Предписание №СП/38725/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту ЯНАО (проверка УФАС по топливу) по ... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

24 апреля 2024 г. г. Москва


 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Акт проверки УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 09.02.2024 № 089/10/00-14/2024, составленный по результатам проведенной на основании приказа УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29.12.2023 № 54/23 проверки, а также замечания и возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29.12.2023 № 54/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» утверждены приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, орган регулирования) от 18.12.2023 № 524-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую акционерным обществом «Уренгойтеплогенерация-1» и поставляемую потребителям муниципального образования город Новый Уренгой и долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2024-2032 годы» (далее – приказ № 524-т).

По расчетам Департамента, необходимая валовая выручка АО «Уренгойтеплогенерация-1» (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на 2024 год, составила 3 646 979,97 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела АО «Уренгойтеплогенерация-1» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение Департамента об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую акционерным обществом «Уренгойтеплогенерация-1» и поставляемую потребителям муниципального образования город Новый Уренгой, и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2024 - 2032 годы (далее – Экспертное заключение), а также замечания и возражения Департамента на Акт проверки УФАС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 09.02.2024 № 089/10/00-14/2024(далее – Возражения на Акт проверки) и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с представленными материалами основной вид топлива АО «Уренгойтеплогенерация-1» - природный газ.

В соответствии с договором от 10.10.2022 № 63-5-65-3136/23 поставщиком газа является ООО «Газпром межрегионгаз Север».

Согласно Экспертному заключению расходы на топливо на 2024 год определены органом регулирования в размере 710 308,26 тыс. руб. (19 % от НВВ).

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива (bi,j,k)

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии (bi,j,k) определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Приказом № 524-т установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2024 - 2028 годы для АО «Уренгойтеплогенерация-1», в том числе удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии, который на 2024 год составляет 157,80 кг у.т./Гкал.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с таблицей 6 «Плановые значения объема полезного отпуска тепловой энергии по городу Новый Уренгой и району Коротчаево на 2024 год (без учета собственных нужд РСО) по АО «Уренгойтеплогенерация-1» из схемы теплоснабжения муниципального образования город Новый Уренгой на период до 2027 года, утвержденной постановлением Администрации города Новый Уренгой от 29.07.2022 № 295 (в ред. постановления от 30.06.2023 № 298) отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск) АО «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год составит 1 192,487 тыс. Гкал.

В соответствии с приказом № 524-т величина технологических потерь при передаче тепловой энергии составляет 171,784 тыс. Гкал.

Согласно Экспертному заключению и Возражениям на Акт проверки расход на хозяйственные нужды принят Департаментом в размере 29,88 тыс. Гкал.

Таким образом, объем отпуска тепловой энергии составит 1 394,151 тыс. Гкал (1 192,487 + 171,784 + 29,88).

В соответствии с Возражениями на Акт проверки, распределение потребления природного газа по полугодиям составляет (доля объема потребления газа):

- 55 % - 1-е полугодие 2024 г.;

- 45 % - 2-е полугодие 2024 г.

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Расчетная плановая цена на топливо определяется исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Оптовая цена газа на 2024 год учтена Департаментом в размере 3 154,00 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 3 507,00 руб./тыс.м3 (2-е полугодие), что соответствует уровню оптовых цен для Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденному приказу ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки средняя низшая теплота сгорания поставленного природного газа в 2022 году составила 8 546,21 ккал/м3 (определена в соответствии с паспортами газа) и применена Департаментом и при расчете переводного коэффициента, определенного в размере 1,22 (8 546,21/7000).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Ново-Уренгоймежрайгаз» утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, ПССУ – приказом ФАС России от 29.09.2022 № 687/22 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром Межрегионгаз Север» на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа».

Согласно Экспертному заключению и Возражениям на Акт проверки принятое количество газа на 2024 год составило 180 329,84 тыс. м3 (180,32984 млн. м3), что соответствует группе потребителей с объемом потребления газа от 100 до 500 млн м3/год.

В соответствии с договором поставки газа от 10.10.2022 № 63-5-65-3136/23 с ООО «Газпром межрегионгаз Север» договорной объем поставки газа осуществляется по точкам подключения покупателя по группам конечных потребителей.

Расчет плановой цены на топливо на 2024 год исходя из стоимости
1000 куб. м. природного газа для конечных потребителей по группам потребления и точкам подключения, исходя из принятых нормативных правовых документов на 2024 год (оптовой цены на природный газ, размера ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) с учетом объемов потребления газа для каждой группы потребителей (либо среднегодовой цены с учетом суммарного объема газа 180,32984 млн. м3) в материалах дела не представлено.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для АО «Салехардэнерго» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 26 Методических указаний № 760-э, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа нарушившим положения пунктов 28, 34 (1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 8, 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» (в части затрат на топливо) на основании мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 исключить выявленные экономически необоснованные расходы и пересмотреть величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год, а также тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив их введение в действие с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от «Уренгойтеплогенерация-1» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Ямало-Ненецкое УФАС России
ИНН 8901003347, ОГРН 1028900511420
Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854