Письмо №СП/56650/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «14» июля 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>; <...>; <...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Ситиматик-Волгоград» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 06.03.2023 № 6545, вх. от 09.03.2023 рег. № 34233/23), возникший с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее – орган регулирования, РСТ) по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видеоконференц-связи) представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, представителей Комитета тарифного регулирования Волгоградской области в лице <...>, <...>, представителей регулируемой организации в лице <...>, <...><...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 06.03.2023 № 6545, вх. от 09.03.2023 рег. № 34233/23) о разногласиях между ООО «Ситиматик-Волгоград» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Ситиматик-Волгоград» на 2023 год.

Тариф на оказываемые услуги регионального оператора для ООО «Ситиматик-Волгоград» установлен органом регулирования приказом Комитета от 20.11.2022 № 43/13 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Ситиматик-Волгоград».

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» 2023 года установлен органом регулирования в размере 499,01 руб./ куб.м., заявлен регулируемой организацией на разногласия в ФАС России в размере 728,23 руб./ куб.м., разница по величине оспариваемого тарифа составляет 229,22 руб./ куб.м.

Утверждённая необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» на 2023 год составляет 3 306 090,95 тыс. руб., заявленная НВВ - 4 824 763,47 тыс. руб., разница по величине, оспариваемой НВВ, составляет 1 518 672,52 тыс. руб. (в разбивке по перечисленным в заявлении статьям затрат составляет 1 518 100,38 тыс. руб. с отклонением от НВВ на 572,14 тыс. руб.).

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении ООО «Ситиматик-Волгоград» оспариваются расходы, подлежащие дополнительному учёту в составе НВВ в общей сумме в разбивке по перечисленным в заявлении статьям затрат составляет 1 518 100,38 тыс. руб. по следующим статьям затрат в следующих размерах: 1) Сбытовые расходы РО на 2023 год учтено 1 285,53 тыс. руб., заявлено - 112 711 тыс. руб., разница составляет 111 425,47 тыс.руб., 2) Корректировка НВВ на очередной период регулирования (по факту 2021 года) учтено 45 871,45 тыс. руб., заявлено - 815 864,37 тыс. руб., разница составляет 769 992,92 тыс.руб., 2.1) Корректировка НВВ в связи с возмещением расходов и недополученных доходов учтено 0,0 тыс. руб., заявлено 298 281,04 тыс. руб., разница составляет 298 281,04 тыс. руб. 2.2.) Расходы на транспортирование отходов по договорам со сторонними организациями учтено 2 182 599,53 тыс. руб., заявлено 2 584 849,55 тыс. руб., разница составляет 402 250,02 тыс. руб. 2.3) Фактические расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды учтено 139 118,67 тыс. руб., заявлено 185 651,4 тыс.руб., разница составляет 46 532,73 тыс. руб. 2.4) Фактические расходы на аренду офиса и коммунальные платежи учтено 4 810,35 тыс. руб., заявлено – 13 366,25 тыс. руб., разница составляет 8 555,9 тыс.руб. 2.5) Фактические расходы на обслуживание ПО, сайта и интернет услуги учтено 3 467,59 тыс. руб., заявлено – 5 266,38 тыс. руб., разница составляет 1 798,79 тыс.руб. 2.6) Фактические расходы на обеспечение банковской гарантии учтено 6 459,76 тыс. руб., заявлено 19 606,13 тыс. руб., разница составляет 13 146,37 тыс. руб. 3) Субсидия на финансирование понесенных расходов учтено (- 58 178,78 тыс. руб.), заявлено 0 тыс. руб., разница составляет (+ 58 178,78 тыс. руб.), 4) рпп учтено 14 459,08 тыс. руб., заявлено 20 030,36 тыс. руб., разница составляет 5 571,28 тыс. руб., 5) Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров учтено 34 355,55 тыс. руб., заявлено 43 682,33 тыс. руб., разница составляет 9 326,78 тыс. руб., 6) Исполнение предписания ФАС России учтено 12 307,33 тыс. руб., заявлено 373 488,18 тыс. руб., разница составляет 361 180,85 тыс.руб., 7) сглаживание учтено (-202 424,3 тыс.руб.), заявлено 0 тыс. руб., разница составляет (+202 424,3 тыс.руб.).

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

По результатам анализа экспертного заключения органа регулирования и материалов тарифного дела по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 (2023 год) ФАС России выявлены следующие обстоятельства дела.

1. Сбытовые расходы регионального оператора.

По данной статье затрат органом регулирования на 2023 год учтено 1 285,53 тыс. руб., заявлено 112 711 тыс. руб., разница составляет 111 425,47 тыс.руб.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования сбытовые расходы регионального оператора определяются в соответствии с методическими указаниями и включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 процентов на 2022 - 2024 годы, не более 3 процентов на 2025 - 2026 годы и не более 2 процентов начиная с 2027 года необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.

Согласно положениям статьи 265, статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Организация вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.

Из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н, следует, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета и Инструкция № 94н), предусмотрено, что для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

По данной статье ООО «Ситиматик-Волгоград» в рамках тарифной кампании на 2023 год заявлено 154 510,48 тыс.руб., расчет произведен с учетом 5 % от утвержденной необходимой валовой выручки 2022 года. Региональный оператор ООО «Ситиматик-Волгоград» услугу по обращению с ТКО начал осуществлять с 2019 года.

В обоснование данных расходов в необходимую валовую выручку на 2023 год ООО «Ситиматик-Волгоград» представлены следующие документы:

  • Аудиторское заключение независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, включающее в себя бухгалтерскую отчетность организации за 2021 год;

  • Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, утвержденная приказом от 30.12.2021 № 101;

  • Порядок создания, использования, восстановления и инвентаризации резервов по сомнительным долгам, утвержденный начальником финансового департамента <...> 09.01.2020;

  • сводная таблица по списанию дебиторской задолженности по ООО «Ситиматик- Волгоград»;

  • распоряжения о формировании резервов по сомнительным долгам от 31.12.2019 № б/н, от 31.03.2020 № б/н, от 30.06.2020 № б/н, от 30.09.2020 № б/н, от 31.12.2020 № б/н, от 31.03.2021 № 1; от 30.06.2021 № 2, от 30.09.2021 № 3, от 31.12.2021 № 4;

  • акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

  • приказы о списании задолженности от 19.08.2021 № 50, от 18.11.2021 № 73, от 18.11.2021 № 74, от 18.11.2021 № 75, от 18.11.2021 № 76, от 18.11.2021 № 77, от 21.12.2021 № 96, от 30.12.2021 № 101, от 31.12.2021 № 102, от 31.12.2021 № 103;

  • реестр должников (физических лиц) ООО «Ситиматик-Волгоград» по которым имеются два и более акта о невозможности взыскания дебиторской задолженности, поступившие от службы судебных приставов;

  • реестр должников (физических лиц) ООО «Ситиматик-Волгоград» по которым имеются акты о невозможности взыскания дебиторской задолженности, поступившие от службы судебных приставов (сумма долга указана без учета пени и госпошлины, с учетом полученной оплаты на текущую дату);

  • реестр должников (юридических лиц) ООО «Ситиматик-Волгоград» по которым имеются два и более постановления службы судебных приставов о невозможности исполнения взыскания дебиторской задолженности;

  • реестр должников (юридических лиц) ООО «Ситиматик-Волгоград», по которым имеются постановления службы судебных приставов о невозможности взыскания задолженности;

  • реестр должников ООО «Ситиматик-Волгоград» юридических лиц - банкротов;

  • регламент по работе с дебиторской задолженностью, утвержденный приказом генерального директора от 27.09.2022 № 132.

Сумма, заявленная ООО «Ситиматик-Волгоград» в рамках рассмотрения разногласий, составляет 112 711,00 тыс. руб. Данная сумма является резервом по сомнительным долгам, сформированным по состоянию на 31.12.2021, в соответствии с распоряжением генерального директора ООО «Ситиматик- Волгоград» от 31.12.2021 № 4.

Орган регулирования отмечает, что указанный резерв по сомнительным долгам в размере 112 711,00 тыс. руб. сформирован регулируемой организацией с учетом перенесенных сумм резервов по сомнительным долгам, начиная с 2019 года (распоряжения № б/н от 31.12.2019; б/н от 31.03.2022; б/н от 30.06.2020; б/н от 30.09.2020; б/н от 31.12.2020; 1 от 31.03.2021; 2 от 30.06.2021; 3 от 30.09.2021), то есть ранее 2021 года.

Также Комитет полагает, что факт формирования резерва по сомнительным долгам, не означает, что такая задолженность не будет погашена должником и будет списана, т.е. наличие сомнительных долгов еще не свидетельствует о том, что они не могут быть взысканы и возвращены должником.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что исходя из положений пункта 33 Основ ценообразования № 484 сомнительная задолженность учитывается в отношении регионального оператора не исходя из списанной, невозможной ко взысканию задолженности, а исходя из фактической дебиторской задолженности (сомнительной задолженности).

Необходимо также отметить, что согласно Положению об учётной политике ООО «Управление отходами-Волгоград» в 2021 году, утверждённому приказом от 28 декабря 2020 № ПР-64, в разделе 5.11 «Порядок списания дебиторской, кредиторской или депонентской задолженности задолженностей» подпунктом 5.11.1 и 5.11.2. предусмотрено, что дебиторская, кредиторская или депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек, либо безнадёжная к возврату, списывается по каждому обязательству на основании данных проведённой инвентаризации, акта на списание и приказа руководителя Общества. Безнадёжные долги списываются за счет финансовых результатов Общества.

Кроме того, в дополнение также стоит отметить, что в 2022 году постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 с 01 апреля 2022 до 1 октября 2022 года наложен мораторий на банкротство. Постановлением от 26 марта 2022 № 474 с 28 февраля 2022 до 1 января 2024 г. наложен мораторий на начисление и уплату пени. В 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 428 с 06 апреля 2020 до 07 января 2021 наложен мораторий на банкротство (постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1587 продлен). В этой связи процедура взыскания задолженности начинается с момента окончания моратория, то есть при окончании моратория 2020 года - 07 января 2021, взыскание после судебных рассмотрений происходит через год уже в 2022 году.

Учитывая вышеизложенное учет расходов по сомнительным долгам согласно требованиям Основ ценообразования № 484 должен осуществляться на плановый период (год) в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 % на 2022-2024 годы необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, в связи с чем органом регулирования нарушены требования пункта 33 Основ ценообразования № 484. Комиссия ФАС России отмечает, что учет должен производиться только по тем долгам, которые приходятся на регулируемый вид деятельности согласно пункту 10 Основ ценообразования № 484. Так, согласно данным регулируемой организации по юридическим и физическим лицам указанные средства составляют 107 655,69 тыс. руб.

Также справочно НВВ за 2022 год составила 3 090 209,6 тыс. руб., соответственно 5 % от НВВ 2022 года составляет 154 510,48 тыс. руб., соответственно сумма средств, заявленная регулируемой организацией к учету в рамках рассмотрения разногласий, не превышает установленного ограничения, предусмотренного Основами ценообразования № 484.

Учитывая вышеизложенное, поскольку принцип учета расходов по сомнительным долгам на плановый период в отношении регионального оператора исходя из требований Основ ценообразования № 484, а также исходя из положений Налогового Кодекса не может быть реализован на основании списанной дебиторской задолженности, невозможной ко взысканию, подход Комитета по учету данных расходов признан ФАС России не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации. В этой связи органу регулирования необходимо проанализировать обосновывающие материалы регионального оператора по данной статье затрат, а именно приказы/распоряжения о создании резерва по сомнительным долгам, акты инвентаризации, реестры сомнительной задолженности по юридическим и физическим лицам, относимой на регулируемый вид деятельности согласно пункту 10 Основ ценообразования № 484, запросив у регионального оператора дополнительно недостающие для подтверждения сомнительной задолженности от деятельности по оказанию услуг регионального оператора документы, по итогам анализа учесть в экономически обоснованном объеме не превышая закрепленное в Основах ценообразования № 484 ограничение, а также не превышая заявленные в адрес ФАС России на разногласия суммы средств.

2. Корректировка НВВ на очередной период регулирования (по факту 2021 года).

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Подробно оспариваемые в заявлении параметры корректировки изложены ниже.

2.1 Корректировка НВВ в связи с возмещением расходов и недополученных доходов.

Указанная разница, заявленная на разногласия в ФАС России ООО «Ситиматик-Волгоград», сформировалась ввиду применения ООО «Ситиматик- Волгоград» разницы по выручке исходя из объёмных показателей транспортирования ТКО в размере 3 186 493 тыс. руб. (6 506,5 тыс. куб.м. *489,74 руб./куб.м.) и начисленной выручки в размере 2 888 212 тыс. руб. (5 897,44 тыс. куб.м. * 489,74 руб./куб.м.).

 

транспортируемые

начисленные

разница

фактические объемы 2021

6 506,5

5 897,44

 

тариф 2021 года

489,74

489,74

 

итого

3 186 493

2 888 212

298 281,04

Справочно на 2023 утвержден объем 6 625,3 тыс. куб. при фактическом показателе за 2021 год в размере 6 506,5 тыс. куб.

При расчете корректировки НВВ Комитетом применяется показатель ТВ – товарной выручки от оказания услуг по обращению с ТКО за 2021 год в размере 2 958 996,44 тыс. руб., при расчете фактической величины необходимой валовой выручки регионального оператора в 2021 году в размере 3 004 867,89 тыс. руб. расчет фактических расходов на транспортирование ТКО в 2021 году произведен органом регулирования на объем 6 506,5 тыс. куб.м.

В заявлении о досудебном урегулировании тарифных споров ООО «Ситиматик» указывает на то, что регулируемой организацией ведется постоянная работа по выявлению потребителей, с которыми по разным причинам не был заключен договор на оказание услуг по вывозу ТКО, а также работа по анализу соответствия нормативов накопления ТКО с фактическими данными в целях доведения объемов начисления ТКО с фактически транспортируемыми объемами ТКО, что подтверждается динамикой лицевых счетов (начисления). Так за 2019 год количество обработанных лицевых счетов (начисления) составляло 3 044 457 шт, в 2020 году — 11 212 757 шт., в 2021 году – 11 819 558 шт.

Регулируемая организация отмечает, что на постоянной основе ведет работу по приему-передаче реестров лицевых счетов в целях корректного начисления платы за услугу по обращению с ТКО, увеличения охвата/собираемости/снижения показателя дебиторской задолженности, проводится активная работа по поиску и актуализации объектов недвижимости (направлены запросы в различные уполномоченные органы по выявлению/актуализации базы юридических и физических лиц ( в том числе в ГУ МВД России по Волгоградской области, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда, Заместителю губернатора Волгоградской области, Администрацию Волгограда, Администрации муниципальных районов Волгоградской области)).

При этом заявленные ООО «Ситиматик-Волгоград» недополученные доходы образовались у регулируемой организации как разница между перевезенными и начисленными ТКО согласно данным формы 22 ЖКХ, согласно отчету об объёмах и массе начисленных и собранных ТКО на территории Волгоградской области за 2021 год и согласно отчетности по балансу в калькуляции в размере 5 897,44 тыс. куб.м.

В условиях того, что организацией не отражена конкретизация по периодам, за которые сформировались недополученные доходы, с подтверждением обосновывающих материалов, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения в указанной части требований.

2.2 Расходы на транспортирование отходов по договорам со сторонними организациями.

Расходы по данной статье приняты Комитетом в размере 2 182 599,53 тыс. руб., заявлены на разногласия в ФАС России в размере 2 584 849,55 тыс. руб. (разногласия возникли по цене транспортирования ТКО, соответственно органом регулирования учтена средняя цена транспортирования ТКО в размере 335,45 руб./куб.м. с НДС, полученная как 2 182 599,53 тыс. руб./ 6 506,5 тыс. куб.м. (разногласия отсутствуют по объемным показателям). Регулируемой организацией заявлена цена в размере 397,27 руб./куб.м. с НДС, полученная как 2 584 849,55 тыс. руб./ 6 506,5 тыс. куб.м. (разногласия отсутствуют по объемным показателям), соответственно по стоимости перевозки одного кубического метра ТКО разница на разногласиях составила 61,81 руб./куб.м.

Региональный оператор указывает на то, что объёмные показатели выполненных работ определяются схемой потоков и периодичностью вывоза ТКО, экономическое обоснование которых оспорить невозможно, считается подтвержденным (вне зависимости от объемов выполненных работ должна осуществляться перевозка ТКО (требования периодичности)). Цена выполненных работ определена на торгах, результаты которых не оспорены, региональный оператор не согласен с позицией Комитета об отсутствии постатейного анализа и расшифровкой стоимости транспортирования, фактом ненадлежащего оказания услуг со стороны операторов. Соответственно, по мнению ООО «Ситиматик-Волгоград», расходы на транспортирование ТКО за 2021 год подтверждены коммерческой и бухгалтерской отчетностью.

Наименования показателя

Ед. изм.

Утверждено в ТАРИФЕ 2019

ФАКТ 2019 (представлен РО)

Принято к учету КТР факт 2019 в рамках корректировки

Утверждено в ТАРИФЕ 2020

ФАКТ 2020 (представлен РО)

Принято к учету КТР факт 2020 в рамках корректировки

Утверждено в ТАРИФЕ 2021

ФАКТ 2021 (представлен РО)

Расходы на сбор и транспортирование отходов, в тн:

тыс. руб.

1 819 013,1

1 948 366,3

1 533 995,4

2 122 282,3

2 445 601,5

2 264 291,9

2 208 074,6

2 584 849,6

Расходы на транспортирование отходов по договорам со сторонними организациями

тыс. руб.

1 205 310,0

1 021 668,0

1 021 668,0

1 489 763,1

1 873 272,0

1 873 272,0

2 208 074,6

2 584 849,6

Расходы на транспортирование отходов собственными силами РО

тыс. руб.

613 703,2

926 698,3

512 327,4

632 519,2

572 329,5

319 019,9

-

-

В 2021 году транспортирование ТКО собственными силами региональный оператор не осуществлял. Договоры на транспортирование заключены со сторонними организациями ООО «Волга-Д» и ООО «Волга-Бизнес».

Расходы по трем договорам с ООО «Волга-Д».

1) Договор от 10.12.2018№ 01-12/18 (срок действия с 01.01.2019 по 31.12.2021, общая сумма 1 600 808 461,08 руб. с НДС, в т.ч. 2021 год - 554 320, тыс. руб.).

2) Договор от 10.12.2018№ 02-12/18 (срок действия с 01.01.2019 по 31.12.2021, общая сумма договора 1 350 909 455,04 руб. с НДС, в т.ч. 2021 год - 467 786 441,73 руб.).

3) Договор от 10.12.2018 № 03-12/18 (срок действия договора по 31.12.2021, общая сумма 1 557 375 418,12 руб. с НДС, в т.ч. 2021 год - 539 280 484,38 руб.).

Необходимо отметить, что цена по перечисленным выше договорам в конце 2018 года была определена без расшифровки начальной максимальной цены контракта, поскольку законодательно указанная норма не была закреплена в Основах ценообразования № 484 (в редакции от 19.10.2018 № 9) на момент заключения договоров. По итогам проведенных конкурентных процедур конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи 1 заявки, таким образом вышеперечисленные договоры на оказание услуг по транспортированию заключены с единственным участником.

Также необходимо учитывать тот факт, что Комитетом при оценке фактических затрат по вышеперечисленным трем договорам, заключенным в конце 2018 года, принимались к учету расходы по транспортированию ТКО в качестве обоснованных при корректировке НВВ регионального оператора, указанное закреплено в Экспертных заключениях органа регулирования. Так согласно экспертному заключению на 2021 год органом регулирования из заявленных региональным оператором по факту расходов за 2019 год в размере 1 021 667,99 тыс. руб. учтена при корректировке НВВ сумма средств по расходам на транспортирование отходов по договорам со сторонними организациями в идентичном от заявленных региональным оператором средств на уровне 1 021 667,99 тыс. руб. Так согласно экспертному заключению на 2022 год органом регулирования из заявленных региональным оператором по факту расходов за 2020 год в размере 1 873 272,01 тыс. руб. учтена при корректировке НВВ сумма средств по расходам на транспортирование отходов по договорам со сторонними организациями в идентичном от заявленных региональным оператором средств на уровне 1 873 272,0 тыс. руб.

4) Договор № 06-07/20 от 06.07.2020 (срок действия договора 3 года, общая сумма 3 120 641 320,00 руб. с НДС, в т.ч. 2021 год - 1 018 650 402,00 руб.).

Указанный договор заключен по итогам состоявших конкурентных процедур (было 2 заявки), также расчет НМЦК был отражен в конкурсной документации.

Одновременно ООО «Ситиматик-Волгоград» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что все вышеперечисленные договоры заключены по результатам конкурсных процедур. Указанные торги не были оспорены в судебном порядке.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что методологически расходы по актуальной цене торгов в плановом режиме на 2021 год органом регулирования учтены быть не могли, поскольку исходя из формулы 48 пункта 91 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы на плановый период индексируются, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пункту 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Кроме того, Комитетом невзирая на обязанность учета договоров по результатам конкурсных процедур исходя из положений Основ ценообразования № 484, в рамках корректировки НВВ цена не только не принята в расчет, но и корректировка фактических затрат взамен ранее учтенных плановых величин произведена с нарушением требований законодательства РФ, а именно не учтено отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов на плановый период (то есть индексы инфляции не скорректированы на актуальные), что подтверждает неправомерный подход органа регулирования при анализе расходов на транспортирование ТКО 2021 года.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов на транспортирование ТКО исходя из следующего:

- по Договору № 06-07/20 от 06.07.2020 осуществить перерасчет затрат на транспортирование ТКО 2021 года исходя из учета цены договора, определенной по итогам конкурентных процедур (в 2021 году не оспоренный договор);

- по Договорам от 10.12.2018 № 01-12/18, № 02-12/18 от 10.12.2018 № 03-12/18, учитывая, что договоры заключены с единственным поставщиком, органу регулирования необходимо рассчитать обоснованную цену на транспортирование ТКО исходя из анализа договоров, бухгалтерской отчетности регионального оператора, маршрутных журналов с учетом изменения плеч транспортирования, отраженных в Территориальной схеме обращения с отходами (при необходимости дополнительно запросив необходимые для анализа материалы у регионального оператора), по итогам анализа осуществить перерасчет расходов на транспортирование ТКО, не снижая ранее принятые Комитетом параметры.

В связи с чем требования ООО «Ситиматик-Волгоград» признаны частично обоснованными, в результате чего органу регулирования необходимо пересчитать и учесть средства исходя из доводов, изложенных в мотивировочной части настоящего решения.

Доводы Комитета, относительно перечисления средств на расчетный счет ООО «Волга-Д» в завышенном объеме в отсутствие анализа наращивания кредиторской задолженности, анализа финансово-хозяйственной деятельности регионального оператора, анализа способа отражения по бухгалтерскому учету затрат, анализа бухгалтерской отчетности, принимаются ФАС России как не подтверждённые органом регулирования Волгоградской области материалами тарифного дела.

2.3 Фактические расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Расходы по данной статье приняты Комитетом в размере 139 118,66 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены в ФАС России в размере 184 790,15 тыс. руб. (также заявлена сумма в размере 185 651,401 тыс. руб. по тексту заявления суммы различны), соответственно разница составляет на разногласиях 45 671,49 тыс. руб. (составляет 46 532,75 тыс. руб.).

Регулируемой организацией в заявлении указано на необходимость учета расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды в размере 185 651,401 тыс. руб. исходя из численности в размере 244 ед. (172 ед. по абонентской службе и 72 ед. по административному персоналу) и средней заработной платы в размере 43 645,51 руб./мес. по абонентской службе и 61 023,66 руб./мес. по административному персоналу.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Поскольку Заявителем не отражены доводы по оспариванию численности, Комиссией ФАС России сделан вывод, что в указанной части разногласия отсутствуют.

Относительно оспаривания средней заработной платы стоит отметить, разногласия в указанной части исходя из анализа заявленных регулируемой организацией требований складываются по заявленным ООО «Ситиматик-Волгоград» величинам тарифных коэффициентов по абонентскому отделу в размере 3,87, по административному персоналу в размере 4,67. Поскольку регулируемой организацией не представлен расчет, первичные материалы, подтверждающие соответствующую квалификацию, Комиссией ФАС России проанализирована среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций Волгоградской области (без выплат социального характера) по виду деятельности сбор отходов, которая составила по информации Росстата за 2021 год величину в размере 34 056,4 руб./мес., (в то время как органом регулирования принята заработная плата по категориям персонала в размере 35 977,74 руб./мес.), что ниже учтенной органом регулирования при оценке фактических данных ресурсоснабжающей организации. Учитывая совокупность изложенных доводов Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Ситиматик-Волгоград» требований в указанной части.

2.4 Фактические расходы на аренду офиса и коммунальные платежи.

Фактические расходы на аренду офиса и коммунальные платежи учтены Комитетом в размере 4 810,35 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены на разногласия в ФАС России в размере 13 366,25 тыс. руб., таким образом, разница составляет 8 555,9 тыс.руб.

В заявлении регулируемая организация указывает на то, что органом регулирования снижена площадь помещения на 1 сотрудника и рассчитана исходя из площади 4,5 кв.м. без учета требований законодательства Российской Федерации по местам общего пользования. Согласно мнению Заявителя, в части подхода регулирующего органа к формированию данной статьи затрат необходимо отметить что, принятая в расчете Комитетом норма площади на человека (4,5 кв.м), не учитывает площадь общего пользования: коридоры, места для приема пищи, санитарные комнаты, места для проведения совещаний, пространство для копировальной техники, шкафы для документов и архивы, серверные комнаты и прочее.

Кроме того, одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных условий для работы, пресечение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

При этом в соответствии с договорами аренды нежилых помещений в 2021 году ООО «Ситиматик-Волгоград» арендовало нежилые помещения общей площадью 3 088,97 кв.м., при арендной плате за месяц – 243,14 руб./кв.м. В соответствии с постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 «Общественные здания административного назначения. Строительные нормы и правила СНиП 31-05-2003 рассчитывается площадь кабинетов и приемных руководства учреждений площадь помещений информационно-технического назначения, площадь помещений технического обслуживания зданий учреждений. При расчете площади рабочего места сотрудника необходимо учитывать места общего пользования: коридоры, места для приема пищи, санитарные комнаты, места для проведения совещаний, пространство для копировальной техники, шкафы для документов и архивы, серверные комнаты и прочее. Кроме того, метраж изменяется в зависимости от функционала сотрудника. Так, например, работникам, обязанностью которых является индивидуальный прием посетителей (например, юристам или администраторам), выделяется от 9 кв.м. до 12 кв.м., бухгалтерам и инженерам – 6,5 кв.м. начальникам отделов – 9 кв.м.

Принципы определения экономически обоснованных расходов на аренду помещений определены положениями Основ ценообразования № 484.

Так, согласно пункту 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы за имущество, являющееся основными средствами производственного назначения, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию (размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484), налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Экономически обоснованный размер арендной платы за имущество, не являющееся основными средствами производственного назначения, и арендной платы за землю определяется исходя из экономически обоснованного объема арендуемого имущества (земли) и цены, определенной в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Одновременно Комиссия ФАС России отмечает, что расчет расходов на аренду помещений исходя из произведения установленной площади на одного человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, численности сотрудников, принятой Комитетом на 2021 год, и цены договора за 1 квадратный метр арендуемого помещения без учета помещений общего пользования не является правомерным в разрезе применения органом регулирования требований пунктов 14, 16 и 35 Основ ценообразования № 484.

В условиях того, что ООО «Ситиматик-Волгоград» во исполнение пункта 14 Основ ценообразования № 484 не проведены мероприятия, позволяющие учесть расходы по аренде нежилого помещения по результатам конкурсных процедур, учитывая наличие судебной практики от 20.02.2023 № 3а-57/2023, отраженной органом регулирования в отзыве Комитета на заявление о разногласиях от 24.03.2023 № 31-02-16/684, поскольку регулируемой организацией не представлен в материалах тарифного дела расчет дополнительной площади помещений, в том числе вспомогательного значения, превышающее минимальное значение в размере 4,5 кв. м., Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Ситиматик-Волгоград» требований в указанной части.

2.5 Фактические расходы на обслуживание ПО, сайта и интернет услуги.

Фактические расходы на обслуживание программного обеспечения, сайта и интернет услуги, учтены Комитетом по данной статье в размере 3 467,59 тыс. руб., регулируемой организацией заявлены в сумме 5 266,38 тыс. руб., таким образом разница составляет 1 798,79 тыс. руб.

Комитет в отзыве на заявление о разногласиях указывает на отсутствие экономического обоснования расходов по абонентскому обслуживанию Интернет - сайта в связи с наличием в штатном расписании ООО «Ситиматик-Волгоград» структурного подразделения «Управление информационных технологий» с наличием в составе штатного расписания ведущего инженера — программиста, и, по мнению регулируемой организации, делает ошибочный вывод о дублировании функционала персонала.

Поскольку в регулируемой организации создано подразделение «Управление информационных технологий», включающее 8 штатных единиц и 4 руководителя, учитывая, что сайт регионального оператора разработан головной организацией с указанием регионов присутствия, в условиях отсутствия документов, обосновывающих и подтверждающих исключение двойного учета средств в указанной части, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Ситиматик-Волгоград» требований по расходам на обслуживание ПО, сайта и интернет услуги.

2.6. Фактические расходы на обеспечение банковской гарантии.

Расходы на обеспечение банковской гарантии учтены органом регулирования в размере 6 459,76 тыс. руб., заявлены ресурсоснабжающей организацией на разногласия в ФАС России в размере 19 606,13 тыс. руб., таким образом разница составляет 13 146,37 тыс. руб.

Обществом заключены договор о предоставлении банковской гарантии от 05.08.2020 № 19/065Г-20 с АО «Банк СеверГазБанк» и соглашение от 04.08.2022 № 07/60-180 о выдаче гарантии № 07/1931 с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», по которым предусмотрены комиссионные вознаграждения в размерах 1,5% и 1,45 % годовых соответственно (выплачены согласно 4 платежным поручениям в размере 6 459,76 тыс. руб., что учтено органом регулирования в составе НВВ регулируемой организации). Фактические расходы в указанной части составили 6 459 762,64 руб. Вместе с тем в связи с отрицательным финансовым результатом Общество вынуждено было обратиться к ООО «УК «Партнер» за предоставлением обеспечения денежными средствами в залог в рамках заключенного договора между «ВЭБ.РФ» и ООО «Ситиматик-Волгоград». В соответствии с соглашением о предоставлении обеспечения от 05.08.2020 вознаграждение составляет 3 % годовых. В этой связи фактические расходы также составили 13 146,37 тыс. руб. Как указывает ООО «Ситиматик-Волгоград», регулируемая организация неоднократно обращалась в Правительство Волгоградской области за изменением размера банковской гарантии, а также обращала внимание, что в конкурсной документации региональный оператор заявлял сумму расходов не ниже 3 890,1 млн. руб. Орган регулирования при утверждении тарифов на 2023 год не достигает показателей конкурсной документации 2019 года, тем самым отвлечение средств на залог денежных средств, по мнению регулируемой организации, ставит под угрозу осуществление регулируемой функции и может отрицательно сказаться на санитарно-эпидемиологической обстановке в Волгоградской области.

Комиссией ФАС России проанализирован отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) регулируемой организации ООО «Ситиматик-Волгоград». Так согласно анализу финансовых результатов за 2020 год у регулируемой организации сложился убыток в размере (249,226 млн. руб.), за 2021 год в размере (593,626 млн. руб.), за 2022 год в размере (573,505 млн. руб.).

В соответствии с Соглашением о предоставлении обеспечения между ООО «УК «Партнер» и ООО «Ситиматик-Волгоград» от 05 августа 2020 года (далее- Соглашение) ООО «УК «Партнер» в срок до 5 августа 2020 года размещает денежные средства в размере не менее 425,85 млн. руб. на залоговый банковский вклад в АО «СЕВЕРГАЗБАНК» в залог в обеспечение исполнения обязательств в рамках заключенного между банком и принципалом договора о предоставлении банковской гарантии.

Пунктом 1.2. Соглашения предусмотрено, что в рамках Договора № 19/065Г-20 с АО «Банк СеверГазБанк» о предоставлении банковской гарантии Банком выдана гарантия сроком действия с 6 августа 2020 года по 05 августа 2021 года. Договор залогового вклада заключается сроком до 15 августа 2021 года.

Пунктом 2.2 Соглашения определена выплата вознаграждения за предоставление обеспечения в срок не позднее 20 августа 2021 года в размере трёх процентов годовых от суммы обеспечения.

Регулируемой организацией заявлена к дополнительному учету сумма средств в размере 13 146,37 тыс. руб. согласно платежному поручению ООО «Ситиматик-Волгоград» от 19.08.2021 № 41253.

В соответствии с пунктом 8.2. Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области от 06.08.2018 (далее – Соглашение) размер обеспечения исполнения Соглашения составляет 10 (десять) процентов максимально допустимой выручки регионального оператора и количества объема ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, в течение соответствующего года.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, определяются в размере, не превышающем 2 процентов необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

ФАС России произведен проверочный расчет предельной величины банковской гарантии, допустимой к учету в состав НВВ согласно требованиям Основ ценообразования № 484. Так предельно допустимая сумма средств по банковской гарантии не превышает заявленную регулируемой организацией.

В связи с указанным Комиссия ФАС России доводы ООО «Ситиматик-Волгоград» в части фактических расходов по банковской гарантии в размере дополнительного учета, заявленного в адрес органа регулирования и в адрес ФАС России на разногласия в сумме 13 146,37 тыс. руб., признает обоснованными.

3. Субсидия на финансирование понесенных расходов.

В 2020 году ООО «Ситиматик-Волгоград» получена субсидия на финансирование понесённых расходов в размере 173 853 тыс. руб. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 20.11.2020 № 10-2020-08427. Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО. В целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов Комитетом сумма средств в размере 58 178,78 тыс. руб. учтена в зачет субсидии на финансирование понесённых расходов. Комитетом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 № 1534 планируется учет и компенсация за счёт субсидии экономически обоснованных расходов в последующих периодах, включая и обслуживание кассовых разрывов при их обосновании. То есть остаток субсидии, планируемый Комитетом для взаимозачетов в размере 115 674,22 тыс. руб., перенесен органом регулирования на последующие периоды регулирования.

Регулируемой организацией в заявлении о досудебном урегулировании тарифных споров в ФАС России выражено несогласие с примененным органом регулирования взаимозачетом по субсидии по следующим основаниям.

Субсидия выделена из областного бюджета на финансовое обеспечение части затрат, возникших в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО в 2020 году.

В целях обеспечения бесперебойного вывоза ТКО с площадок накопления, по согласованию с Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, полный объём субсидии был перечислен регулируемой организацией на расчётный счет мусоровывозящей компании ООО «Волга-Д» в целях снижения кредиторской задолженности ООО «Ситиматик-Волгоград» за оказанные услуги. Платежные поручения по перечислению субсидии на счета ООО «Волга-Д» представлены в рамках тарифного дела ООО «Ситиматик-Волгоград» на 2022 год, а также представлены акты-сверок и расчёты задолженности помесячно за услуги транспортирования ТКО. В бухгалтерской отчётности ООО «Ситиматик-Волгоград» за 2020 год отражена сумма кредиторской задолженности по контрагентам ООО «Ситиматик-Волгоград», включая задолженность за транспортирование ТКО ООО «Волга-Д». Соглашением, заключенным с Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, возврат субсидии предусматривался только в случае нецелевого использования бюджетных средств.

Важно отметить, что Камеральной проверкой (акт Комитета финансов Волгоградской области от 09.04.2021) подтверждено соблюдение условий соглашения о предоставлении субсидии в полном объеме.

Анализ выданной субсидии и недополученных расходов/доходов представлен в таблице ниже (учитывая выдачу субсидии в 2020 году, корректно сравнивать понесенные расходы регулируемой организацией в 2020 году).

тыс. руб.

Факт ООО «Ситиматик-Волгоград

Факт КТР (с учетом исполнения предписания)

Разница

Расходы на транспортирование отходов собственными силами

572 329,46

395 454,36

-176 875,10

Недополученные

785 724,36

0,00

-785 724,36

Объем собранных, перевезенных ТКО

7 389 507,14

 

 

Объем начисленных ТКО

5 861 276,77

 

 

Тариф 2020 года

514,14

 

 

Размер субсидии

173 853,00

Таким образом, по мнению регулируемой организации, некомпенсируемые тарифом расходы в 2020 году значительно превосходят размер выданной субсидии, соответственно, данные обстоятельства исключают двойной учет расходов при использовании субсидии.

Важно отметить, что субсидии планировалось перечислить операторам по обращению с ТКО, чьи услуги входят в состав единого тарифа по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, за просроченную задолженность перед контрагентами за оказанные услуги, но ресурсоснабжающими организациями было отмечено, что норма, закреплённая в постановлении Правительства от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидии, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» о согласии лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий на осуществление в отношении них проверки главным распорядителем, как получателем бюджетных средств, и органом государственного (муниципального) финансового контроля, не носит императивный характер, что подтверждается отсутствием санкций для оператора. В этой связи операторами по обращению с ТКО были даны рекомендации в отношении регионального оператора произвести (осуществить) расчёты за оказанные услуги из средств, полученных за счет текущей деятельности.

Поскольку по итогам проверки Комитета финансов Волгоградской области в акте от 09.04.2021 года отражено, что нарушений по использованию субсидии не установлено, так как органом регулирования не представлены документы о необоснованном фактическом расходовании регулируемой организацией средств, в условиях того, что данная субсидия была направлена на регулируемый вид деятельности в части погашения задолженности перед контрагентами, осуществляющими услугу по транспортированию ТКО, органу регулирования необходимо провести анализ расходования региональным оператором выделенной субсидии на предмет превышения учтенных расходов по операторам по обращению с ТКО (в данном случае транспортирования ТКО) с учетом предоставленной субсидии над фактическими расходами, подтверждёнными бухгалтерской отчетностью регионального оператора в год предоставления субсидии (2020 год). В случае недоказанности двойного учета средств, необходимо осуществить возврат указанных расходов в состав необходимой валовой выручки регионального оператора, отразив подробно расчеты в экспертном заключении.

Остаток средств по выделенной субсидии, составляющий сумму в размере 115 674,22 т.р. и планируемый к исключению/взаимозачету органом регулирования в последующем, должен анализироваться по аналогичному принципу на предмет имеющихся фактов возможного двойного учета средств. Только при подтверждении такого факта указанные затраты могут быть взаимозачтены.

4. Расчётная предпринимательская прибыль.

По данной статье затрат Комитетом учтена величина средств в размере 14 459,08 тыс. руб., ООО «Ситиматик-Волгоград» заявлена в размере 20 030,36 тыс. руб., таким образом разница составляет 5 571,28 тыс. руб. В связи с определением расчётной предпринимательской прибыли в % от оспариваемых на разногласиях в ФАС России расходов, ООО «Ситиматик-Волгоград» заявляет о пересчёте данного показателя по результатам рассмотрения взаимозависимых статей затрат.

Поскольку данная статья затрат является расчётной в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484, размер которой зависит от размера статей затрат, выступающих в качестве базы для расчёта, указанная статья затрат (при необходимости) подлежит автоматическому пересмотру в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 484.

5. Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров.

По данной статье затрат Комитетом учтена величина средств в размере 34 355,55 тыс. руб., ООО «Ситиматик-Волгоград» заявлена в размере 43 682,33 тыс. руб., таким образом разница составляет 9 326,78 тыс. руб. Согласно абзацу 2 пункта 90 Основ ценообразования № 484 расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования. В связи с определением расходов на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в % от необходимой валовой выручки регионального оператора, ООО «Ситиматик-Волгоград» заявляет о пересчёте данного показателя по результатам рассмотрения взаимозависимых статей затрат на разногласиях в ФАС России.

Поскольку данная статья затрат является расчётной в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484, размер которой зависит от размера статей затрат, выступающих в качестве базы для расчёта, указанная статья затрат (при необходимости) подлежит автоматическому пересмотру в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 484.

6. Исполнение предписания ФАС России.

Регулируемой организацией оспаривается необходимость возврата суммы средств, неучтённой, по мнению ООО «Ситиматик-Волгоград», Комитетом в рамках исполнения предписания от 03.11.2022 № СП/100703/22 в размере 361 180,85 тыс. руб. (Комитетом учтена сумма средств в размере 12 307,33 тыс. руб., регулируемой организацией заявлена в размере 373 488,18 тыс. руб., соответственно разница составляет 361 180,85 тыс. руб.). В условиях того, что исполнение соответствующего предписания проанализировано в рамках отчёта об исполнении предписания от 03.11.2022 № СП/100703/22, рассмотренного на Заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушении законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 1, которое состоялось 22.12.2022 (протокол от 22.12.2022 № СП/34475-C/22, в рамках которого нарушения со стороны Комитета при исполнении предписания от 03.11.2022 № СП/100703/22 не выявлены) и признано Комиссией ФАС России исполненным, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Ситиматик-Волгоград» требований в указанной части, в связи с чем заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье затрат.

7. Сглаживание.

Комитетом при регулировании тарифов на 2023 год применён механизм сглаживания, в результате которого из необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» исключена сумма средств в размере (-202 424,3 тыс. руб.). В рамках оспаривания данной статьи на разногласиях в ФАС России регулируемой организацией выражены требования о возврате данных средств в полном объёме (разница составляет (+ 202 424,3 тыс. руб.)), поскольку данный механизм сглаживания, по мнению регулируемой организации, не применим при регулировании тарифов по разделу XI Региональных операторов.

В качестве примера необходимо отметить, что в решении Ульяновского областного суда от 14.07.2021 года № 3а-129/2021, апелляционном определении четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года дело № 66а-3079/2021 раскрывается смысл применения механизма сглаживания, указывая на необходимость логической реализации механизма сглаживания, не достигая неблагоприятных тарифных последствий.

Как было указано ранее, Комиссией ФАС России проанализирован отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) регулируемой организации ООО «Ситиматик-Волгоград». Так, согласно анализу финансовых результатов за 2020 год, у регулируемой организации сложился убыток в размере (249,226 млн. руб.), за 2021 год в размере (593,626 млн. руб.), за 2022 год в размере (573,505 млн. руб.).

Одновременно Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что орган регулирования отметил в Экспертном заключении о реализации механизма сглаживания в 2023-2025 гг., а в выписке из протокола, направленной в адрес регионального оператора, данные сведения не указал.

Учитывая вышеизложенное, поскольку согласно приказу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2023 № 985-ОД, ООО «Ситиматик-Волоград» лишен статуса регионального оператора, соответственно меры по осуществлению возврата обоснованных/сглаженных Комитетом средств в 2023 году в размере 202 424,3 тыс. руб. согласно Экспертному заключению органа регулирования в 2024-2025 годах невозможно реализовать на будущие периоды, что указывает на необходимость учета данных средств в НВВ 2023 года при расчёте экономически обоснованного тарифа на 2023 год в соответствии с пунктом 3 резолютивной части настоящего решения.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Ситиматик-Волгоград» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (исх. от 06.03.2023 № 6545, вх. от 09.03.2023 рег. № 34233/23), Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пункты 16, 33, 90, Основ ценообразований № 484 и пункт 92 Методических указаний № 1638/16, пункт 18 Правил регулирования тарифов № 484 при установлении предельного единого тарифа на оказываемые услуги регионального оператора для ООО «Ситиматик-Волгоград» по приказу Комитета от 20.11.2022 № 43/13 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Ситиматик-Волгоград».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Ситиматик-Волгоград», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (исх. от 06.03.2023 № 6545, вх. от 09.03.2023 рег. № 34233/23).

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.10.2023 определить экономически обоснованный тариф (экономически обоснованную величину НВВ) на 2023 года ООО «Ситиматик-Волоград» согласно требованиям мотивировочной части настоящего решения, а именно пересмотрев расходы по статьям «Сбытовые расходы», «Корректировка НВВ в связи с возмещением фактических расходов на транспортирование ТКО по договорам со сторонними организациями за 2021 год, а также возмещением фактических расходов на обеспечение банковской гарантии за 2021 год», «Субсидия на финансирование понесенных расходов», «Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров», «Расчётная предпринимательская прибыль», «Сглаживание», отразив подробные расчеты в Экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

4. В случае наличия на 01.10.2023 у ООО «Ситиматик-Волоград» статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области, органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.10.2023 принять и ввести в действие решение об тарифа на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения, с учетом соблюдения требований, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на 2023 год.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ ООО «Ситиматик-Волгоград» на 2023 год во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения, ввиду ограничений, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, учесть при установлении тарифа для ООО «Ситиматик-Волгоград» на 2024 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением (в случае наличия в соответствии с пунктом 4 резолютивной части настоящего решения);

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего заключения/решения в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Ситиматик-Волгоград», указанных в заявлении (исх. от 06.03.2023 № 6545, вх. от 09.03.2023 рег. № 34233/23).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России: ________________/<...>

 

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...>

Комиссии ФАС России:

(подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны