Предписание №СП/57403/24 ПРЕДПИСАНИЕ МТП Красноярского края об устранении нарушений, ... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства тарифной политики Красноярского края, в том числе акт проверки Красноярского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Красноярским УФАС России на основании приказа Красноярского УФАС России от 10.01.2024 № 2/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства тарифной политики Красноярского края», в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Министерством тарифной политики Красноярского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075
соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания
№ 760-э).

В соответствии с приказом Красноярского УФАС России от 10.01.2024 № 2/24 проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (далее также – Регулируемая организация, АО «Енисейская ТГК-13»).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для АО «Енисейская ТГК-13» утверждены нижеследующими приказами Министерства тарифной политики Красноярского края (далее также – регулирующий орган, Министерство, Орган регулирования):

1. Приказ от 18.12.2023 № 390-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (г. Красноярск, ИНН 1901067718)»:

1.1) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Енисейская ТГК-13» в п. Березовка;

1.2) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Енисейская ТГК-13» теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии в п. Березовка;

1.3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на коллекторах источника тепловой энергии (Красноярская ТЭЦ-1) АО «Енисейская ТГК-13».

2. Приказ от 18.12.2023 № 387-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (г. Красноярск, ИНН 1901067718)»:

2.1) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО «Енисейская ТГК-13» в г. Минусинске;

2.2) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на коллекторах источника тепловой энергии (Минусинская ТЭЦ) АО «Енисейская ТГК-13» в г. Минусинске.

3. Приказ от 18.12.2023 № 383-п «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 № 473-п
«Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (г. Красноярск, ИНН 1901067718)»:

3.1) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на коллекторах источника тепловой энергии АО «Енисейская ТГК-13» филиал «Красноярская ГРЭС-2».

Данные о размерах необходимой валовой выручки (далее – НВВ), методе установления регулируемых цен (тарифов), реквизитах нормативно-правовых актов и экспертных заключений об установлении регулируемых цен (тарифов) представлены в таблице.

 

Реквизиты приказа

Реквизиты экспертного заключения

Территория действия тарифа

Метод установления тарифов

НВВ на 2024 год, тыс. руб.

от 18.12.2023 № 390-п

№ 134-23п

п. Березовка

метод экономически обоснованных расходов

2 233 451,89

от 18.12.2023 № 387-п

№ 131-23п

г. Минусинск

метод экономически обоснованных расходов

674 540,61

от 18.12.2023 № 383-п

№ 220-20

г. Зеленогорск

метод долгосрочной индексации (тарифы установлены на 2021-2025 годы)

688 291,81

 

Из экспертного заключения № 134-23п (п. Березовка) следует, что тепловая энергия вырабатывается в г. Красноярск на Красноярской ТЭЦ-1 (устанавливается тариф на коллекторах источника тепловой энергии) и передается потребителям
п. Березовка Красноярского края (устанавливается конечный тариф для потребителей), с учетом передачи по сетям АО «Красноярская теплотранспортная компания» (тариф на передачу не подлежит регулированию в ценовой зоне теплоснабжения) и ГПКК «ЦРКК» (тариф на передачу устанавливается Министерством).

В рамках проведения внеплановой документарной проверки были проанализированы материалы тарифных дел АО «Енисейская ТГК-13» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертные заключения Министерства тарифной политики Красноярского края по делам об установлении тарифов на 2024 год: Экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 134-23п на 2024 год, Экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 131-23п на 2024 год, Экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 220-20 на 2024 год, а также возражения Министерства тарифной политики Красноярского края (исх. № 72/582 от 07.03.2024) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В нарушение вышеуказанных положений экспертные заключения Министерства тарифной политики Красноярского края № 134-23п, № 131-23п,
№ 220-20 не содержат выводы экспертов относительно экономической обоснованности учтенных расходов по статье затрат «Расходы на топливо», порядка их учета, причины (по отдельным статьям) отклонений от заявленных Регулируемой организацией расходов, а также обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Таким образом, Министерству при определении расходов, включаемых в НВВ Регулируемой организации, необходимо руководствоваться вышеуказанными положениями Правил № 1075.

 

2. Расходы на топливо

2.1. Согласно экспертному заключению № 134-23п расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 1 052 034,49 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «Енисейская ТГК-13» в размере 1 061 486,37 тыс. руб.

Согласно представленному заявлению АО «Енисейская ТГК-13» (таблица 4.6 «Смета расходов», таблица 5.4 «Реестр расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя») заявленные Регулируемой организацией расходы на топливо составляют 1 061 361 тыс. руб.

В экспертном заключении № 134-23п отсутствует экономическое обоснование размера расходов на топливо, учтенных в тарифе на 2024 год.

2.2. Согласно экспертному заключению № 131-23п расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 196 141,64 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «Енисейская ТГК-13» в размере 232 572,59 тыс. руб.

В экспертном заключении № 131-23п отсутствует экономическое обоснование размера расходов на топливо, учтенных в тарифе на 2024 год.

2.3. Согласно экспертному заключению № 220-20 расходы на топливо на 2024 год определены в размере 333 969,21 тыс. руб.

В заявлении АО «Енисейская ТГК-13» приведены фактически понесенные и плановые расходы Регулируемой организации на топливо (таблица 5.4 «Реестр расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя»):

 

Расходы на топливо, тыс. руб.

Фактически понесенные в 2021 году

Прогноз расходов на 2021 год

Фактически понесенные в 2022 году

Прогноз расходов на 2022 год

Прогноз расходов на 2023 год

Прогноз расходов на 2024 год

268 269

286 072

247 893

296 596

311 115

321 729

 

ФАС России установлено, что в 2021, 2022 годах фактически понесенные Регулируемой организацией расходы были меньше прогнозных значений на 6-16%.

Заявленные Регулируемой организацией расходы на 2024 год меньше учтенных регулирующим органом на указанный период регулирования.

Соответствующее экономическое обоснование корректировки расходов на топливо на 2024 год в сторону увеличения в экспертном заключении № 220-20 не приведено.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

Расчет расходов на топливо в экспертных заключениях Министерства тарифной политики Красноярского края № 134-23п, № 131-23п, № 220-20 отсутствует.

Из представленных регулирующим органом документов и пояснений следует, что расчет расходов на топливо осуществлялся путем внесения соответствующих параметров в приложения 4.1-4.5 Методических указаний № 760-э.

Министерством в соответствии с приложением 4.4 Методических указаний
№ 760-э для перевода показателя «расход условного топлива на производство тепловой энергии» в показатель «расход натурального топлива» применены переводные коэффициенты в нижеследующих размерах:

1) уголь бурый – 0,575 при расчете тарифов на территории г. Минусинска;

2) уголь бурый – 0,546 при расчете тарифов на территориях п. Березовка,
г. Зеленогорска;

3) мазут – 1,408 при расчете тарифов на территории г. Минусинска;

4) мазут – 1,305 при расчете тарифов на территории г. Зеленогорска.

Порядок определения переводных коэффициентов в экспертных заключениях № 134-23п, № 131-23п, № 220-20 не отражен, анализ фактической калорийности угля и мазута с указанием на подтверждающие ее значения документы Министерством не проведен.

Учитывая вышеизложенное, переводные коэффициенты, указанные ниже по тексту настоящего предписания величины (показатели) и расходы на топливо в целом подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.1. Удельный расход топлива

2.1.1. Экспертное заключение № 134-23п (г. Березовка)

В заявлении АО «Енисейская ТГК-13» нормативный удельный расход условного топлива на производство тепловой энергии на 2024 год заявлен в размере 178,50 кг у. т./Гкал.

Регулирующим органом принят нормативный удельный расход условного топлива на 2024 год в размере 178,50 кг у. т./Гкал.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В экспертном заключении № 134-23п Министерством тарифной политики Красноярского края не отражено, каким образом определен удельный расход топлива, в том числе не указана информация о наличии/отсутствии норматива удельного расхода топлива, утвержденного органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в соответствии с требованиями пунктов 35, 36 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с Возражениями Министерства нормативный удельный расход топлива на производство тепловой энергии в размере 178,50 кг/у т принят исходя из утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.11.2021 №1232 для АО «Красноярская ТЭЦ-1» на 2022-2026 гг. с учетом применяемого на ТЭЦ метода распределения затрат топлива энергетическими котлоагрегатами между электрической и тепловой энергией с использованием показателей раздельного производства.

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 16.11.2021 № 1232 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2022-2026 годы» содержит лишь норматив удельного расхода топлива на производство электрической энергии в размере 302 г у.т./кВт*ч.

2.1.2. Экспертное заключение № 220-20 (г. Зеленогорск)

В заявлении о пересмотре долгосрочных тарифов на тепловую энергию
АО «Енисейская ТГК» (ТГК-13) филиал «Красноярская ГРЭС-2» нормативный удельный расход условного топлива на производство тепловой энергии на 2024 год заявлен в размере 172,12 кг у. т./Гкал.

При пересмотре долгосрочных тарифов на тепловую энергию на топливо регулирующим органом принят нормативный удельный расход условного топлива в размере 172,12 кг у. т./Гкал.

В экспертном заключении № 220-20 Министерством не отражено, каким образом определен удельный расход топлива, в составе обосновывающих материалов к экспертному заключению № 220-20 отсутствует информация об утверждении норматива удельного расхода топлива на 2024 год.

Министерством в обоснование установления норматива удельного расхода условного топлива в размере 172,12 кг у. т./Гкал представлен приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 28.07.2017 № 684 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2018, 2019, и 2020 годы». Согласно приложению к данному приказу норматив удельного расхода топлива для
ПАО «ОГК-2» Красноярская ГРЭС-2 в г. Зеленогорске на 2018, 2019, и 2020 годы установлен в размере 172,1 кг у.т./Гкал.

Таким образом, размер удельного расхода топлива на 2024 год учтен регулирующим органом на уровне установленного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.07.2017 № 684 на 2018-2020 годы нормативом удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила распределения удельного расхода топлива) , в случае если нормативы удельного расхода условного топлива на очередной расчетный период регулирования не утверждены, для целей тарифного регулирования указанные нормативы принимаются органом регулирования как минимальные значения из среднегодовых фактических удельных расходов условного топлива при производстве тепловой энергии за 3 предшествующих периода и утвержденных на предшествующий период регулирования. При отсутствии утвержденных на предшествующий период регулирования нормативов удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии указанные нормативы на очередной расчетный период регулирования определяются органом регулирования как минимальное значение из среднегодовых фактических удельных расходов условного топлива при производстве тепловой энергии за 3 предшествующих периода и принятых органом регулирования при утверждении тарифов на тепловую энергию в предшествующем периоде регулирования.

Анализ среднегодовых фактических удельных расходов условного топлива в соответствии с пунктом 5 Правил распределения удельного расхода топлива в экспертном заключении № 220-20 отсутствует.

Как указано в Возражениях, нормативный удельный расход топлива на производство тепловой энергии в размере 172,1 кг/у т принят Министерством на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 28.07.2017 № 684.

Дополнительно Министерство сообщило о том, что им при утверждении тарифов в соответствии с пунктом 5 Правил распределения удельного расхода топлива был проведен анализ среднегодовых фактических удельных расходов топлива за 3 предшествующих периода на основании предоставленных отчетных форм № 4:

2020 год – 170,82 кг/у т;

2021 год – 164,06 кг/у т;

2022 год – 174,87 кг/у т.

По отчетным формам произведен расчет величины среднего удельного расхода топлива с учетом величины нормативного удельного расхода, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.07.2017 № 684: (170,82+164,06+174,87+172,1/4)=170,46 кг/у т.

Данный расчет, как отмечает Министерство, незначительно отличается от утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.07.2017 № 684 нормативного удельного расхода топлива, в связи с чем нормативный удельный расход топлива на производство тепловой энергии Министерством принят в размере, утвержденном вышеуказанным приказом.

ФАС России отмечает, что примененный Органом регулирования подход не соответствует пункту 5 Правил распределения удельного расхода топлива.

Учитывая вышеизложенное, нормативный удельный расход условного топлива (г. Березовка, г. Зеленогорск) подлежит дополнительному экономическому анализу.

 

2.2. Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

2.2.1. Экспертное заключение № 131-23п (г. Минусинск)

В качестве топлива АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» использует уголь, приобретаемый у АО «СУЭК-Красноярск» по договору от 28.02.2022
№ ЕТГК-22/586, и мазут, приобретаемый у ПАО «НК «Роснефть» по договору от 25.01.2022 № 100022/00301Д/дополнительное соглашение № 100022/00301004, а также приобретаемый у ООО «СибПром» по договору поставки топочного мазута от 31.03.2022 № ЕТГК-2/930.

Также между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и АО «В-Сибпромтранс» заключен договор на транспортное обслуживание от 15.12.2017 № МТЭЦ 17/215.

Расходы на топливо (уголь, мазут), цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться регулирующими органами с учетом плановой (расчетной) цены на топливо, определяемой как сумма плановой расчетной цены на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановой (расчетной) стоимости доставки (перевозки), плановой (расчетной) стоимости хранения, на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Наличие у Регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает Орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075. Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена Органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен.

Согласно экспертному заключению № 131-23п цена на каждый энергетический ресурс, цена на доставку каждого энергетического ресурса, потребляемого Регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном периоде регулирования, сформированы с применением индексов роста цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2028 годов.

Исходя из приложения № 2 к экспертному заключению № 131-23п индекс роста цен на топливо в 2024 году составляет 105,70%, индекс роста цен на доставку топлива – 106,10%.

Вместе с тем в экспертном заключении № 131-23п расчет величин плановых цен на топливо отсутствует. В частности, не отражены анализ представленных Регулируемой организацией в обоснование документов и обоснование применения Органом регулирования индексного метода при расчете плановых цен на топливо.

Из представленных дополнительно Органом регулирования документов следует, что цена на уголь на 2023 год определена как фактическая цена топлива за 2021 год, указанная в шаблоне ЕИАС WARM.TOPL.Q4., с применением индексов цен на уголь на 2022 и 2023 годы:

983,38 * 1,595 * 0,887 = 1 391,45 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2023 год определена в размере 1 197,78 руб./т.н.т.

Цена топлива на 2024 год определена с применением индекса цен
на уголь на 2024 год к цене топлива, учтенной на 2023 год:

1 197,78 * 1,057 = 1 156,95 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2024 год определена в размере 1 150,32 руб./т.н.т.

Вместе с тем с 01.03.2022 уголь поставляется АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по договору от 28.02.2022 № ЕТГК-22/586, заключенному по результатам проведения запроса предложений (№ 32211098637). В соответствии с указанным договором базовая цена для Минусинской ТЭЦ в период с 01.03.2022 по 31.12.2022 составляла 875,17 руб./тн.

Экспертное заключение № 131-23п не содержит анализ учтенных договоров на предмет их заключения в результате проведения торгов и признания закупки состоявшейся. Органом регулирования не проведен сопоставимый анализ рыночных цен на аналогичный товар.

На 2024 год цена мазута определена с учетом применения индекса цен на мазут к плановой цене, учтенной при утверждении тарифов на 2023 год.

13 052,71 * 1,072 = 13 992,50 руб./т.н.т.

На 2023 год цена определена с учетом применения индекса цен на мазут к плановой цене, учтенной при утверждении тарифов на 2020 год.

11 907,90 * 1,097 = 13 062,97 руб./т.н.т.

На 2020 год цена определена как фактически сложившаяся за 9 месяцев 2019 года исходя из отчетных данных Регулируемой организации.

В отсутствие сравнительного анализа рыночных, учтенной и договорной цен ФАС России не представляется возможным определить соответствие примененного Органом регулирования подхода требованиям пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075.

Таким образом, учтенные цены на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу, в том числе в части заключения договора с единственным участником закупки.

2.2.2. Экспертное заключение № 220-20 (г. Зеленогорск)

В качестве топлива АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» использует уголь, приобретаемый у АО «СУЭК-Красноярск» по договору от 28.02.2022
№ ЕТГК-22/586, и мазут, приобретаемый у ПАО «НК «Роснефть» по договору от 25.01.2022 № 100022/00301Д/дополнительное соглашение № 100022/00301004.

Согласно экспертному заключению № 220-20 цена на каждый энергетический ресурс, цена на доставку каждого энергетического ресурса, потребляемого Регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном периоде регулирования, сформированы с применением индексов роста цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Исходя из приложения № 2 к экспертному заключению № 220-20 индекс роста цен на топливо в 2024 году составляет 105,70%, индекс роста цен на доставку топлива – 106,10%.

Вместе с тем в экспертном заключении № 220-20 расчет величин плановых цен на топливо отсутствует. В частности, не отражены анализ представленных Регулируемой организацией в обоснование документов и обоснование применения Органом регулирования индексного метода при расчете плановых цен на топливо.

Из представленных дополнительно Органом регулирования пояснений следует, что цена на уголь на 2023 год принята согласно договору поставки бурого угля от 28.02.2022 № ЕТГК-22/586 и счетам-фактурам на уголь за 2021 год в размере 625,63 руб./т.н.т. с применением индексов цен на уголь:

625,63 * 1,595 * 0,887 = 885,12 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2023 год определена в размере 760,61 руб./т.н.т.;

На 2024 год цена на уголь определена путем индексации утвержденной на 2023 год:

885,12 * 1,057 = 935,57 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2024 год определена в размере 714,12 руб./т.н.т.

Вместе с тем Органом регулирования не проведен сравнительный анализ рыночных, учтенной, договорной и фактически сложившейся цен, в связи с чем ФАС России не представляется возможным определить соответствие примененного Органом регулирования подхода требованиям пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075.

Экспертное заключение № 220-20 не содержит анализ принятых в обоснование договоров на предмет их заключения в результате проведения торгов и признания закупки состоявшейся. Органом регулирования не проведен сопоставимый анализ рыночных цен на аналогичный товар.

Из дополнительно представленных материалов следует, что цена доставки угля состоит из стоимости доставки по железнодорожным путям согласно схеме транспортировки топлива по договору от 08.02.2021
№ КРГРЭС-2-21/23/СУЭК-КРА-БРТУ-20/1165Е и стоимости за подачу и уборку вагонов, рассчитанной по представленным в договоре данным и приказу Министерства от 24.12.2020 № 24-т, в размере 180,41 руб./т.н.т., что в итоге составляет 273,39 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена доставка угля для ПАО «ОГК-2» на 2020 год определена в размере 249,50 руб./т.н.т.

На последующие годы цены угля и доставки угля рассчитаны согласно параметрам прогноза социально-экономического развития:

на 2022 год: 273,39 * 1,043 = 285,15 руб./т.н.т. при этом в целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена принята в размере 213,63 руб./т.н.т.;

на 2023 год: 273,39 * 1,11 * 1,08 = 327,74 руб./т.н.т.;

на 2024 год, в целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена доставки определена на уровне учтенной при утверждении тарифов на 2023 год.

Экспертное заключение № 220-20 не содержит анализ принятых в обоснование договоров на предмет их заключения в результате проведения торгов и признания закупки состоявшейся.

В части формирования цены на мазут Органом регулирования указано, что цена принята согласно договору поставки нефтепродуктов от 21.11.2022
№ 100022/06213Д, договору поставки топочного мазута от 31.03.2022
№ ЕТГК-22/930 и счетам-фактурам на мазут за 2021 год в размере 22 339,85 руб./т.н.т.

Вместе с тем Органом регулирования обоснование учтенной цены в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 не представлено.

Цена доставки мазута состоит из стоимости доставки по железнодорожным путям согласно представленной схеме транспортировки топлива и стоимости за подачу и уборку вагонов, рассчитанных согласно представленным данным в договоре от 08.02.2021 № КРГРЭС-2-21/23/СУЭК-КРА-БРТУ-20/1165Е и приказу Министерства от 24.12.2020 № 24-т, в размере 214,55 руб./т.н.т. Цена для
ПАО «ОГК-2» на 2021 год – 228,38 руб./т.н.т.

На последующие годы цены мазута и доставки мазута рассчитаны согласно параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Цена мазута:

на 2022 год: 22 339,85 * 1,001 = 22 362,19 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей цена принята в размере 21 948,21 руб./т.н.т.

на 2023 год: 22 339,85 * 1,064 * 0,986 = 23 436,83 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей цена принята в размере 21 948,21 руб./т.н.т.

на 2024 год: 23 436,83 *1,077 = 25 241,47 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей цена принята в размере 23 638,23 руб./т.н.т.

Цена доставки мазута по железнодорожным путям:

на 2022 год: 214,55 * 1,043 = 223,78 руб./т.н.т. (104,30% к стоимости 2021 года);

на 2023 год: 214,55 * 1,11 * 1,08 = 257,20 руб./т.н.т. (111,00% к стоимости 2021 года и 108,00% к стоимости 2022 года) – в целях сдерживания роста тарифов для потребителей цена принята в размере 2,61 руб./т.н.т.;

на 2024 год: 257,20 * 1,0 = 257,20 руб./т.н.т. (100,00% от стоимости 2023 года) – в целях сдерживания роста тарифов для потребителей принята в размере 250,49 руб./т.н.т.

В отсутствие сравнительного анализа рыночных, учтенной, фактической и договорной цен ФАС России не представляется возможным определить соответствие примененного Органом регулирования подхода требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, учтенные цены на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

2.2.3. Экспертное заключение № 134-23п (г. Березовка)

В качестве топлива АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» использует уголь, приобретаемый у АО «СУЭК-Красноярск» по договору от 28.02.2022
№ КТЭЦ-1-22/157.

Также между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и АО «В-Сибпромтранс» заключены договоры:

- от 06.02.2004 № Д2004/0043 по очистке железнодорожных проездов;

- от 02.06.2004 № Д2004/5-Д2004/0231 на выравнивание железнодорожного пути;

- от 01.11.2018 № КТЭЦ-1-18/430/Д2018/0278 на транспортное обслуживание.

Согласно экспертному заключению № 134-23п цена на каждый энергетический ресурс, цена на доставку каждого энергетического ресурса, потребляемого Регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном периоде регулирования, сформированы с применением индексов роста цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Исходя из приложения № 2 к экспертному заключению № 134-23п индекс роста цен на топливо в 2024 году составляет 105,70%, индекс роста цен на доставку топлива – 106,10%.

Вместе с тем в экспертном заключении № 134-23п расчет величин плановых цен на топливо отсутствует. В частности, не отражены анализ представленных Регулируемой организацией в обоснование документов и обоснование применения Органом регулирования индексного метода при расчете плановых цен на топливо.

Из представленных дополнительно Органом регулирования документов следует, что цена на уголь на 2023 год определена как фактическая цена топлива за 2021 год, указанная в шаблоне ЕИАС WARM.TOPL.Q4., с применением индексов цен на уголь на 2022 и 2023 годы:

947,59 * 1,595 * 0,887 = 1 340,80 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2023 год определена в размере 1 094,56 руб./т.н.т.

Цена топлива на 2024 год определена с применением индекса цен
на уголь на 2024 год к цене топлива, учтенной на 2023 год:

1 094,56 * 1,057 = 1 156,95 руб./т.н.т.

В целях сдерживания роста тарифов для потребителей и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена топлива на 2024 год определена в размере 1 052,65 руб./т.н.т.

Цена доставки топлива на 2023 год определена как фактическая цена доставки топлива за 2021 год, указанная в шаблоне ЕИАС WARM.TOPL.Q4.,
с применением индексов потребительских цен на 2022 и 2023 годы:

55,36 * 1,137 * 1,057 = 66,55 руб./т.н.т.

На 2024 год в целях сдерживания роста тарифов для потребителей
и непревышения предельного уровня роста платы граждан по комплексу коммунальных услуг цена доставки определена на уровне учтенной при утверждении тарифов на 2023 год.

Экспертное заключение № 134-23п не содержит анализ принятых в обоснование договоров на предмет их заключения в результате проведения торгов и признания закупки состоявшейся.

В отсутствие сравнительного анализа рыночных, учтенной, фактической и договорной цен ФАС России не представляется возможным определить соответствие примененного Органом регулирования подхода требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, учтенные цены на топливо подлежат дополнительному экономическому анализу, в том числе в части заключения договора с единственным участником закупки.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим положения пунктов 28, 29, 35 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э,
при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Красноярского края в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по статьям затрат:

- «Расходы на топливо» на 2024 год;

- «Удельный расход топлива» на 2024 год;

- «Расчетная (плановая) цена на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Красноярского края в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления исполнительного органа Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965
Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383