Решения по тарифам №СП/59457/20 Решение об отказе в удовлетворении требований АО "РЭС" с Ком... от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Региональные электрические сети» (далее — Заявитель, АО «РЭС») и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (рег. № 23365/20 от 10.02.2020; далее — Комитет, Орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии по средствам видео-конференц-связи <...> АО «РЭС» <...>, председателя Комитета <...>, <....> Комитета <...>, <...> Комитета <...>., <...> Комитета <...>, <...> управления тарифного регулирования Комитета <...>, <...> отдела инвестиционной политики и энергосбережения Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 23365/20 от 10.02.2020) АО «Региональные электрические сети» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Спор возник с Комитетом, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике распоряжением от 30.12.2019 № 282-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 625-р» для Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга на 2020 год.

Необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на третий долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым распоряжением, составляет 320 549,07 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 565 053,87 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

По мнению Заявителя, Комитет нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2020 год по следующим статьям затрат (показатели, учтенные Комитетом, по мнению Заявителя):

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Заявитель

Комитет

Объем спора

1

Количество активов, у.е.

4 838,5

4 370,5

468,0

2

Величина базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанная с использованием метода сравнения аналогов

181 861,2

125 431,7

56 429,5

2.1

Ремонт основных средств (без учета метода сравнения аналогов)

35 313,8

17 847,5

17 466,4

2.2

Расходы на страхование (без учета метода сравнения аналогов)

739,1

1,5

737,5

3

Налог на прибыль

38 047,9

524,7

37 523,2

4

Арендная плата электросетевого оборудования

17 249,20

9 739,5

7 509,7

5

Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего периода

770,5

0,0

770,5

6

Корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год

50 673,2

39 276,9

11 396,3

7

Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год:

 

 

 

7.1

амортизация

33 031,1

0,0

33 031,1

7.2

лизинг

751,5

0,0

751,5

7.3

проценты за пользование кредитом

8 134,6

0,0

8 134,6

7.4

услуги банка

1 709,7

- 25,0

1 734,7

7.5

налог на прибыль

36 011,30

- 1 511,9

37 523,2

7.6

выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего года

740,1

0,0

740,1

8

Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию

1 601,9

741,4

860,5

9

Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

4 318,0

- 43 781,9

48 099,9

 

ИТОГО

 

 

244 504,8

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), а также Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

1. Статья «Количество активов».

АО «РЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины количества активов на 2020 год в размере 4 838,5 у.е.

Органом регулирования количество активов учтено в размере 4 370,5 у.е.

Объем разногласий составляет 467,9 у.е.

В обоснование требований по статье «Количество активов» АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1) Документы, подтверждающие право собственности на эксплуатируемое имущество АО «РЭС»;

2) Акты о приеме-передаче зданий (сооружений) за 2019 год;

3) Отчет по выполнению инвестиционной программы за 2018 год в формате шаблонов INVEST.RESOURCE.202.4.178_v.2.1 и NET.INV.2018;

4) Отчет о выполнении инвестиционной программы за 9 месяцев 2019 года;

5) Реестр действующих договоров аренды АО «РЭС», а также скан-копии;

6) Отчет по оборудованию за 9 месяцев 2019 года в формате шаблона EE.NET.OBORUD.QV.4.178_v.1.6;

7) Объемы электросетевого оборудования в форматах таблиц П 2.1 и П 2.2 в рамках отчетности по передаче электрической энергии за 9 месяцев 2019 года EE.NET.CАLC.QV.4.178;

8) Объемы электросетевого оборудования в форматах таблиц П 2.1 и П 2.2 в рамках отчетности по передаче электрической энергии за 11 месяцев 2019 года EE.NET.CАLC.QV.4.178.

Расчет Комитета у.е. на 2020 год основан на количестве у.е., учтенных при установлении тарифов на 2019 год в размере 4 192,0 у.е. (по предложению АО «РЭС» на 2019 год), введенных по итогам деятельности за 9 месяцев 2019 года в размере 48,26 у.е., учтенных по договорам аренды, заключенным за 9 месяцев 2019 года в размере 161,85 у.е., а также исключены объекты по договорам аренды, срок действия которых на 2020 год не распространяется в размере 31,57 у.е.

Также Орган регулирования отмечает, что Заявителем не был представлен расчет у.е. на 2020 год в разрезе объектов/договоров.

В соответствии с заявлением АО «РЭС» спор с Комитетом возник в части количества активов, введенных в эксплуатацию регулируемой организацией в 2018 и 2019 гг.:

  1. По данным Заявителя, по результатам 2018 года АО «РЭС» представило в Комитет отчет по находящемуся в эксплуатации электросетевому оборудованию в формате шаблона EE.NET.OBORUD.QV.4.178_v.1.5 2018, в котором была допущена техническая ошибка, в связи с которой неверно указана протяженность КЛ-0,4 кВ АО «СлавЭнерго» - 16,832 км, что соответствует 45,45 у.е. В представленных к данному шаблону обосновывающих материалах протяженность КЛ-0,4 кВ – 116,832 км, что соответствует 315,45 у.е. О данной ошибке АО «РЭС» сообщило Комитету в особом мнении по результатам рассмотрения деятельности общества за 2018 год в письме от 06.12.2019 № 889-19/и.

Величина спора составляет 270,0 у.е.

  1. По данным Заявителя, в соответствии с ежеквартальными отчетами, направляемыми в Комитет в формате шаблона EE.NET.OBORUD.QV.4.178_v.1.5, прирост активов по вводимому в эксплуатацию и взятому в аренду электросетевого оборудования за 9 месяцев 2019 года составил 256,04 у.е., в том числе собственность – 70,84 у.е., аренда – 185,2 у.е.

Комитетом на 2020 год учтено 178,54 у.е., в том числе собственность – 48,26 у.е., аренда – 130,28 у.е. В части реконструкции КЛ 10 кВ 650 м в ЖР «Славянка» путем ее разделения на два участка 394 м и 256 м и докладка двух КЛ 10 кВ по 144 м Органом регулирования отмечено, что учтены только 288 м, дополнительно проложенные в рамках реконструкции. Не учтен договор аренды с ООО «СМУ «Электрострой-Эталон» от 01.06.2016 № 15/А/РЭС/2016, так как срок договора: до 31.12.2019. Представлено дополнительное соглашение к договору о продлении срока действия и изменении стоимости. Сведения о государственной регистрации дополнительного соглашения не представлены.

Величина спора составляет 77,5 у.е.

  1. По данным Заявителя, в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2016 № 128-Р (в ред. распоряжения Комитета от 05.10.2018 № 122-Р), в 4 квартале 2019 года должен произойти ввод в эксплуатацию электросетевого оборудования в размере 115,28 у.е. Обосновывающие материалы, подтверждающие фактический ввод объектов, были направлены письмом от 02.12.2019 № 874-19/и (рег. Комитета № 01-14-3333/19-0-0 от 03.12.2019).

Величина спора составляет 115,28 у.е.

  1. Кроме того, АО «РЭС» обращает внимание на допущенные ошибки в Экспертном заключении на 2020 год в разделе «Расчет количества условных единиц электросетевого оборудования», в соответствии с которым ВЛЭП-0,4 кВ расположена на ж/бетонных опорах, в то время как в направленных материалах, подтверждающих эксплуатацию электросетевого оборудования в адрес Комитета, значатся деревянные опоры. Также Комитет ошибочно определил класс напряжения КЛЭП, перенеся 51,2 км с класса напряжения СН2, на класс напряжения НН, что привело к уменьшению количества у.е.

Согласно Пояснительной записке Комитета по тарифам Санкт-Петербурга к заявлению АО «Региональные электрические сети» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов), направленной в адрес ФАС России письмом от 21.02.2020 № 01-13-426/20-0-1 (рег. от 25.02.2020 № 33705/20; далее – Отзыв), количество условных единиц, установленное Комитетом на 2019 год в размере 4 192 у.е., соответствует предложению Общества и данным таблиц №№ П2.1, П2.2 на 2019 год в соответствии с шаблоном EE.NET.CALC.PLAN.4.178, представленным в рамках тарифного регулирования на 2019 год, таким образом ошибки в заключении экспертной группы Комитета, связанные с определением материала опор воздушных линий электропередачи и уровнем напряжения кабельных линий электропередачи исключены.

ФАС России отмечает, что с учетом величины спора по пп. 1-3 настоящего раздела разногласия по п. 4 должны составить 467,86 – 270,0 – 77,5 – 115,28 = 5,08 у.е. В таблице 3 заявления о разногласиях величина спора указана Заявителем в размере 74,92 у.е.

Также Заявителем не был представлен в адрес Органа регулирования расчет у.е. на 2020 год в разрезе объектов/договоров.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по статье «Количество активов» удовлетворению не подлежат.

2. Величина базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанная с использованием метода сравнения аналогов.

АО «РЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанной с использованием метода сравнения аналогов на 2020 год, в размере 181 861,2 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 125 431,7 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 56 429,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В обоснование требований по статье «Величина базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанная с использованием метода сравнения аналогов» АО «РЭС» представило в адрес ФАС России следующие документы (в Орган регулирования не предоставлялись):

  1. Расчет величины базового уровня подконтрольных расходов с использованием метода сравнения аналогов;

  2. Расчет величины базового уровня подконтрольных расходов АО «РЭС»;

  3. Значения фактических подконтрольных расходов за 2016, 2017, 2018 годы, принятые Органом регулирования с учетом норм п. 7 Основ ценообразования № 1178 в целях расчета значения эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год.

С использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат), по мнению Заявителя, Комитетом с нарушением действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учтены затраты по статьям затрат «Ремонт основных фондов» и «Расходы на страхование».

Расчет эффективного уровня операционных (подконтрольных) расходов представлен АО «РЭС» с учетом объема оборудования в размере 4 838,45 у.е.

В связи с отказом в удовлетворении требований Заявителя по статье «Количество активов» и на основании пп. 2.1. и 2.2 настоящего решения разногласия по величине базового уровня подконтрольных расходов также не подлежат удовлетворению.

  1. 2.1. Статья затрат «Ремонт основных фондов» (без учета метода сравнения аналогов).

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованными расходов на ремонт основных средств на 2020 год в размере 35 313,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 17 847,5 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 17 466,4 тыс. руб.

В обоснование требований по статье «Ремонт основных средств» АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Адресная программа ремонта на 2020-2024 годы в формате шаблона ADR.PR.REM.PLAN.2019.4.178_v.1.0.1;

  2. Локальные сметные расчеты по объектам;

  3. Акты обследования;

  4. Договоры аренды сетевого имущества;

  5. Годовой отчет по использованию адресной программы ремонта за 2018 год в формате шаблона ADR.PR.REM.QV.4.178_v.2.3;

  6. Акты и счет-фактуры;

  7. Договоры с подрядными организациями;

  8. Документы, подтверждающие проведение торгов;

  9. Платежные поручения;

  10. Карточки счетов за 2018 год.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.01.2019 № 01-14-47/19-0-0 форма адресной программы ремонта утверждена Временным положением, утвержденным распоряжением РЭК Санкт-Петербурга и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 11.05.2005 № 16-р/42, и размещена на сайте Санкт-Петербургского регионального сегмента Единой информационной аналитической системы (ЕИАС) по адресу: www.spbelas.ru в формате шаблона ADR.PR.REM.PLAN.4.178.

По данным Заявителя, АО «РЭС» в рамках заявления об установлении тарифов (исх. № 320-19/и от 30.04.2019, исх. № 378-19/и от 23.05.2019) направило в адрес Комитета по тарифам Санкт-Петербурга адресную программу ремонтов на 2020 год согласно форме, предложенной в вышеуказанном письме, с необходимыми обосновывающими материалами, на сумму 35 313,81 тыс. руб.

В соответствии с Отзывом Комитета по результатам рассмотрения адресной программы ремонтов (далее – АПР) и обосновывающих материалов определено следующее:

1. На основании пункта 3.3.1.1. проекта АПР предусмотрены расходы на капитальный ремонт КЛ-10 кВ от ПС-89 (яч. 112) до с/м Р-007 в сторону РТП-9310 (ф.89-112) по адресу: г. Санкт-Петербург, Парнас, 5-й Верхний пер., д.13, литер А в размере 17 690,12 тыс. руб.

Основанием для проведения ремонта указанной кабельной линии в соответствии с информацией, указанной в проекте АПР, является Договор аренды электросетевого имущества от 01.06.2016 № 15/А/РЭС/2016 с ООО «СМУ «Электрострой-Эталон», срок действия которого до 31.12.2019 (гос. регистрация от 16.09.2016 № 78-78/039-78/110/009/2016-185/2). В Комитет было представлено дополнительное соглашение к данному договору о продлении срока действия до 2024 года и изменении стоимости. Сведения о государственной регистрации дополнительного соглашения не представлены.

Таким образом, предусмотренные пунктом 3.3.1.1 проекта АПР расходы на капитальный ремонт КЛ-10 кВ от ПС-89 по пункту в размере 17 690,12 тыс. руб. признаны экономически необоснованными.

2. Пунктом 4.2.1 проекта АПР предусмотрены расходы на капитальный ремонт ТП-1 в составе РП-6733 по адресу: г. Санкт-Петербург г, ул. Салова, д. 45 (замена 2 силовых трансформаторов и кабельных линий 6 кВ) на сумму 1 434,19 тыс. руб.

Указанные силовые трансформаторы и кабельные линии 6 кВ переданы в аренду АО «РЭС» на основании Договора аренды помещений и электросетевого оборудования от 01.05.2018 № 03-18/АЭСИ с ООО «Блукросс» (далее – Договор № 03-18/АЭСИ).

На основании Акта технического освидетельствования ТП-6733, представленного в составе проекта АПР, определено, что планируемые к замене силовые трансформаторы введены в эксплуатацию в 1962-1964 годах, сведения о капитальных ремонтах отсутствуют. При этом, Акт технического освидетельствования не содержит информацию об организации, специалистами которой проведено техническое освидетельствование электрооборудования ТП-1. Информация об участии Арендодателя в составе комиссии, подписавшей указанный Акт технического освидетельствования, не указана.

Важно отметить, что на основании пункта 3.3.9 Договора № 03-18/АЭСИ Арендатор (АО «РЭС») обязан не производить с имуществом Арендодателя никаких работ без письменного разрешения Арендодателя. Однако, письменное разрешение Арендодателя на проведение указанных работ в составе документов к проекту АПР не представлено.

Кроме того, на основании пункта 3.2.2 Договора № 03-18/АЭСИ Арендодатель должен производить работы по реконструкции за свой счет.

Учитывая состав работ, предусмотренных пунктом 4.2.1 проекта АПР, предполагается полная замена переданного в аренду АО «РЭС» на основании Договора № 03-18/АЭСИ электросетевого оборудования, а значит реконструкция ТП-1.

Документы, подтверждающие необходимость проведения полной замены (реконструкции) арендованного оборудования силами Арендатора, АО «РЭС» не представлены.

Таким образом, расходы на полную замену оборудования ТП-1 (силовых трансформаторов и кабельных линий 6 кВ) не приняты Комитетом в качестве экономически обоснованных.

3. Пунктом 4.3.1 проекта АПР предусмотрены расходы на капитальный ремонт РП-6733 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Салова, д.45 на сумму 9 020,45 тыс. руб. (замена 9 ячеек, замена панелей РЗА).

Следует отметить, что на основании Договора № 03-18/АЭСИ АО «РЭС» переданы в аренду только 8 ячеек, а наличие панелей РЗА на РП-6733 в составе переданного в аренду оборудования не указано. При этом, на основании Акта технического освидетельствования ТП-6733, представленного в составе проекта АПР, в составе РУ-6кВ установлено только 7 ячеек (камер) КСО. Следовательно, имеются разночтения в представленных обосновывающих документах.

Исходя из указанной информации, в рамках пункта 4.3.1 проекта АПР предусмотрена полная замена переданных в аренду ячеек, что предполагает реконструкцию оборудования.

Важно отметить, что на основании пункта 3.3.9 Договора № 03-18/АЭСИ Арендатор (АО «РЭС») обязан не производить с имуществом Арендодателя никаких работ без письменного разрешения Арендодателя. Однако, письменное разрешение Арендодателя на проведение указанных работ в составе документов к проекту АПР не представлено.

Кроме того, на основании пункта 3.2.2 Договора № 03-18/АЭСИ Арендодатель должен производить работы по реконструкции за свой счет.

Документы, подтверждающие необходимость проведения полной замены (реконструкции) арендованного оборудования силами Арендатора, АО «РЭС» не представлены.

Принимая во внимание вышеизложенное, предусмотренные в проекте АПР расходы на мероприятия по капитальному ремонту переданного в аренду АО «РЭС» электросетевого оборудования суммарно в размере 28 144,76 тыс. руб. не приняты в качестве экономически обоснованных.

Учитывая значительное увеличение количества условных единиц электросетевого оборудования АО «РЭС» на 2020 год, а также принимая во внимание необходимость проведения ремонтных работ в целях обеспечения качества и надежности электроснабжения потребителей и недопущения аварийных ситуаций, Комитетом учтены расходы на ремонт АО «РЭС» на 2020 год в размере 17 847,45 тыс. руб., рассчитанном как среднее за 3 года фактическое выполнение ремонтов с применением индекса потребительских цен на 2019 и 2020 годы.

Кроме того, ФАС России отмечает, что капитальный ремонт, предусматривающий замену электросетевого оборудования и влекущий изменение первоначальной стоимости основных средств, улучшение технических характеристик, а также изменение срока полезного использования основных средств должен учитываться в НВВ регулируемой организации на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.

Также в ФАС России не были представлены документы, обосновывающие стоимость ремонтных работ в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по статье «Ремонт основных фондов» удовлетворению не подлежат.

  1. 2.2. Статья затрат «Расходы на страхование» (без учета метода сравнения аналогов).

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованными расходов на страхование на 2020 год в размере 739,1 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1,5 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 737,5 тыс. руб.

В обоснование требований по статье «Расходы на страхование» АО «РЭС» представило в адрес ФАС России следующие документы:

  1. Договор страхования имущества от 21.12.2018 № 78122/919/00077/18 между АО «АльфаСтрахование» и АО «РЭС»;

  2. Дополнительное соглашение от 16.12.2019 № 78122/919/00077/18-01 к договору страхования имущества от 21.12.2018 № 78122/919/00077/18 между АО «АльфаСтрахование» и АО «РЭС»;

  3. Страховые полисы ОСАГО (РЭС № 320-19/и от 30.04.2019);

  4. Договор страхования от 23.04.2019 № 870627/2019-161 между АО «РЭС» и ООО «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь»;

  5. Карточки счетов за 2018 год по сч. 76 и 97 по статье «Услуги банков».

В соответствии с Отзывом Комитета в адрес Органа регулирования договор страхования от 23.04.2019 № 870627/2019-161 между АО «РЭС» и ООО «Страховая компания «Ингосстрах-Жизнь» представлен не был.

Также, по данным Заявителя, не было представлено дополнительное соглашение от 16.12.2019 № 78122/919/00077/18-01 к договору страхования имущества от 21.12.2018 № 78122/919/00077/18 между АО «АльфаСтрахование» и АО «РЭС».

Договор страхования имущества от 21.12.2018 № 78122/919/00077/18 между АО «АльфаСтрахование» и АО «РЭС» со сроком действия до 20.12.2019.

Кроме того, в ФАС России и Орган регулирования не представлено документов и расчетов, подтверждающие расходы на страхование в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно Отзыву Комитета, в связи с отсутствием договоров страхования, заключенных на период регулирования, или коммерческих предложений в рамках проведения конкурсных процедур, Органом регулирования при определении НВВ АО «РЭС» на 2020 год учтены фактические обоснованные затраты на страхование за 2018 год (в соответствии с представленными полисами ОСАГО и распределением их стоимости на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Учетной политикой АО «РЭС») в размере 1,41 тыс. руб.

Расходы на страхование с учетом применения индексов потребительских цен на 2019, 2020 годы по расчету Комитета составили 1,52 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со стороны Комитета по тарифам Санкт-Петербурга при определении расходов на страхование для АО «РЭС» на 2020 год. Требования Заявителя по статье «Расходы на страхование» удовлетворению не подлежат.

3. Статья затрат «Налог на прибыль».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины налога на прибыль на 2020 год в размере 38 047,90 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 0,0 тыс. руб. По мнению Заявителя, Комитетом учтено 524,7 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что 524,7 тыс. руб. – налог на прибыль, неучтенный в плате за технологическое присоединение в 2018 году. Данная величина участвует в корректировке НВВ по неподконтрольным расходам исходя из фактических значений указанного параметра.

Объем разногласий составляет 38 047,90 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

В обоснование требований по статье «Налог на прибыль» АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Налоговая декларация по налогу на прибыль АО «РЭС» за 2018 год;

  2. Бухгалтерская отчетность АО «РЭС» за 2018 год;

  3. Расшифровка финансового результата АО «РЭС» по видам деятельности за 2018 год в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178 (1.9) годового отчета по передаче электроэнергии АО «РЭС» за 2018 год;

  4. Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «РЭС», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании АО «РЭС» за 2018 год согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3 приказа Минэнерго России от 13.11.2011 № 585);

  5. Расшифровка расходов АО «РЭС», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании АО «РЭС» (Таблица 1.6 приказа Минэнерго России от 13.11.2011 № 585);

  6. Отчет по технологическому присоединению за 2018 год (в том числе форма 19-КТ-2 с расчетом налога на прибыль по договорам технологического присоединения).

Согласно заявлению о разногласиях налог на прибыль по г. Санкт-Петербург за 2018 год по виду деятельности услуги по передаче электрической энергии составил 157,10 тыс. руб., по виду деятельности услуги по технологическому присоединению 37 890,77 тыс. руб. Итого: 38 047,87 тыс. руб.

В соответствии с данными, представленными АО «РЭС» в составе шаблона ЕИАС EE.CONNECT.QV.4.178 по итогам деятельности за 2018 год, размер фактически уплаченного налога на прибыль от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил 18 455,14 тыс. руб. Согласно смете расходов, отнесенных на деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям АО «РЭС» шаблона ЕИАС EE.CONNECT.QV.4.178 налог на прибыль от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил 38 998,48 тыс. руб.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль АО «РЭС» за 2018 год сумма исчисленного налога всего составила 38 826,058 тыс. руб. (по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области по видам деятельности услуги по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению, прочим видам деятельности).

В соответствии с Таблицами 1.3 и 1.6 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденного приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 (далее – приказ Минэнерго России № 585), налог на прибыль по г. Санкт-Петербургу в 2018 году по виду деятельности передача электрической энергии составил – (минус) 157,10 тыс. руб., по виду деятельности технологическое присоединение 59 961,23 тыс. руб. Текущий налог на прибыль по виду деятельности передача электрической энергии – (минус) 157,10 тыс. руб., по виду деятельности технологическое присоединение 39 761,23 тыс. руб. Итого: 39 604,13 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год и шаблоном EE.NET.CALC.PLAN.4.178_v.3.6_2020 регулируемой организацией расходы по налогу на прибыль не заявлены и экспертами Комитета не учтены на 2020 год.

В соответствии с пунктом 10 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, документы представляются на бумажном носителе и в электронном виде по формам, размещенным на сайте www.eias.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со стороны Комитета по тарифам Санкт-Петербурга при определении величины налога на прибыль для АО «РЭС» на 2020 год. Требования Заявителя по статье «Налог на прибыль» удовлетворению не подлежат.

4. Статья затрат «Арендная плата электросетевого оборудования».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины арендной платы электросетевого оборудования на 2020 год в размере 17 249,20 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 9 739,50 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 7 509,70 тыс. руб.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 (редакция от 18.11.2019, действующая на момент принятия тарифного решения) расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу, иных налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

В обоснование требований по статье «Арендная плата электросетевого оборудования» АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Скан копии договоров аренды электрохозяйственного комплекса.

Дополнительно в адрес ФАС России Заявителем представлены (в адрес Комитета не предоставлялись):

  1. Обновленный реестр договоров аренды АО «РЭС»;

  2. Скан-копия договора аренды с ООО «СК-Сети» от 01.06.2019 № 15-19/АЭСИ;

  3. Материалы, обосновывающие стоимость договоров аренды, в том числе амортизационные ведомости, инвентарные карточки.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год экспертами выполнен расчет стоимости арендной платы исходя из величины амортизации и налога на имущество, а также договоров, срок действия которых распространяется на 2020-2024 годы.

В связи с тем, что материалы, обосновывающие стоимость договоров аренды, в том числе амортизационные ведомости и инвентарные карточки в адрес Комитета не предоставлялись, требования Заявителя о дополнительном учете расходов по статье «Арендная плата электросетевого оборудования» не подлежат удовлетворению.

  1. 5. Статья затрат «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего периода».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины выпадающих доходов по технологическому присоединению на 2020 год в размере 770,5 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не приняты.

Объем разногласий составляет 770,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 сетевая организация рассчитывает размер выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (приказ ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1) (далее - Методические указания № 215-э/1).

В обоснование требований по статье «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего периода» АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1) Расчеты в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1;

2) Реестры исполненных договоров за 2016-2018 гг. до 15 кВт;

3) Реестр действующих договоров по состоянию на 31.10.2019 г.;

4) Скан-копии актов о технологическом присоединении за 2018 год;

5) Копии действующих договоров.

В соответствии с Отзывом Комитета в материалах, представленных АО «РЭС» в адрес органа регулирования, содержатся различные данные в части планируемого на 2020 год объема выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению, подлежащего учету в тарифе на услуги по передаче электрической энергии:

1. в шаблоне ЕИАС EE.NET.CALC.PLAN.4.178 (передача электрической энергии) на 2020 год размер планируемых выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению составил 740,00 тыс. руб.;

2. в расчетных таблицах, направленных АО «РЭС» письмом исх. от 31.10.2019 № 770-19, размер планируемых выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению на 2020 год составил 779,21 тыс. руб.;

3. в шаблонах ЕИАС EE.CONNECT.PLAN.4.178 (технологическое присоединение к электрическим сетям) и EE.VD.4.178 (выпадающие доходы от деятельности по технологическому присоединению) на 2020 год размер фактических выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению составил 770,50 тыс. руб.

Исходя из обосновывающих материалов АО «РЭС», величина выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению, указанных в шаблоне ЕИАС EE.NET.PLAN.QV.4.178 (передача электрической энергии) на 2020 год, является корректировкой по итогам деятельности за 2018 год, а не плановыми данными на 2020 год.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по статье «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего периода» удовлетворению не подлежат.

6. Статья затрат «Корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям 2018 года».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки подконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год в размере 50 673,2 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 39 276,9 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 11 396,2 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Формулами 5 и 6 пункта 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов определяется:

 

,

где:

, - фактическое количество условных единиц, относящихся к регулируемой организации соответственно в (i-2)-ом и (i-3)-ем году долгосрочного периода регулирования;

Хi - индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный в процентах;

ИПЦi-2 - фактические значения индекса потребительских цен в году i-2;

ИКАi - индекс изменения количества активов, установленный в процентах на год i при расчете долгосрочных тарифов.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1) Отчет по оборудованию за 2018 год в формате шаблона EE.NET.OBORUD.QV.4.178_v.1.5 2018;

2) Отчет по оборудованию за 1 квартал 2019 год в формате шаблона EE.NET.OBORUD.QV.4.178_v.1.5;

3) Объемы электросетевого оборудования в форматах таблиц П 2.1 и П 2.2 в рамках отчетности по передаче электрической энергии за 2018 год EE.NET.CАLC.QV.4.178;

4) Расчет корректировки НВВ 2020 в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в части подконтрольных расходов 2018 года.

5) Документы, подтверждающие право собственности на эксплуатируемое имущество АО «РЭС».

Разногласия по данной статье возникли в части учтенного фактического количества условных единиц оборудования.

С учетом решения по статье «Количество активов», требования Заявителя по статье «Корректировка подконтрольных расходов по фактическим показателям 2018 года» удовлетворению не подлежат.

7. Статья разногласий «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год».

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Формулой 7 пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра определяется:

,

, - фактическая и плановая величина неподконтрольных расходов (за исключением расходов на финансирование капитальных вложений).

    1. 7.1. Статья «Амортизация».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Амортизация» в размере 33 031,1 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 0,0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 33 031,1 тыс. руб.

В обоснование требований по данной подстатье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 2018 год;

  2. Учетная политика ООО «РЭС» на 2018 год;

  3. Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов ООО «РЭС» за 2018 год в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178 (2.3) в рамках отчета по передаче э/э за 2018 год;

  4. Бухгалтерская отчетность ООО «РЭС» за 2018 год;

  5. Расчет корректировки НВВ 2020 по факту неподконтрольных расходов за 2018 год.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что представленные АО «РЭС» расчеты амортизационных отчислений не содержат пообъектые расчеты с указанием первоначальной стоимости ОС, даты ввода в эксплуатацию ОС (постановки на бухгалтерский учет), амортизационной группы, срока полезного использования, отсутствует расчет с учетом максимального срока полезного использования, обоснование роста амортизационных отчислений по факту 2018 года (ввод нового оборудования, переоценка основных средств).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Комитета от 30.10.2016 № 128-р плановый размер финансирования инвестиционной программы за счет амортизации на 2018 год составил 44 720,0 тыс. руб. При этом, учтенный размер амортизационных отчислений на 2018 год составил 89 565,48 тыс. руб. Фактическое исполнение инвестиционной программы АО «РЭС», по данным Органа регулирования, в 2018 году составило 938,12 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Амортизация» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

  1. 7.2. Статья «Лизинг».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Лизинг» в размере 751,5 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 0,0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 751,5 тыс. руб.

В обоснование требований по данной подстатье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Договор лизинга от 15.12.2016 № АЛ 74960/02-16 СПб между АО «ВТБ Лизинг» и ООО «РЭС»;

  2. Счет-фактуры по уплате лизинговых платежей за 2018 год;

  3. Карточки счета за 2018 год по 60 сч. по статье «Лизинг»;

  4. Скорректированная версия инвестиционной программы ООО «РЭС» 2017-2019 с изменениями от 05.10.2018;

  5. Расчет корректировки НВВ 2020 по факту неподконтрольных расходов за 2018 год.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, лизинг, являясь источником финансирования капитальных вложений, не участвует в расчете корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Лизинг» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

  1. 7.3. Статья «Проценты за пользование кредитом».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Проценты за пользование кредитом» в размере 8 134,6 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 0,0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 8 134,6 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Кредитный договор с ПАО «Сбарбанк» № 0095-1-104118-АСРМ от 28.08.2018;

  2. Договор ипотеки с ПАО «Сбербанк» № 0095-1-104118-АСРМ-И1 от 28.08.2018;

  3. Договор залога с ПАО «Сбербанк» № 0095-1-104118-АСРМ-З от 14.12.2018;

  4. Договор купли-продажи № КП/ЭИ-2/2018 от 01.08.2018 и акты приема-передачи имущества от 29.08.2019;

  5. Извещение об уплате процентов по кредиту за 3 кв. и 4 кв. 2018 года;

  6. Карточки счета за 2018 год по сч. 67 по статье «Проценты к уплате по кредиту»;

  7. Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 05.10.2018 № 122-р «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Региональные электрические сети», утвержденную распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2016 № 128-р»;

  8. Скорректированная версия инвестиционной программы ООО «РЭС» 2017-2019 с изменениями от 05.10.2018;

  9. Отчет по выполнению инвестиционной программы за 2018 год в формате шаблонов INVEST.RESOURCE.202.4.178_v.2.1 и NET.INV.2018.

Расходы на обслуживание заемных средств АО «РЭС» в 2018 году связаны с приобретением с помощью привлеченных средств ПАО «Сбербанк России» электросетевого комплекса ООО «СлавЭнерго» в рамках консолидации электросетевых объектов.

ФАС России отмечает, что данные мероприятия не были предусмотрены утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой АО «РЭС» на 2018 год до начала регулируемого периода.

Также в соответствии с письмом ФАС России от 12.07.2019 № ИА/59932/19 консолидация электросетевых активов целесообразна и экономически обоснована за счет средств собственников регулируемых организаций, дополнительной эмиссии акций общества, а также иных собственных средств.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Проценты за пользование кредитом» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

  1. 7.4. Статья «Услуги банка».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Услуги банка» в размере 1 709,7 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере «– 25,0» тыс. руб. Расходы были включены при установлении тарифов на 2018 год в размере 25,0 тыс. руб. Исключены по факту 2018 года.

Объем разногласий составляет 1 709,9 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Карточки счетов за 2018 год по 51 и 60 сч. по статье «Услуги банков»;

  2. Кредитный договор с ПАО «Сбарбанк» № 0095-1-104118-АСРМ от 28.08.2018;

  3. Расчет корректировки НВВ 2020 по факту неподконтрольных расходов за 2018 год.

В соответствии с Отзывом Комитета в Орган регулирования были предоставлены только карточки счетов.

ФАС России отмечает, что данные расходы относятся к расходам на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг и входят в состав базового уровня подконтрольных расходов.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Услуги банка» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

  1. 7.5. Статья «Налог на прибыль».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Налог на прибыль» в размере 36 011,30 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере «- 1 511,9» тыс. руб.

Объем разногласий составляет 37 523,2 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Налоговая декларация по налогу на прибыль АО «РЭС» за 2018 год;

  2. Бухгалтерская отчетность АО «РЭС» за 2018 год;

  3. Расшифровка финансового результата АО «РЭС» по видам деятельности за 2018 год в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178 (1.9) годового отчета по передаче электроэнергии АО «РЭС» за 2018 год;

  4. Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «РЭС», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании АО «РЭС» за 2018 год согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3 приказа Минэнерго России от 13.11.2011 № 585);

  5. Расшифровка расходов АО «РЭС», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании АО «РЭС» (Таблица 1.6 приказа Минэнерго России от 13.11.2011 № 585);

  6. Отчет по технологическому присоединению за 2018 год (в том числе форма 19-КТ-2 с расчетом налога на прибыль по договорам технологического присоединения);

  7. Расчет корректировки НВВ 2020 по факту неподконтрольных расходов за 2018 год.

Анализ фактического размера налога на прибыль за 2018 год АО «РЭС» представлен в разделе 3. Статья затрат «Налог на прибыль» настоящего решения.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Налог на прибыль» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

  1. 7.6. Статья «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего года».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год по подстатье «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего года» в размере 740,1 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 0,0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 740,1 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Сведения о выпадающих доходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям на 2020 год;

  2. Отчет по технологическому присоединению за 2018 год;

  3. Расчет корректировки НВВ 2020 по факту неподконтрольных расходов за 2018 год.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В соответствии с Отзывом Комитета в материалах, представленных АО «РЭС» в адрес органа регулирования, содержатся различные данные в части планируемого на 2020 год объема выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению, подлежащего учету в тарифе на услуги по передаче электрической энергии:

1. в шаблоне ЕИАС EE.NET.CALC.QV.4.178 (передача электрической энергии) по итогам деятельности за 2018 год размер фактических выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил 0,00 тыс. руб.;

2. в шаблоне ЕИАС EE.CONNECT.QV.4.178 (технологическое присоединение к электрическим сетям) по итогам деятельности за 2018 год размер фактических выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил
740,12 тыс. руб.;

3. в расчетных таблицах, представленных письмом исх. от 31.10.2019 № 770-19, размер фактических выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил 748,98 тыс. руб. Расчетный размер расходов (с учетом установленных ставок на технологическое присоединение) также составляет 748,98 тыс. руб.;

4. в шаблоне EE.TP.QV.4.178 (выпадающие доходы от деятельности
по технологическому присоединению) по итогам деятельности за 2018 год размер фактических выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению за 2018 год составил 748,05 тыс. руб. Расчетный размер расходов (с учетом установленных ставок на технологическое присоединение) также составляет 748,05 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по подстатье «Выпадающие доходы по технологическому присоединению текущего года» статьи «Корректировка неподконтрольных расходов по фактическим показателям за 2018 год» удовлетворению не подлежат.

8. Статья «Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере 1 601,9 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 741,4 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 860,5 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 625-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2019 годы»;

  2. Расчет корректировки НВВ 2020 года с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2018 год;

  3. Акты об оказании услуг ПАО «Ленэнерго» за 2018 год;

  4. Годовой отчет по электрической энергии за 2018 год в формате шаблона EE.NET.CALC.QV.4.178_v5 7;

  5. Баланс электрической энергии и мощности сетевой компании, за весь 2018 год в форме шаблона EE.NET.BAL.4.178_v2.2 за 2018;

  6. 46ЕР.STX Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителям.

В соответствии с формулой 8 пункта 11 Методических указаний № 98-э корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по следующей формуле:

,

где

- прогнозный объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определенный регулирующими органами на (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования;

- уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанная в пункте 6 Методических указаний № 98-э;

ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

- фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2.

Указанные расходы определяются в том числе с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий.

В своем заявлении АО «РЭС» оспаривает величину потерь, установленную на 2018 год и учтенную Комитетом при расчете корректировки, в размере 0,33%.

Согласно Отзыву Органа регулирования:

определен в размере 201 811,17 МВтч;

определен в размере 273 161,75 МВтч;

определен в размере 0,33%;

ЦПi-2 определена в размере 2 116,25 руб./МВтч;

составила 2 377,95 руб./МВтч.

Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию по факту за 2018 год составила 741,38 тыс. руб.

При определении балансовых показателей на 2018 год для АО «РЭС» Комитет исходил из объема потерь электрической энергии, утвержденного в Сводном прогнозном балансе электрической энергии и мощности на 2018 год (приказ ФАС России от 30.11.2017 № 1613/17-ДСП), что привело к расчетному значению процента потерь в электрических сетях, равному 0,33%. Данный показатель на плановый 2018 год Заявителем не оспаривался.

При расчете размера корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию по итогам деятельности АО «РЭС» за 2018 год был учтен процент потерь в электрических сетях, равный 0,33%, учтенный при формировании необходимой валовой выручки АО «РЭС» на 2018 год.

На основании вышеизложенного требования АО «РЭС» по статье «Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию» удовлетворению не подлежат.

9. Статья «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы».

АО «РЭС» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 4 318,0 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере «– 43 781,9» тыс. руб.

Объем разногласий составляет 48 099,9 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «РЭС» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Отчет по выполнению инвестиционной программы за 2018 год в формате шаблонов INVEST.RESOURCE.202.4.178_v.2.1 и NET.INV.2018;

  2. Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 625-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2019 годы»;

  3. Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 05.10.2018 № 122-р «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Региональные электрические сети», утвержденную распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2016 № 128-р»;

  4. Расчет корректировки НВВ 2020 в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по результатам 2018 года.

В соответствии с формулой 9 пункта 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле:

где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

При j = 1 используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.

В соответствии с Отзывом Органа регулирования Комитетом рассмотрены расчетные и обосновывающие документы, представленные АО «РЭС» в составе отчета об исполнении Утвержденной ИП.

В составе Утвержденной ИП предусмотрены расходы, в том числе на реализацию инвестиционных проектов:

1. строительство распределительной сети 10 0,4 кВ для электроснабжения ЖК «Галактика» (далее – Проект 1);

2. приобретение земельных участков под строительство ТП и РТП (далее – Проект 2).

На основании расчетных и обосновывающих материалов, представленных в составе отчета об исполнении Утвержденной ИП определено, что в рамках Проекта 1 осуществляется реализация мероприятий «последней мили» в целях реализации договоров технологического присоединения, финансирование которых должно осуществляться за счет платы за технологическое присоединение.

Кроме того, реализация Проекта 2 осуществлена в целях реализации договоров на технологическое присоединение.

В составе документов, подтверждающих фактическое финансирование мероприятий инвестиционной программы по результатам 2018 года, представлены, в том числе Акты приема-передачи основных средств (ОС-1). На основании положений законодательства составление акта приема-передачи основных средств происходит тогда, когда имущество, причисляемое
к основным средствам переходит из пользования одной компании к другой. Таким образом, непосредственно ООО «РЭС» не осуществлялось строительство объектов по Проекту 1 в рамках Утвержденной ИП.

На основании пункта 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, расходы по мероприятиям «последней мили» включаются в плату
за технологическое присоединение. Таким образом, финансирование таких расходов должно осуществляться за счет платы за технологическое присоединение.

Органом регулирования факт исполнения инвестиционной программы принят в размере 938,12 тыс. руб. на приобретение электроизмерительных приборов учета, инструмента.

ФАС России отмечает, что размер амортизации, указанный в расчете Заявителя (47 449,15 тыс. руб.), как размер утвержденной инвестиционной программы на 2018 год не соответствует размеру амортизации, указанной в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 31.10.2016 № 128-р (44,72 млн. руб.). Расчетная величина собственных средств организации для финансирования инвестиционной программы 89 565,48 тыс. руб. также не соответствует величине амортизационных отчислений, определенных Комитетом в целях исполнения инвестиционной программы (44,72 млн. руб.).

Кроме того, АО «РЭС» не правомерно ссылается на инвестиционную программу, утвержденную в течение периода регулирования распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 05.10.2018 № 122-р, в нарушение пункта 32 Основ ценообразования № 1178 и пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Также ФАС России отмечает, что при расчете корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы Комитетом неправомерно не учтены такие источники финансирования инвестиционных проектов как «Неиспользованная амортизация прошлых лет», «Использование лизинга».

На основании вышеизложенного, требования АО «РЭС» по статье «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» не подлежат удовлетворению. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга необходимо произвести перерасчет корректировки с учетом тарифных источников «Неиспользованная амортизация прошлых лет» и «Использование лизинга».

По результатам анализа материалов, представленных АО «РЭС» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в рамках рассмотрения разногласий, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении требований АО «РЭС», изложенных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (рег. № 23365/20 от 10.02.2020).

2. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

3. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение, а также причин учета/неучета документов и расчетов, представленных регулируемой организацией, по статье «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы», включив/исключив экономически необоснованные расходы.

4. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 сентября 2020 года пересмотреть необходимую валовую выручку АО «РЭС», единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «РЭС» на 2020 год на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2020 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «РЭС» на 2020 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

     
     
     
     

Связанные организации

АО "РЭС"
ИНН 7810785984, ОГРН 1207800004169
Санкт-Петербургское УФАС России
ИНН 7825413361, ОГРН 1027809242933
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
ИНН 7826692894, ОГРН 1037851017973