Предписание №СП/43230/24 ПРЕДПИСАНИЕ Госкомитету Республики Башкортостан по тарифам в... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам
(далее – Госкомитет, орган регулирования, ГКТ РБ), в том числе акт внеплановой документарной проверки Башкортостанского УФАС России от 09.02.2024 № 1
(далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (исх.
от 11.03.2024 № 03-29-2024), проведенной на основании поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 14.12.2023 № МШ/106265/23, приказа Башкортостанского УФАС России от 22.12.2023 № 217/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для МУП «Уфимские инженерные сети» (далее также МУП «УИС»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 0№ 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075), а также в соответствии с приказом Федеральной службы
по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания
по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Республике Башкортостан
от 22.12.2023 № 217/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для МУП «УИС» утверждены постановлением Госкомитета от 20.12.2023 № 737.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела МУП «УИС»
2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение органа регулирования
по формированию тарифов на тепловую энергию (мощность), от Котельной № 106 (улица Лезозаводская, рядом с домом № 1), поставляемую Муниципальным унитарным предприятием «Уфимские инженерные сети» потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Экспертное заключение органа регулирования по формированию тарифов на тепловую энергию (мощность),
от Котельных № 109 (улица Менделеева, 158) и № 115 (пос. Керамика, Благовещенского района), поставляемую Муниципальным унитарным предприятием «Уфимские инженерные сети» потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Экспертное заключение органа регулирования
по формированию тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Муниципальным унитарным предприятием «Уфимские инженерные сети» потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2024-2028 гг. (далее – Экспертные заключения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Расходы на топливо

 

№ п/п

Объекты

Предложение МУП «УИС» на 2024 год, тыс. руб.

Утверждено ГКТ РБ на 2024 год, тыс. руб.

1

Основной

Отсутствует в Экспертном заключении

19 983 346,52

2

Котельная № 106

Отсутствует в Экспертном заключении

9 607,90

3

Котельная № 109 и № 115

13 527,31

13 673,85

 

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Так, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение),
на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифы на услуги по транспортировке газа), а также специальной региональной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (ГРО), утверждаемой органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Органом регулирования учтены следующие составляющие цены на топливо (природный газ):

- оптовая цена на газ в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023
№ 910/23;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 с применением индекс-дефлятора, указанного
в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов Министерства экономического развития России
от 22.09.2023 г. в размере 10,2 %, начиная с 01.07.2024 г.;

- тариф транспортировки в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22;

- специальная надбавка к тарифу на транспорт согласно постановлению ГКТ РБ от 20.12.2023 № 756.

ФАС России отмечает, что плата за снабженческо-сбытовые услуги
не индексируется, устанавливается в соответствии с приказом ФАС России на первое и второе полугодие.

При расчете Госкомитетом цены на природный газ на 2 полугодие 2024 года плата за снабженческо-сбытовые услуги была использована путем применения индекса-дефлятора к ПССУ, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2022
№ 775/22, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на топливо (природный газ) с учетом применения на 2 полугодие 2024 года платы
за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной приказом ФАС России
от 31.10.2022 № 775/22.

2. Нормативный запас топлива

Расходы на топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо, цены на газ, не подлежащие регулированию), цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться регулирующими органами с учетом плановой (расчетной) цены на топливо, определяемой в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно имеющейся информации, МУП «УИС» заключен договор
от 06.12.2019 №912-0104/19 на поставку печного топлива по результатам закупки
№ 31908411755 с ООО ТК «Поток» на сумму 56 093 800, 00 руб.

При расчете затрат на нормативные запасы топлива МУП «УИС» на 2024 год учтена цена договора с ООО ТК «Поток» на сумму 45 587,49 руб.

При этом Экспертное заключение органа регулирования не содержит анализ проведенных конкурсных процедур при заключении договоров на поставку топлива (печное топливо), в том числе на предмет заключения договора с единственным поставщиком в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования экономически необоснованные расходы на нормативные запасы топлива подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с возражениями ГК РБ в отношении Акта проверки (исх.
от 11.03.2024 № 03-29-2024) расходы на топливо для МУП «УИС» учтены с учетом НДС 20%, ввиду того, что в соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2020 № 117-ФЗ операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии
с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.

Таким образом, расходы на уплату НДС не учитываются при расчете плановых расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемых организаций.

При этом, в соответствии с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении
для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные
с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Пунктами 62, 73 Основ ценообразования № 1075, пунктом 39 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы
на обязательное страхование.

Таким образом, фактически понесенные расходы на уплату налога
на добавленную стоимость подлежат включению в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по формуле (26) Методических указаний № 760-э.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования следует исключить НДС, учтенный в необходимой валовой выручке МУП «УИС» 2024 года, с последующим его учетом в экономически обоснованном размере при регулировании на 2026 год
в составе показателя «Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных»
по подстатье «Фактические неподконтрольные расходы».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан
по тарифам нарушившим положения пунктов 28, 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Уфимские инженерные сети» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статьям затрат «Расходы на топливо», «Нормативный запас топлива» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть и ввести в действие с 01.07.2024 тарифы на тепловую энергию для МУП «Уфимские инженерные сети» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для МУП «Уфимские инженерные сети», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202