Уведомление №СП/84705/20 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 30 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «25» сентября 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>
рассмотрев разногласия между ЗАО «Тепломагистраль» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи исполнительного директора по связям с органами государственной власти и местного самоуправления ЗАО «Тепломагистраль» Шамликашвили В.А., исполнительного директора ЗАО «Тепломагистраль» Лебедя Д.В., начальника юридического отдела ЗАО «Тепломагистраль» Анохина В.Н., заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Анонен Е.О., начальника управления тарифного регулирования Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Денисова И.В., начальника отдела нормативно-правовой и судебной работы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 58 от 10.03.2020; рег. № 46854/20 от 16.03.2020) о споре (разногласиях) между ЗАО «Тепломагистраль» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Разногласия возникли между ЗАО «Тепломагистраль» и Органом регулирования по распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 № 222-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета от 27.11.2015 № 373-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы».
Для ЗАО «Тепломагистраль» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 2016-2020 гг. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год установлен в размере 82,04 руб./Гкал.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2020 год для ЗАО «Тепломагистраль», составляет 108 644,66 тыс. руб.
Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 302 313,44 тыс. руб.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ЗАО «Тепломагистраль» на 2020 год расходы по статье затрат «Выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в размере 1 180 039,48 тыс. руб.
Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.
Величина разногласий, заявленных ЗАО «Тепломагистраль» в ФАС России на 2020 год, составляет 1 180 039,48 тыс. руб.
ЗАО «Тепломагистраль» создано в целях осуществления проекта строительства тепловой магистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной Санкт-Петербурга и теплообменной станции на территории Приморской котельной в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004.
В соответствии с постановлением Правительства г. Санкт –Петербург № 1129 от 26.07.2005 «О проектировании и строительстве тепломагистрали по адресу: Приморский район, Северо-Приморская часть, трасса тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной» ЗАО «Тепломагистраль» в 2005-2006 годах осуществляло инвестиционный проект, в рамках которого были построены следующие объекты:
- тепломагистраль Ду 1400 мм;
- теплообменная станция;
- автоматизированная система управления тепловым процессом;
- неотделимые улучшения в арендованную у ГУП «ТЭК СПб» часть Приморской котельной.
Источником финансирования выполнения инвестиционного проекта по строительству объектов теплоснабжения в 2005-2006 годах служили кредиты (50 кредитных соглашений) банка ОАО «Внешторгбанк» (ПАО «Банк ВТБ») в г. Санкт-Петербург. Кредиты предоставлены на длительный срок под 13%.
В ноябре 2006 года ЗАО «Тепломагистраль» начало осуществлять регулируемую деятельность по передаче тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» до Северо-Западного филиала ГУП «ТЭК СПб» (Приморская котельная).
Единственным покупателем тепловой энергии, передаваемой по сетям ЗАО «Тепломагистраль», является ГУП «ТЭК СПб».
Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Данное положение содержится также в пункте 39 Методических указаний № 760-э.
Подпунктом б) пункта 74 основ ценообразования № 1075 определено, что величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя, в том числе:
б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами.
Заявителем в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы:
- отчет Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр тарифно-экспертного обеспечения» (пояснительная записка к предложению по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2020 год), содержащий таблицу: «План выплат задолженности перед ПАО «Банк ВТБ»;
- соглашение о сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004;
- судебные решения, определения, постановления, исковые заявления;
- справки по судебным делам о взыскании задолженностей;
- платежные поручения с 16.01.2018 по 21.03.2019 по исполнению требований по исполнительному производству;
- расшифровка процентов по кредитам за 2018 год;
- расшифровка выплат ПАО Банк ВТБ за 2018 год;
- кредитные соглашения с ОАО Внешторгбанк (ПАО Банк ВТБ).
ФАС России отмечает, что во всех представленных Заявителем документах целевым назначением предоставления кредитной линии является финансирование затрат по договорам, например: на проведение работ по оценке недвижимого имущества; на выполнение землеустроительных работ с целью отвода земельных участков под строительство на площади 12 га, по адресу: от СЗ ТЭЦ до Приморской котельной; на создание (передачу) научно-технической продукции; на разработку раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»; на разработку проектной документации, выполнение изыскательских работ; на поставку труб; на оказание юридических услуг, выполнение экспертных работ и прочие.
При этом, по ряду договоров, на финансирование которых предоставлены кредитные линии, предмет договора не указан.
ФАС России отмечает, что возможность включения в состав необходимой валовой выручки расходов на выплату процентов по кредитным соглашениям без учета инвестиционной программы (ввиду ее отсутствия), как текущих неподконтрольных расходов, является необоснованной, поскольку согласно абзацу 4 пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075.
Учитывая, что к неподконтрольным расходам, содержащимся в пункте 62 Основ ценообразования № 1075, не могут быть отнесены расходы на строительство производственных объектов, то применение при установлении тарифов на 2020 год норм пункта 74 Основ ценообразования № 1075 является обоснованным.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ЗАО «Тепломагистраль» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на разногласия, Комиссия:
РЕШИЛА:
Отказать в удовлетворении требований ЗАО «Тепломагистраль», указанных в заявлении о разногласиях с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (исх. № 58 от 10.03.2020; рег. № 46854/20 от 16.03.2020).