Решение №СП/17481/24 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Макро-Макс Плюс» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее – Служба, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «Макро-Макс Плюс» <...>, юриста АО «Макро-Макс Плюс» <...>, руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области <...>, ведущего консультанта отдела регулирования цен и тарифов в электроэнергетике Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области <...>, директора ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» <...>, начальника правового отдела ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» <...>, руководителя УФАС России по Калининградской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Макро-Макс Плюс» и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (исх. от 10.11.2023 № 217, вх. от 14.11.2023 № 177306/23; далее - Заявление).

Предметом разногласий является отказ органа регулирования в установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России установлено следующее.

Регулируемая организация обратилась в Службу с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год от 27.04.2023
№ 69 (вх. от 28.04.2023 № 1050-СЦТ).

Письмом от 05.05.2023 № И703 Службой в адрес АО «Макро-Макс Плюс» направлено уведомление об открытии дела по установлению необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2024-2028 гг. и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям АО «Макро-Макс Плюс» на 2024 год.

В связи с приобретением и вводом в эксплуатацию новых объектов электросетевого оборудования АО «Макро-Макс Плюс» письмом от 06.10.2023
№ 185 направило в адрес Службы (вх. от 06.10.2023 № 2527-СЦТ) уточненное предложение к расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

По итогам рассмотрения представленных сетевой организацией документов Службой в адрес Заявителя было направлено уведомление от 02.11.2023 № И1774 об отсутствии оснований для установления тарифов на 2024 год в связи с тем, что
АО «Макро-Макс Плюс» не соответствует пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее – Критерии ТСО).

В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования № 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким Критериям ТСО орган регулирования направляет такому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием Критериев ТСО, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были увеличены показатели Критериев ТСО на 2024 и 2025 гг. Так, Критериями ТСО на 2024 год являются в том числе следующие показатели:

1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 30 МВА;

2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1 - 20 кВ, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 50 км.

Согласно представленному в адрес Службы заявлению Заявитель владеет силовыми трансформаторами суммарной мощностью 78,17 МВА (из них в аренде
2 МВА) и линиями электропередачи, протяженность которых составляет 59,507 км (из них 1,142 км в аренде, напряжением 110 кВ – 0,27 км, 10 кВ – 38,45 км,
0,4 кВ – 20,787 км).

В соответствии с представленным в материалах дела Экспертным заключением по делу по установлению тарифов для АО «Макро-Макс Плюс» на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в рамках долгосрочных параметров тарифного регулирования на период 2024-2028 годов Заявитель имеет в собственности 34 трансформаторные подстанции с установленными силовыми трансформаторами, сумма номинальных мощностей которых составляет более
30 МВА (78,17 МВА, из них в аренде 2 МВА).

В представленном в адрес ФАС России АО «Макро-Макс Плюс» заявлении
от 10.11.2023 № 217 организация ссылается на следующие нарушения, отраженные органом регулирования в протоколе заседания правления Службы от 31.10.2023 № 65/23, с которыми не согласен Заявитель:

1. Ряд трансформаторных подстанций и кабельных ЛЭП не имеет государственной регистрации права собственности.

В соответствии с протоколом заседания правления Службы от 31.10.2023 № 65/23 ряд подстанций не имеет государственной регистрации права собственности: ТП-09, ТП-12, ТП-15, ТП-291, ТП-20, ТП-08, ТП-21, ТП-23.

Кроме того, из заявленных в качестве находящихся в собственности 58,365 км линий электропередачи прошли государственную регистрацию только 41,281 км линий.

Таким образом, исключение из расчетов 17,084 км линий электропередачи (58,365-41,281), как и 11,011 км (присоединенных к ТП) свидетельствует о несоответствии АО «Макро-Макс Плюс» пункту 2 Критериев ТСО.

Согласно заявлению организации движимые объекты электросетевого хозяйства участвуют в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии и должны учитываться при установлении индивидуальных тарифов для оказания услуг.

В соответствии с перечнем обосновывающих материалов АО «Макро-Макс Плюс», представленных в Службу для установления тарифов на 2024 год, организацией в отношении объектов движимого имущества были представлены договоры купли-продажи, акты приема-передачи объектов, внутренние приказы, технические паспорта трансформаторных подстанций (ТП-09, ТП-12, ТП-15,
ТП-291, ТП-20, ТП-08, ТП-21, ТП-23) и кабельных линий.

В отзыве Службы отмечено, что объектами недвижимости могут считаться линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс.

Так, подстанции ТП-09, ТП-15 и ТП-20 выполнены на заглубленных фундаментах, имеют постоянное (стационарное) подключение к инженерно-техническим сетям в объеме, соответствующем их функциональному назначению, предусматривают длительную эксплуатацию. Таким образом, ТП-09, ТП-15 и ТП-20 обладают всеми признаками объектов недвижимости, установленными статьей 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при этом государственная регистрация данных объектов не произведена.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 131 и пункта 2 статьи 651 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, Служба исключила при рассмотрении тарифного дела договоры купли-продажи, не прошедшие государственную регистрацию.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон
№ 218-ФЗ) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно части 10 статьи 40 Закон № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство.

Вместе с тем пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 15 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» выдача разрешений на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства распределительных электрических сетей напряжением до 35 киловольт включительно для целей, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, включая сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии с представленным в адрес ФАС России договором купли-продажи электросетевого имущества от 16.01.2023 № 01/23 и актом приема-передачи к нему от 16.01.2023 (приложение № 1) ТП-20, ТП-08, ТП-21, ТП-23 являются комплектными трансформаторными подстанциями, состоящими из комплектных РУ, силовых трансформаторов напряжением 10/0,4 кВ.

Комплектная трансформаторная подстанция представляет собой подстанцию, состоящую из трансформаторов и блоков, поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Такая категория трансформаторных подстанций является отдельными некапитальными сооружениями, то есть объектами, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство.

При этом необходимо отметить, что объект недвижимости должен отвечать критерию прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством.

Трансформаторные подстанции, имеющие фундамент и строительные конструкции, являются сложной вещью, состоящей из помещения (сооружения), трансформаторов, иного оборудования, единственным назначением которой является трансформация и передача электрической энергии. Раздел трансформаторной подстанции путем изъятия из нее оборудования приведет к прекращению процесса трансформации электрической энергии и ее передачи, и соответственно, к утрате основного назначения трансформаторного пункта.

Исходя из Перечня трансформаторных подстанций и линий электропередачи, находящихся во владении сетевой организации АО «Макро-Макс Плюс» на праве собственности и (или) на ином законном основании от 27.09.2023, а также приложения к Заданию на оценку, представленных в материалах дела, Заявитель владеет комплектными трансформаторными подстанциями типа «КТП» (ТП-17,
ТП-5, РТП-XVI, ТП-31, ТП-33, ТП-32, ТП-34, ТП-36, ТП-37, ТП-38, ТП-39, ТП-19, ТП-22, ТП-24, ТП-27, ТП-28, ТП-41, ТП-50, ТП-42, ТП-29, ТП-43, ТП-9, КТП-15, КТП-291, ТП-20, ТП-8, ТП-18, ТП-23), «ЗТП» (ТП-271, РТП-40, ), ТП открытого типа «0» и встроенной ТП-21.

ФАС России отмечает, что в соответствии с письмом Росреестра
от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 вопрос об отнесении конкретного имущества к недвижимому должен разрешаться на стадии его создания. Также письмом Росреестра от 02.03.2021 № 14-03023/21 установлено, что законодательство не наделяет полномочиями по разграничению движимых и недвижимых вещей
какие-либо органы власти, организации.

Таким образом, отнесение имущества к движимому/недвижимому определяется собственником на этапе его создания. В случае, если объекты электросетевого хозяйства создавались как движимое имущество, государственная регистрация не требуется.

С учетом позиции Росреестра, отраженной в письмах от 13.04.2020
№ 3215-АБ/20, от 02.03.2021 № 14-03023/21, ФАС России полагает необходимым органу регулирования анализировать исходные документы по созданию спорного имущества.

В материалах дела представлен запрос АО «Макро-Макс Плюс» от 16.07.2018 № 69 в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (вх. от 16.07.2018
№ 01-23/26428) по ряду спорных кабельных линий электропередачи и трансформаторным подстанциям.

По информации Управления Росреестра по Калининградской области, содержащейся в письме от 24.07.2018 № 01-24/13488, исходя из характеристик комплектные трансформаторные подстанции наружной установки 10/0,4 кВ ТП-20, ТП-08, ТП-23, ТП-15, ТП-09, а также комплектная трансформаторная подстанция, встроенная в помещение здания ТП-12, и кабельные линии к ним не могут быть отнесены к объектам недвижимости.

ФАС России также установлено, что органом регулирования не учтены
КЛ 0,4 кВ (14 шт.), присоединенные к ТП-05.

Спорные кабельные линии (№№ 2-1-1, 2-1-2, 2-1-3, 2-1-4, 2-1-5, 2-1-7, 2-1-8,
2-2-1, 2-2-2, 2-2-3, 2-2-4, 2-2-5, 2-2-6, 2-2-7) общей протяженностью 2,218 км принадлежат Заявителю на основании договора купли-продажи от 11.07.2016
с ООО «БСК-Сервис» (и приказа от 09.01.2018 № 1/п «Об изменении бухгалтерского учета» о переименовании КЛ).

По информации Управления Росреестра по Калининградской области, содержащейся в письме от 24.07.2018 № 01-24/13488, кабельные линии №№ 2-1-1,
2-1-2, 2-1-3, 2-1-4, 2-1-5, 2-1-7, 2-1-8, 2-2-1, 2-2-2, 2-2-3, 2-2-4, 2-2-5, 2-2-6, 2-2-7 не могут быть отнесены к объектам недвижимости.

С учетом позиции Управления Росреестра по Калининградской области, содержащейся в письме от 24.07.2018 № 01-24/13488, об отнесении комплектных трансформаторных подстанций ТП-20, ТП-08, ТП-23, ТП-15, ТП-09, ТП-12 и кабельных линий к ним к объектам движимого имущества, неучет данных объектов органом регулирования является необоснованным.

ФАС России отмечает, что Заявителем осуществлена государственная регистрация ряда аналогичных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области, что подтверждается ссылками на свидетельства о собственности/номерами государственной регистрации в ЕГРН (ТП-17, ТП-5, ТП-271, РТП-XVI, ТП-31,
ТП-33, ТП-32, ТП-34, ТП-36, ТП-37, ТП-38, ТП-39, ТП-19, ТП-22, ТП-24, ТП-27, ТП-28, РТП-40, ТП-41, ТП-50, ТП-42, ТП-29, ТП-43, ТП-18).

Поскольку отсутствуют отказы Росреестра в государственной регистрации права собственности ТП-12, ТП-21, ТП-291, неучет данных объектов в данном случае органом регулирования является обоснованным.

2. Встроенные трансформаторные подстанции ТП-12 и ТП-21 установлены в строениях (помещениях), не принадлежащих Заявителю на праве собственности.

В соответствии с материалами дела органом регулирования не учтены линии электропередачи, непосредственно соединенные с трансформаторными подстанциями ТП-12 (1,6 км присоединенных линий) и ТП-21 (4,504 км присоединенных линий), а также КЛ протяженностью 1,142 км, переданные по договору аренды электросетевого имущества от 01.02.2022 № 02/22.

В своем заявлении АО «Макро-Макс Плюс» обращает внимание, что трансформаторные подстанции ТП-12 и ТП-21 являются встроенными трансформаторными подстанциями, т.е. расположены в строениях или помещениях, которые не принадлежат на праве собственности или ином законном основании Заявителю, но используются им для осуществления регулируемой деятельности.

Согласно отзыву Службы ТП-12 расположена в многоквартирном доме по ул. 1812 года № 126 (МКД), а встроенная трансформаторная подстанция ТП-21 расположена в торгово-развлекательном центре с многоярусной автостоянкой по адресу: г. Калининград, ул. Профессора Баранова, зд. 1 (далее – ТРЦ). Нежилые помещения по указанным адресам Заявителю не принадлежат, договоры аренды не прошли государственную регистрацию.

Кроме того, из расчетов протяженности линий электропередачи АО «Макро-Макс Плюс» Службой исключены линии общей протяженностью 1,142 км, переданные по договору аренды электросетевого имущества от 01.02.2022 № 02/22.

Таким образом, по мнению органа регулирования, основания для принятия к расчету присоединенных к данным подстанциям линий электропередачи отсутствуют.

ФАС России установлено следующее.

В материалах дела были представлены:

- договор аренды нежилого помещения для размещения встроенной трансформаторной подстанции ТП-12 10/04 от 01.09.2018 между
ООО «Управляющая компания «Корона» (Арендодатель) и АО «Макро-Макс Плюс» (Арендатор) (срок действия с 01.09.2018 до 01.09.2033);

- договор аренды от 01.12.2021 № 170-118/АП с ООО «Строительно-инвестиционная Корпорация» (Арендодатель) и ООО «Дельта С» (Арендатор) о передаче во временное возмездное владение и пользование части нежилого помещения № 170 (№ 118, 1 этаж, 39,0 кв.м), расположенного в ТРЦ (срок аренды
11 месяцев с автоматической пролонгацией);

- договор аренды от 01.02.2022 № 02/22 с ООО «Специализированный застройщик «ЭталонСтрой» и акт приема-передачи комплектной трансформаторной подстанции ТП-10 и кабельных линий 10 кВ и 0,4 кВ (срок аренды с даты заключения договора до 31 декабря 2030 года).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807 было внесено изменение в пункт 2(2) Критериев ТСО в части владения сетями и оборудованием исключительно на правах аренды.

В соответствии с пунктом 2(2) Критериев ТСО при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 Критериев ТСО не учитываются объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды (за исключением случаев, если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному обществу).

Доказательства, что АО «Макро-Макс Плюс» и арендодатели
ООО «Управляющая компания «Корона» / ООО «Строительно-инвестиционная Корпорация» / ООО «Специализированный застройщик «ЭталонСтрой» являются взаимозависимыми организациями по отношению друг к другу по вышеуказанным основаниям, в материалах дела не представлены.

В связи с отсутствием указанных сведений неучет Службой линий электропередачи, переданных по договору аренды с ООО «СЗ ЭталонСтрой», а также линий электропередачи, непосредственно соединенных с трансформаторными подстанциями ТП-12 и ТП-21, расположенными в арендуемых помещениях, не противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а требования, указанные в Заявлении, не подлежат удовлетворению.

Исключение из расчетов 7,246 км линий электропередачи свидетельствует о соблюдении органом регулирования пункта 2(2) Критериев ТСО.

3. Ряд линий электропередачи задвоены Обществом в расчетах (проложены по одной трассе).

В соответствии с протоколом заседания правления Службы от 31.10.2023 № 65/23 из заявленных в качестве находящихся в собственности 58,365 км
(59,507-1,142 км) линий электропередачи прошли государственную регистрацию только 41,281 км линий. При этом из 33,643 км линий, заявленных в качестве находящихся в собственности без государственной регистрации, имеют задвоение (проложены по одной трассе) более 10,494 км.

В отзыве Службы отмечено, что понятия кабельных и воздушных линий электропередачи определены ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» (далее - ГОСТ). Из пункта 52 ГОСТа следует, что кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю. Служба ссылается на судебную практику, согласно которой существенное значение для определения протяженности имеет лишь трасса, по которой проходит кабельная или воздушная линия, а не количество кабелей или проводов. Представленные АО «Макро-Макс Плюс» в качестве отдельных линий электропередачи представляют собой, как правило, одну линию по трассе, выполненную путем параллельной прокладки нескольких кабелей. Заявляемые
АО «Макро-Макс Плюс» в паре кабельные линии, как правило, предназначены для электроснабжения одного и того же оборудования. Одинаковая протяженность кабелей свидетельствует о прокладке их по одной трассе, что в свою очередь свидетельствует о принадлежности кабелей одной линии.

Согласно отзыву Службы протяженность более 10,494 км из 58,365 км линий электропередачи задвоена организацией (проложены по одной трассе). При этом наименование линиям электропередачи присвоено непосредственно самим Обществом, и в большинстве случаев задвоенные линии электропередачи обозначены не как отходящие от разных ячеек РУ, а как отходящие от разных секций РУ. Диспетчерские наименования линий с БРДУ не согласовывались.

Так, например, в соответствии с договором купли-продажи электросетевого оборудования от 04.02.2022 № б/н с ООО «Дельта С» (имеет отметку о государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 15.02.2022) и расчетом протяженности линий электропередачи АО «Макро-Макс Плюс», представленным в отзыве, кабельные ЛЭП к ТП-33 10 кВ были заявлены организацией в размере 0,183*2 км, учтены Службой в количестве 0,183 км; 0,4 кВ были заявлены в размере 0,846 км (0,195*2 + 0,01*2 + 0,02*2 + 0,066*2 + 0,071*2 + 0,061*2 км), учтены Службой в количестве 0,423 км (½ от 0,846 км).

Кабельные ЛЭП к ТП-32 0,4 кВ были заявлены в размере 0,494 км (0,132*2 + 0,039*2 + 0,076*2 км), учтены Службой в количестве 0,247 км (½ от 0,494 км).

Кабельные ЛЭП к ТП-31 10 кВ были заявлены в размере 0,252*2 км, учтены Службой в количестве 0,252 км.

Кабельные ЛЭП к ТП-34 10 кВ были заявлены в размере 1,28 км (0,24*2 + 0,40*2 км), учтены Службой в количестве 0,64 км (½ от 1,28 км) и т.д.

Согласно договору купли-продажи от 04.02.2022 № б/н указанные задвоенные кабельные линии электропередачи имеют различные наименования, при этом имеют идентичные характеристики и отходят от разных секций одних и тех же распределительных устройств (РУ).

Заявитель отмечает, что протяженность кабельных линий, используемых для осуществления регулируемой деятельности и непосредственно соединенных с трансформаторными и иными подстанциями, рассчитывалась суммированием протяженностей отдельных кабельных ЛЭП в соответствии с их диспетчерским наименованием. То есть общая протяженность кабельных ЛЭП, отходящих от разных ячеек РУ и имеющих различное диспетчерское наименование, была рассчитана суммированием протяженностей отдельных кабельных ЛЭП по трассе в соответствии с их диспетчерским наименованием.

Проанализировав обосновывающие материалы, ФАС России приходит к выводу, что регулируемой организацией расчет протяженности производился исходя из общей протяженности электрических цепей.

ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 Критериев ТСО, а также таблицей № П2.1 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2 протяженность воздушных и (или) кабельных линий электропередачи и количество условных единиц рассчитываются по трассе прохождения линий.

Исходя из определения «кабельная линия», установленного пунктом 2.3.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979, а также определения «трасса ЛЭП», указанного в приказе Минэнерго России от 31.08.2022 № 884 «Об утверждении Методических указаний по технологическому проектированию линий электропередачи классом напряжения 35 - 750 кВ», ФАС России отмечает, что каждый кабель, находящийся в составе кабельной линии, не может расцениваться как самостоятельная трасса линии электропередачи. Если одна КЛ состоит из нескольких кабелей для увеличения пропускной способности, отходящих от одного РУ, протяженность учитывается по трассе и длины таких кабельных линий не суммируются.

Таким образом, кабели линий электропередачи, пролегающие в рамках одной трассы, при расчете условных единиц раздельному учету не подлежат.

В материалы тарифного дела были представлены технические паспорта кабельных линий, в которых указаны в том числе наименование, длина (протяженность) кабельной линии, схема трассы кабельной линии. Присвоенные наименования КЛ содержат в себе номера трансформаторных подстанций, соединяемых такой линией.

Из схем трассы кабельных линий ФАС России усматривается, что кабельные линии, имеющие одинаковую протяженность и различное наименование, проложены по одной трассе.

В частности, две кабельные ЛЭП к ТП-33 10 кВ (заявлены 0,183*2 км, учтены в количестве 0,183 км) имеют наименование «КЛ 16-33/1» (183 м) и «КЛ 16-33/2» (183 м) и согласно схеме трассы соединяют «РУ-10 кВ РТП-XVI» и «РУ-10 кВ
ТП-33», секции 1 и секции 2 соответственно.

Шесть кабельных ЛЭП к ТП-32 0,4 кВ (заявлены в размере 0,494 км, учтены в количестве 0,247 км) имеют наименование «КЛ 32-1-2» (132 м) и «КЛ 32-2-1»
(132 м) / «КЛ 32-1-1» (39 м) и «КЛ 32-2-3» (39 м) / «КЛ 32-1-3» (76 м) и «КЛ 32-2-2» (76 м) и согласно схеме трассы соединяют «РУ-0,4 кВ ТП-32» и «ВРУ 0,4 кВ МКД № 9» / «РУ-0,4 кВ ТП-32» и «ВРУ 0,4 кВ МКД № 7» / «РУ-0,4 кВ ТП-32» и «ВРУ
0,4 кВ МКД № 5», секции 1 и секции 2 соответственно.

Две кабельные ЛЭП к ТП-31 10 кВ (заявлены в размере 0,252*2 км, учтены в количестве 0,252 км) имеют наименование «КЛ 16-31/1» (252 м) и «КЛ 16-31/2»
(252 м) и согласно схеме трассы соединяют «РУ-10 кВ РТП-XVI» и «РУ-10 кВ
ТП-31».

Две кабельные ЛЭП к ТП-34 10 кВ (заявлены в размере 0,48 км, учтены в количестве 0,24 км) имеют наименование «КЛ 34-32/1» (240 м) и «КЛ 34-32/2»
(240 м) и согласно схеме трассы соединяют «РУ-10 кВ ТП-34» и «РУ-10 кВ ТП-32», секции 1 и секции 2 соответственно и т.д.

Таким образом, спорные кабельные линии электропередачи, отходящие от разных секций распределительных устройств, состоят из одинаковых по протяженности кабелей, пролегают в рамках одной трассы и имеют идентичное назначение.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России полагает обоснованным
и соответствующим действующему законодательству в сфере электроэнергетики исключение Службой из расчетов величин, завышающих протяженность линий по трассе по причине задвоения кабельных линий электропередачи. Позиция органа регулирования по определению длины кабельных и воздушных линий по длине трассы соответствует действующему законодательству в сфере электроэнергетики.

 

Кроме того ФАС России отмечает, что доводы АО «Макро-Макс Плюс», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) от 10.11.2023 № 217, в части процессуальных нарушений (отсутствие уведомления Службой об изменении уполномоченного лица по делу, несвоевременное ознакомление с материалами, оценка Службой деятельности Общества в части качества и надежности оказываемых организацией услуг), аффилированность с предыдущим владельцем электросетевого хозяйства не влияют на оценку органом регулирования соответствия АО «Макро-Макс Плюс» Критериям ТСО.

Органу регулирования при анализе соответствия организации Критериям ТСО надлежит раскрывать анализ первичных документов, подтверждающих соответствующее право регулируемой организации владения объектами электросетевого хозяйства.

Касаемо отсутствия у Службы сведений о наличии охранных зон ряда кабельных линий Общества, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранная зона считается установленной независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны объектов электроэнергетики является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления.

Заявителем также было отмечено, что количество точек поставки электрической энергии органом регулирования принято в меньшем объеме, чем предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии с
АО «Россети - Янтарьэнерго».

ФАС России проанализирована Сводная таблица в отношении точек поставки и кабельных линий Заявителя, а также дополнительные соглашения к Договору, устанавливающие точки поставки электрической энергии (мощности) из сети
АО «Макро-Макс Плюс» потребителям, и установлено, что количество кабельных линий электропередачи, участвующих в регулируемой деятельности, по данному пункту Заявителем не оспаривается и учтено органом регулирования в заявленном Обществом размере.

Таким образом, ФАС России установлено, что из принадлежащих АО «Макро-Макс Плюс» линий электропередачи пункту 2 Критериев ТСО дополнительно соответствуют 4,421 км, неучтенные органом регулирования при анализе соответствия организации Критериям ТСО:

Местонахождение

Позиция Общества

Позиция Службы

Позиция ФАС России

К доп. учету

Задвоение

ТП-09

1,534

0

0,792

0,742

ТП-15

0,600

0

0,600

 

ТП-20

0,954

0

0,477

0,477

ТП-08

0,087

0

0,087

 

ТП-23

0,247

0

0,247

 

ТП-05 (ДКП БСК-Сервис)

2,218

0

2,218

 

ТП-291

1,485

0

0

 

ТП-12

1,6

0

0

 

ТП-21

4,504

0

0

 

ТП-10

1,142

0

0

 

ИТОГО

 

 

4,421

 

 

Заявлено Обществом

Учтено Службой

Позиция ФАС России

Задвоение

ТП-33 10кВ

0,183*2

0,183

0,183

0,183

ТП-32 0,4кВ

0,494

0,247

0,247

0,247

ТП-31 10кВ

0,252*2

0,252

0,252

0,252

ТП-34 10кВ

0,48

0,24

0,24

0,24

Вместе с тем отмечаем, что в случае включения Службой в расчет протяженности линий электропередачи протяженностью 4,421 км, присоединенных к подстанциям ТП-09, ТП-15, ТП-20, ТП-08, ТП-23, ТП-05, не приведет к выводу о соответствии Заявителя пункту 2 Критериев ТСО (общая протяженность сетей по рассмотренным выше подстанциям из заявленных 59,507 км составит 48,635 км (59,507-1,142-4,504-1,6-1,485-0,477-0,742-0,183-0,247-0,252-0,24).

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Макро-Макс Плюс» и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований АО «Макро-Макс Плюс», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (исх. от 10.11.2023 № 217, вх. от 14.11.2023 № 177306/23).

 

 

 

Председатель Комиссии

 

___________________

(подпись)

 

<...>

 

Заместитель председателя Комиссии

 

___________________

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

___________________

(подпись)

 

<...>

 

 

__________________

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________

(подпись)

 

<...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Макро-Макс Плюс"
ИНН 3906971751, ОГРН 1153926030554
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192
Калининградское УФАС России
ИНН 3905011090, ОГРН 1023901001552