Уведомление №СП/84705/20 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 30 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» сентября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>

рассмотрев разногласия между ЗАО «Тепломагистраль» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи исполнительного директора по связям с органами государственной власти и местного самоуправления ЗАО «Тепломагистраль» Шамликашвили В.А., исполнительного директора ЗАО «Тепломагистраль» Лебедя Д.В., начальника юридического отдела ЗАО «Тепломагистраль» Анохина В.Н., заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Анонен Е.О., начальника управления тарифного регулирования Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Денисова И.В., начальника отдела нормативно-правовой и судебной работы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 58 от 10.03.2020; рег. № 46854/20 от 16.03.2020) о споре (разногласиях) между ЗАО «Тепломагистраль» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ЗАО «Тепломагистраль» и Органом регулирования по распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 № 222-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета от 27.11.2015 № 373-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы».

Для ЗАО «Тепломагистраль» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 2016-2020 гг. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год установлен в размере 82,04 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2020 год для ЗАО «Тепломагистраль», составляет 108 644,66 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 302 313,44 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ЗАО «Тепломагистраль» на 2020 год расходы по статье затрат «Выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в размере 1 180 039,48 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.

Величина разногласий, заявленных ЗАО «Тепломагистраль» в ФАС России на 2020 год, составляет 1 180 039,48 тыс. руб.

ЗАО «Тепломагистраль» создано в целях осуществления проекта строительства тепловой магистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной Санкт-Петербурга и теплообменной станции на территории Приморской котельной в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004.

В соответствии с постановлением Правительства г. Санкт –Петербург № 1129 от 26.07.2005 «О проектировании и строительстве тепломагистрали по адресу: Приморский район, Северо-Приморская часть, трасса тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной» ЗАО «Тепломагистраль» в 2005-2006 годах осуществляло инвестиционный проект, в рамках которого были построены следующие объекты:

- тепломагистраль Ду 1400 мм;

- теплообменная станция;

- автоматизированная система управления тепловым процессом;

- неотделимые улучшения в арендованную у ГУП «ТЭК СПб» часть Приморской котельной.

Источником финансирования выполнения инвестиционного проекта по строительству объектов теплоснабжения в 2005-2006 годах служили кредиты (50 кредитных соглашений) банка ОАО «Внешторгбанк» (ПАО «Банк ВТБ») в г. Санкт-Петербург. Кредиты предоставлены на длительный срок под 13%.

В ноябре 2006 года ЗАО «Тепломагистраль» начало осуществлять регулируемую деятельность по передаче тепловой энергии от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» до Северо-Западного филиала ГУП «ТЭК СПб» (Приморская котельная).

Единственным покупателем тепловой энергии, передаваемой по сетям ЗАО «Тепломагистраль», является ГУП «ТЭК СПб».

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Данное положение содержится также в пункте 39 Методических указаний № 760-э.

Подпунктом б) пункта 74 основ ценообразования № 1075 определено, что величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя, в том числе:

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами.

Заявителем в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы:

- отчет Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр тарифно-экспертного обеспечения» (пояснительная записка к предложению по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ЗАО «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2020 год), содержащий таблицу: «План выплат задолженности перед ПАО «Банк ВТБ»;

- соглашение о сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга от 24.04.2004;

- судебные решения, определения, постановления, исковые заявления;

- справки по судебным делам о взыскании задолженностей;

- платежные поручения с 16.01.2018 по 21.03.2019 по исполнению требований по исполнительному производству;

- расшифровка процентов по кредитам за 2018 год;

- расшифровка выплат ПАО Банк ВТБ за 2018 год;

- кредитные соглашения с ОАО Внешторгбанк (ПАО Банк ВТБ).

ФАС России отмечает, что во всех представленных Заявителем документах целевым назначением предоставления кредитной линии является финансирование затрат по договорам, например: на проведение работ по оценке недвижимого имущества; на выполнение землеустроительных работ с целью отвода земельных участков под строительство на площади 12 га, по адресу: от СЗ ТЭЦ до Приморской котельной; на создание (передачу) научно-технической продукции; на разработку раздела «Оценка воздействия на окружающую среду»; на разработку проектной документации, выполнение изыскательских работ; на поставку труб; на оказание юридических услуг, выполнение экспертных работ и прочие.

При этом, по ряду договоров, на финансирование которых предоставлены кредитные линии, предмет договора не указан.

ФАС России отмечает, что возможность включения в состав необходимой валовой выручки расходов на выплату процентов по кредитным соглашениям без учета инвестиционной программы (ввиду ее отсутствия), как текущих неподконтрольных расходов, является необоснованной, поскольку согласно абзацу 4 пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая, что к неподконтрольным расходам, содержащимся в пункте 62 Основ ценообразования № 1075, не могут быть отнесены расходы на строительство производственных объектов, то применение при установлении тарифов на 2020 год норм пункта 74 Основ ценообразования № 1075 является обоснованным.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ЗАО «Тепломагистраль» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на разногласия, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ЗАО «Тепломагистраль», указанных в заявлении о разногласиях с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (исх. № 58 от 10.03.2020; рег. № 46854/20 от 16.03.2020).

 

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС России по Санкт-Петербургу
ИНН 7825413361, ОГРН 1027809242933
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
ИНН 7826692894, ОГРН 1037851017973
ЗАО "Тепломагистраль"
ИНН 7814302758, ОГРН 1047855026944