Решения по тарифам №633/18 О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Коммунальные системы «Кощино» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 21.12.2017 № 320, вх. от 09.01.2018 рег. № 1218/18)

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемый государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено заявление о разногласиях между ООО «Коммунальные системы «Кощино» (далее — Заявитель, Общество, Организация) и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее – Департамент, Респондент), (исх. от 21.12.2017 № 320, вх. от 09.01.2018 рег. № 1218/18) по постановлению Департамента от 15.12.2017 № 326 «О внесении изменения в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.11.2015 № 418» и установлено следующее.

В поданном заявлении регулируемая организация считает, что Департаментом при установлении тарифов на водоотведение на 2018 год не были учтены расходы на сумму 705,52 тыс. руб. недополученные за 2016 год в связи со снижением объемов принятых сточных вод.

Кроме того, по мнению Заявителя, Департаментом незаконно завышены объемы принятых сточных вод и приняты на уровне 67,42 тыс. куб. м., при фактических объемах за 2016 год 54,4 тыс. куб. м., которые и были заявлены для установления тарифов на 2018 год.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования №406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Методические указания №1746-э).

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.11.2015 № 418 были установлены тарифы на водоотведение для ООО «Коммунальные системы «Кощино» на 2016 -2018 годы.

Постановлением Департамента от 15.12.2017 № 326 были проведена корректировка тарифов на водоотведение для ООО «Коммунальные системы «Кощино» на 2018 год.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования №406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 4 Методических указаний №1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям №1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Пунктом 8 Методических указаний №1746-э предусмотрено, что расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний №1746-э в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

В связи с чем Заявитель указывает, что учет полезного отпуска (приема сточных вод) осуществляется им на основании показаний приборов учета холодной питьевой воды, горячей воды потребителей, а также нормативных расчетов потребления холодной питьевой воды и горячей воды. Кроме того, учет объемов потребления ведется ежемесячно с предоставлением статистической отчетности.

Так, согласно представленному в ФАС России и в Департамент балансу водоотведения (приложение 5) фактический объем принятых сточных вод по годам составили следующие величины:

2013 – 68,79 тыс.куб.м.;

2014 – 61,29 тыс.куб.м., (согласно статистическим формам 1-к -62,3 тыс.куб.м., 22-жкх – 62,348 тыс.куб.м.);

2015 – 58,64 тыс.куб.м., (согласно статистическим формам 1-к -59,2 тыс.куб.м., 22-жкх – 59,2 тыс.куб.м.);

2016 – 54,4 тыс.куб.м., (согласно статистическим формам 1-к 55 тыс.куб.м., 22-жкх- 54,979 тыс.куб.м.).

При этом плановые объемы были учтены Департаментам по указанным годам на уровне 74,21, 74,21, 70,81, 67,42 тыс.куб.м., на 2018 год приняты объемы сточных вод на уровне учтенных в 2016 – 67,42 тыс.куб.м.

Так, Департамент в обоснование своей позиции (письмо от 12.03.2018 №0545/4 вх. от 19.03.2018 №39596/18) указывает, что информации об объемах реализации услуг, предоставляемых Заявителем Департамент не доверяет по следующим причинам:

1) Организация за одни и те же периоды предоставляла в разное время разные показатели (копии балансов водоснабжения и водоотведения, представленные в 2015 и в 2017 году);

2) Подробный расчет объемов реализации был представлен только в 2015 году, при корректировке такой расчет не предоставлялся.

Из представленного расчета следует, что основной объем услуг потребляется населением (водоснабжение - 86%, водоотведение - 85%). Среди населения услуги по водоснабжению на основании показаний приборов учета потребляют 57%, услуги по водоотведению - 68%.

По данным Организации получается, что объем потребления в среднем на 1 человека в месяц по показаниям прибора учета составляет и по водоснабжению и по водоотведению одинаковую величину (чего быть не должно) - 1 куб. м., и принимаемый Организацией объем услуг по такой категории потребителей Департамент считает заниженным, так как если учесть, что население при наличии прибора учета экономит объем потребляемых услуг, фактический объем потребления не может быть в 3-4 раза ниже нормативов потребления услуг (нормативы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению по основным видам благоустройства составляют 4,32 и 3,16 куб.м на 1 человека в месяц).

3) Анализ потребления электрической энергии также свидетельствует о противоречивости информации об объемах услуг, представляемых Организацией. При определении затрат на электрическую энергию для расчета тарифа на воду на 2016 год Департаментом исходя из установленного оборудования и объема поднимаемой воды 87,32 тыс. куб.м в год был определен нормативный объем электрической энергии в размере 74,39 тыс. кВтч/год. Организация при фактическом объеме поднятой воды в 2016 году 77,02 тыс. куб. м показывает фактический расход электрической энергии 103,3 тыс.кВтч, т.е., фактический удельный расход электрической энергии превышает нормативную величину на 58%.

Вместе с тем, вышеуказанные фактические объемы принятых сточных вод подтверждаются Заявителем расчетами и формами статистической отчетности 1-канализация и 22-ЖКХ.

При этом ФАС России проанализировав предоставленные Департаментом копии балансов водоотведения установлены незначительные отклонения значений фактического объема принятых сточных вод 2013 и 2014 годов, так в балансе водоотведения, предоставленного Заявителем в 2015 году, фактические значения по указанным годам составляют 66,93 и 61,4 тыс. куб. м., по балансу, представленному в 2017 году – 68,79 и 61,29 тыс. куб. м. соответственно, также незначительно отличаются объемы принятых сточных вод в формах статистической отчетности 22-ЖКХ и 1-канализация.

Как видно из вышеуказанной информации, Департаментом объемы сточных вод при расчете тарифов увеличены более чем на 20%, без предоставления информации положенной в основание расчета объемов сточных вод в таком размере.

Анализа данных по объема услуг водоотведения, определенных в договорах водоотведения и (или) рассчитанный на основании данных квитанций на оплату населением услуг водоотведения Департаментом также не производился.

Также необходимо отметить, что именно регулируемая организация несет ответственность за предоставляемую отчетную информацию, в связи с чем без информации от уполномоченных органов о предоставлении регулируемой организацией подложных статистических данных, у органов регулирования тарифов субъектов Российской Федерации отсутствуют основания для неучета таких данных при установлении тарифов.

Более того, в экспертном заключении №214/2 от 20.11.2017 по корректировке тарифов на водоотведение на 2018 год (далее – Экспертное заключение №214/2) расчет объемов, принятый на уровне 67,42 тыс. куб. м. отсутствует, а в приложение №1 к Экспертному заключению №214/2 указаны лишь принятые Департаментом объемы принятых сточных вод сточных вод с 2014 по 2018 год.

В связи с данными обстоятельствами у ФАС России нет оснований не доверять представленной Заявителем статистической отчетности, и на основании представлено отчетности произведен ФАС России произведен расчет объемов сточных вод в соответствии с формулами (1) и (1.1) Методических указаний №1746-э.

При этом по расчету ФАС России получен размер приема сточных вод в меньшем размере, чем заявлено Обществом на разногласия.

Однако, учитывая, что Обществом заявлен на разногласия больший объем, ФАС России считает целесообразным учесть в расчетах тарифов данный объем принятых сточных вод.

Заявитель также указывает, что Департаментом не проведена корректировка выручки с учетом фактического объема сточных вод, и соответственно при установлении тарифов на 2018 год не учтены недополученные доходы за 2016 год в сумме 705,52 тыс. руб., и в обоснование правомерности требований Заявителем представлен расчет.

Также Заявителем, в подтверждение наличия убытков предоставлен финансовый результат за 2016 — 2017 год по форме №2 бухгалтерского баланса, согласно которому у ООО «Коммунальные системы «Кощино» за 2016 год сложился убыток в размере 2596 тыс. руб., а за 2017 — 4597 тыс. руб.

Департамент же указывает, что выпадающие доходы для включения в тариф на 2018 год были представлены Организацией в Департамент после получения заключений Экспертного совета Департамента по корректировке тарифов на 2018 год (заключения были подготовлены и направлены Организации 20 ноября 2017 года, уточненные калькуляции по водоснабжению и водоотведению с учетом выпадающих доходов за 2016 год были представлены Организацией в Департамент 23 ноября 2017 года). Организация не обосновала снижение фактических объемов реализации услуг за 2016 год по сравнению с плановыми объемами.

В связи с чем, по мнению Департамента, Организация не доказала, что снижение объема поданной воды и принятых сточных вод в 2016 году произошло по причинам, не зависящим от нее, а также не доказала, что снижение объемов реализации услуг произошло на самом деле, и у Департамента не возникло установленной в пункте 15 Основ ценообразования №406 обязанности по учету недополученных доходов за 2016 год при установлении тарифов на 2018 год.

Вместе с тем, согласно пункту 15 Основ ценообразования №406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 2 Основ ценообразования №406 закреплено, что недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В этой связи, учитывая, что ФАС России признаны обоснованными фактические объемы принятых сточных вод 2016 года на уровне 55 тыс. куб. м., ФАС России произведен расчет недополученных доходов, с учетом корректировки по условно переменным статьям затрат, зависящих от объема принятых сточных вод, в данном случае – расходы на электроэнергию, и по расчету недополученные доходы за 2016 год составили 473,57 тыс. руб.

На основании изложенного, а также учитывая результаты рассмотрения разногласий по заявлению ООО «Коммунальные системы «Кощино» к Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 12.03.2018 №0544/4 вх. от 09.01.2018 №1218/18) на Комиссии ФАС России,

п р и к а з ы в а ю:

1. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о разногласиях между ООО «Коммунальные системы «Кощино» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 12.03.2018 №0544/4 вх. от 09.01.2018 №1218/18);

2. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, нарушившим при корректировке тарифов на оказываемые услуги водоотведения ООО «Коммунальные системы «Кощино» на 2018 год пункты 15 и 29 Основ ценообразования №406, а также пункты 4,5,8 и 9 Методических указаний №1746-э.

3. Предписать Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в срок до 1 июля 2018 года (включительно) принять решение о пересмотре тарифов на водоотведение для ООО «Коммунальные системы «Кощино» на 2018 год, рассчитав тарифы с учетом объемов принятых сточных вод на уровне 54,4 тыс. куб.м., и включения в необходимую валовую выручку недополученных доходов в размере 473,57 тыс.руб. в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования №406.

4. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Смоленской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 3 решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;

- протокола заседания правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, на котором принималось вышеуказанное решение;

  • экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на водоотведение ООО «Коммунальные системы «Кощино» на 2018 год.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

 

Руководитель И.Ю. Артемьев

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны