Предписание №СП/104099/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаро... от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2021
№ 890/21, Акт проверки ФАС России от 25.10.2021 № 106/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на 2019-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 27.08.2021 № 890/21 установлено в том числе, что плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Орган регулирования) тарифов в электроэнергетике на 2019-2021 годы в отношении АО «Хабаровская горэлектросеть» (далее – Регулируемая организация,
АО «ХГЭС»).

Постановлением Комитета от 26.12.2014 № 43/16 определены необходимая валовая выручка (далее – НВВ) и долгосрочные параметры регулирования
АО «ХГЭС» на 2015-2019 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 237 027,28 тыс. руб.

Постановлением Комитета от 25.12.2019 № 45/9 определены НВВ и долгосрочные параметры регулирования акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в сумме 298 305,52 тыс. руб.

Тарифы в отношении АО «ХГЭС» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации НВВ на долгосрочный период регулирования на
2015-2019 годы и 2020-2024 годы.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная Комитетом на 2019 год, составляет 490 003,89 тыс. руб., на 2020 год – 500 484,57 тыс. руб., на 2021 год –
685 440,56 тыс. руб.

По результатам исполнения решения ФАС России от 04.06.2020
№ СП/47378/20 Комитетом были пересмотрены базовый уровень подконтрольных расходов АО «ХГЭС» на 2020 год (установлен в размере 357 894,35 тыс. руб.), а также НВВ на 2020 год соответствующими решениями Комитета.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2015, 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение о проведенной экономической экспертизе предложения об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям открытого акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на второй долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (дело от 05.05.2014 года № 8/ТЭК) (далее – Экспертное заключение на 2015 год); экспертное заключение о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2015-2019 годы, по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2019 год (дело от 05.05.2014 года № 8/ТЭК, от 03.05.2018 № 18/ТЭК) (далее – Экспертное заключение на 2019 год); экспертное заключение о проведенной экономической экспертизе предложения об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на третий долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (дело от 30.04.2019 № 22/ТЭК), дополнение к экспертному заключению от 31.03.2021 о проведенной экономической экспертизе предложения об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на третий долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (дело от 30.04.2019 № 22/ТЭК) (далее – Экспертное заключение на 2020 год); экспертное заключение о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020 - 2024 годы, по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2021 год (дело от 30.04.2019 № 22/ТЭК, от 12.05.2020
№ 52/ТЭК), дополнение к экспертному заключению о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы, по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2021 год (дело от 30.04.2019 № 22/ТЭК, от 12.05.2020 № 52/ТЭК), дополнение к экспертному заключению от 31.03.2021 о корректировке индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы, по сетям акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2021 год (дело от 30.04.2019 № 22/ТЭК, от 12.05.2020 № 52/ТЭК)  (далее – Экспертное заключение на 2021 год), а также возражения (замечания) по положениям Акта проверки от 25.10.2021 № 106/21, направленные письмами от 21.02.2022 № 2-1-12-607 (рег. от 21.02.2022
№ 27739-ЭП/22) и от 14.04.2022 № 2-1-12-1477 (рег. от 14.04.2022 № 69986-ЭП/22) (далее – Возражения).

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила № 1178) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Кроме того, ФАС России установлено, что в нарушение пункта 23 Правил
№ 1178 по всем статьям (подстатьям) Комитетом не представлен анализ экономической обоснованности фактических и принятых расходов,
первичной, бухгалтерской и иной представленной Обществом документации в соответствии с требованиями, в том числе пунктов 5, 7, 29 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2015 год расходы по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Подконтрольные расходы из прибыли» приняты Комитетом без достаточного экономического обоснования.

В Возражениях Органом регулирования отмечено, что представить обосновывающие документы по указанным статьям затрат не представляется возможным в силу их уничтожения в порядке, установленном Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526, с составлением акта от 28.05.2021 № 1 «О выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению».

 

2. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год

2.1. Работы и услуги производственного характера

Расходы на работы и услуги производственного характера определены Органом регулирования на 2020 год в размере 42 600,99 тыс. руб. при заявленной Регулируемой организацией величине 99 519,20 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье затрат за 2018 год составили
42 035,40 тыс. руб.

Комитетом по данной статье затрат учтены в том числе расходы на ведение реестров эмитента ценных бумаг (126,20 тыс. руб.) и членские взносы в Ассоциацию Саморегулируемая организация «Содействие развитию стройкомплекса Дальнего Востока» (АСО СРСК ДВ) (103,80 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что указанные расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год подлежат расходы по данной статье затрат в размере
230,00 тыс. руб. (126,20 тыс. руб. + 103,80 тыс. руб.).

 

3. Корректировки НВВ

Корректировки НВВ определены Комитетом в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов на 2019 год в размере
(-2 562,63) тыс. руб., на 2020 год в размере (-1 861,13) тыс. руб., на 2021 год в размере (-274,91) тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов на 2019 год в размере
(-5 402,08) тыс. руб., на 2020 год в размере (-25 609,55) тыс. руб., на 2021 год в размере 32 059,87 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2019 год в размере 37 260,41 тыс. руб., на 2020 год в размере 17 101,32 тыс. руб., на 2021 год в размере 0 тыс. руб.;

- корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2019 год в размере 0 тыс. руб., на 2020 год в размере 0 тыс. руб., на 2021 год в размере (-113 208,51) тыс. руб.;

- корректировка в связи с достижением (недостижением) показателей качества и надежности на 2019 год в размере 0 тыс. руб., на 2020 год в размере 0 тыс. руб., на 2021 год в размере 6 370,05 тыс. руб.;

- корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2019 год в размере 0 тыс. руб., на 2020 год в размере (-12 639,92) тыс. руб., на
2021 год в размере (-34 008,21) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не произведен анализ исходных данных для расчета указанных корректировок НВВ на 2019-2021 годы.

Комитету при определении корректировок НВВ необходимо руководствоваться пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, в том числе учитывать параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктом 23 Правил
№ 1178.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим положения пунктов 5, 7, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на 2020 год расходы в сумме
230,00 тыс. руб. по статье затрат «Работы и услуги производственного характера»;

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по статье затрат «Корректировки НВВ» на 2019-2021 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на 2019-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.03.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530