Предписание №СП/72423/20 Предписание в РЭК Краснодарского каря (АТЭК-НТС) от 24 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» (далее – регулируемая организация, АО «АТЭК»-НТС) на 2016-2018, 2019-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 57/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую, горячую воду» установлены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, на 2016-2018 годы.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2016 № 104/2016-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 57/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, горячую воду, установленных для АО «АТЭК»-НТС на 2017 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 № 160/2017-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 57/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, горячую воду, установленных для АО «АТЭК»-НТС на 2018 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, орган регулирования) от 20.12.2018 № 242/2018-т «Об установлении тарифов на тепловую, горячую воду» установлены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, на 2019-2023 годы.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 706-э (далее - Методические указания № 706-э).

Основными видами деятельности регулируемой организации являются: производство, передача и реализация тепловой энергии потребителям района и другие виды деятельности.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации составила:

2016 год - 982 281,3 тыс. руб.

2017 год – 996 114,59 тыс. руб.

2018 год – 1 042 047,20 тыс. руб.,

2019 год – 1 032 172,0 тыс. руб.

При установлении тарифов и необходимой валовой выручки на 2016-2019 гг. для АО «АТЭК»-НТС использовался метод индексации установленных тарифов, 2016, 2019 годы – первые годы долгосрочных периодов регулирования 2016-2018 и 2019-2023 гг.

По результатам анализа экспертных заключений органа регулирования об установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей АО «АТЭК» филиала «Новороссийские тепловые сети» от 30.11.2015 г. № 57/2015-т, от 19.12.2016 г. № 104/2016-т, от 20.12.2017 г. № 160/2017-т, от 20.12.2018 г. № 242/2018-т, а также материалов тарифных дел ФАС России в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

ФАС России выявлено, что экспертные заключения органа регулирования на 2016-2019 годы не соответствуют пункту 29 Правил № 1075.

ФАС России обращает внимание, что согласно экспертного заключения №74-Т размере НВВ на 2016 год определён в размере 977 114,3 тыс. руб., в приложении № 1 к указанному заключению и в приложении № 4 к Заключению № 66/2016 (о тех.данных) - 982 281,3 тыс. руб. Исходя из экспертного заключения № 215-Т НВВ с учетом сглаживания на 2019 год установлена в размере 1 070 813,1 тыс. руб., исходя из приложения № 4 к указанному заключению - 1 032 172,0 тыс. руб.

2016, 2019 годы

Базовый уровень операционных расходов на 2016 год, на 2019 год

Базовый уровень определен органом регулирования в размере:

на 2016 год – 217 306,4 тыс. руб.;

на 2019 год – 274 095,9 тыс. руб. (тарифная заявка – 531 713,2 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Согласно пункту 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя:

а) расходы на приобретение сырья и материалов;

б) расходы на ремонт основных средств;

в) расходы на оплату труда;

г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

е) расходы на служебные командировки;

ж) расходы на обучение персонала;

з) лизинговый платеж, арендную плату;

и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

Согласно пункту 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Органом регулирования на 2016 год учтены расходы по следующим статьям затрат:

1.Расходы на приобретение сырья и материалов – 13 883,4 тыс. руб.;

2. Расходы на ремонт основных средств – 2 061,5 тыс. руб.;

3. Расходы на оплату труда – 182 617,2 тыс. руб.;

Органом регулирования величина затрат по статье «Расходы на оплату труда» принята исходя из численности работников в количестве 761,4 человек и среднемесячной заработной платы – 19 987,2 тыс. руб.

ФАС России обращает внимание, что согласно официальной статистической отчетность по форме П-4 за 2014 год, средняя численность работников составила 704,94 чел./мес.

Определить в связи с чем вызван рост численности персонала в 2016 году в сравнении с 2014 годом в связи с отсутствием документов не представляется возможным.

4. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями – 3 056,0 тыс. руб.

5. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями – 4 000,9 тыс. руб.;

6. Расходы на служебные командировки – 291,4 тыс. руб.;

7. Расходы на обучение персонала – 72,1 тыс. руб.;

8. Лизинговый платёж (непроизводственные объекты) – 0,0 тыс. руб.;

9. Арендная плата (непроизводственные объекты) – 3 019,7 тыс. руб.;

10. Другие расходы – 8 304,2 тыс. руб.

ФАС России дополнительно отмечает, что в представленном экспертном заключении на 2016 год размер расходов, заявленных организацией, а также калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основе которых были произведены расчеты, отсутствуют.

ФАС России отмечает, что ввиду истечения срока хранения документов на основании акта от 27.02.2019 «О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению» материалы тарифного дела АО «АТЭК»-НТС за 2016 год РЭК Краснодарского были уничтожены.

Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным в полном объеме определить экономическую обоснованность установленных цен (тарифов) на 2016-2018 годы для АО «АТЭК» -НТС.

Учитывая вышеизложенное, базовый уровень операционных расходов на 2016 год подлежит дополнительному эконмическому анализу.

Органом регулирования на 2019 год учтены расходы по следующим статьям затрат:

1.Расходы на ремонт основных средств – 48 269,2 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы приняты с учетом анализа фактических расходов за отчетный период и динамики их изменения, а также графика проведения ремонтов, дефектных актов и прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении подробный анализ учтенных расходов со ссылками на обосновывающие документы (с реквизитами) отсутствует, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

В части учета в базовом уровне операционных расходов затрат на капитальный ремонт тепловых сетей ФАС России отмечает следующее.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы на ремонт включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) определяются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами и включаются в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств.

При этом первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Учитывая изложенное, в случае если расходы регулируемой организации связаны с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основного средства, то такие расходы подлежат учету в необходимой валовой выручке при условии наличия указанных мероприятий в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

При этом расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа на момент установления тарифов отсутствовала, в связи с чем расходы на капитальный ремонт на 2019 г. подлежат дополнительному экономическому анализу.

Дополнительно ФАС России отмечает, что некоторые затраты носят разовый/непериодический характер со сроком исполнения 2019 год.

Учитывая вышеуказанное, органу регулирования следует распределять такие расходы соответствующими долями в течение всего долгосрочного периода.

При пересмотре расходов по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» органу регулирования следует учесть критерии, на основании которых работы по капитальному ремонту отличаются от инвестиционных мероприятий.

2. Расходы на оплату труда – 210 967,9 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования на 2019 год величина расходов на оплату труда определена расчетным путем и сформирована с учетом отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора, штатного расписания, а также с учетом фактического фонда оплаты труда. Численность работников составила 652,3 человек, среднемесячная заработная плата – 26 951,8 руб./чел./мес.

Предприятием заявлена плановая среднемесячная заработная плата труда одного работника в размере – 39814,3 руб./чел./мес.

Исходя из фактических затрат за 2017 год на основании Форм статистической отчетности П-4, среднемесячная заработная плата работников филиала за 2017 год составила 33142,51 руб., численность – 652,6 чел.

Фактические экономически обоснованные затраты предприятия на оплату труда персонала за 2017 год определены РЭК – департаментом в размере 173305,0 тыс.руб., среднемесячная заработная плата работников филиала за 2017 год составила 22779,31 руб./чел./мес., численность – 634 чел.

ФАС России отмечает, что анализ нормативной численности персонала с расшифровками и расчетами в материалах тарифного дела не содержится, в экспертном заключении органа регулирования рассчитанный показатель нормативной численности персонала также отсутствует.

В возражениях на акт проверки № 1 органом регулирования указано, что нормативная численность работников определена в размере 1076 ед. на основании Расчета численности персонала филиала АО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети», выполненного Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики» по договору от 05.06.2017 №22/17/201.

Вместе с тем ФАС Росси обращает внимание, что расчет нормативной численности персонала, проведенной органом регулирования, а также оценка расчета, проведенного Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики», отсутствуют.

3. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями – 2 016,5 тыс. руб., включая:

- услуги по проверке приборов учета – 1 285,3 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования анализ экономической обоснованности учтенных расходов отсутствует, не представлены расчет потребности денежных средств на ежегодную поверку приборов учета, отсутствуют ссылки на данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также на документы о проведении закупочных процедур и на договор с поставщиком услуг по поверке приборов учета.

Расходы по растериваемой статье затрат включают:

- расходы на проведение экспертизы промышленной безопасности – 731,2 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены критерии, при соблюдении которых техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, а именно если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует обоснование проведения промышленной экспертизы в соответствии с вышеуказанной нормой, в том числе проведения повторных (ежегодных) экспертиз, не представлены расчеты учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы по данной статье учтены в составе НВВ регулируемой организации.

4. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями – 2 136,5 тыс. руб.;

Расходы по растериваемой статье затрат включают:

- услуги по экологии – 1 264,9 тыс. руб.;

- расходы на оплату услуг связи – 871,6 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования анализ экономической обоснованности учтенных расходов отсутствует, не представлен расчет учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 44 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Кроме того, отсутствует обоснование необходимости привлечения сторонних организаций, расходы на которые были учтены органом регулирования.

5. Расходы на служебные командировки – 232,2 тыс. руб.;

6. Расходы на обучение персонала – 145,8 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования не содержит анализа их экономической обоснованности расходов, учтенных по статьям затрат «Расходы на служебные командировки», «Расходы на обучение персонала», не приведены ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основании которых были произведены расчеты, также отсутствует.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемым статьям затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

7. Арендная плата (непроизводственные объекты) – 15,5 тыс. руб.;

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования и материалах тарифного дела не приведены расчеты арендной платы с выделением в ее структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных вышеуказанными договорами, что является нарушением пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

8. Другие расходы – 10 312,3 тыс. руб., включая:

- охрана труда – 667 тыс. руб.;

- расходы на ХВО – 1 020,5 тыс. руб.;

- ГСМ – 3 9832,5 тыс. руб.;

- запчасти на транспорт – 1 836,6 тыс. руб.;

- ТО транспорта – 405,3 тыс. руб.;

- материальные расходы – 897,6 тыс. руб.;

- производственный инвентарь – 280,4 тыс. руб.;

- иные расходы – 1 272,3 тыс. руб., включая

- обязательные медосмотры – 663,9 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования на 2019 год не содержит анализа их экономической обоснованности, не приведены ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Наряду с этим в части расходов на ГСМ отсутствует обоснование учтенной цены единицы топлива, не представлен анализ на соответствие индивидуальных эксплуатационных норм расхода топлива на транспортные средства Методическим рекомендациям «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Кроме того, в составе расходов на ГСМ, запчасти на автотранспорт и ТО транспорта регулируемый организацией были заявлены расходы, в том числе, на ТС марки Toyota Camry.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на автотранспортное средство марки Toyota Camry не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно. В случае учета органом регулирования расходов на указанное ТС, такие подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что органом регулирования расходы по подстатье затрат «Иные расходы» расходы учтены в размере 1 272,3 тыс. руб., включая обязательные медосмотры на сумму 663,9 тыс. руб. Обоснование иных расходов на сумму 608,4 тыс. руб. отсутствует.

В связи с вышеизложенным, базовый уровень операционных расходов на 2019 год подлежит дополнительному экономическому анализу.

Неподконтрольные расходы (2017, 2018, 2019 годы)

На 2017 год - 133 165,2 тыс. руб.,

На 2018 год – 140 501,5 тыс. руб.,

На 2019 год органом регулирования учтено 153 765,0 тыс. руб., а именно:

1. Арендная плата (производственные объекты)28 224,6 тыс. руб. (2017 год), 28 218,3 тыс. руб. (2018 год), 49 641,5 тыс. руб. (2019 год);

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

При этом, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В части учтенных расходов на 2017,2018 годы ФАС России отмечает следующее.

В экспертном заключении органа регулирования отражено, что в качестве обосновывающих материалов организацией представлены договоры аренды:

- с управлением имущественных отношений МО г. Новороссийск:

на 2017 год: от 01.07.2011 № 6, от 15.10.2009 № 743, от 01.10.2011 № 9;

на 2018 год: от 01.07.2011 № 6, от 15.10.2009 № 743, от 01.10.2011 № 9, от 15.09.2016 № 75, 76.

- с ОАО «РТСК»:

на 2017 год: от 01.06.2012 № 22/12/454, от 15.05.2012 № 22/12/587;

на 2018 год: от 01.06.2012 № 22/12/454, от 15.05.2012 № 22/12/587, от 22.12.2016 № 22/12/725.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования и материалах тарифного дела не приведены расчеты арендной платы с выделением в ее структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных вышеуказанными договорами, что является нарушением пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

В части договора с Управлением имущественных и земельных отношений муниципального образования города Новороссийск от 01.07.2011 № 6 (учтен при определении расходов на 2017 и 2018 годы, от 01.10.2011 № 9 (учтен при определении расходов на 2017 год) ФАС России отмечает, что срок действия договоров составляет 01.06.2012 и 31.08.2012 сооветственно. При этом, пролонгация договоров не предусмотрена. Таким образом, указанные договоры не могут быть приняты в качестве обосновывающих.

В части расходов, учтенных на основании договоров с Управлением имущественных и земельных отношений муниципального образования города Новороссийск от 15.10.2009 № 743 (учтен на 2017 и 2018 год), от 15.09.2016 № 75, № 76 (учтены на 2018 год), ФАС России отмечает следующее.

В экспертном заключении на 2017-2019 годы органа регулирования отражено, что в качестве обосновывающих материалов организацией представлены договоры аренды с Управлением имущественных и земельных отношений муниципального образования города Новороссийск:

от 15.10.2009 № 743 (учтен на 2017 и 2018 год),

от 15.09.2016 № 75, № 76 (учтены на 2018 год),

от 01.07.2011 № 6, от 15.10.2009 № 743, от 01.10.2011 № 9, от 15.09.2016 № 75, 76, с АО «РТСК» от 01.06.2012 № 22/12/454, от 15.05.2012 № 22/12/587, от 01.09.2018 № 22/18/306 (учтены 2019 год).

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования и материалах тарифного дела не приведены расчеты арендной платы с выделением в ее структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных вышеуказанными договорами, что является нарушением пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в составе материалов тарифного дела на 2019 год отсутствует договор с АО «РТСК» от 01.09.2018 № 22/18/306.

В части расходов, учтенных на основании договоров с Управлением имущественных и земельных отношений муниципального образования города Новороссийск от 15.10.2009 № 743, от 15.09.2016 № 75, от 15.09.2016 № 76, ФАС России отмечает следующее.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

В пункте 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н отражено, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

С учетом приведенных норм оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, либо в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, либо в учете организации-арендатора муниципального имущества, не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового Кодекса.

Вместе с тем в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. В этой связи муниципальное имущество, находящееся в казне муниципального образования, налогом на имущество не облагается.

Учитывая вышеуказанное, учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

2. Расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей – 8 684,9 тыс. руб. (2017 год), 7 380,1 тыс. руб. (2018 год), 3 272,1 тыс. руб. (2019 год).

Учтенные расходы на 2019 год включают в себя:

- плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов – 41,9 тыс. руб.;

- расходы на обязательное страхование – 372,2 тыс. руб.;

- иные расходы – 2 858,0 тыс. руб., включая:

- налог на имущество – 2 717,0 тыс. руб.;

- транспортный налог – 103,1 тыс. руб.;

- земельный налог – 0,0 руб.;

- аренда земли – 37,9 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2017 - 2019 годы не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, калькуляция учтенных расходов, отсутствуют расшифровки затрат по объектам налогообложения, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие принятые суммы затрат, не произведен анализ соответствия расходов налоговым декларациям за 2015-2017 годы соответственно.

Кроме того, не представляется возможным определить на какие объекты были учтены расходы на обязательное страхование, и какая необходимость учета таких средств в составе НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей и иные расходы на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3. Отчисления на соц.нужды – 63 712,3 тыс. руб. (2019 год);

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

В экспертных заключениях регулирующего органа фактический процент отчислений на социальные нужды не отражен.

С учетом необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Расходы на оплату труда» на 2019 год, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию.

5. Амортизация основных средств и нематериальных активов – 37 175,1 тыс. руб. (2017 год), 39 249,8 тыс. руб. (2018 год), 37 139,1 тыс. руб. (2019 год).

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности вышеприведенных норм Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности учтенной амортизации.

Кроме того, в составе расходов на 2017 и 2018 годы на амортизацию учтены расходы, в том числе, на ТС марки Toyota Camry.

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на автотранспортное средство марки Toyota Camry не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно.

Также органу регулирования необходимо представить обоснование учтенной в расчетах нормы амортизационных отчислений на предмет соответствия максимальным срокам полезного использования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье в размере 72, 203 тыс.руб. (за 2017 год) и 64, 294 тыс.руб. (за 2018 год) подлежат исключению из состава НВВ АО «АТЭК» - НТС, в остальной части учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Также органу регулирования необходимо представить обоснование учтенной в расчетах нормы амортизационных отчислений на предмет соответствия максимальным срокам полезного использования.

Расходы на энергетические ресурсы.

На 2017 год учтено 697 396,7 тыс. руб., на 2018 год – 710 014,4 тыс. руб., в том числе:

Расходы на топливо – 383 417,8 тыс. руб.(2017), 382 921,1 тыс. руб. (2018);

В 2019 году органом регулирования учтено 742 047,4 тыс.руб.

Расходы на топливо – 410 483,5 тыс. руб.

В соответствии с экспертными заключениями органа регулирования на 2017 и 2018 годы произведенная корректировка обусловлена корректировкой объема энергетических ресурсов и применением прогнозных значений цен на энергетические ресурсы.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 Плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Виды используемого топлива - газ 100 %.

В части учтенных расходов на 2019 год ФАС России отмечает следующее.

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги и региональной надбавки.

При определении цены на природный газ органом регулирования использованы параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года при условии неизменности оптовой цены на природный газ в первом полугодии 2019 года по отношению к цене 2018 года.

Темпы роста платы за снабженческо-сбытовые услуги и размеров специальных надбавок определены в размере 101,4 %.

Тарифы по транспортировке газа (в том числе специальной надбавки) определены с ростом по отношению к действующим на 3,4 % в отношении ГРО, направивших в ФАС России материалы для пересмотра соответствующих тарифов.

Оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждены приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» утвержден приказом ФАС России от 27.07.2018 № 1071/18 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на территории Краснодарского края».

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Юггазсервис» утверждены приказом ФСТ России от 07.11.2016 № 1546/16 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Юггазсервис» на территории Краснодарского края».

Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа ОАО «Юггазсервис» РЭК-департаментом не устанавливалась.

ФАС России отмечает, что размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, утвержденный приказом ФАС России, является предельно максимальным.

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2е полугодие 2019 года учитывалась проиндексированная цена на ПССУ с учетом индекса 101,4%.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, оптовые цены на газ будут индексируются для всех категорий потребителей. Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям также ограничивается уровнем оптовых цен на газ.

Вместе с тем решения об уровне индексации тарифов принимаются с учетом необходимости обеспечения рентабельности и стимулирования экономически обоснованной газификации.

ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифного решения на 2019 год, тарифы на услуги ГРО и ставки ПССУ не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Вместе с тем при определении оптовой цены на газ в части применения приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 ФАС России отмечает следующее.

Пунктом 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ установлено, что оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

В отношении потребителей, не относящимся к вышеуказанным группам, при определении оптовой цены должен применяться приказ ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18.

Информации, подтверждающей факт отнесения АО «АТЭК» к группам потребителей, указанным в пункте 15.1 Основных положений, не представлено.

Кроме того, исходя из представленных материалов следует, что организацией было заявлено 70 888,90 тыс.куб.м., при этом органом регулирования было учтено 73 263,33 тым.куб.м. Обоснование учета указанного объема в экспертном заключении отсутствует.

В части расходов на 2017 и 2018 годы ФАС России отмечает следующее.

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2е полугодие 2017 и 2018 годов учитывались проиндексированные цены на ПССУ.

Вместе с тем решения об уровне индексации тарифов принимаются с учетом необходимости обеспечения рентабельности и стимулирования экономически обоснованной газификации.

ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифного решения на 2017 и 2018 год, тарифы на услуги ГРО и ставки ПССУ не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Кроме того, исходя из представленных материалов следует, что организацией было заявлено на 2017 год 71 964,99 тыс.куб.м., на 2018 год 68 798,09 тыс.куб.м. топлива.

При этом органом регулирования было учтено на 2017 год 72 574,77 тым.куб.м., на 2018 год 69 967,07 тыс.куб.м. топлива.

Обоснование учета указанного объема в экспертном заключении отсутствует.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Обоснование учета величины объемов выше заявленных регулируемой организацией в экспертном заключении органа регулирования и возражениях на акт проверки также не отражено.

Расходы на электрическую энергию органом регулирования учтены в размере – 172 968,1 тыс. руб. (2017), 187 059,5 тыс. руб. (2018), 185 642,2 тыс. руб. (2019);

Расходы на тепловую энергию – 127 265,7 тыс. руб. (2017), 31 350,2 тыс. руб. (2018), 126 749,4 тыс. руб. (2019);

Расходы на холодную воду и водоотведение – 13 745,2 тыс. руб. (2017), 17 683,6 тыс. руб. (2018 год), 19 127,4 тыс.руб. (2019 год).

ФАС России дополнительно отмечает, что в представленных экспертных заключениях на 2017 - 2019 годы размер расходов, заявленных организацией по статьям затрат «Расходы на энергетические ресурсы», а также калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основе которых были произведены расчеты, отсутствуют.

Учитывая вышеуказанное, расходы по статье затрат «Топливо» подлежат дополнительному экономическому анализу.

Прибыль

Нормативный уровень прибыль на 2017 год органом регулирования учтен в размере 0,02 %, на 2018 год – 0,02 %.

Расчетная предпринимательская прибыль учтена в размере на 2017 год – 7 760,9 тыс. руб., на 2018 год – 28 393,5 тыс. руб.

Органом регулирования на 2019 год учтено 12 326,47 тыс. руб. Величина прибыли учитывает расходы на расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы.

При этом, в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем восьмым настоящего пункта.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 настоящего документа, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования
№ 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Необходимо отметить, что подпункт «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075 до 24.01.2017 распространял свое действие на все регулируемые организации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, при определении уровня нормативной прибыли на 2017 год РЭК Краснодарского края необходимо было руководствоваться уровнем нормативной прибыли, утвержденным приказом РЭК Краснодарского края от 30.11.2015 № 57/2015-т, как долгосрочным параметром регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э Нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии формулой 12 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта.

, (12)

 

, (12.1)

 

где:

- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом, %. Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль;

- величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

- ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положения пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

При этом, при расчете расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2018 и 2019 годы Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктами 74 и 75 основ ценообразования № 1075 и пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

Необходимо отметить, что в соответствии с представленными материалами в ФАС России инвестиционная программа для АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» на 2017-2019 гг. в установленном порядке утверждена не была.

Кроме того, в адрес ФАС России не был представлен коллективный договор Организации.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2017 - 2019 годы.

В связи с вышеизложенным, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Налог на прибыль - 1 915,6 тыс. руб. (2017 год), 6 869,0 тыс. руб. (2018 год).

В соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 1075 при расчете налога на прибыль регулируемой организации сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 28 Методических указаний № 760-э к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимым на прибыль после налогообложения), относятся следующие основные группы расходов:

1) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

3) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России не удается определить принятую органом регулирования налоговую базу для исчисления налога на прибыль, в том числе сделать вывод относительно учета в составе налоговой базы на 2017-2018 годы расчетной предпринимательской прибыли.

Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

ФАС России также отмечает, что экспертные заключения на 2017-2018 годы не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документах предприятия, расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

В связи с вышеизложенным, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края нарушившей положения пунктов 28, 34, 37, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 59, 74, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 37, 41, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети».

  2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» на 2020-2021 годы расходы в общей сумме 136,5 тыс. руб. по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» (в сумме 72, 203 тыс.руб. на 2017 год, 64, 294 тыс.руб. на 2018 год.)

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» на 2020-2021 годы, по следующим статьям затрат:

- за 2006 год: базовый уровень операционных расходов;

- за 2017-2018 гг. «Арендная плата (производственные объекты)», «Расходы на уплату налогов, сборов, и других обязательных платежей», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Прибыль»;

- за 2019 год: «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «Расходы на служебные командировки», «Расходы на обучение персонала», «Арендная плата (непроизводственные объекты)», «Другие расходы», «Арендная плата (производственные объекты)», «Расходы на оплату налогов, боров, и других обязательных платежей», «Отчисления на соц.нужды», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Расходы на энергетические ресурсы», «Прибыль».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» на 2017 - 2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Новороссийские тепловые сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399