Решения по тарифам №СП/42412/21 Предписание по результатам анализа предоставленных Прокурату... от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484(ред. от 18.03.2021)"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Красноярская рециклинговая компания»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила информация от Прокуратуры Красноярского края (исх. от 16.10.2020 № 7/1-14-2020, вх. от 29.10.2020 № 184253/20) об отсутствии экономического обоснования ряда расходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора ООО «Красноярская рециклинговая компания».

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

ООО «Красноярская рециклинговая компания» (далее — регулируемая организация, ООО «КРК») Соглашением от 10.08.2018 № 13, заключенным с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края до 31.12.2028, наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края.

Тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Красноярская рециклинговая компания» на 2019 год установлен приказом Министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) от 11.12.2018 № 688-в «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания» по Красноярской левобережной технологической зоне» составляет для населения с 01.01.2019 по 30.06.2019 — 1 139,17 руб./куб. м. с НДС, с 01.07.2019 по 31.12.2019 — 1 139,17 руб./куб. м. с НДС.

Тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Красноярская рециклинговая компания» (далее — ООО «КРК») на 2020 год установлен приказом Министерства от 19.12.2019 № 1178-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания» по Красноярской левобережной технологической зоне» и составляет для населения с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 1 139,17 руб./куб. м. с НДС, с 01.07.2020 по 31.12.2020 — 1 139,17 руб./куб. м. с НДС.

Тариф для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Красноярская рециклинговая компания» (далее — ООО «КРК») на 2021 год установлен приказом Министерства от 18.12.2020 № 962-в «Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания» по Красноярской левобережной технологической зоне» и составляет для населения с 01.01.2021 по 30.06.2021 — 901,79 руб./куб. м. с НДС, с 01.07.2021 по 31.12.2021 — 967,62 руб./куб. м. с НДС.

Величины необходимых валовых выручек (далее - НВВ) регионального оператора по обращению с ТКО органом регулирования учтены при утверждении единого тарифа для ООО «КРК» на 2019 год в размере 1 231 013,46 тыс. руб., на 2020 год в размере 1 020 325,43 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 092 446,77 тыс. руб.

Основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «КРК» приходится на транспортирование ТКО, которая составляет более 60 % от НВВ регионального оператора.

1. Расходы на транспортирование ТКО.

Органом регулирования в составе единого тарифа на услуги регионального оператора ООО «КРК» учтены расходы на транспортирование ТКО в следующих размерах:

  • на 2019 год в размере 761 209,92 тыс. руб. со средней ценой 587,02 руб./куб.м. (объем ТКО 1 296,74 тыс. куб. м.);

  • на 2020 год в размере 723 286,53 тыс. руб. со средней ценой 665,56 руб./куб.м. (объем ТКО 1 086,74 тыс. куб. м.);

  • на 2021 год в размере 749 324,85 тыс. руб. со средней ценой 686,96 руб./куб. м. (объем ТКО 1 090,79 тыс. куб.м.).

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

  б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

В соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев: а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, ФАС России отмечает, что расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги, которые впоследствии являются базой для установления начальной (максимальной) цены торгов, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов проведенных на понижение начальной (максимальной) цены в рамках тарифного законодательства Российской Федерации являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

Министерством проведен расчетный анализ плановых расходов на транспортирование ТКО для ООО «КРК» на 2019 год, по результатам которого стоимость транспортирования составила 1 162 754 тыс. руб. (средняя цена 896,67 руб./куб. м. при объеме ТКО - 1 296,74 тыс. куб.м.), что выше приведенной стоимости конкурсной документации по отбору регионального оператора на территории Красноярского края на 401 544,08 тыс. руб. В этой связи расходы на транспортирование ТКО в составе НВВ регионального оператора ООО «КРК» 2019 года не пересматривались и учитывались органом регулирования на уровне 761 209,92 тыс. руб. (средняя цена 587,02 руб./куб. м. при объеме ТКО - 1 296,74 тыс. куб.м.).

Также по данным, имеющимся в распоряжении Министерства, фактические расходы на транспортирование ТКО ООО «КРК» за 2019 год составили 900 681,54 тыс руб. (средняя цена 742,31 руб./куб. м. при объеме ТКО - 1 213,34 тыс. куб.м.), что выше учтенных органом регулирования расходов на 139 471,62 тыс. руб.

В ФАС России поступила информация от Прокуратуры Красноярского края (исх. от 16.10.2020 № 7/1-14-2020, вх. от 29.10.2020 № 184253/20) о наличии договоров с операторами по транспортированию ТКО на территории зоны деятельности ООО «КРК» в 2019 году со средней стоимостью услуг на транспортирование ТКО в размере 250 руб./куб. м.

При этом представленные Прокуратурой Красноярского края договоры с операторами по транспортированию ТКО заключены на неполный год, соответственно, не могут являться достоверным обоснованием стоимости услуг на транспортирование ТКО в зоне деятельности ООО «КРК» за отчетный 2019 год, в том числе в связи с отсутствием учета фактора сезонности.

Учитывая наличие обстоятельств и документов, свидетельствующих о взаиморасчетах по стоимости оказания услуг на транспортирование ТКО согласно предоставленным договорам в размере значительно меньшем утвержденной в плановом режиме на 2019 год, фактические расходы на транспортирование ТКО 2019 года, а также учтенные органом регулирования в составе НВВ ООО «КРК» расходы на транспортирование ТКО в будущих периодах (на 2020 и 2021 гг.) подлежат дополнительному экономическому анализу со стороны органа регулирования на предмет экономического обоснования (при необходимости дополнительно запросив обосновывающие материалы с целью проведения соответствующего анализа). В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 результаты проведенного анализа необходимо отразить в экспертом заключении.

 

2. Собственные расходы регионального оператора.

Согласно доводам Прокуратуры Красноярского края, направленным письмом исх. от 16.10.2020 № 7/1-14-2020, вх. от 29.10.2020 № 184253/20, отсутствует экономическая целесообразность в учете в составе НВВ ООО «КРК» расходов по статьям «Расходы на автотранспорт» и «Командировочные расходы».

По статье «Расходы на автотранспорт» в части затрат на аренду и эксплуатацию автомобиля Toyota Camry.

По статье «Командировочные расходы» в части затрат на командирование директора из г. Красноярска в г. Москву 12 раз в год для посещения федеральных банков, встреч с контрагентами, а также участия в форумах, учитывая, что основной владелец ООО «КРК» - ЗАО ИГ «РВМ Капитал» находится в г. Москве.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Учитывая вышеизложенное, Министерству необходимо дополнительно проанализировать фактические расходы ООО «КРК» по статьям «Расходы на автотранспорт» и «Командировочные расходы», а также учтенные органом регулирования в составе НВВ ООО «КРК» расходы по вышеуказанным статьям, в будущих периодах (на 2020 и 2021 гг.) на предмет экономического обоснования и стоимости данных расходов (при необходимости дополнительно запросив обосновывающие материалы с целью проведения соответствующего анализа). В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 результаты проведенного анализа необходимо отразить в экспертом заключении.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2021 провести анализ фактических расходов на транспортирование ТКО 2019 года, а также учтенных в составе НВВ ООО «КРК» расходов на транспортирование ТКО в будущих периодах (на 2020 и 2021 гг.), на предмет их экономической обоснованности с учетом требований Основ ценообразования № 484, а также согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания.

2. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2021 провести анализ фактических расходов по статьям «Расходы на автотранспорт» и «Командировочные расходы» ТКО 2019 года, а также учтенных в составе НВВ ООО «КРК» расходов в будущих периодах (на 2020 и 2021 гг.), на предмет их экономической обоснованности с учетом требований Основ ценообразования № 484, а также согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Выявленные по результатам исполнения пунктов 1 и 2 резолютивной части настоящего предписания экономически необоснованные расходы исключить из состава НВВ регионального оператора ООО «КРК» 2021 года согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484.

4. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Красноярского края исключить из состава необходимой валовой выручки ООО «КРК» 2021 года иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пунктах 1-3 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484.

5. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Красноярская рециклинговая компания» 2021 года, с учетом требований, предусмотренных пунктами 1-4 резолютивной части настоящего предписания, а также мотивировочной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1 - 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 1 — 5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертное заключение органа исполнительной власти Красноярской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объектов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Красноярская рециклинговая компания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Прокуратура Красноярского края
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734
Красноярский УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965
Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383