Приказ по тарифному регулированию №629/18 Приказ 620/18 от 11.05.2018 от 11 мая 2018 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и

потребителями, между Кондопожским муниципальным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства  и Государственным комитетом Республики

Карелия по ценам и тарифам

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление (исх. от 21.12.2017 № 02-04/11747, вх. от 28.12.2017 № 200642/17) о разногласиях между Кондопожским муниципальным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства (далее – Заявитель, регулируемая организация, Кондопожское ММП ЖКХ) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Респондент, Комитет, орган регулирования) по постановлению Комитета от 30.11.2017 г. № 109 «Об внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.11.2015 года № 198», и установлено следующее.

В поданных заявлениях Кондопожское ММП ЖКХ считает, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для Кондопожского ММП ЖКХ на 2018 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что Комитетом не были учтены:

 1) расходы по статье «Электроэнергия» в размере 3 049,3 тыс. руб.;

2) Расходы на компенсацию понесенных экономически обоснованных расходов за 2014-2015 гг.» в размере 5 679,68 тыс. руб.;

3) При проведении корректировки не учтены фактически понесенные расходы за 2016 год в размере 6 565,4 тыс. руб.;

4) установление различных тарифов на питьевое водоснабжение для потребителей д. Тивдия Гирвасского сельского поселения и остальных потребителей Кондопожского ММП ЖКХ без принятия решения о дифференциации.

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для Кондопожского ММП ЖКХ органом регулирования постановлением от 25.11.2015 № 198 утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на период 2016-2018 года, постановлением от 30.11.2017 г. № 109 «Об внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.11.2015 года № 198» была произведена корректировка долгосрочных тарифов на 2018 год.

1.     Расход по статье «Электроэнергия».

Кондопожское ММП ЖКХ заявляет о принятии в расчет заниженной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) в части расчета расходов на электроэнергию по водоснабжению в размере 22 973,7 тыс. руб. исходя из среднего тарифа на электрическую энергию для диапазона низкого напряжения по нерегулируемой цене, фактически сложившегося за период с июля по октябрь 2017 года только от одного поставщика электрической энергии АО «ТНС энерго Карелия»,  по водоснабжению в размере 8,2195 руб./Квт*ч (с учетом НДС - 9,6969 руб./Квт*ч) и индекса роста цен на электрическую энергию в размере 104%, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Прогноз).

Орган регулирования при расчете тарифов для Кондопожского ММП ЖКХ утвердил расходы по статье «Электроэнергия» в размере 19 924,4 тыс. руб. по водоснабжению, использовав данные 10 месяцев 2017 года двух поставщиков электрической энергии Респондента, по которым фактически сложившийся тариф на электрическую энергию по расчету Респондента составил 7,13 руб./Квт*ч (с учетом НДС – 8,41 руб./Квт*ч) и индекса роста цен на электрическую энергию в размере 104%, закрепленный Прогнозом.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 – 65 Основ ценообразования.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в том числе из данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

ФАС России, отмечает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2018 № 29 «О внесении изменений в приложение № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» территория Республики Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков (далее – Постановление Правительства РФ от 19.01.2018 № 29).

         Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 19.01.2018 № 29 органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 марта 2018 г. необходимо принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

С учётом пересмотра тарифа на электроэнергию (по Постановлению Правительства РФ № 29) на первое полугодие тариф с 1 апреля 2018 года составил 5,55786 руб./кВтч., на второе полугодие 2018 года в настоящий момент тариф не установлен, что свидетельствует об учёте в статье «Расходы на электроэнергию» завышенной средней цены на электроэнергию по Республике Карелия для Кондопожского ММП ЖКХ в 2018 году (разница составляет 2,66164 руб./кВт*ч).

2. Расходы на компенсацию понесенных экономически обоснованных расходов за 2014-2015 гг. (в протоколе заседания Правления Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2017 № 100 «Выпадающие доходы»).

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Кондопожское ММП ЖКХ заявляет об учете в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования экономически обоснованных, но не учтенных расходов по статье «Электроэнергия», возникших из-за отклонения фактически сложившейся цены на электрическую энергию в 2014 году (5,619 руб./кВт*ч) над ценой, предусмотренной в тарифах (4,824руб./кВт*ч) в размере 3 271,28 тыс. руб. из-за отклонения фактически сложившейся цены на электрическую энергию в 2015 году (5,957 руб./кВт*ч) над ценой, предусмотренной в тарифах (5,364 руб./кВт*ч) в размере 2 408,4 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

То есть, расходы на электроэнергию складываются как из цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), так и из объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) и удельного потребления электроэнергии.

При этом, по данным отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды и принятых сточных вод, утвержденные расходы по статье «Электроэнергия» значительно превышают фактически понесенные расходы:

- на 2014 год утверждены расходы по водоснабжению в размере 21 090,3 тыс. руб. при фактически понесенных 14 363,9 тыс. руб.;

- на 2015 год утверждены расходы по водоснабжению в размере 22 281,6 тыс. руб. при фактически понесенных 13 879,7 тыс. руб.

3. Расходы по статье «Корректировка» (в протоколе заседания Правления Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2017 № 100 «Переполученный доход» и «Недополученный доход»).

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами (а) – (д) пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

Согласно пункту 90 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32) Методических указаний.

Кондопожское ММП ЖКХ заявляет об учете расходов на основании пункта 80 Основ ценообразования и пунктов 90, 91 Методических указаний, а именно расчет корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2016 года на основании формулы (33) Методических указаний в размере 6 917,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Однако, отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитанных по формуле (33), не участвуют в расчете корректировки необходимой валовой выручки на 2018 год, то есть в формуле (32) Методических указаний.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом, органом регулирования с учетом анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за 2016 год и положений пункта 15 Основ ценообразования при корректировке необходимой валовой выручки и установлении тарифов на 2018 год учтен недополученный доход за 2016 год в размере 410,2 тыс. руб. по статье «Расходы на электроэнергию» в связи с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов (стоимости электроэнергии) с учетом фактического объема реализации услуг водоснабжения и водоотведения, а также показателей энергоэффективности в 2016 году.

4. Тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей д. Тивдия Гирвасского сельского поселения.

Кондопожское ММП ЖКХ заявляет об установлении различных тарифов на питьевое водоснабжение для потребителей д. Тивдия Гирвасского сельского поселения и остальных потребителей без принятия решения о дифференциации.

В соответствии с пп. (а) пункта 10 Основ ценообразования тарифы в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно, в том числе, с учетом наличия нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения.

Аналогичная дифференциация предусмотрена и в отношении тарифов в сфере водоотведения.

Кондопожское ММП ЖКХ оказывает услуги питьевого водоснабжения и водоотведения на территории д. Тивдия Гарвасского сельского поселения с февраля 2017 года. Муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения д. Тивдия Гирвасского сельского поселения) закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения в соответствии с постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 07.02.2017 № 78.

Объекты водоснабжения и водоотведения д. Тивдия Гирвасского сельского поселения имеют технологически не связанные централизованные системы водоснабжения и водоотведения, следовательно, дифференциация тарифов для Кондопожского ММП ЖКХ не противоречит законодательству Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

Вместе с тем, согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила), экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Однако, орган регулирования при утверждении тарифов для Кондопожского ММП ЖКХ не отразил в экспертном заключении анализ и расчеты, описанные в пункте 26 Правил, в части установления тарифов для потребителей д. Тивдия Гирвасского сельского поселения.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между Кондопожским ММП ЖКХ и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (исх. от 21.12.2017 № 02-04/11747, вх. от 28.12.2017 № 200642/17) на заседании Комиссии ФАС России,

п р и к а з ы в а ю:

1. Отказать в удовлетворении требований Кондопожского ММП ЖКХ по заявлению исх. от 21.12.2017 № 02-04/11747, вх. от 28.12.2017 № 200642/17.

2. Предписать государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам в срок до 01.07.2018 включительно произвести перерасчёт расходов на электрическую энергию, учтённых при формировании необходимой валовой выручки Кондопожского ММП ЖКХ на 2018 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.2018 № 29, по итогам пересчёта исключить излишне учтённую сумму средств из необходимой валовой выручки Кондопожского ММП ЖКХ на 2018 год.

3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.

 

 


 

Руководитель                                                                                        И.Ю. Артемьев

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны