Решение №СП/72071/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «Р... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию – начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по правовому обеспечению - начальника департамента ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, заместителя председателя Комитета – начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, начальника отдела организационно-правового обеспечения Комитета <...> заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ПАО «Россети Ленэнерго» (рег. 28.03.2022 № 55093/22).

Заявление ПАО «Россети Ленэнерго» рассмотрено ФАС России
в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики приказом от 30.12.2021 № 608-п размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения 1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Ленинградской области на 2022 г. не установлен.

Размер стандартизированной тарифной ставки, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет 1 393 377,22 руб./шт.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания № 1135/17).

Согласно статье 23.2 Закона об электроэнергетике, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

Территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 1135/17 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных территориальными сетевыми организациями сведений о расходах
на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий
по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, рассчитывают стандартизированные тарифные ставки на период регулирования по мероприятиям, указанным
в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний
№ 1135/17, и по мероприятиям, указанным в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия «последней мили»), а также с обеспечением средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) методом сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

Подпункт «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17 устанавливает, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются в том числе расходы на осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.

При этом, согласно пункту 11 Методических указаний № 1135/17, экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили», на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) на регулируемый период при определении стандартизированных тарифных ставок определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом представленных территориальными сетевыми организациями фактических данных (сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства, обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов согласно приложению № 1 к Методическим указаниям № 1135/17) за три предыдущих года по каждому мероприятию.

Следует учитывать, что в случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки либо не осуществлялось обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам, определенным по сметам, выполненным с применением сметных нормативов.

Исходя из совокупности положений пунктов 10, 11, 16 Методических указаний № 1135/17 следует, что в составе расчета стандартизированных тарифных ставок на мероприятия последней мили, в частности по обеспечению подключаемых объектов устройствами противоаварийной автоматики, Органу регулирования необходимо учитывать расходы сетевой организации по реализации указанных мероприятий в соответствии с техническими условиями.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 1135/17, стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям утверждаются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций по субъекту Российской Федерации с разбивкой согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17.

Так, в соответствии с Приложением № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 предусмотрена стандартизированная тарифная ставка для мероприятий на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения 1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам.

Принимая во внимание пункт 12 Правил регулирования № 1178, у Заявителя, в рамках действующего законодательства, при подаче заявления об установлении стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение отсутствует обязанность документально подтверждать необходимость установления какой-либо из ставок.

Вместе с тем, согласно пункту 19 Правил регулирования № 1178, для случаев, когда в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, установлена взаимная обязанность органа государственного регулирования запрашивать дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющей регулируемую деятельность, представлять их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

По результатам анализа представленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

На период с 2018 по 2020 гг. стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения 1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, не устанавливалась.

ПАО «Россети Ленэнерго» в целях установления названной стандартизированной тарифной ставки, направило в Орган регулирования договоры технологического присоединения с приложением технических условий, актов технологического присоединения и договоров подряда:

- ОД-НлЭС-26001-19/40827-Э-19 от 07.10.2019;

- ОД-ТхЭС-27975-17/35242-Э-17 от 07.11.2017;

- ОД-14932-18/22291-Э-18 от 01.06.2018;

- ОД-НлЭС-22352-15/29029-Э-14 от 12.02.2015;

- ОД-ПрЭС-12-4836/3666-Э/12 от 18.05.2012;

- КЭ 1380/672-13 от 13.12.2013.

Иные территориальные сетевые организации расходы на установление рассматриваемой стандартизированной тарифной ставки не заявляли.

По результатам оценки заявленных обосновывающих документов Орган регулирования пришел к следующему заключению:

1. Технические условия к договору № ОД-ПрЭС-12-4836/3666-Э/1 содержат работы по установке реклоузера в качестве мероприятия по замене существующего оборудования ППр-3126 на ВЛ-10 кВ, в связи с чем, указанные работы являются развитием существующей инфраструктуры организации и должны быть включены в инвестиционную программу и учтены в тарифе на оказание услуг по передаче электрической энергии.

2. В технических условиях к остальным договорам технологического присоединения, представленными ПАО «Россети Ленэнерго» в качестве обоснования для расчета рассматриваемой стандартизированной тарифной ставки, установка реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения 1-20 кВ не предусмотрена.

ФАС России отмечает, что доводы Органа регулирования относительно исключения из состава расходов при расчете оспариваемой стандартизированной ставки расходов на развитие действующей инфраструктуры, включаемых в тарифную составляющую услуг по передаче электрической энергии, не могут быть применены в рамках процедуры по определению размера стандартизированной тарифной ставки в силу пункта 10 Методических указаний № 1135/17, согласно которому стандартизированные ставки рассчитываются на основании представленных регулируемой организацией расходов как на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения, так и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы.

Анализ документов, приложенных к договору № ОД-ПрЭС-12-4836/3666-Э/12 от 18.05.2012, показывает, что согласно пункту 10.4 технических условий к договору предусмотрена замена реклоузера ППр-3126 на реклоузер типа BB/TEL 630/10/0,4 кВА. При выполнении работ согласно пункту 6 Технического задания предусмотрены работы по монтажу реклоузера в количестве 1 шт. Расходы на осуществление монтажных работ по замене реклоузера отражены в локальной смете по форме КС-2.

Главой II Методических указаний № 1135/17 предусмотрен порядок применения стандартизированных тарифных ставок при определении платы за технологическое присоединение.

Плата за технологическое присоединение в отношении конкретного заявителя рассчитывается исходя из необходимости реализации мероприятий «последней мили» в соответствии с техническими условиями, выданными заявителю, по стандартизированным тарифным ставкам, установленным органом регулирования.

Отмечаем, что фактические стоимостные и физические параметры строительства реклоузера (стоимость и номинальный ток) подтверждаются актами приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (РС-14) и актами о приемке выполненных работ (КС-2), на основании которых объекты принимаются к учету и оформляются акты приема-передачи объектов по форме ОС-1, ОС-1а.

Так, например, пунктом 10.2 технических условий к договору КЭ 1380/672-13 от 13.12.2013, являющихся приложением к дополнительному соглашению № 2/1 от 01.11.2016 к договору, предусмотрено прямое обязательство сетевой организации в рамках реализации мероприятийпо технологическому присоединению смонтировать автоматический пункт секционирования – вакуумный реклоузер PBA/TEL-10-12,5/630.

Расходы на установку настоящего реклоузера в том числе подтверждены формами КС-1, КС-3 и ОС-1, где отражена стоимость выполненных работ по монтажу оборудования.

Отмечаем также, что соответствующее оборудование отмечено на однолинейной схеме присоединения энергопринимающих устройств в границах балансовой принадлежности сетевой организации.

Исходя из изложенного, принимая во внимание положения статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктов 10 и 11 Методических указаний № 1135/17, пункта 19 Правил регулирования № 1178, у Органа регулирования отсутствовали правовые основания в отказе установления ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения 1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим статью 23.2. Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 10 Методических указаний
по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 55093/22 от 28.03.2022).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устранить нарушения положения статьи 23.2. Федерального закона
от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, при неустановлении стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения
1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам
и произвести расчет соответствующей ставки в соответствии
с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики
в срок до 01 сентября 2022 года установить на основании пункта 3
настоящего решения стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов сетевой организации на строительство реклоузеров номинальным током от 500 до 1000 А включительно на уровне напряжения
1-20 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений об установлении стандартизированных тарифных ставок, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628