Предписание №СП/15127/22 ПРЕДПИСАНИЕ от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (приказ ФАС России от 31.03.2021 № 277/21, Акт проверки ФАС России от 06.07.2021 № 68/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее — ПАО «ТГК-2») на 2017-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

Тарифы  на   тепловую   энергию   для   ПАО   «ТГК-2»   устанавливаются  с

применением метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг. для МО «Северодвинск» и 2019-2021 гг. для МО «Город Архангельск», «Приморский муниципальный район».

Операционные расходы на 2019-2021 гг. определены Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство, орган регулирования) в соответствии с требованиями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), на основании базового уровня операционных расходов, установленного на 2017 год.

Рассмотрев материалы тарифных дел по заявлениям ПАО «ТГК-2» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017-2021 гг., в том числе на электронных носителях, Экспертное заключение об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Приморский муниципальный район» и «Северодвинск», на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2021 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 20.12.2016 (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Экспертное заключение о корректировке тарифов на тепловую   энергию,   поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории муниципальных образований   «Город   Архангельск»,   «Приморский   муниципальный   район»   и

«Северодвинск», установленных на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 20.12.2018 (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение о пересмотре   установленных   тарифов   на   тепловую   энергию,   поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Приморский муниципальный район», на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 28.05.2019 (далее – Экспертное заключение на 2019 год от 28.05.2019), Экспертное заключение о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области, на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 19.12.2019 (далее – Экспертное заключение на 2020 год (г. Архангельск)), Экспертное заключение о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского Архангельской области «Северодвинск», на период с 01

 

января 2020 года по 31 декабря 2020 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 19.12.2019 (далее – Экспертное заключение на 2020 год (г. Северодвинск)), Экспертное заключение о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского округа «Город Архангельск» и Приморского муниципального района Архангельской области, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 18.12.2020 (далее – Экспертное заключение на 2021 год (г. Архангельск)), Экспертное заключение о корректировке установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «ТГК-2» потребителям, расположенным на территории городского Архангельской области

«Северодвинск», на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, рассчитанных с применением метода индексации установленных тарифов от 18.12.2020 (далее – Экспертное заключение на 2021 год (г. Северодвинск)), ФАС России выявила следующее.

Скорректированная инвестиционная программа предприятия на период 2016-2019 гг. утверждена постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26.11.2015 № 200-п, на 2020 год – постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ АО от 20.11.2019 № 128-п, на 2021 год – постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ АО от 20.11.2020 № 168-п.

Полезный отпуск тепловой энергии потребителям, учтенный при установлении тарифов на 2019 год составил 5 117,04 тыс. Гкал, на 2020 год – 5 108,96 тыс. Гкал, на 2021 год – 5 110,83 тыс. Гкал.

Необходимая валовая выручка, учтенная при установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «ТГК-2» на 2019 год, составила 6 692 475,2 тыс. руб., на 2020 год – 7 267 744,84 тыс. руб., на 2021 год – 7 567 913,0 тыс. руб.

Средний тариф на тепловую энергию, установленный на 2019 год, составил 1 307,88 руб./Гкал, на 2020 год – 1 422,55 руб./Гкал, на 2021 год – 1 480,76 руб./Гкал. В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных       постановлением                               Правительства   Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных

выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Пунктом 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее

– Основы ценообразования № 1075), предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему

году).

Пунктом   29   Основ   ценообразования  №   1075  предусмотрено,  что   при

определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными         информационно-аналитическими         организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Пунктом 30 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

  1. Базовый уровень операционных расходов на 2017 год, на 2019 год

Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 № 66-т/9 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ПАО «ТГК-2» на территориях муниципальных образований «Город Архангельск», «Приморский муниципальный район» и «Северодвинск» на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в размере 1 113 501,6 тыс. руб.

На основании приказа от 14 марта 2017 года № 301/17 ФАС России проведена внеплановая документарная проверка в части соблюдения Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство, орган регулирования), в ходе которой были обнаружены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-2» на 2017 год, и выдано предписание ФАС России от 17.08.2017 № СП/56752/17.

По результатам исполнения вышеуказанного предписания органом регулирования внесены изменения в постановление от 20.12.2016 № 66-т/9 постановлением от 29.09.2017 № 44-т/1, в результате чего базовый уровень операционных расходов был увеличен на 23 941,8 тыс. руб. до 1 137 443,4 тыс. руб.

В течение периода регулирования 2019 года ПАО «ТГК-2» получила права владения объектами теплоснабжения на основании договора аренды имущества от 01.03.2019 № 003311-0001/ДогР18, заключенного с АО «Архтеплоэнерго» (арендовано 36 котельных), на территории МО «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район».

Постановлением от 31.05.2019 № 34-т/1 органом регулирования на основании пп. и) пункта 7 Правил регулирования № 1075 были пересмотрены долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов (ОРЕХ):

  • для МО «Северодвинск» на долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг., учтенный при определении ОРЕХ на 2017 год;
  • для МО «Город Архангельск» и «Приморский муниципальный район» на период регулирования 2019-2021 гг., в том числе для АТЭЦ, АГТС, собственных котельных в соответствии с размером операционных расходов, установленных на 2019 год; для арендованных котельных – определены методом экономически обоснованных затрат.

В части определения операционных (подконтрольных) расходов для Архангельских арендованных котельных выявлено следующее.

    1. Статья «Расходы на ремонт основных средств».

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019 расходы в размере 1 648,2 тыс. руб. определены согласно представленным организацией расчетам. При этом, в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 органом регулирования в экспертном заключении не отражен анализ расходов в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

    1. Статья «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями».

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:

а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Расходы на услуги автотранспорта и аренду автотранспорта сотрудников учтены в размере 13 833,9 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019 услуги автотранспорта учтены Агентством на основании проектов договоров и уведомления об осуществлении закупки у единственного исполнителя.

ФАС России отмечает, что закупки у единственного поставщика не являются конкурентным видом торгов и являются экономически необоснованными.

В нарушение пункта 45 Основ ценообразования № 1075 аренда автотранспорта сотрудников учтена исходя из удельных фактических затрат предыдущей организации.

Пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

На основании вышеизложенного, расходы на аренду автотранспорта сотрудников подлежат исключению из базового уровня операционных расходов ПАО «ТГК-2». Расходы на услуги автотранспорта подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе на основании фактических данных предшествующей регулируемой организации с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

    1. Статья «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями».

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:

б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019 расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, IT-услуги в размере 17 522,8 тыс. руб. учтены Агентством на основании расшифровок, проектов договоров в нарушение пунктов 28 и 29 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на обучение персонала в размере 366,7 тыс. руб. в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1075 учтены на основании расшифровок расходов.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, IT-услуги, расходы на обучение подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе на основании фактических данных предшествующей регулируемой организации с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

    1. Статья «Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам».

Данные расходы предложены организацией в размере 29 100,1 тыс. руб., учтены Агентством в размере 46 289,3 тыс. руб., что на 17 189,2 тыс. руб. больше предложения регулируемой организации, что является нарушением пункта 28 Правил регулирования № 1075, в соответствии с которым орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Величина расходов в размере 46 289,3 тыс. руб. не являлась предложением ПАО «ТГК-2».

Таким образом, расходы по статье «Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам» в размере 17 189,2 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов ПАО «ТГК-2».

  1. Неподконтрольные расходы на 2019-2021 гг.
  1. Статья затрат «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов».

В соответствии с пп. в) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включается плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год (Архангельск) расходы учтены с учетом фактических затрат за 2019 год в размере 2 088,48 тыс. руб. без соответствующих расчетов и обоснований. При этом, ПАО «ТГК-2» была заявлена величина расходов в размере 1 523,0 тыс. руб., что на 565,48 тыс. руб. меньше величины, учтенной органом регулирования.

ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией в экспертных заключениях органа регулирования также не отражено.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных

 

нормативов и (или) лимитов» (Архангельск) на 2021 год в размере 565,48 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Статья затрат «Расходы на арендную и концессионную плату производственных объектов, лизинговые платежи».

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на лизинг в размере 967,9 тыс. руб. учтены Агентством без соблюдения требований пункта 45 Основ ценообразования № 1075 на основании представленных договоров финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, расходы на арендную плату земли на 2019-2021 гг. учтены по статье «Расходы на уплату иных налогов и сборов» на уровне ожидаемых расходов без учета требований пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и ЗК РФ.

Экспертные заключения в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 не содержат расчеты арендных и лизинговых платежей в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования № 1075, ссылки на акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на основании которых определен размер арендной платы за землю, находящейся в государственной или муниципальной собственности.

На основании вышеизложенного, расходы на лизинг на 2019 год в размере 967,9 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2». Расходы на арендную плату за земельные участки на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Статья затрат «Расходы по сомнительным долгам»

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Согласно ч. 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Для определения фактической дебиторской задолженности на плановый период регулирования органам регулирования необходимо анализировать приказ о создании резерва по сомнительным долгам, акт инвентаризации дебиторской задолженности регулируемой организации по последнюю отчетную дату текущего периода регулирования в разрезе дебиторской задолженности населения и приравненной к нему категории.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск) соответствующий анализ органом регулирования не проведен. Расходы в размере 24 243,80 тыс. руб. и 52 653,72 тыс. руб. учтены в размере списанной фактической дебиторской задолженности, что не является сомнительным долгом на последнюю отчетную дату.

 

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск) соответствующий анализ органом регулирования не проведен. Расходы в размере 24 971,67 тыс. руб. и 54 169,99 тыс. руб. учтены в размере списанной фактической дебиторской задолженности, что не является сомнительным долгом на последнюю отчетную дату.

Кроме того, согласно Экспертному заключению на 2020 год (Архангельск), расходы   по    сомнительным    долгам    предложены    организацией    в    размере 44 176,94 тыс. руб., что на 8 476,78 тыс. руб. меньше суммы, учтенной Агентством.

Таким образом, средства в размере 8 476,78 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2». Расходы по сомнительным долгам на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Статья затрат «Расходы на запас топлива».

В соответствии с пп. б) пункта 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019 расходы на запас топлива для арендованных котельных приняты на 2019 год в размере 1/3 исходя из нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ПАО «ТГК- 2», утвержденных постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 14.05.2019 № 24-пн, на 2020 год – в размере 2/3 (в соответствии с Экспертным заключением на 2020 год (Архангельск)).

При этом, материалы тарифного дела не содержат информации о полном использовании нормативного запаса топлива на арендованных котельных, ранее сформированного и оплаченного потребителями в предыдущие периоды регулирования.

В целях исключения двойного учета расходов на создание нормативного запаса топлива в тарифах на тепловую энергию расходы в размере 92 835,53 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

При этом, в случае отсутствия необходимого объема топлива на балансе регулируемой организации (остатков топлива на начало отчетного периода регулирования) для создания (поддержания) нормативного запаса топлива для

 

осуществления регулируемого вида деятельности на основании документально подтвержденных фактических расходов за 2019-2020 гг. экономически обоснованные затраты по статье «Расходы на запас топлива» подлежат учету в НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на 2019-2021 гг.

1       Статьи затрат «Топливо» и «Доставка топлива».

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

  1. удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
  2. плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;
  3. расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

 

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Удельный расход топлива для СТЭЦ-1 на 2019-2021 гг. принят Агентством в размере 139,0 кг у.т./Гкал в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива, утвержденными приказом Минэнерго России от 26.10.2016

№ 1106.

При этом, приказом Минэнерго России от 20.06.2018 № 1084 был утверждены НУР на 2019-2023 годы в размере 136,5 кг у.т./Гкал, что ниже величины, учтенной Агентством.

Таким    образом,   органом   регулирования   нарушен   пункт    35    Основ ценообразования № 1075 при учете удельного расхода топлива для СТЭЦ-1 на 2019-2021 гг. не в соответствии с приказом Минэнерго России от 20.06.2018 № 1084. Экспертные заключения на 2019 год, на 2019 год от 28.05.2019, на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск), на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск) не содержат анализ проведенных конкурсных процедур, в том числе на предмет

заключения договора с единственным поставщиком.

ФАС России отмечает, что закупки у единственного поставщика не являются конкурентным видом торгов и являются экономически необоснованными.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год, цена на мазут принята по предложению организации. Агентством в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1075 не проведен сопоставимый анализ цен, сложившихся в субъекте на аналогичный товар.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год, цена на дизельное топливо определена с учетом индекса 101,9% согласно Прогнозу к текущей цене 2018 года в нарушение пунктов 28 и 29 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год, стоимость транспортно- заготовительных расходов определена с учетом индекса 103,5% к фактической стоимости услуг за 9 месяцев 2018 года, при этом анализ фактических расходов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не проведен.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год (Северодвинск) цена

 

дополнительных услуг железнодорожной транспортировки определена на уровне фактических расходов за 2018 с учетом индексов роста цены на 2019 и 2020 гг., при этом анализ фактических расходов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не проведен.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год (Северодвинск) цена дополнительных услуг железнодорожной транспортировки определена на уровне фактических расходов за 2019 год с учетом индексов роста цен на 2020 и 2021 гг., при этом анализ фактических расходов в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не проведен.

На основании вышеизложенного, затраты по статьям «Топливо» и «Доставка топлива» подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение, в том числе:

  • данных о структуре и ценах, а также калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
  • договоров на поставку топлива за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
  • счет-фактур и товарных накладных на поставку топлива за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
  • регистров бухгалтерского учета о поступлении и списании топлива (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10 и 20, карточки и анализ счетов);
  • документов, подтверждающих проведение организацией торгов на покупку (положение, извещения, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов).
  • мониторинг средней сложившейся цены на топливо по результатам торгов в разрезе по муниципальным районам и теплоснабжающим организациям Архангельской области.

Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Полезный отпуск тепловой энергии на 2020-2021 гг.

В соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период

 

регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему

 

водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

При определении полезного отпуска на 2020 год Агентством учтен объем, принятый в тарифе на тепловую энергию на первый год долгосрочного периода регулирования в нарушение пунктов 22 и 22(1) Основ ценообразования № 1075.

При определении полезного отпуска от АТЭЦ и арендованных котельных г. Архангельска на 2021 год Агентством учтен объем, принятый в тарифе на тепловую энергию на 2020 год, что является нарушением пунктов 22 и 22(1) Основ ценообразования № 1075. Каким образом определен объем полезного отпуска от собственных котельных из Экспертного заключения на 2021 год (Архангельск) определить не представляется возможным.

При определении полезного отпуска от источников тепловой энергии ГО

«Северодвинска» на 2021 год Агентством принят объем на уровне, учтенном в тарифе на тепловую энергию на первый год долгосрочного периода регулирования в нарушение пунктов 22 и 22(1) Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2020 и 2021 год не содержат анализ объема полезного отпуска в соответствии с требованиями пунктов 22 и 22(1) Основ ценообразования № 1075, в том числе о наличии информации в схемах теплоснабжения, утвержденных муниципальными образованиями Архангельской области.

На основании вышеизложенного, объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 и 2021 гг. подлежит дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение.

  1. Нормативная прибыль на 2019-2021 гг.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными

 

договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год прибыль на социальное развитие, услуги банков и прочие расходы заявлена ПАО «ТГК-2» в размере 26 209,2 тыс. руб., Агентством учтено – 10 828,1 тыс. руб., предусмотренные коллективным договором. В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019 – 11 956,8 тыс. руб. Каким образом органом регулирования рассчитана данная величина, и какие статьи социальных выплат входят в данные расходы из экспертных заключений определить не представляется возможным.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск) прибыль на выплаты, предусмотренные коллективным договором, принята Агентством в размере 6 078,41 тыс. руб. и 12 348,55 тыс. руб. соответственно. Каким образом органом регулирования рассчитана данная величина, и какие статьи социальных выплат входят в данные расходы из экспертных заключений определить не представляется возможным.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск) прибыль на выплаты, предусмотренные коллективным договором, принята Агентством в размере 6 297,24 тыс. руб. и 12 793,10 тыс. руб. соответственно. Каким образом органом регулирования рассчитана данная величина, и какие статьи социальных выплат входят в данные расходы из экспертных заключений определить не представляется возможным.

Согласно замечаниям Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по акту проверки от 06.07.2021 № 68/21 (в отношении ПАО «ТГК-2», стр. 84-105 акта), направленным в адрес ФАС России письмом от 24.08.2021 № 313/2088, в составе нормативной прибыли на 2019 год органом регулирования учтены расходы на добровольное медицинское страхование в размере 2 002,6 тыс. руб. в соответствии с Экспертным заключением на 2019 год. В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год от 28.05.2019, а также при установлении тарифов на 2020, 2021 гг. в составе нормативной прибыли также учтены расходы на добровольное медицинское страхование, при этом, размер органом регулирования в направленных замечаниях не указан.

 

ФАС России отмечает, что добровольные виды расходов не подлежат учету в регулируемых ценах (тарифах), таким образом, расходы на добровольное медицинское страхование на 2019-2021 гг. подлежат   исключению   из   НВВ ПАО «ТГК-2».

Расходы по статье «Нормативная прибыль» на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением фактических расходов за последний отчетный период регулирования и ссылками на пункту коллективного договора, а также отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

  1. Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования на 2019-2021 гг.

Пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

 

Согласно пункту 12 Методических указаний № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом

 

расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

    1. В соответствии с Экспертными заключениями на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск) Агентством в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования

№ 1075 и пунктом 12 Методических указаний № 760-э учтены расходы организации на выполнение функций по сбору денежных средств с населения по прямым договорам за 2018 год в размере 14 350,85 тыс. руб. и 18 531,37 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск) Агентством в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования

№ 1075 учтены расходы организации на выполнение функций по сбору денежных средств с населения по прямым договорам за 2019 год в размере 14 181,56 тыс. руб. и 16 220,43 тыс. руб. соответственно.

ФАС России отмечает, что данные расходы относятся к операционным расходам и учитываются в составе фактических значений параметров расчета взамен прогнозных ОРф согласно пункту 56 Методических указаний № 760-э и подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2» в размере 63 284,21 тыс. руб.

    1. Согласно Экспертному заключению на 2021 год (Архангельск), в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 12 Методических указаний № 760-э Агентством дополнительно учтены расходы организации по фактически списанной дебиторской задолженности населения и приравненных к нему потребителей, за период 2017-2019 годы по г. Архангельску, неучтенной при установлении тарифов, в размере 81 637,13 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что списанная безнадежная дебиторская задолженность определяется в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 и по факту учитывается по формулам пункта 52 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, расходы в размере 81 637,13 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

    1. Кроме того, в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год (Архангельск) предложение организации на 2021 год по корректировке необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования (дельтаНВВк2019) составило 21 935,11 тыс. руб. При этом, в нарушение баланса интересов поставщиков энергетических ресурсов, а также потребителей Агентством учтено 112 772,58 тыс. руб., что на 90 837,47 тыс. руб. больше предложения регулируемой организации.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год (Северодвинск)

 

предложение организации на 2021 год по корректировке необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования (дельтаНВВк2019) составило 14 279,76 тыс. руб. При этом, в нарушение баланса интересов поставщиков энергетических ресурсов, а также потребителей Агентством учтено 22 558,82 тыс. руб., что на 8 279,06 тыс. руб. больше предложения регулируемой организации.

Таким образом, из НВВ ПАО «ТГК-2» подлежат исключению средства, превышающие заявку регулируемой организации с учетом исключения экономически необоснованных расходов по подстатьям затрат, указанных в пункте IV настоящего предписания.

    1. При расчете корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2017 год (Экспертное заключение на 2019 год), за 2018 год (Экспертные заключения на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск)), за 2019 год (Экспертные заключения на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск)) от значений, учтенных при установлении тарифов на указанный период, Агентством также не проведен анализ и расчет расходов по статьям:
  • «Расходы на арендную и концессионную плату производственных объектов, лизинговые платежи», «Арендная плата за землю» (в статье «Иные налоги») в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования № 1075, а также п. 5 настоящего предписания;
  • «Отчисления на социальные нужды» на основании расходов на оплату труда, принятых по факту отчетного периода регулирования в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э, а также фактического процента отчислений, сложившегося у регулируемой организации за последний отчетный период;
  • «Расходы на топливо и его доставку» с учетом позиции, отраженной в п. 7 настоящего предписания;
  • «Расходы по сомнительным долгам» должны учитываться в размере фактической списанной дебиторской задолженности с учетом наличия подтверждающих документов со стороны регулируемой организации о проведении работы по взысканию данной задолженности (решения судов, исполнительные листы судебных приставов и т. п.), а также не выше величины, рассчитанной в соответствии с требованиями пункта 47 Основ ценообразования № 1075.
    1. При расчете корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2018 год (Экспертные заключения на 2020 год (Северодвинск) и (Архангельск)) и за 2019 год (Экспертные заключения на 2021 год (Северодвинск) и (Архангельск)) от значений,

 

учтенных при установлении тарифов на указанный период, Агентством расчет фактической нормативной прибыли произведен в нарушение пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 54 с 07.02.2017 нормативный уровень прибыли является долгосрочным параметром регулирования только для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г. (внесены изменения в пункт 75 Основ ценообразования № 1075).

Таким образом, фактическая нормативная прибыль за 2018, 2019 годы должна быть рассчитана в соответствии с требованиями пункта 74 Основ ценообразования

№ 1075 на основании экономически обоснованных затрат, с учетом исключения расходов на дополнительное медицинское страхование с учетом позиции, отраженной в разделе V настоящего предписания.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ПАО «ТГК-2».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим пункты 22, 28, 29, 31, 45, 52, 63, 74, 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.
  2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.06.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
    1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-2» расходы по следующим статьям:
  • «Расходы на аренду автотранспорта» в составе базового уровня операционных расходов на 2019 год по Архангельским котельным (арендованным);
  • «Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам» в составе базового уровня операционных расходов на 2019 год по Архангельским котельным (арендованным) в размере 17 189,2 тыс. руб.;
  • «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов» на 2021 год по ГО «Город Архангельск» и Приморскому муниципальному району Архангельской области в размере 565,48 тыс. руб.;
  • «Расходы по сомнительным долгам» на 2020 год по ГО «Город Архангельск» и Приморскому   муниципальному   району   Архангельской   области   в   размере 8 476,78 тыс. руб.;
  • «Расходы на лизинг» на 2019 год по ГО «Город Архангельск» и Приморскому муниципальному району и ГО «Северодвинск» Архангельской области в размере 967,9 тыс. руб.;
  • «Расходы на запас топлива» на 2019-2020 гг. по Архангельским котельным (арендованным) в размере 92 835,53 тыс. руб.;
  • «Выполнение функций по сбору денежных средств с населения по прямым договорам» в составе статьи «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» за 2018-2019 гг. по ГО «Город Архангельск» и Приморскому муниципальному району и ГО

«Северодвинск» Архангельской области в размере 63 284,21 тыс. руб.;

 

  • «Списанная безнадежная дебиторская задолженность за 2017-2019 гг.» в составе статьи «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» за 2017-2019 гг. по ГО

«Город Архангельск» и Приморскому муниципальному району Архангельской области в размере 81 637,13 тыс. руб.;

  • «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» за 2019 год по ГО «Город Архангельск» и Приморскому муниципальному району и ГО «Северодвинск» Архангельской области с учетом п. 6.3 мотивировочной части настоящего предписания;
  • «Добровольное медицинское страхование» в составе статьи «Нормативная прибыль» на 2019-2021 гг., а также в составе статьи «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» за 2017-2019 гг.
    1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТГК-2» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:
      1. базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов для Архангельских арендованных котельных 2019 года:
  • «Расходы на ремонт основных средств»;
  • «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» (в части расходов на услуги автотранспорта);
  • «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» (в части расходов на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, IT-услуги, на обучение);
      1. «Расходы на арендную плату земли» в составе статьи «Расходы на уплату иных налогов и сборов» на 2019-2021 гг. (неподконтрольные расходы);
      2. «Расходы по сомнительным долгам» на 2019-2021 гг.;
      3. «Топливо» и «Доставка топлива» на 2019-2021 гг.;
      4. «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2020-2021 гг.;
      5. «Нормативная прибыль» на 2019-2021 гг.

 

      1. «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования» на 2019-2021 гг.
  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.06.2022 пересмотреть базовый уровень операционных расходов на 2019 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2019-2022 гг. ПАО «ТГК-2» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012

№ 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

  1. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.06.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку и тарифы в сфере теплоснабжения, установленные для ПАО «ТГК-2» на 2022 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).
  2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решений органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;
  • протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
  • экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-2», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны