Предписание №31/55477/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Омской обла... от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

18 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области, в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 48/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 643/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области (далее — РЭК, орган регулирования) при установлении тарифов для АО «ОмскВодоканал» на 2021-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Регулируемые тарифы в части оказываемых услуг водоснабжения (питьевого и технического) и водоотведения установлены РЭК для регулируемой организации методом индексации на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 58 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);

г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»- «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Пунктом 25 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний АО «ОмскВодоканал», в том числе представленных экспертных заключений РЭК по установлению и корректировке тарифов для АО «ОмскВодоканал», установлено следующее.

Размеры необходимой валовой выручки (НВВ) и тарифов, установленных РЭК для АО «ОмскВодоканал» на 2020-2023 гг., отражены в таблице:

 

Показатели

Годы

 

Базовый период регулирования

(2020-2024)

2021

2022

2023

НПА об установлении тарифов
(Приказ РЭК Омской области)

№ 435/83 от 17.12.2019

№ 440/84 от 10.12.2020

№ 460/89 от 07.12.2021

№ 429/66 от 25.11.2022

ПВС

НВВ, тыс. руб.

1540556,82

1625188,07

1672151,09

1 869 866,22

Базовый уровень операционных расходов

878 840,83

Размер установленных тарифов, руб./куб. м (без НДС)

1 полугодие

14,23

14,94

15,73

18,04

2 полугодие

14,94

15,73

16,56*

НПА об установлении тарифов
(Приказ РЭК Омской области)

№ 436/83 от 17.12.2019

№ 441/84 от 10.12.2020

№ 461/89 от 07.12.2021

№ 428/66 от 25.11.2022

ТВС

НВВ, тыс. руб.

39177,52

46117,21

46908,22

52318,70

Базовый уровень операционных расходов

17 322,35

Размер установленных тарифов, руб./куб. м (без НДС)

1 полугодие

5,52

7,36

7,75

7,62

2 полугодие

7,36

7,75

8,57

НПА об установлении тарифов
(Приказ РЭК Омской области)

№ 437/83 от 17.12.2019

№ 442/84 от 10.12.2020

№ 462/89 от 07.12.2021

№ 427/66 от 25.11.2022

 

ВО

НВВ, тыс. руб.

1548347,46

1781699,94

1884897,25

2062545,95

Базовый уровень операционных расходов

919 910,72

Размер установленных тарифов, руб./куб. м (без НДС)

1 полугодие

16,62

17,44

18,36

21,05

2 полугодие

17,44

18,36

19,32

 

Фактические результаты деятельности регулируемой организации за 2021 год

оценены и проанализированы РЭК при установлении тарифов на 2023 год.

В свою очередь, в отношении отдельных статей затрат по результатам анализа представленных РЭК обосновывающих материалов и возражений на Акт проверки выявлено следующее.

  1. Базовый уровень операционных расходов на 2020 год.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Базовый уровень операционных расходов утвержден РЭК для АО «ОмскВодоканал» на 2020 год.

1.1. Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение учитываются в составе базового уровня операционных расходов.

Пунктом 50 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

По данной статье затрат РЭК учтены на 2020 год расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и материалы и малоценные основные средства в следующих размерах:

 

Расходы

Учтено в тарифе на питьевое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на техническое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на водоотведение, тыс. руб.

ГСМ

19 046,46

773,40

27 302,06

Материалы и малоценные ОС

38 201,13

373,10

38 252,39

Итого, тыс. руб.

57 247,59

1 146,50

65 554,45

 

Из экспертных заключений на 2020 год следует, что расходы на ГСМ учтены РЭК на основании данных техническом экспертизы, принятых на основании фактических пробегов и часов работы за 2018 год, стоимости, принятой по предложению предприятия, и не превышающей среднюю цену по региону.

Расходы на материалы и малоценные основные средства приняты РЭК по счетам 20 (прочие работы), 23 (материалы и запчасти на текущий ремонт), 25 (спецодежда и спецоснастка) исходя из фактических затрат за 2018 год с применением индексов-дефляторов на 2019-2020 годы по основным параметрам Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В Акте проверки Инспекцией ФАС России отмечались вопросы экономической обоснованности учтенных затрат в составе базового уровня операционных расходов АО «ОмскВодоканал».

В возражениях на Акт проверки РЭК указала, что расходы на ГСМ на 2020 год приняты по предложению АО «ОмскВодоканал», не превышающей среднюю цену по региону.

Согласно расчетам, представленным РЭК в рамках проводимой проверки, стоимость ГСМ на 2020 год учитывалась исходя из стоимости топлива по состоянию на декабрь 2018 года (АИ-92 в размере 31,51 руб./л, АИ-95 — 33,24 руб./л и ДТ в размере 36,0 руб./л), проиндексированной на индексы (1,046 и 1,034), в совокупности превышающие индексы, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (1,047 и 1,030).

Стоит также отметить, что исходя из данных, представленных РЭК в ФАС России, фактическая стоимость приобретения АО «ОмскВодоканал» бензина АИ-92 за 2018 год составила 30,48 руб./л, бензина АИ-95 - 32,31 руб./л, ДТ — 33,63 руб./л.

Таким образом, подход органа регулирования привел к завышению стоимости ГСМ на 2020 год.

В Акте проверки было отражено, что согласно калькуляции фактических затрат АО «ОмскВодоканал» за 2018 год, отраженной в экспертных заключениях на 2020 год, фактические расходы на ГСМ составили 12 979,96 тыс. руб. (питьевое водоснабжение), 451,07 тыс. руб. (техническое водоснабжение) и 20 502,32 тыс. руб. (водоотведение).

Таким образом, с учетом ИПЦ на 2019-2020 гг. фактические затраты регулируемой организации за 2018 год, приведенные к ценам 2020 года, составляют: 13 997,72 тыс. руб. (питьевое водоснабжение), 486,44 тыс. руб. (техническое водоснабжение), 22 109,91 тыс. руб. (водоотведение), что ниже учтенных органом регулирования расходов на 5 048,74 тыс. руб. (питьевое водоснабжение), 286,96 тыс. руб. (техническое водоснабжение), 5 192,15 тыс. руб. (водоотведение), соответственно.

Также в Акте проверки было отмечено, что согласно калькуляции фактических затрат АО «ОмскВодоканал» за 2018 год, отраженной в экспертных заключениях на 2020 год, фактические расходы на материалы и малоценные основные средства составили 26 928,35 тыс. руб. (питьевое водоснабжение) и 19 440,74 тыс. руб. (водоотведение).

Таким образом, с учетом ИПЦ на 2019-2020 гг. фактические затраты регулируемой организации за 2018 год, приведенные к ценам 2020 года, составляют: 29 039,80 тыс. руб. (питьевое водоснабжение) и 20 965,09 тыс. руб. (водоотведение), что ниже учтенных органом регулирования расходов на 9 161,33 тыс. руб. (питьевое водоснабжение) и 17 287,30 тыс. руб. (водоотведение), соответственно.

Необходимость многократного превышения плановых затрат на материалы и малоценные основные средства 2020 года над фактическими 2018 года в условиях предусмотренных и учтенных РЭК отдельных расходов на текущий ремонт в составе НВВ АО «ОмскВодоканал», не представлена органом регулирования.

Кроме того, из представленных органом регулирования обосновывающих материалов не представляется возможным сделать вывод о соответствии учтенных цен на материалы и малоценные ОС положениям пункта 22 Основ ценообразования № 406.

О завышении рассматриваемых затрат в составе базового уровня операционных расходов на 2020 год также свидетельствуют сведения о фактическом расходовании АО «ОмскВодоканал» денежных средств на приобретение сырья и материалов и их хранение за 2020-2021 гг.:

 

Вид деятельности

Учтено РЭК на 2020 год, тыс. руб.

Факт за 2020 год, тыс. руб.

Отклонение

Учтено РЭК на 2021 год, тыс. руб.

Факт за 2021 год, тыс. руб.

Отклонение

ГСМ

Питьевое водоснабжение

19 046,46

18 407,07

- 639,39

19 562,75

20 482,09

+ 919,34

Техническое водоснабжение

773,40

192,00

-581,40

793,23

258,87

- 514,53

Водоотведение

27 302,06

14 205,10

- 13 096,96

28 033,17

16 423,03

- 10 879,03

Материалы и малоценные ОС

Питьевое водоснабжение

38 201,13

19 331,89

- 18 869,24

39 236,64

20 495,89

- 18 740,75

Техническое водоснабжение

373,10

245,94

-127,16

382,67

377,47

- 4,37

Водоотведение

38 252,39

14 620,83

- 23 631,56

39 276,73

20 907,43

- 17 344,96

Таким образом, общий недорасход средств по рассматриваемой статье затрат за 2020-2021 гг. составил 103 510,01 тыс. руб., в том числе за 2020 год — 56 945,71 тыс. руб., за 2021 год — 46 564,30 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо пересчитать расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение на 2020 год исходя из фактической стоимости приобретения АО «ОмскВодоканал» топлива за полный 2018 год, и актуальных на момент принятия тарифных решений на 2020 год индексов, исключив экономически необоснованные расходы из состава базового уровня операционных расходов на 2020 год, и, как следствие, из операционных расходов за 2021-2024 гг.

Кроме того, поскольку экономическая обоснованность учтенных в тарифах денежных средств не подтверждена, РЭК необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных затрат на приобретение сырья и материалов и их хранение за период 2020-2024 гг., по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «ОмскВодоканал» согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

1.2. Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг.

По данной статье затрат РЭК учтены на 2020 год расходы в следующих размерах:

 

Расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг

Учтено в тарифе на питьевое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на техническое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на водоотведение, тыс. руб.

11 969,06

118,66

9 386,94

 

Согласно экспертным заключениям на 2020 год расходы на оплату услуг сторонними организациями приняты по расчету на 2020 год (база распределения - факт 2018 года с применением индексов-дефляторов на 2019-2020) по цехам: АСУ, ГО и ЧС, ЛЦ, ОГМ, ОРСиС, Охрана труда, ЭМС, Прочие производственные, Техническое обследование в доле отнесения затрат по регулируемому виду деятельности.

Из представленных органом регулирования обосновывающих материалов не представляется возможным сделать вывод о соответствии учтенных цен и стоимости работ (услуг) положениям пункта 22 Основ ценообразования № 406.

Также из представленных органом регулирования обосновывающих и расчетных материалов следует, что указанные расходы определялись РЭК с учетом завышенных индексов в размерах 1,054 и 1,042 при этом при установлении тарифов на 2020 год актуальные индексы согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации были меньше и составляли 1,047 и 1,030.

О завышении рассматриваемых затрат на 2020 год также свидетельствуют сведения о фактическом расходовании АО «ОмскВодоканал» денежных средств на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг за 2020-2021 гг.:

 

Вид деятельности

Учтено РЭК на 2020 год, тыс. руб.

Факт за 2020 год, тыс. руб.

Отклонение

Учтено РЭК на 2021 год, тыс. руб.

Факт за 2021 год, тыс. руб.

Отклонение

Питьевое водоснабжение

11 969,06

6 330,72

- 5 538,34

12 293,50

6 825,03

- 5 468,47

Техническое водоснабжение

118,66

18,51

- 100,15

121,70

23,69

-98,01

Водоотведение

9 386,94

4 313,01

- 5 073,93

9 638,31

4 951,49

-4686,82

 

Таким образом, общий недорасход средств по рассматриваемой статье затрат за 2020-2021 гг. составил 20 965,72 тыс. руб., в том числе за 2020 год — 10 712,42 тыс. руб., за 2021 год — 10 253,30 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо пересчитать расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг на 2020 год исходя из актуальных на момент принятия тарифных решений на 2020 год индексов потребительских цен в размере 1,047 и 1,030, исключив экономически необоснованные расходы из состава базового уровня операционных расходов на 2020 год, и, как следствие, из операционных расходов за 2021-2024 гг.

Кроме того, поскольку экономическая обоснованность учтенных в тарифах денежных средств не подтверждена, РЭК необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных затрат на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг за период 2020-2024 гг., по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «ОмскВодоканал» согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

1.3. Общехозяйственные расходы.

В составе базовых уровней операционных расходов АО «ОмскВодоканал» РЭК учтены на 2020 год вышеуказанные статьи затрат в следующих размерах:

 

Расходы

Учтено в тарифе на питьевое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на техническое водоснабжение, тыс. руб.

Учтено в тарифе на водоотведение, тыс. руб.

Общехозяйственные расходы

27 917,19

419,70

18 013,11

Административные расходы

80 055,84

2 913,88

128 051,33

Прочие производственные расходы

2 538,17

69,72

2 437,57

Амортизация (по счетам 23, 25, 26)

22 347,33

633,93

22 755,59

    1.  

Согласно экспертным заключениям на 2020 год, общехозяйственные расходы приняты РЭК по расчету на 2020 год (база распределения - факт 2018 года с учетом корректировки) арендной платы объектов по счету 25 (в т.ч. аренда прочая) на основании представленных договоров аренды (с учетом заключенных дополнительных соглашений) в экономически обоснованном размере по пункту 44 Основ ценообразования № 406 и общехозяйственных расходов по счету 25 в доле отнесения затрат па регулируемый вид деятельности. При этом расходы на амортизацию учтены в отдельной статье затрат «Амортизация по счетам (23, 25, 26)».

Из представленных органом регулирования обосновывающих материалов не представляется возможным сделать вывод о соответствии учтенных цен и стоимости работ (услуг) положениям пункта 22 Основ ценообразования № 406.

Также из представленных органом регулирования обосновывающих и расчетных материалов следует, что указанные расходы определялись РЭК с учетом завышенных индексов в размерах 1,054 и 1,042 при этом при установлении тарифов на 2020 год актуальные индексы согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации были меньше и составляли 1,047 и 1,030.

Кроме того, в Акте проверки Инспекцией ФАС России было обращено внимание на то, что не ясно, распространяют ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг., в том числе требовались пояснения в части учтенных РЭК затрат на охрану - о характере указанных услуг и о сведениях по действующим на 2020-2024 гг. договорах.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила, что затраты на охрану объектов водоснабжения и водоотведения учтены в соответствии с заключенными в результате проведения торгов договорами, которые подлежат пролонгации на весь долгосрочный период 2020-2024 гг.

В свою очередь в материалах тарифного дела отсутствует подтверждение, что договоры на охрану объектов водоснабжения и водоотведения пролонгированы и не расторгнуты на рассматриваемый период 2020-2024 гг.

Кроме того, согласно сведениям о фактическом расходовании АО «ОмскВодоканал» денежных средств на общехозяйственные расходы за 2020-2021 гг.:

 

Вид деятельности

Учтено РЭК на 2020 год, тыс. руб.

Факт за 2020 год, тыс. руб.

Отклонение

Учтено РЭК на 2021 год, тыс. руб.

Факт за 2021 год, тыс. руб.

Отклонение

Питьевое водоснабжение

27 917,19

4 686,65

-23230,54

28 673,93

7 807,34

- 20 866,59

Техническое водоснабжение

419,70

140,34

- 279,36

430,46

236,87

-193,59

Водоотведение

18 013,11

8 253,30

- 9 759,81

18 495,47

13 195,52

-5299,95

 

Таким образом, общий недорасход средств по рассматриваемой статье затрат за 2020-2021 гг. составил 59 629,84 тыс. руб., в том числе за 2020 год — 33 269,71 тыс. руб., за 2021 год — 26 360,13 тыс. руб.

Необходимо также отметить, что расходы на охрану на 2020 год были определены органом регулирования и учтены в составе базового уровня операционных расходов в размере 38 861,857 тыс. руб. (по всем регулируемым видам деятельности), при этом исходя из фактически понесенных АО «ОмскВодоканал» затрат 2020 года, которые помимо расходов на охрану содержат также другие статьи затраты, сложились в размере 13 080,29 тыс. руб., что свидетельствует о том, что регулируемая организация не несет расходы на охрану в учтенном РЭК объеме.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо пересчитать общехозяйственные расходы на 2020 год исходя из актуальных на момент принятия тарифных решений на 2020 год индексов потребительских цен в размере 1,047 и 1,030, исключив экономически необоснованные расходы из состава базового уровня операционных расходов на 2020 год, и, как следствие, из операционных расходов за 2021-2024 гг.

Также необходимо дополнительно проанализировать расходы на охрану с учетом вышеизложенных обстоятельств, исключив экономически необоснованные расходы из состава базового уровня операционных расходов на 2020 год, и, как следствие, из операционных расходов за 2021-2024 гг.

Кроме того, поскольку экономическая обоснованность учтенных в тарифах денежных средств не подтверждена, РЭК необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных затрат на общехозяйственные расходы за период 2020-2024 гг., по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «ОмскВодоканал» согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

1.4. Амортизация (по счетам 23, 25, 26).

Расходы на амортизационные отчисления, не учтенные РЭК в составе статей затрат «Общехозяйственные расходы», «Прочие производственные расходы», «Административные расходы», учтены органом регулирования по статье затрат «Амортизация (по счетам 23, 25, 26)» в следующих размерах: 22 347,33 тыс. руб. (питьевое водоснабжение), 633,93 тыс. руб. (техническое водоснабжение) и 22 755,59 тыс. руб. (водоотведение).

Согласно экспертным заключениям на 2020 год, рассматриваемые расходы приняты по расчету на основании отчета по основным средствам «Отражение расходов по амортизации по счетам 23, 25, 26, 91 за 9 месяцев 2019 года» с учетом планового износа.

Орган регулирования указывает на то, что в материалах дела представлен расчет расходов амортизации на основании отчета по основным средствам «Отражение расходов по амортизации по счетам 23, 25, 26, 91 за 9 месяцев 2019 года».

РЭК также указывает на то, что расчеты подтверждены первичными документами, подтверждающими первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срока службы, даты, движения по вводу основных средств, модернизации, перемещения объектов, амортизационные группы.

В свою очередь из представленных органом регулирования обосновывающих материалов следует, что расчет расходов на амортизацию на 2020 год произведен не исходя из максимальных сроков полезного использования.

Так, например, в направленном в адрес ФАС России расчете, срок полезного использования по объекту «Гидромолот Ехten K500» учтен в размере 25 месяцев, в то время как согласно инвентарной карточке указанного объекта по форме ОС-6 cрок полезного использования составляет 63 месяца, а согласно присвоенной инвентарной карточкой амортизационной группе (вторая группа) — 36 месяцев.

Также, например, по объекту «Мастерская передвижная на шасси ГАЗон NEХТ» срок полезного использования в расчете применен в размере 61 месяца, в то время как согласно инвентарной карточке указанного объекта по форме ОС-6 cрок полезного использования согласно присвоенной амортизационной группе (четвертая группа) составляет 84 месяца.

Кроме того, исходя из представленного РЭК расчета следует, что не все объекты основных средств, амортизация по которым учтена РЭК в составе базового уровня операционных расходов на 2020 год, подлежат амортизации в 2021-2024 гг. (например, объект «Машина илососная КО-507А-2 на шасси автомобиля КАМАЗ-65115», остаточная стоимость которого на 01.01.2021 отражена 0,00 руб.), в связи с чем учет расходов на амортизацию указанных объектов обоснованно осуществлять в составе базового уровня операционных расходов, распределив сумму на весь долгосрочный период.

На основании вышеизложенного, РЭК необходимо провести дополнительный анализ по рассматриваемой статье затрат с учетом вышеизложенных обстоятельств (в части применения максимальных сроков полезного использования при определении размера амортизации и исключения завышенных расходов на амортизацию по объектам, которые не подлежат амортизации в 2021-2024 гг.), по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы из состава базового уровня операционных расходов на 2020 год, и, как следствие, из операционных расходов за 2021-2024 гг.

Таким образом, экономическая обоснованность операционных расходов АО «ОмскВодоканал» не подтверждена, в связи с чем данные затраты подлежат дополнительному анализу с представлением расчетов, и исключению экономически необоснованных средств из состава НВВ регулируемой организации. Пересмотру также подлежат взаимозависимые статьи затрат, в том числе базовый уровень операционных расходов и размеры корректировок операционных расходов.

2. Расходы на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи на 2022-2023 гг. Фактические расходы на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи за 2020-2021 гг.

Порядок определения расходов на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, установлен положениями пункта 44 Основ ценообразования № 406.

Инспекция ФАС России в Акте проверки отметила, что из представленных документов не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов на арендную плату и соблюдению органом регулирования требований пункта 44 Основ ценообразования № 406, в том числе в части ежегодной индексации цен, указанных в договорах аренды.

Инспекция ФАС России также отметила, что условие, при котором размер арендной платы согласно договору аренды, заключенному до 31.12.2012, в дальнейшем может изменяться посредством заключения дополнительных соглашений, ставит в неравное положение организации, оказывающие услуги водоснабжения и водоотведения, заключившие договор аренды уже после 31.12.2012. Возможность учета в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения расходов по договорам аренды без какого-либо ограничения приводит к нарушению принципа баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (предписание ФАС России от 14.12.2017 № СП/87858/17, решение суда от 26.04.2018 по делу № 40-24782/18 и постановление суда от 08.08.2018 по делу № 40-24782/18).

Таким образом, расходы, учитываемые в составе НВВ регулируемой организации на арендную и концессионную плату с учетом дополнительных соглашений к договорам, заключенным до 31.12.2012, не должны превышать размер расходов, определенный в соответствии с положениями пункта 44 Основ ценообразования № 406 (исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества).

В возражениях на Акт проверки РЭК отметила, что согласна с доводами, указанными в Акте проверки, в связи с чем результаты исполнения РЭК отражены в НВВ при установлении тарифов на 2024 год, а также планируется к учету на 2025 год.

Так, при установлении плана на 2024 год и корректировке НВВ по факту 2022 года РЭК не учтены экономически необоснованные денежные средства, что позволило снизить НВВ на 2024 год (совокупно по всем видам деятельности) в размере 141 574,455 тыс. руб.

Также исключены из НВВ на 2024 год фактические расходы за 2020-2021 гг. в размере 73 086,66 тыс. руб.

Кроме того, согласно проведенному РЭК анализу, при установлении плана на 2025 год при корректировке расходов за 2023 год планируется к исключено сумма денежных средств в размере 73 979,27 тыс. руб. по всем видам деятельности.

В этой связи оставшиеся экономически необоснованные расходы, определенные РЭК за 2023 год, подлежат исключению из состава НВВ АО «ОмскВодоканал».

3. Расходы на амортизационные отчисления на 2022 год. Фактические расходы на амортизационные отчисления за 2020-2021 гг.

Согласно положениям пунктов 77 и 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизационные отчисления за 2022 год частично являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.

Так, расходы на амортизационные отчисления учтены РЭК для АО «ОмскВодоканал» в составе НВВ на 2022 год в размере 70,69 млн. руб. (питьевое водоснабжение) и 104,17 тыс. руб. (водоотведение). При этом из них 31,13 млн. руб. (питьевое водоснабжение) и 22,59 млн. руб. (водоотведение) являются источником финансирования инвестиционной программы.

Из экспертных заключений следует, что расходы на амортизационные отчисления приняты РЭК по расчету на основании фактических отчетов ОСВ по счету 20.01 с учетом корректировок. Орган регулирования также отмечает, что амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в АО «ОмскВодоканал» отсутствует.

В возражениях на Акт проверки РЭК направил расчет амортизационных отчислений, из которого следует, что ряд объектов в расчете учтены органом регулирования не в соответствии с максимальными сроками полезного использования.

Так, например, в направленном в адрес ФАС России расчете, срок полезного использования по объекту «Сети напорной канализации с КНС (г. Омск, ул. Енисейская, дом 32/1)» учтен в размере 181 месяца, в то время в указанном расчете по данному объекту отражена седьмая амортизационная группа (свыше 15 лет до 20 лет включительно), соответственно, максимальный срок полезного использования составляет 240 месяцев.

Также по объекту «Станция обеззараживания воды SME-2000» срок полезного использования учтен в размере 61 месяца, в то время в указанном расчете по данному объекту отражена четвертая амортизационная группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно), соответственно, максимальный срок полезного использования 84 месяца.

Аналогичное замечание относится и к остальным объектам основных средств из представленного РЭК расчета.

В свою очередь фактические расходы на амортизационные отчисления за 2022 год учитывались органом регулирования при принятии тарифного решения на 2024 год, однако в отсутствие соответствующих расчетов не представляется возможным сделать вывод о соблюдении РЭК требований законодательства РФ при учете фактических затрат на амортизационные отчисления АО «ОмскВодоканал» за 2022 год.

На основании вышеизложенного, РЭК необходимо провести дополнительный анализ по рассматриваемой статье затрат с учетом вышеизложенных обстоятельств, по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы по указанной статье затрат из состава НВВ регулируемой организации.

В возражениях на Акт проверки РЭК указывает на то, что при корректировке необходимой валовой выручки на 2022 и 2023 годы по факту 2020 и 2021 годов, амортизация была пересчитана и учтена в тарифах в соответствии с максимальными сроками полезного использования.

Орган регулирования также отмечает, что расчет амортизационных отчислений был произведен на основе анализа первичных документов (актов ввода основных средств, ведомостей амортизации ОС (ИТСК) (бухгалтерский учет) и анализа счета 02 «Амортизация ОС», подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, амортизационные группы, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, отсутствие переоценки основных средств.

РЭК также отметил, что расходы на амортизационные отчисления за период 2020-2022 годы частично являются источником финансирования инвестиционной программы АО «ОмскВодоканал», остальная часть направляется на приобретение основных средств.

В свою очередь из представленных органом регулирования в адрес ФАС России расчетов следует, что отраженные в расчетах данные по объектам, за 2020 и 2021 годы разнятся между собой в части принятых сроков полезного использования и сумм годовой амортизации.

На основании вышеизложенного, РЭК необходимо провести дополнительный анализ по рассматриваемой статье затрат с учетом вышеизложенных обстоятельств, по результатам которого исключить экономически необоснованные расходы по указанной статье затрат из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Расходы по сомнительным долгам на 2023 год. Фактические расходы по сомнительным долгам за 2020-2021 гг.

Расходы по рассматриваемой статье затрат учтены органом регулирования в следующих размерах:

 

Расходы по сомнительным долгам, тыс. руб.

2020 год (факт)

2021 год (факт)

2023 год (план)

Питьевое водоснабжение

18 482,41

19 182,06

19 182,06

Водоотведение

23 003,60

24 343,17

24 343,17

 

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) учитываются в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 учитываемые в составе необходимой валовой выручки гарантирующих организаций расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) определяются в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 1746-э, объем необходимой валовой выручки, относящейся к населению в i-м году, определяется по формуле (11) исходя из фактической необходимой валовой выручки, относящейся к питьевому водоснабжению (водоотведению) в (i-2)-м году, и фактических объемов отпуска воды населению и приравненным к нему абонентам и всем абонентам (приема сточных вод у населения и приравненных к нему абонентов и у всех абонентов) в (i-2)-м году.

Использование расходов по сомнительным долгам, учтенных органом регулирования тарифов в необходимой валовой выручке гарантирующей организации на соответствующий год долгосрочного периода регулирования, подтверждается фактом списания безнадежной дебиторской задолженности в указанном году.

Исходя из положений пунктов 95 и 49 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования учитывается фактически списанная в истекшем году безнадежная дебиторская задолженность абонентов, подтвержденная документально, в размере, не превышающем ограничение, предусмотренное пунктом 42 Основ ценообразования № 406.

Из представленных РЭК расчетных материалов, учитывая объемы отпуска услуг населению и утвержденные для АО «ОмскВодоканал» тарифы, следует, что согласно требованиям положений тарифного законодательства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения фактические расходы по сомнительным долгам за 2020-2021 годы, а также плановые расходы по сомнительным долгам на 2023 год составляют:

 

Расходы по сомнительным долгам, тыс. руб.

2020 год (факт)

2021 год (факт)

2023 год (план)

Питьевое водоснабжение

15 410,24

15 985,05

15 985,05

Водоотведение

19 173,03

20 285,98

20 285,98

 

Таким образом, расчетные значения ниже учтенные РЭК затраты на 9 466,18 тыс. руб. (в части питьевого водоснабжения) и 11 944,95 тыс. руб. (в части водоотведения).

В этой связи экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

5. Взаимозависимые статьи затрат, учтенные в составе НВВ регулируемой организации.

Взаимозависимые статьи затрат, от тех, которые указаны в настоящем предписании, также подлежат пересчету и снижению в случае отсутствия экономического обоснования, в том числе в части расходов, определенных и учтенных в составе НВВ на 2024 год.

 

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной

антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункты 16, 22, 24, 42, 43, 44, 50, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для АО «ОмскВодоканал».

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021-2023 гг., а именно:

- произвести дополнительный анализ, расчет и исключение экономически необоснованных расходов (показателей), учтенных в составе НВВ АО «ОмскВодоканал», на основании мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием обосновывающих документов и материалов), по следующим статьям затрат: «Базовый уровень операционных расходов на 2020 год», корректировка операционных расходов, «Расходы на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи на 2023 год», «Расходы на амортизационные отчисления на 2022 год», «Фактические расходы на амортизационные отчисления за 2020-2021 гг.», «Расходы по сомнительным долгам на 2023 год», «Фактические расходы по сомнительным долгам за 2020-2021 гг.», а также иные взаимозависимые статьи затрат.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения не позднее 01.09.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения АО «ОмскВодоканал» на 2024 год, пересмотрев базовый уровень операционных расходов на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. и исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава НВВ АО «ОмскВодоканал», определенных на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

– протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором (которых) принимались предписанные решения;

– экспертных заключений, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председательствующий — заместитель председателя Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939
Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК Омской области)
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418