Предписание №СП/41642/24 Предписание в отношении Региональной службы по тарифам Ханты... от 16 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
«8» мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — Орган регулирования, Служба), проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в том числе акт проверки от 07.02.2024 № 1, составленный по результатам внеплановой документарной проверки (далее - Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района (далее — регулируемая организация, МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР),
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).
На основании Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)», перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.10.2023 № Пр-2098 (п. 3), в том числе об усилении контроля за деятельностью региональных органов ценового регулирования по установлению тарифов на теплоснабжение в целях сдерживания их необоснованного роста Инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Службы на предмет соблюдения Службой обязательных требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР в части расходов на топливо.
В ходе проведения контрольного мероприятия анализировались документы и материалы (экспертные заключения, протоколы заседания коллегиального органа, решения об установлении цен (тарифов), и т.д.) по установлению цен (тарифов), а также материалы тарифных дел, представленные Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в электронном виде по Экспертному заключению по рассмотрению дела № 131-2023 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР потребителям на территории сельских поселений Солнечный, Русскинская, Ульт-Ягун, городских поселений Белый Яр, Барсово, села Локосово, деревне Верхне-Мысовая, сельского поселения Локосово, села Сытомино сельского поселения Сытомино, деревни Лямина сельского поселения Лямина, поселка Высокий Мыс сельского поселения Тундрино, села Угут сельского поселения Угут Сургутского района на 2024-2028 годы» (далее – Экспертное заключение на 2024 год).
По результатам анализа вышеуказанных документов и материалов ФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Согласно Экспертному заключению на 2024 год Органом регулирования при расчете расходов на топливо определена цена природного газа (поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Север», транспортировщик газа – ОАО «Сургутгаз») исходя из:
- цены на газ за второе полугодие 2023 года в размере 3 879,9 руб.тыс.м3., определенной в рамках уровней оптовых цен на газ, утвержденных приказами ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 (с 01.12.2022 - 3712,0 руб./тыс.м3 без НДС) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) с учетом фактической теплоты сгорания топлива (8 075,14 ккал/м3);
- платы за снабженческо-сбытовые услуги в размере 88,93 руб./тыс.м3, 93,8 руб./тыс.м3, 99,42 руб./тыс.м3 по 4, 5, 6 группам, утвержденной приказом ФАС России от 29.09.2022 № 687/22.
Согласно Экспертному заключению на 2024 год при расчете расходов на топливо цена нефтяного попутного газа определена Органом регулирования исходя из:
- соответственно для каждой точки подключения объекта согласно ценам, установленным в договорах поставки газа, фактической цены, сложившейся за отчетный период 2023 года (средневзвешенная за 2 полугодие — 4 167,79 руб./тыс. м3) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
- величин ставок за совершаемую работу по перемещению газа в размере 13,04 руб./1000 м3 на 100 км и ставки за пользование магистральным газопроводом ПАО «Газпром» в размере 62,57 руб./тыс.м3 при соответствии оказании с услуг по транспортировке газа для последующей поставки потребителям в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 216-5/1;
- тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Север» (144.70 руб./тыс.м3 с 01.07.2024) в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22;
- тарифа на транспортировку по магистральным газопроводам для ОАО «Сургутгаз» в размере 86,41 руб./тыс.м3 в соответствии с приказом ФСТ России от 21.10.2014 № 231-5/2;
- тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для ОАО «Сургутгаз» в размере 266,47 руб./тыс.м3 и 399,71 руб./тыс.м3 с 01.07.2017 по группам потребителей в соответствии с приказом ФСТ России от 14.04.2015
№ 89-59;
- специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования региональной программы газификации, установленной приказом РСТ Югры от 17.01.2023 № 3-нп по группам: от 1 до 10 млн.м3 — 47,33 руб./ тыс.м3, от 10 до 100 млн.м3 - 89,57 руб./ тыс.м3.
В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при формировании тарифов для МУП «ТО УТВиВ № 1» на год расчет плановой (оптовой) цены на газ (поставщик ООО «Газпром межрегионгаз Север») осуществлялся исходя из фактических цен на газ за 2023 год с учетом применения индексов роста цен на газ с июля 2024 года в размере 11,2 % согласно Прогнозу. При расчете использовалась оптовая цена газа в размере 3 712 руб./тыс.м3 без НДС.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, Возражениях в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отсутствуют расчеты конечной цены топлива, принятой при определении расходов по статье затрат «Топливо», в разбивке по составляющим и группам потребления.
В Возражениях Орган регулирования также отмечает, что при определении плановых значений цен на газ РСТ Югры использовались источники информации о ценах на газ (порядке формирования цены), указанные в договорах поставки газа c ПАО «Сургутнефтегаз».
МУП «ТО УТВиВ № 1» на территории Сургутского района (в отношении населенных пунктов с. Локосово, сп. Локосово, п. Ульт-Ягун, сп. Ульт-Ягун) заключен договор поставки газа от 10.10.2022 № 63-5-64-2788/23 с единственным поставщиком (ПАО «Сургутнефтегаз») на основании части 6 пункта 10.1 положения о закупке.
Согласно письму Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполнительный орган автономного округа, уполномоченный на реализацию единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса, в том числе на обеспечение реализации мероприятий по газификации населенных пунктов) от 20.02.2024 № 42-Исх-2676 перевод населенных пунктов, в которых в настоящее время газоснабжение осуществляется ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Сургутнефтегаз», на газоснабжение из ресурсов ООО «Газпром межрегионгаз Север» (газ, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами) не предусмотрен Региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 24.12.2021
№ 726-рп.
Регулируемые организации, в отношении которых Инспекцией УФАС России истребовались материалы для проверки, в своей деятельности руководствуются положениями Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупках, содержащие в том числе порядок осуществления закупки у единственного поставщика и перечень случаев проведения такой закупки.
Учитывая физико-химические параметры природного газа и сухого отбензиненного газа, его поставка потребителям осуществляется по трубопроводам (магистральным и газораспределительным).
В связи с чем, осуществить транспортировку газа от определенного поставщика (собственника) до конкретного потребителя возможно только при наличии технологической возможности.
Таким образом, у Органа регулирования, по его мнению, отсутствовали правовые основания определения плановой цены на газ на уровне рыночной цены по региону при наличии информации о цене на газ (порядке формирования цены) в договорах на поставку газа, заключенных в установленном порядке и имеющих юридическую силу. Снижение плановой цены газа по отношению к экономически обоснованной цене приведет к нарушению основного принципа государственного регулирования тарифов по соблюдению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (у организаций возникнут плановые недополученные доходы, что приведет к снижению тарифной базы и невозможности учета недополученных доходов по последующие периоды регулирования с учетом ограничения платы граждан за коммунальные услуги).
ФАС России отмечает, что по смыслу пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075, пункта 29 Правил № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо проводить сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (с учетом всех ее составляющих), и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует сравнительный анализ цен на газ по вышеуказанным основаниям.
Также согласно Экспертному заключению на 2024 в составе расходов на топливо учтены расходы на нефть. Цена нефти определена Органом регулирования на 2024 год с учетом средневзвешенной фактической цены за январь-сентябрь 2023 года согласно представленным договорам с ООО «НК-СУРГУТ», ООО «НК Трансойл», ООО «ТК «СЕВУР» (26 417,291 руб./т) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, Возражениях в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075 отсутствует информация о проведении торгов при заключении договоров на покупку нефти.
Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Топливо», учтенные на 2024 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нарушившей пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.
2. Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 01.07.2024 произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» муниципального образования Сургутского района, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|