Предписание №СП/41642/24 Предписание в отношении Региональной службы по тарифам Ханты... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«8» мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — Орган регулирования, Служба), проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в том числе акт проверки от 07.02.2024 № 1, составленный по результатам внеплановой документарной проверки (далее - Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района (далее — регулируемая организация, МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

На основании Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)», перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.10.2023 № Пр-2098 (п. 3), в том числе об усилении контроля за деятельностью региональных органов ценового регулирования по установлению тарифов на теплоснабжение в целях сдерживания их необоснованного роста Инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Службы на предмет соблюдения Службой обязательных требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР в части расходов на топливо.

В ходе проведения контрольного мероприятия анализировались документы и материалы (экспертные заключения, протоколы заседания коллегиального органа, решения об установлении цен (тарифов), и т.д.) по установлению цен (тарифов), а также материалы тарифных дел, представленные Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в электронном виде по Экспертному заключению по рассмотрению дела № 131-2023 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР потребителям на территории сельских поселений Солнечный, Русскинская, Ульт-Ягун, городских поселений Белый Яр, Барсово, села Локосово, деревне Верхне-Мысовая, сельского поселения Локосово, села Сытомино сельского поселения Сытомино, деревни Лямина сельского поселения Лямина, поселка Высокий Мыс сельского поселения Тундрино, села Угут сельского поселения Угут Сургутского района на 2024-2028 годы» (далее – Экспертное заключение на 2024 год).

По результатам анализа вышеуказанных документов и материалов ФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно Экспертному заключению на 2024 год Органом регулирования при расчете расходов на топливо определена цена природного газа (поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Север», транспортировщик газа – ОАО «Сургутгаз») исходя из:

- цены на газ за второе полугодие 2023 года в размере 3 879,9 руб.тыс.м3., определенной в рамках уровней оптовых цен на газ, утвержденных приказами ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 (с 01.12.2022 - 3712,0 руб./тыс.м3 без НДС) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) с учетом фактической теплоты сгорания топлива (8 075,14 ккал/м3);

- платы за снабженческо-сбытовые услуги в размере 88,93 руб./тыс.м3, 93,8 руб./тыс.м3, 99,42 руб./тыс.м3 по 4, 5, 6 группам, утвержденной приказом ФАС России от 29.09.2022 № 687/22.

Согласно Экспертному заключению на 2024 год при расчете расходов на топливо цена нефтяного попутного газа определена Органом регулирования исходя из:

- соответственно для каждой точки подключения объекта согласно ценам, установленным в договорах поставки газа, фактической цены, сложившейся за отчетный период 2023 года (средневзвешенная за 2 полугодие — 4 167,79 руб./тыс. м3) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

- величин ставок за совершаемую работу по перемещению газа в размере 13,04 руб./1000 м3 на 100 км и ставки за пользование магистральным газопроводом ПАО «Газпром» в размере 62,57 руб./тыс.м3 при соответствии оказании с услуг по транспортировке газа для последующей поставки потребителям в соответствии с приказом ФСТ России от 08.06.2015 № 216-5/1;

- тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Север» (144.70 руб./тыс.м3 с 01.07.2024) в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22;

- тарифа на транспортировку по магистральным газопроводам для ОАО «Сургутгаз» в размере 86,41 руб./тыс.м3 в соответствии с приказом ФСТ России от 21.10.2014 № 231-5/2;

- тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для ОАО «Сургутгаз» в размере 266,47 руб./тыс.м3 и 399,71 руб./тыс.м3 с 01.07.2017 по группам потребителей в соответствии с приказом ФСТ России от 14.04.2015
№ 89-59;

- специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования региональной программы газификации, установленной приказом РСТ Югры от 17.01.2023 № 3-нп по группам: от 1 до 10 млн.м3 — 47,33 руб./ тыс.м3, от 10 до 100 млн.м3 - 89,57 руб./ тыс.м3.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при формировании тарифов для МУП «ТО УТВиВ № 1» на год расчет плановой (оптовой) цены на газ (поставщик ООО «Газпром межрегионгаз Север») осуществлялся исходя из фактических цен на газ за 2023 год с учетом применения индексов роста цен на газ с июля 2024 года в размере 11,2 % согласно Прогнозу. При расчете использовалась оптовая цена газа в размере 3 712 руб./тыс.м3 без НДС.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, Возражениях в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отсутствуют расчеты конечной цены топлива, принятой при определении расходов по статье затрат «Топливо», в разбивке по составляющим и группам потребления.

В Возражениях Орган регулирования также отмечает, что при определении плановых значений цен на газ РСТ Югры использовались источники информации о ценах на газ (порядке формирования цены), указанные в договорах поставки газа c ПАО «Сургутнефтегаз».

МУП «ТО УТВиВ № 1» на территории Сургутского района (в отношении населенных пунктов с. Локосово, сп. Локосово, п. Ульт-Ягун, сп. Ульт-Ягун) заключен договор поставки газа от 10.10.2022 № 63-5-64-2788/23 с единственным поставщиком (ПАО «Сургутнефтегаз») на основании части 6 пункта 10.1 положения о закупке.

Согласно письму Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполнительный орган автономного округа, уполномоченный на реализацию единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса, в том числе на обеспечение реализации мероприятий по газификации населенных пунктов) от 20.02.2024 № 42-Исх-2676 перевод населенных пунктов, в которых в настоящее время газоснабжение осуществляется ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Сургутнефтегаз», на газоснабжение из ресурсов ООО «Газпром межрегионгаз Север» (газ, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами) не предусмотрен Региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 24.12.2021
№ 726-рп.

Регулируемые организации, в отношении которых Инспекцией УФАС России истребовались материалы для проверки, в своей деятельности руководствуются положениями Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупках, содержащие в том числе порядок осуществления закупки у единственного поставщика и перечень случаев проведения такой закупки.

Учитывая физико-химические параметры природного газа и сухого отбензиненного газа, его поставка потребителям осуществляется по трубопроводам (магистральным и газораспределительным).

В связи с чем, осуществить транспортировку газа от определенного поставщика (собственника) до конкретного потребителя возможно только при наличии технологической возможности.

Таким образом, у Органа регулирования, по его мнению, отсутствовали правовые основания определения плановой цены на газ на уровне рыночной цены по региону при наличии информации о цене на газ (порядке формирования цены) в договорах на поставку газа, заключенных в установленном порядке и имеющих юридическую силу. Снижение плановой цены газа по отношению к экономически обоснованной цене приведет к нарушению основного принципа государственного регулирования тарифов по соблюдению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (у организаций возникнут плановые недополученные доходы, что приведет к снижению тарифной базы и невозможности учета недополученных доходов по последующие периоды регулирования с учетом ограничения платы граждан за коммунальные услуги).

ФАС России отмечает, что по смыслу пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075, пункта 29 Правил № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо проводить сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (с учетом всех ее составляющих), и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует сравнительный анализ цен на газ по вышеуказанным основаниям.

Также согласно Экспертному заключению на 2024 в составе расходов на топливо учтены расходы на нефть. Цена нефти определена Органом регулирования на 2024 год с учетом средневзвешенной фактической цены за январь-сентябрь 2023 года согласно представленным договорам с ООО «НК-СУРГУТ», ООО «НК Трансойл», ООО «ТК «СЕВУР» (26 417,291 руб./т) и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, Возражениях в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075 отсутствует информация о проведении торгов при заключении договоров на покупку нефти.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Топливо», учтенные на 2024 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нарушившей пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.

2. Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 01.07.2024 произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутского района на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Территориальное объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» муниципального образования Сургутского района, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
ИНН 8601028608, ОГРН 1068601010884
УФАС ХМАО-Югры
ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093