Решение №СП/72088/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «Р... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию – начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по правовому обеспечению - начальника департамента ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, заместителя председателя Комитета – начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, начальника отдела организационно-правового обеспечения Комитета <...>, заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ПАО «Россети Ленэнерго» (рег. от 28.03.2022 № 55099/22).

Заявление ПАО «Россети Ленэнерго» рассмотрено ФАС России
в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики приказом от 30.12.2021 № 608-п (далее – Приказ № 608-п) размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных пунктов (РП), за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам, за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Ленинградской области на 2022 г. не установлен.

Размер стандартизированной тарифной ставки, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет 237 978,27 руб./шт.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания № 1135/17).

Согласно статье 23.2 Закона об электроэнергетике, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых
в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии
с Методическими указаниями № 1135/17.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 1135/17 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах
на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий
по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным
в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний
№ 1135/17, и по мероприятиям, указанным в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия «последней мили»), а также с обеспечением средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) методом сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

Подпункт «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17 устанавливает, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение технических условий сетевой организацией.

При этом, согласно пункту 11 Методических указаний № 1135/17, экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили», на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению № 1 к Методическим указаниям № 1135/17) за три предыдущих года по каждому мероприятию.

Следует учитывать, что в случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года,
в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

Исходя из совокупности положений пунктов 10, 11, 16 Методических указаний № 1135/17 следует, что в составе расчета стандартизированных тарифных ставок на мероприятия последней мили Органу регулирования необходимо учитывать расходы сетевой организации по реализации указанных мероприятий в соответствии с техническими условиями.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 1135/17, стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям утверждаются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций по субъекту Российской Федерации с разбивкой согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17.

Так, в соответствии с Приложением № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 предусмотрены стандартизированные тарифные ставки
для мероприятий по строительству распределительных пунктов (РП),
за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам.

Принимая во внимание пункт 12 Правил регулирования № 1178, у Заявителя, в рамках действующего законодательства, при подаче заявления об установлении стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение отсутствует обязанность документально подтверждать необходимость установления какой-либо из ставок.

Вместе с тем, согласно пункту 19 Правил регулирования № 1178 для случаев, когда в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, установлена взаимная обязанность органа государственного регулирования запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющей регулируемую деятельность, представлять их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

По результатам анализа представленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

На период с 2018 по 2020 гг. стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на строительство распределительных пунктов (РП),
за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам, не устанавливалась.

ПАО «Россети Ленэнерго» в целях установления названной стандартизированной тарифной ставки, направило в Орган регулирования договоры технологического присоединения с приложением технических условий, актов технологического присоединения и договоров подряда:

- ОД-СПб-32040-17/45779-Э-17;

- ОД-СПб-13218-17/13342-э-17;

- ОД-ПрЭС-34459-17/49447-Э-17;

- ОД-24729-17/35514-Э-17;

- ОД-ПрЭС-15612-19/24843-Э-19;

- ОД-ПрЭС-15612-19/28512-Э-19;

- ОД-ПрЭС-12109-17/17843-Э-17;

- ОД-ПрЭС-21625-19/34029-Э-19;

- ОД-4501-20/2950-Э-20.

Иные территориальные сетевые организации расходы на установление рассматриваемой стандартизированной тарифной ставки не заявляли.

По результатам оценки указанных договоров Орган регулирования пришел к следующему заключению:

1. Техническими условиями к договорам технологического присоединения № ОД-СПб-32040-17/45779-Э-17, № ОД-СПб-13218-17/13342-Э-17, № ОД-24729-17/35514-Э-17 указано строительство кабельного киоска, как мероприятия, реализуемое сетевой организацией. При этом в актах об осуществлении технологического присоединения по договорам технологического присоединения № ОД-СПб-32040-17/45779-Э-17, № ОД-СПб-13218-17/13342-Э-17 указана одна точка присоединения энергопринимающих устройств заявителей, таким образом, создаваемое оборудование по количеству ячеек не подпадает под определение заявленной стандартизированной тарифной ставки. В акте об осуществлении технологического присоединения по договору технологического присоединения № ОД-24729-17/35514-Э-17 кабельный киоск не указан в перечне электросетевого оборудования на балансе ПАО «Россети Ленэнерго», на принципиальной электрической схеме кабельный киоск также отсутствует.

2. В технических условиях к прочим договорам технологического присоединения, заявленным ПАО «Россети Ленэнерго» как обоснование расходов, строительство кабельного киоска, как мероприятие, реализуемое сетевой организацией, не было предусмотрено.

ПАО «Россети Ленэнерго» в составе обосновывающих материалов представлены данные по фактическим расходам за 2018-2020 гг. в отношении 9 объектов.

Фактические стоимостные и физические параметры строительства распределительного пункта (стоимость, номинальный ток, количество ячеек) подтверждаются актами приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (РС-14) и актами о приемке выполненных работ
(КС-2), на основании которых объекты принимаются к учету и оформляются акты приема-передачи объектов по форме ОС-1, ОС-1а.

Так, например, приложения к договору ОД-СПб-32040-17/45779-Э-17 содержат формы КС-2 о приемке выполненных работ по строительству и пусконаладочным работам кабельного киоска, КС-3 по стоимости выполненных работ и ОС-1а о приеме-передаче построенного кабельного киоска.

Отмечаем также, что соответствующее оборудование нанесено на однолинейную схему технологического присоединения в границах балансовой принадлежности ПАО «Россети Ленэнерго» согласно выданному акту о технологическом присоединении.

В части довода Комитета относительно несоответствия заявленных объектов критериям ставки по количеству ячеек сообщаем, что в рамках Приказа № 608-п ставка для строительства распределительных пунктов (РП), за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек до 5, от 5 до 10, от 10 до 15 включительно и свыше 15 на территориях, не относящихся к населенным пунктам, также не установлена.

Исходя из изложенного, принимая во внимание положения статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пункта 10 и 11 Методических указаний № 1135/17, пункта 19 Правил регулирования № 1178, у Органа регулирования отсутствовали правовые основания в отказе установления ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных пунктов (РП), за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим статью 23.2. Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 10 Методических указаний
по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устранить нарушения положения статьи 23.2. Федерального закона
от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, при неустановлении стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных пунктов (РП), за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам, и произвести расчет соответствующей ставки в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики
в срок до 01 сентябрь 2022 года установить на основании пункта 3 настоящего решения стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов сетевой организации на строительство распределительных пунктов (РП), за исключением комплектных распределительных устройств наружной установки (КРН, КРУН), номинальным током от 250 до 500 А включительно с количеством ячеек от 5 до 10 включительно на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже на территориях, не относящихся к населенным пунктам.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  1. 2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 55099/22 от 28.03.2022).

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений об установлении стандартизированных тарифных ставок, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628