Предписание №СП/97565/19 ПРЕДПИСАНИЕ (Министерство тарифного регулирования и энергети... от 8 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее — Министерство, МТРиЭ, орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.12.2018 № 1888/18, акт проверки Инспекции ФАС России от 18.03.2019 № 31) в части установления тарифа на услугу водоотведения для ООО «Соколиная гора» (далее – регулируемая организация) на 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа ФАС России от 27.12.2018 № 1888/18 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области тарифа на услугу водоотведения для ООО «Соколиная гора» на 2018 год.

Государственное регулирование тарифов на услуги водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Тариф для ООО «Соколиная гора» на водоотведение установлен Министерством на 2018 год методом экономически обоснованных расходов в размере 104,5 руб./куб.м. (без учета НДС).

ООО «Соколиная гора» работает на общей системе налогообложения.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями №  1746-э не подтверждена.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Соколиная гора» за 2018 год на услуги водоотведения, в том числе представленного экспертного заключения по установлению тарифов (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

1. Расходы на амортизацию и налог на имущество.

Статьей 374 главы 30 НК РФ установлено, что объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Пунктом 28 Методических указаний № 1746-э определено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее – Методические указания № 91н), к основным средствам относятся: здания, сооружения и передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Пунктом 23 раздела 2 Методических указаний № 91н определено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В обоснование затрат, учтенных по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество», Министерством в ФАС России представлены акт ввода объекта (основного средства) в эксплуатацию, инвентарная карточка учета объекта основных средств № ОС-6, амортизационная ведомость по объекту основных средств ООО «Соколиная гора».

В соответствии с вышеуказанными документами, первоначальная стоимость объекта основных средств определена в размере 18 343, 487 тыс. руб.

Ежегодные амортизационные отчисления по данному объекту определены исходя из максимального срока полезного использования (свыше 30 лет) линейным способом начисления и составили 609,756 тыс. руб./год.

В обоснование учтенных расходов по налогу на имущество органом регулирования представлен расчет налога исходя из среднегодовой стоимости объекта основных средств.

В соответствии с пунктом 24 раздела 2 Методических указаний № 91н первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта основных средств, таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств, иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160, учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам.

Учет данных расходов ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Пунктом 11 Правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, установлено, что стоимость построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения включается в базу инвестированного капитала с даты ввода соответствующих объектов в эксплуатацию в объеме, предусмотренном инвестиционной программой регулируемой организации, но не выше объема, рассчитанного в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

Укрупненные нормативы цены строительства предназначены для определения потребности в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, планирования инвестиций (капитальных вложений), иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, для возведения зданий и сооружений.

Приказом Минстроя России от 01.06.2017 № 837/пр утверждены «Укрупненные нормативы цены строительства НЦС-2017. Сборник 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры. НЦС 81-02-19-2017» (далее - НЦС 81-02-19-2017).

Для ООО «Соколиная гора» не утверждена инвестиционная программа на 2018-2019 годы, ввиду того, что объект основных средств (объект локальных очистных сооружений) был построен и введен в эксплуатацию в 2017 году, то есть до начала осуществления регулируемой деятельности в сфере водоотведения.

Несмотря на то, что к ООО «Соколиная гора» применялись методы экономически обоснованных расходов и индексации, а также, что объект локальных очистных сооружений был построен до начала осуществления регулируемой деятельности, ФАС России считает возможным в целях определения величины экономически обоснованных амортизационных отчислений для достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов применить принцип определения стоимости построенного объекта локальных очистных сооружений, указанный в пункте 11 Правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Отсутствие утвержденной инвестиционной программы не препятствует расчету стоимости строительства объектов централизованных систем водоотведения в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

В представленных в ФАС России материалах отсутствует расчет всех затрат, понесенных ООО «Соколиная гора» в результате строительства объекта локальных очистных сооружений, выполненный в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

МТРиЭ в направленных на акт проверки возражениях указывает на то, что укрупненными нормативами цены строительства, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не учтены расценки на строительство подземных локальных очистных сооружений канализации, в следствие чего расчет работ по строительству в соответствии с укрупненными сметными нормативами ООО «Соколиная гора» не выполнен.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что согласно пункту 9 НЦС 81-02-19-2017 стоимость строительства наружных инженерных сетей и благоустройства территории должна учитываться дополнительно по соответствующим сборникам НЦС. Также согласно пункту 14 НЦС 81-02-19-2017 укрупненными нормативами цены строительства учтены земляные работы в отвал вывозом излишнего грунта на расстояние 1 км. Расходы на вывоз грунта более чем на 1 км учитываются дополнительно по сборнику «Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства (далее — ФССЦпг)».

Таким образом, расходы на благоустройство территории, учтенные в составе первоначальной стоимости локального очистного сооружения, должны быть проанализированы органом регулирования с точки зрения непревышения учтенного органом регулирования значения над нормативным, исключив, при необходимости, излишне учтенные расходы из состава первоначальной стоимости локального очистного сооружения, пересчитав при этом расходы на амортизационные отчисления и расходы по налогу на имущество за 2018 год.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на то, что в составе расходов на локальное очистное сооружение учтены расходы на устройство сетей канализации очищенных вод и бытовых сточных вод в размере 949,179 тыс. руб., расходы на монтаж теплотрассы, водопровода и канализации в размере 2 044,797 тыс. руб., расходы на устройство сетей канализации К1 к локальным очистным сооружениям в размере 350,172 тыс. руб., расходы по шурфовке кабельной линии для выполнения работ по монтажу сети К1 в размере 76,271 тыс. руб., расходы на валку деревьев в размере 15,337 тыс. руб., при этом в материалах дела отсутствует подтверждение того, что данные расходы не были оплачены абонентами ООО «Соколиная гора» дважды в себестоимости недвижимости при ее приобретении недвижимости, в связи с чем учет данных средств требует дополнительного обоснования.

В свою очередь, орган регулирования в направленных на акт проверки возражениях указывает на то, что расходы на монтаж теплотрассы, водопровода и канализации, а также расходы по шурфовке кабельной линии и на валку деревьев являются неотъемлемой частью строительства и необходимыми для ввода в эксплуатацию очистных сооружений канализации. Повтор данных расходов при оплате абонентами недвижимости невозможен поскольку первоначально в соответствии с бухгалтерским учетом указанные расходы отнесены на формирование стоимости основного средства - локальных очистных сооружений канализации, в связи с чем их учет в стоимости квадратного метра недвижимости привел бы к нарушению порядка бухгалтерского учета.

Вместе с тем, отмечаем, что разрешения на ввод объектов капитального строительства (корпусов 1-7) в эксплуатацию на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выданы Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области в период с 2009 по 2014 годы.

При этом согласно подпунктам 7 и 8 пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии), а также схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

Однако в ФАС России не были представлены документы, подтверждающие отсутствие факта оплаты абонентами ООО «Соколиная гора» расходов на устройство сетей канализации очищенных вод и бытовых сточных вод, на монтаж теплотрассы, водопровода и канализации, на устройство сетей канализации К1 к локальным очистным сооружениям, по шурфовке кабельной линии для выполнения работ по монтажу сети К1, расходов на валку деревьев при приобретении недвижимости в комплексе «Соколиная гора».

Учитывая вышеизложенное, МТРиЭ необходимо провести дополнительный анализ затрат по статье «Расходы на амортизацию» и «Налог на имущество» на основании дополнительно запрошенных у ООО «Соколиная гора» документов и материалов, и, в случае выявления факта оплаты вышеуказанных расходов абонентами ООО «Соколиная гора» при приобретении недвижимости в комплексе «Соколиная гора», исключить их из состава первоначальной стоимости локального очистного сооружения, пересчитав при этом расходы на амортизационные отчисления и расходы по налогу на имущество за 2018 год, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Соколиная гора» 2020 года.

ФАС России также отмечает, что в составе расходов первоначальной стоимости локального очистного сооружения учтены затраты на монтаж системы видеонаблюдения в размере 27,685 тыс. руб., при этом абонентами ООО «Соколиная гора» данные затраты могли быть оплачены в общей смете системы видеонаблюдения поселка. Однако подтверждения того, что данные затраты не были учтены ранее, а также необходимость учета данных средств в составе первоначальной стоимости локального очистного сооружения также не было представлено в материалах дела.

Исходя из вышеизложенного, МТРиЭ необходимо провести дополнительный анализ указанных средств на основании дополнительно запрошенных у ООО «Соколиная гора» документов и материалов, и, в случае выявления факта оплаты монтажа системы видеонаблюдения абонентами ООО «Соколиная гора» в общей смете системы видеонаблюдения поселка, исключить их из состава первоначальной стоимости локального очистного сооружения, пересчитав при этом расходы на амортизационные отчисления и расходы по налогу на имущество за 2018 год, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Соколиная гора» 2020 года.

Кроме того, в составе стоимости основного средства учтены расходы на электрическую энергию в размере 220,119 тыс. руб., при этом в представленных в ФАС России материалах отсутствовало подтверждение целесообразности учета данной суммы, в связи с чем, со стороны МТРиЭ требовалось дополнительное обоснование.

В свою очередь, органом регулирования в качестве обоснования указано на то, что расходы на электроэнергию, учтенные в составе расходов первоначальной стоимости локального очистного сооружения, подтверждены договором, заключенным с ООО «Плаза-ЭнергоСервис» от 01.02.2016 № 187, однако расчетов и счетов-фактур за период строительства локального очистного сооружения не было представлено в адрес ФАС России.

При этом согласно дополнительному соглашению от 01.10.2016 № 1 к вышеуказанному договору помимо строительства локального очистного сооружения данным договором предусмотрено также строительство иных объектов.

Учитывая вышеизложенное, МТРиЭ необходимо провести дополнительный анализ указанных средств на основании дополнительно запрошенных документов и материалов у ООО «Соколиная гора» и, в случае выявления экономически необоснованных расходов по покупке электрической энергии в составе первоначальной стоимости локального очистного сооружения, исключить их из состава первоначальной стоимости локального очистного сооружения, пересчитав при этом расходы на амортизационные отчисления и расходы по налогу на имущество за 2018 год, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Соколиная гора» 2020 года.

В этой связи, подходы, отраженные в настоящем предписании в отношении расходов 2018 года по статьям: «Расходы на амортизацию» и «Налог на имущество» должны быть применены МТРиЭ к аналогичным статьям затрат 2019 года, в связи с чем, экономически необоснованные расходы, учтенные в составе необходимой валовой выручки ООО «Соколиная гора» 2019 года, должны быть также исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки ООО «Соколиная гора» 2020 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим пункт 24 Основ ценообразования № 406 и пункт 30 Правил регулирования тарифов № 406.

      1. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 20.12.2019 (включительно) провести и отразить надлежащим образом в экспертном заключении анализ дополнительно запрошенных у ООО «Соколиная гора» сведений, исключив, при необходимости, из состава необходимой валовой выручки «Соколиная гора» за 2020 год необоснованно учтенные Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области расходы при установлении тарифов на 2018-2019 годы для ООО «Соколиная гора» в части оказываемых услуг водоотведения, по статьям: «Расходы на амортизацию» и «Налог на имущество» с учетом мотивировочной части настоящего предписания.

      2. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 20.12.2019 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки и тарифы ООО «Соколиная гора» в части оказываемых услуг водоотведения за 2018-2019 годы с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты при корректировке тарифа на оказываемую услугу водоотведения для ООО «Соколиная гора» на 2020 год.

      1. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 20.12.2019 (включительно) принять и ввести в действие решение о корректировке тарифов на оказываемую услугу водоотведения для ООО «Соколиная гора» на 2020 год с учетом пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания.

5.  Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписано пунктами 2-4 настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения по установлению тарифа на услугу водоотведения для ООО «Соколиная гора» на 2020 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
ПРОКУРАТУРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453042227, ОГРН 1027403892108
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310