Решение №СП/12536/22 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 18 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 01.11.2021 № СП/93034/21

 

Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) по результатам рассмотрения отчета Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области об исполнении предписания ФАС России от 01.11.2021

№ СП/93034/21 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «ЖДК-Энергоресурс» (далее

  • регулируемая организация) на 2016 — 2020 гг., установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 01.11.2021 № СП/93034/21 (далее — Предписание ФАС России) Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее — Орган регулирования, Управление) было предписано устранить нарушения

законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

«2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «ЖДК-Энергоресурс» расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» (в части процентов по кредитам) за 2019 год и за 2020 год.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЖДК-Энергоресурс» при установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

    • «Расходы на оплату труда» на 2019 год;
    • «Расходы на сырье и материалы» на 2019 г.;
    • «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 г.;
    • «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 г.;
    • «Расходы на оплату иных услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 г.;
    • «Расходы на обучение персонала» на 2019 г.;
    • «Другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам» на 2019 г.;
    • «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации» на 2018-2020 гг.;
    • «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2018-2020 гг.;
    • «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2020 гг.;
    • «Амортизационные отчисления» на 2018-2020 гг.;
    • «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2018-2020 гг;
    • «Расходы на топливо (Топливо на технологические цели)» на 2018-2020 гг.;
    • «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2018-2020 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов на 2019 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2019-2020 гг. ООО «ЖДК-Энергоресурс», в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

В составе рассматриваемой статье затрат учтены в том числе расходы на покрытие кассовых разрывов при обеспечении неснижаемых запасов топлива (далее

  • ННЗТ) в размере 8 310,58 тыс.руб. на 2019 год и 8 310,58 тыс.руб. на 2020 год.

В связи с отсутствием учитываемых в плановом порядке расходов на ННЗТ Предписанием ФАС России Органу регулирования было предписано исключить из состава НВВ ООО «ЖДК Энергоресурс» расходы на покрытие кассовых разрывов при обеспечении ННЗТ на 2019 и 2020 годы в части процентов по кредитам.

Из представленного Управлением во исполнение Предписания ФАС России экспертных заключений установлено следующее.

Органом регулирования дополнительно были проанализированы расходы по статье затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним».

По результатам проведенного дополнительно анализа Управлением определена сумма к исключению в размере 27 148,0 тыс.руб.:

в части расходов на покрытие кассовых разрывов по населению: 4 561,32 тыс.руб. за 2019 год;

5 965,51 тыс.руб. за 2020 год;

в части расходов на покрытие кассовых разрывов при обеспечении ННЗТ: 8 310,58 тыс.руб. за 2019 год;

8 310,58 тыс.руб. за 2020 год;

При этом Управлением также были проанализированы фактически понесенные расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам ООО «ЖДК Энергоресурс» в 2019 и 2020 годах, включая проценты по ним (в части расходов на покрытие кассовых разрывов при обеспечении ННЗТ), и признаны экономически   обоснованными   и   подлежащими    учету    расходы    в    размере 12 922,11 тыс.руб., из них 7 564,67 тыс.руб. за 2019 год и 5 357,43 тыс.руб. за 2020 год.

Таким    образом,    сумма    исключения     составила     14 225,89     тыс.руб. (27 148,0 тыс.руб. - 12 922,11 тыс.руб.).

Из представленной Органом регулирования пояснительной записки в рамках исполнения Предписания ФАС России следует, что у ООО «ЖДК Энергоресурс» отсутствуют банковские кредиты, привлеченные на конкурентной основе, так как все имущество организации – объект концессионного соглашения.

В силу положений части 6 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионер не вправе передавать в залог объект концессионного соглашения, а равно отчуждать его.

В этой связи выполнение требований коммерческих банков по обязательному залоговому обеспечению кредитов невозможно.

Таким образом, заемные средства были привлечены по ранее заключенным договорам займа между ЗАО «ОЦВ» и ООО «ЖДК-Энергоресурс» № ХО/ФУ/06-16, ХО/ФУ/01-16, ХО/ФУ/02-16, ХО/ФУ/07-16 (далее — договоры займа).

Целевое назначение договоров займа - финансирование текущей деятельности. Определить на какие именно цели и на какой из оказываемых регулируемой организацией видов деятельности направлены средства, привлеченные по договорам займа, не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, учет Управлением фактических затрат на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним (в части расходов на покрытие кассовых разрывов при обеспечении ННЗТ) за 2019 и 2020 годы является экономически необоснованным в связи с чем данные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «ЖДК Энергоресурс» 2022 года.

Расходы на ремонт основных средств.

Расходы  по   рассматриваемой  статье   затрат  на   2019  год   приняты   в размере 45 999,42 тыс.руб.

Величина затрат определена Управлением путем индексации фактических затрат, сложившихся за 2017 год.

Из материалов, представленных Управлением в рамках исполнения Предписания ФАС России, следует, что фактические расходы 2017 года превысили плановые затраты на 53% ввиду того, что основная доля ремонтов 2016 - 2017 годов была осуществлена именно в 2017 году, т. к. организация начала осуществлять регулируемую деятельность с сентября 2017 года.

Следовательно, ремонт осуществлялся компанией неравномерно и фактические расходы за 2017 год не являются в полной мере достоверными.

Экспертное заключение на 2019 год (в рамках исполнения Предписания ФАС России) содержит заявку ООО «ЖДК Энергоресурс» на сумму 47 415,37 тыс.руб.

В качестве обосновывающих материалов регулируемой организацией представлены пояснительная записка по планируемым расходам, титульный список объектов капитального ремонта основных средств на 2019 год, дефектные ведомости, сметы, графики проведения ремонтных работ на 2019 — 2023 год, технические задания, ведомости материалов.

В составе обосновывающих документов не были представлены договоры и (или) проекты договоров на выполнение ремонтных работ, а также долгосрочная ремонтная программа регулируемой организации.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, заявленных расходов на предмет необходимости осуществления ремонтных работ, а также их стоимости в экспертном заключении отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Ремонт основных средств» подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия обоснования исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на оплату труда.

Органом регулирования расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2019 год приняты в размере 315 122,95 тыс. руб. (численность: 506,58 чел. (промышленно-производственного персонала (далее - ППП) 379,21 чел., цехового персонала (далее - ЦЕХ) 77,17 чел., административно-управленческого персонала (далее - АУП) 50,2 чел.).

Средняя заработная плата по всему персоналу составляет 51 815,8 руб. в месяц

или:

ППП – 47 803,88 руб. в месяц; ЦЕХ – 48 614,58 руб. в месяц; АУП – 87 274,67 руб. в месяц.

Предписанием ФАС России Органу регулирования было предписано провести дополнительный экономический анализ принятых расходов на оплату труда с учетом фактических результатов деятельности организации и тарифной заявки регулируемой организации с предоставлением расчета учтенных затрат.

Из представленного Экспертного заключения на 2019 год (в рамках исполнения Предписания ФАС России) следует, что Орган регулирования определяет размер заработной платы путем индексации фактически сложившихся расходов на оплату труда и приведением к необходимой численности персонала.

Численность промышленно-производственного персонала учтена исходя из фактических значений за 10 месяцев 2018 года.

Численность цехового персонала и административно-управленческого персонала учтена на уровне нормативной численности персонала.

Фактическая численность всего персонала за 2017 год сложилась 498,97 чел., что ниже на 7,61 чел. от учтенного на 2019 год (506,58 чел.).

ФАС России отмечает, что анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2017 год Органом регулирования не произведен.

ООО «ЖДК Энергоресурс» в рамках тарифной заявки расчетным путем определяет среднюю заработную платы в размере 50 214,7 руб. по всему персоналу или:

ППП - 46 293,94 руб. в месяц; ЦЕХ - 49 604,82 руб. в месяц; АУП - 82 263,63 руб. в месяц.

Анализ тарифной заявки регулируемой организации Управлением на предмет соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации не произведен.

При расчете тарифов на тепловую энергию Органу регулирования необходимо также учитывать фактический уровень заработной платы, сложившийся по региону за последний отчетный период регулирования по виду деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

Так, в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области заработная плата за 2017 год составила 31 082,2 тыс.руб. в месяц, с учетом фактического ИПЦ на 2018 год и планового   ИПЦ   на    2019    год    заработная    плата    на    2019    год    составит 33 454,83 тыс.руб.в месяц.

Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия обоснования исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Операционные (подконтрольные) расходы (корректировка на 2020 год).

В связи с необходимостью дополнительного анализа расходов на ремонт основных средств и оплату труда расходы, учитываемые при корректировке, также подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Отчисления на социальные нужды.

Учитывая некорректный расчет расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» на базовый период регулирования 2019 год    расходы по статье затрат

«Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Амортизационные отчисления.

Расходы приняты Управлением в размере:

на 2018 год – 69 432,65 тыс.руб.;

на 2019 год – 84 188,90 тыс.руб.;

на 2020 год – 59 059,72 тыс.руб.

Ввиду отсутствия в экспертных заключениях на 2018-2020 годы анализа учтенных затрат, а также расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»,

Предписанием ФАС России Органу регулирования было предписано произвести дополнительный экономический анализ.

Во исполнение Предписания ФАС России Управлением произведен дополнительный экономический анализ затрат по статье «Амортизационные отчисления» и представлен расчет учтенных расходов на 2018 и 2020 годы.

Расчет учтенных затрат на 2019 год Органом регулирования не представлен.

Из представленных расчетов следует, что расходы на амортизацию на 2020 год определены следующим образом.

Управлением определена сумма амортизационных отчислений по всем объектам ООО «ЖДК Энергоресурс», из которой в последующем исключены затраты, отображенные на счетах бухгалтерского учета № 98 МинЖХ и № 98 КУМИ, и дополнительно учтены затраты, отображенные по счетам бухгалтерского учета № 25 и 26 регулируемой организации (59 059,17 тыс.руб. = 104 338,3 тыс.руб.

–     36 179,14     тыс.руб.     –     12 059,72     тыс.руб.     +     2 731,84     тыс.руб.     +

357, 882 тыс.руб.).

Кроме того, представленный Управлением расчет расходов на амортизационные отчисления по части объектов не содержит максимальных сроков полезного использования и группы амортизационных отчислений, предусмотренных Классификатором основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002

№ 1.

Учитывая вышеизложенное, расходы на амортизационные отчисления подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия обоснования исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Расчетная предпринимательская прибыль.

Учитывая необходимость пересмотра зависимых статей затрат расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» также подлежит дополнительному экономическому анализу и обоснованию в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

  1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области неисполнившим предписание ФАС России от 01.11.2021 № СП/93034/21.
  2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписания ФАС России от 01.11.2021 № СП/93034/21 — 01.04.2022.
  3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано предписанием ФАС России от 01.11.2021 № СП/93034/21, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
    • решения органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано предписанием от 01.11.2021 № СП/93034/21;
    • протокола заседания правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное предписанием от 01.11.2021 № СП/93034/21;
    • экспертного заключения по делу   об   установлении   цен   (тарифов) на тепловую энергию для ООО «ЖДК-Энергоресурс», в котором отражен результат исполнения предписания от 01.11.2021 № СП/93034/21.

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны