Предписание №СП/56564/23 Предписание в отношении Департамента государственного регули... от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«13» июля 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 07.04.2023 № 31-9156-С/23, а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 14.04.2023 № 57.05-10-1794/23; рег. от 17.04.2023 № 57117-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО «РЖД» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и от 30.03.2012 № 228-э, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

На основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.03.2023 № 73/1-2018-2022 (вх. от 30.03.2023 № 46885/23), направленного в адрес ФАС России по результатам проведенной совместно с прокуратурой Краснодарского края, а также с привлечением специалистов ФАС России проверки обоснованности формирования тарифов на электрическую энергию Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и федеральной территории «Сириус», было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – Департамент), по результатам которого был составлен отчет от 07.04.2023 № 31-9156-С/23 (далее — Отчет).

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11.12.2019 № 32/2019-э (далее – приказ № 32/2019-э) в отношении ОАО «РЖД» (далее также – регулируемая организация, Общество) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 219,37 млн. руб.

Приказом № 32/2019-э (в ред. от 11.11.2022) НВВ регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2023 год в размере 1 180 349,16 тыс. руб.

Рассмотрев материалы тарифных дел ОАО «РЖД» на 2020, 2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение № 77 по экономическому обоснованию платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД» на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение № 45-э по экономическому обоснованию платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), возражения в отношении Отчета от 17.04.2023 № 57117-М/23 (далее – Возражения), установлено следующее.

 

  1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года

1.1. Долгосрочный метод регулирования на 2020-2024 гг.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Департаментом при определении базового уровня подконтрольных расходов затраты рассчитаны методом экономически обоснованных затрат в 100% размере.

Обоснование неприменения метода сравнения аналогов при расчете базового уровня подконтрольных расходов 2020 года в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов 2020 года был применен пункт 13 Методических указаний № 421-э в соответствии с которым в случае если, в соответствии с представленными данными, значение фактических ОПР ТСО n за один из 2 лет, предшествующих периоду регулирования, превышает значение операционных, подконтрольных расходов, установленное органом регулирования для ТСО n на соответствующий год, более чем на D процентов, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с действующим для ТСО долгосрочным методом регулирования, а в случае отсутствия применения методов долгосрочного регулирования в году, предшествующему периоду регулирования, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с Методическими указаниями № 228-э либо в соответствии с Методическими указаниями № 98-э.

Орган регулирования отмечает, что применение пункта 13 Методических указаний № 421-э вызвано значительным превышением фактических подконтрольных расходов за 2017-2018 гг. над плановыми на 2017-2018 гг.:

(тыс. руб.)

Год

Плановые расходы

Фактические расходы

Превышение

2017

68 486,82

236 731

254,65 %

2018

69 245,3

256 514

270,44 %

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178.

В этой связи необходимо разделять понятия «экономически обоснованные расходы» и «подтвержденные расходы», поскольку под экономически обоснованными расходами понимаются экономически оправданные, необходимые и документально подтвержденные затраты регулируемой организации, понесенные при осуществлении регулируемого вида деятельности, в то время как подтвержденными расходами организации являются любые документально обоснованные расходы.

Иными словами, с точки зрения тарифного регулирования не все документально подтвержденные расходы являются экономически обоснованными для осуществления регулируемого вида деятельности и, как следствие, подлежат включению в НВВ регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Экспертными заключениями по экономическому обоснованию платы за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «РЖД» на 2019-2020 гг. экономически обоснованные фактические расходы за 2017-2018 гг. приняты Департаментом за 2017 год в размере 93 319,99 тыс. руб., за 2018 год 72 252,05 тыс. руб.

При этом в Экспертных заключениях на 2019-2020 гг. отсутствует анализ фактических подконтрольных расходов за 2017-2018 гг. в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования надлежит провести дополнительное экономическое обоснование подконтрольных расходов за 2017-2018 гг. в соответствии с требованиями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 и при необходимости пересчитать базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями №№ 98-э, 421-э.

 

1.2. Анализ фактических подконтрольных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования

Органом регулирования установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 219 376,29 тыс. руб. При этом подконтрольные расходы, утвержденные на 2018 год, составили 69 245,31 тыс. руб., фактические за 2018 год – 72 252,05 тыс. руб.

В Отчете отмечалось, что в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует информация о причинах роста подконтрольных расходов 2020 года по отношению к расходам 2018 года более чем в 3 раза, при этом условные единицы на 2018-2020 гг. приняты в едином размере 32 942,49 у.е.

В Возражениях Департамент отмечает, что при утверждении необходимой валовой выручки на второй долгосрочный период 2020-2024 гг. для ОАО «РЖД» Департамент руководствовался необходимостью доведения (руб./у.е.) НВВ до экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых ОАО «РЖД» для осуществления регулируемого вида деятельности.

Также Орган регулирования отмечает, что рост подконтрольных расходов на 2020 год (219 376,29 тыс. руб.) по отношению к 2019 году (70 257,67 тыс. руб.) обусловлен, в первую очередь тем, что на 2020 год НВВ для ОАО «РЖД» рассчитана экономически обоснованным методом, так как период 2020-2024 гг. является вторым долгосрочным периодом регулирования.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, органы регулирования при установлении базового уровня ОПР на первый год нового ДПР обязаны проводить анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принимать меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также определять плановые расходы базового уровня ОПР на первый год нового ДПР с учетом данного анализа.

Указанная позиция находит свое отражение в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17, законность которого подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 по делу № АКПИ20-650, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 по делу № АПЛ21-27.

 

1.3. «Материальные затраты»

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год расходы по данной статье затрат установлены Органом регулирования в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2020 года

Факт 2018 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено Департаментом

Принято Департаментом

1.

Материальные затраты

200 449,09

103 059,49

32 095,99

1.1.

Сырье, основные материалы

14 541

14 229,07

13 444

1.2.

Вспомогательные материалы

11 814

5 437,82

5 391,49

1.3.

Работы и услуги производственного характера

174 097,09

83 392,6

13 260,5

Департаментом при расчете расходов по статье затрат «Материальные затраты» учтены расходы на сырье и материалы, вспомогательные материалы, работы и услуги производственного характера. Общая сумма расходов по данной статье затрат составляет 103 059,49 тыс. руб.

1.3.1. Сырье, основные материалы

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, по данной статье затрат не отражен. В Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях отсутствует расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации. Также в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 Органом регулирования не отражен анализ проведения конкурсных процедур при заключении договоров, в том числе на предмет заключения договоров с единственным поставщиком, расходы по которым были учтены при расчете расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.2. Вспомогательные материалы

В Отчете было указано на отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год анализа, предусмотренного пунктом 23 Правил № 1178, по данной статье затрат. Также в Экспертном заключении на 2020 год не представлена расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации.

В представленных Возражениях Органом регулирования отражен анализ расходов по данной статье затрат (приборы, инструменты, канцелярские товары, оргтехника, мебель) на общую сумму 1 252,28 тыс. руб. При этом учтенная сумма расходов по данной статье затрат составляет 5 437,82 тыс. руб.

Также ФАС России отмечает, что в части расходов в размере 1 252,28 тыс. руб. (приборы, инструменты, канцелярские товары, оргтехника, мебель) Органом регулирования не представлены ссылки на документы и материалы, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в вышеуказанном размере. В материалах тарифного дела данные документы также не представлены.

Анализ проведения конкурсных процедур при заключении договоров, в том числе на предмет заключения договоров с единственным поставщиком, расходы по которым были учтены при расчете расходов по данной статье затрат, также не отражен, что является нарушением пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.3. Работы и услуги производственного характера

В составе данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на текущий ремонт, капитальный ремонт, работы по метрологии, а также на прочие услуги производственного характера.

В части учтенных расходов на капитальный ремонт ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования в размере 79 358,8 тыс. руб. Предложение Организации – 139 909 тыс. руб. Фактические расходы по данной статье затрат за 2017 год составляют 9 580 тыс. руб., за 2018 год – 9 494 тыс. руб.

Согласно Возражениям плановые затраты по капитальному ремонту производственных объектов на 2020 год в размере 79 358,8 тыс. руб. определены с учетом применения индекса-дефлятора к факту 2018 года, а также с учетом нормативных показателей по необходимому ремонту трансформаторных, воздушных и кабельных линий.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела представлены перечни объектов электроснабжения Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», участвующих в передаче электрической энергии сторонним потребителям, подлежащих капитальному ремонту, на 2020-2024 гг. (далее - Перечни капитального ремонта на 2020-2024 гг.). Иных документов и материалов, подтверждающих экономическую обоснованность плановых расходов по данной статье затрат в материалах тарифного дела не представлено.

Перечни капитального ремонта на 2020-2024 гг. включают в себя информацию о наименовании, номере объекта, виде ремонта, о протяженности и стоимости ремонта.

При этом в перечнях капитального ремонта на 2020-2024 гг. отсутствует информация об используемых нормативах капитального ремонта при определении стоимости его проведения, а также информация о мероприятиях, планируемых к проведению, в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003).

ФАС России также отмечает, что в материалах тарифного дела не представлены заключения экспертиз технического состояния по объектам капитального ремонта, предписания органов технадзора, акты осмотра и дефектные ведомости на планируемые работы, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат за период 2017-2018 гг. в значительной мере ниже плановых расходов, утвержденных Органом регулирования на 2020 год. Так, фактические расходы по статье затрат «Материалы на ремонт» за 2017 год составляют 9 580 тыс. руб., за 2018 год – 9 494 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях в нарушение пункта 11 Методических указаний № 98-э отсутствует обоснование роста расходов по данной статье затрат на 2020 год по отношению к плановым расходам 2019 года на 427,12%, более чем в 3 раза по отношению к фактическим расходам 2018 года.

Кроме того, согласно Экспертным заключениям на 2022-2023 гг. фактические расходы на капитальный ремонт составили за 2020 год – 32 526 тыс. руб., за 2021 год – 60 416 тыс. руб., что также значительно меньше утвержденного размера плановых расходов на соответствующие периоды.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования необходимо также учитывать, что при надлежащем исполнении сетевыми организациями ремонтных программ в течение текущего ДПР не может произойти существенного увеличения объемов ремонтных работ в первый год нового ДПР. Все подобные случаи, когда ненадлежащее исполнение ремонтных программ с переносом сроков исполнения ремонтов на следующий ДПР повлекло экономию по отношению к величине расходов, предусмотренных на эти цели в тарифах в текущем ДПР, подлежат самому тщательному расследованию с привлечением уполномоченных органов и участием специалистов соответствующего органа регулирования.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Работы и услуги производственного характера», учтенные Органом регулирования в составе базового уровня операционных расходов ОАО «РЖД» 2020 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Органу регулирования надлежит запросить обосновывающие документы и материалы ОАО «РЖД» в целях подтверждения экономической обоснованности расходов на капитальный ремонт в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

1.5. Расходы на командировки

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год расходы по данной статье затрат установлены Органом регулирования в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2020 года

Факт 2018 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено Департаментом

Принято Департаментом

1.

Расходы на командировки

3 094,62

3 078,62

2 861

В соответствии с Возражениями Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на основании факта 2018 года с применением ИПЦ.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, по данной статье затрат не отражен. В экспертном заключении не отражена расшифровка принятых расходов со ссылками на документы и материалы (график командировок и необходимость их проведения, командировочные задания и т.д.), на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на командировки», учтенные Органом регулирования в составе базового уровня операционных расходов ОАО «РЖД» 2020 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы 2023 года

Согласно Экспертному заключению на 2023 год неподконтрольные расходы учтены Органом регулирования в общем размере 872 284,51 тыс. руб. Предложение регулируемой организации – 908 661,66 тыс. руб.

 

2.1. Амортизация

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы по данной статье затрат установлены Органом регулирования в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено Департаментом

Принято Департаментом

1.

Амортизация

572 597,16

572 597,16

511 908,23

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Так, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Также при расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела на 2023 год отсутствуют инвентарные карточки учета основных средств, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок. В рамках Возражений данная информация Органом регулирования также представлена не была.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным провести оценку соответствия начисленной амортизации норме амортизационных отчислений, соответствующей максимальному сроку полезного использования.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Амортизация» подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Корректировки НВВ на 2023 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год корректировка НВВ с учетом выпадающих расходов (излишне полученных доходов), а также показателей надежности и качества регулируемой организации на 2023 год составила (+) 71 270,37 тыс. руб., из них:

- 83 043,38 тыс. руб. – расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток;

- (-) 11 773,01 тыс. руб. – корректировка НВВ за счет фактических показателей надежности и качества за 2021 год.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

На странице 8 Экспертного заключения на 2023 год Органом регулирования представлен расчет недополученного дохода ОАО «РЖД» в результате деятельности за 2021 год, который учтен при установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2023 год в размере 83 043,38 тыс. руб.

(тыс. руб.)

Показатели

Утверждено Органом регулирования на 2021 год

Факт по данным ОАО «РЖД» за 2021 год

Экономически обоснованный факт по данным Органа регулирования за 2021 год

Расходы на содержание электрических сетей

Выручка от реализации электрической энергии

1 047 225,08

939 534,31

939 534,31

Себестоимость

1 047 225,08

1 633 474,39

981 083,89

Валовая прибыль от реализации услуг по передаче электрической энергии

0

- 693 940,08

- 41 549,58

Расходы по технологическим потерям

Выручка от реализации электрической энергии

124 335,05

113 055,98

113 055,98

Расходы на потери от отпуска электрической энергии

124 335,05

154 549,78

154 549,78

Недополученные/излишне полученные средства по технологическим потерям

0

- 41 493,8

- 41 493,8

Результат финансово-хозяйственной деятельности

Недополученные/излишне полученные средства по услугам на передачу электрической энергии

0

- 735 433,88

- 83 043,38

ФАС России отмечает, что вышеуказанная корректировка НВВ не предусмотрена положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях отсутствуют расчеты Корректировок НВВ в соответствии с формулами пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим пункты 5, 7, 27, 29, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ОАО «РЖД» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Долгосрочный метод регулирования» на 2020-2024 гг.;

- «Анализ фактических подконтрольных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования» на 2020 год;

- «Материальные затраты» на 2020 год;

- «Сырье, основные материалы» на 2020 год;

- «Вспомогательные материалы» на 2020 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на командировки» на 2020 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год, а также величину необходимой валовой выручки на 2020-2023 гг. ОАО «РЖД» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.10.2023 при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ОАО «РЖД», установленной на 2023 год, а также установить (пересмотреть) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ОАО «РЖД» при пересмотре тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год, исключить при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии для ОАО «РЖД» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для ОАО «РЖД», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии
ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399