Решение №СП/92334/21 Решение об отказе в удовлетворении требований МУП «Водоснабж... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» октября 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>;

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению МУП «Водоснабжение ЗГО» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21), возникший с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, МТРиЭ, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на оказываемые услуги питьевого водоснабжения на 2021 год, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства, в лице заместителя Министра МТРиЭ <...>, и.о. начальника контрольно-правового управления МТРиЭ <...>, начальника отдела МТРиЭ <...>, консультанта отдела МТРиЭ <...>, а также представителей МУП «Водоснабжение ЗГО», в лице заместителя руководителя по экономике <...>, юрисконсульта <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21) о споре (разногласиях) между МУП «Водоснабжение ЗГО» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления тарифа в сфере питьевого водоснабжения постановлением от 27.05.2021 № 25/12 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 6 декабря 2018 года № 80/48», которым для МУП «Водоснабжение ЗГО» пересмотрен тариф на питьевое водоснабжение на 2021 год и учтен с 01.07.2021 в размере 40,82 руб./куб. м (НДС не облагается), и установлено следующее.

Размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, составил 84 133,84 тыс. руб.

Размер необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, – 97 344,78 тыс. руб. (тариф – 46,44 руб./куб. м). Таким образом, величина разногласий составляет 13 210,94 тыс. руб. (разница по величине тарифа - 5,62 руб./куб. м).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа представленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

Разногласия между Заявителем и органом регулирования возникли в части расходов на электрическую энергию и расходов на приобретение холодной воды.

Так, расходы на приобретение электрической энергии заявлены регулируемой организацией в размере 827,49 тыс. руб. при учтенных МТРиЭ в размере 598,15 тыс. руб. Расходы на приобретение холодной воды заявлены регулируемой организацией в размере 77 889,60 тыс. руб. при учтенных МТРиЭ в размере 64 908,00 тыс. руб.

МУП «Водоснабжение ЗГО» в направленном в адрес ФАС России заявлении (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21) указывает на то, что Министерством при расчете расходов на электрическую энергию и расходов на приобретение холодной воды на 2021 год не был учтен «входной» НДС. При этом указанные расходы планируются органом регулирования к учету в последующие периоды регулирования, начиная с 2023 года.

Заявитель считает позицию Министерства ошибочной, поскольку согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

МУП «Водоснабжение ЗГО» также обращает внимание на то, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) (дело № А76-17729/2017) рассматривается вопрос о завершении конкурсного производства и передачи сетей собственнику – Администрации Златоустовского городского округа, в связи с чем у МУП «Водоснабжение ЗГО» не будет возможности скомпенсировать понесенные убытки в последующие периоды регулирования.

В направленном в адрес ФАС России отзыве на заявление регулируемой организации (исх. от 23.08.2021 № 03/4602, вх. от 23.08.2021 рег. № 141802-ЭП/21) Министерство указывает на то, что МУП «Водоснабжение ЗГО» обратилось в адрес органа регулирования за пересмотром тарифов в связи с изменениями, внесенными в подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом внесенных изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым реализация услуг организациями (в том числе, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения), признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не облагается налогом на добавленную стоимость.

Подпунктом «а» пункта 9 Правил регулирования тарифов № 406 регламентировано, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, при этом действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь Министерством был направлен запрос в адрес ФАС России о разъяснении законодательства Российской Федерации в части тарифного регулирования организаций, признанных несостоятельными (банкротами).

ФАС России письмом от 16.04.2021 № ЦА/30486/21 был дан ответ Министерству, в котором указано, что установленные тарифы регулируемых организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), могут быть пересмотрены органами регулирования тарифов в течение периода регулирования по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 Правил регулирования тарифов № 406, как по заявлению регулируемых организаций, так и по инициативе органов регулирования тарифов посредством исключения учтенного НДС из тарифов.

ФАС России также отмечено, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2021 № 03-07-11/18708 на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией - банкротом для выполнения работ (оказания услуг) в процессе осуществления хозяйственной деятельности («входной» НДС), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В этой связи ФАС России указано на то, что фактически понесенные такой организацией расходы на оплату «входного» НДС учитываются в качестве признанных органом регулирования экономически обоснованными, в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. При установлении в соответствии с настоящим пунктом тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

Согласно выписке из протокола заседания Правления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 мая 2021 года № 25 (страницы 2-3), а также экспертному заключению от 26 мая 2021 года (страницы 4-5) органом регулирования отражено, что «фактические понесенные такой организацией расходы на оплату «входного» НДС учитываются в части расходов, признанных органом регулирования тарифов экономически обоснованными, в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406».

Таким образом, расходы регулируемой организации по уплате «входного» НДС будут анализироваться органом регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и учитываться в случае признания их экономически обоснованным не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены соответствующей отчетностью.

В направленном в адрес ФАС России отзыве (исх. от 23.08.2021 № 03/4602, вх. от 23.08.2021 рег. № 141802-ЭП/21) органом регулирования отражено, что МТРиЭ могут учитываться экономически обоснованные расходы на электрическую энергию и холодную воду, включая оплату НДС, с учетом положений пункта 15 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов на 2023 год и последующие годы на основании подтвержденных бухгалтерской отчетностью расходов.

МТРиЭ также обращает внимание на то, что иного механизма возмещения понесенных расходов по уплате НДС кроме как в рамках тарифного регулирования действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме того, по пунктам разногласий, отраженных в заявлении МУП «Водоснабжение ЗГО» (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21), Министерство отмечает следующее.

МТРиЭ при определении расходов на электроэнергию на 2021 год в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 учитывалось соблюдение долгосрочного параметра регулирования тарифов - удельного расхода электроэнергии: 0,034 кВт. ч/куб. м, утвержденного на период 2019-2023 годы при установлении тарифов на 2019-2023 годы для МУП «Водоснабжение ЗГО» постановлением МТРиЭ от 06.12.2018 № 80/48.

Цена по электроэнергии на 2021 год (5,912 руб./ кВт.ч) сформирована МТРиЭ с учетом предложения МУП «Водоснабжение ЗГО», рассчитанного организацией на основе фактических данных за 2019 год с учетом индекса по электроэнергии на 2021 в соответствии с прогнозными показателями, определенными в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, но принята МТРиЭ без учета НДС (посредством исключения НДС из тарифов) согласно письменным разъяснениям ФАС России от 16.04.2021 № ЦА/30486/21.

В требованиях МУП «Водоснабжение ЗГО» к заявлению о досудебном споре (разногласиях) по расходам на электрическую энергию объем электроэнергии на 2021 год заявлен регулируемой организацией в размере 116,63 тыс. кВт. ч (заявленный удельный расход электроэнергии - 0,040 кВт. ч/куб. м), то есть без учета принципа соблюдения долгосрочного параметра - удельного расхода электроэнергии на основании фактических объемов 2019 года.

Цена по электроэнергии по предложению МУП «Водоснабжение ЗГО» (7,095 руб./ кВт. ч) сформирована на 2021 год согласно утвержденной МТРиЭ при корректировке на 2021 год в 2020 году цене по электроэнергии с учетом НДС (при корректировке на 2021 год цена по электроэнергии указана без НДС - 5,912 руб./ кВт. ч).

Таким образом, Министерство указывает на то, что стоимость электроэнергии по предложению МУП «Водоснабжение ЗГО» в сумме 827,49 тыс. рублей с НДС не является экономически обоснованной и не подлежит включению в расходы в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;

в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);

г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;

ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

При этом в направленных МУП «Водоснабжение ЗГО» в адрес ФАС России обосновывающих материалах отсутствует экономическое обоснование необходимости изменения (увеличения) долгосрочного параметра регулирования – удельного расхода электрической энергии с 0,034 кВт. ч/куб. м до 0,040 кВт. ч/куб. м. Представленные регулируемой организацией счета-фактуры за 1 квартал 2021 года не могут подтверждать обоснованность увеличения потребления электрической энергии, поскольку не соответствуют требованиям Основ ценообразования № 406 (не полный период).

В части расходов на приобретение холодной воды МТРиЭ отмечает, что при установлении тарифов на питьевую воду в 2021 году на 2021 - 2023 годы были использованы фактические данные по расходам на холодную воду за 2019 год в соответствии с пунктом 22 - 23 Основ ценообразования № 406, а именно: муниципальный контракт холодного водоснабжения № 263/7323 от 20.12.2018, заключенный между МУП «Водоснабжение ЗГО» и АО «Златмаш», копии счетов - фактур по муниципальному контракту за 2019 год с актами приема-передачи. Фактические расходы за 2019 год представлены в рамках тарифного дела о корректировке тарифов на 2021 год в 2020 году.

МТРиЭ также отмечает, что при определении расходов на холодную воду на 2021 год в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 органом регулирования учитывалось соблюдение долгосрочного параметра регулирования тарифов - уровня потерь воды: 28,70 %, утвержденного на период 2019-2023 годы при установлении тарифов на 2019-2023 годы для МУП «Водоснабжение ЗГО» постановлением МТРИЭ от 06.12.2018 № 80/48.

Цена на холодную воду на 2021 год сформирована МТРиЭ с учетом предложения МУП «Водоснабжение ЗГО», рассчитанного организацией на основе установленных тарифов на питьевую воду для АО «Златмаш» на 2021 год постановлением МТРиЭ от 13.11.2020 № 51/79, но принята МТРиЭ без учета НДС (посредством исключения НДС из тарифов) согласно письменным разъяснениям ФАС России от 16.04.2021 № ЦА/30486/21.

Таким образом, стоимость холодной воды по предложению МУП «Водоснабжение ЗГО» в сумме 77 889,60 тыс. рублей с НДС, по мнению органа регулирования, не является экономически обоснованной и не подлежит включению в расходы в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406.

Орган регулирования также отмечает, что копии счетов-фактур за первый квартал 2021 года и 2020 год не учитывались МТРиЭ в связи с тем, что согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие расходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Исходя из вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает в действиях Министерства нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и считает целесообразным отказать в удовлетворении требований МУП «Водоснабжение ЗГО».

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между МУП «Водоснабжение ЗГО» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21), Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований МУП «Водоснабжение ЗГО», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (исх. от 10.08.2021 № 411, вх. от 11.08.2021 рег. № 134988-ЭП/21).

 

Связанные организации

МУП "Водоснабжение ЗГО"
ИНН 7404058457, ОГРН 1117404005355
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903