Предписание №СП/60211/23 Предписание в отношении Государственной жилищной инспекцией ... от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«27» июля 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Государственной жилищной инспекцией Республики Ингушетия, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 20.04.2023 № 31-10556-С/23, а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 29.05.2023 № 02-32/529; вх. от 06.06.2023 № 85466/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Государственной жилищной инспекцией Республики Ингушетия при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении ООО «Сервис реклама» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов на услуги теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Государственной жилищной инспекцией Республики Ингушетия (далее также – Орган регулирования) в отношении ООО «Сервис реклама» приказом от 30.11.2022 № 62-п были установлены тарифы на тепловую энергию на 2023 год.

Необходимая валовая выручка ООО «Сервис реклама» (далее также – регулируемая организация) утверждена Органом регулирования на 2023 год в размере 4 447,8 тыс. руб.

Учитывая, что ООО «Сервис реклама» ранее не осуществляло регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении регулируемой организации тарифы на тепловую энергию на 2023 год установлены методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1075.

Рассмотрев экспертное заключение о рассмотрении предложений по установлению тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение для потребителей ООО «Сервис реклама» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифной заявки (представлены органом регулирования на электронном носителе) на 2023 год, а также возражения Органа регулирования от 29.05.2023 № 02-32/529 (вх. от 06.06.2023 № 85466/23) в отношении Отчета (далее – Возражения), установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализа экономической обоснованности расходов по отдельным статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) ООО «Сервис реклама» на 2023 год.

 

2. Полезный отпуск

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год объем полезного отпуска ООО «Сервис Реклама» на 2023 год определен Органом регулирования в размере 2 298,5 Гкал на основании оценки фактических объемов полезного отпуска за предыдущие периоды регулирования.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний № 760-э объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в отношении ООО «Сервис реклама» ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), в связи с этим у Органа регулирования отсутствовала возможность проверки фактического отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды.

Кроме того, в соответствии с пунктами 16 и 16(1) Правил № 1075 при установлении цен (тарифов) для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении) не представляются.

Учитывая вышеизложенное, Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии ООО «Сервис реклама» был принят в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 на основании экспертной оценки, основанной на отчетных данных, представленных ООО «Сервис реклама».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о способе учета объема полезного отпуска в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, обоснование объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) регулируемой организации в соответствии с требованиями пункта 29 Правил № 1075 также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования надлежит провести дополнительное обоснование объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности), запросить у регулируемой организации договоры поставки тепловой энергии, заключенные между регулируемой организацией и потребителями, на основании вышеуказанной информации при необходимости пересмотреть объем полезного отпуска тепловой энергии ООО «Сервис реклама» на 2023 год.

 

3. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

Расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 995 тыс. руб. на основании расходов предыдущего периода регулирования с учетом индексации в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Предложение регулируемой организации оп данной статье затрат составило 1 754 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год при расчете расходов на оплату труда Органом регулирования приняты следующие показатели:

- численность персонала в размере 4 чел. на основании штатного расписания регулируемой организации;

- средняя заработная плата в размере 15 921 руб.

Расходы на социальные взносы учтены Органом регулирования в размере 30,2% от фонда оплаты труда.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год не отражен. В Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях, материалах тарифного дела отсутствует расчет нормативной численности регулируемой организации, положение об оплате труда (премировании), тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, об утверждении минимальной месячной тарифной ставки на период регулирования, расчеты тарифного коэффициента, также Органом регулирования не представлен расчет расходов на оплату труда в соответствии с формой 4.9 Методических указаний № 760-э.

Также согласно материалам тарифного дела, предложение регулируемой организации по численности персонала составило 3 чел., что на 1 чел. ниже численности, принятой Органом регулирования в целях расчета расходов по данной статье затрат на 2023 год.

Вместе с тем в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины численности выше заявленной регулируемой организацией в Экспертном заключении на 2023 год также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Расходы на воду

Расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 426,7 тыс. руб. на основании представленного регулируемой организацией расчета теплоносителя.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что расходы по данной статье затрат были приняты исходя из расчета, представленного регулируемой организацией, с целью дальнейшей корректировки расходов в последующих периодах регулирования, а также с учетом фактических данных за неполный 2022 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2023 год не отражен. В материалах тарифного дела отсутствуют документы и материалы, подтверждающие фактические показатели потребления воды, принятые Органом регулирования в целях расчета тарифа. Также в Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют ссылки на тарифные решения об установлении тарифов в сфере водоснабжения, принятые Органом регулирования в целях расчета расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственную жилищную инспекцию Республики Ингушетия нарушившей положения пунктов 38, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, а также произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Сервис реклама» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Полезный отпуск» на 2023 год;

- «Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды» на 2023 год;

- «Расходы на воду» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Сервис реклама» на 2023 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2023 при необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Сервис реклама» на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки отношении ООО «Сервис реклама», установленной на 2023 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для отношении ООО «Сервис реклама», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии
ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Ингушское УФАС России
ИНН 0608010041, ОГРН 1080608002188
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ (ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ ИНГУШЕТИИ)
ИНН 0608062900, ОГРН 1210600000643