Решение №31/34816/24 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2024 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия
ФАС России), в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «ЭкоСпутник»
(исх. от 15.12.2023 № 412, вх. от 19.12.2023 № 202624/23) (далее – Заявление), возникший с Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов по вопросу установления цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в лице <...>, <...>, представителей ООО «ЭкоСпутник» в лице <...>, <...>, <...>, представителей Оренбургского УФАС России в лице <...>, <...>, представителя Минприроды России в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией
ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 15.12.2023 № 412, вх. от 19.12.2023 № 202624/23) о разногласиях между ООО «ЭкоСпутник» (далее - Заявитель, регулируемая организация, оператор по захоронению) и Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее – орган регулирования, Департамент) по вопросу установления тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов на 2024 год.

Основанием для разногласий между ООО «ЭкоСпутник» и органом регулирования послужил приказ Департамента от 27.11.2023 № 88-т/о «О корректировке предельных долгосрочных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «ЭкоСпутник» и внесении изменений в приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 ноября 2021 года № 197-т/о».

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым решением, составил 166 767,048 тыс. руб.

Размер НВВ, который Заявитель считает экономически обоснованным, - 239 344,511 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 72 577,463 тыс. руб.

Тариф на захоронение ТКО установлен для ООО «ЭкоСпутник» методом индексации на 2022 – 2026 гг. Размер утвержденного оспариваемого тарифа – 564,90 руб./т.

Аналитический свод по заявленным ООО «ЭкоСпутник» требованиям представлен в таблице:

 

№ п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

(С - А)

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

 

1

Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (топливо)

12 931,598

27 873,107

29 060,535

16 128,937

2

Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (электроэнергия)

3 243,574

18 025,666

5 633,945

2 390,371

3

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов

30 146,106

77 009,456

80 748,192

50 602,086

4

Расчетная предпринимательская прибыль

8 101,861

11 758,206

11 557,931

3 456,070

 

Итого (по статьям):

54 423,139

134 666,435

127 000,602

72 577,463

 

Итого НВВ:

166 767,048

314 957,909

239 344,511

72 577,463

 

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 484 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом № 89-ФЗ, Правилами регулирования тарифов № 484 и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

 

1. Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (топливо) на 2024 год.

Расходы по рассматриваемой статье затрат учтены органом регулирования в размере 12 931,598 тыс. руб.

ООО «ЭкоСпутник» указанные расходы заявлены в ФАС России в размере 29 060,535 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 16 128,937 тыс. руб.

В свою очередь, ООО «ЭкоСпутник» в рамках тарифной кампании на 2024 год была заявлена в орган регулирования меньшая сумма - 27 873,107 тыс. руб.

Разногласия между сторонами возникли в части принятой Департаментом стоимости приобретения энергетического ресурса (топлива) на 2024 год, а так же в части планируемых объемов приобретаемого сырья.

 

Показатель

Заявлено в Департамент

Заявлено в ФАС России

Учтено Департаментом

Масса ТКО

289,361 тыс. т

295,215 тыс. т

295,215 тыс. т

Удельный расход топлива

1,9 л/т

1,9 л/т

0,94 л/т

Цена на топливо

50,70 руб./л

51,81 руб./л

46,6 руб./л

Итого расходы на топливо

27 873,107 тыс. руб.

29 060,535 тыс. руб.

12 931,598 тыс. руб.

 

Из отраженной информации следует, что в рамках тарифной кампании на 2024 год стоимости приобретения энергетического ресурса (топлива) была заявлена регулируемой организацией в орган регулирования в размере 50,70 руб./л, что ниже размера, заявленного в ФАС России в размере 51,81 руб./л.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 484 при применении метода индексации расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на энергетические ресурсы в расчете на объем (массу) принятых твердых коммунальных отходов, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы.

При снижении удельного расхода на энергетические ресурсы средства, полученные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно положениям пункта 56 Основ ценообразования № 484 удельный расход энергетических ресурсов является долгосрочным параметром регулирования, который утвержден для ООО «ЭкоСпутник» на 2022-2026 гг. приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 ноября 2021 года № 197-т/о в размере 1,91 л/т.

В направленном в ФАС России отзыве на заявление ООО «ЭкоСпутник» Департаментом отражено, что Методическими указаниями № 1638/16 (пунктами 45 и 33) предусмотрено, что объем потребления каждого вида энергетического ресурса определяется в том числе с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования, в связи с чем Департаментом был проведен анализ динамики фактических показателей потребления ООО «ЭкоСпутник» энергетических ресурсов и утвержденных показателей за 2020-2022 гг., согласно которым фактический удельный расход потребления топлива за указанный период сложился меньше утвержденного долгосрочного параметра.

В этой связи по результатам проведенного анализа, в целях расчета расходов на приобретаемые энергетические ресурсы Департаментом были приняты показатели, соответствующие фактическому удельному расходу энергетических ресурсов в истекшем периоде регулирования - 2022 году (0,94 л/т по дизельному топливу).

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что примененный Департаментом подход не соответствует положениям пункта 52 Основ ценообразования № 484, поскольку указанным нормативным правовым актом регламентировано применение утвержденных долгосрочных параметров регулирования при корректировке расходов на энергетические ресурсы на очередной год долгосрочного периода регулирования.

При этом положения Методических указаний № 1638/16, на которые ссылается орган регулирования, отражают необходимость проведения анализа технических характеристик фактически действующего энергопотребляющего оборудования, нормативного времени его работы, а также фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования с целью корректного определения удельного долгосрочного показателя расхода энергетического ресурса.

Кроме того, согласно положениям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, имеет место, если фактический объем расходов на приобретение энергетических ресурсов регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой, в полном объеме.

Таким образом, в отношении экономии от снижения потребления регулируемой организацией энергетических ресурсов должен проводиться анализ со стороны органа регулирования, а также соответствующее подтверждение со стороны регулируемой организации. В случае, если экономия от снижения потребления энергетических ресурсов не будет подтверждена, она подлежит исключению из состава НВВ регулируемой организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

В отношении разногласий между сторонами в части цены энергетического ресурса (топлива) Комиссия ФАС России отмечает следующее.

При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов на 2024 год стоимость покупки единицы энергетических ресурсов скорректирована Департаментом с учетом уточнения значений (цен на энергоресурсы), установленных на 2024 год, и индексов изменения цен, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (одобрен Правительством Российской Федерации и опубликован в сентябре 2023 года на сайте Минэкономразвития России economy.gov.ru).

Разногласий в части применения индекса изменения цен на 2024 год в размере 107,2 % между сторонами не имеется. Разногласия возникли в части принятой фактической цены на топливо за 2023 год.

Так, фактическая стоимость приобретения регулируемой организацией в 2023 году 1 литра дизельного топлива учтена Департаментом в расчете в размере 43,47 руб./л вместо 48,33 руб./л, заявленного регулируемой организацией в ФАС России.

Орган регулирования отмечает, что указанная стоимость 1 литра дизельного топлива подтверждается бухгалтерским регистром ООО «ЭкоСпутник» за 9 месяцев 2023 года «Обороты счета 10», представленным организацией по запросу Департамента, согласно которому за 9 месяцев 2023 года организацией приобретено 255,592 тыс. л дизельного топлива на общую сумму 11 110,413 тыс. руб. Департамент также отмечает, что указанный бухгалтерский регистр не представлен организацией в адрес ФАС России в составе обосновывающих и подтверждающих материалов, в связи с чем прилагается Департаментом к отзыву выгрузкой в формате .Excel.

Также орган регулирования обращает внимание на то, что оснований для учета в расчете расходов на топливо стоимости 1 литра дизельного топлива в размере 48,33 руб./л, определенной регулируемой организацией исходя из товарной накладной № 2498 от 21.08.2023 г., не имеется.

Согласно пунктам 52 и 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Договоров, заключенных на 2024 год в результате проведения торгов, не представлено ООО «ЭкоСпутник» в обосновывающих материалах.

Также представленные ООО «ЭкоСпутник» копии договоров за 2023 год не распространяют свое действие на 2024 год. Кроме того, ряд договоров не подписан.

Справочно Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленному ООО «ЭкоСпутник» бухгалтерскому регистру за 1 полугодие 2023 года «Обороты счета 10.03.1» (приобретение топлива) средняя цена на приобретение топлива сложилась в размере 41,12 руб./л, что ниже указанной стоимости за 2023 год в заявлении ООО «ЭкоСпутник» в размере 48,33 руб./л.

Вместе с тем, согласно представленному ООО «ЭкоСпутник» бухгалтерскому регистру за полный 2022 год «Обороты счета 10.03.1» (приобретение топлива) средняя цена на приобретение топлива сложилась в размере 41,32 руб./л, что с учетом индексации к ценам 2024 года (на 2023 – 105,8 %; на 2024 – 107,2 %) составляет 46,86 руб./л.

Таким образом, руководствуясь утвержденным удельным расходом топлива в размере 1,91 л/т, принимая во внимание заявленный регулируемой организацией удельный расход топлива в размере 1,9 л/т, а также учитывая представленные Заявителем бухгалтерские сведения в части фактической средней цены на приобретение ООО «ЭкоСпутник» топлива в 2022 году (с учетом индексации к ценам 2024), расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (топливо) на 2024 год составляют 26 286,50 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, ввиду применения Департаментом подходов, не соответствующих требованиям Основ ценообразования № 484, Комиссией
ФАС России принято решение частично удовлетворить требования ООО «ЭкоСпутник» и предписать Департаменту провести дополнительный учет денежных средств в составе НВВ Заявителя по рассматриваемой статье затрат в размере 13 354,90 тыс. руб.

2. Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (электроэнергия) на 2024 год.

Расходы по рассматриваемой статье затрат учтены органом регулирования в размере 3 243,574 тыс. руб.

ООО «ЭкоСпутник» указанные расходы заявлены в ФАС России в размере 5 633,945 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 2 390,371 тыс. руб.

Разногласия между сторонами возникли в части принятой Департаментом стоимости приобретения энергетического ресурса (электроэнергия) на 2024 год, а также в части планируемых объемов приобретаемого сырья.

 

Показатель

Заявлено в ФАС России

Учтено Департаментом

Масса ТКО

295,215 тыс. т

295,215 тыс. т

Удельный расход электроэнергии

2,58 кВт. ч/т

1,55 кВт. ч/т

Цена на электроэнергию

7,39 руб./кВт. ч

7,09 руб./кВт. ч

Итого расходы на электроэнергию

5 633,945 тыс. руб.

3 243,574 тыс. руб.

 

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 484 при применении метода индексации расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на энергетические ресурсы в расчете на объем (массу) принятых твердых коммунальных отходов, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы.

При снижении удельного расхода на энергетические ресурсы средства, полученные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно положениям пункта 56 Основ ценообразования № 484 удельный расход энергетических ресурсов является долгосрочным параметром регулирования, который утвержден для ООО «ЭкоСпутник» на 2022-2026 гг. приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 ноября 2021 года № 197-т/о в размере 2,58 кВт. ч/т.

В направленном в ФАС России отзыве на заявление ООО «ЭкоСпутник» Департаментом отражено, что Методическими указаниями № 1638/16 (пунктами 45 и 33) предусмотрено, что объем потребления каждого вида энергетического ресурса определяется в том числе с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования, в связи с чем Департаментом был проведен анализ динамики фактических показателей потребления ООО «ЭкоСпутник» энергетических ресурсов и утвержденных показателей за 2020-2022 гг., согласно которым фактический удельный расход потребления электрической энергии за указанный период сложился меньше утвержденного долгосрочного параметра.

В этой связи по результатам проведенного анализа, в целях расчета расходов на приобретаемые энергетические ресурсы Департаментом были приняты показатели, соответствующие фактическому удельному расходу энергетических ресурсов в истекшем периоде регулирования - 2022 году (1,55 кВт. ч/т по электрической энергии).

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что примененный Департаментом подход не соответствует положениям пункта 52 Основ ценообразования № 484, поскольку указанным нормативным правовым актом регламентировано применение утвержденных долгосрочных параметров регулирования при корректировке расходов на энергетические ресурсы на очередной год долгосрочного периода регулирования.

При этом положения Методических указаний № 1638/16, на которые ссылается орган регулирования, отражают необходимость проведения анализа технических характеристик фактически действующего энергопотребляющего оборудования, нормативного времени его работы, а также фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования с целью корректного определения удельного долгосрочного показателя расхода энергетического ресурса.

Кроме того, согласно положениям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, имеет место, если фактический объем расходов на приобретение энергетических ресурсов регулируемой организации меньше величины таких расходов, установленных на долгосрочный период регулирования, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные производственной программой, в полном объеме.

Таким образом, в отношении экономии от снижения потребления регулируемой организацией энергетических ресурсов должен проводиться анализ со стороны органа регулирования, а также соответствующее подтверждение со стороны регулируемой организации. В случае, если экономия от снижения потребления энергетических ресурсов не будет подтверждена она подлежит исключению из состава НВВ регулируемой организации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

В отношении разногласий между сторонами в части цены энергетического ресурса (топлива) Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Разногласия между сторонами возникли в части индексации фактической стоимости электрической энергии за 2023 год. Так, ООО «ЭкоСпутник» для определения плановой цены на 2024 год применяет к фактической стоимости электрической энергии за неполный 2023 год в размере 6,78 руб./кВт. ч индекс роста цен в размере 109,1 %, в то время как органом регулирования предусмотрено увеличение стоимости электрической энергии только со второго полугодия 2024 года, так как индекс роста стоимости электрической энергии на 109,1 % предусмотрен с 01 июля 2024 года, в связи с чем, по мнению Департамента, основания для индексации расходов на приобретение электроэнергии с 01 января 2024 года, как заявлено регулируемой организацией, отсутствуют.

При этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что сторонами применен некорректный индекс роста цен на электрическую энергию на 2024 год, поскольку согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов индекс роста цен на электрическую энергию на 2024 год составляет 105,6 %.

Вместе с тем, согласно представленному ООО «ЭкоСпутник» бухгалтерскому регистру за полный 2022 год «Обороты счета 60.01» (электроэнергия) средняя цена на приобретение электрической энергии сложилась в размере 5,97 руб./кВт. ч, что с учетом индексации к ценам 2024 года (на 2023 – 112,0 %; на 2024 – 105,6 %) составляет 7,06 руб./кВт. ч, что ниже учтенной органом регулирования величины.

Таким образом, с учетом утвержденного удельного расхода электрической энергии в размере 2,58 кВт. ч/т, а также учитывая бухгалтерские сведения в части фактической средней цены на приобретение ООО «ЭкоСпутник» электрической энергии в 2022 году (с учетом индексации к ценам 2024), расходы приобретаемые энергетические ресурсы (электроэнергия) на 2024 год составляют 5 377,92 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, ввиду применения Департаментом подходов, не соответствующих требованиям Основ ценообразования № 484, Комиссией
ФАС России принято решение частично удовлетворить требования ООО «ЭкоСпутник» и предписать Департаменту провести дополнительный учет денежных средств в составе НВВ Заявителя по рассматриваемой статье затрат в размере 2 134,35 тыс. руб.

3. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расходы по рассматриваемой статье затрат учтены органом регулирования в размере 30 146,106 тыс. руб.

ООО «ЭкоСпутник» указанные расходы заявлены в ФАС России в размере 80 748,192 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 50 602,086 тыс. руб.

В свою очередь, ООО «ЭкоСпутник» в рамках тарифной кампании на 2024 год была заявлена в орган регулирования меньшая сумма - 77 009,456 тыс. руб., что меньше учтенной Департаментом на 46 863,35 тыс. руб.

Согласно пунктам 53, 34 Основ ценообразования № 484 величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 34 Основ ценообразования № 484.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

В заявлении ООО «ЭкоСпутник» ссылается на то, что Департаментом при установлении тарифа на 2024 год необоснованно исключены расходы по амортизации, связанные с приобретением следующих объектов:

  1. Модульное двухэтажное здание;

  2. Скважина наблюдательная для проведения лабораторных исследований грунтовых вод № 1, № 2, № 3;

  3. Наблюдательная скважина по адресу: ПОЛИГОН ТКО: 460052, г. Оренбург;

  4. Пресс;

  5. Реактор ф325мм (с системой весового контроля);

  6. Электростанция бензиновая FUBAG BS 7500;

  7. Автомобиль Kia Cerato;

  8. Индустриальный перегружатель колесный E230WH с грейфером.

Также Заявитель отмечает, что положениями пунктом 7, 16, 17 Основ ценообразования № 484 установлено, что при определении экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Для ООО «ЭкоСпутник» приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области приказом от 21.05.2020 № 237 (ред. от 19.11.2021 № 455) была утверждена инвестиционная программа на период 2020-2023 гг. Источником финансирования инвестиционной программы являлись в том числе амортизационные отчисления.

ООО «ЭкоСпутник» отмечает, что мероприятия инвестиционной программы, утвержденные на 2020 год, реализованы.

Заявитель указывает на то, что согласно вышеуказанной инвестиционной программе, сумма планируемых расходов на амортизацию по вводимым в эксплуатацию зданиям, оборудованию и технике на 2024 год составляет 45 117,62 тыс. руб. (в том числе 3 385,816 тыс. руб. амортизационные отчисления на мероприятия 2020 года), в связи с чем ООО «ЭкоСпутник» считает экономически обоснованным учет оставшейся суммы средств, указанных в Приложении 1 инвестиционной программы, в размере 41 731,804 тыс. руб. в составе НВВ на 2024 год.

В направленном в адрес ФАС России отзыве на заявление ООО «ЭкоСпутник» Департамент отмечает, что по статье «Расходы на амортизацию основных средств и материальных активов» учтены расходы, определенные исходя из фактической стоимости амортизируемого имущества ООО «ЭкоСпутник» в 2024 году и норм амортизационных отчислений (с учетом максимального срока полезного использования).

Согласно сведениям ООО «ЭкоСпутник» модульное двухэтажное здание (инв. № БП-000243, дата принятия к учету 24.07.2023) используется для размещения производственного персонала, а также для организации мест для переодевания, обогрева, приема пищи работников, а также для размещения санузлов и душевых кабин для работников предприятия.

Департамент отмечает, что амортизационные отчисления по указанному объекту не учтены в составе НВВ Заявителя на 2024 год ввиду отсутствия экономической обоснованности и целесообразности отнесения указанных расходов на регулируемый вид деятельности по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, и их учету в валовой выручке оператора по захоронению и обработке твердых коммунальных отходов, в том числе с учетом того, что на объекте обработки и захоронения, эксплуатируемом ООО «ЭкоСпутник», уже имеется одно административно-бытовое здание (инвентарный номер 000000017), введенное в эксплуатацию 15.08.2014, расходы по которому в полном объеме учитываются в составе тарифа на захоронение ТКО для ООО «ЭкоСпутник» (амортизация, налог на имущество, расходы на электроэнергию); экономическое обоснование и целесообразность строительства еще одного административно­бытового здания регулируемой организацией не представлено.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленной ООО «ЭкоСпутник» инвентарной карточке объекта по форме № ОС-6 (Модульное двухэтажное здание (инв. № БП-000243, дата принятия к учету 24.07.2023) место нахождения объекта основных средств - Административно-управленческий персонал.

Расходы на амортизацию непроизводственных активов (то есть активов, которые используется для нужд предприятия, но напрямую не участвует в производственном процессе), согласно положениям пункта 19 Методических указаний № 1638/16, учитываются в составе прочих административных расходов.

Таким образом, обоснование Заявителя в части эксплуатации указанного объекта производственным персоналом не подтверждает экономическую обоснованность учета средств по данному объекту в составе статьи «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», поскольку административные расходы, согласно положениям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 учитываются в составе базового уровня операционных расходов, не подлежащего пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

В отношении объектов основных средств - скважина наблюдательная для проведения лабораторных исследований грунтовых вод № 1, № 2, № 3 (инв. № БП-000059, дата принятия к учету 06.08.2019, № БП-000060, дата принятия к учету 06.08.2019, № БП-000061, дата принятия к учету 06.08.2019), а также наблюдательная скважина по адресу: ПОЛИГОН ТКО: 460052, г. Оренбург (инв. № БП-000019, дата принятия к учету 25.07.2018) Заявитель ссылается на то, что учет расходов по данным основным средствам обусловлен производственным экологическим мониторингом (контролем) воздействия на окружающую среду, предотвращения негативного воздействия на атмосферный воздух, почву, подземные воды, с целью соблюдения требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Департамент отмечает, что амортизационные отчисления по указанным объектам не учтены в составе НВВ Заявителя на 2024 год, поскольку в полном объеме были учтены при установлении тарифов для ООО «ЭкоСпутник» на 2018-2019 годы, в связи с чем в расчет амортизации на 2024 год не включаются.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленным ООО «ЭкоСпутник» инвентарным карточкам по указанным объектам по форме № ОС-6 объекты за инвентарными номерами БП-000059, БП-000060, БП-000061 были сняты с бухгалтерского учета 31.12.2021. В представленной ООО «ЭкоСпутник» амортизационной ведомости основных средств за 1 полугодие 2023 года указанные объекты также не отражены.

Департамент указывает, что возмещение средств на приобретение основного средства наблюдательная скважина по адресу: ПОЛИГОН ТКО: 460052, г. Оренбург (инв. № БП-000019, дата принятия к учету 25.07.2018) также было осуществлено Департаментом при установлении тарифов Заявителя на 2028-2019 годы как расходы на расширение программы мониторинга подземных вод (бурение наблюдательных скважин) в объеме 295,628 тыс. руб. в 2018 году и 309,227 тыс. руб. в 2019 году.

В этой связи учет амортизационных средств по вышеуказанным объектам в составе НВВ Заявителя на 2024 год экономически не обоснован.

ООО «ЭкоСпутник» указано, что объект основных средств – пресс (брусчатка) (инв. № БП-000039, дата принятия к учету 17.06.2019) участвует в конечном процессе обработки отходов.

При этом из расчета расходов по амортизации, представленного ООО «ЭкоСпутник», Департаментом исключена амортизация по указанному объекту, поскольку он не используется в процессе обработки и захоронения твердых коммунальных отходов и предназначен для запрессовки вторичного сырья, отобранного в процессе сортировки вторичных материальных ресурсов (пресс), а также предназначен для изготовления полимерных изделий в связи с тем, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1638/16 доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, полученных из отходов, из необходимой валовой выручки регулируемой организации не исключаются, оставаясь в распоряжении регулируемой организации.

Кроме того, согласно сведениям Департамента, в материалах тарифного дела ООО «ЭкоСпутник» предоставлялись сведения о том, что назначение пресса (инв. № БП-000039, дата принятия к учету 17.06.2019) – это запрессовка вторичного сырья, отобранного в процессе сортировки.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленной ООО «ЭкоСпутник» инвентарной карточке объекта по форме № ОС-6 - пресс (брусчатка) (инв. № БП-000039, дата принятия к учету 17.06.2019) с июня 2019 года по ноябрь 2022 года указанный объект основных средств эксплуатировался на участке по производству полимерных изделий.

В свою очередь пояснений в части эксплуатации в рамках оказания деятельности по захоронению и обработке ТКО не представлено Заявителем.

Также амортизационные отчисления на 2024 год по объекту основных средств реактор ф325мм (с системой весового контроля) (инв. № БП-000040, дата принятия к учету 17.06.2019) не учтены Департаментом ввиду отсутствия экономической обоснованности и целесообразности отнесения указанных расходов на регулируемый вид деятельности по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, и их учету в валовой выручке оператора по захоронению и обработке твердых коммунальных отходов, с учетом осуществления регулируемой организацией иных видов деятельности - по производству полимерных изделий, по приему прочих отходов, не являющихся твердыми коммунальными (производственных и строительных), деятельности по реализации вторичных материальных ресурсов, прочих видов деятельности (ветки, грунт, снег и прочие), что отражается в бухгалтерском регистре «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01 за 2022 г. ООО «ЭкоСпутник».

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленной ООО «ЭкоСпутник» инвентарной карточке объекта по форме № ОС-6 - реактор ф325мм (с системой весового контроля) (инв. № БП-000040, дата принятия к учету 17.06.2019) с июня 2019 года по ноябрь 2022 года указанный объект основных средств эксплуатировался на участке по производству полимерных изделий.

В свою очередь пояснений в части эксплуатации в рамках оказания деятельности по захоронению и обработке ТКО не представлено Заявителем.

В отношении расходов на амортизацию объекта основных средств - электростанция бензиновая FUBAG BS 7500 (инв. № БП-000097, дата принятия к учету 18.03.2021) средства учтены Департаментом на 2024 год в заявленном размере 9,983 тыс. руб., что подтверждается представленным органом регулирования расчетом амортизационных средств на 2024 год и приложением к выписке из протокола заседания коллегии от 23.11.2023 № 39 по установлению тарифа ООО «ЭкоСпутник» на 2024 год, в связи с чем требования Заявителя в части повторного (двойного) учета амортизационных средств по рассматриваемому объекту экономически не обоснованы.

В части заявленных ООО «ЭкоСпутник» требований по учету амортизационных средств на объект – легковой автомобиль Kia Cerato (инв. № БП-000108, дата принятия к учету 30.07.2022) Заявитель отмечает, что указанное транспортное средство используется для оперативного решения административных и производственных вопросов.

Расходы по амортизации вышеуказанного объекта не учтены Департаментом в составе НВВ Заявителя на 2024 год ввиду отсутствия оснований для отнесения расходов по данному транспортному средству на регулируемый вид деятельности по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, с учетом наличия на полигоне прочих автотранспортных средств.

Комиссия ФАС России отмечает, что расходы на амортизацию непроизводственных активов (то есть активов, которые используется для нужд предприятия, но напрямую не участвует в производственном процессе), согласно положениям пункта 19 Методических указаний № 1638/16, учитываются в составе прочих административных расходов, которые, в свою очередь, согласно положениям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 учитываются в составе базового уровня операционных расходов, не подлежащего пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Согласно сведениям ООО «ЭкоСпутник» необходимость учета амортизационных средств по объекту - индустриальный перегружатель колесный E230WH с грейфером (инв. № БП-000116, дата принятия к учету 17.11.2022) обусловлена «ГОСТ Р 70717-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Обработка твердых коммунальных отходов для подготовки к дальнейшей утилизации. Общие требования», утвержденным Приказом Росстандарта от 10.04.2023 № 214-ст (далее - ГОСТ Р 70717-2023).

Департаментом расходы на амортизацию указанного основного средства на 2024 год не учтены ввиду отсутствия экономической обоснованности и целесообразности отнесения указанных расходов на регулируемый вид деятельности по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, и их учету в валовой выручке оператора по захоронению и обработке твердых коммунальных отходов, с учетом осуществления регулируемой организацией иных видов деятельности - по производству полимерных изделий, по приему прочих отходов, не являющихся твердыми коммунальными (производственных и строительных), деятельности по реализации вторичных материальных ресурсов, прочих видов деятельности (ветки, грунт, снег и прочие), что отражается в бухгалтерском регистре «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01 за 2022 г. ООО ЭкоСпутник».

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно ГОСТ Р 70717-2023 в процессе обработки ТКО предусмотрено применение манипулятора с грейферным захватом.

В свою очередь специфика индустриального перегружателя колесного E230WH с грейфером позволяет эксплуатировать данное транспортное средство вне регулируемых видов деятельности в сфере обращения с ТКО.

Таким образом, Комиссией ФАС России предлагается предписать Департаменту провести дополнительный анализ расходов на амортизацию в части объекта - индустриальный перегружатель колесный E230WH с грейфером, запросив у ООО «ЭкоСпутник» необходимые обосновывающие материалы, подтверждающие фактическую эксплуатацию объекта основных средств с инвентарным номером БП-000116 в процессе обработки ТКО. В случае, если указанный объект также эксплуатируется ООО «ЭкоСпутник» при оказании прочих нерегулируемых видов деятельности расходы на амортизационные отчисления индустриального перегружателя колесного E230WH с грейфером подлежат учету в составе НВВ регулируемой организации на 2024 год в доле, предусмотренной учетной политикой регулируемой организации, но не выше заявленных в ФАС России требований в размере 3 658,333 тыс. руб.

В отношении отсутствия учета Департаментом средств, указанных в инвестиционной программе, на амортизацию объектов в размере 41 731,804 тыс. руб. в составе НВВ на 2024 год орган регулирования отмечает, что так как окончанием периода реализации утвержденной для ООО «ЭкоСпутник» инвестиционной программы является 2023 год, включение расходов на финансирование мероприятий данной инвестиционной программы в плановом режиме на очередной период 2024 год является необоснованным.

Комиссия ФАС России отмечает, что в Приложении 1 к инвестиционной программе ООО «ЭкоСпутник» от 21.05.2020 № 237 (в ред. от 19.11.2021 № 455) отражен «Расчет планируемых расходов на амортизацию по вводимым в эксплуатацию зданиям, оборудованию и технике» в разрезе объектов и сроков их ввода и дальнейшей амортизации.

Так, за март 2020 года предусматривался ввод объектов разрывателя пакетов и площадки для складирования и сортировки КГМ. Указанные объекты были введены ООО «ЭкоСпутник» в эксплуатацию и амортизационные отчисления по указанным объектам учтены Департаментом в составе НВВ регулируемой организации на 2024 год.

Также согласно указанному расчету в марте-апреле 2022 года предусматривался ввод в эксплуатацию еще 16 объектов на общую сумму 230 440,83 тыс. руб. (без НДС) и в марте 2023 года еще 6 объектов основных средств на общую сумму 141 493,17 тыс. руб. (без НДС). Таким образом, с учетом объемов финансовых потребностей и сроков полезного использования указанных объектов были определены и отражены в расчете Приложения 1 к инвестиционной программе планируемые расходы на амортизацию по вышеуказанным объектам на 2024 год.

При этом в отношении указанных объектов в представленных ООО «ЭкоСпутник» обосновывающих материалах отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт ввода отраженных в Приложении 1 к инвестиционной программе ООО «ЭкоСпутник» от 21.05.2020 № 237 (в ред. от 19.11.2021 № 455) объектов в эксплуатацию, первоначальную стоимость, амортизационную группу, максимальные сроки полезного использования, в связи с чем учет амортизационных расходов на объекты основных средств, факт эксплуатации которых в процессе обработки и захоронения ТКО не подтвержден, экономически не обоснован.

Также в представленной ООО «ЭкоСпутник» амортизационной ведомости основных средств за 1 полугодие 2023 года указанные объекты также не отражены.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно представленным сторонами расчетам разногласия также сложились в части сумм, учтенных по объектам, по которым ООО «ЭкоСпутник» не заявляет самостоятельных требований и не указывает доводов по этим объектам (Производственный корпус, Административно-бытовой комплекс, Энергоустановка, Комплекс EcoMachin AMR-100).

В свою очередь расходы по объектам: Производственный корпус, Административно-бытовой комплекс, Энергоустановка определялись Департаментом исходя из сроков полезного использования, указанных в инвентарных карточках (ОС-6) Заявителя.

Также необходимо отметить, что по объекту Комплекс EcoMachin AMR-100 инвентарная карточка по форме ОС-6, представленная Заявителем в адрес ФАС России, не содержит дату принятия объекта в эксплуатацию.

На основании вышеизложенного, Комиссией ФАС России принято решение частично удовлетворить требования ООО «ЭкоСпутник» по рассматриваемой статье затрат в части дополнительного анализа по объекту основных средств - индустриальный перегружатель колесного E230WH с грейфером (инв. № БП-000116, дата принятия к учету 17.11.2022).

4. Расчетная предпринимательская прибыль.

Согласно пункту 55 Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 Основ ценообразования № 484, в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 46 Основ ценообразования № 484 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, в связи с тем, что настоящим решением предписано частично удовлетворить требования Заявителя по статьям затрат, влияющих на величину показателя расчетной предпринимательской прибыли, органу регулирования необходимо пересчитать расчетную предпринимательскую прибыль ООО «ЭкоСпутник» на 2024 год и произвести дополнительный учет экономически обоснованных средств.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «ЭкоСпутник» и Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (исх. от 15.12.2023 № 412, вх. От 19.12.2023
№ 202624/23), Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов нарушившим пункты 14, 16, 52 Основ ценообразования № 484.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ЭкоСпутник», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (исх. от 15.12.2023 № 412, вх. от 19.12.2023 № 202624/23).

3. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:

- произвести дополнительный учет средств по статье «Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (топливо)» в размере 13 543,29 тыс. руб.;

- произвести дополнительный учет средств по статье «Расходы на приобретаемые энергетические ресурсы (электроэнергия)» в размере 2 133,706 тыс. руб.;

- провести дополнительный анализ по статье «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» согласно мотивировочной части настоящего решения, по итогам которого произвести дополнительный учет средств, отразив соответствующий анализ (расчет) в экспертном заключении согласно положениям Правил регулирования № 484;

- рассчитать и учесть расчетную предпринимательскую прибыль в экономически обоснованном размере.

4. Органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 пересмотреть необходимую валовую выручку и тариф ООО «ЭкоСпутник» на 2024 год, а также необходимую валовую выручку и тариф регионального оператора на 2024 год согласно положениям пункта 22 Основ ценообразования № 484 с учетом экономически обоснованных расходов, указанных в мотивировочной части и в пункте 3 резолютивной части настоящего решения, обеспечив введение тарифов в действие с 01.06.2024 (с учетом непревышения индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2024 год).

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3-4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Оренбургской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались предписанные решения;

- экспертных заключений по результатам установления (пересмотра) тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

8. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ЭкоСпутник».

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...>

Комиссии ФАС России (подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России:

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

Связанные организации

Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
ИНН 5610061589, ОГРН 1035605501381
Оренбургское УФАС России
ИНН 5610042191, ОГРН 1035605508443
ООО "Экоспутник"
ИНН 5610133321, ОГРН 1105658009368