Предписание №СП/55811/20 Предписание по рез-м проверки РЭК Липецкой области в отношен... от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, Акт проверки ФАС России от 02.12.2019 № 176), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» на 2016-2018, 2019-2023 гг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19 «О проведении плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области» проведена плановая выездная проверка Управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, орган регулирования) в отношении установленных тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» (далее — ПАО «Квадра», регулируемая организация) на 2016-2018, 2019-2023 гг.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 706-э (далее - Методические указания № 706-э).

На территории Липецкой области филиал ПАО «Квадра» эксплуатирует Липецкую ТЭЦ-2, Елецкую ТЭЦ, Данковскую ТЭЦ, котельные в городе Липецке, энергетический комплекс по ул. М. Расковой в г. Грязи, котельную по ул. Машиностроителей в г. Лебедянь, котельную в с. Копцевы Хутора, а также арендованные котельные и тепловые сети на территории ряда муниципальных образований Липецкой области.

ПАО «Квадра» осуществляет деятельность по производству (комбинированная и некомбинированная выработка), передаче и сбыту тепловой энергии.

На территории Липецкой области теплоноситель в виде воды производится Липецкой ТЭЦ-2, Данковской ТЭЦ, котельными города Липецка, котельной по ул. Машиностроителей г. Лебедянь, котельной по ул. Коммунаров, г. Ельца, котельными ПП северо-восточные тепловые сети, принадлежащими ПАО «Квадра» на праве собственности и аренды.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации (производство и передача тепловой энергии) на 2016 год составляла 5 982 296,4 тыс. руб., на 2017 год – 5 938 162,6 тыс. руб., на 2018 год – 6 160 978,8 тыс. руб., на 2019 год – 5 747 552,0 тыс. руб.

ФАС России проанализированы экспертное заключение по делу № 07-879/1 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Квадра» на территории Липецкой области, на 2016-2018 годы (далее – экспертное заключение органа регулирования на 2016 год); экспертное заключение по делу № 07-1168/1 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Квадра» на территории Липецкой области, на 2019-2023 годы (далее – экспертное заключение органа регулирования на 2019 год), экспертное заключение по делу № 07-880 об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Квадра» на территории Липецкой области, на 2016-2018 годы, экспертное заключение по делу № 07-1076 об установлении долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Квадра» на территории Липецкой области, на 2019-2023 годы, экспертные заключения о пересмотре тарифов с целью корректировки установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, а также материалы тарифных дел, и в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

Расходы на оплату иных работ и услуг

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2016 год в сумме 124 604,0 тыс. руб., на 2019 год – 111 597,3 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

1. Оплата услуг по стратегическому управлению организацией.

Органом регулирования учтены на 2016 год расходы на оплату услуг по стратегическому управлению организацией в сумме 7 274,4 тыс. руб.

В экспертном заключении органа регулирования на 2016 год отражено, что расходы приняты в соответствии с плановыми значениями показателей на 2015 год с учетом индекса на 2016 год в отсутствие обосновывающих документов по расходам на оплату услуг по стратегическому управлению организацией, а также в отсутствие экономического обоснования, указания на принципы распределения расходов управляющей компании между структурными подразделениями, правового акта, которым эти принципы распределения установлены, платежных документов, подтверждающих фактические расходы.

ФАС России отмечает, что учет расходов в отсутствие обосновывающих материалов, а также фактически сложившихся затрат за последний расчетный период, подтвержденных, в том числе, бухгалтерской отчетностью, противоречит Основам ценообразования № 1075.

Вместе с тем индексация плановых затрат взамен фактических противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (индексации подлежат фактические понесенные расходы за предыдущий полный расчетный период при условии анализа экономической обоснованности сложившегося факта).

При этом по информации органа регулирования были приняты исходя из численности персонала исполнительного аппарата, средней заработной платы по Липецкой области за 2015 год с учетом индекса потребительских цен и отчислений на социальные нужды в отсутствие таких расходов в заявке организации, расчетов со стороны организации на оплату труда исполнительного аппарата, документов, обосновывающих его численность, размер заработной платы, в том числе в отсутствие фактических данных, а также расчетов по распределению расходов по филиалам.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом имеющихся в материалах тарифного дела документов, а в случае отсутствия такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг.

Органом регулирования учтены затраты по данной статье на 2019 год в сумме 434 тыс. руб. (заявлено — 4 678,3 тыс. руб.).

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, по данной статье регулируемой организацией представлена информация по запланированным на 2018 год расходам на оформление доверенностей, сумма процентов за пользование чужими средствами в случае решения суда, а также расчет затрат госпошлины за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости на 2018 год.

Поскольку инвестиционной программой на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.10.2018 № 41/2 предусмотрено строительство новых тепловых сетей, расходы на оплату госпошлины признаются органом регулирования экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что расходы на регистрацию права собственности не являются подконтрольными и их включение в состав необходимой валовой выручки не предусмотрено Основами ценообразования № 1075.

Кроме того, в пункте 8 ПБУ 6/01 определено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

Таким образом, плата за государственную регистрацию права собственности может быть отнесена на увеличение фактических затрат по приобретению основных средств.

Учитывая изложенное, расходы на регистрацию права собственности в сумме 434 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня операционных расходов регулируемой организации.

В части теплоносителя органом регулирования были учтены 0,3 тыс. руб. на регистрацию прав собственности, которые также подлежат исключению.

Вместе с этим органом регулирования могут быть учтены расходы на регистрацию прав собственности в составе неподконтрольных расходов организации при наличии обосновывающих документов фактического приобретения/строительства объектов основных средств.

 

Арендная плата (непроизводственные объекты).

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2016 год в сумме 8 934,9 тыс. руб № заявлено – 10 640,9 тыс. руб.), на 2019 год – 9 007,0 тыс. руб. (заявлено – 8 935,0 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

2016 год. В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы по данной статье учтены в соответствии с представленными договорами аренды, при этом ссылки на договоры аренды отсутствуют.

Из возражений на акт проверки: «В операционных расходах экспертами учтены расходы на аренду нежилого помещения, заключенного с ИП Новиков М.Н., предназначенного для размещения сотрудников филиала ПАО «Квадра».

Согласно пункту 3.1 договора аренды нежилого помещения с ИП Новиков М.Н. от 19.12.2014 № 9/1 сумма ежемесячного платежа составляет 744 579 рублей. При этом расчеты указанной суммы в разрезе сумм амортизации, налогов и иных обязательных платежей с подтверждающими документами в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 отсутствуют.

2019 год. Регулируемой организацией представлены договоры аренды нежилых помещений, заключенных с ОАО «Галантерейщик» и ИП Новиков М.Н., предназначенных для размещения сотрудников регулируемой организации.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, арендная плата учтена в соответствии с представленными договорами исходя из амортизации и налога на имущество.

Данное утверждение органа регулирования, отраженное в экспертном заключении, не соответствует действительности.

Органом регулирования учтены 8 934,9 тыс. руб. по договору с ИП Новиков М.Н. от 119.12.2014 № 9/1 и 72,1 тыс. руб. по договору с ООО «ЛУК» от 01.08.2018.

Договор с ИП Новиков М.Н. расшифровки арендной платы не содержит.

По договору с ООО «ЛУК» установлена ежемесячная плата в сумме 6 000 рублей, включающая себя возмещение оплаты коммунальных услуг в сумме 4 893,52 рублей в месяц и прочие расходы в сумме 1 106,48 рублей.

Прочие расходы расшифровку в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 не содержат.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенного размера арендной платы с учетом документов, подтверждающих размер обязательных платежей.

 

Арендная плата

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации затраты по данной статье на 2016 год в сумме 110 158,1 тыс. руб., на 2017 год – 100 935,6 тыс. руб., на 2018 год – 112 708,8 тыс. руб., на 2019 год – 103 738,4 тыс. руб.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы на арендную плату учтены в соответствии с представленными договорами аренды по производственным объектам организации исходя из амортизации и налога на имущество.

По договорам аренды, заключенным с администрациями муниципальных образований расчет арендной платы произведен в соответствии с решением Совета депутатов г. Данкова от 23.12.2008 № 98 «О Положении о порядке сдачи в аренду муниципального имущества г. Данкова», решением Совета депутатов г. Грязи Грязинского района от 25.12.2013 № 241 «О Положении о порядке сдачи в аренду муниципального имущества города Грязи Грязинского района», решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 28.08.2007 № 325 «О Положении о порядке предоставления в аренду муниципального имущества Липецкого муниципального района».

ФАС России отмечает, что анализ экономической обоснованности учтенных затрат в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 в экспертном заключении органа регулирования не содержится.

В части арендной платы по договорам аренды муниципального имущества ФАС России отмечает следующее.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

В пункте 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н отражено, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

С учетом приведенных норм оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, либо в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, либо в учете организации-арендатора муниципального имущества, не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового Кодекса.

Вместе с тем в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. В этой связи муниципальное имущество, находящееся в казне муниципального образования, налогом на имущество не облагается.

Таким образом, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации (в том числе относимые на теплоноситель).

Органу регулирования в остальной части необходимо провести дополнительный экономический анализ, отразить его в экспертном заключении с расшифровкой арендной платы в части обязательных платежей и ссылками на документы, подтверждающие размер амортизации, налогов на имущество и иных обязательных платежей, в случае отсутствия подтверждения экономической обоснованности расходов — исключить из состава НВВ регулируемой организации (в том числе относимые на теплоноситель).

 

Нормативная прибыль

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2016 год в сумме 46 914 тыс. руб., на 2017 год – 47 785,8 тыс. руб., на 2018 год – 47 068,4 тыс. руб., на 2019 год – 25 716,4 тыс. руб.

2016 год. Нормативная прибыль включает в себя:

- расходы на капитальные вложения в сумме 16 756,0 тыс. руб. соответствии с утвержденной постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 15 декабря 2015 года № 52/18 инвестиционной программой;

- денежные выплаты социального характера в сумме 22 486,8 тыс. руб. в соответствии с плановыми значениями 2015 года с учетом индекса на 2016 год (согласно коллективному договору ОАО «Квадра-Генерирующая компания» на 2015-2017 гг.);

- прочие расходы в сумме 5 104,9 тыс. руб. на проведение мероприятий, приобретение подарков, госпошлины по хозяйственным договорам в соответствии с плановыми значениями 2015 года с учетом индекса на 2016 год;

- расчетная предпринимательская прибыль в сумме 2 566,3 тыс. руб.

Органом регулирования определен нормативный уровень прибыли в размере 0,71 % на весь период регулирования.

2017-2018 годы. На 2017 год и 2018 год нормативная прибыль определена органом регулирования исходя из нормативного уровня прибыли в размере 0,71 % и необходимой валовой выручки без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль в соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

2019 год. Нормативная прибыль включает в себя:

- расходы на капитальные вложения в сумме 16 756,0 тыс. руб. соответствии с утвержденной постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.10.2018 № 41/2 инвестиционной программой;

- денежные выплаты социального характера в сумме 6 377 тыс. руб. исходя из фактических значений 2017 года с учетом индексов и численности персонала, учтенной при определении расходов на оплату труда.

- расчетная предпринимательская прибыль в сумме 2 583,4 тыс. руб.

В части учета в составе нормативной прибыли прочих расходов ФАС России отмечает, что данные расходы Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э не предусмотрены, ничем не обоснованы, в связи с чем подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации на 2016 год в размере 5 104,9 тыс. руб., на 2017 год — 5 183,58 тыс. руб., на 2018 год — 5 400,58 тыс. руб.

Относительно расчетной предпринимательской прибыли ФАС России отмечает, что расчетная предпринимательская прибыль не может быть учтена в составе нормативной прибыли и должна определяться в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

По теплоносителю органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2016 год расходы на выплаты денежного характера и прочие расходы в сумме 1 875,5 тыс. руб.

Ввиду того, что выявить сумму прочих расходов в составе нормативной прибыли ФАС России не удается (отсутствует расшифровка учтенных расходов), органу регулирования с учетом вышеизложенного необходимо пересмотреть нормативную прибыль на 2016-2018 годы, исключив выявленные экономически необоснованные расходы.

 

Налог на прибыль

Органом регулирования учтен в составе НВВ регулируемой организации налог на прибыль исходя из ставки налога на прибыль в размере 20 % на 2016 год в сумме 11 728,5 тыс. руб., на 2017 год – 12 173,0 тыс. руб., 2018 год – 12 972,0 тыс. руб., 2019 год – 6 429,1 тыс. руб.

Согласно статье 28 Методических указаний № 760-э к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимым на прибыль после налогообложения), относятся следующие основные группы расходов:

 1) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

3) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно расчетам органа регулирования база для расчета налога на прибыль на 2016-2019 годы определена как сумма нормативной и расчетной предпринимательской прибыли.

 ФАС России отмечает, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

Таким образом, расходы в сумме 7 098,22 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации (в том числе с учетом решения ФАС России по статье «Нормативная прибыль», а также с учетом того, что органом регулирования на 2018 год был учтен налог на прибыль в завышенном размере 12 972 тыс. руб. по технической ошибке: 49 821,3/0,8*0,2=12 455,33 тыс. руб.).

 

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации затраты по данной статье на 2016 год в сумме 6 672,8 тыс. руб., на 2017 год – 6 906,4 тыс. руб., на 2018 год – 0 тыс. руб., на 2019 год – 0 тыс. руб.

Основами ценообразования № 1075 предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные собслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования (пункт 13 Основ ценообразования 1075);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования 1075);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых нареализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, неучитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется сучетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования 1075).

В качестве обосновывающих материалов по данной статье регулируемой организацией были представлены план распределения процентов по филиалам ПАО «Квадра» на 2016-2018 годы, анализ счета 66.02, оборотно-сальдовая ведомость по счету 66.02, обороты счеты 66.02 за 2013-2014 годы.

На 2016 год органом регулирования были учтены расходы с учетом индекса на 2016 год к плановым значениям 2015 года, на 2017 год — с учетом индекса на 2017 год к плановым значениям 2016 года.

ФАС России отмечает, что анализ экономической обоснованности и учёт расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам необходимо проводить исходя из анализа представленной бухгалтерской отчетности, подтверждающей, что регулируемая организация имеет неудовлетворительную структуру баланса, низкую финансовую устойчивость, а также исходя из невозможности в установленный срок и в полном объеме рассчитаться по своим текущим обязательствам за счет текущей хозяйственной деятельности.

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам должны формироваться исходя из документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств при условии их целевого использования в регулируемом виде деятельности.

Оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой расходов (платежей) в разрезе статей затрат.

Таким образом, при наличии в материалах тарифного дела обосновывающих документов, подтверждающих получение кредитов, расчетов величин кассовых разрывов с указанием причин их возникновения, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

Расходы на топливо

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации затраты по данной статье на 2016 год в сумме 3 205 086,4 тыс. руб., на 2017 год – 3 295 325,1 тыс. руб., на 2018 год – 3 357 826,4 тыс. руб., на 2019 год – 3 155 256,7 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на п роизводство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Структура топлива:

- мазут – 0,07 %;

- газ всего – 92,04 %, в том числе:

- газ лимитный – 97,7 %;

- газ коммерческий – 0,34 %;

- другие виды топлива (доменный газ) – 7,89 %.

2019 год. Цена на природный газ с 01.01.2019 определена исходя из оптовой цены на газ, утвержденной приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1087/18, в размере 4 648,00 руб./1000 куб.м., на последующие периоды регулирования с учетом соответствующих индексов. Стоимость транспортировки принята исходя из значений для соответствующих групп потребителей в соответствии с приказом ФСТ России от 28.04.2015 № 115-э/8, на последующие периоды регулирования с учетом соответствующих индексов. Стоимость снабженческо-сбытовых услуг на 01.01.2019 определена исходя из значений для соответствующих групп потребителей в соответствии с приказом ООО «Газпром межрегионгаз Липецк» от 29.06.2018 № 47 с учетом условий дополнительного соглашения № 22/2017 к договору поставки газа от 25.09.2012 № 29-5-17017. Специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по сетям ОАО «Газпром газораспределение Липецк» определена постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2016 № 48/28, на последующие периоды с учетом соответствующих индексов.

Под последующими периодами понимается, в том числе, второе полугодие расчетного периода.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги и региональной надбавки.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, является предельно максимальным.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2016-2019 годы были проиндексированы все составляющие цены на газ.

ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифных решений при расчете цены на газ органу регулирования необходимо принимать в расчет цены, установленные соответствующими приказами ФАС России в соответствующих размерах, без индексации.

При этом ФАС России отмечает, что индексация оптовой цены (с июля на по декабрь) может быть произведена органом регулирования ввиду ежегодной индексации оптовых цен на газ антимонопольным органом. Индексация же тарифов ГРО и ставок ПССУ и ее периодичность проводится ФАС России с учетом различных обстоятельств.

Таким образом, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы на топливо (газ), приняв их в экономически обоснованном размере без учета индексации тарифов ГРО и ставок ПССУ в случае отсутствия проведения такой индексации ФАС России (в отношении газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами).

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области нарушившим положения пунктов 29, 34, 44, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация».

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» расходы в общей сумме 23 221,58 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

    • «Расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг» в сумме 434,3 тыс. руб. на 2019 год;

    • «Нормативная прибыль» в сумме 15 688,96 тыс. руб. на 2016-2018 гг.;

    • «Налог на прибыль» в сумме 7 098,22 тыс. руб. на 2016-2019 гг.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация», по следующим статьям затрат:

    • «Расходы на регистрацию прав собственности» на 2019 год;

    • «Оплата услуг по стратегическому управлению организацией» на 2016-2018 гг,;

    • «Арендная плата» на 2016-2019 гг.;

    • «Арендная плата (непроизводственные объекты) на 2016-2019 гг.;

    • «Нормативная прибыль» на 2016-2018 гг.;

    • «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» на 2016-2018 гг.;

    • «Расходы на топливо» на 2019 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» на 2016-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

          4. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.09.2020 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Липецкое УФАС России
ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432
Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705