Предписание №СП/39313/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-м проверки РЭК Воронежской области (ТНС Э... от 12 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2019 № 1147/19, Акт проверки ФАС России от 01.11.2019 № 166), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для публичного акционерного общества «ТНС энерго Воронеж» (далее — ПАО «ТНС Энерго Воронеж», регулируемая организация)  на 2017-2019 годы,

УСТАНОВИЛ:

 

Необходимая валовая выручка, установленная Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – орган регулирования, Управление, УРТ Воронежской области) на 2017 год –  1 263 751,01 тыс. руб., на 2018 год –2 373 136,5 тыс. руб., на 2019 год – 2 374 248,08 тыс. руб.

Сбытовые надбавки устанавливаются для ПАО «ТНС энерго Воронеж» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования № 1178), приказа ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» (сбытовые надбавки на 2017 г.), приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (сбытовые надбавки на 2018, 2019 гг.). 

В ходе плановой выездной проверки УРТ Воронежской области ФАС России были проанализированы материалы об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017-2019 гг.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующие органы) при установлении, в том числе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, должны учитывать требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдать основные принципы государственного регулирования цен (тарифов), в частности определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 установлено, что при установлении регулируемых (цен) тарифов регулирующие органы должны проводить необходимые мероприятия по исключению экономически необоснованных расходов организаций, а также экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

В свою очередь, к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Также пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Вместе с тем, в соответствии с положениями Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Однако в нарушение вышеуказанных норм в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не отражены результаты анализа фактически понесенных расходов в сопоставлении с фактически полученной выручкой, а также в сопоставлении с плановыми показателями, учтенными УРТ Воронежской области при утверждении сбытовых надбавок на соответствующий период, а отражены только конечные значения.

Учитывая вышеизложенное, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе за 2015, 2016, 2017 годы, проведен УРТ Воронежской области не в полном объеме, в связи с чем подлежит дополнительному экономическому анализу.

2017 год

Статья «Материальные расходы»

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. заявлены расходы по данной статье в сумме 25 620,45 тыс. руб., что на 70,6 % выше предыдущего регулирования.

При этом рост по статьям материалы и электроснабжение составил 2,3 раза, топливо и горюче-смазочные материалы - 135%.

УРТ Воронежской области по данной статье экономически обоснованные расходы определены в сумме 17 251,61 тыс. руб., с ростом в сравнении с предыдущим регулированием (2016 г.) на 14,9%.

При этом расходы на материалы приняты на уровне предыдущего периода регулирования (2016 г.) с индексом потребительских цен по прогнозу Минэкономразвития Российской Федерации на 2017 г. в размере 104,7%.

Расходы на электроснабжение определены в сумме 1 722,49 тыс. руб., с ростом в сравнении с предыдущим регулированием (2016 г.)  на 55,1%. При формировании данных расходов УРТ Воронежской области учтены изменения условий приобретения электрической энергии у ОАО «Автоматика», а также увеличение объемов потребления электроэнергии в 2016 году и индекс потребительских цен (далее -ИПЦ) на 2017 г. -104,7%.

В связи с отсутствием экономического обоснования предложенных ПАО «ТНС энерго Воронеж» расходов на топливо и горюче-смазочные материалы (по пробегу, заявленному в отношении каждого транспортного средства от 115 км до 395 км в день) УРТ Воронежской области расходы по данной статье определены на уровне фактически сложившихся в 2015 году с увеличением на ИПЦ 2016 г. и 2017 г. в размере 107,1% и 104,7% и приняты в сумме 946,6 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Во исполнение Апелляционного определения Верховного Суда РФ от 14.07.2018 №14-АПГ18-9 УРТ Воронежской области была проведена дополнительная экспертиза сбытовых надбавок на 2017 г.

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. были заявлены расходы по данной статье в сумме 18 667,20 тыс. руб.

УРТ Воронежской области по данной статье были приняты расходы в сумме 8 254,50 тыс. руб.

Определением Верховного Суда не определен размер экономически обоснованных расходов по данной статье и не прописан порядок расчета данных расходов.

Из решения Воронежского областного суда следует, что плановые расходы на 2017 год по данной статье подлежат расчету в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 на основе сведений о фактических затратах общества по данным статьям расходов в 2016 году с применением планового ИПЦ на 2017 г.

На основании изложенного УРТ Воронежской области определены экономически обоснованные расходы по статье «Расходы на ремонт основных средств» в размере 9 056,24 тыс. руб. Расходы определены из фактических затрат за 2016 г. в размере 8 649,70 тыс. руб. и ИПЦ на 2017 г.- 104,7%.

Величина отклонения от принятого ранее УРТ Воронежской области размера материальных расходов составила (801,84 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что анализ в экспертном аключении на 2017 год по статье «Сырье и материалы» не соответствует пунктам 28 и 31 Основ ценообразования № 1178, в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ по данной статье. При этом дополнительному экономическому обоснованию подлежат также фактические расходы за 2015 г.

Статья «Другие прочие расходы»

Подпунктом «а» пунктов 11 и 22 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э (далее – Методические указания № 703-э), предусмотрено, что в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок (в том числе в отношении населения) учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве ГП:

а) расходы на осуществление деятельности ГП и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, в том числе:

расходы на создание центров очного и заочного обслуживания потребителей;

ведение баз данных потребителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

обеспечение размещения необходимой потребителям информации;

обеспечение различных способов внесения платы и комиссионное вознаграждение за сбор платежей;

выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Расходы по статье «Энергоконтроль (снятие показаний)»

В составе НВВ ПАО «ТНС энерго Воронеж» заявило расходы на оплату услуг ООО «Спецэнергоконтроль» по снятию показаний приборов учета электрической энергии в сумме 169 513,22 тыс. руб.

В целях исполнения требований действующего законодательства ПАО «ТНС энерго Воронеж», являясь исполнителем коммунальных услуг, с 2008 г. работает с ООО «Спецэнергоконтроль» в рамках договора на услуги по снятию показаний приборов учета электроэнергии.

По условиям договора ООО «Спецэнергоконтроль» обязано производить съем контрольных показаний с приборов учета не реже 1 раза в 6 месяцев и инструментальный осмотр приборов учета электроэнергии у абонентов, находящихся на обслуживании у ПАО «ТНС энерго Воронеж».

Поскольку в представленных в обоснование ПАО «ТНС энерго Воронеж» материалах отсутствует информация о затратах и расчете стоимости ООО «Спецэнергоконтроль» одного измерения, то оценить экономическую обоснованность предлагаемых ПАО «ТНС энерго Воронеж» расходов по данной статье не представляется возможным. При определении экономической обоснованности расходов УРТ Воронежской области, представленный ПАО «ТНС энерго Воронеж» расчет стоимости данных услуг, в случае выполнения им таких работ самостоятельно, не применяло.

С учетом изложенного, расходы на услуги по снятию показаний приборов учета УРТ Воронежской области определены в сумме 90 067,91 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2017 г. 104,7%, и с учетом увеличения в 2016 г. принятых на обслуживание потребителей и приборов учета электроэнергии).

Во исполнение Апелляционного определения Верховного Суда РФ от 14.07.2018 №14-АПГ18-9 УРТ Воронежской области была проведена дополнительная экспертиза сбытовых надбавок на 2017 г.

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. были заявлены расходы по данной статье в сумме 169 513,22 тыс. руб.

УРТ Воронежской области по данной статье были приняты расходы в сумме 90 067,91 тыс. руб.

Из Апелляционного определения Верховного Суда следует, что Общество представило в подтверждение затрат по данной статье расходов все необходимые сведения о состоянии клиентской базы, о количестве приборов учета электрической энергии, принятых на обслуживание; в имеющихся счетах- фактурах выделена цена услуги за единицу измерения, а также сам договор на оказание услуг, в том числе услуг по снятию показаний приборов учета, заключенный по результатам проведения закупочной процедуры, данные бухгалтерского учета, которые позволяли тарифному органу определить экономически обоснованный размер данных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования с использованием источников информации о ценах, перечисленных в пункте 29 Основ ценообразования.

В экспертном заключении УРТ Воронежской области отражено, что органом регулирования проведен анализ представленных в обоснование ПАО «ТНС энерго Воронеж» расходов по данной статье, в том числе счета-фактуры за 9 месяцев 2016 г. Величина расходов на оплату услуг, оказываемых ООО «Спецэнергоконтроль», за 9 месяцев 2016 г. составила 119 367,73 тыс. руб.

Поскольку Определением суда не определен размер экономически обоснованных расходов по данной статье и не прописан порядок расчета данных расходов при формировании расходов по данной статье, УРТ Воронежской области учтены фактические сведения за 2016 г.

На основании изложенного, расходы по статье «Услуги по снятию показаний приборов учета» приняты на уровне фактически сложившихся в 2016 году в размере 158 720,08 тыс. руб.

Величина отклонения от принятого ранее УРТ Воронежской области размера расходов по статье «Услуги по снятию показаний приборов учета» составила 68 652,17 тыс. руб. В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 703-э в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения учитываются в том числе расходы на выполнение обязанностей исполнителя коммунальных услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), в случаях, когда ГП является таким исполнителем, или обязанностей ресурсоснабжающей организации в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124.

В соответствии с общими положениями Правил предоставления коммунальных услуг «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.

Согласно подпункту е(1) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг на исполнителя возложена обязанность по снятию показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверка состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета), не реже 1 раза в 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений обязаны вносить плату в адрес управляющей компании, и только при принятии специального решения на общем собрании – в адрес ресурсоснабжающей организации.

При этом в соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, а период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от них оплаты предоставленных им коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.

С даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий.

Следовательно, регулирующему органу при установлении экономически обоснованных расходов на осуществление функций «исполнителя коммунальных услуг» необходимо было исходить из требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Расходы по статье «Снятие показаний» могли быть рассчитаны исходя из стоимости 1 снятия показаний приборов учета согласно представленному заключенному договору, количества счетов физических лиц и периодичности снятия показаний (1 раз в 6 месяцев), количества потребителей, в отношении которых у общества имеется предусмотренная законом обязанность по снятию показаний.

В рамках экспертного заключения на 2017 г. не отражена информация о заключенных ПАО «ТНС энерго Воронеж» договорах о предоставлении коммунальных услуг.

ФАС России обращает внимание, что органом регулирования на 2017 г. не проведен в полном объеме анализ стоимости услуг по съему контрольных показаний с расчетных приборов учета электрической энергии, в связи с чем, расходы по статье Расходы по статье «Энергоконтроль (снятие показаний)» на 2017 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Подстатья «Прочие расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей»

В составе расходов на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей расходы на ремонт зданий определены в сумме 2 464,7 тыс. руб. (исключены работы по ремонту административного здания ПАО «ТНС энерго Воронеж»).

Необходимо отметить, что в Экспертном заключении на 2017 г. по данной подстатье не отражен анализ роста затрат, а отражен анализ роста в целом по статье «Расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей)».

В связи с вышеизложенным, учтенные затраты по подстатье «Прочие расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей» на 2017 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Подстатья «Расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации»

Предлагаемые ПАО «ТНС энерго Воронеж» расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 296 178,99 тыс. руб. признаны УРТ Воронежской области экономически обоснованными только в сумме 120 690,21 тыс. руб.

В экспертном заключении на 2017 г. по данной подстатье не отражен анализ экономической обоснованности данных затрат.

В связи с вышеизложенным, учтенные затраты по подстатье «Расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации» на 2017 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Статья «Проценты по обслуживанию кредитов»

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 при расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, включая расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности).

Расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта.

В соответствии с пп. 11, 22 Методических указаний № 703-э в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей на базовый период регулирования, которая определяется как произведение объема поставки электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования в соответствии со сводным прогнозным балансом на конечные цены (тарифы) для каждой группы потребителей, в базовом периоде регулирования.

Оплата участниками оптового рынка электрической энергии, в соответствии с п. 19, 20 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, осуществляется в следующем порядке:

не позднее 14-го числа расчетного периода оплачивается электрическая энергия, приобретенная по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед с 1-го по 9-е число расчетного периода, и в срок не позднее 28-го числа расчетного периода - электрическая энергия, приобретенная по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед с 10-го по 23-е число расчетного периода;

не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, оплачивается электрическая энергия, фактически приобретенная в расчетном периоде по договорам, обеспечивающим куплю-продажу электрической энергии.

Оплата мощности участниками оптового рынка осуществляется в следующем порядке:

до 30 процентов стоимости планового объема покупки мощности в расчетном периоде, определяемого в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, оплачивается равными долями не позднее 14-го и 28-го числа расчетного периода;

оплата мощности, фактически приобретенной в расчетном периоде, осуществляется не позднее 21-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, гарантирующие поставщики, если иное не установлено соглашением сторон, оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно п. 81, 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442:

граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости, потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости, поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Прочие потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Таким образом, для подтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, в том числе необходим анализ расчетов кассовых разрывов, в соответствии с вышеуказанными сроками и отражение его результатов в экспертном заключении.

Поскольку необходимость привлечения кредитных денежных средств возникает вследствие возникновения кассовых разрывов, расходы на обслуживание кредитных денежных средств не носят регулярного характера.

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. заявлены расходы по данной статье в сумме 321 457,76 тыс. руб., что в 2,5 раза превышает уровень предыдущего регулирования (с 1 декабря 2016 г.).

Согласно представленным органом регулирования данным, ПАО «ТНС энерго Воронеж» в составе обосновывающих материалов представлен, в том числе, расчет кассовых разрывов с указанием сроков оплаты за электрическую энергию.

Расчет процентов по обслуживанию кредитов на 2017 г. произведен в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок, в качестве достаточного размера оборотного капитала учтена 1/12 части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) для всех групп потребителей в базовом периоде регулирования 2016 г.

Кроме того, указанные расходы определены с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1340, которым установлено использование ключевой ставки Банка России вместо ставки рефинансирования.

УРТ Воронежской области, руководствуясь замечаниями ФАС России в отношении определения достаточного размера оборотного капитала - не более 1/12 части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей на базовый период регулирования, определило расходы по данной статье в сумме 131 089,19 тыс. руб. с сохранением на уровне предыдущего регулирования (2016 г.).

При этом величина достаточного размера оборотного капитала составит 873 927,53 тыс. руб. (не более 1/12 части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей на базовый период регулирования), процентная ставка принята в размере 11% с увеличением на 4 процентных пункта.

Во исполнение Апелляционного определения Верховного Суда РФ от 14.07.2018 №14-АПГ18-9 УРТ Воронежской области была проведена дополнительная экспертиза сбытовых надбавок на 2017 г.

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. были заявлены расходы по данной статье в сумме 321 457,76 тыс. руб.

УРТ Воронежской области по данной статье были приняты расходы в сумме 131 089,13 тыс. руб. с сохранением на уровне предыдущего регулирования (на уровне факта 2014 г.).

Из вышеуказанного Определения суда следует, что реализация тарифным органом своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения тарифного органа и не предполагает произвольных действий данных органов, то есть уменьшения размера заявленных затрат должно быть подтверждено соответствующим экономическим и правовым обоснованием, в частности, принятие какой-либо величины в указанном диапазоне валовой выручки.

В результате проведенного анализа УРТ Воронежской области пришло к выводу, что представленные ПАО «ТНС энерго Воронеж» документы и расчеты кассовых разрывов, не подтверждены в заявленном ПАО «ТНС энерго Воронеж» размере.

Поскольку Определением суда не определен размер экономически обоснованных расходов по данной статье, при этом указано, что размер расходов по кредитам должен быть обоснован применительно к положениям пункта 65 Основ ценообразования № 1178, пунктов 11, 22 Методических указаний № 703-э и пунктов 22, 23 Правил № 1178, УРТ произведен расчет величины расходов на обслуживание кредитов в соответствии с выводами суда.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 на 2017 г. величина процентной ставки составила 10,58%, увеличенная на 4 процентных пункта - составила 14,58%.

Исходя из представленных органом регулирования возражений на акт проверки № 166 следует, что УРТ Воронежской области определило расходы по данной статье в сумме 320 928,91 тыс. руб. 

Указанная сумма расходов учтены органом регулирования на основании наличия у ПАО «ТНС энерго Воронеж» потребителей с проблемной дебиторской задолженностью (подтверждается бухгалтерским балансом ПАО «ТНС энерго Воронеж»); факта недостаточности в связи с возникновением кассовых разрывов в сроках поступления и отдачи денежных средств собственного оборотного капитала, необходимого для формирования оборотных активов и осуществления хозяйственной деятельности; объективной необходимости в привлечении заемных денежных средств в том числе для произведения оплат на оптовый рынок электрической энергии (мощности), а так же указания Верховного суда РФ «о том, что закон не запрещает гарантирующему поставщику при определении расходов на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера  оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей… и при наличии необходимых обосновывающих документов производить расчет достаточного размера оборотного капитала исходя из 1/12 части валовой выручки от продажи электрической энергии.

Величина процентной ставки 14,58% в суде не оспаривалась.

Величина отклонения от принятого ранее УРТ размера расходов по статье «Проценты по обслуживанию кредитов» составила 189 839,78 тыс. руб.

Однако, в экспертном заключении УРТ Воронежской области отсутствует обоснование позиции регулирующего органа об экономической обоснованности привлечения кредитных денежных средств в значительных размерах, не приводится анализ, в каком периоде были привлечены кредитные средства и на какие цели. Отсутствует обоснование наличия кассового разрыва в полном объеме.

Таким образом, не подтверждена экономическая обоснованность включаемых затрат по статье «Проценты по обслуживанию кредитов».

Кроме того, дополнительному анализу подлежат фактические расходы по оплате процентов по обслуживанию кредитов за 2015 и 2016 гг.

Статья «Резерв по сомнительным долгам»

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. заявлены расходы по данной статье в сумме 396 770,72 тыс. руб., что в 5 раз превышает уровень предыдущего регулирования (с 1 декабря 2016 г.).

При этом ПАО «ТНС энерго Воронеж» в составе обосновывающих материалов представлен, в том числе, анализ счета 63 за 2015 г. и 9 месяцев 2016 г.

Расчет резерва по сомнительным долгам на 2017 г. произведен в соответствии с Методическими указаниями № 703-э по расчету сбытовых надбавок в размере 1,5% от валовой выручки базового периода регулирования 2016 года.

Согласно п. 22 Методических указаний при расчете необходимой валовой выручки расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 % от валовой выручки базового периода регулирования 2016 года.

По данным анализа счета 63 за 2015 г. сумма остатка резерва по сомнительным долгам по состоянию на 31.12.2014 составила 132 575,07 тыс. руб.

По результатам инвентаризации дебиторской задолженности сумма резерва по сомнительным долгам, созданного ПАО «ТНС энерго Воронеж» в 2015 году, составила 463 019,13 тыс. руб., что на 37% (или на 124 996,63 тыс. руб.) выше учтенной при определении сбытовых надбавок на 2015 год.

В анализе бухгалтерского счета 63 (движения средств резерва по сомнительным долгам) за период 2015 год отражено списание безнадежной дебиторской задолженности за счет созданного резерва в сумме 49 513,19 тыс. руб.

Сумма остатка резерва по сомнительным долгам по состоянию на 31.12.2015 г. составила 300 284,85 тыс. руб.

УРТ Воронежской области по результатам анализа бухгалтерского счета 63 за 2015 г. приняты экономически обоснованные расходы на создание резерва по сомнительным долгам в сумме 330 444,06 тыс. руб.

УРТ Воронежской области, с учетом замечаний ФАС России по формированию данной статьи, включили в необходимую валовую выручку разницу между размером сформированного на очередной период 2015г. резерва и суммой остатка резерва предыдущего периода 2014 г.

При этом в соответствии с Методическими указаниями № 703-э данная величина составит 1,25% от валовой выручки базового периода регулирования 2016 года (не более 1,5 % от валовой выручки базового периода регулирования 2016 года).

Подпунктами «г» пунктов 11 и 22 Методических указаний № 703-э предусмотрено, что в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок (в том числе в отношении населения) учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика:

расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в период регулирования, предшествующий расчетному периоду регулирования (далее - базовый период регулирования).

При расчете необходимой валовой выручки расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 процента от валовой выручки на базовый период регулирования.

Согласно части 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, включению в необходимую валовую выручку подлежит лишь разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования, до их погашения или списания в связи с невозможностью взыскания.

В соответствии с пунктами 30, 65 (1) Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете сбытовых надбавок учитываются расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в предшествующий период регулирования.

Согласно п. 22 Методических указаний 703-э при расчете необходимой валовой выручки расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 процента от валовой выручки на базовый период регулирования.

Пунктом 70 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» определено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника.

Пунктом 4 статьей 266 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

При этом резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов, а не использованная сумма резервов может быть перенесена на последующие периоды.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. При этом, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Таким образом, включению в необходимую валовую выручку подлежит лишь разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода регулирования. Иное применение порядка формирования резерва по сомнительным долгам приведет к неоднократному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования, до их погашения или списания в связи с невозможностью взыскания.

Для обоснования расходов на создание резерва по сомнительным долгам необходимо проводить анализ дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования. В противном случае нельзя определить, были ли возвращены сомнительные долги, учтенные в предыдущие периоды регулирования, а также оценить обоснованность включения в необходимую валовую выручку (что является возложением бремени расходов на неопределенный круг лиц, являющихся потребителями) расходов по вновь образованным долгам.

Вместе с тем, в Экспертном заключении на 2017 г. не содержится информация о величине резерва по сомнительным долгам, учтенного при установлении сбытовых надбавок в предыдущие периоды регулирования, о фактическом списании дебиторской задолженности, результатах инвентаризации дебиторской задолженности, величине остатка неиспользованного резерва по сомнительным долгам на конец предшествующего периода регулирования.

Учитывая изложенное, данные расходы подлежат дополнительному анализу.

Статья «Услуги банков и почты по приему платежей»

ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2017 г. заявлены расходы по данной статье в сумме 107 719,38 тыс. руб.

Согласно представленным УРТ Воронежской области данным, расходы определены в сумме 90 461,4 тыс. руб. и определены на уровне фактически сложившихся расходов в 2015 г. с учетом увеличения объемов потребления населением и с учетом среднегодового роста тарифов для населения на 2016г. - 106,4% и на 2017г. - 104,07%.

Другие внереализационные расходы определены на уровне предыдущего регулирования с учетом ИПЦ на 2017г. 104,7%.

Вместе с тем, в экспертном заключении на 2017 г. не содержится информация об анализе экономической обоснованности данных затрат.

Учитывая изложенное, данные расходы подлежат дополнительному анализу.

Анализ по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «ТНС энерго Воронеж» при установлении сбытовых  надбавок на 2018 г.  и 2019 г.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими  указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика осуществляется исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

Губернатором Воронежской области Постановлением правительства Воронежской области от 22.12.2017 № 1063 утвержден график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика на период 2018-2020 гг.

1. Эталонная выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 1554/17 эталонная выручка ГП определяется как сумма следующих составляющих:

произведение суммы переменных компонентов эталонов затрат ГП и прогнозной валовой выручки ГП от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) на соответствующий период регулирования;

произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты;

расчетная предпринимательская прибыль ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

1.1.Постоянные компоненты эталонов затрат

Точки поставки

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расчет сбытовых надбавок ГП на 2018 г. количество точек поставки определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

В соответствии и пунктом 13 Методических указаний № 1554/17 при определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным ГП с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций) учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Количество точек поставки, определенное в соответствии с п. 13 Методических указаний № 1554/17 (всего - 1 156 934 шт.) на 2018 г.:

Наименование

Население и приравненные к нему категории потребителей

Прочие потребители

Сетевые

организации

Всего

Население, проживающее в городских

населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг (определенные п.71.1 Основ ценообразования)

Прочие потребители, приравненные к населению

Всего

Менее 670 кВт

от 670 кВт до 10 МВт

свыше 10 МВт

Прогноз на 2018 г

1 083 073

659 720

414 274

7 861

1 218

72 964

72 250

677

37

897

 

Информация о количестве точек поставки для расчета сбытовых надбавок на 2018 г. согласована с филиалом ПАО «МРСК Центра»- «Воронежэнерго» (вх. № 02-01/14775 от 07.12.2017 г.).

В соответствии с Приложением № 2 к Методическим указаниям № 1554/17 приведенное количество точек поставки ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2018 г. составило 125 900 шт.

УРТ Воронежской области определена 5 группа масштаба деятельности для ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2018г. (от 90 701 до 181 300 точек).

Количество точек поставки, определенное в соответствии с п. 13 Методических указаний № 1554/17 (всего - 1 190 997,00 шт.) на 2019 г.:

 

Население и приравненные к нему категории потребителей

Прочие потребители

 

Сетевые

органи­зации

Наименование

Всего

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители

коммунальных услуг (определенные п.71.1 Основ ценообразования')

Прочие потребители, приравненные к населению

Всего

Менее 670 кВт

от 670 кВт до 10 МВт

свыше 10 МВт

Прогноз на 2019 г

1 109 913

674 875

422 691

11 120

1 227

79 972

78 838

1 097

37

1 112

Информация о количестве точек поставки для расчета сбытовых надбавок на 2019 год согласована с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» (вх. от 28.11.2018 №55-10/6131).

В соответствии с Приложением № 2 к Методическим указаниям № 1554/17 приведенное количество точек поставки ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2019г. составило 137 334 шт.

УРТ Воронежской области определена 5 группа масштаба деятельности для ПАО «ТНС энерго Воронеж» на 2019 г. (от 90 701 до 181 300 точек).

ФАС России отмечает, что органом регулирования в Экспертных заключениях 2018-2019 гг. не отражен анализ отклонений по точкам поставки ни для одной из категорий потребителей, что свидетельствует о недостаточном анализе, проведенном органом регулирования.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести подробный анализ количества точек, учтённых при расчетах постоянных компонентов эталонной выручки на 2018 – 2019 гг.

1.2. Переменная компонента эталонов затрат

В необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам определяются в размере полутора процентов от планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии населению на расчетный период регулирования.

ФАС России отмечает, что по статье «Расходы по сомнительным долгам» в экспертном заключении не представлены обоснования расчетов планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии ни для одной из категорий потребителей (ТВ2019).

Кроме того, ФАС России отмечает, что УРТ Воронежской области в Экспертных заключениях не представлен анализ составляющих для расчета расходов на формирование резерва по сомнительном долгам в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17.

Учитывая вышеизложенное, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, принятые УРТ Воронежской области при установлении тарифов на 2018 и 2019 гг., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с предоставлением детального расчета по указанным составляющим для каждой группы потребителей.

2. Неподконтрольные расходы

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении необходимой валовой выручки ГП в объеме, определенном в соответствии с подпунктом «в» пункта 11 Методических указаний 1554/17.

Неподконтрольные расходы ГП, относимые на группы потребителей, учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с данными раздельного учета расходов.

Расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств и нематериальных активов.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов являются источником финансирования мероприятий утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программы ГП.

По статье «Амортизация» ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования №1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Таким образом, учет амортизации осуществляется в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

В Экспертных заключениях не отражен анализ расчета амортизации, отсутствуют отсылки к обосновывающим документам, принятым органом реагирования во внимание при расчете расходов, а также калькуляция сложившихся расходов на 2018-2019 гг.

ФАС России отмечает, что согласно представленным ведомостям амортизации ОС за 2018 и 2019 годы, в составе расходов на амортизацию учтены затраты на амортизацию объектов, первоначальная стоимость которых менее 100 тыс.руб.

Кроме того, в составе амортизируемого имущества указаны нежилые помещения, гаражи, административные и иные здания. При этом, определить их местонахождение и производственную необходимость не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, расходы на амортизацию объектов, первоначальная стоимость которых менее 100 тыс.руб., принятые УРТ Воронежской области на 2018-2019 гг., подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому анализу.

Расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2018 и 2019 гг. не отражен анализ экономической обоснованности учтенных налогов.

В связи с чем расходы на уплату налогов, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3. Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП 2018 и 2019 гг.

Согласно п. 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе, недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

ФАС России отмечает, что из Экспертных заключений на 2018-2019 гг. не представляется возможным определить, каким образом были сформированы учтенные суммы и какими документами они подтверждаются, а также отмечает отсутствие проведенного анализа органом регулирования.

Таким образом, недополученные (излишне полученные) доходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Органом регулирования в соответствии с Экспертными заключениями на 2018 и 2019 гг. учтены отклонения по статьям затрат, признанным экономически необоснованными и обоснованными.

Между тем, Экспертные заключения органа регулирования на 2018-2019 гг. не содержат анализ экономической обоснованности данных затрат.

В связи с чем, величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за 2018-2019 гг. подлежит дополнительному экономическому обоснованию.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области при установлении сбытовых надбавок для ПАО «ТНС энерго Воронеж» нарушившим положения пунктов 7, 24, 28, 29, 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере элеткроэнергетики в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Воронеж» расходы по статье затрат «Амортизация» (2018, 2019 гг.), учтенные на объекты амортизации с первоначальной стоимостью менее 100 тыс.руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТНС энерго Воронеж», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Воронеж», по следующим статьям затрат:

2017 год

- «Материальные расходы», «Другие прочие расходы», «Энергоконтроль (снятие показаний)», «Прочие расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей», «Расходы, связанные с выполнение иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации», «Проценты по обслуживанию кредитов», «Резерв по сомнительным долгам», «Услуги банков и почты по приему платежей»;

2018, 2019 годы:

- количественные показатели «Точки поставки», «Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам», неподконтрольные расходы («Амортизация», «Налоги»), «Недополученные (излишне полученные) доходы».

3. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не позднее 01.09.2020 принять и ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Воронеж» с учетом исполнения пункта 2 настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Воронеж», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Воронежское УФАС России
ИНН 3664022568, ОГРН 1033600046908
Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области
ИНН 3650004304, ОГРН 1023601588823