Предписание №СП/14545/22 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Владимир.обл. (ООО «ЭСВ») от 25 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (приказ ФАС России от 26.10.2020 № 1032/20, Акт проверки ФАС России от 28.12.2020 № 106/20), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для ООО «Энергосбыт Волга» (далее – регулируемая организация, ООО «ЭСВ», ГП), на 2018 – 2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «Энергосбыт Волга» осуществляет деятельность гарантирующего поставщика на территории Владимирской области.

Юридический адрес: 600000, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, Октябрьский пр-кт, д. 10 «А».

ООО «ЭСВ» является субъектом оптового рынка электроэнергии (мощности) и гарантирующим поставщиком на территории Владимирской области с 01.04.2018 в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.03.2018 № 166.

Необходимая валовая выручка, установленная Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (далее – Орган регулирования, Департамент Владимирской области), составляет:

Динамика НВВ по годам, тыс.руб.

Год

2018

2019

2020

НВВ

729 687,08

895 910,86

1 148 710,71

Сбытовые надбавки устанавливаются для ООО «ЭСВ» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Сбытовые надбавки для ООО «ЭСВ» были установлены:

на 2018 г.:

- постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.12.2017 № 63/9 «Об установлении сбытовых надбавок» для ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго»,

- постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 10.05.2018 № 16/3 «Об установлении сбытовых надбавок» (в редакции от 10.07.2018) для ООО «ЭСВ»;

на 2019 г.:

- постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2018 № 54/3 «Об установлении сбытовых надбавок»;

на 2020 г.:

- постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 26.12.2019 № 53/3 «Об установлении сбытовых надбавок»

В ходе плановой выездной проверки Департамента Владимирской области Инспекцией ФАС России были проанализированы материалы об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «ЭСВ» на 2018-2020 годы.

Рассмотрев Экспертные заключения Департамента Владимирской области об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «ЭСВ» на 2018, 2019, 2020 гг. (далее – экспертное заключение на 2018/2019/2020 год), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок, ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм экспертные заключения Департамента Владимирской области не содержат анализа экономической обоснованности затрат по ряду статей, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ООО «ЭСВ».

Также в экспертном заключении на 2018 год допущены технические ошибки, гарантирующий поставщик указывается как ООО «ЭСП» и ООО «ЭСК».

На основании вышеизложенного, Департаменту Владимирской области необходимо отразить в экспертных заключениях анализ экономической обоснованности затрат в полном объеме, с указанием документов (материалов), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ООО «ЭСВ», а также устранить технические ошибки.

1. Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования.

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующие органы) при установлении, в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования № 1178) установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В свою очередь, к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Также пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что необходимая валовая выручка ООО «ЭСВ» не рассчитывалась полностью с учетом эталонной выручки ГП. При расчете необходимой валовой выручки ООО «ЭСВ» на 2018-2019 гг. Органом регулирования применяется доля необходимой валовой выручки, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат, составляющие в суммарной необходимой валовой выручке на 2018 год 74,6 %, на 2019 год 48%.

Таким образом, Органу регулирования надлежало провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за 2017-2018 годы в части НВВ, определенной методом экономически обоснованных затрат, и учесть его результаты при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год.

Вместе с тем ФАС России обращает внимание, что экспертные заключения Органа регулирования не содержат в нарушение положений пункта 23 Правил
1178 анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за 2017 - 2018 годы в части НВВ, определенной методом экономически обоснованных затрат, и информации об его учете при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год.

В этой связи, Департаменту Владимирской области необходимо провести дополнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за 2017-2018 годы в части НВВ, определенной методом экономически обоснованных затрат.

2. Неподконтрольные расходы.

2.1. Амортизация.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

Исходя из экспертных заключений на 2018-2020 годы, расходы на амортизацию приняты Департаментом Владимирской области в размере:

2018 г. – 0 тыс.руб.;

2019 г. – 22 509,87 тыс.руб.;

2020 г. – 24 600,30 тыс.руб.

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию
основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен
(тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на
прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при учете суммы амортизации основных средств в НВВ
регулируемой организации Органу регулирования необходимо руководствоваться в
том числе нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в Орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Из экспертных заключений на 2019 - 2020 годы следует, что расходы на амортизацию учтены исходя из максимальных сроков его полезного использования.

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что размер амортизационных отчислений, учтенный в НВВ регулируемой организации на 2019-2020 годы, не подтвержден первичной и бухгалтерской документацией в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Также согласно пункту 4 Методических указаний ГП ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП. Кроме, того согласно пунктам 27, 45, 53 Методических указаний неподконтрольные расходы ГП, относимые на каждую из категорий потребителей, учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с данными раздельного учета расходов.

Таким образом, Управлению необходимо отразить в экспертном заключении
расчет амортизационных отчислений на 2018-2020 годы в соответствии с
положениями пункта 27 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил
№ 1178, исключив величину амортизационных отчислений по основным средствам с
первоначальной стоимостью менее 100 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3
Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331,
пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в
области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области при установлении сбытовых надбавок для ООО «Энергосбыт Волга» нарушившим положения пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Владимирской области в области
государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить
нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного
регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей),
включенных в необходимую валовую выручку ООО «Энергосбыт Волга» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически
необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Результаты деятельности за предшествующие периоды регулирования» за
2017-2018 годы;

- «Амортизация» на 2020 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу
исполнительной власти Владимирской области в области государственного
регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2022 принять и
ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего
поставщика электрической энергии для ООО «Энергосбыт Волга».

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

– экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для Владимирской области, в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Владимирское УФАС России
ИНН 3328101887, ОГРН 1033302007914
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области
ИНН 3328440760, ОГРН 1063328002143