) составляет 3 834 014 тыс. руб. и ее снижение против расчетной обусловлено наличием перерасчетов по услуге отопление, не связанных с отчетным периодом 2019 года.

1) Так по решению Главы Республики Бурятия были произведены перерасчеты физическим лицам в многоквартирных домах с демонтированными приборами отопления на общую сумму 42,5 млн. руб. с НДС, в том числе 3,17 млн. руб. по Улан-Удэ и 10,8 млн. руб. по пос. Каменск. Данные перерасчеты были произведены в 2019 году, но не относились к отчетному периоду, поскольку корректировали начисления 2014-2018 годов.

2) На 2019 год пришелся пик общедомовых перерасчетов – более 200 МКД г. Улан-Удэ было переведено на расчеты по услуге отопление с использованием формул №№ 3, 3.1, 3.3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Сумма общедомовых перерасчетов по г. Улан-Удэ в 2019 году составила 149,2 млн. руб. с НДС, значительная часть этой суммы корректировала начисления за 2018 год и не связана с отчетным периодом 2019 года.

3) Сумма исполненных в 2019 году предписаний МЖИ г. Улан-Удэ по общедомовым приборам учета составила 16,7 млн. руб. с НДС, охватывала периоды 2015-2018 годов и не относилась к отчетному периоду 2019 года.

Таким образом, перерасчеты «батарейщикам», активный ввод в 2018 году в коммерческий учет общедомовых приборов учета и последующие в 2019 году общедомовые перерасчеты, негативным образом отразились на объеме начислений в отчетном периоде 2019 года и вызвали диспропорцию между полезным отпуском и объемом начислений.

Учитывая, что при анализе за 2014-2018 годы данное снижение полезного отпуска не было учтено, и в расчет принималась товарная выручка по данным статистической отчетности, ПАО «ТГК-14» считает необходимым учесть перерасчеты, выполненные в 2019 году за предыдущие годы в объеме товарной выручки 2019 года.

Органом регулирования проведена корректировка НВВ в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, согласно которому размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки НВВ по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина НВВ в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг);

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на
(i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

РСТ РБ расчёт товарной выручки за 2019 год произведён на основании данных форм статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2019 год. При этом, отмечаем, что в ФАС России форма № 46-ТЭ Заявителем не представлена.

Так, фактический объем полезного отпуска тепловой энергии в 2019 году согласно форме № 46-ТЭ составил 2 370 623,58 тыс. Гкал, в т.ч.:

г. Улан-Удэ - 2 316 170,02 Гкал; п. Каменск – 54 453,56 Гкал.

Расчет товарной выручки представлен в таблице.

Месяц

Тариф на тепло-вую энергию, руб./Гкал без НДС

Объем полезного отпуска тепловой энергии за 2019 год

Выручка, тыс. руб.

без НДС

Всего

в т.ч.

Улан-Удэ

Каменск

январь

1 680,93

397 554,61

388 430,61

9 124,00

668 261,46

февраль

1 680,93

349 233,87

340 517,87

8 716,00

587 037,69

март

1 680,93

244 908,59

239 024,02

5 884,57

411 674,19

апрель

1 680,93

180 910,66

175 564,66

5 346,00

304 098,15

май

1 680,93

79 376,16

77 260,83

2 115,33

133 425,76

июнь

1 680,93

34 537,68

34 537,68

0,0

58 055,43

июль

1 680,93

26 931,02

26 931,02

0,0

45 269,16

август

1 680,93

19 350,68

19 350,68

0,0

32 527,14

сентябрь

1 680,93

83 929,38

82 703,72

1 225,66

141 079,41

октябрь

1 680,93

222 157,73

216 441,73

5 716,00

373 431,59

ноябрь

1 680,93

326 675,42

318 944,41

7 731,01

549 118,52

декабрь

1 680,93

405 057,78

396 462,79

8 594,99

680 873,77

год

1 680,93

2 370 623,58

2 316 170,02

54 453,56

3 984 852,29

При этом, в отзыве органе регулирования отмечается, что в связи с тем, что в п. Каменск с коллекторов Тимлюйской ТЭЦ осуществляется отпуск тепловой энергии ООО «Тимлюйский цементный завод», полезный отпуск указанному потребителю за 2019 год по форме № 46-ТЭ составил 5 387,23 Гкал на сумму 7 733,49 тыс. руб.

С учетом изложенного, товарная выручка ПАО «ТГК-14» на территории Республики Бурятия за 2019 год определена органом регулирования в размере
3 984 852,29 - 7 733,49 = 3 977 118,79 тыс. руб.

Также РСТ РБ обращает внимание, что в форме № 46-ТЭ в столбце «Перерасчет» сведения по произведенным ПАО «ТГК-14» в 2019 году перерасчетам не содержатся.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Товарная выручка» за 2019 год удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «ТГК-14» и Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей пункты 45, 62 и 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «ТГК-14», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (исх. № АЛ-727 от 18.03.2021; рег. № 47290/21 от 24.03.2021) по тарифу на тепловую энергию.

3. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет и учесть экономически обоснованные расходы на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, по следующим статьям затрат:

- «Арендная плата по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 (аренда земли)» на 2021 год и за 2019 год;

- «Неподконтрольные расходы аппарата управления» на 2021 год и за 2019 год;

- «Налог на прибыль» на 2021 год и за 2019 год;

- «Нормативная прибыль» на 2021 год и за 2019 год.

4. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2021 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2021 год для ПАО «ТГК-14», на основании пункта 3 настоящего решения с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2021 год.

В случае необходимости экономически средства, указанные в пункте
3 настоящего решения и неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифах на тепловую энергию для ПАО «ТГК-14» на 2021 год, учесть при установлении соответствующих тарифов для ПАО «ТГК-14» на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-14» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «ТГК-14» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ПАО «ТГК-14».

Связанные организации

ПАО "ТГК-14"
ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242
Бурятское УФАС России
ИНН 0323057082, ОГРН 1020300966256
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
ИНН 0326002067, ОГРН 1020300973208