Предписание №СП/2669/21 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-там проверки РЭК Ставропольского края (ПА... от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 04.03.2020 № 222/20, Акт проверки Инспекции ФАС России от 14.05.2020 № 52), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на 2018-2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее – РТК) использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2018 год является седьмым годом первого долгосрочного периода регулирования 2012-2022 годов.

Приказом ФАС России от 27.12.2017 № 1809/17 «О согласовании Федеральной антимонопольной службой предложения Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» внесены изменения в приказ ФСТ России от 29.05.2012 № 128-э/2 в части определения периода действия долгосрочных параметров до 31 декабря 2022 года.

Необходимая валовая выручка Общества, установленная РТК, составила: на 2011 г. – 5 055 889,16 тыс. руб., на 2012 г. – 5 747 178,54 тыс. руб. (с 1 июля 2012 г. – 5 747 868,08 тыс. руб.), на 2013 г. – 6 456 224,98 тыс. руб., на 2016 г. – 8 084 454,72 тыс. руб., на 2017 г. – 7 749 873,81 тыс. руб., на 2018 г. – 8 068 664,79 тыс. руб., на 2019 г. – 8 344 163,67 тыс. руб., на 2020 г. – 8 931 635,16 тыс. руб.

В связи с тем, что 2018 год является седьмым годом первого долгосрочного периода регулирования (2012 – 2022 годы) для проверки обоснованности величины и состава операционных расходов, учтенных РТК на 2018 год, ФАС России проанализировано заключение РТК по экспертизе тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на 2011, 2012 гг.

1. Базовый уровень операционных расходов

1.1. Согласно части 4 статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования), установление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов срока действия долгосрочного периода регулирования продолжительностью более 5 лет, а также продление им срока, установленного ранее, до указанной продолжительности осуществляется по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации. В случае принятия Федеральной антимонопольной службой в установленном ею порядке решения о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования свыше 5 лет указанное решение подлежит согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации.

Решение о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования в отношении организаций, регулирование цен (тарифов) которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала, принимается регулирующим органом на основании заявлений этих организаций (пункт 13 Основ ценообразования).

В данном случае филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» относится к организациям, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала.

Постановлением РТК Ставропольского края от 21.06.2011 № 38/2 для Ставропольэнерго установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка на 2011-2015 гг. с применением метода доходности инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов поручено до 1 июня 2012 г. принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г. долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала.

Пунктом 4 названного Постановления установлено, что для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, сроком окончания очередного долгосрочного периода регулирования будет являться дата не ранее 1 июля 2017 г.

Приказом от 29.05.2012 № 128-э/2 «О согласовании Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала» Федеральная служба по тарифам согласовала РТК Ставропольского края долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала, до 1 июля 2017 г., согласно приложению № 10. Базовый уровень операционных расходов нового долгосрочного периода регулирования установлен на 2012 год как первый год периода в размере 2 163,91 млн. руб.

Постановлением РТК от 31.05.2012 № 34/10 постановление РТК от 21.06.2011 № 38/2 признано утратившим силу.

Таким образом, в отношении регулируемой организации установлен новый очередной период регулирования, согласованный с Федеральной службой по тарифам в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования (в редакции на 19.06.2012) переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также установление (корректировка) долгосрочных параметров регулирования осуществляются регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

В случае согласования Федеральной службой по тарифам предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающегося перехода к регулированию цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала, необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в отношении которой было направлено указанное заявление, должна быть сформирована исключительно методом доходности инвестированного капитала. При этом долгосрочные параметры регулирования, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, должны соответствовать долгосрочным параметрам регулирования, согласованным Федеральной службой по тарифам.

Однако постановлением РСТ СК от 31.05.2012 № 34/10 базовый уровень подконтрольных расходов для регулируемой организации на первый долгосрочный период был установлен в ином размере - 2 260,39 млн руб., что отличается от согласованного Федеральной службой по тарифам размера 2 163,91 млн руб.

Постановлением РТК СК от 21.02.2013 № 11/2 внесены изменения в  приложения к постановлению РТК СК от 31.05.2012 № 34/10, которыми базовый уровень подконтрольных расходов изменен с 2 260,39 млн руб. на 
2 163,91 млн руб. Однако величина подконтрольных расходов, и, как следствие, размер необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ставропольского края на 2012-2015 гг. остались без изменений.

В этой связи при установлении базового уровня подконтрольных расходов органом регулирования нарушены пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 12 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления РТК Ставропольского края от 21.06.2011 № 38/2 постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2011, что противоречит пункту 31 Правил государственного регулирования № 1178, содержащему запрет обратной силы для решения об установлении тарифов.

В этой связи органу регулирования необходимо пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов на 2012 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике и настоящим предписанием.

2. Подконтрольные расходы

2.1. В соответствии с п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов; индекс эффективности операционных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с п. 34 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Как следует из экспертного заключения на 2011 год, в связи с тем, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» арендует энергооборудование ОАО «Ставропольэнергоинвест» и ОАО «Ессентукская сетевая компания», необходимая валовая выручка сформирована как сумма необходимых валовых выручек трех сетевых организаций, а подконтрольные расходы сформированы из сумм подконтрольных расходов сетевых организаций.

Между тем, экспертное заключение не содержит постатейного анализа подконтрольных расходов в части расходов, относящихся к арендуемому имуществу.

Учитывая, что в соответствии с экспертным заключением на 2012 год необходимая валовая выручка, подконтрольные расходы на 2012 год определены исходя из уровня, принятого при формировании долгосрочных параметров регулирования на 2011 год, ФАС России проведен также анализ учтенных расходов на 2011 год.

3. Сырье и материалы

3.1. Расходы по статье «Сырье и материалы» были заявлены Филиалом на 2011 год в сумме – 523 628,82 тыс. руб., в том числе: расходы на вспомогательные материалы в размере – 443 738,4 тыс. руб., расходы на ГСМ - 74 091,3 тыс. руб., канцелярские, хозяйственные расходы – 4 170,72 тыс. руб., подписка на периодическую печать – 721,7 тыс. руб., техническая и специальная литература – 906,7 тыс. руб.; на 2012 год – в сумме   - 577 540,6 тыс. руб., в том числе: расходы на вспомогательные материалы в размере – 478 978,4 тыс. руб., расходы на ГСМ – 92 520,7 тыс. руб., канцелярские, хозяйственные расходы – 4 429,0 тыс. руб., подписка на периодическую печать – 762,8 тыс. руб., техническая и специальная литература – 849,7 тыс. руб.

Органом регулирования на 2011 год учтены затраты в размере 370 861,73 тыс. руб. с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,079 к утвержденному значению на 2010 год, на 2012 год - в сумме 378 742,86 тыс. руб. с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,02 к утвержденному значению на 2011 год.

ФАС России отмечает, что индексация плановых расходов противоречит Основам ценообразования.

В экспертном заключении на 2012 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, не проведен анализ рыночных цен на материалы и экономической обоснованности представленных организацией документов.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2012 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Сырье и материалы» и отразить в экспертном заключении.

4. Работы и услуги производственного характера

Расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» были заявлены Филиалом на 2011 год в сумме -  560 127,2 тыс. руб., в том числе: ремонт основных средств – 487 681,2 тыс. руб., прочие услуги производственного характера -72 446,0 тыс. руб. (затраты на оплату услуг ОАО «Холдинг МРСК» – 58 265,1 тыс. руб., поверка приборов – 3 607,2 тыс. руб., прочие – 10 573,7 тыс. руб.), на 2012 год – в сумме -  576 118,5 тыс. руб., в том числе: ремонт основных средств – 486 220,8 тыс. руб., прочие услуги производственного характера -89 897,7 тыс. руб. (затраты на оплату услуг ОАО «Холдинг МРСК» - 54 197 тыс. руб., поверка приборов - 4 621 тыс. руб., прочие - 31 079,6 тыс. руб.).

Комиссией на 2011 год затраты по данной статье приняты в сумме 292 057,75 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,079 к утвержденному значению на 2010 год, на 2012 год - в сумме 298 531,13 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,022 к утвержденному значению на 2011 год.

ФАС России отмечает, что индексация плановых расходов противоречит Основам ценообразования.

В Экспертном заключении на 2012 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, не проведен анализ рыночных цен на материалы и экономической обоснованности представленных организацией документов.

Также ФАС России отмечает, что анализ расходов по данной подстатье должен производиться регулирующим органом в том числе в соответствии с ремонтной программой регулируемой организации на весь долгосрочный период, дефектными ведомостями, а также регламентными сроками производимых ремонтных работ.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2012 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Работы и услуги производственного характера» и отразить в экспертном заключении.

5. Страхование

5.1. Расходы по статье «Страхование» были заявлены Филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на 2011 год в сумме – 33 255,28 тыс. руб., в том числе: расходы на страхование имущества в размере – 22 110,7 тыс. руб., расходы на добровольное медицинское страхование – 7 673,89 тыс. руб., обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – 3 176 тыс. руб., обязательное страхование опасных производственных объектов – 26,4 тыс. руб., страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 268,29 тыс. руб. на 2012 год – в сумме - 32 459,24 тыс. руб., в том числе: расходы на страхование имущества в размере – 22 248,66 тыс. руб., расходы на добровольное медицинское страхование – 8 070,38 тыс. руб., обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – 1 909,8 тыс. руб., обязательное страхование опасных производственных объектов – 18,4 тыс. руб., страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 212 тыс. руб.

Комиссией затраты по данной статье затрат на 2011 год приняты в сумме 34 652,43 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,079 к утвержденному значению на 2010 год (32 115,2 тыс. руб.), на 2012 год - в сумме 35 420,5 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса инфляции в размере 1,022 к утвержденному значению на 2011 год.

ФАС России отмечает, что индексация плановых расходов противоречит Основам ценообразования.

5.2. В отношении расходов на ОСАГО регулируемой организацией представлена пояснительная записка и перечень транспортных средств.

ФАС России отмечает, что в материалах дела действующий на регулируемый период 2012 год договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств отсутствует.

Представленный в рабочем порядке договор от 28.12.2006 № 2910, заключенный с ОСАО «Ингосстрах», распространяет свое действие на один год. Информация о пролонгации данного договора, заявления страхователя с перечнем транспортных средств, являющиеся неотъемлемой частью договора, отсутствуют.

В составе расходов на ОСАГО учтены расходы на страхование автомобилей бизнес-класса в общей сумме 71,06 тыс. руб., в том числе по Западным электрическим сетям на автомобиль марки Volvo S80 в сумме 6 460 руб., по Исполнительному аппарату на 6 автомобилей марки Volvo S80 в общей сумме 38 760 руб., автомобиль марки Toyota Lexus LX-470 в сумме 6 460 руб., автомобиль марки Toyota Camry в сумме 6 460 руб., 2 автомобиля марки Audi Q7 в общей сумме 12 920 руб. Данные расходы являются экономически необоснованными и подлежат исключению.

Остальные расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности подлежат дополнительному экономическому анализу в связи с отсутствием в экспертном заключении анализа участия застрахованных автотранспортных средств в регулируемой деятельности, а также расчета цены.

5.3. ФАС России отмечает, что включение затрат по добровольным видам страхования в НВВ регулируемой организации не предусмотрено действующим законодательством в области регулирования цен (тарифов), в связи с чем расходы на добровольное медицинское страхование, учтенные в базовом уровне на 2012 год в размере 9 120,68 тыс. руб., подлежат исключению из необходимой валовой выручки, как экономически необоснованные.

5.4. В отношении расходов на страхование имущества регулируемой организацией представлены пояснительная записка, договоры страхования от 14.01.2009 № 7113F/820/00002/9, заключенный с ОАО «АльфаСтрахование», и договор от 24.12.2009 № 09РТК1158, заключенный с ОАО «СОГАЗ».

Срок действия договора от 14.01.2009 № 7113F/820/00002/9 – 28.02.2010. Информация о пролонгации указанного договора в материалах дела отсутствует. Перечень застрахованного имущества, а также иные приложения к договору в материалах дела отсутствуют.

Срок действия договора от 24.12.2009 № 09РТК1158 - 28.02.2011. Информация о пролонгации указанного договора в материалах дела отсутствует. Опись застрахованного имущества, а также иные приложения к договору в материалах дела отсутствуют.

В этой связи учет расходов в отсутствие действующих договоров, перечня имущества является необоснованным.

Учитывая изложенное, а также отсутствие документов, подтверждающих обязательность данного вида страхования имущества, учтенные расходы на страхование имущества в размере 23 949,12 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

5.5. Учитывая изложенное, в связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2012 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Расходы на страхование» с исключением из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных расходов.

6. Оплата работ и услуг сторонних организаций

6.1. Филиалом по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» заявлены на 2011 год - расходы в размере 137 500,37 тыс. руб., в том числе:

- расходы на услуги связи в размере 16 181,0 тыс. руб. (том №22);

- вневедомственная охрана объектов – 27 402,3 тыс. руб. (том №25);

- коммунальные услуги – 12 030,08 тыс. руб. (том №23);

- информационно-программное обеспечение-61 106,49 тыс. руб. (том №24);

- аудиторские услуги – 1 531,71 тыс. руб. (том №3);

-нотариальные услуги – 360,0 тыс. руб. (том №53);

-прочие услуги сторонних организаций – 18 888,79 тыс. руб., в том числе пользование радиочастотой – 1 223,0 тыс. руб. (том №22); почтовые и типографские расходы – 315,78 тыс. руб. (том №29); расходы на сертификацию электрической энергии – 8 503,61 тыс. руб. (том №34); расходы на СМИ – 1 542,75 тыс. руб. (том №44); технический осмотр автомобилей – 769,1 тыс. руб. (том №21); услуги банка – 5 929,0 тыс. руб. (том №35); расходы на дезинфекцию помещений – 270,95 тыс. руб. (том №15); услуги по метеопрогнозам – 334,6 тыс. руб. (том №32).

Филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» заявлены на 2012 год - расходы в размере 114 289,57 тыс. руб., в том числе:

-расходы на услуги связи в размере 15 644,0 тыс. руб. (том №22);

-вневедомственная охрана объектов – 45 731,92 тыс. руб. (том №25);

-коммунальные услуги – 11 678,38 тыс. руб. (том №23);

- информационно-программное обеспечение-17 838,29 тыс. руб. (том №24);

-аудиторские услуги – 2 375,77 тыс. руб. (том №3);

-нотариальные услуги – 941,36 тыс. руб. (том №53);

-прочие услуги сторонних организаций – 20 080,85 тыс. руб., в том числе пользование радиочастотой – 1 083,0 тыс. руб. (том №22); расходы на сертификацию электрической энергии – 8 887,73 тыс. руб. (том №34); расходы на СМИ – 1 657,5 тыс. руб. (том №44); технический осмотр автомобилей – 906,8 тыс. руб. (том №21); услуги банка – 6 878,29 тыс. руб. (том №35); расходы на дезинфекцию помещений – 337,23 тыс. руб. (том №15); услуги по метеопрогнозам – 329,3 тыс. руб. (том №32).

РТК затраты по данной статье затрат на 2011 год приняты в размере 82 445,83 тыс. руб., на 2012 год – в размере 77 816,32 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2012 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, не проведен анализ рыночных цен на материалы и экономической обоснованности представленных организацией документов.

6.2. Дезинфекция помещений

Органом регулирования на 2011 год учтено 100,11 тыс. руб., на 2012 год – 97,96 тыс. руб.

В материалах дела на 2011 год представлена пояснительная записка, расчет затрат и реестр договоров и проектов договоров на 3 л.

В рабочем порядке представлены договоры на проведение противоклещевых (акарицидных) обработок от 28.04.2009 № 11, заключенный с ФГУП «Центр дезинфекции в Ставропольском крае». Срок действия 31.06.2009. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 28.04.2009 № 201, заключенный с ФГУП «Центр дезинфекции в СК», срок действия – 31.12.2009. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Перечень имущества, подлежащего обработке, в материалах дела отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор на проведение работ по дератизации, дезинсекции от 21.11.2005 № 2765, заключенный с ФГУП «Центр дезинфекции в СК», действующий до исполнения сторонами обязательств. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Перечень имущества, подлежащего обработке, в материалах дела отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Учитывая вышеизложенное, в связи с отсутствием экономического обоснования расходы на дезинфекцию помещений в размере 97,96 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

6.3. Расходы на информационно-программное обеспечение

Органом регулирования учтено на 2011 год – 16 105,24 тыс. руб., на 2012 год – 16 462,23 тыс. руб.

В подтверждение расходов на информационно-программное обеспечение организацией представлены следующие документы:

1) Лицензионный договор от 25.12.2009 № SC-P/2636-01/09;

2) Лицензионный договор от 25.12.2009 № SC-P/2637-01/09;

3) Лицензионный договор от 25.12.2009 № SC-P/2638-01/09;

4) Договор от 21.09.2007 № ДО7-08441/801/1723/207/2007;

5) Договор от 01.06.2005 № 101/1539/205/2005-РСК;

6) Договор от 28.12.2007 № 152/51/2008;

7) Договор от 27.07.2009 № 331/2009;

8) Договор от 31.03.2010 № 100317/П2;

9) Договор от 27.04.2007 № 801/717/207/2007 (115/СтЭ/717);

10) Лицензионный договор от 06.04.2010 № 155;

11) Договор от 01.10.2007 № 07-10/87/1951;

12) Договор от 01.09.2008 № ОУ b-08-496/737.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2.1.1 лицензионного договора от 25.12.2009 № SC-P/2636-01/09 срок исполнения не более 15 (пятнадцати) дней с даты подписания договора. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. В соответствии с пунктом 5.1 договора права пользования в отношении программ для ЭВМ предоставляются без ограничения срока действия. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

В соответствии с пунктом 2.1.1 лицензионного договора от 25.12.2009 № SC-P/2637-01/09 срок исполнения - 15 дней с даты подписания договора. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Лицензионный договор от 25.12.2009 № SC-P/2638-01/09, в соответствии с пунктом 2.1.1 срок исполнения – 15 дней с даты подписания договора. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. В соответствии с пунктом 5.1 права пользования в отношении программ для ЭВМ предоставляются без ограничения срока действия. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 21.09.2007 № ДО7-08441/801/1723/207/2007, в соответствии с пунктом 3.3.1 срок исполнения обязательств – 14 дней с даты подписания договора. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 01.06.2005 № 101/1539/205/2005-РСК, в соответствии с пунктом 7.1 срок действия договора – 31.12.2005. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 28.12.2007 № 152/51/2008 в соответствии с пунктом 6.1 срок действия договора – один год. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Приложения к договору, акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 27.07.2009 № 331/2009, в соответствии с пунктом 5.2 срок действия договора – 31.05.2010. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Договор от 31.03.2010 № 100317/П2, в соответствии с пунктом 2.2 договора срок исполнения обязательств – 15 дней. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

В соответствии с пунктом 2.1 договора поставки от 27.04.2007 № 801/717/207/2007 (115/СтЭ/717) срок исполнения обязательств – 10 дней с момента заключения договора. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Лицензионный договор от 06.04.2010 № 155 представлен без подписей и печатей. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

В соответствии с пунктом 7.1 договора от 01.10.2007 № 07-10/87/1951. срок действия – 12 месяцев. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Приложения к договору, акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

В соответствии с пунктом 8.1 договора от 01.09.2008 № ОУ b-08-496/737 срок действия договора – 31.12.2008. Дополнительные соглашения о продлении срока действия договора на регулируемый период 2012-2017 гг. в материалах дела отсутствуют. Акты приема-передачи отсутствуют. Информация о необходимости ежегодного приобретения программ отсутствует. В этой связи оснований для учета в базовом уровне подконтрольных расходов по данному договору у органа регулирования не имелось.

Учитывая вышеизложенное, в связи с отсутствием экономического обоснования расходы на информационно-программное обеспечение в размере 16 462,23 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

6.4. Расходы на СМИ

Органом регулирования учтены расходы на СМИ на 2011 год в размере 445,8 тыс. руб., на 2012 год – в размере 435,32 тыс. руб.

В обоснование регулируемой организацией заявлены в том числе расходы на телевизионные сюжеты, PR-акции, материалы, посвященные Дню Энергетика. Данные расходы не носят обязательный характер, в связи с чем подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

Учитывая отсутствие расшифровки расходов по данной статье затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ и отразить в экспертном заключении.

6.5. В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2012 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Оплата работ и услуг сторонних организаций», исключив экономически необоснованные расходы и отразить в экспертном заключении.

7. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда учтены РТК на 2011 год в размере 1 257 378,07 тыс. руб., при этом расчет регулирующего органа выполнен исходя из тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 4 181,28 руб./мес., премии – 65 процентов, выплат, связанных с режимом работы и условиям труда – 7,01 процентов, выплатами по районному коэффициенту – 2,12 процента, вознаграждения за выслугу лет – 15 процентов, вознаграждения по итогам работы за год – 33 процентов, численности персонала – 4 615 человек.

Расходы на оплату труда учтены РТК на 2012 год в размере 1 331 966 тыс. руб. (в том числе 1 224 996,85 тыс. руб. в отношении ОАО «Ставропольэнерго», 77 624,34 тыс. руб. в отношении ОАО «Ставропольэнергоинвест», 29 345,33 тыс. руб. в отношении ОАО «Ессентукские электрические сети»), при этом расчет регулирующего органа выполнен исходя из тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 4 490,41 руб./чел., премии – 65 процентов, выплат, связанных с режимом работы и условиям труда – 7 процентов, выплатами по районному коэффициенту – 2,12 процента, вознаграждения за выслугу лет – 15 процентов, вознаграждения по итогам работы за год – 33 процентов, численности персонала – 4 615 человек.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

27.06.2008 утверждено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, которое зарегистрировано в Роструде 07.08.2008 за № 104/09-11. Указанное Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации вступило в силу с 01.01.2009 и действовало по 31.12.2011 включительно. Соглашением от 02.11.2011 действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации продлено до 31.12.2012. В приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы значится ОАО «МРСК Северного Кавказа», которое присоединилось к данному Соглашению. В приложении № 2 к Соглашению о продлении Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы указано ОАО «МРСК Северного Кавказа».

В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного Отраслевого тарифного соглашения с 1 января 2012 года минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала (ММТС) устанавливается в размере 4207 (четырех тысяч двухсот семи) рублей, увеличенных на индекс потребительских цен в Российской Федерации в 2011 году на основании данных Федеральной службы государственной статистики, но не ниже 4417 (четырех тысяч четырехсот семнадцати) рублей.

Обоснование учета в необходимой валовой выручке тарифной ставки выше определенной Отраслевым тарифным соглашением в экспертном заключении не содержится.

В соответствии с возражениями органа регулирования фактический объем фонда оплаты труда Филиала за 2010 год составил 1 108 213 тыс. руб., фактическая численность работников 4 532 чел., при этом обоснование роста фонда оплаты труда и учтенной численности при расчете расходов на 2012 год в материалах дела отсутствует.

Кроме того, ФАС России отмечает, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате предусмотрено для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со статьями 315-317 ТК РФ.

Основания для учета органом регулирования районного коэффициента в размере 2,12 процента на территории Ставропольского края при расчете расходов на оплату труда отсутствуют, в связи с чем данные выплаты подлежат исключению.

В экспертных заключениях РТК на 2011, 2012 гг. отсутствуют данные о нормативной и фактической численности персонала (в том числе в отношении арендуемых объектов ЭСХ), принятой в расчет расходов на оплату труда, отсутствуют данные о ступени оплаты труда, на основе которой принят в расчет тарифный коэффициент, не указаны обоснование процентов выплат, учтенное в расчете расходов на оплату труда на 2012 год, анализ расходов в соответствии с формой П. 1.16 Приложения к Методическим указаниям № 20-э/2.

На основании вышеизложенного, принятые расходы на оплату труда на 2012 год подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением анализа принятых затрат по подстатьям с исключением из базового уровня подконтрольных расходов регулируемой организации экономически необоснованных расходов.

7. Расходы на командировки и представительские расходы

РТК по статье приняты расходы на 2011 год в размере 4 938,72 тыс. руб., на 2012 год – 5 048,19 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, расходы на 2011 год рассчитаны на основе плановых показателей предыдущего периода регулирования с применением прогнозного индекса инфляции в размере 1,079.

В соответствии с пп. 6 и 7 п. 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов, расходы на обучение персонала.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертном заключении на 2012 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2010 год, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2012 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

8. Расходы на подготовку кадров

РТК по статье приняты расходы на 2011 год в размере 10 055,19 тыс. руб., на 2012 год – 10 278,04 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, расходы на 2011 год рассчитаны на основе плановых показателей предыдущего периода регулирования с применением прогнозного индекса инфляции в размере 1,079.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил в экспертном заключении на 2012 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2010 год, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2012 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

9. Расходы на обеспечение нормальных условий труда

РТК по статье приняты расходы на 2011 год в размере 2 738,3 тыс. руб., на 2012 год – 2 799,32 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, расходы на 2011 год рассчитаны на основе плановых показателей предыдущего периода регулирования с применением прогнозного индекса инфляции в размере 1,079.

Согласно п.16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

ФАС России отмечает, что расходы по статье были определены с нарушением п.16 Основ ценообразования не на основе расчета, выполненного исходя из утвержденных норм выдачи специальной одежды, специальной обуви и средств защиты.

В соответствии с п. 24 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

В экспертном заключении отсутствует информация о проведении конкурсов по выбору поставщиков материалов в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертном заключении на 2012 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2010 год, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2012 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

10. Другие прочие расходы

РТК по статье приняты расходы на 2011 год в размере 295,83 тыс. руб., на 2012 год – 288,26 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, расходы на 2011 год рассчитаны на основе плановых показателей предыдущего периода регулирования с применением прогнозного индекса инфляции в размере 1,079.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертном заключении на 2012 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2010 год, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2012 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

11. Электроэнергия на хозяйственные нужды

РТК по статье приняты расходы на 2011 год в размере 108 482,7 тыс. руб., на 2012 год – 119 492,45 тыс. руб.

  Как следует из экспертного заключения, расходы на 2011 год рассчитаны на основе плановых показателей предыдущего периода регулирования с применением прогнозного индекса инфляции в размере 1,079.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертном заключении на 2012 год не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2010 год, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2012 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

12. Аренда (2012-2016)

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации, налога на имущество, относящихся к арендуемому имущества и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Как следует из материалов, Ставропольэнерго приняло в аренду имущество у ОАО «Ставропольэнергоинвест» по договору аренды имущества от 29.10.2008 № 405/2008, заключенному на 5 лет. Величина арендной платы определена пунктом 5.1 договора и составила 56 673,35 тыс. руб. в год. Дополнительным соглашением от 25.04.2016 № 16 внесены изменения в пункт 5.1, в соответствии с которым размер арендной платы с 01.01.2016 составил 215 725,83 тыс. руб.

Кроме того, Ставропольэнерго приняло в аренду имущество от ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по договору аренды от 29.10.2008 № 404/2008, заключенному на 5 лет. Величина арендной платы определена пунктом 5.1 договора и составила 50 095,64 тыс. руб. руб. в год.

Расходы на аренду на 2012 год определены органом регулирования в размере 101 409,35 тыс. руб., включающем в себя:

п/п

Расходы, включенные в состав арендной платы

ОАО «Ессентукская сетевая компания»

ОАО «Ставропольэнергоинвест»

1.

Заработная плата

591,99

591,99

2.

Отчисления на социальные нужды

179,97

179,97

3.

Амортизация

8173,05

57 176,33

4.

Прочие расходы

1 101,8

1 183,22

4.1

Добровольное медицинское страхование

5,92

5,92

4.2

Страхование гражданской ответственности

54,5

337,21

4.3

Хозяйственные расходы

58,7

58,68

4.4

Налог на землю (аренда)

889,58

361,6

4.5

Транспортный налог

71,96

172,4

4.6

Ведение реестра акционеров

21,14

21,14

4.7

Коммунальные услуги (вода, стоки)

-

226,27

5

Выпадающие доходы

1 273,73

2 673,3

6.

Всего расходов

11 284,54

61 804,81

7

Прибыль

5 338,22

22 981,79

7.1

- развитие производства

3 652,76

17 410,5

7.2

- поощрение

49,33

49,33

7.3

- услуги банка

48,6

-

7.4

- налог на имущество

662,0

1 157,0

7.5

- налог на прибыль

925,52

4 364,96

8.

Итого арендная плата

16 622,75

84 786,6

ФАС России отмечает, что включение затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, расходов на страхование, хозяйственных расходов, расходов на ведение реестра акционеров, расходов на коммунальные услуги, выпадающих доходов, расходов из прибыли не соответствует положениям подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования.

Учитывая также, что данные расходы были учтены в подконтрольных расходах Ставропольэнерго, включение в состав расходов на аренду приводит к двойному учету затрат и завышению тарифов.

В этой связи учтенные расходы на 2012 год в размере 34 600,44 тыс. руб. подлежат исключению. В связи с отсутствием информации о величине учтенных данных расходов в необходимой валовой выручке на 2013-2016 гг., органу регулирования необходимо провести анализ учтенных расходов в составе арендной платы, по результатам которого исключить непредусмотренные законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) расходы.

Экспертные заключения органа регулирования не содержат расчет и анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации с отражением части расходов, относящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой, а материалы тарифных дел не содержат документов, подтверждающих размер амортизационных отчислений арендуемого имущества и связанных с владением обязательных платежей, договоры аренды не содержат расшифровки по указанным параметрам, в связи с чем учтенные расходы являются экономически необоснованными.

В этой связи органу регулирования необходимо исключить из необходимой валовой выручки на 2012 год экономически необоснованные средства в размере 34 600 тыс. руб., а также провести дополнительный экономический анализ расходов на аренду на 2012-2016 гг., отразив в экспертном заключении и исключив неподтвержденные и необоснованные затраты из необходимой валовой выручки.

13. Плата за аренду имущества и лизинг (2018-2020)

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2018 год в сумме 7 793,7 тыс. руб., на 2019 год – 7 793,7 тыс. руб., на 2020 год – 20 122,11 тыс. руб.

Как следует из экспертных заключений, расходы на 2018, 2019 гг. приняты на основании договора аренды недвижимого имущества от 29.11.2013 № ДГ 13-305/СЭ02606, договора аренды транспортных средств от 20.10.2009 № СЭ04434.

Как следует из экспертного заключения, расходы на 2020 год приняты на основании договора аренды недвижимого имущества от 29.11.2013 № ДГ 13-305/СЭ02606, договора аренды нежилых помещений от 01.10.2012 № ДГ 13-117, договора аренды от 01.01.2019 № 99-34-2019, договора аренды транспортных средств от 20.10.2009 № СЭ04434.

В соответствии с пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Расчет арендных платежей по объектам основных средств в расчетном периоде регулирования регулируемой организацией с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 не представлен. Величина арендной платы (подлежащая учету в регулируемых тарифах с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования в части электросетевого оборудования не подтверждена со стороны арендодателей.

Также ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье с отражением части расходов, относящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой, в нарушение п. 23 Правил № 1178 и п. 28 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2018-2020 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического анализа, при отсутствии подтверждающих документов – подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

14. Плата за землю

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2018 год в сумме 34 793,04 тыс. руб., на 2019 год – 31 634,64 тыс. руб., на 2020 год – 25 517,70 тыс. руб.

Как следует из экспертных заключений, расходы на 2018, 2019 гг. рассчитаны как произведение суммы кадастровой стоимости арендованных земельных участков и ставок, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 № 112-п.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертных заключениях на 2018-2020 гг. не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

Таким образом расходы по статье «Плата за землю» на 2018-2020 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического обоснования, при отсутствии подтверждающих документов – подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

15. Налог на имущество

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2018 год в сумме 105 077,28 тыс. руб., на 2019 год – 126 589,2 тыс. руб., на 2020 год – 86 738,64 тыс. руб.

В материалах тарифного дела отсутствует пообъектный расчет налога на имущество, отсутствуют декларации за отчетный период.

ФАС России отмечает, что органом регулирования учтены расходы в отношении имущества, не относящегося к регулируемому виду деятельности, в т.ч. дом жилой 1-кв. (Новоселицкий р-н, с. Китаевское, ул. Ленина, 199), жилой дом с надворными постройками, квартиры (Бабоян, Конюхов), водопровод наружный, железнодорожный подъездной путь к базе СЭС, подъездные ж/д пути, плотина ж/б Ессентукской ГЭС, каналы деривационные Ессентукской ГЭС, дамбы ограждения Ессентукской ГЭС, гидротехнические сооружения Константиновской ГЭС, наружные сети водопровода и пр., в связи с чем данные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

Кроме того, органом регулирования в нарушение законодательства отнесены на регулируемый вид деятельности в полном объеме расходы на налог на имущество в отношении общехозяйственных объектов (административные здания, склады, стоянки, подъездные дороги и пр.).

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертных заключениях на 2018-2020 гг. не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

Таким образом расходы по статье «Налог на имущество» на 2018-2020 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического анализа с исключением из экономически необоснованных расходов.

16. Налог на транспорт

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2018 год в сумме 2 190,88 тыс. руб., на 2019 год – 2 357,91 тыс. руб., на 2020 год – 2 335 тыс. руб.

В материалах тарифного дела отсутствует пообъектный расчет налога на имущество с указанием транспортных средств, используемых в регулируемой деятельности, отсутствуют декларации за отчетный период.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертных заключениях на 2018-2020 гг. не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

Таким образом расходы по статье «Налог на транспорт» на 2018-2020 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического обоснования.

17. Налог на прибыль

Затраты приняты органом регулирования по данной статье на 2018 год в сумме 115 852 тыс. руб., на 2019 год – 82 787,1 тыс. руб., на 2020 год – 116 356,1 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что организацией на 2018 год было заявлено 22 267,42 тыс. руб.

Учитывая, что обоснование учета органом регулирования расходов, учтенных свыше заявленных организацией на 93 584,58 тыс. руб., в материалах дела отсутствует, данные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил в экспертных заключениях на 2018-2020 гг. не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации, не представлен анализ экономической обоснованности планируемых затрат по подстатьям.

Таким образом, расходы по статье «Налог на прибыль» на 2018-2020 годы, принятые органом регулирования, требуют дополнительного экономического обоснования.

18. Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения

Согласно п. 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «а» и «д» - «ж» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных заявок отсутствуют документы, подтверждающие фактические расходы по статье (договоры, акты на тех. присоединение, акты ввода основных средств, бухгалтерская отчетность).

Также ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2018-2020 годы не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документах филиала Общества, расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» на 2018-2020 годы требуют дополнительного анализа.

19. Корректировка необходимой валовой выручки

Корректировка НВВ по результатам принята органом регулирования на 2018 год в сумме 195 588,68 тыс. руб., на 2019 год –
416 867,03 тыс. руб., на 2020 год – 446 232,79 тыс. руб.

В соответствии с п. 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом следующего фактора:

отклонение уровня расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня.

ФАС отмечает, что органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности фактических доходов и расходов, понесенных организацией в 2016, 2017, 2018 годах. В экспертных заключениях на 2018, 2019 и 2020 годы не отражены расчеты корректировок в соответствии с установленным порядком в соответствии с формулами Методических указаний, а также анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей), отсутствует информация на основании каких данных определен фактический ИПЦ. Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

С учетом необходимости пересмотра базового уровня подконтрольных расходов на 2012 год, все корректировки подлежат также пересмотру.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести повторный анализ проведенных корректировок за период с 2012 года, исключив экономически необоснованные расходы, и отразить в экспертном заключении.

20. Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен пунктом 42 Методических указаний № 228-э.

Письмом от 12.07.2019 № ИА/59932/19 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России информировала, что приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не отражены расчеты корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э, не определены объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие года, величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов), исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно.

Кроме того, при расчете корректировок органом регулирования используются значения показателей, отличных от утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

С учетом вышеизложенного, органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) необходимо провести анализ результатов исполнения регулируемой организацией инвестиционной программы, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, и отразить в экспертном заключении.

Учитывая вышеизложенное,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей положения пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 7, 12, 16, 20, 23, 24, 26, 28, 29, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на 2012-2020 гг.

2. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.03.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» 2012 года расходы в размере 49 629,99 тыс. руб., в том числе:

- расходы на страхование имущества в размере 23 949,12 тыс. руб.;

- расходы на добровольное медицинское страхование в размере 9 120,68 тыс. руб.;

- расходы на дезинфекцию помещений в размере 97,96 тыс. руб.;

- расходы на информационно-программное обеспечение в размере 16 462,23 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки 2012 года расходы на арендную плату в размере 34 600,44 тыс. руб.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на 2018 год расходы по статье затрат «Налог на прибыль» в размере 93 584,58 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», по следующим статьям затрат: «Базовый уровень подконтрольных расходов» (2012 г.), «Сырье и материалы» (2012 г.), «Затраты на оплату труда» (2012 г.), «Работы и услуги производственного характера» (2012 г.), «Страхование» (2012 г.), «Расходы на командировки» (2012 г.), «Расходы на подготовку кадров» (2012 г.), «Расходы на обеспечение нормальных условий труда» (2012 г.), «Другие прочие расходы» (2012 г.), «Электроэнергия на хозяйственные нужды» (2012 г.), «Плата за аренду» (2012-2016, 2018-2020 гг.), «Налоги» (2018-2020 гг.), «Отчисления на социальные нужды» (2018-2020 гг.), «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178» (2018-2020 гг.), «Корректировка необходимой валовой выручки» (2012-2020 гг.), «Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» (2012-2020 гг.).

3. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2021-2022 гг. и не позднее 01.03.2021 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» на территории Ставропольского края на 2021-2022 гг.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Ставропольского края области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Ставропольское УФАС России
ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575