Предписание №СП/35950/19 без аннотации от 29 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки (приказ ФАС России от 16.01.2019 № 33/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 22.02.2019 № 22), проведенной ФАС России, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее — Министерство, орган регулирования, правопреемник Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области) при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно - канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее — УМУП «Ульяновскводоканал», регулируемая организация),

 

УСТАНОВИЛ:

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416 - ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 406 долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении долгосрочного метода регулирования - метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Установление тарифов для УМУП «Ульяновскводоканал» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения производилось Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области до 2016 года методом экономически обоснованных затрат. В конце 2015 года в качестве метода при установлении тарифов был применен долгосрочный метод - метод индексации, которым были рассчитаны тарифы на долгосрочный период 2016-2018 гг. (3-х летний период) (приказы от 15.12.2015 №№ 06-696, 06-697 «Об установлении тарифов на водоотведение для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» на 2016-2018 гг.», «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» на 2016-2018 гг.»).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406, указывающим на необходимость ежегодно производить корректировку тарифов, установленных методом индексации, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования, Министерством была произведена корректировка долгосрочных тарифов соответственно на 2017 и 2018 гг. (приказы от 15.12.2016 №№ 06-456, 06-455 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-696», «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-697», от 07.12.2017 №№ 06-337, 06-338 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-696», «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-697», от 12.12.2017 №№ 06-405, 06-406 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-696», «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-697»). Впоследствии для УМУП «Ульяновскводоканал» органом регулирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации установлены тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг. (5-ти летний период) (приказы от 18.12.2018 №№ 06-395, 06-397 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения и об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» на 2019-2023 годы», «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» на 2019-2023 годы»).

Пунктом 74 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании УМУП «Ульяновскводоканал» за период с 2016 по 2019 гг. на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов на 2016-2018 гг., на 2019-2013 гг., и по корректировке тарифов на 2017, 2018 гг. (далее - Экспертные заключения), ФАС России установлено следующее.

1) Расходы по статье «Нормативная прибыль»

В Экспертных заключениях по установлению тарифов на 2016-2017 гг. отражено, что величина нормативной прибыли рассчитана органом регулирования как 5 % от суммы текущих расходов и амортизации и составила на 2016 год по водоснабжению - 42 275,1 тыс. руб., по водоотведению - 35 772,9 тыс. руб., на 2017 год по водоснабжению - 48 866,7 тыс. руб., по водоотведению - 37 045,5 тыс. руб.

При этом на 2018 год указанные расходы определены органом регулирования как сумма расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий инвестиционной программы, и расходов на социальные нужды и составили: по водоснабжению - 26 738,7 тыс. руб. (расходы на капитальные вложения (инвестиции) - 21 218,7 тыс. руб., расходы на социальные нужды - 5 520,0 тыс. руб.); по водоотведению - 21 814,7 тыс. руб. (расходы на капитальные вложения (инвестиции) - 17 038,7 тыс. руб., расходы на социальные нужды - 4 776,0 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования № 406 (в редакции от 05.05.2017 № 21) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406 (в редакции от 05.05.2017 № 21) при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

УМУП «Ульяновскводоканал» распоряжением от 02.07.2013 № 2874 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Ульяновск» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Ульяновск».

На момент утверждения тарифов на 2016 и 2017 гг. соответственно положениями Основ ценообразования № 406 (в редакциях от 11.09.2015, от 28.10.2016 № 17, действующих на момент утверждения тарифов на 2016 и корректировки тарифов 2017 года) был предусмотрен учёт расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием.

При этом ФАС России отмечает, что пунктом 78 (1) Основ ценообразования № 406 (в редакциях от 11.09.2015, от 28.10.2016 № 17, действующих на момент утверждения тарифов на 2016 и корректировки тарифов 2017 года), было также предусмотрено, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Исходя из вышеизложенного, ФАС России также обращает внимание на то, что органом регулирования при установлении (корректировке) тарифов для УМУП «Ульяновскводоканал» на 2016-2017 гг. указанные расходы ошибочно определены в составе статьи «Нормативная прибыль», в то время как согласно требованиям Основ ценообразования № 406 данные затраты входят в состав статьи «Расчётная предпринимательская прибыль», при этом регулируемой организацией на момент установления (корректировки) тарифов на 2016-2017 гг. заявлены не были.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Так как расходы по статье «Расчётная предпринимательская прибыль» при установлении тарифов на 2016-2017 гг. в составе необходимой валовой выручки по водоснабжению и водоотведению УМУП «Ульяновскводоканал» не заявлялись, а органом регулирования данные расходы были определены самостоятельно согласно принципу, предусмотренному положениями Основ ценообразования № 406, необоснованно учтённые Министерством в 2016-2017 гг. расходы по статье «Нормативная прибыль» в составе необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» подлежат исключению в общей сумме 163 960,2 тыс. руб. (по водоснабжению за 2016-2017 гг. в сумме 91 141,8 тыс. руб., по водоотведению за 2016-2017 гг. в сумме 72 818,4 тыс. руб.).

2) Расходы по сомнительным долгам.

При установлении тарифов на второй долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. Министерством в составе необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» в части оказываемых услуг водоснабжения учтены расходы по сомнительным долгам в размере 6 473,1 тыс. руб. При этом, в экспертном заключении по установлению тарифов на 2019-2023 гг. зафиксировано, что указанные затраты приняты на уровне представленного регулируемой организацией расчёта сбытовых расходов.

В соответствии с подпунктом (г) пункта 65 Основ ценообразования № 406 в состав неподконтрольных расходов, в том числе включаются расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями от 27.12.2013 № 1746-э, и включают в себя, в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

ФАС России отмечает, что в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского учёта резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных долгами, нереальными ко взысканию, то есть создаётся в целях оценки обязательств по задолженности, которая связанна с реализацией товаров и услуг.

ФАС России обращает особое внимание на то, что в составе материалов тарифного дела УМУП «Ульяновскводоканал» не представлены реестры лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания, решения суда о невозможности взыскания задолженности, приказы о списании безнадёжной дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию, в связи с чем указанные затраты в сумме 6 473,1 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» 2019 года в части оказываемых услуг водоснабжения.

3) Расходы по статье «Амортизация»

Пунктом 43 Основ ценообразования № 406 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введён в эксплуатацию.

Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01).

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

ФАС России отмечает, что согласно представленным материалам тарифных дел в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения при установлении (корректировке) регулируемых тарифов УМУП «Ульяновскводоканал» начиная с 2016 по 2019 гг., амортизационные отчисления приняты органом регулирования в полном объеме на уровне заявленных регулируемой организацией требований, при этом в качестве подтверждения регулируемой организацией представлены ведомости амортизационных отчислений, из которых ФАС России не представляется возможным оценить правомерность учёта органом регулирования средств на заявленном УМУП «Ульяновскводоканал» уровне.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В экспертном заключении органа регулирования представлен расчет экономически обоснованного размера амортизации, однако Министерством не раскрыта в рамках экспертного заключения информация, на которой основан расчет амортизации (пообъектно), а именно были ли представлены организацией первичные документы (инвентарные карточки), подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок полезного использования, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты в эксплуатацию, амортизационную группу, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе. ФАС России также отмечает, что амортизационные отчисления принимаются только по фактически принятым на баланс основным средства и нематериальным активам.

Вместе с тем, если объекты основных средств (объекты водоснабжения и водоотведения) созданы за счет бюджетных средств, включение в состав необходимой валовой выручки расходов на амортизацию объектов водоснабжения и водоотведения, рассчитанную исходя из стоимости строительства объектов водоснабжения и водоотведения, финансируемых за счет бюджетных средств, приведет к получению организацией необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей услуг водоотведения и, соответственно, несоблюдению принципов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которым общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.

Исходя из вышеизложенного, наличие амортизации в перечне расходов, включаемых в состав необходимой валовой выручки, а также документальное подтверждение начисленной УМУП «Ульяновскводоканал» амортизации по объектам основных средств бухгалтерскими документами не является необходимыми и достаточными условиями для учета амортизации основных средств, созданных за счет бюджетного финансирования, в тарифах на водоснабжение и водоотведение, установленных Министерством для УМУП «Ульяновскводоканал» за период с 2016 по 2019 гг., без соответствующего экономического обоснования.

Следовательно, начисление амортизации осуществляется на объекты, созданные как за счет собственных средств, так и за счет бюджетных средств. В этой связи органу регулирования необходимо определить объекты или долю в объектах, построенных за счет целевых бюджетных средств и исключить амортизацию на такие основные средства.

Ввиду указанных обстоятельств оценить обоснованность принятого к учету органом регулирования размера амортизационных отчислений не представляется возможным, в связи с чем органу регулирования необходимо провести анализ расходов по статье «Амортизация», учтённых в составе необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения с 2016 по 2019 гг., по итогам которого исключить средства в случае их ненадлежащего обоснования согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406, отразив подробный расчёт и анализ экономической обоснованности (с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе водоснабжения и водоотведения и построенных за счёт бюджетных средств) в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4) Корректировка тарифов для УМУП «Ульяновскводоканал» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2017-2018 гг. и анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2014 и 2015 гг.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 79 Основ ценообразования № 406 и пунктом 84 Методических указаний № 1746-э определено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:

1) базовый уровень операционных расходов;

2) индекс эффективности операционных расходов;

3) нормативный уровень прибыли;

4) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Пунктом 90 Методических указаний № 1746-э определено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний № 1746-э.

Вместе с тем, ФАС России отмечает недостаточность анализа обоснованности проведенной органом регулирования корректировки расходов на 2017 – 2018 гг. по статьям калькуляции, а также ставит под сомнение сам факт ее проведения.

ФАС России обращает особое внимание на то, что в Экспертных заключениях по корректировке тарифов как на 2017 год, так и на 2018 год отсутствует алгоритм расчёта параметров корректировки согласно разделу VII Методических указаний № 1746-э. Предложенная на рассмотрение в орган регулирования величина скорректированной необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» как на 2017 год, так и на 2018 год совпадает с принятой органом регулирования в итогом решении по корректировке тарифов.

Так, при корректировке тарифов на 2017 год величина отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов составила по водоснабжению –  (- 2 522,9 тыс. руб.), по водоотведению – (- 9 580,4 тыс. руб.), на 2018 год величина отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов составила по водоснабжению –  (- 1 572,6 тыс. руб.), по водоотведению – (- 1 214,2 тыс. руб.), при этом механизм расчёта указанных величин не представлен ни в Экспертном заключении по корректировке тарифов, ни в расчётных материалах, что ставит под сомнение правомерность произведённой органом регулирования корректировки тарифов на 2017-2018 гг.

ФАС России указывает на то, что корректировка тарифов произведена органом регулирования без расчетов и обоснований. В экспертных заключениях по корректировке тарифов, установленных методом индексации, величины статей затрат представлены в тексте в виде списка с указанием наименования статьи и ее величины, при этом отсутствуют расчеты корректировки неподконтрольных расходов, расходов на электроэнергию, анализ отклонений плановых и фактических расходов, а также расчет итоговой величины НВВ, что также не соответствует требованиям Методических указаний № 1746-э.

Ввиду того, что органом регулирования не проведена корректировка по формуле корректировки в соответствии с требованиями Методических указаний № 1746-э, экспертные заключения не содержат информации о проведении анализа результатов фактической деятельности УМУП «Ульяновскводоканал» по результатам 2014-2015 гг., как того требуют пункты 15 и 16 Основ ценообразования № 406 и формулы (32, 38) Методических указаний № 1746-э, в том числе не определена величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.

Также ФАС России отмечает, что при проведении корректировки тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2017 и 2018 гг. операционные расходы органом регулирования не были скорректированы с учетом актуальных значений параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации взамен плановых показателей, использованных до начала долгосрочного периода регулирования согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э.

         Исходя из вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести анализ корректировки тарифов за 2017-2018 гг. согласно разделу VII Методических указаний № 1746-э, в том числе скорректировать операционные расходы с учетом актуальных значений параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации взамен плановых показателей, использованных до начала долгосрочного периода регулирования согласно пункту 95 Методических указаний № 1746-э, отразив соответствующие расчёты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

Кроме того, в экспертных заключениях по установлению тарифов на 2016- 2018 г., а также по корректировке тарифов на 2017 г. отсутствует анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2014 и 2015 гг. В связи с чем органу регулирования также необходимо провести анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2014 и 2015 гг., результаты отразить в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области нарушившим пункты 24, 42, 43, 78(1) Основ ценообразования № 406, а также пункт 28 Методических указаний № 1746-э и раздел VII Методических указаний № 1746-э, пункты 26 и 29 Правил регулирования тарифов № 406, при установлении (корректировке) тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения УМУП «Ульяновскводоканал» на 2016-2019 гг.

2. В срок до 01.07.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно привести в соответствие с действующим законодательством экспертные заключения об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении УМУП «Ульяновскводоканал», в том числе отразить в экспертных заключениях согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406 следующий анализ:

- анализ расходов по статье «Амортизация», учтённых в составе необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения начиная с 2016 по 2019 гг. в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого исключить средства в случае их ненадлежащего обоснования согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406;

- анализ корректировки тарифов УМУП «Ульяновскводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения за 2017-2018 гг. согласно разделу VII Методических указаний № 1746-э и пункту 4 мотивировочной части настоящего предписания;

- анализ результатов деятельности регулируемой организации за 2014 и 2015 гг. согласно пункту 4 мотивировочной части настоящего предписания.

3. В срок до 01.07.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять решения об устранении выявленных ФАС России нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно:

3.1. Из состава необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения 2019 года исключить экономически необоснованные расходы (доходы) в общей сумме 170 433,3 тыс. руб. (по водоснабжению за 2016-2017 гг. в сумме 97 614,9 тыс. руб., по водоотведению за 2016-2017 гг. в сумме 72 818,4 тыс. руб.) в том числе по следующим статьям затрат:

- излишне учтенные средства по статье «Нормативная прибыль» за 2016 год - 78 048,0 тыс. руб.; (водоснабжение - 42 275,1 тыс. руб., водоотведение - 35 772,9 тыс. руб.);

- излишне учтенные средства по статье «Нормативная прибыль» за 2017 год - 85 912,2 тыс. руб. (водоснабжение - 48 866,7 тыс. руб., водоотведение - 37 045,5 тыс. руб.);

- излишне учтенные средства по статье «Расходы по сомнительным долгам» - 6 473,1 тыс. руб. (водоснабжение - 6 473,1 тыс. руб.);

3.2. По итогам проведённого анализа, указанного в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, учесть/исключить в составе/из состава необходимой валовой выручки УМУП «Ульяновскводоканал» экономически обоснованные/необоснованные средства в случае их надлежащего/ненадлежащего обоснования согласно пунктам 15 и 16 Основ ценообразования № 406 в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробный расчёт и анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов № 406.

4. В срок до 01.07.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения, утверждённых Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области для УМУП «Ульяновскводоканал» на 2019 год, с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

      1. Об исполнении пунктов 2-4 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в десятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания проинформировать ФАС России.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский


 


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны