Уведомление №31/91815/20 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «Таганрогская генерирующая компания» (далее — Заявитель, ООО «ТГК», регулируемая организация) и Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее – РСТ, орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи главного бухгалтера ООО «Таганрогская генерирующая компания» <...>, руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, начальника управления тарифного регулирования отраслей ТЭК Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, начальника отдела правовой работы Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, начальника отдела ТЭК Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, главного специалиста отдела ТЭК Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 48210/20 от 17.03.2020) о разногласиях между ООО «Таганрогская генерирующая компания» и Региональной службой по тарифам Ростовской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Региональной службой по тарифам Ростовской области по постановлению от 19.12.2019 № 67/1 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Таганрогская генерирующая компания» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога, на 2020 год».

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются с применением метода индексации установленных тарифов на первый долгосрочный период регулирования 2019-2021 годы.

Впервые тариф на тепловую энергию для ООО «ТГК» установлен постановлением РСТ Ростовской области от 21.08.2018 № 49/6 на 2018 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2020 год для ООО «ТГК», составляет 186 768,11 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 306 607,77 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «ТГК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2020 год следующие показатели и расходы:

тыс. руб.

п/п

Статья затрат

Заявитель

Орган регулирования

Величина разногласий

1

Полезный отпуск (тыс. Гкал)

100,43

105,99

-5,56

2

Операционные (подконтрольные) расходы

67 620,49

19 438,49

48 182,00

2.1

Расходы на приобретение сырья и материалов

8 355,28

1 844,64

6 510,64

2.2

Расходы на ремонт основных средств

25 569,91

6 786,93

18 782,98

2.3

Расходы на оплату труда

24 219,85

10 806,92

13 412,93

2.4

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

4 667,20

0,00

4 667,20

2.5

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

4 754,07

0,00

4 754,07

2.6

Расходы на служебные командировки

24,18

0,00

24,18

2.7

Расходы на обучение персонала

30,00

0,00

30,00

3

Отчисления на социальные нужды

7 265,95

3 242,08

4 023,87

4

Арендная плата

7 348,34

920,60

6 427,74

5

Расходы на электрическую энергию

53 182,42

32 472,71

20 709,71

6

Расходы на холодную воду

9 851,03

4 591,95

5 259,08

7

Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности

29 753,89

24 724,91

5 028,98

8

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей

7 483,39

13,76

7 469,63

9

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

73,95

0,00

73,95

10

Расчетная предпринимательская прибыль

8 621,38

3 093,21

5 528,17

11

Налог на прибыль

1 724,28

0,00

1 724,28

12

Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования

14 314,42

- 1 097,83

15 412,25

 

ИТОГО

 

 

119 839,66

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

1. Статья «Полезный отпуск».

Заявитель считает экономически обоснованным размер полезного отпуска в размере 100,43 тыс. Гкал.

Органом регулирования учтено 105,99 тыс. Гкал.

Величина спора составляет 5,56 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В обоснование данной статьи затрат ООО «ТГК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- формы № 46-ТЭ (полезный отпуск) за 2016-2017 годы, за январь-октябрь 2018 года ОАО ТКЗ «Красный котельщик»;

- форма № 46-ТЭ (полезный отпуск) за ноябрь-декабрь 2018 года ООО «Таганрогская генерирующая компания»;

- реестр договоров поставки тепловой энергии от котельной ООО «ТГК»;

- письмо от 12.09.2019 № 511.

Информация о полезном отпуске тепловой энергии ООО «ТГК» в схеме теплоснабжения и в программе комплексного развития г. Таганрога отсутствует.

В соответствии с Заключением по делу о корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию на 2020 год, поставляемую теплоснабжающей организацией ООО «Таганрогская генерирующая компания» (ИНН:6154150744_КПП:615401001) потребителям муниципального образования город Таганрог, дело № 40.2/435 от 30.04.2019 (далее – Экспертное заключение на 2020 год) и письменным мнением РСТ на заявление ООО «ТГК» (исх. от 27.03.2020 № 40.2/667, рег. от 06.04.2020 № 63002/20) полезный отпуск тепловой энергии при расчете тарифов принят в размере 105,989 тыс. Гкал.

Согласно формам статистической отчетности № 46-ТЭ полезный отпуск за 2016 год для ОАО ТКЗ «Красный котельщик» составил 118,058 тыс. Гкал, за 2017 год – 108,454 тыс. Гкал. Фактический полезный отпуск за 2018 год составил 105,989 Гкал.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 22 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования учтен полезный отпуск на уровне факта 2018 года без учета его динамики за последние 3 года. Исходя из статистических форм отчетности наблюдается динамика снижения полезного отпуска, и полезный отпуск на 2020 год должен составить:

105,989 * Ö(108,454/118,058 * 105,989/108,454) = 100,43 тыс. Гкал.

Таким образом, требования ООО «ТГК» по статье «Полезный отпуск» подлежат удовлетворению. Исключению подлежит 5,56 тыс. Гкал, при этом также подлежат пересмотру расходы по статьям «Расходы на топливо», «Расходы на электрическую энергию», «Расходы на холодную воду», «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности», так как данные статьи затрат являются взаимозависимыми от балансовых показателей.

2. Статьи затрат в составе операционных (подконтрольных) расходов.

ООО «ТГК» в своем заявлении заявляет требование о дополнительном учете расходов в составе операционных (подконтрольных) расходов в размере 48 182,0 тыс. руб., в том числе по подстатьям: «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «Расходы на служебные командировки», «Расходы на обучение персонала».

Операционные (подконтрольные) расходы учтены РСТ на 2020 год в размере 19 692,87 тыс. руб.

Заявитель считает обоснованным учесть данные расходы методом экономически обоснованных затрат на основании пунктов 28, 41, 42, 44 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования № 1075.

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов для ООО «ТГК» на первый 2019 год долгосрочного периода регулирования 2019-2021 гг. установлен постановлением РСТ от 18.12.2018 № 84/7 в размере 19 688,76 тыс. руб.

Пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год органом регулирования расчет операционных (подконтрольных) расходов произведен на основании формулы (10) пункта 36 Методических указаний № 760-э:

(тыс. руб.), (10)


 

где:

ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э, тыс. руб. (19 688,76 тыс. руб. - установлен постановлением РСТ от 18.12.2018 № 84/7);

ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах (1% - установлен постановлением РСТ от 18.12.2018 № 84/7);

ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год (103,0%);

Кэл - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемый равным 0,75;

ИКАi - индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний № 760-э (-0,03 – в заявлении о разногласиях требования по данному показателю Заявителем не указаны).

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования при установлении операционных (подконтрольных) расходов для ООО «ТГК» на 2020 год

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов», «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «Расходы на служебные командировки», «Расходы на обучение персонала» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

3. Статья затрат «Отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает экономически обоснованными отчисления на социальные нужды на 2020 год в размере 7 265,95 тыс. руб.

Органом регулирования учтено 3 242,08 тыс. руб.

Сумма спора составляет 4 023,87 тыс. руб.

Заявителем не оспаривается ставка отчислений на социальные нужды, которая учтена РСТ в размере 30,0%, разногласия связаны с величиной расходов на оплату труда.

В связи с отказом в удовлетворении требований ООО «ТГК» по статье «Расходы на оплату труда», требования по статье «Отчисления на социальные нужды» также не подлежат удовлетворению.

4. Статья затрат «Арендная плата».

Заявитель считает экономически обоснованной величину арендной платы в размере 7 348,34 тыс. руб.

Органом регулирования учтено 920,60 тыс. руб.

Сумма спора составляет 6 427,74 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование данной статьи затрат ООО «ТГК» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- договор аренды имущественного комплекса котельной № 39421 от 01.11.2018, дополнительные соглашения от 17.06.2019 № 1, от 21.06.2019 № 2;

- письма от 17.12.2019 № 913, от 17.12.2019 № 196;

- справка о размере ежемесячной амортизации арендованного имущества по договору аренды от 01.11.2018 № 39421;

- заключение экспертизы от 17.12.2019 № 085 04 00081;

- заключения экспертизы промышленной безопасности;

- счет-фактуры на арендную плату за 2019 год.

РСТ расходы по статье «Арендная плата» на 2020 год учтены на уровне, принятом в тарифном решении на 2018, 2019 годы согласно фактическим расходам за 2016 год ОАО ТКЗ «Красный котельщик» на амортизацию, налог на имущество, налог на землю по переданному в аренду имущества (информация о фактических расходах за более поздний период в РСТ не представлена).

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации арендодателем, а также уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с п. 45 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования ООО «ТГК» по статье «Арендная плата» удовлетворению не подлежат.

5. Статья затрат «Расходы на электрическую энергию».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на электрическую энергию в размере 53 182,42 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 32 472,71 тыс. руб.

Сумма спора составляет 20 709,71 тыс. руб. в части объемов электрической энергии.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Пунктом 27 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

(тыс. руб.), (5)

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- договор энергоснабжения от 01.06.2019 № 6120105892;

- расчет электроэнергии на выработку и транспортировку тепловой энергии;

- расчет электроэнергии, необходимой для передачи городской воды на котельную;

- расчет технологических потерь электроэнергии при работе котельной;

- паспорта на насосное оборудование;

- схема электроснабжения котельной;

- формы № 1-ТЭП за 2017 год, январь-октябрь 2018 г. ОАО ТКЗ «Красный котельщик»;

- форма № 1-ТЭП за ноябрь-декабрь 2018 г. ООО «ТГК».

В письменном мнении Орган регулирования отмечает, что заявленный объем потребления электроэнергии не содержит обоснованные значения технических характеристик оборудования котельной. В связи с не полной загрузкой оборудования котельной расчет потребления электроэнергии, основанный на максимальных (паспортных) характеристиках оборудования, приводит к завышению определяемой величины потребления электроэнергии.

Объем потребления электроэнергии на 2020 год принят РСТ в размере, учтенном в действующем тарифном решении на 2019 год, и равному потребления электроэнергии ОАО ТКЗ «Красный котельщик» на 2018 год с учетом фактических показателей 2016 года и полностью идентичном оборудовании с учетом корректировки изменившегося объема выработки ТЭ и объема полезного отпуска ТЭ (информация о фактических расходах за более поздний период в РСТ не представлена). Цена за потребленную электроэнергию принята по заявке организации в размере 5,74 руб./Гкал.

Согласно информации, представленной ООО «ТГК», фактическое удельное потребление электроэнергии на выработку 1 Гкал/ч за 2018 год составляет 44,44 кВтч/Гкал.

Органом регулирования на 2020 год данный показатель учтен в размере 48,59 кВтч/Гкал. Заявитель просит принять данный показатель в размере 79,57 кВтч/Гкал.

ФАС России отмечает, что в соответствии со статистическими формами отчетности № 1-ТЭП за январь-октябрь ОАО ТКЗ «Красный котельщик» и ноябрь-декабрь ООО «ТГК» 2018 года фактический удельный расход электрической энергии на производство 1 Гкал тепловой энергии составил 47,70 кВтч/Гкал, что меньше величины, учтенной РСТ Ростовской области.

На основании вышеизложенного, требований ООО «ТГК» по статье «Расходы на электрическую энергию» удовлетворению не подлежат. При этом, согласно удовлетворению требований Заявителя по величине полезного отпуска, данная статья расходов подлежит пересмотру с учетом изменения балансовых показателей.

6. Статья затрат «Расходы на холодную воду».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на холодную воду в размере 9 851,03 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 4 591,95 тыс. руб.

Сумма спора составляет 5 259,08 тыс. руб. в части объемов холодной воды.

Расходы по данной статье затрат определяются в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 27 Методических указаний № 760-э.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- единый договор № 2100-ВК холодного водоснабжения и водоотведения от 17.07.2019;

- определение количества воды, необходимое для производства и передачи тепловой энергии на 2020 год;

- расчет объема систем потребителей, подключенных к сетям ООО «ТГК» на 2020 год;

- расчет объема систем потребления, подключенных к сетям МУП «Городское хозяйство» на 2020 год;

- расчет объема систем потребления завода на 2020 год;

- количество воды, необходимое для заполнения систем и трубопроводов, эксплуатационных испытаний, плановых промывок на 2020 год;

- нормативное годовое значение потерь воды, обусловленных утечками (подпитка) на 2020 год;

- характеристика тепловых сетей ООО «ТГК».

В письменном мнении Орган регулирования отмечает, что заявленный объем водоснабжения не подтвержден фактическими объемами поставки, актами, ведомостями объемов по точкам подключения. Заявленный ООО «ТГК» объем воды и представленный расчет не содержат обоснованные показатели и параметры.

Объем холодной воды, учтенный РСТ при определении расходов ООО «ТГК» на 2020 год в размере 105,32 тыс. куб.м., соответствует объему холодной воды, принятому в действующем тарифном решении на 2019 год на основании фактического показателя ее потребления за 2016 год ОАО ТКЗ «Красный котельщик», ранее эксплуатирующего заявленные объекты системы теплоснабжения (информация о фактических расходах за более поздний срок в РСТ не представлена).

Тариф на воду, поставляемую МУП Управление Водоканал г. Таганрог в 2020 году, утвержден постановлением РСТ от 16.12.2019 № 64/22 в следующих размерах: 1 полугодие – 42,89 руб./куб.м, 2 полугодие – 44,41 руб./куб.м. Данные показатели учтены органом регулирования при определении расходов на холодную воду для ООО «ТГК». Заявителем расчет выполнен исходя из тарифа 36,39 руб./куб.м без НДС.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны РСТ Ростовской области при определении расходов на холодную воду. При этом, согласно удовлетворению требований Заявителя по величине полезного отпуска, данная статья расходов подлежит пересмотру с учетом изменения балансовых показателей.

7. Статья затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в размере 29 753,89 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 24 724,91 тыс. руб.

Сумма спора составляет 5 028,98 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- единый договор № 2100-ВК холодного водоснабжения и водоотведения от 17.07.2019;

- определение количества воды, необходимое для производства и передачи тепловой энергии на 2020 год;

- баланс водопотребления и водоотведения.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Экспертным заключением органа регулирования на 2020 год ООО «ТГК» на тарифное регулирования по данной статье была заявлена величина 24 748,44 тыс. руб., что на 23,53 тыс. руб. меньше величины, учтенной Органом регулирования.

РСТ по данной статье учтены расходы с учетом:

- услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя), оказываемой МУП «Городское хозяйство» в размере 2 107,98 тыс. руб.;

- услуги водоотведения, оказываемой МУП «Управление Водоканал» г. Таганрог в размере 2 107,98 тыс. руб.

Объем передачи тепловой энергии принят РСТ в размере, учтенном в действующем тарифном решении на 2019 год с учетом полезного отпуска тепловой энергии, откорректированного по решению ФАС России от 06.06.2019 № СП/47792/19: в 1 полугодии – 51,95 тыс. Гкал, во 2 полугодии – 30,18 тыс. Гкал.

Тариф на передачу тепловой энергии учтен в размере, утвержденном постановлением РСТ от 19.12.2019 № 67/2 «О корректировке тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, технологически присоединенным к тепловым сетям ООО «Таганрогская генерирующая компания», оказываемые МУП «Городское хозяйство», на 2020 год»: в 1 полугодии – 262,23 руб./Гкал, во 2 полугодии – 298,0 руб./Гкал.

Объем водоотведения принят равному объему холодной воды, учтенному по статье «Расходы на холодную воду» 105,32 тыс. куб.м.

Тариф на водоотведение для МУП «Управление Водоканал г. Таганрог» в 2020 году утвержден постановлением РСТ от 16.12.2019 № 64/22 в следующих размерах: 1 полугодие – 19,69 руб./куб.м., 2 полугодие – 20,34 руб./куб.м.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлено документы, подтверждающие фактические расходы по данной статье за предыдущие периоды регулирования, расчеты баланса водопотребления и водоотведения не подтверждены обосновывающими документами.

На основании вышеизложенного, требования ООО «ТГК» по статье «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» удовлетворению не подлежат. При этом, согласно удовлетворению требований Заявителя по величине полезного отпуска, данная статья расходов подлежит пересмотру с учетом изменения балансовых показателей.

8. Статья затрат «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 7 483,39 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 13,76 тыс. руб.

Сумма спора составляет 7 469,63 тыс. руб. в части не учета РСТ гос.пошлины, сброса сточных вод, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- акты № 9-В, № 14-В, № 17 к договору аренды нежилого помещения 39421 от 01.11.2018 г.;

- счета-фактуры МУП «Управление «Водоканал» за 1-й квартал 2019 года;

- счет-фактуры ОАО ТКЗ «Красный котельхщик» за 1-й квартал 2019 года.

В соответствии с пп б) пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Представленные заявителем счет-фактуры на оплату услуг за сброс загрязняющих веществ в сточные воды и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не являются обоснованием, что данные расходы понесены в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

На основании вышеизложенного, требования ООО «ТГК» по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» удовлетворению не подлежат.

9. Статья затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним в размере 73,95 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Сумма спора составляет 73,95 тыс. руб.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- договор специального банковского счета поставщика № 40821810652090000268 от 19.12.2018;

- соглашение о взимании платы за услуги Банка к Договору банковского счета № 40821810652090000268 от 19.12.2018.

ФАС России отмечает, что по данной статье ООО «ТГК» заявлены расходы на услуги банка, которые относятся в операционным (подконтрольным) расходам. Анализ по данной статье представлен в разделе 2 настоящего решения.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» удовлетворению не подлежат.

10. Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованной величину расчетной предпринимательской прибыли в размере 8 621,38 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 3 093,21 тыс. руб.

Сумма спора составляет 5 528,17 тыс. руб.

По данной статье затрат оспаривается величина расчетной предпринимательской прибыли, которая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 устанавливается для регулируемой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) настоящего документа.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

С учетом необходимости пересмотра расходов по статьям «Расходы на электрическую энергию», «Расходы на холодную воду», «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» также подлежат пересчету.

11. Статья затрат «Налог на прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованной величину налога на прибыль в размере 1 724,28 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Сумма спора составляет 1 724,28 тыс. руб.

В своем заявлении ООО «ТГК» просит учесть налог на прибыль на величину расчетной предпринимательской прибыли.

ФАС России отмечает, что в соответствии с приложением 4.6. к Методическим указаниям № 760-э расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» относятся к расходам после налогообложения и не учитываются при определении расходов на прибыль.

Таким образом, налог на прибыль рассчитывается только исходя из величины нормативной прибыли.

Налог на прибыль учитывается на основании экономически обоснованных расходов из прибыли на основании совокупности пунктов 71, 73, 74, 75 Основ ценообразования № 1075 (разъяснительное письмо ФАС России от 15.07.2019 № ВК/60173/19).

На основании вышеизложенного, требований ООО «ТГК» по статье «Налог на прибыль» удовлетворению не подлежат.

12. Статья затрат «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования».

Заявитель считает экономически обоснованной величину затрат по данной статье в размере 14 314,42 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере (- 1 097,83) тыс. руб.

Сумма спора составляет 15 412,25 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Заявителем в адрес ФАС России и РСТ Ростовской области представлены:

- договор аренды котельной № 201730268 от 21.12.2017;

- акт приема-передачи от 02.11.2018;

- форма № 46-ТЭ за период ноябрь-декабрь 2018 г. ООО «ТГК»;

- реестры выставленных счетов-фактур за ноябрь-декабрь 2018 г.;

- акты и счет-фактуры за ноябрь, декабрь 2018 года;

- договоры поставки 2018 г.;

- штатное расписание с 01.12.2018;

- положение об оплате труда ООО «ТГК» на 2018 год;

- расчетная ведомость за ноябрь, декабрь 2018 г.;

- формы № 4-ФСС, форма по КНД 1151111 за 2018 год;

- договоры подряда;

- дефектная ведомость, локальная смета, дефектный акт;

- акты о приемке выполненных работ;

- заключение экспертизы промышленной безопасности ОАО ТКЗ «Красный котельщик» 2017 года;

- протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 486307 (единственный поставщик);

- протокол закупки товаров, работ, услуг запрос предложений № 31806146423 (единственный поставщик);

- протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» № 31806239059;

- протокол закупки товаров, работ, услуг запрос предложений № 31806144230 (единственный поставщик);

- акты к договору аренды нежилого помещения № 201730268 от 21.12.2017;

- акт по передаче тепловой энергии по тепловым сетям МУП «Городское хозяйство» от 30.11.2018, 31.12.2018;

- форма № 4-ОС за 2018 год ООО «ТГК»;

- положение об учетной политике ООО «ТГК» для целей бухгалтерского учета на 2018 год;

- справки-расчеты «Резервы отпусков».

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При этом, ФАС России отмечает, что запрос котировок у единственного поставщика не является конкурентным видом торгов. Расчеты и документы в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1075 в ФАС России и РСТ Ростовской области Заявителем не представлены.

В адрес ФАС России регулируемой организацией также не были представлены планы, графики ремонтов.

ООО «ТГК» в адрес ФАС России не был представлен расчет средней заработной платы с учетом требований Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации согласно Приложению 4.9 к Методическим указаниям № 760-э, в том числе средней ступени оплаты труда, тарифного коэффициента, не отражена учтенная величина тарифной ставки рабочего 1-го разряда согласно требований пункта 42 Основ ценообразования № 1075, которым предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. 

Приказы об утверждении нормативов удельного расхода топлива для подтверждения объема потребляемого ресурса в соответствии с требованиями пункта 35 Основ ценообразования № 1075 также не представлены.

Представленные заявителем счет-фактуры на оплату услуг за сброс загрязняющих веществ в сточные воды и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не являются обоснованием, что данные расходы понесены в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Также ФАС России отмечает, что включение в НВВ резервного фонда (резерв отпуска) не предусмотрен Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с письменной позицией Органа регулирования:

1) расчет выпадающих расходов по статье «Топливо» ООО «ТГК» не представлен. Договор поставки и транспортировки газа ООО «ТГК» с ресурсоснабжающей организацией на 2018 год не заключался. В качестве обоснования выпадающих расходов по статье «Топливо» представлены акты к договору аренды имущества с указанием объема газа (объем не обоснован) и цены;

2) расчет выпадающих расходов по статье «Электроэнергия» не представлен. Договор энергоснабжения на 2018 год с электроснабжающей организацией не заключался. Представлены акты к договору аренды имущества с указанием объемов потребления электроэнергии (объемы не обоснованы) и цены с ОАО ТКЗ «Красный котельщик», а также счета-фактуры ОАО ТКЗ «Красный котельщик» с гарантирующим поставщиком;

3) расчет выпадающих расходов по статье «Сырье и материалы» ООО «ТГК» не представлен. Также не представлены платежно-расчетные документы, документы о фактическом списании сырья и материалов за 2018 год. Согласно пояснительной записке ООО «ТГК» фактические выпадающие расходы за ноябрь-декабрь 2018 года составили 1 580,34 тыс. руб., согласно отчету о фактической себестоимости, подписанного директором ООО «ТГК» - 779,75 тыс. руб.;

4) расчет выпадающих расходов по статье «Холодная вода» ООО «ТГК» не представлен. Договор водоснабжения на 2018 год не заключался. Представлены акты к договору аренды имущества с указанием объемов расхода ресурсов (объемы не обоснованы) и цены с ОАО ТКЗ «Красный котельщик», а также счета-фактуры ОАО ТКЗ «Красный котельщик» с МУП Управление водоканал г. Таганрог;

5) расчет выпадающих расходов по статьям «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды» ООО «ТГК» не представлен. С учетом фактического полезного отпуска за ноябрь-декабрь 2018 года выручка ООО «ТГК», отнесенная на статью «Оплата труда», превышает фактические затраты по указанной статье;

6) расчет выпадающих расходов по статье «Ремонт основных средств» ООО «ТГК» не представлен. Заключение промышленной безопасности от 2017 года выдано ОАО ТКЗ «Красный котельщик». Принимая во внимание заключение договора подряда от 05.03.2018 № 19 до начала регулируемой деятельности, отсутствие документации о проведении торгов, выпадающие расходы по статье отсутствуют;

7) расчет выпадающих расходов по статье «Услуги регулируемых организаций» ООО «ТГК» не представлен. С учетом фактического полезного отпуска за ноябрь-декабрь 2018 года выручка ООО «ТГК», отнесенная на статью «Услуги регулируемых организаций», превышает фактические затраты по указанной статье;

8) расчет выпадающих расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» ООО «ТГК» не представлен. Принимая во внимание, что представленные договоры заключены ранее даты, с которой ООО «ТГК» владело заявленным имуществом, отсутствие документации о проведении торгов, наличием в договорах противоречивых данных, выпадающие расходы по данной статье не выявлены;

9) расчет выпадающих расходов по статье «Расходы на оплату иных работ и услуг» ООО «ТГК» не представлен. Экспертиза материалов и расчет НУР и НТП сторонней организации не является обязательным в соответствии с действующим  законодательством, договоры заключены и услуги оказаны до начала осуществления регулируемой деятельности ООО «ТГК»;

10) расчет выпадающих расходов по статье «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» ООО «ТГК» не представлен. Не представлены договор, заключенный между ООО «ТГК» и МУП «Управление «Водоканал», обоснования цен, указанных в актах к договору аренды имущества между ОАО ТКЗ «Красный котельщик» и ООО «ТГК» от 30.11.2018 и 28.12.2018, документы, обосновывающие фактически понесенные ООО «ТГК» расходы и оказание негативного влияния на сточные воды в систему водоотведения МУП «Управление «Водоканал».

11) При расчете тарифов на 2018 год по статье «Оплата труда» учтены расходы на фонд оплаты труда на 12 месяцев, таким образом расходы на оплату отпусков сотрудников учтены и не могут повторно учитываться по статье «Резервный фонд».

Таким образом, требования ООО «ТГК» по статье «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «Таганрогская генерирующая компания» и Региональной службой по тарифам Ростовской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей пункт 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ТГК», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Региональной службой по тарифам Ростовской области (рег. № 48210/20 от 17.03.2020).

3. Признать экономически обоснованную величину полезного отпуска тепловой энергии для ООО «ТГК» на 2020 год в размере 100,43 тыс. Гкал, исключению подлежат 5,56 тыс. Гкал.

4. На основании пункта 3 настоящего решения органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести перерасчет величин расходов на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий расчет отразив в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статьям затрат «Расходы на топливо», «Расходы на электрическую энергию», «Расходы на холодную воду», «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности», «Расчетная предпринимательская прибыль».

5. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 декабря 2020 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2020 год для ООО «ТГК», на основании пунктов 3, 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «ТГК» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для ООО «ТГК» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ООО «ТГК».

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265
ООО "Таганрогская генерирующая компания"
ИНН 6154150744, ОГРН 1176196056541
Ростовское УФАС России
ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172