Решения по тарифам №31/51506/19 без аннотации от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее —Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев в досудебном порядке спор по заявлению АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 19.02.2019 №И-ЭГН-2019-0628, вх. от 21.02.2019 рег. № 29706/19), возникший с Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на водоснабжение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в лице <...> АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» <...>, <...> АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» <...>, представителя по доверенности № 193-ЭГН <...>, а также представителей Департамента (посредством видеоконференцсвязи) в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация указывает на то, что Департаментом на 2019 год тариф на водоснабжение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленному спору Комиссия отмечает следующее.

Приказом Департамента от 30.11.2018 № 159-т «Об установлении акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» тарифов на питьевую и техническую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями муниципального образования город Ноябрьск и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019 - 2023 годы» утвержден тариф на оказываемую услугу водоснабжения на 2019-2023 годы методом индексации в размере 44,27 руб./куб. м.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом для Заявителя в части оказываемых услуг водоснабжения, составляет 289 267,40 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на водоснабжение на 2019 год расходы в общем размере 24 312,10 тыс. руб. по статьям «Проценты по кредитам и займам» в размере 13 596,49 тыс. руб. и «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (безнадежная дебиторская задолженность)» в размере 10 715,61 тыс. руб.

В соответствии с письменным мнением органа регулирования (и Экспертным заключением по делу № 196,197 «Об установлении тарифов на питьевую и техническую акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» для расчетов с потребителями муниципального образования  город Ноябрьск, и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2019-2023 годы» (далее – Экспертное заключение на 2019-2023 годы) 10 апреля 2018 года в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая система) и водоотведения, теплоснабжения на 2018-2037 гг. заключено концессионное соглашение (распоряжение Правительства ЯНАО от 18.04.2018 № 221-РП «Об одобрении Концессионного соглашения между Ямало-Ненецким автономным округом, муниципальным образованием г. Ноябрьск и АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» от 10 апреля 2018 года в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения (закрытая система) и водоотведения, теплоснабжения) (далее – концессионное соглашение от 10.04.2018).

Согласно пункту 6.5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, является существенным условием при заключении концессионного заключения.

Пунктом 8.7. концессионного соглашения от 10.04.2018, определено, что:

- установление тарифов Концессионера в течение срока действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с указанными долгосрочными параметрами регулирования тарифов Концессионера;

- объем валовой выручки, получаемой Концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе год срока действия концессионного соглашения принимается в размере, указанном в концессионном соглашении.

Объем валовой выручки, указанный в концессионном соглашении, на 2019 год по централизованной системе холодного и горячего водоснабжения – 289 935,79 тыс. руб., при этом при установлении тарифов на водоснабжение на 2019 год, как было отмечено ранее, объем НВВ составил 289 267,40 тыс. руб.

Орган регулирования при установлении долгосрочных тарифов на водоснабжение на 2019-2023 годы руководствовался предельным (максимальным) ростом необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемого вида деятельности в сфере водоснабжения, по отношению к предыдущему году, указанный в концессионном соглашении. Вместе с тем, согласно подпункту 1 части 12 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или предусмотрены договором аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо соглашением об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и были согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, орган регулирования тарифов обязан учитывать их при формировании тарифов. Тарифы при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов устанавливаются в порядке, определенном Основами ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 31(1) Основ ценообразования № 406, для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов № 406, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора).

В соответствии с пунктом 67(7) Правил регулирования № 406 орган регулирования тарифов согласовывает значения долгосрочных параметров регулирования тарифов и метод регулирования тарифов, содержащиеся в проекте концессионного соглашения, приложенном к предложению о заключении концессионного соглашения, если рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления им регулируемых видов деятельности, рассчитанной на каждый год планируемого срока действия концессионного соглашения, не превышает предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, указанный в документах и материалах, предоставленных инициатору в соответствии с частью 2 статьи 52 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон о концессионных соглашения № 115-ФЗ), если такие документы и материалы были запрошены инициатором.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 47 Федерального закона о концессионных соглашения № 115-ФЗ предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности не является самостоятельным критерием конкурса на право заключения концессионного соглашения, а используется для расчета долгосрочных параметров деятельности концессионера, которые являются критерием конкурса.

Отмечаем, что Основы ценообразования № 406 не содержат положений, предусматривающих возможность не проводить корректировку тарифов, в том числе корректировку неподконтрольных расходов, предусмотренную пунктом 80 Основ ценообразования № 406 в случаях, если указанная корректировка приведет к превышению предельного (максимального) роста необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности.

Кроме того, исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, долгосрочные тарифы в сфере водоснабжения для регулируемых организаций, владеющих централизованными объектами водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, устанавливаются в порядке, предусмотренном пунктом 31(1) Основ ценообразования № 406, на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, в том числе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, являющихся существенным условием концессионного соглашения.

Положениями законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения учет иных условий концессионного соглашения (в указанном случае предельного роста необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемого вида деятельности, который в соответствии с положениями Федерального закона о концессионных соглашения № 115-ФЗ не является существенным условием концессионного соглашения) при расчете и установлении тарифов в сфере водоснабжения не предусмотрен.

1. Расходы по статье «Проценты по кредитам и займам».

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» заявляет о признании экономически обоснованной величины затрат по статье «Проценты по кредитам и займам» в размере 13 596,49 тыс. руб. в части оказываемых услуг водоснабжения, при этом органом регулирования данные расходы в НВВ регулируемой организации учтены не были.

В обоснование своей позиции по учету расходов по данной статье затрат Заявителем представлены:

- договор займа от 12.12.2014 № 325/14-ЭГН, от 12.03.2015 № 44/15-ЭГН от 15.04.2015 с ОАО «Единый расчетно-информационный центр ЯМАО» с дополнительными соглашениями;

- договор займа от 28.04.2015 № 101/15-ЭГН с ООО «Управляющей компанией «Домовой»;

- договор уступки права требования (цессии) от 21.07.2015 № 185/15-ЭГН между ООО УК «Домовой» и ОАО «ЕРИЦ ЯМАО» с актом приема-передачи;

- договор о предоставлении кредитной линии с установленным лимитом задолженности от 10.05.2018 № 160/18-ЭГН с АО КБ «Агропромкредит»;

- отчет о движении денежных средств за период с 1 января по 31 декабря 2017 года (приложение к бухгалтерскому балансу);

- распределение процентов по кредитам и займам по видам деятельности АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2019 год;

- реестр начисленных процентов по договорам кредита и займа за 2017 год;

- расчет коэффициентов финансовой устойчивости АО «Энерго-Газ-Ноябрьск»;

- расчет дефицита источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности 2014-2016 годов;

- уведомление о приостановлении операций по счетам плательщика;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 51;

- распределение процентов за пользование заемными средствами в разбивке по видам деятельности;

- помесячный расчет кассового разрыва за 2017 год АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по водоснабжению;

- помесячный расчет кассового разрыва на 2019 год АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» по водоснабжению.

Орган регулирования отмечает, что расходы на проценты по кредитам и займам в части оказываемых услуг водоснабжения не были учтены Департаментом в полном объеме, поскольку экспертная группа посчитала не убедительными доводы, представленные регулируемой организацией в части пояснений о необходимости привлечения денежных средств на покрытие кассовых разрывов, возникающих в связи с неоплатой за поставку коммунальных ресурсов.

По мнению Департамента, финансирование мероприятий инвестиционной программы не может проводиться до обязательных выплат, связанных с операционной деятельностью предприятия (оплата энергетических ресурсов, выплата заработной платы, уплаты налогов).

Также, по мнению Департамента, получение кредита – это экстренная мера, которая должна применяться предприятием только в непредвиденных условиях, в связи с чем, дебиторская задолженность является прогнозируемой причиной возникновения кассовых разрывов, а для указанных целей на предприятии формируется резерв по сомнительным долгам, размер которого включается в состав НВВ регулируемой организации при утверждении тарифов.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина неподконтрольных расходов включает в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов, связанных с обслуживанием заемных средств по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В нарушение пункта 26 Правил регулирования тарифов № 406 экспертные заключения органа регулирования не содержат анализа расходов по данной статье затрат, обоснование учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов.

За период с 2010 по 2013 годы ввиду недостаточных поступлений денежных средств от реализации услуг АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» была накоплена безнадежная дебиторская задолженность в размере 1 299 000 тыс. руб., что подтверждается следующими документами:

- определения об открытии конкурсного производства;

- определения о внесении в реестр требований кредиторов;

- решения суда;

- свидетельства о ликвидации юридического лица (выписки из ЕГРЮЛ);

- приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности;

- бухгалтерские справки о списании безнадежной дебиторской задолженности;

- уведомления о приостановлении операций по счетам плательщика из-за имеющейся задолженности по налогам;

- реестр определений суда с указанием сумм безнадежной дебиторской задолженности.

При этом часть задолженности в размере 711 000 тыс. руб. была погашена целевыми бюджетными субсидиями Ямало-Ненецкого автономного округа (протокол от 16.12.2013 № 18 совещания при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа).

На начало 2014 года сформировалось отрицательное сальдо денежных потоков в размере 526 290 тыс. руб. В тарифно-балансовых решениях в 2015 - 2016 гг. по тепло-водоснабжению была учтена сумма безнадежной дебиторской задолженности в размере 177 325 тыс. руб. (Экспертное заключение по делу № 64 «Об установлении открытому акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» тарифов на питьевую воду для расчетов с потребителями, на 2015 год», Экспертное заключение по делу № 66 «Об установлении открытому акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» тарифа на водоотведение для расчетов с потребителями муниципального образования г. Ноябрьск, на 2015 год», Экспертное заключение по делу № 62 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую открытым акционерным обществом «Энерго-Газ-Ноябрьск» и отпускаемую потребителям муниципального образования г. Ноябрьск (без пос. Северная Нива), на 2015 год», Экспертное заключение по делу № 145, 146 «Об установлении открытому акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» тарифов на питьевую воду для расчетов с потребителями МО г. Ноябрьск и тарифов на техническую воду для расчетов с потребителями пос. Северная Нива, на 2016-2018 годы»).

Ввиду острой нехватки денежных средств, регулируемая организация была вынуждена привлекать заемные средства.

Фактическое движение денежных средств за период с 2014 года по 2017 год показывает, что дефицит источников на конец 2016, 2017 годов в среднем составлял порядка 650 000 тыс. рублей, при этом сумма кассового разрыва, заявленная на 2019 год, составляет 470 000 рублей.

Заявленная АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2019 год сумма процентов по кредитам и займам составляет 60 000 тыс. руб. (распределена пропорционально дебиторской задолженности на 01.01.2018, в том числе 13 596,49 тыс. руб. приходятся на оказываемые услуги водоснабжения).

Комиссия по результатам анализа представленных расчетов и обосновывающих материалов сообщает следующее.

В связи с частичным погашением безнадежной дебиторской задолженности 2010-2013 гг. за счет средств целевых бюджетных субсидий Ямало-Ненецкого автономного округа и учета выпадающих доходов в тарифно-балансовых решениях 2015-2016 гг. сумма невозмещенной безнадежной дебиторской задолженности на начало 2019 года составляет 410 675 тыс. руб.

Исходя из доли распределения между видами деятельности пропорционально дебиторской задолженности на 01.01.2018 (на водоснабжение – 22,66 %), сумма невозмещенной безнадежной дебиторской задолженности по виду деятельности водоснабжение составит 93 058,96 тыс. руб.

Заявителем расчет расходов на оплату процентов за пользование кредитными/заемными средствами по всем видам деятельности выполнен исходя из суммы кредита в размере 470 000 тыс. руб.

Кроме того, ключевая ставка по данным Центрального Банка Российской Федерации на момент установления тарифов 30.11.2018 составляла 7,50 % (с 14.09.2018). При этом расчет АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» выполнен исходя из процентной ставки 13,0 % и 12,5 %.

В соответствии с представленными Заявителем помесячными расчетами кассовых разрывов за 2017 год по водоснабжению недостаток средств АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в январе, феврале, августе, сентябре и октябре составил 38 407,80 тыс. руб.

В соответствии с представленными помесячными расчетами кассовых разрывов на 2019 год по водоснабжению недостаток средств в январе, феврале, мае, августе, сентябре и октябре будет составлять 44 587,71 тыс. руб., что не превышает сумму невозмещенной безнадежной дебиторской задолженности в размере 93 058,96 тыс. руб.

На основании анализа представленных обосновывающих документов, Комиссия считает экономически обоснованной сумму расходов по статье «Проценты по кредитам и займам» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 5 127,59 тыс. руб. (44 587,71 * (7,50% + 4,0%)) тыс. руб., что меньше величины, заявленной АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (13 596,49 тыс. руб.).

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем дополнительному учету в части оказываемых услуг водоснабжения подлежат средства в размере 5 127,59 тыс. руб.

2. Расходы по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов».

АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» заявляет о признании экономически обоснованной величины затрат по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» в части расходов на списание безнадежной дебиторской задолженности по водоснабжению в размере 10 715,61 тыс. руб.

В обоснование своей позиции по учету расходов по данной статье затрат Заявителем представлены в отношении задолженности ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания», ОАО «УЖК», ООО «Крепость», ООО «Жилсервис», ООО «Управдом»:

- определения об открытии конкурсного производства;

- определения о внесении в реестр требований кредиторов;

- решения суда;

- свидетельства о ликвидации юридического лица (выписки из ЕГРЮЛ);

- приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности;

- бухгалтерские справки о списании безнадежной дебиторской задолженности;

- уведомления о приостановлении операций по счетам плательщика из-за имеющейся задолженности по налогам.

Затраты по статье «Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов» (безнадежная дебиторская задолженность), по мнению Департамента, относятся к расходам по сомнительным долгам, при этом с целью соблюдения предельного (максимального) роста НВВ концессионера от осуществления регулируемого вида деятельности в сфере водоснабжения, указанного в концессионном соглашении, расходы по сомнительным долгам в НВВ АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2019 год не были учтены Департаментом.

Согласно пункту 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 42 Основ ценообразования № 406 определено, что сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с Экспертным заключением по делу № 168 «О корректировке установленных долгосрочных тарифов на питьевую и техническую воду и тарифов на горячую воду акционерному обществу «Энерго-Газ-Ноябрьск» для расчетов с потребителями муниципального образования город Ноябрьск, на 2017 год» (далее – Экспертное заключение на 2017 год) резерв по сомнительным долгам на 2017 год для регулируемой организации не учитывался.

Комиссия отмечает, что Экспертное заключение на 2017 год, а также Экспертное заключение на 2019 год не содержат анализа представленных регулируемой организацией документов, а также причин неучета органом регулирования резерва по сомнительным долгам на 2017 год, а также расходов на списание безнадежной дебиторской задолженности 2017 года при установлении тарифа на 2019 год.

В отношении ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания», ОАО «Управление жилищного хозяйства», ООО «Крепость», ООО «Жилищный сервис», ООО «Управдом» Заявителем представлены следующие обосновывающие документы:

- Определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.12.2013, 29.09.2014, 03.07.2013, 06.08.2012, 16.11.2011, 26.09.2011, 16.06.2011, 19.06.2012, 30.06.2011, 20.07.2011, 20.07.2011, 20.07.2011, 04.08.2011, 26.10.2011, 01.10.2012, 19.09.2011, 30.01.2013, 15.01.2013, 15.01.2013, 27.02.2013, 11.03.2012, 14.03.2012, 26.08.2014, 15.03.2012, 28.03.2012, 28.03.2012, 26.04.2012, 12.07.2011, 12.07.2011, 12.07.2011, 30.06.2011, 07.10.2011, 06.10.2011, 07.10.2011, 16.09.2011, 24.10.2011, 25.10.2011, 25.10.2011, 25.10.2011, 20.09.2011, 20.09.2011, 20.09.2011, 20.09.2011, 19.02.2011, 07.08.2012, 25.02.2011, 08.06.2012, 02.03.2012, 05.03.2012, 04.09.2014, 28.10.2014, 05.05.2015, 29.04.2015, 16.07.2013, 02.10.2014, 02.10.2014, 28.10.2014, 22.07.2014, 26.07.2013, 30.09.2014, 28.02.2012, 20.05.2011, 26.10.2012, 05.09.2011, 25.10.2011, 19.09.2011, 17.10.2012, 12.04.2012,16.04.2013, 09.12.2014, 14.01.2015, 17.12.2014, 31.10.2014, 24.09.2014, 24.09.2014, 16.04.2013, 16.03.2013, 06.04.2016, 05.06.2015, 31.10.2014, 24.09.2014, 24.09.2014, 16.04.2013, 16.04.2013, 16.04.2013, 09.12.2014, 14.01.2015, 17.12.2014;

- приказы о списании дебиторской задолженности в связи с признанием ее безнадежной от 30.12.2015 № 1008, от 30.12.2016 № 1023, от 30.12.2016 № 1025, 30.12.2016 № 1024;

- ОСВ по счету 62.1 и бухгалтерские справки за 2015 год, 2016 годы.

Таким образом, данная безнадежная задолженность ООО «Ноябрьская жилищно-сервисная компания», ОАО «Управление жилищного хозяйства», ООО «Крепость», ООО «Жилищный сервис», ООО «Управдом» не относится к 2017 году регулирования и не может быть учтена при установлении тарифов на 2019 год.

В отношении ООО «Управдом» также было предоставлено решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.07.2016 дело № А81-226/2016 о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица произведена на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства № А81-226/2016.

Согласно приказа от 29.12.2017 № 1033 «О списании дебиторской задолженности в связи с признанием ее безнадежной» задолженность в отношении ООО «Управдом» списана в размере 32 459,52 тыс. руб., что также подтверждается бухгалтерской справкой и ОСВ по счету 62.1 за декабрь 2017 года.

С учетом распределения дебиторской задолженности между видами деятельности, на водоснабжение относится сумма списанной дебиторской задолженности в размере 7 355,33 тыс. руб. (32 459,52 * 22,66%).

Предыдущим расчетным периодом регулирования для 2017 года, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные являлся 2015 год, на который был установлен тариф на водоснабжение для населения в размере 27,72 руб./куб.м.

Согласно отчетным данным за 2015 год, отраженным в форме федерального статистического наблюдения № 1-водопровод, полезный отпуск услуг водоснабжения для населения составил 4 716,5 тыс. куб. м.

Таким образом, НВВ, относимая на население, составила 130 741,38 тыс.руб. (4 716,5 тыс. куб. м*27,72 руб./куб.м.), и в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1746-э экономически обоснованные расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) составляют 2 614,83 тыс. руб., что меньше суммы списанной дебиторской задолженности в части оказываемых услуг водоснабжения (7 355,33 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного, требования АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем дополнительному учету в составе НВВ 2019 года в части оказываемых услуг водоснабжения подлежат средства в размере 2 614,83 тыс. руб.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 19.02.2019 №И-ЭГН-2019-0628, вх. от 21.02.2019 рег. № 29706/19), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа нарушившим пункты 42, 76 Основ ценообразования № 406, пункт 26 Правил регулирования № 406.

2. Частично удовлетворить требования АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», указанные в заявлении о рассмотрении в досудебном порядке спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения с Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (исх. от 19.02.2019 № И-ЭГН-2019-0628, вх. от 21.02.2019 рег. № 29706/19).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки в части оказываемых услуг водоснабжения АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2019 год расходы в общем размере в части оказываемых услуг водоснабжения - 7 742,42 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

-«Проценты по кредитам и займам» в размере 5 127,59 тыс. руб.

-«Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (безнадежная дебиторская задолженность) за 2017 год» в размере 2 614,83 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.08.2019 пересмотреть тариф на водоснабжение, установленный для АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2019 год, на основании пункта 3 настоящего решения с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на водоснабжение АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» 2019 года, учесть при установлении тарифов в сфере водоснабжения в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» на 2020-2023 годы.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоснабжения для АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которого предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для
АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск».

Связанные организации

Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск"
ИНН 8905033649, ОГРН 1048900553206
Ямало-Ненецкое УФАС России
ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420