Предписание №СП/41878/24 Предписание в отношении Региональной службы по тарифам Респ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«15» мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, проведенной Северо-Осетинским УФАС России на основании приказа от 12.01.2024 № 3/24, в том числе Акт проверки Северо-Осетинского УФАС России от 09.02.2024 № 2/24 (далее - Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее - Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее - Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024
№ 3/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания» проверка проводилась в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» (далее – регулируемая организация, Общество), установленных на 2024 год.

Базовый уровень подконтрольных расходов регулируемой организации 2022 года утвержден постановлением Службы от 30.12.2021 № 72 в размере 31 096,12 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) Общества на 2024 год установлена постановлением Органа регулирования от 28.12.2023 № 107 в размере 75 147,39 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2024 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение об установлении необходимой валовой выручки филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2024 год (далее - Экспертное заключение на 2024 год), возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия — Алания (далее — Служба, Орган регулирования) на Акт проверки Федеральной антимонопольной службы от 09.02.2024 г. № 2/24, направленные письмом от 11.03.2024 № 225 (рег. от 12.03.2024 № 1050/24).

По результатам анализа вышеуказанных документов и материалов установлено следующее.

1. Требования к экспертным заключениям

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за

2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

9) анализ соблюдения организацией условий соглашения об осуществлении регулируемых видов деятельности.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

2. Базовый уровень операционных расходов 2022 года

В Акте проверки Инспекция Северо - Осетинского УФАС России отмечала, что Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия - Алания в ответ на требование о предоставлении документов и информации не представлено экспертное заключение об установлении тарифов на первый (базовый) год (2022 год) долгосрочного периода регулирования в отношении филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго», а также материалы тарифного дела регулируемой организации на 2022 год.

В Возражениях Органом регулирования представлено экспертное заключение об установлении НВВ филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также материалы тарифного дела регулируемой организации, представленные в рамках установления тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 (в ред. от 21.12.2021) базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

ФАС России отмечает, что из Экспертного заключения на 2022 год не представляется возможным определить факт определения Службой базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования
№ 1178 с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования указанный анализ в Экспертном заключении на 2022 год не проведен.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить расчет базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с требованиями пункта 38 Основ ценообразования № 1178 и положениями Методических указаний № 421-э, Методических указаний № 98-э. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.1. Материальные затраты.

2.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо.

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере – 2 676,46 тыс. руб.

Расходы по данной статье регулируемой организацией на 2022 год заявлены в размере 6 728,51 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 в Экспертном заключении на 2022 год Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов в соответствии с пунктами 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

2.2. Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда заявлены АО «Оборонэнерго» на 2022 год в размере 22 515,93 тыс. руб. и определены Органом регулирования в размере 22 515,93 тыс. руб.

При расчете расходов по данной статье затрат Органом регулирования учтены:

- численность в размере 42 чел. (принята на основании штатного расписания регулируемой организации);

- тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 9 501 руб. (предложение регулируемой организации составляет 9 241,12 руб.);

- тарифный коэффициент - 2,5;

- выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда – 6,0 %;

- текущее премирование – 75 %.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует обоснование учета штатного расписания при учете плановой численности на 2022 год, не отражен помесячный анализ форм П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2020 год в части фактической численности персонала, занятого деятельностью по передаче электрической энергии (без внешних совместителей).

Также Службой в Экспертном заключении на 2022 год не отражен расчет учтенного тарифного коэффициента в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденные Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 года, с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года, ссылка на которые содержится в п. 3.9 ОТС в электроэнергетике.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия анализа и обоснования расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выучки регулируемой организации.

3. Неподконтрольные расходы на 2024 год

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2024 год в размере 17 891,93 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены регулируемой Организацией на 2024 год в размере 20 502,38 тыс. руб.

Фактические неподконтрольные расходы за 2022 год определены Органом регулирования в размере 9 545,78 тыс. руб.

3.1. Аренда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2024 год в размере 420,74 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены регулируемой организацией на 2024 год в размере 535,68 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При этом ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, материалах тарифного дела отсутствуют расчеты арендной платы в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 (в части аренды производственных объектов), в материалах тарифного дела также не представлены первичные документы бухгалтерского учета арендодателя, подтверждающие начисление собственником имущества амортизации, инвентарные карточки объектов основных средств, налоговые декларации, расчет расходов на аренду земельных участков.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия анализа и обоснования расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выучки регулируемой организации.

3.2. Обязательные страховые отчисления

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2024 год в размере - 8 643,59 тыс. руб.;

Расходы по данной статье затрат заявлены регулируемой организацией на 2024 год в размере - 8 049,98 тыс. руб.

Учитывая, что расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда», учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов 2022 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию, расходы по статье затрат «Обязательные страховые отчисления» на 2024 год также подлежат дополнительному экономическому анализу. В случае отсутствия необходимого обоснования, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3.3. Амортизация

Расходы на амортизацию определены Органом регулирования на 2024 год в размере - 1 858,25 тыс. руб.

Расходы на амортизацию заявлены Обществом на 2024 год в размере -
1 858,25 тыс. руб.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация может быть подтверждена документально только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2024 год не содержит анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, а также пообъектный расчет амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, с учетом положений пункта 5 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет амортизационных отчислений на 2024 год в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 с учетом устранения вышеуказанных замечаний. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4. Корректировки НВВ

Выпадающие доходы (расходы) определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра - (- 623,20) тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – (- 1 214,61) тыс. руб.

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности – (- 6 202,93) тыс. руб.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования; результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ экономической обоснованности исходных данных (плановых и фактических показателей) при расчете корректировок НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

В отношении корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности на 2024 год ФАС России отмечает, что корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности на 2024 год определена в размере (-) 6 202,93 тыс. руб.:

28 767,57 - (99 936,66 – 62 141,49 – 3 558,49) = - 5 469,11 тыс. руб., где, как указано Органом регулирования:

28 767,57 тыс. руб. – утвержденная НВВ на 2022 год;

99 936,66 тыс. руб. – фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, по котловым тарифам;

62 141,49 тыс. руб. – фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, по индивидуальным тарифам;

3 558,49 тыс. руб. – расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии, определенные как произведение ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче на 2022 год (2 258,05 руб./МВт*ч), величины технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанной в пункте 6 Методических указаний
№ 98-э (6,3%), и фактического отпуска электрической энергии в сеть (25 тыс. кВт*ч).

Корректировка с учетом ИПЦ на 2023 и 2024 годы составила:

- 5 469,11 * (1+5,8%) * (1+ 7,2%) = - 6 202,93 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э (в ред. от 20.07.2023): в качестве показателя принята установленная на 2022 год НВВ на содержание, а не совокупная НВВ на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, определена также за вычетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия анализа и обоснования расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выучки регулируемой организации.

5. Расходы на оплату потерь электрической энергии

Расходы на оплату нормативных потерь на 2024 год приняты Органом регулирования в размере 5 807,44 тыс. руб.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования
№ 1178, а также должен соответствовать данным, утвержденным в балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий год.

Органом регулирования не отражен расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2022-2024 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям определяется в соответствии с положениями пункта 81 Основ ценообразованиям 1178.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Экспертное заключение на 2024 год не содержит обоснование стоимости потерь электрической энергии в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 со ссылками на используемые в расчете источники информации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия анализа и обоснования расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выучки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия - Алания нарушившей положения пунктов 5, 26, 27, 29, 31, 40(1), 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2022 год;

- «Материальные затраты» на 2022 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2022 год;

- «Аренда» на 2024 год;

- «Амортизация» на 2024 год;

- «Корректировки НВВ» на 2024 год;

- «Расходы на оплату потерь» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года, а также величину необходимой валовой выручки филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166
Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148