Решение №31/47994/24 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ООО «Энергошаля» (далее - Заявитель)
и АО «Екатеринбургская электросетевая компания» (далее – АО «ЕЭСК»)
по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «Энергошаля»
<...>, заместителя директора по техническим вопросам ООО «Энергошаля» <...>, заместителя директора по развитию и реализации услуг АО «Екатеринбургская электросетевая Компания» <...>, начальника управления технологического присоединения АО «Екатеринбургская электросетевая Компания» <...>, заместителя начальника управления правового обеспечения – начальника отдела правового обеспечения электросетевой деятельности АО «Екатеринбургская электросетевая Компания» <...>, заместителя руководителя управления - начальника отдела ограничения монополистической деятельности Свердловского УФАС России <...>, заместителя начальника отдела ограничения монополистической деятельности Свердловского УФАС России <...>, главного специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности Свердловского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Энергошаля»
и АО «Екатеринбургская электросетевая компания» (исх. от 07.03.2024 № 34-Е,
вх. от 07.03.2024 № 38148-ЭП/24, далее – Заявление).

Спор возник с АО «Екатеринбургская электросетевая компания» в части определения размера платы за увеличение максимальной мощности ранее присоединенного объекта «ВЛ 10 кВ к ТП 20008/ТП 25157, запитанная от опоры
№ 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный Щит» фидер «Арамиль».

По мнению Заявителя, экономически обоснованный размер платы составит 334 276,80 руб. (с НДС). По расчетам АО «ЕЭСК», величина платы за объект – 279 628 627,00 руб. (с НДС).

Величина разногласий составляет 279 294 350,2 руб.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (далее – Приказ № 490/22).

По мнению Заявителя, в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям необоснованно применены стандартизированные тарифные ставки, установленные постановлением РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 234-ПК «Об установлении стандартизированных тарифных ставок и формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Свердловской области на 2023 год»:

- 1.24.1 «Воздушные линии на металлических опорах, за исключением многогранных, неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 100 до 200 квадратных мм включительно одноцепные (27,4-60 кВ)» стоимость мероприятия 111 070 156,3 рублей;

- 2.72 «Кабельные линии в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 250 до 300 квадратных мм включительно с тремя кабелями в траншее» стоимость мероприятия 23 560 194 рублей;

- 3.2.2 «Реклоузеры номинальным током свыше 1000 А (35 кВ)» стоимость мероприятия 3 096 000 рублей;

- 6.1.2 «Однотрансформаторная подстанция мощностью до 6,3 МВА включительно открытого типа (35/6(10)кВ)» стоимость мероприятия 89 159 616 рублей.

В соответствии с Заявлением, ООО «Энергошаля» направило в адрес
АО «ЕЭСК» заявку на увеличение мощности по точке поставки «Опора № 23
ВЛ 10 кВ ПС «Горный щит» фидер «Арамиль» с 930 кВт до 4 914 кВт при сохранении категории надежности (3 категория).

В ответ АО «ЕЭСК» направлен в адрес ООО «Энергошаля» проект договора № 58820 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с учетом стоимости мероприятий по усилению электрической сети и развитию существующей инфраструктуры (1.24.1, 2.72, 3.2.2, 6.1.2), а также технические условия № 218-206-460-2023.

После направления Заявителем отказа от подписания договора АО «ЕЭСК» направлен проект договора № 59455 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также технические условия
№ 218-206-511-2023г., в котором АО «ЕЭСК» также включены в стоимость мероприятия по усилению электрической сети и развитию существующей инфраструктуры (1.24.1, 2.72, 3.2.2, 6.1.2).

В соответствии с письмом АО «ЕЭСК» от 22.03.2024 № ЕЭСК/001/119/1663 (далее – Отзыв на Заявление) в ходе рассмотрения заявки ООО «Энергошаля» было установлено, что ближайшими центрами питания к объекту Заявителя являются ПС «Техноград» и ПС «Горный Щит» и на дату подачи заявки (02.11.2023)
на увеличение мощности, последние оказались загружены,
резерв мощности для присоединения дополнительной мощности в размере 3 984 кВт отсутствовал.

По мнению АО «ЕЭСК», оптимальной схемой присоединения всей запрашиваемой мощности в размере 4 914 кВт является прокладка отдельной
KBJI 35 кВ от ПС Уктусская с установкой ПС 35/10 кВ и реклоузера 35 кВ.

Таким образом, размер платы за технологическое присоединение произведен АО «ЕЭСК» по стандартизированным ставкам, утвержденным постановлением
РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 234-ПК:

- 1.24.1 «Воздушные линии на металлических опорах, за исключением многогранных, неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 100 до 200 квадратных мм включительно одноцепные (27,4-60 кВ)» размер ставки:
11 276 158 руб.,
L-9.85 км, стоимость мероприятий 11 276 158*9,85=111 070 156,03 руб.

- 2.72 «Кабельные линии в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 250 до 300 квадратных мм включительно с тремя кабелями в траншее» размер ставки: 5 609 570 руб., L-4,2 км, стоимость мероприятий 5 609 570*4,2=23 560 194 руб. (использование ставки обосновано необходимостью прохождения трассы вдоль автомобильных дорог, а также в их пересечении);

- 3.2.2 «Реклоузеры номинальным током свыше 1000 А (35 кВ)» размер ставки: 3 096 000 руб., (для соблюдения селективности отключения в связи с большой протяженностью KBJI 35 кВ от ПС Уктусская до ПС 35/10 нов.);

- 6.1.2 «Однотрансформаторная подстанция мощностью до 6,3 МВА включительно открытого типа (35/6(10)кВ)» размер ставки: 18 144 руб., Р=4914 км, стоимость мероприятий 18 144*4914=89 159 616 руб. (ставка выбрана в соответствии с максимальной мощностью);

- 7.4.1 «Средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные косвенного включения (1-20 кВ)» - размер ставки: 257 849 руб.

В соответствии с Отзывом на Заявление, АО «ЕЭСК» не включало инвестиционную составляющую на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в составе платы за технологическое подключение. При расчете платы за подключение АО «ЕЭСК» учтена только стоимость мероприятий, необходимых для строительства объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства АО «ЕЭСК» до присоединяемых энергопринимающих устройств ООО «Энергошаля».

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Порядок и правила технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам установлен постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 их действие распространяется в случае увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В целях увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств заявитель обращается в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а сетевая организация в установленные сроки направляет для подписания проект договора и подписанные технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) (пункты 2, 9, 15 Правил № 861).

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом (статья 26 Закона № 35-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ООО «Энергошаля» обратилось к
АО «ЕЭСК» с заявкой на увеличение мощности по точке поставки «Опора № 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный щит» фидер «Арамиль» с 930 кВт до 4 914 кВт при сохранении категории надежности (3 категория).

В ответ АО «ЕЭСК» был направлен проект договора № 58820 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия для присоединения к электрическим сетям для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 5 МВт № 218-206-460-2023 (далее – договор № 58820 и ТУ
№ 58820).

В соответствии с представленным договором № 58820 АО «ЕЭСК» принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объектов ООО «Энергошаля» по адресу: г. Екатеринбург для электроснабжения объекта
«ВЛ 10 кВ к ТП 20008/ТП 25157, запитанная от опоры № 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный Щит» со следующими характеристиками:

- максимальная мощность 4 914 кВт (в том числе дополнительно запрашиваемая мощность 3 984 кВт);

- категория надежности: третья;

- класс напряжения в точках присоединения: 10 кВ;

- максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 930 кВт (пункт 1.1 Договора № 58820).

Размер платы за ТП составляет 279 628 627,00 руб. (с НДС) (пункт 3.1. Договора № 58820).

Согласно письму ООО «Энергошаля» исх. № 119-Е от 20.12.2023 «Мотивированный отказ от подписания Договора 58820» направленный проект договора № 58820 предусматривает изменение схемы внешнего электроснабжения электрических сетей ООО «Энергошаля». Заявителем установлено требование изменить пункт 3.1 договора 58820 в следующей редакции: «Размер платы за ТП составляет 334 276,80 руб. (с НДС), включая:

- стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов на ТП энергопринимающих устройств заявителей, за исключением мероприятий «последней мили» 24 858,00 руб. (с НДС);

- средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные косвенного включения (1-20 кВ) 309 418,80 руб. (с НДС).»

В ответ на отказ от подписания договора № 58820 письмом от 11.01.2024
№ 218-201-02-2323-2023 АО «ЕЭСК» в адрес ООО «Энергошаля» направлен договор № 59455 об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям с аналогичными договору № 58820 положениями (электроснабжение объекта «ВЛ 10 кВ к ТП 20008/ТП 25157, запитанная от опоры № 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный Щит» фидер Арамиль» максимальной мощностью 4 914 кВт (в том числе дополнительно запрашиваемая мощность 3 984 кВт),
3 категории надежности, размер платы за ТП – 279 628 627,00 руб. (с НДС)) и техническими условиями для присоединения к электрическим сетям для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 5 МВт № 218-206-511-2023 (далее – договор № 59455 и ТУ
№ 59455).

ТУ №№ 58820, 59455 предусмотрено выполнение АО «ЕЭСК» следующих мероприятий:

  • усиление существующей сети (п. 10.1 ТУ №№ 58820, 59455);

  • сооружение новых электросетевых объектов (п. 10.2 ТУ №№ 58820, 59455):

- 10.2.1 Воздушные линии на металлических опорах, за исключением многогранных, неизолированным сталеалюминиевым проводом сечением от 100 до 200 кв. мм включительно одноцепные (27,5-60 кВ) длиной 9 850 км;

- 10.2.2 Кабельные линии в траншеях одножильные с резиновой или пластмассовой изоляцией сечением провода от 250 до 300 кв. мм включительно с тремя кабелями в траншее длиной 4 200 км;

- 10.2.3 Реклоузеры номинальным током свыше 1000 А (35 кВ) – 1 шт.;

- 10.2.4 Однотрансформаторные подстанции мощностью до 6,3 МВА включительно открытого типа (35/6(10) кВ) – 1 шт.;

- 10.2.5 Средства коммерческого учета э/э (мощности) трехфазные косвенного включения (1-20 кВ) – 1 шт.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 17 Правил № 861 включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 490/22 плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств.

 

Таким образом, законодательством установлена процедура технологического присоединения (увеличения максимальной мощности) и порядок установления платы за технологическое присоединение ранее присоединенных устройств, максимальная мощность которых увеличивается.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии (часть 2 статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ).

Строительство новых объектов в силу отсутствия возможности проведения работ по развитию (расширению) существующих объектов электросетевого хозяйства, к которым ранее были присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при которых в отношении ранее присоединенных устройств не изменяется категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не изменяется схема внешнего электроснабжения таких устройств, будет являться развитием существующей инфраструктуры, расходы на которые не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение (данная позиция ФАС России отражена в письме от 28.03.2019 № ВК/24632/19, решениях ФАС России от 15.07.2021 № СП/58720/21, от 13.07.2022 № 31/66838/22, от 13.07.2022 № 31/66839/22).

В соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.2023 (по делу № А19-22245/2023) (оставлено без изменений 4-м арбитражным апелляционным судом 19.04.2024) необходимость увеличения максимальной мощности по существующему технологическому присоединению энергопринимающих устройств без изменения точек присоединения и смены категории надежности, строительство ВЛ до энергопринимающих устройств потребителя является инвестиционной составляющей, связанной с развитием существующей инфраструктуры, и не подлежит включению в размер платы за технологическое присоединение.

Таким образом, АО «ЕЭСК» при расчете величины платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту было допущено нарушение статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ, пункта 17 Правил № 861 и пункта 87 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Энергошаля» и АО «Екатеринбургская электросетевая компания», Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Екатеринбургская электросетевая компания» нарушившим статью 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 17 Правил технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. Удовлетворить требования ООО «Энергошаля», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с АО «Екатеринбургская электросетевая компания» (исх. от 07.03.2024 № 34-Е, вх. от 07.03.2024 № 38148-ЭП/24).

3. АО «Екатеринбургская электросетевая компания» надлежит устранить выявленные нарушения при определении платы за подключение, установленной в договоре № 58820 (№ 59455) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и произвести перерасчет размера платы за увеличение максимальной мощности ранее присоединенного объекта «ВЛ 10 кВ к ТП 20008/
ТП 25157, запитанная от опоры № 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный Щит» фидер «Арамиль», исключив экономически необоснованные расходы с учетом мотивировочной части настоящего решения и в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

4. АО «Екатеринбургская электросетевая компания» в срок до 15 июня 2024 года пересмотреть с учетом пункта 3 настоящего решения размер платы ООО «Энергошаля» за увеличение мощности по точке поставки «Опора № 23 ВЛ 10 кВ ПС «Горный щит» фидер «Арамиль» с 930 кВт до 4 914 кВт при сохранении категории надежности (3 категория), установленной в проекте договора № 58820
(№ 59455) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

5. Об исполнении настоящего решения АО «Екатеринбургская электросетевая компания» до 20 июня 2024 года письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие исполнение настоящего решения.

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Свердловское УФАС России
ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928
ООО "Энергошаля"
ИНН 6657003023, ОГРН 1026601509110
АО "ЕЭСК"
ИНН 6658139683, ОГРН 1026602312770