Предписание №СП/112841/21 Предписание в адрес Департамента государственного регулирова... от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (далее также - Департамент), проведенной ФАС России (приказ ФАС России 26.10.2020 № 1032/20, Акт проверки ФАС России от 28.12.2020 № 106/20), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго» (далее также – филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго», Общество) на 2018-2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее также – Департамент, Орган регулирования) от 28.12.2017 № 63/11 определена необходимая валовая выручка и долгосрочные параметры регулирования филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго».

Указом губернатора Владимирской области от 11.02.2020 № 14 Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области с 01.05.2020 переименован в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области.

Тарифы в отношении филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго» устанавливаются с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учета оплаты потерь, установленная Департаментом, на 2018 год составляет 6 423 883,52 тыс. руб., на 2019 – 6 418 215,98 год тыс. руб., на 2020 год – 6 299 035,40 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2018, 2019, 2020 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, экспертное заключение Департамента по делу об установлении НВВ, долгосрочных параметров регулирования ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Владимирэнерго» на 2018-2022 гг. (далее – Экспертное заключение на 2018 год), экспертное заключение Департамента по делу о корректировке необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Владимирэнерго» на 2019-2022 гг. (далее – Экспертное заключение на 2019 год), экспертное заключение Департамента по делу о пересмотре необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Владимирэнерго» на 2019-2022 гг. (далее - Экспертное заключение на 2019 год (пересмотр)), Экспертное заключение Департамента по делу о корректировке необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Владимирэнерго» на 2020-2022 гг. (далее – Экспертное заключение на 2020 год), а также пояснения Департамента, направленные письмом от 22.02.2021 № ДГРЦТ-555-03-04 (рег. от 01.03.2021 № 32511/21) с учетом дополнений, направленных письмом от 01.04.2021 № ДГРЦТ-954-03-04 (рег. от 09.04.2021 № 57863/21) (далее также — Пояснения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Базовый уровень операционных расходов на 2018 год.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

 

В соответствии с п. 14 Методических указаний № 228-э базовый уровень операционных расходов (далее также - ОПР) устанавливается на начало первого года долгосрочного периода регулирования регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

1.1. Эффективный уровень операционных расходов на 2018 год.

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год величина эффективного уровня операционных расходов принята Органом регулирования в размере 1 758 124,46 тыс. руб. исходя из следующих показателей:

(-0,0589590027) - коэффициент изменения рейтинга эффективности предприятия;

0,1827168138 - значение рейтинга эффективности 2015 года;

0,1237578111 - Значение рейтинга эффективности 2016 года;

2 % - индекс эффективности операционных расходов 2016 года;

4,7 % - индекс потребительских цен на 2017 год;

4,0 % - индекс потребительских цен на 2018 год;

1 664 536,75 тыс. руб. - фактические операционные расходы предприятия 2016 года;

0,0057 - индекс изменения количества активов за 2017 год;

0,0043 - индекс изменения количества активов за 2018 год;

81 457,98 у.е. - количество условных единиц в 2016 году;

82 078,64 у.е.- количество условных единиц в 2017 году;

82 545,67 у.е. - количество условных единиц в 2018 году.

В соответствии с п. 10 Методических указаний № 421-э при определении эффективного уровня ОПР используются индексы потребительских цен в соответствии с одобренным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

На момент принятия Департаментом постановления 28.12.2017 № 63/11 последним актуальным прогнозом являлся прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, опубликованный на сайте Минэкономразвития России 27.10.2017 (далее – Прогноз на 2018 год).

В соответствии с Прогнозом на 2018 (базовый вариант) год индекс потребительских цен на 2017 год составляет 103,9 % (оценка), на 2018 год -103,7 %.

Учет Департаментом индексов потребительских цен не в соответствии с Прогнозом на 2018 год является нарушением п. 10 Методических указаний № 421-э.

Также в акте проверки ФАС России от 28.12.2020 № 106/20 было отмечено, что Экспертное заключение на 2018 год не содержит анализ экономической обоснованности фактических операционных расходов Общества за 2016 год в нарушение положений п. 23 Правил № 1178 в сумме 1 664 536,75 тыс. руб.

Представленные Органом регулирования Пояснения содержат общие пояснения по данному вопросу без отражения необходимого экономического анализа.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2016 год в сопоставлении с плановыми затратами на 2016 год в соответствии с п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178. На основании экономически обоснованной величины фактических затрат Общества за 2016 год и актуальных индексов потребительских цен в соответствии с Прогнозом на 2018 год произвести перерасчет величины эффективного уровня операционных расходов на 2018 год.

1.2. Базовый уровень операционных расходов (метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год базовый уровень ОПР, рассчитанный методом экономически обоснованных расходов, определен Департаментом в размере 2 136 379,52 тыс. руб., в том числе по статьям расходов:

п/п

Наименование статьи расходов

Базовый уровень операционных расходов на 2018 год (рассчитан методом экономически обоснованных расходов)

1.1

Материальные затраты

166 309,48

1.1.1

Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

135 079,45

 

Бензин и дизельное топливо

43 812,38

 

Газ (кроме непосредственно используемого для производства)

241,19

 

Прочие ГСМ

245,42

 

Спецодежда и средства индивидуальной защиты

63 720,74

 

Прочие материалы по охране труда

2 184,54

 

Мебель

546,87

 

Канцелярские товары и типографские расходы

2 770,43

 

Материалы на ТО и ремонт производственных объектов

2 844,94

 

Оргтехника и средства АСУ

565,30

 

Расходные материалы к оргтехнике и средствам АСУ

6 692,13

 

Материалы для средств АСТУ и связи

1 400,94

 

Материалы для систем и технических средств безопасности

107,44

 

Продукты питания

413,77

 

Материалы на гражданскую оборону

282,41

 

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

7 589,32

 

Материалы для транспорта, машин и механизмов

436,59

 

Материалы прочие

1 225,03

1.1.2

Работы и услуги производственного характера

31 230,03

 

Техническое обслуживание административных зданий и сооружений

687,96

 

Техническое обслуживание транспорта, машин и механизмов

1 724,64

 

Техническое обслуживание систем и тех. средств безопасности

1 575,14

 

Испытание, поверка и калибровка приборов

5 283,36

 

Обследование и экспертиза электросетевого оборудования

3 916,30

 

Обследование и экспертиза зданий и сооружений электросетей

1 912,94

 

Обследование и экспертиза ГПМ и прочих подъемных устройств

471,19

 

Обследование и экспертиза ЗиС общехозяйственного назначения

198,70

 

Обследование и экспертиза прочего имущества

62,12

 

Услуги по ТО имущества, не вошедшие в другие статьи

3 985,50

 

Услуги коммерческого учета электроэнергии

7 548,49

 

Услуги гидрометеорологических служб

276,49

 

Согласование проектов, оформление разрешений и документации

125,85

 

Технический надзор

3 461,33

1.2

Расходы на оплату труда

1 226 316,46

 

Оплата труда

1 226 316,46

1.3

Прочие расходы, всего, в том числе:

743 753,57

1.3.1

Ремонт основных фондов

515 297,88

 

Бензин и дизельное топливо

15 000,00

 

Прочие ГСМ

4 985,78

 

Материалы на ТО и ремонт производственных объектов

158 919,65

 

Запасные части для транспорта, машин и механизмов

17 093,55

 

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

1 286,50

 

Материалы прочие

912,58

 

Ремонт объектов электрических сетей

308 004,00

 

Ремонт средств АСТУ и АСУ

1 100,00

 

Ремонт административных зданий и сооружений

3 399,52

 

Ремонт транспорта, машин и механизмов

3 588,00

 

Ремонт систем и технических средств безопасности

550,00

 

Услуги по ремонту имущества, не вошедшие в другие статьи

458,30

1.3.2

Оплата работ и услуг сторонних организаций

55 977,88

1.3.2.1

услуги связи

11 188,30

 

Услуги почты

988,29

 

Услуги стационарной телефонной связи

1 503,86

 

Услуги голосовой сотовой связи

1 960,30

 

Услуги технологической сотовой связи

61,55

 

Услуги радиочастотного центра

1 143,74

 

Услуги Интернет-провайдеров

2 345,71

 

Услуги спутниковой связи

60,81

 

Прочие услуги по аренде каналов связи

1 559,59

 

Услуги по размещению оборудования АСУ и средств связи

217,76

 

Прочие услуги связи и передачи данных

1 346,69

1.3.2.2

Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства

23 044,58

 

Услуги по водоснабжению и водоотведению

812,17

 

Вывоз и захоронение отходов

1 409,75

 

Дезобработка помещений

186,78

 

Пожарная охрана

170,00

 

Сторожевая охрана

18 160,04

 

Прочая охрана

2 305,85

1.3.2.3

Расходы на юридические и информационные услуги

6 685,56

 

Нотариальные услуги

91,14

 

ТО, сопровождение и поддержка информационных систем

5 152,55

 

Услуги СМИ по раскрытию информации

4,22

 

Прочие информационные услуги

1 437,65

1.3.2.4

Расходы на аудиторские и консультационные услуги

3 294,80

 

Консультационные услуги (кроме подготовки кадров)

3 235,44

 

Участие в семинарах-совещаниях, конференциях, выставках

59,35

1.3.2.5

Прочие услуги сторонних организаций

11 764,65

 

Рекламные услуги и услуги PR, изготовление рекл. продукции

387,34

 

Кадастровые работы

523,50

 

Землеустроительные работы, связанные с установлением охр.зон

8 885,58

 

Разработка и согласование проектной документации по экологии

239,28

 

Производственный экологический контроль

160,92

 

Разрешения на провоз грузов

346,32

 

Прочие услуги, связанные с использованием транспортных ср-в

863,20

 

Услуги банков

358,50

1.3.3

Расходы на командировки и представительские

10 493,63

 

Расходы на проезд к месту командировки

627,75

 

Суточные во время командировки

2 246,65

 

Расходы на проживание во время командировки

7 619,23

1.3.4

Расходы на подготовку кадров

9 975,02

 

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

9 975,02

1.3.5

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

6 626,48

 

Предрейсовый медосмотр

493,12

 

Другие медосмотры, медицинские услуги, вакцинация

4 856,40

 

Производственный контроль за соблюдением санитарных норм

14,56

 

Стирка, чистка, ремонт спецодежды и СИЗ

862,66

 

Специальная оценка условий труда

162,80

 

Прочие услуги по охране труда

236,93

1.3.6

Расходы на страхование

12 072,50

 

Страхование имущества

8 131,19

 

Страхование опасных объектов

40,51

 

Страхование от несчастных случаев

58,67

 

ОСАГО

3 738,70

 

Прочее страхование

103,42

1.3.7

Другие прочие расходы

133 310,19

 

услуги МРСК

83 878,67

 

Нормативная и техническая литература

189,90

 

Приобретение программного обеспечения

13 432,34

 

Прочие расходы по управлению собственностью

322,17

 

Госпошлины по управлению собственностью

1 281,08

 

Госпошлины по транспорту

35,82

 

Госпошлины по экологии

4,50

 

Госпошлины за выдачу документов об аттестации сотрудников

39,00

 

Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложен

40,23

 

Расходы на оплату больничных листов за счет работодателя

3 631,28

 

Электроэнергия на производственные и хозяйственные нужды

24 676,11

 

Покупная тепловая энергия

5 779,07

 

ИТОГО операционные расходы

2 136 379,52

В части операционных расходов, определенных методом экономически обоснованных расходов ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил № 1178 по всем статьям (подстатьям) Департаментом не представлен анализ экономической обоснованности фактических и принятых расходов, первичной, бухгалтерской и иной представленной Обществом документации в соответствии с требованиями, в том числе п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 14 Методических указаний № 228-э.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2018 год и Пояснениях не представлены ссылки на нормативные правовые документы в соответствии с которым был произведен учет расходов по статьям операционных расходов, кроме того Департаментом применены индексы потребительских цен не в соответствии с Прогнозом на 2018 год.

На основании вышеизложенного расходы по статье «Базовый уровень операционных расходов (метод экономически обоснованных расходов (затрат)» с расшифровкой по подстатьям подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом устранения вышеизложенных замечаний ФАС России с учетом позиции ФАС России по статьям затрат «Спецодежда и средства индивидуальной защиты», «Расходы на оплату труда», «Ремонт основных фондов», «Иные нарушения законодательства, выявленные ФАС России», представленной в настоящем предписании.

1.2.1. Спецодежда и средства индивидуальной защиты.

По статье «Спецодежда и средства индивидуальной защиты» на 2018 год Органом регулирования определены затраты в размере 63 720,74 тыс. руб. При заявленной Обществом величине 64 311,93 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2018 год не представлено обоснование принятой величины расходов на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Представленные Органом регулирования Пояснения также не содержат необходимого анализа.

В соответствии с информацией, отраженной в Экспертном заключении на 2018 год, величина фактических экономически обоснованных затрат Общества по данной статье за 2016 год составляет 25 969,83 тыс. руб., ожидаемая величина затрат фактических затрат за 2017 год — 32 255,96 тыс. руб. Органом регулирования также указано, что увеличение затрат связано с необходимостью 100% обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в 2018 году.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлено документального обоснования значительного увеличения плановых затрат на 2018 год относительно экономически обоснованной фактической величины расходов по данной статье за 2016 год.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования произвести и отразить анализ экономической обоснованности принятой величины затрат по данной статье в соответствии с п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

1.2.2. Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда приняты Департаментом как сумма расходов по оплате труда (без учета оплаты труда инвалидов) и расходов по оплате труда инвалидов в общей сумме 1 226 316,46 тыс. руб. исходя из следующих показателей:

Показатель

Ед. изм.

Расходы на оплату труда (без учета оплаты труда инвалидов)

Расходы на оплату труда инвалидов

Численность персонала

чел.

2 119

56,00

ММТС на 2017 год

руб.

7 664,0

7 664,0

Дефлятор по заработной плате

-

1,037

1,037

ММТС на 2018 год

руб.

7 947,6

7 947,6

Средняя степень оплаты

-

6,27

-

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда

-

3,58

1,70

Выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда

%

12,5

-

 

Текущее премирование

%

30,00

30,00

Вознаграждение за выслугу лет

%

12,58

-

Выплаты по итогам года

%

8,93

8,93

Среднемесячная заработная плата

руб.

47 731,7

18 742,11

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

1 213 721,8

12 594,70

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда (без учета оплаты труда инвалидов) приняты Органом регулирования исходя из численности 2119 чел.

В соответствии с комментариями к расчету фонда оплаты труда, данная величина получена исходя из общей численности работников на предприятии, согласно форме П-4, по состоянию на октябрь 2017 года (2223 чел.) (в Экспертном заключении на 2018 год Органом регулирования допущена техническая ошибка, численность указана в размере 2203 чел.), за вычетом работников, финансирование оплаты труда которых покрывается за счет включаемых в тариф на оказание услуг по передаче выпадающих расходов от льготного технологического присоединения (102 чел.) и работников, по которым расходы на оплата труда финансируются за счет доходов от технологического присоединения (12 чел.).

Дополнительно Департаментом учтено увеличение численности на 10 человек для закрытия вакансий по ключевым профессиям рабочих с целью снижение переработки по графикам сменности.

ФАС России отмечает, что в соответствии с данными расшифровки расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям за 2016 год фактическая численность работников Общества составляет 2030 чел., что существенно меньше принятой величины (2119 чел.).

В направленных Пояснениях Органом регулирования отмечается, что фактическая численность работников в 2016 году включает в себя, в том числе численность инвалидов в количестве 7 человек. Численность инвалидов на 2018 определена как разность между количеством квотных работников (63 чел.) в соответствии с законом Владимирской области от 09.09.2013 102-ОЗ и фактически трудоустроенных в Обществе на 31.12.2016 (7 чел).

ФАС России отмечает, что Департаментом дополнительная численность работников в количестве 10 чел. для закрытия вакансий по ключевым профессиям рабочих с целью снижение переработки по графикам сменности учтена без обоснования.

Средний тарифный коэффициент принят Департаментом в размере 3,58 и 1,70 (для инвалидов) без расчета. В комментариях Департаментом отмечается, что тарифный коэффициент установлен согласно штатного расписания, рассчитанный как сумма окладов по штатному расписанию Общества на 01.02.2017, делённая на количество штатных единиц и делённая на плановую ММТС рабочего 1 разряда за 1 полугодие – 7581 руб.

ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент для расчета экономически обоснованной величины расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики (далее - Рекомендации).

В соответствии с направленными Пояснениями, Органом регулирования рассчитан средний тарифный коэффициент исходя из тарифных коэффициентов по штатному расписанию Общества.

ФАС России отмечает, что данный подход не соответствует положениям Рекомендаций. В соответствии с разделом IV Рекомендаций средний тарифный коэффициент определяется исходя из тарифных коэффициентов в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда согласно приложению 1 Рекомендаций.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на оплату труда (без учета оплаты труда инвалидов) с учетом фактической численности сотрудников, относимых на деятельность по передаче электрической энергии 2109 чел. (2223-102-12), среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда согласно приложению 1 Рекомендаций и распределению расходов на оплату труда по видам деятельности по общехозяйственным профессиям.

1.2.3. Ремонт основных фондов.

По статье «Ремонт основных фондов» на 2018 год Органом регулирования определены затраты в размере 308 004,00 тыс. руб. по заявке Общества.

Департаментом в экспертном заключении на 2018 год и Пояснениях не представлен анализ первичной и бухгалтерской документации Общества, не представлена информация по ценам на ремонтные мероприятия, определенным в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178. Затраты определены Департаментом без учета анализа фактических расходов Общества за предыдущий долгосрочный период регулирования в нарушение положений п. 14 Методических указаний № 228-э.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье за 2016 год (116 383,96 тыс. руб.) более чем в два раза меньше принятой величина на 2018 год (308 004,00 тыс. руб.).

Департаментом не отражен анализ выполнения фактических мероприятий Общества в сопоставлении с плановым графиком ремонтов предыдущего периода регулирования.

В Пояснениях Органом регулирования представлено общее описание документов, которыми руководствовался Орган регулирования при определении расходов на ремонт, без отражения необходимого анализа.

На основании вышеизложенного, расходы на ремонт основных фондов подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом отражения анализа заявленных Обществом мероприятий по капитальному, среднему и текущему ремонту электрооборудования и производственных зданий исходя из представленных актов осмотра, дефектных ведомостей, с учетом сроков и периодичности проведения ремонтов в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003) на 2018 год и долгосрочных графиков ремонтов.

Также Органу регулирования необходимо отразить анализ фактических расходов на ремонт за период 2014-2016 годов исходя из сопоставления планового и фактического исполнения по каждому ремонтному мероприятию. Кроме того, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2014-2016 годы в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В случае отсутствия вышеуказанного экономического обоснования, плановую величину расходов на ремонт необходимо определять в соответствии с п. 31 Основ ценообразования № 1178.

1.3. Иные нарушения законодательства, выявленные ФАС России.

ФАС России отмечает, что учет расходов по статьям «Рекламные услуги и услуги PR, изготовление рекламной продукции», «Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения» не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178. Расходы по данным статьям не являются необходимыми для оказания услуг по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, исключению из базового уровня операционных расходов подлежит 40,24 тыс. руб. по статье «Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения», 387,34 тыс. руб. по статье «Рекламные услуги и услуги PR, изготовление рекламной продукции».

Также ФАС России отмечает, что Органу регулирования необходимо, в том числе, производить анализ по виду несения расходов – единовременному или периодическому. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования, в том числе затраты на приобретение мебели.

Кроме того, в части учета затрат по статьям «Госпошлины по управлению собственностью», «Госпошлины по транспорту», «Госпошлины по экологии», «Госпошлины за выдачу документов об аттестации сотрудников» ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 2 Основ ценообразования № 1178 «операционные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, учет Департаментом вышеуказанных госпошлин в составе подконтрольных расходов является нарушением п. 2 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо исключить из состава базового уровня операционных расходов расходы по статьям «Госпошлины по управлению собственностью», «Госпошлины по транспорту», «Госпошлины по экологии», «Госпошлины за выдачу документов об аттестации сотрудников» в общей сумме 1 360,40 тыс. руб.(1281,08+35,82+4,50+39,00) и учесть данные расходы в составе неподконтрольных в экономически обоснованном размере.

2. Неподконтрольные расходы.

2.1. Плата за аренду имущества.

По статье «Плата за аренду имущества и лизинг» Органом регулирования определены затраты в суммах 24 377,80 тыс. руб., 22 147,27 тыс. руб., 19 890,95 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

Затраты по данной статье определены Органом регулирования как сумма затрат на аренду электросетевого хозяйства, земельных участков, нежилых помещений, транспорта.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В части принятых затрат на аренду электросетевого имущества, нежилых помещений и транспорта ФАС России отмечает, что Органом регулирования в составе Экспертных заключений на 2018-2020 годы не представлена разбивка по величинам амортизации и налога на имущества. Кроме того, Департаментом не представлен анализ принимаемых сумм по амортизации в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями п. 27 Основ ценообразования.

В представленных Пояснениях представлена разбивка по величинам амортизации и налога на имущества. При этом, Департаментом не отражен анализ принимаемых сумм по амортизации в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями п. 27 Основ ценообразования.

В части аренды земельных участков Департаментом не отражен расчет принятых расходов в разрезе заключенных договоров, а также положений
п. 28 Основ ценообразования № 1178.

При этом, согласно Пояснениям, Департаментом проведён дополнительный анализ плановых затрат на аренду имущества на 2018 год, по итогам которого выявлено, что учтённые расходы на аренду имущества в размере 1 733,51 тыс. руб., не отвечают требованиям п. 27, 28 Основ ценообразования №1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности затрат по статье расходов «Плата за аренду имущества» на 2018-2020 годы, исключив из НВВ Общества экономически необоснованные затраты.

2.2. Отчисления на социальные нужды.

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» Органом регулирования определяются как доля от принятых Департаментом расходов на оплату труда с учетом фактического процента страховых взносов. С учетом выявленных ФАС России нарушений по статье «Расходы на оплату труда», принятые Органом регулирования расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» на 2018-2020 годы подлежат пересчету.

3. Величина компенсации выпадающих/излишне полученных доходов.

Затраты по данной статье учтены Органом регулирования в сумме 214 523,88 тыс. руб., 127 416,66 тыс. руб., 425 311,02 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

ФАС России отмечает, что на 2018, 2019 и 2020 годы в отношении Общества установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом доходности инвестированного капитала.

Органом регулирования отражены результаты расчета корректировок, предусмотренные Методическими указаниями № 228-э на 2018-2020 годы.

При этом Департаментом не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей) в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Органом регулирования в составе экспертных заключений не отражен анализ фактического исполнения инвестиционных программ за 2016-2018 годы

Представленные Пояснения Органа регулирования не содержат необходимого расчета и анализа.

На основании вышеизложенного, Департаменту необходимо отразить расчет корректировок НВВ на 2018-2020 годы в соответствии с положениями Методических указаний № 228-э с отражением анализа исходных данных с учетом устранения выявленных ФАС России, указанных в настоящем предписании.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области нарушившим положения пунктов 2, 5, 26, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, п. 14 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, п. 10 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э.

2. Органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.03.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-«Владимирэнерго» на 2018 год расходы в размере 1 787,98 тыс. руб., в том числе по статьям затрат (без учета применения метода сравнения аналогов):

- «Рекламные услуги и услуги PR, изготовление рекламной продукции» в сумме 387,34 тыс. руб.;

- «Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения» в сумме 40,24 тыс. руб.;

- «Госпошлины по управлению собственностью» в сумме 1281,08 тыс. руб.;

- «Госпошлины по транспорту» в сумме 35,82 тыс. руб.;

- «Госпошлины по экологии» в сумме 4,50 тыс. руб.;

- «Госпошлины за выдачу документов об аттестации сотрудников» в сумме 39,00 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-«Владимирэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень операционных расходов» на 2018 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2018 год;

- Спецодежда и средства индивидуальной защиты на 2018 год;

- «Прочие расходы» на 2018 год;

- «Материальные затраты» на 2018 год;

- «Плата за аренду имущества» на 2018-2020 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2018-2020 год;

- «Величина компенсации выпадающих/излишне полученных доходов» на 2018-2020 годы.

3. Органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести учет расходов по статьям «Госпошлины по управлению собственностью», «Госпошлины по транспорту», «Госпошлины по экологии», «Госпошлины за выдачу документов об аттестации сотрудников» в составе неподконтрольных расходов на 2018-2020 годы в экономически обоснованном размере.

4. По результатам исполнения пункта 2 и 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень операционных расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-«Владимирэнерго» 2018 года в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Владимирэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 228-э и 421-э.

5. По результатам исполнения пунктов 2, 3, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-«Владимирэнерго», установленной на 2022-2024 годы.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья»-«Владимирэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области
ИНН 3328440760, ОГРН 1063328002143