Предписание №СП/92280/23 ПРЕДПИСАНИЕ Министерству промышленности, экономического разв... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в том числе Акт проверки ФАС России от 14.02.2023 № 3/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для АО «Энергия» на 2021-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.01.2022 № 8/23 установлено в том числе, что плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Орган регулирования, Министерство) тарифов в электроэнергетике на 2021-2023 годы в отношении акционерного общества «Энергия» (далее – АО «Энергия», Регулируемая организация, Общество).

Приказом Министерства от 26.12.2019 № 213т в отношении АО «Энергия» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год – 127,146 млн. руб.

Приказом Министерства от 26.12.2019 № 211т установлена НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 203 672,40 тыс. руб., на 2021 год в размере 202 793,45 тыс. руб., на 2022 год в размере 202 701,46 тыс. руб., на 2023 год в размере 203 205,28 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2020, 2021, 2022, 2023 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по расчету размера необходимой валовой выручки, установлению долгосрочных параметров регулирования, расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые АО «Энергия», на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые АО «Энергия» на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые АО «Энергия» на 2022 (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые АО «Энергия» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), пояснения на акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 018-2516 (рег. от 05.04.2023 № 50404/23) (далее – Пояснения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Подконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

    1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов определен Органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов в размере 127 146,120 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 131 426,720 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере 117 158,0535 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

Орган регулирования при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год применяет значение фактических подконтрольных расходов за 2018 год, представленное Регулируемой организацией, в размере 131 867,73 тыс. руб. При этом в Экспертном заключении на 2020 год Министерство не проводит анализ экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов по подстатьям затрат в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Министерству необходимо представить расчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э с отражением анализа экономической обоснованности составляющих для расчета данного показателя.

 

1.2. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 131 426,72 тыс. руб.

 

1.2.1. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда определены Органом регулирования на 2020 год в размере 103 608,18 тыс. руб. исходя из:

- численности персонала – 258 чел.

- среднегодовой минимальной месячной тарифной ставки (далее – ММТС) на 2020 год – 9 294,72 руб.

- средней ступени по оплате труда в размере 5,60, принятой по предложению Регулируемой организации;

- тарифного коэффициента – 1,89;

- выплат, связанных с режимом работы – 12,5%;

- текущего премирования – 30%;

- вознаграждения за выслугу лет – 15%;

- выплат по итогам года – 33%;

- среднемесячной заработной платы на одного сотрудника – 33 465,17 руб.

Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 155 874,44 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда за 2018 год составили 93 330,49 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл номинальная среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2018 год по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией» составила 30 828,8 руб.

Органом регулирования ММТС на 2020 год учтена в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2017-2019 годы (далее – ОТС в ЖКХ) в размере 9 294,72 руб.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее – ОТС в электроэнергетике) и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго» (далее – Рекомендации).

Само по себе наличие отдельного отраслевого соглашения в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее – ОТС) расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

Размер ММТС на очередной период регулирования необходимо определять как среднее арифметическое между ММТС второго полугодия прошлого года и произведения ММТС второго полугодия прошлого года на индекс потребительских цен в соответствии с последним актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования.

Таким образом, минимальная месячная тарифная ставка установлена Органом регулирования не в соответствии с ОТС в электроэнергетике.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлен расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлено обоснование учтенных величин выплат, связанных с режимом работы, текущего премирования, вознаграждения за выслугу лет, выплат по итогам года, а также не проведен анализ экономической обоснованности фактических ставок премирования за предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе за 2018 год, в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов на оплату труда в соответствии с ОТС в электроэнергетике с учетом фактических показателей премирования за предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе за 2018 год, но не выше указанных в ОТС в электроэнергетике. Расходы на отчисления на социальные нужды на 2020-2023 годы также подлежат дополнительному экономическому обоснованию как зависимая статья затрат.

 

1.2.2. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 22 696,79 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 37 427,48 тыс. руб.

Фактические прочие расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо за 2018 год составили 28 055,02 тыс. руб.

 

1.2.2.1. Ремонт основных фондов

Расходы на ремонт основных фондов определены Органом регулирования на 2020 год в размере 8 894,31 тыс. руб., в том числе:

- на капитальный ремонт оборудования, трансформаторных подстанций и электрических сетей в размере 8 346,9 тыс. руб.;

- на приобретение птицезащитных устройств в размере 547,41 тыс. руб.

Расходы на ремонт основных фондов заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 16 515,49 тыс. руб.

Фактические расходы на ремонт основных фондов за 2018 год составили 13 946,26 тыс. руб.

Органом регулирования расчет расходов по данной статье затрат произведен исходя из представленных Регулируемой организацией материалов, в том числе бухгалтерской отчетности, графиков ремонтов, локальных ресурсных сметных расчетов и пр.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

В материалах тарифного дела отсутствуют договоры Регулируемой организации, заключенные по результатам проведения торгов, а также дефектные ведомости, подтверждающие необходимость ремонта оборудования, трансформаторных подстанций и электрических сетей.

Регулируемой организацией планы-графики капитального ремонта электрических сетей электроучастков составлены на 2020 год, а не на весь регулируемый период.

ФАС России отмечает, что в нарушение пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Ремонт основных фондов» в части расходов на капитальный ремонт оборудования, трансформаторных подстанций и электрических сетей Министерством не отражен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов с учетом периодичности и необходимости проведения работ по ремонту в соответствии с регламентирующими документами исходя из дефектных ведомостей, сформированных по результатам составления актов осмотров, а также представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности принятых расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 и расчет расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178, с указанием реквизитов документов, учтенных Министерством. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

1.2.2.2. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций определены Органом регулирования на 2020 год в размере 3 545,58 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат:

- расходы на услуги связи – 588,22 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 602,07 тыс. руб., в том числе на обслуживание пожарно-охранной сигнализации в размере 110,19 тыс. руб., на коммунальные услуги – 491,88 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 7,95 тыс. руб.;

- расходы на аудиторские и консультационные услуги – 483,23 тыс. руб.;

- транспортные услуги – 1 864,11 тыс. руб.;

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 4 435,46 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций за 2018 год составили 5 351,66 тыс. руб.

Министерством расходы на услуги связи учтены в размере 588,22 тыс. руб. при заявленных Регулируемой организацией в размере 564,32 тыс. руб.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной Регулируемой организацией также не отражено.

Таким образом, расходы по статье затрат «Услуги связи» в размере 23,9 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2020 года Регулируемой организации.

Министерством по подстатье затрат «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» учтены расходы по оплате коммунальных услуг исходя из фактических объемов за 2018 год и утвержденных на 2020 год тарифов. Расходы по оплате коммунальных услуг включают в себя расходы на тепловую энергию на собственные нужды, холодное водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, утилизацию ТБО и вывоз мусора, откачку сточных вод, газоснабжение.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, по статье затрат «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» на 2020 год в размере 463,08 тыс. руб., в том числе тепловая энергия на собственные нужды в размере 289,63 тыс. руб., холодное водоснабжение в размере 40,60 тыс. руб.; водоотведение и очистка сточных вод в размере 46,52 тыс., утилизация ТБО и вывоз мусора в размере 42,20, газоснабжение в размере 44,13 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года с последующим включением данных расходов в состав неподконтрольных расходов Регулируемой организации в экономически обоснованном размере.

 

1.2.3. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 1 666,76 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 956,69 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2018 год составили 881,07 тыс. руб.

Органом регулирования в данной статье затрат учтены расходы на канцтовары и хознужды в размере 376,97 тыс. руб., почтовые услуги в размере 57,78 тыс. руб., подписку в размере 39,35 тыс. руб., информационно-вычислительное обслуживание в размере 165,97 тыс. руб., ремонт счетчиков и оборудования в размере 99,99 тыс. руб., демеркуризацию ламп в размере 1,70 тыс. руб., госпошлину в размере 643,24 тыс. руб., регистрацию прав собственности и постановку на кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства в размере 281,76 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 «операционные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, учет расходов по подстатье «Госпошлина» в составе подконтрольных расходов является нарушением пункта 2 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы на госпошлину в размере 643,24 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2020 года Регулируемой организации с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

В отношении расходов на подписку ФАС России отмечает, что учет данных расходов в составе ННВ Регулируемой организации не предусмотрен Основами ценообразования № 1178 и не является обязательным для оказания услуг по регулируемому виду деятельности.

Таким образом, расходы на подписку в размере 39,35 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2020 года Регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2021-2023 гг.

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2021 год в размере 85 099,86 тыс. руб., на 2022 год в размере 86 570,50 тыс. руб., на 2023 год в размере 91 011,77 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2021 год в размере 91 288,61 тыс. руб., на 2022 год в размере 92 194,98 тыс. руб., на 2023 год в размере 104 597,95 тыс. руб.

 

2.1. Плата за аренду имущества

Плата за аренду имущества определена Органом регулирования на 2021 год в размере 3 608,24 тыс. руб., на 2022 год в размере 2 149,88 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 175,77 тыс. руб.

Плата за аренду имущества заявлена Регулируемой организацией на 2021 год в размере 7 203,59 тыс. руб., на 2022 год в размере 2 333,85 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 454,16 тыс. руб.

Органом регулирования в данной статье затрат учтены расходы на аренду электросетевого хозяйства, аренду земли, лизинг.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Первоначальная стоимость основных средств должна быть подтверждена первичными документами Общества, а именно инвентарными карточками основных средств.

Кроме того, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

Начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно пункту 96 Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей, нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования в части начисления амортизации, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежат учету в составе НВВ регулируемых организаций.

Кроме того, по правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны». В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 годы, Возражениях Министерством не представлен пообъектный расчет расходов на аренду в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1178 и вышеизложенным.

Таким образом, учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные по результатам анализа экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Прочие неподконтрольные расходы

Прочие неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2021 год в размере 0 тыс. руб., на 2022 год в размере 324,67 тыс. руб., на 2023 год в размере 289,72 тыс. руб.

Прочие неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2021 год в размере 385,12 тыс. руб., на 2022 год в размере 624,63 тыс. руб., на 2023 год в размере 885,44 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на проценты за пользование кредитом.

Обществом в обоснование расходов по данной статье затрат на 2022 год представлены кредитные договоры с АО КБ «Хлынов» и бухгалтерские документы за 2020 год, действующие кредитные договоры с АО КБ «Хлынов» на 2021 год, коммерческое предложение от АО КБ «Хлынов», пояснительная записка по использованию оборотных средств в 2020 году.

Обществом в обоснование расходов по данной статье затрат на 2023 год представлены бухгалтерские документы, подтверждающие затраты за 2021 год, и договоры.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Расчеты кассовых разрывов в материалы тарифного дела не представлены.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 годы, Возражениях Министерством не отражен анализ кассовых разрывов Регулируемой организации, отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности, отсутствует анализ бухгалтерской отчётности о финансовых результатах, в том числе денежно - кредитных обязательств с учетом доходов (расходов) за предыдущие периоды регулирования.

Кроме того, согласно форме раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий № 1.3, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», АО «Энергия» по итогам 2020-2021 годов имеет чистую прибыль по виду деятельности – передаче электрической энергии за 2020 год – 5 023 тыс. руб., за 2021 год – 45 866 тыс. руб., по виду деятельности – технологическое присоединение за 2020 год – 310 тыс. руб., за 2021 год – 1 310 тыс. руб.

Таким образом, у Регулируемой организации отсутствовала необходимость в привлечении заемных средств.

Учитывая вышеизложенное, ввиду отсутствия экономического и документального обоснования дефицита денежных средств, расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2022 год в размере 324,67 тыс. руб., на 2023 год в размере 289,72 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

3. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы)

2021 год

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы), определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 9 450,45 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – (-298,70) тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов на установку приборов учета – 0 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (-3 211,27) тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-2609,701) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (- 2 058,08) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – 2 571,01 тыс. руб.;

- расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/ полученный избыток – (-2 766,97) тыс. руб.;

2022 год

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы), определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 0 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – 1 090,87 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов на установку приборов учета – 0 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 2 067,59 тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-17 323,354) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-2 802,09) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – (-2 444,07) тыс. руб.;

- излишне полученные доходы от технологического присоединения по итогам 2020 года – (-5 219,61) тыс. руб.

2023 год

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы), определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 4 798,66 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – 4 614,39 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов на установку приборов учета – 649,39 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (-9 805,77) тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-32 208,84) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-1 371,90) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – (- 2 558,39) тыс. руб.;

- излишне полученные доходы от технологического присоединения по итогам 2021 года – (-3 634,49) тыс. руб.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2023 годы не отражен анализ экономической обоснованности исходных фактических данных при расчете корректировки неподконтрольных расходов в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

ФАС России отмечает, что в части корректировки Органу регулирования при определении фактических экономически обоснованных расходов необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании. Также органу регулирования необходимо произвести пересмотр учтенных корректировок с учетом исключения экономически необоснованных расходов в соответствии с настоящим предписанием.

Органом регулирования не представлено обоснование учета фактических расходов на аренду объектов электросетевого имущества, составляющих казну Республики Марий Эл.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитывается по формуле 7.1 Методических указаний № 98-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2021-2023 годы Органом регулирования расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности произведен не в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э.

Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившим положения пунктов 2, 5, 25, 26, 27, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Энергия» на 2021-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Энергия» 2020 года расходы по статьям затрат:

- «Подписка» в размере 39,35 тыс. руб.;

- «Услуги связи» в размере 23,9 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Энергия» 2020 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов расходы по статьям затрат:

- «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» в размере 463,08 тыс. руб.;

- «Госпошлина» в размере 643,24 тыс. руб.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки Регулируемой организации расходы по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы» на 2022 год в размере 324,67 тыс. руб., на 2023 год в размере 289,72 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Энергия» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2020 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» на 2021-2023 годы;

- «Плата за аренду имущества» на 2021-2023 годы;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы)» на 2021-2023 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Энергия» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Энергия» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 при тарифном регулировании на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Энергия», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Марийское УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188