Предписание №СП/58546/20 Предписание по рез-м проверки РЭК Кузбасса в отношении ООО "... от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ООО «Теплоэнергоремонт» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «ТЭР» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.03.2017, эксплуатирует 38 котельных с тепловыми сетями на правах аренды.

Система теплоснабжения потребителей осуществляется по открытому и закрытому типу. ООО «ТЭР» реализует потребителям тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячую воду на территории г. Прокопьевска.

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (также далее – орган регулирования, РЭК Кемеровской области) для ООО «ТЭР» установлены следующие тарифы:

1. Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 784 «Об установлении ООО «ТЭР» тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год» для потребителей ООО «ТЭР» установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 с применением метода экономически обоснованных расходов.

2. Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 785 «Об установлении тарифов ООО «ТЭР» на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год» для потребителей ООО «ТЭР» установлены тарифы на теплоноситель на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

3. Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 786 «Об установлении ООО «ТЭР» тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год» для потребителей ООО «ТЭР» установлены тарифы на горячую воду на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

4. Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 787 «Об утверждении производственной программы ООО «ТЭР» в сфере горячего водоснабжения и об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год» установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

Необходимая валовая выручка (далее — НВВ) ООО «ТЭР» на 2019 год, установленная органом регулирования, составила 2 392 928,96 тыс. руб. (тепловая энергия), 48 833,93 тыс. руб. (теплоноситель).

ФАС России был произведен анализ материалов (экспертных заключений и представленных ООО «ТЭР» обосновывающих материалов) по установлению тарифов на 2019 год на предмет их экономической обоснованности, по результатам которого установлено следующее.

1. Тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год.

Экспертная оценка РЭК Кемеровской области расходов ООО «ТЭР», принятых для расчета необходимой валовой выручки и формирования тарифов, произведена органом регулирования методом экономически обоснованных расходов.

 

Расходы на топливо (726 893,29 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

Уголь

ФАС России установлено, что постановлением РЭК Кемеровской области от 11.12.2018 № 471 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, на 2019 год» утверждены нормативы удельного расхода топлива (каменный уголь) при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии ООО «ТЭР» на 2019 год в размере 195,8 кг у.т./Гкал.

Согласно экспертному заключению расчетный объем натурального топлива в размере 356 721,20 тонн и цена угля рассчитаны органом регулирования на основании представленного 29.12.2018 в электронном виде договора с АО УК «Кузбассразрезуголь» от 29.12.2018 № 13/1-19. Указанный договор в материалах тарифного дела ООО «ТЭР» не представлен, также отсутствует в представленных ФАС России дополнительных документах в электронном виде (файл «Сканы. ООО ТЭР РЭК на 2019г. Дополнительные документы»).

Документы конкурсной документации в материалах тарифного дела отсутствуют, дополнительно не представлены, данных в единой информационной системе в сфере закупок также не содержится.

ФАС России отмечает, что использование данного договора в качестве источника информации о ценах противоречит подпункту «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и не может учитываться при формировании экономически обоснованных расходов на топливо.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, органом регулирования не проведен.

Таким образом, РЭК Кемеровской области необходимо провести анализ рыночных цен на поставку угля в Кемеровской области, приняв цену за единицу топлива на 2019 год на экономически обоснованном уровне.

Расходы на погрузку, разгрузку и буртовку угля (108 936,38 тыс. руб.)

Величина затрат по данной подстатье, признанная РЭК Кемеровской области экономически обоснованной, в экспертном заключении не отражена. Указано, что данные расходы приняты на основании проведенной ООО «ТЭР» закупки (протокол № 003 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен № ТЭР-003-11-18-ЗЦ от 24.12.2018, в соответствии с которым победителем признан ИП Лелявин Д.Ю., предложивший цену договора на оказание транспортных услуг по планировочным работам, буртовке, погрузке, разгрузке, закачке угля на угольных складах ООО «ТЭР» 41 665,00 тыс. руб. (за 3 месяца), ссылка (https://corp.rts-tender.ru/TenderInterests/LogViewAndRedirect?tenderId=1741375&tenderStatus=RTS_Notification).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения по договорам, стоимость которых превышает 100 000 руб., подлежат размещению в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru). Информация о размещении документации помимо электронной площадки РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в материалах тарифного дела отсутствует.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов. Согласно ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом, как установлено ФАС России, согласно пункту 23 закупочной документации (документации о закупке) (запрос цен) № ТЭР-003-11-18-ЗЦ «Оказание транспортных услуг по планировочным работам, буртовке, погрузке, разгрузке, закачке угля на угольных складах» от 07.12.2018: «Процедура открытого запроса цен не является конкурсом, аукционом и ее проведение не регулируется статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура открытого запроса цен также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057—1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, и не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. Извещение и документация являются приглашением делать оферты. Заказчик не имеет обязанности заключения договора по результатам настоящей процедуры закупки».

Как следует из возражений на акт проверки, при планировании расходов по буртовке, погрузке и разгрузке угля на угольных складах был произведен расчет исходя из потребности в специальной технике для осуществления производственной деятельности по договору путем умножения количества плановых часов работы на часовую расценку.

Исходя из представленного расчета ФАС России приходит к выводу, что органом регулирования скорректировано лишь количество часов в год, необходимое для выполнения работ по погрузке, разгрузке и буртовке угля.

Из возражений на акт проверки: «Расчет стоимости часа работы аналогичной тракторной техники проанализирован экспертами в сети интернет (https://perevozka24.ru/arenda-spetstehniki/buldozery/kemerovskaya-oblast/prokopevsk и https://perevozka24.ru/arenda-spetstehniki/frontalnye-pogruzchiki/kemerovskaya-oblast/prokopevsk)». Указанное не свидетельствует о проведении органом регулирования на момент принятия тарифного решения анализа рыночных цен, учете его результатов, поскольку не находит отражения ни в экспертном заключении органа регулирования, ни в представленном расчете (часовая расценка принята органом регулирования на уровне предложения предприятия, т. е. исходя из вышеуказанного запроса цен).

Учитывая вышеизложенное, расходы на погрузку, разгрузку и буртовку угля, утвержденные органом регулирования на основании закупки № ТЭР-003-11-18-ЗЦ «Оказание транспортных услуг по планировочным работам, буртовке, погрузке, разгрузке, закачке угля на угольных складах», являются экономически необоснованными.

Органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по данной статье затрат, проведя анализ, предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, и принять цену за 1 час работы специализированной техники на экономически обоснованном уровне.

 

Расходы на капитальный ремонт основных средств (144 393,86 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

ООО «ТЭР» был представлен следующий пакет документов, обосновывающий мероприятия по капитальному ремонту котельных и тепловых сетей на 2019 год (том 10-11):

- сводный план ремонтов котельного оборудования и тепловых сетей на 2019 год (утвержден ООО «ТЭР»);

- сметная документация (составлена и проверена сотрудниками ООО «ТЭР») и дефектные акты (согласованы и утверждены ООО «ТЭР»);

- прайс-листы на оборудование.

Согласно экспертному заключению (стр. 13) «экспертная группа считает объем финансирования ремонтной программы необоснованным в полном объеме в связи с отсутствием обосновывающих документов к некоторым мероприятиям».

В состав необходимой валовой выручки приняты расходы в размере 144 393,86 тыс. руб., из них 123 141,84 тыс. руб. на проведение капитального ремонта подрядным способом, 21 252,02 тыс. руб. - хозспособом (учтены в составе статьи «Расходы на сырье и материалы»). В экспертном заключении указано, что обосновывающими документами, на основании которых органом регулирования признаны расходы по мероприятиям капитального ремонта обоснованными, являются сметные расчеты и дефектные акты.

ФАС России отмечает, что дефектные ведомости, составленные самой регулируемой организацией без присутствия арендодателя, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат обоснования технических и технологических затрат на капитальный ремонт котельных и тепловых сетей и объективными документами не подтверждены.

Кроме того, документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтов подрядным способом по учтенной органом регулирования стоимости таких работ, отсутствуют; не представлены копии договоров на выполнение ремонтных работ подрядным способом на период регулирования.

Вместе с тем сроки проведения ремонтов тепловых сетей установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила № 115). В соответствии с пунктом 6.2.42 Правил № 115 капитальный ремонт тепловых сетей проводится 1 раз в 5 лет. В этой связи организация должна разрабатывать долгосрочные графики проведения ремонтов в отношении всех участков тепловых сетей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.2.63 Правил № 115 ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.

Учитывая вышеизложенные нормы, затраты на ремонт основных средств должны учитываться на основании утвержденной долгосрочной программы ремонтов, подтвержденной дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора и пр., с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов, а также с учетом пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Представленные документы не позволяют определить экономическую обоснованность планируемых работ по капитальному ремонту, поскольку отсутствуют документы, обосновывающие стоимость таких работ и потребность организации в них (утвержденная в установленном порядке долгосрочная программа ремонтных работ, акты технического обследования, предписания надзорных органов, договоры подряда).

На основании вышеизложенного, расходы в сумме 144 393,86 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому анализу.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в период эксплуатации ООО «РТХ» и ООО «ПТХ» арендованных ООО «ТЭР» объектов теплоснабжения в состав НВВ указанных организаций были включены расходы на проведение капитального ремонта основных средств. Регулятором не проводился анализ выполненных и планируемых ремонтных мероприятий одних и тех же объектов основных средств на предмет обоснованности периодичности их проведения. Обязанность по проведению капитального ремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому арендатору.

 

Затраты на оплату труда (518 805,33 тыс. руб.)

Органом регулирования учтены в необходимой валовой выручке на 2019 год затраты по данной статье в размере 518 805, тыс. руб., из них:

- фонд оплаты труда работников ООО «ТЭР» в сумме 504 958,81 тыс. руб. с учетом численности 1 684 чел.;

- фонд оплаты труда абонентской службы и отдела закупок в сумме 13 846,52 тыс. руб. с учетом численности 35 чел. и заработной платы 31 518,07 руб./чел/мес.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Фонд оплаты труда абонентской службы и отдела закупок (13 846,52 тыс. руб.)

Данные расходы рассчитаны РЭК Кемеровской области исходя из численности 35 человек и плановой средней заработной платы на 2018 год по ООО «РТХ» и ООО «ПТХ» 31 518,07 руб/чел/мес с учетом ИПЦ (104,6%) на 2019 год.

Согласно экспертному заключению органа регулирования (стр. 26), «по данным Кемеровостата средняя заработная плата за 6 месяцев 2018 года в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционированием воздуха составила 32 055,80 руб/чел/мес».

При этом, как установлено ФАС России, по данным из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «ТЭР» - «35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». По данным Кемеровостата, средняя заработная плата работников организаций по виду деятельности «производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха» за 2018 год составляет 26 600,00 руб./мес (http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/08553a0048f327c5b301f3c5c743fbe3).

Также, ссылка органа регулирования на использование в расчетах данных о средней заработной плате по ООО «РТХ» в размере 31 518,07 руб./чел./мес. экономически не обоснована, так как приказом ФАС России от 14.11.2018 № 1553/18 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.06.2018 № 119 «Об установлении ООО «РТХ» одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2018 год» РЭК Кемеровской области было предписано пересмотреть величину затрат на оплату труда исходя из средней заработной платы 23 009,00 руб./мес.

Таким образом, расходы на оплату труда абонентской службы и отдела закупок подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

 

Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

В соответствии с подпунктом «а» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В силу пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

Вывоз шлака (25 032,5 тыс. руб.): в качестве обосновывающих документов представлены:

- договор об оказании транспортных услуг от 15.09.2018 № 5 с ИП Жабинец А.А.;

- ГОСТ Р 51586-2000;

- акт замера расстояния от котельных ООО «ТЭР» до золошлаковых отходов от 12.10.2018;

- сетка расстояния от котельных ООО «ТЭР» до шлакового отвала от 12.10.2018.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информации о проведении конкурсных процедур не представлено.

Таким образом, в соответствии с представленными материалами не представляется возможным сделать вывод о том, на каком основании выбраны исполнители услуг, а также определить экономическую обоснованность установленных цен работ (услуг). При этом ФАС России отмечает, что наличие заключенных договоров не подтверждает экономическую обоснованность расходов без проведения соответствующего экономического анализа.

В связи с вышеизложенным расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования.

 

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

В соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Основ ценообразования №  1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Услуги банка (812,70 тыс. руб.): согласно подпункту «г» пункта 25 Методических указаний № 760-э к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся, в том числе, расходы на услуги банков.

РЭК Кемеровской области включены расходы на услуги ПАО «Сбербанк» (зарплатный проект, платежные поручения, пополнение текущего счета) в размере 812,70 тыс. руб. В качестве обоснования в материалах тарифного дела представлены (том 4, стр. 175-188):

- заявление об обслуживании ПАО «Сбербанк»;

- информационный лист от 24.03.2017 с информацией о подключаемых пользователях к системе интернет-банк;

- перечень тарифов и услуг, оказываемых клиентам подразделений ПАО «Сбербанк».

При этом ФАС России установлено, что в состав услуг, предоставляемых банком (стр. 180 заявления о присоединении), не входит обслуживание расчетных счетов, зарплатного проекта, прием и зачисление денежной наличности и др. Путем составления представленного заявления Клиент ПАО «Сбербанк» подключает услугу «Сбербанк Бизнес Онлайн» (дистанционное банковское обслуживание - через систему интернет-банкинга).

Также, согласно представленному в материалы дела Информационному листу от 24.03.2017, подключаемым пользователем к системе интернет-банк является Тимошенкова Н.А.

Анализ целесообразности несения ООО «ТЭР» указанных расходов и включения их в состав необходимой валовой выручки для формирования тарифов для потребителей в экспертном заключении органа регулирования не отражен.

Из возражений на акт проверки: «Дополнительно по средствам электронной почты предприятие направило заявление о присоединении к зарплатному проекту ПАО Сбербанк от 28.04.2017 № 44990304. Экспертами проведен анализ заявленных расходов и выполнен собственный расчет затрат.».

Указанное заявление о присоединении в материалах тарифного дела отсутствует, в связи с чем ФАС России не удается установить обоснованность расходов на услуги банка, а также соответствие заявляемых расходов ООО «ТЭР» заявлению о присоединении к зарплатному проекту.

Учитывая изложенное, расходы ООО «ТЭР» на услуги банков, определенные в размере 812,70 тыс. руб., подлежат дополнительному экономическому обоснованию со ссылками на обосновывающие документы, при отсутствии обоснования — исключению из состава НВВ ООО «ТЭР».

 

Арендная плата (48 710,48 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом.

В материалах дела ООО «ТЭР» представлены:

- договоры аренды с ООО «КЭК» от 07.11.2018 № 21/18-5265, № 28/18-4538, № 20/18-5265 (том 4, стр. 195-281);

- договоры аренды с ООО «Коммунэнерго» от 20.11.2018 № КЭ 1-49/18 (том 4, стр. 282-294).

ФАС России установлено, что согласно приложениям к указанным договорам, в расчет арендной платы на 2019 год включены:

- налог на имущество в размере 65 597,16 руб.; земельный налог в размере 698 965,92 руб – по договору № 21/18-5265;

- налог на имущество в размере 4 106 313,00 руб. – по договору 28/18-4538;

- налог на имущество в размере 3 852 091,08 руб. – по договору 20/18-5265;

- налог на имущество в размере 3 538 367,52 руб. – по договору КЭ 1-49/18.

ФАС России отмечает, что в составе документов, представленных регулируемой организацией с заявлением об установлении тарифов, не представлено документов, обосновывающих размер налогов на имущество (расчет налога на имущество и налоговые декларации по уплате налога на имущество арендодателем).

Поскольку ООО «ТЭР» представлены данные о стоимости имущества и праве собственности арендодателя (сч. 01, 02), расходы в сумме 11 562,37 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию со ссылками на обосновывающие документы, при их отсутствии — исключению из состава НВВ ООО «ТЭР».

 

 

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей

Согласно подпунктам «в», «ж» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; а также расходы на страхование производственных объектов.

РЭК Кемеровской области учтено по данной статье затрат 643,33 тыс. руб.:

- плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду 427,80 тыс. руб.;

- расходы на обязательное страхование опасных объектов – 215,53 тыс. руб.

Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (427,80 тыс. руб.)

В качестве обоснования ООО «ТЭР» представлен расчет суммы платы на 2019 год.

Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

В соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в расчет тарифов следует включать обоснованные и подтвержденные соответствующими документами затраты регулируемой организации. В качестве таких документов ООО «ТЭР» могут быть представлены:

- документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- разрешения на выбросы ООО «ТЭР» вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- оборотно-сальдовые ведомости по статье «экологические платежи в пределах лимита»;

- декларация о плате ООО «ТЭР» за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущий период с отметкой о принятии Росприроднадзором по Кемеровской области (требование контролирующего органа в области природоохранной деятельности о внесении исправлений в декларацию).

ФАС России отмечает, что документального подтверждения фактического несения данных расходов, как и их учета, не представлено. Расходы приняты на основании расчетов плановых расходов по данной статье.

Таким образом, расходы в сумме 427,8 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию со ссылками на обосновывающие документы, при их отсутствии — исключению из состава НВВ ООО «ТЭР».

 

 

Расходы на страхование опасных производственных объектов на котельных ООО «ТЭР» (215,53 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

ФАС России установлено, что в материалах тарифной заявки ООО «ТЭР» (том 4, стр. 299-301) был представлен договор страхования от 26.03.2018 № 18/057. Согласно пункту 1.1 данного договора «по настоящему Предварительному договору ООО СК «ВТБ Страхование» обязуется заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта на условиях, определенных Федеральным законом № 225-ФЗ. При этом согласие ООО «ТЭР» заключить договоры обязательного страхования подтверждается принятием от ООО СК «ВТБ Страхование» и подписанием страхового полиса». Также согласно пункту 5,3 договора договор страхования вступает в силу со дня исполнения ООО «ТЭР» обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

Вместе с тем страховые полисы, а также подтверждение уплаты ООО «ТЭР» страховой премии в материалах дела отсутствуют.

Из возражений на акт проверки: «ООО «ТЭР»  посредством электронной почты предоставлено платежное поручение от 06.04.20181087 на сумму 215,53 тыс. руб. и  счет от 04.04.2018 № 0373315, которые подтверждают понесенные расходы.».

ФАС России не удается сделать вывод о подтверждении оплаты страховой премии представленными документами ввиду их отсутствия в материалах дела.

Учитывая изложенное, данные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия такого обоснования органу регулирования необходимо исключить из состава НВВ ООО «ТЭР» расходы на страхование опасных производственных объектов.

 

Отчисления на социальные нужды (161 931,61 тыс. руб.)

Органом регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Налогового Кодекса Российской Федерации произведён расчёт страховых взносов в размере 30,2%:

- 22,0 % - Пенсионный фонд,

- 2,9% – Фонд социального страхования,

- 5,1% - федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

- а также в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы в размере 0,2% к сумме затрат на оплату труда.

ФАС России установлено, что ООО «ТЭР» были также заявлены расходы на 2019 год в размере 8 775,80 тыс. руб. по дополнительному тарифу для опасных профессий (том 4, стр. 305).

Пунктом 39 Методических указаний № 760-э установлено, что отчисления на социальные нужды относятся к неподконтрольным расходам и определяются методом экономически обоснованных расходов.

Согласно реестру обосновывающих документов на 2019 год (том 4) в качестве подтверждения в материалы тарифного дела ООО «ТЭР» были представлены:

- уведомление ФСС РФ о размере страховых взносов от несчастных случаев на производстве (стр. 306);

- расчет дополнительного тарифа ООО «ТЭР» на 2019 год (стр. 307).

В части дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 428 Налогового Кодекса Российской Федерации в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 статьи 428 дополнительных тарифов страховых взносов применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом размер дополнительного тарифа по страховым взносам зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по итогам проведения специальной оценки условий труда. Класс (подкласс) должен быть указан в отчете о ее проведении.

ФАС России обращает внимание, что по работникам, которые не заняты на работах, указанных в пп. 1—18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взносы по дополнительным тарифам не платятся, даже если спецоценкой на их рабочих местах установлен опасный или вредный класс условий труда.

Органом регулирования были учтены расходы по дополнительному тарифу в отношении следующих профессий: машинист (кочегар) котельной на угле, машинисты котлов, машинисты топливоподачи, машинисты-обходчики по котельному оборудованию, кузнец ручной ковки, моторист багерной (шламовой) насосной установки, электросварщик ручной сварки, электрогазосварщик.

Перечень профессий и работ, входящих в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

В соответствии со Списком № 2 машинисты котлов, машинисты топливоподачи, машинисты-обходчики, мотористы багерной установки относятся к работникам на опасных и вредных работах по категории «Электростанции, энергопоезда и паросиловое хозяйство». Кузнец ручной ковки относится к категории «Металлообработка (кузнечно-прессовое производство)».

В связи с этим учет в составе НВВ ООО «ТЭР» расходов по дополнительному тарифу для указанных профессий является необоснованным.

К разделу «Общие профессии» отнесены машинисты (кочегары) котельной на угле и электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности

Учет дополнительного тарифа для электросварщиков ручной работы и электрогазосварщиков без подтверждения их соответствия вышеуказанным критериям является необоснованным.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

Денежные выплаты социального характера (7 275,62 тыс. руб.)

В силу подпункта «в» пункта 48 Основ ценообразования № 1075 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя, в том числе, экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами.

В соответствии с представленным экспертным заключением РЭК Кемеровской области (стр. 38), ООО «ТЭР» на 2019 год были заявлены денежные выплаты социального характера в размере 1 418,90 тыс. руб. При этом, органом регулирования признана обоснованной величина 7 275,62 тыс. руб.

В качестве обоснования согласно реестру документов ООО «ТЭР» были представлены следующие материалы:

- коллективный договор от 10.09.2018 на 2018-2021 гг. с приложениями (том 1, стр. 37-128);

- смета социальных гарантий и таблица к смете на 2019 год (том 4, стр. 313-314);

- договор поставки товара ООО «Сластена» от 02.10.2018 № 13-18 (том 4, стр. 315-318).

Органом регулирования в составе НВВ ООО «ТЭР» учтены:

    • Выплаты ко Дню уважения старшего поколения (коллективный договор, раздел 5, пункт 5.1.7) в сумме 116 тыс. руб.;

    • Выплаты к профессиональному празднику, 8 Марта, 23 февраля, юбилейным датам (коллективный договор, приложение № 3, пункт 2.1, пункт 2.4.) в сумме 5 573,18 тыс. руб.;

    • Частичная оплата путевок работникам и членам их семей на лечение и отдых (коллективный договор, раздел 5, пункт 5.1.10) в сумме 611,44 тыс. руб.;

    • Оплата новогодних подарков для детей работников (коллективный договор, раздел 5, пункт 5.1.6) в сумме 600 тыс. руб.;

    • Материальная помощь (коллективный договор, раздел 5, пункт 5.1.1) в сумме 375 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что наличие в коллективном договоре положений о выплатах социального характера не является безусловным основанием для учета соответствующих расходов в полном объеме в тарифе на тепловую энергию, поскольку названный тариф, в первую очередь, должен являться экономически обоснованным и учитывать не только интересы предприятия, но и интересы потребителей тепловой энергии.

Вместе с этим документы, подтверждающие размер выплат ко дню уважения старшего поколения, к профессиональному празднику, 8 марта, 23 февраля, юбилейным датам, на оплату путевок ООО «ТЭР» не представлены, также отсутствуют документы, устанавливающие количество детей (до 16 лет) работников, которым должны приобретаться новогодние подарки, в связи с чем расходы на выплаты социального характера подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при его отсутствии — исключению из состава НВВ ООО «ТЭР».

В связи с тем, что изменение суммы статей затрат, входящих в состав необходимой валовой выручки организации, влияет на экономически обоснованный размер расчетной предпринимательской прибыли и налога на прибыль, указанные статьи затрат также подлежат пересмотру.

 

2. Тарифы на горячую воду в открытой и закрытой системах горячего водоснабжения (2019)

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Значение компонента на тепловую энергию определяется на основе тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 784 «Об установлении ООО «ТЭР» тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год».

Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, утвержденному постановлением РЭК Кемеровской области от 31.12.2018 № 785 «Об установлении тарифов ООО «ТЭР» на теплоноситель, реализуемый на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2019 год».

Значение компонента на холодную воду принято на основании постановления РЭК Кемеровской области от 07.12.2018 № 430 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой, технической водой, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение АО «ПО Водоканал» (г. Прокопьевск)».

В связи с тем, что ФАС России в результате постатейного анализа затрат, учтенных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки на тепловую энергию, выявлены нарушения Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, тарифы на горячую воду подлежат пересмотру.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Теплоэнергоремонт» нарушившей положения пунктов 28, 29, 34, 41, 42, 44, 45, 48 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Теплоэнергоремонт», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Теплоэнергоремонт», по статьям затрат «Расходы на топливо», «Расходы на капитальный ремонт основных средств», «Расходы на вывоз шлака», «Затраты на оплату труда», «Арендная плата», «Услуги банка», «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», «Расходы на страхование опасных производственных объектов», «Отчисления на социальные нужды», «Денежные выплаты социального характера».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть расходы по статьям затрат «Расчетная предпринимательская прибыль», «Налог на прибыль», а также величину необходимой валовой выручки ООО «Теплоэнергоремонт» на 2019 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2020 год и не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Теплоэнергоремонт» на 2020 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Теплоэнергоремонт», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
РЭК Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808