Предписание №СП/112836/21 ПРЕДПИСАНИЕ от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Каширский МПК» на территории городского округа Кашира Московской области,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила

регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 04.06.2020 № 050 100.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее —

Комитет, орган регулирования) от 18.12.2020 № 291-Р установлен тариф на услугу оператора по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Каширский МПК» на территории городского округа Кашира Московской области на 2021-2023 гг.

Нормативы накопления ТКО на территории Московской области утверждены

распоряжением Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20.09.2021 № 431-РВ.

Территориальная схема обращения с отходами в Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 (далее – Территориальная схема).

Согласно Территориальной схеме ООО «Каширский МПК» включен в перечень объектов по переработке отходов, включающий деятельность по обработке, утилизации и размещению отходов твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 29.11.2019 № 681-РВ утверждена инвестиционная программа для ООО «Каширский МПК» на 2019-2028 годы (далее — Инвестиционная программа).

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 11.12.2020 № 487-РВ внесены изменения в распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 29.11.2019 № 681-РВ «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Каширский МПК» в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Кашира Московской области на 2019-2028 годы».

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) учтена органом регулирования при утверждении тарифа ООО «Каширский МПК» на услугу оператора по захоронению ТКО на 2021 год на уровне 1 980 000,01 тыс. руб.

Тариф для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов ООО «Каширский МПК» на 2021 год утвержден органом регулирования в размере 2 200,00 руб./тонну.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Каширский МПК» (далее - регулируемая организация), в том числе представленного экспертного заключения Комитета по установлению тарифа на захоронение ТКО для ООО «Каширский МПК» на 2021 год (далее – Экспертное заключение), установлено следующее.

ФАС России отмечает, что предусмотренные инвестиционной программой и учитываемые в составе утвержденного тарифа на захоронение ТКО расходы на строительство (эксплуатацию) цеха, непосредственно связанного с производством технического грунта, впоследствии направляемого на пересыпку площадки захоронения ТКО, не могут быть учтены в составе НВВ оператора по захоронению ТКО ввиду следующих обстоятельств.

Согласно основным понятиям, указанным в статье 1 Закона № 89-ФЗ:

а) Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

б) Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Также, согласно пункту 5.52 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее ГОСТ 30772-2001) под обезвреживанием понимается обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

Исходя из смысла понятия «обезвреживание отходов», установленного статьей 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятия «обезвреживание», установленного ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, изменение класса опасности, а не повторное использование отходов.

В соответствии с пунктом 16 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 (далее - Единые требования № 1657), объекты обезвреживания твердых коммунальных отходов предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.

Пунктом 18 Единых требований № 1657 определено, что объекты обезвреживания отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, предназначены для обезвреживания твердых коммунальных отходов, подлежащих последующему захоронению.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов: а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов; в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2.4 Инвестиционной программы определено, что в составе Объекта выделяется в том числе производственный участок по обезвреживанию отходов (участок производства технического грунта). По итогам отбора вторичных ресурсов и обезвреживания органической фракции предотвращается захоронение несортированных твердых коммунальных отходов, до 50% сокращается масса размещаемых отходов, а также существенно сокращается негативное влияние на атмосферу, воду и почву, образуется технический грунт, который используется для эксплуатации свалок и полигонов.

Исходя из совокупности вышеизложенного, деятельность ООО «Каширский МПК» по изготовлению компоста из ТКО (биокомпостированию ТКО) и использованию его в качестве изолирующего материала является регулируемой.

Соответственно, органу регулирования необходимо исключить расходы на биокомпостирование ТКО из состава необходимой валовой выручки по захоронению ТКО, установить отдельный тариф на обезвреживание ТКО для ООО «Каширский МПК» на экономически обоснованном уровне, не превышающем заявленный регулируемой организацией в рамках тарифной кампании уровень расходов регулируемой организации, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а именно Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484, а также Единых требований № 1657, отразив соответствующий анализ (расчеты) в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484, предусмотрев указанные затраты в составе необходимой валовой выручки (тарифа) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также при необходимости пересмотрев взаимозависимые статьи затрат.

Согласно пункту 3 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ территориальная

схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению

отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания

отходов;

данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации,

обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем;

сведения о зонах деятельности регионального оператора;

электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

Учитывая вышеизложенное, территориальная схема по обращению с отходами должна соответствовать требованиям Федерального закона № 89-ФЗ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.03.2022 исключить из состава НВВ (тарифа) на захоронение твердых коммунальных отходов расходы на биокомпостирование ТКО и учесть их в составе НВВ (тарифа) на обезвреживание твердых коммунальных отходов на экономически обоснованном уровне, предусмотрев указанные расходы в составе НВВ (тарифа) регионального оператора в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, при необходимости пересмотрев взаимозависимые статьи затрат.

2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.03.2022 необходимо установить отдельный тариф на обезвреживание ТКО для ООО «Каширский МПК» на 2022 год в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, пересмотрев НВВ (тариф) на захоронение ТКО на 2022 год, а также скорректировав структуру необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего предписания, при необходимости пересмотрев взаимозависимые статьи затрат, отразив соответствующий анализ (расчёты) в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484.

3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1-2 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано резолютивной частью настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Московской

области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Московской области

в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов на услугу по захоронению ТКО, услугу по обезвреживанию ТКО, а также регионального оператора по обращению с ТКО.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны