Решения по тарифам №31/690008/19 Решение ФАС России от 09.08.2019 № 31/690008/19 от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «2» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Южноуральская теплосбытовая компания» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 19.03.2019 № 45752/19) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для АО «Южноуральская теплосбытовая компания» в присутствии на заседании Комиссии <...> Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, <...> отдела ценообразования в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, <...> Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, <...> Департамента тарифов ПАО «Интер РАО» <...>, <...> Департамента тарифов ПАО «Интер РАО», <...> ООО «Интер РАО – Управление электрогенерацией» <...>, <...> отдела тарифообразования ООО «Интер РАО – Управление электрогенерацией» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения АО «Южноуральская теплосбытовая компания» (далее – АО «ЮТСК», Заявитель, регулируемая организация).

Заявление АО «ЮТСК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Министерством тарифного регулирования Челябинской области (далее – Орган регулирования, Министерство), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 20 декабря 2018 года № 86/77 методом долгосрочной индексации тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год долгосрочного периода 2017-2019 гг.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для АО «ЮТСК», составляет 241 529,46 тыс.руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию АО «ЮТСК» на 2019 год размер расходов по следующим статьям затрат:

тыс.руб.

Статьи затрат

Принято Министерством

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Расходы на тепловую энергию

203 427,14

212 064,56

8 637,42

2

Объем (тыс. Гкал)

327,43

341,33

13,9

3

Расходы по сомнительным долгам

184,36

3408,49

3224,13

4

Налог на прибыль

202,32

252,9

50,58

5

ИТОГО

11912,13

Статья затрат «Расходы на тепловую энергию».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 212 064,56 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 203 427,14 тыс.руб.

Величина спора по статье составляет 8 637,42 тыс.руб.

Разногласия заключаются в расчете размера корректировки НВВ, осуществляемой с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2017 год от значений, учтенных при установлении тарифов на 2017 год (далее – корректировка НВВ 2017 года), в части расходов на тепловую энергию.

Спор возник в части учитываемого Органом регулирования объема тепловой энергии.

АО «ЮТСК» согласно договору поставки тепловой энергии и теплоносителя от 01.01.2014 № 04-УООР-0005-14 приобретает тепловую энергию у источника тепловой энергии Южноуральская ГРЭС.

По мнению регулируемой организации, расходы на покупаемую тепловую энергию при корректировке НВВ 2017 года должны быть рассчитаны в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

По мнению регулируемой организации, расходы по данной статье затрат должны быть рассчитаны в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат были рассчитаны согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

В соответствии с письменным отзывом Органа регулирования, фактические данные 2017 года в сопоставлении с плановыми показателями Заявителя, утвержденными на 2017 год представлены в таблице:

(тыс. Гкал)

Показатель

2017 год план

2017 год факт

Отклонение

Отпуск с коллекторов Южноуральской ГРЭС

340,00

327,43

-12,57

Потери тепловой энергии по сетям АО «ЮТСК»

75,89

62,28

-13,61

Полезный отпуск тепловой энергии потребителям

264,11

265,15

1,04

Министерством расходы на тепловую энергию, приобретаемую от Южноуральской ГРЭС для перепродажи , учтены исходя из фактического объема полезного отпуска тепловой энергии с коллекторов в размере 327,43 тыс. Гкал в соответствии с данными бухгалтерской отчетности и платежными документами.

Таким образом, АО «ЮТСК» предлагает учесть в составе фактической необходимой валовой выручки 2017 года расходы, которые не были понесены по факту.

В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования № 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия, возникшая от осуществления мероприятий по повышению энергетической эффективности, может быть сохранена в организации при условии утверждения инвестиционной программы в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством российской федерации об электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410.

Инвестиционная программа АО «ЮТСК» не утверждалась в установленном порядке, общество не обращалось в адрес Министерства с заявлением об утверждении инвестиционной программы.

При тарифном регулировании на 2017-2019 гг. плановые показатели энергетической эффективности установлены не были. Таким образом, учесть эффект от выполнения данных мероприятий в тарифах не представляется возможным.

Учитывая вышеизложенное, Министерство при расчете корректировки НВВ 2017 года в части расходов на тепловую энергию руководствовался пунктом 39 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенных фактов, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства со стороны Министерства при расчете расходов по данной статье затрат.

Статья затрат «Расходы по сомнительным долгам».

Регулируемая организация в скорректированном заявлении, направленном в ФАС России от 02.08.2019 исх. № 801, указывает величину разногласий по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» в размере 3 224,13 тыс. руб. – разницу между экономически обоснованной с его точки зрения величиной 3 408,49 тыс. руб. и величиной расходов, учтенной Органом регулирования, 184,36 тыс. руб.

Данная статья затрат регулируемой организацией оспаривается в части корректировки статьи затрат «Расходы по сомнительным долгам» по итогам 2017 года, учитываемой Министерством на 2019 год в размере 3 224,13 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Согласно статье 266 Налогового Кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания» в соответствии с постановлением Администрации Южноуральского городского округа от 10.09.2014 № 744 является единой теплоснабжающей компанией.

В соответствии с решением ФАС России от 19.10.2017 г. № ЦА/71965/17 размер расходов по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» на 2017 год был рассчитан в размере 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования (2016 год), и составил 3 408,49 тыс. руб.

Органом регулирования были пересмотрены тарифы на 2017 год, и расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» были учтены в максимальном размере 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

При этом, Органом регулирования при корректировке необходимой валовой выручки в 2019 году по итогам 2017 года были исключены расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» в размере 3 224,13 тыс. руб.

По информации Органа регулирования все необходимые материалы для обоснования расходов по данной статье затрат в адрес Министерства регулируемой организацией были представлены.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» подлежат удовлетворению.

Экономически обоснованные расходы по данной статье затрат составляют 3 408,49 тыс.руб. (дополнительному учету в НВВ АО «ЮТСК» на 2019 год подлежат расходы в размере 3 224,13 тыс.руб.).

Статья затрат «Налог на прибыль».

Регулируемая организация указывает в заявлении, что при корректировке НВВ 2017 года фактические расходы по статье затрат «Налог на прибыль» должны быть пересмотрены и составить 252,9 тыс. руб. Органом регулирования учтено 202,32 тыс.руб.

Сумма спора составляет 50,58 тыс.руб.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответсвии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования № 1075 и включает в себя (согласно подпункту б) пункта 62 Основ ценообразования № 1075) в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемых в составе неподконтрольных расходов.

В силу пункта 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Подунктом в) пункта 75 основ ценообразования № 1075 установелно, что нормативный уровень прибыли относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.

Исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установелении тарифов в сфере теплоснабжения с примененимем метода индексации рассчитывается с учетом налога на прибыль, исчисленного по установленной налоговым законодательством ставке от величины нормативной прибыли, являющейся налоговой базой по налогу на прибыль.

Таким образом фактические расходы на уплату налога на прибыль регулируемой организации для которой нормативный уровень прибыли не является догосрочным параметром регулирования, рассчитывается с применением величины фактической нормативной прибыли, включающей фактические документально пдтвержденные расходы, предусмеотренные пунктом 74 Основ ценообразования № 1075, и фактической ставки налога на прибыль.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

Кроме того, Заявителем оспаривается статья затрат «Размер корректировки 2017 года» в части исключения Органом регулирования из НВВ 2019 года расходов в размере 1 572,63 тыс.руб.

В соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2019 год размер корректировки НВВ за 2017 год согласно Экспертному заключению по фактическим расходам 2017 года составляет 8 488,06 тыс.руб. С учетом применения фактически сложившегося индекса потребительских цен за 2018 год (102,7 %) и с учетом индекса, приведенного в базовом прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период до 2036 года Министерства экономического развития Российской Федерации (104,6 %) составит 9 118,23 тыс.руб.

С целью сохранения размера тарифов на второе полугодие 2019 года на уровне льготного тарифа первого полугодия, сумма корректировки определена к учету в 2019 году в размере – 7 545,6 тыс.руб. Остаток снятия составляет 1 572,63 тыс.руб. и подлежит учету в последующие периоды регулирования.

По мнению регулируемой организации, размер корректировки по итогам 2017 года должен учитывать результаты деятельности только по соответствующему виду деятельности (теплоноситель вода) и составить 6 661,59 тыс.руб..

При этом, обоснований в адрес ФАС России регулируемая организация не представила.

Согласно письменному мнению Министерства, данная величина сложилась при фактическом осуществлении регулируемого вида деятельности АО «ЮТСК» в 2017 году, величина данной корректировки подлежит учету при формировании НВВ по данному регулируемому виду деятельности.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования.

На основании анализа представленных АО «ЮТСК» и Министерством тарифного регулирования Челябинской области обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство тарифного регулирования Челябинской области нарушившим пункт 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Южноуральская теплосбытовая компания», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Министерством тарифного регулирования Челябинской области (рег. от 19.03.2019 № 45752/19).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении НВВ на 2019 год расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» в части корректировки НВВ за 2017 год в размере 3 408,49 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 3 224,13 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01 сентября 2019 года пересмотреть тарифы на тепловую энергию, установленные на 2019 год для АО «Южноуральская теплосбытовая компания», на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Южноуральская теплосбытовая компания» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

-  решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении для
АО «Южноуральская теплосбытовая компания» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «Южноуральская теплосбытовая компания».

<...>

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310