Решение №СП/44166/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2022 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между обществом с ограниченной ответственностью «Уральская энергетическая сетевая компания» (далее также – ООО «УЭСК», Заявитель) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – орган регулирования, Министерство, МТРиЭ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи главного экономиста ООО «УЭСК» <...>, представителя по доверенности ООО «УЭСК» <...>., первого заместителя Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, заместителя начальника управления – начальника отдела регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 07.02.2022 № 18998/22) о разногласиях между обществом с ограниченной ответственностью «Уральская энергетическая сетевая компания» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Постановлением Министерства от 29.12.2021 № 84/68 в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии в отношении ООО «УЭСК» установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее — НВВ) на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

Величина НВВ (без учета оплаты потерь), установленная Министерством, составляет 34 585,92 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание электрических сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 49 951,09 тыс. руб.

ООО «УЭСК» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Статьи затрат

Утверждено

Заявлено в ФАС России

Величина спора

1

Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год

- 9 058,41

7,12

9 065,53

2

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2020 год

32,32

66,40

34,08

3

Расходы на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)

0,00

6 265,56

6 265,56

ИТОГО

 

 

15 365,17

Общая сумма разногласий составила 15 365,17 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что расходы i-го года долгосрочного периода регулирования Вi, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 определяются по следующим формулам:

 

 

где Ii - индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;

где

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов. Не определяется для случаев, если год
(i-2) является первым годом долгосрочного периода регулирования;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра;

 

- корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемая до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которая может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию.

1. Статья разногласий «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год».

ООО «УЭСК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год в сумме 7,12 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 гг.).

Министерством данная корректировка определена в размере -9 058,41 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 гг.).

Величина разногласий по данной статье составляет 9 065,53 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов ООО «УЭСК» в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие материалы:

- письмо исх. от 30.04.2021 № Т/113 (вх. МТРиЭ № 5029/06 от 30.04.2021) с Заявлением об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- пояснительная записка к Заявлению об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- письмо исх. от 04.12.2018 №Т/139 (вх. МТРиЭ № 13312/06 от 05.12.2018) о направлении дополнительных, обосновывающих материалов и документов;

- баланс электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. с учетом изменений объема объектов электросетевого хозяйства;

- письмо исх. от 17.12.2018 № Т/147 (вх. МТРиЭ № 14087/06э от 17.12.2018) повторно о возможности корректировки НВВ, принимаемой при установлении тарифов на передачу электрической энергии по сетям ООО «УЭСК» на 2019 г. с учетом принятия в аренду электросетевого оборудования ООО «МПК» и ООО «НПК»;

- письмо исх. от 29.04.2019 № Т/062 о направлении Заявления об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «УЭСК» на 2020 год;

- Таблица П1.25 Методических указаний № 20-э;

- акты ОАО «МРСК Урала», акт сверки, анализ компенсации технологических потерь за 2020 год;

- документы, подтверждающие расходы по покупке потерь, анализ расходов за 2020 год;

- письмо исх. от 28.12.2021 № Т/278 (вх. МТРиЭ № 14206/06 от 29.12.2021) о направлении Особого мнения к проекту постановления Министерства № 84/__ от 29.12.2021 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области».

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по следующей формуле:

 

 

где:

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования (учтено органом регулирования – 38 860,44 тыс. кВтч, Заявителем не оспаривается);

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится год (i-2), в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (учтено органом регулирования – 15,22%, по мнению Заявителя – 6,83%);

ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (учтено органом регулирования – 2,59023 руб./кВтч, Заявителем не оспаривается);

- средневзвешенная фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2 (учтено органом регулирования 2,76807 руб./кВтч, Заявителем не оспаривается);

- величина фактических потерь электрической энергии в сетях в году i-2 (учтено органом регулирования – 2 574,62 тыс. кВтч, Заявителем не оспаривается).

Указанные расходы определяются в том числе с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий.

ООО «УЭСК» в заявлении о разногласиях отмечает, что постановлением Министерства от 28.12.2017 № 71/21 для ООО «УЭСК» установлены долгосрочные параметры регулирования в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., в том числе величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям) в размере 15,22%.

При этом, в 2018 году объем сетей и объектов электросетевого хозяйства регулируемой организации увеличился в связи с заключением договоров аренды с ООО «Нагайбакский птицеводческий комплекс» и ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс», а также приобретено в собственность нежилое здание – трансформаторная подстанция КТП-КУБ, что привело к увеличению планируемого объема полезного отпуска и увеличению объема потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

При подаче заявление на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год ООО «УЭСК» направило предложение с указанием уровня потерь электрической энергии на 2020 год в размере 6,83%, рассчитав ожидаемые объемы потерь электрической энергии в программном комплексе РТП3, разработанном ООО «Энергоэкспертсервис».

ООО «УЭСК» не предоставило в Министерство расчет потерь электрической энергии на 2020 год с учетом долгосрочного параметра регулирования 15,22%, так как это привело бы к установлению экономически необоснованного тарифа и завышению тарифной нагрузки на конечных потребителей Челябинской области.

В соответствии с таблицей 1 приложения 1 к постановлению Министерства от 24.12.2019 № 100/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области», а также приложением 4.4.1.1 к выписке из протокола заседания Правления Министерства от 12.12.2019 № 93, полезный отпуск на сторону на плановый 2020 год учтен в размере 43,53736 млн. кВтч, величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) для ООО «УЭСК» - 3,1928 млн. кВтч или 6,83% к отпуску в сеть (3,1928 / (43,53736 + 3,1928)).

По данным Заявителя, МТРиЭ изъял избыток средств в размере 9 058,41 тыс. руб., который ООО «УЭСК» получен не был.

ФАС России отмечает, что органу регулирования при расчете корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год необходимо использовать плановые параметры расчета, учтенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.

Кроме того, расходы на экономию потерь за 2020 год учтены Министерством исходя из предложения ООО «УЭСК», рассчитанного с учетом норматива потерь, установленного на 2020 год в размере 6,83%.

По расчету ФАС России данная корректировка составит 278,41 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 гг.), что больше величины заявленной ООО «УЭСК» (7,12 тыс. руб.). Предлагается принять величину, заявленную регулируемой организацией.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год» подлежат удовлетворению. Экономически обоснованный размер корректировки составляет 7,12 тыс. руб. в соответствии с заявлением ООО «УЭСК». Дополнительному учету подлежат средства в размере
9 065,53 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2020 год».

ООО «УЭСК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2020 год в сумме 66,40 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 гг.).

Министерством данные расходы учтены в размере 32,32 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2021 и 2022 гг.).

Величина разногласий по данной статье составляет 34,08 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов ООО «УЭСК» в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие материалы:

- письмо исх. от 30.04.2021 № Т/113 (вх. МТРиЭ № 5029/06 от 30.04.2021) с Заявлением об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- пояснительная записка к Заявлению об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- письмо исх. от 28.12.2021 № Т/278 (вх. МТРиЭ № 14206/06 от 29.12.2021) о направлении Особого мнения к проекту постановления Министерства № 84/__ от 29.12.2021 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области».

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов рассчитывается по формуле:

(5),

 

(6),

где

ПР - подконтрольные расходы (тыс. руб.) (учтено органом регулирования на 2019 год 15 480,45 тыс. руб., на 2020 год – 15 466,52 тыс. руб., Заявителем не оспаривается);

Кэл - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;

- фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в (i-2)-ом и (i-3)-ем году долгосрочного периода регулирования (учтено органом регулирования 1 288,32 у.е. и 1 288,32 у.е. соответственно, Заявителем не оспаривается);

Хi - индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах (учтено органом регулирования 3%, Заявителем не оспаривается);

ИПЦi-2 - фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;

ИКАi - индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов (учтено органом регулирования 0,0%, Заявителем не оспаривается).

Разногласия по данной статье составляют в части примененных индексов потребительских цен на 2020, 2021 и 2022 гг.

Министерством корректировка принята на уровне заявки организации, направленной в формате шаблона ENERGY.CALC.NVV.TSO, при этом по расчету органа регулирования данная корректировка составила 60,06 тыс. руб. (без учета ИПЦ на 2021, 2022 гг.).

ООО «УЭСК» отмечает, что сумма в размере 32,32 тыс. руб. была заявлена 30.04.2021 с применением ИПЦ, действующим в указанный период (на 2020 год – 3,2%, на 2021 год – 3,6%, на 2022 год – 3,9%).

ФАС России отмечает, что органу регулирования при расчете корректировок НВВ необходимо использовать актуальный на дату принятия тарифного решения Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. На 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов актуальный прогноз размещен на сайте Минэкономразвития РФ 26.09.2021, в соответствии с которым ИПЦ на 2020 год составил 103,4%, на 2021 год – 106,0%, на 2022 год – 104,3%.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2020 год» подлежат удовлетворению. Экономически обоснованный размер корректировки составляет 66,40 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 34,08 тыс. руб.

3. Статья разногласий «Расходы на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)».

ООО «УЭСК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) на 2022 год в сумме 6 265,56 тыс. руб.

Министерством данные расходы не учтены.

Величина разногласий по данной статье составляет 6 265,56 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов ООО «УЭСК» в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие материалы:

- письмо исх. от 30.04.2021 № Т/113 (вх. МТРиЭ № 5029/06 от 30.04.2021) с Заявлением об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- пояснительная записка к Заявлению об установлении (корректировке) регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» (ООО «УЭСК») на 2022 год (в период долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.);

- пояснительная записка по расчету расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) – установка и замена;

- письмо исх. от 26.02.2021 №Т/077 (вх. МТРиЭ № 2041 от 26.02.2021) о размещении проекта ИПР на официальном сайте ООО «УЭСК»;

- акты обследования приборов учета потребителей ООО «УЭСК» от 01.02.2021 № 003, от 01.04.2021 № 004;

- письмо исх. от 28.12.2021 № Т/278 (вх. МТРиЭ № 14206/06 от 29.12.2021) о направлении Особого мнения к проекту постановления Министерства № 84/__ от 29.12.2021 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области».

В соответствии с п. 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (в редакции от 16.12.2021) (далее – Основные положения № 442), предусмотрено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках до 1 января 2022 г. гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено включение в НВВ регулируемых организаций планируемых на период регулирования, соответствующий году i, расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Также пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ООО «УЭСК» в заявлении оспаривает не учет органом регулирования расходов на установку (замену) приборов учета в количестве 200 шт. на основании Акта обследования приборов учета потребителей ООО «УЭСК» № 004 от 01.04.2021 с учетом стандартизированных тарифных ставок, установленных постановлением Министерства от 29.10.2020 № 48/28, с применением ИПЦ (30,036 тыс. руб. за 1 ПУ х 1,039).

Также на основании Акта обследования приборов учета потребителей ООО «УЭСК» № 003 от 01.02.2021 выявлена необходимость установки 13 узлов учета. Данные мероприятия были включены в инвестиционную программу, проект которой был размещен на официальном сайте ООО «УЭСК» 26.02.2021, МТРиЭ – 02.03.2021. В период с 26.02.2020 по 20.03.2020 проект прошел общественное обсуждение и принят к рассмотрению, о чем Министерство уведомило ООО «УЭСК» письмом исх. от 16.04.2021 № 06/1897. Таким образом, у регулируемой организации отсутствовала возможность включения дополнительного мероприятия по замене 192 счетчиков в связи с истекшим межповерочным интервалом и установке 8 счетчиков.

Инвестиционная программа утверждена постановлением Министерства от 29.10.2021 № 61/15 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» на 2021-2022 гг.».

Орган регулирования в отзыве на заявление (исх. от 18.02.2022 № 06/547; рег. от 21.02.2022 № 27075-ЭП/22) отмечает, что Заявителем не обосновано применение стандартизированной тарифной ставки средств коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазных, а не однофазных. Также не представлены документы, подтверждающие истечение межповерочного интервала приборов учета и отсутствие приборов учета.

Кроме того, постановлением Министерства от 27.12.2021 № 83/2 установлены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности):

- 22 124,24 руб. за точку учета в отношении однофазных средств коммерческого учета электрической энергии;

- 31 327,78 руб. за точку учета в отношении трехфазных средств коммерческого учета электрической энергии прямого включения;

- 35 243,74 руб. за точку учета в отношении трехфазных средств коммерческого учета электрической энергии полукосвенного включения.

ФАС России отмечает, что при установлении тарифов на 2022 год пунктом 136 Основных положений № 442 для территориальных сетевых организаций была предусмотрена необходимость замены приборов учета в 2022 году при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2516 (вступили в силу с 1 января 2022 года) срок 1 января 2022 года заменен на 31 декабря 2023 года.

Таким образом, при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии в 2022 году сетевые организации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены.

Расходы на поверку и замену средств измерений на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э до завершения долгосрочного периода регулирования учитываются в составе неподконтрольных расходов.

ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ по статье разногласий «Расходы на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)» с учетом требований п. 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, пункта 136 Основных положений № 442 (в действующей редакции) и учесть экономически обоснованные расходы на поверку (установку, замену) 200 средств измерений в составе неподконтрольных расходов в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э на основании Акта обследования приборов учета потребителей ООО «УЭСК» от 01.04.2021 № 004, при необходимости запросив дополнительные обосновывающие материалы у регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)» подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим п. 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Уральская энергетическая сетевая компания», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 07.02.2022 № 18998/22).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» на 2022 год расходы по статьям затрат:

- «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2020 год» в размере 7,12 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 9 065,53 тыс. руб.);

- «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2020 год» в размере 66,40 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 34,08 тыс. руб.);

Совокупному учету подлежат средства в размере 9 099,61 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статье затрат «Расходы на выполнение обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)».

5. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок
до 1 июля 2022 года пересмотреть необходимую валовую выручку ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 резолютивной части настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» на 2022 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать ООО «Уральская энергетическая сетевая компания» в удовлетворении остальной части требований.

 

Связанные организации

ООО "Уральская энергетическая сетевая компания"
ИНН 7456036856, ОГРН 1177456056469
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903