Предписание №СП/72409/20 Предписание в РЭК Краснодарского края (АТЭК- ТТС) от 24 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для  АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» (далее – регулируемая организация, АО «АТЭК»-ТТС) на 2016-2018, 2019-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 59/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую, горячую воду» установлены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, на 2016-2018 годы.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.12.2016 № 74/2016-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 59/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, горячую воду, установленных для АО «АТЭК»-ТТС  на 2017 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2017 № 135/2017-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 № 59/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, горячую воду, установленных для АО «АТЭК»-ТТС  на 2018 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, орган регулирования) от 18.12.2018 № 218/2018-т «Об установлении тарифов на тепловую, горячую воду» установлены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, а также долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, на 2019-2023 годы.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации составила:

2016 год – 158 234,6 тыс. руб.;

2017 год – 164 625,04 тыс. руб.;

2018 год – 162 594,25 тыс. руб.;

2019 год – 162 996,0 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

При установлении тарифов и необходимой валовой выручки на  2016-2019 гг. для АО «АТЭК»-ТТС использовался метод индексации установленных тарифов, 2016, 2019 годы – первые  годы долгосрочных периодов регулирования 2016-2018 и 2019-2023 гг.

По результатам анализа экспертных заключений органа регулирования об установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей АО «АТЭК» филиала «Тимашевские тепловые сети» от 30.11.2015 № 59/2015-т, от 15.12.2016 № 74/2016-т, от 18.12.2017 № 135/2017-т, от 18.12.2018 № 218/2018-т, а также материалов тарифных дел ФАС России в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

ФАС России выявлено, что экспертные заключения органа регулирования на 2016-2019 годы не соответствуют пункту 29 Правил № 1075.

Базовый уровень операционных расходов на 2016, 2019 годы

Базовый уровень определен органом регулирования в размере:

на 2016 год – 53 498,9 тыс. руб.;

на 2019 год – 58 151,4 тыс. руб. (тарифная заявка – 151 350,7 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Согласно пункту 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя:

а) расходы на приобретение сырья и материалов;

б) расходы на ремонт основных средств;

в) расходы на оплату труда;

г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

е) расходы на служебные командировки;

ж) расходы на обучение персонала;

з) лизинговый платеж, арендную плату;

и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

Согласно пункту 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Органом регулирования на 2016 год учтены расходы по следующим статьям затрат:

1.Расходы на приобретение сырья и материалов – 5 152,6 тыс. руб.;

2. Расходы на оплату труда42 105,5 тыс. руб.;

Органом регулирования величина затрат по статье «Расходы на оплату труда» принята исходя из численности работников в количестве 201 человек и среднемесячной заработной платы – 17 456,68 руб.;

3. Расходы на обучение персонала3 920 тыс. руб.;

4. Другие расходы2 068,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что ввиду истечения срока хранения документов на основании акта Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.02.2019 «О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению» материалы тарифного дела АО «АТЭК»-ТТС за 2016 год были уничтожены.

Учитывая вышеизложенное, не представляется возможным в полном объеме определить экономическую обоснованность установленных цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы для АО «АТЭК» -ТТС.

ФАС России дополнительно отмечает, что в представленном экспертном заключении на 2016 год размер расходов, заявленных организацией, а также калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основе которых были произведены расчеты, отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, базовый уровень операционных расходов на 2016 год подлежит дополнительному эконмическому обоснованию.

Органом регулирования на 2019 год учтены расходы по следующим статьям затрат:

1.Расходы на ремонт основных средств – 5 786,0 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с экспертным заключением органа регулирования расходы приняты с учетом анализа фактических расходов за отчетный период и динамики их изменения, а также графика проведения ремонтов, дефектных актов и прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении подробный анализ учтенных расходов со ссылками на обосновывающие документы (с реквизитами) отсутствует, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

В части учета в базовом уровне операционных расходов затрат на капитальный ремонт тепловых сетей ФАС России отмечает следующее.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы на ремонт включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) определяются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами и включаются в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств.

При этом первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Учитывая изложенное, в случае если расходы регулируемой организации связаны с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основного средства, то такие расходы подлежат учету в необходимой валовой выручке при условии наличия указанных мероприятий в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

При этом расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа на момент установления тарифов отсутствовала, в связи с чем расходы на капитальный ремонт на 2019 г. подлежат дополнительному экономическому анализу.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в случае, если ремонтные работы носят разовый/непериодический характер со сроком исполнения 2019 год, то органу регулирования следует распределять такие расходы соответствующими долями в течение всего долгосрочного периода.

При пересмотре расходов по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» органу регулирования следует учесть критерии, на основании которых работы по капитальному ремонту отличаются от инвестиционных мероприятий.

2. Расходы на оплату труда46 880,1 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с экспертным заключением на 2019 год органа регулирования величина расходов на оплату труда определена расчетным путем и сформирована с учетом отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора, штатного расписания, а также с учетом фактического фонда оплаты труда. Численность работников составила 195,4 человек, среднемесячная заработная плата – 19 993,7 руб./чел./мес.

ФАС России отмечает, что анализ нормативной численности персонала с расшифровками и расчетами в материалах тарифного дела не содержится, в экспертном заключении на 2019 год органа регулирования рассчитанный показатель нормативной численности персонала также отсутствует.

Кроме этого органу регулирования необходимо было проанализировать опубликованные на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю данные по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по соответствующему виду экономической деятельности.

В связи с вышеизложенным, расходы на оплату труда за 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

3. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями1 874,0 тыс. руб., включая:

- услуги по проверке приборов учета – 421,2 тыс. руб.;

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования анализ экономической обоснованности учтенных расходов отсутствует, не представлены расчет потребности денежных средств на ежегодную поверку приборов учета, отсутствуют ссылки на данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также на документы о проведении закупочных процедур и на договор с поставщиком услуг по поверке приборов учета.

В составе рассматриваемой статьи затрат органом регулирования учтены следующие расходы:

- расходы на проведение экспертизы промышленной безопасности – 737,8 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены критерии, при соблюдении которых техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, а именно если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении 2019 г.органа регулирования отсутствует обоснование проведения промышленной экспертизы в соответствии с вышеуказанной нормой, в том числе проведения повторных (ежегодных) экспертиз, не представлены расчеты учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы по данной статье учтены в составе НВВ регулируемой организации.

- расходы по экологии – 633,1 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении 2019 г. органа регулирования анализ экономической обоснованности учтенных расходов отсутствует, не представлен расчет учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 44 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

- пожарная безопасность – 2,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены критерии, при соблюдении которых техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, а именно если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует обоснование проведения промышленной экспертизы в соответствии с вышеуказанной нормой, в том числе проведения повторных (ежегодных) экспертиз, не представлены расчеты учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы по данной статье учтены в составе НВВ регулируемой организации.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

4. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями345,0 тыс. руб.;

В составе рассматриваемой статьи затрат органом регулирования учтены следующие расходы:

-  на оплату услуг связи – 231,7 тыс. руб.;

- на оплату вневедомственной охраны – 74,9 тыс. руб.

- на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг – 38,4 руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 г. органа регулирования анализ экономической обоснованности учтенных расходов отсутствует, не представлен расчет учтенных расходов, а также ссылки на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 44 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Кроме того, отсутствует обоснование необходимости привлечения сторонних организаций, расходы на которые были учтены органом регулирования.

В связи с вышеизложенным, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями, за 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

5. Расходы на обучение персонала47,4 тыс. руб.;

Расходы приняты органом регулирования на уровне тарифной заявки организации.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов включаются, в том числе, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования не содержит анализа их экономической обоснованности, не приведены ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основании которых были произведены расчеты, также отсутствует.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

6. Арендная плата (непроизводственные объекты)61,8 тыс. руб.;

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования и материалах тарифного дела не приведены расчеты арендной платы с выделением в ее структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных вышеуказанными договорами, что является нарушением пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

7. Другие расходы3 175,1 тыс. руб., включая:

- охрана труда – 306,0 тыс. руб.;

- расходы на ХВО -  185,4 тыс. руб.;

- запчасти на транспорт – 277,1 тыс. руб.;

- ТО транспорта – 98,7 тыс. руб.;

- материальные расходы – 147,9 тыс. руб.;

- ГСМ – 1 187,2 тыс. руб.;

- иные расходы – 972,8 тыс. руб., включая

         - производственный инвентарь – 53,9 тыс. руб.;

         - лицензии, разрешения – 0,9 тыс. руб.;

         - обязательные медосмотры – 265,2 тыс. руб.

         - гидрометеоинформация – 91,5 тыс. руб.;

         - ТО ККМ – 26,9 тыс. руб.;

         - расходы IT527,4 тыс. руб.;

         - аттестация рабочих мест – 2,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение на 2019 г. органа регулирования не содержит анализа их экономической обоснованности, не приведены ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Кроме того, в части расходов на ГСМ отсутствует обоснование учтенной цены единицы топлива, не представлен анализ на соответствие индивидуальных эксплуатационных норм расхода топлива на транспортные средства Методическим рекомендациям «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

ФАС России отмечает, что органом регулирования расходы по подстатье затрат «Иные расходы» учтены в размере 972,8 тыс. руб. Вместе с тем сумма расходов, учтенных по подстатье «Иные расходы» составляет 967,7 тыс. руб.

В связи с вышеизложенным, расходы в сумме в размере 5,1 тыс. руб. ввиду отсутствия экономического обоснования подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части расходы по рассматриваемой статье за 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу.

Неподконтрольные расходы 2017, 2018, 2019 годы

Неподконтрольные расходы составили:

на 2017 год – 17 620,3 тыс. руб.,

на 2018 год – 17 712,1 тыс. руб.,

на 2019 год - 40 076,7 тыс. руб., а именно:

1. Арендная плата (производственные объекты)2 719,5 тыс. руб. (2017 год), 2 529,5 тыс. руб. (2018 год), 2 575,3 тыс. руб. (2019 год);

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей.

При этом, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования и материалах тарифного дела не приведены расчеты арендной платы с выделением в ее структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей, предусмотренных нижеуказанными договорами, что является нарушением пункта 45 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Органом регулирования расходы на аренду приняты на основании следующих договоров:

2017 год

2017 год

Номер договора

Дата заключения договора

Контрагент

19

от 24.06.2011 г.

Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района

22/11/30-Т

от 01.09.2011 г.

МУП "Тепловые сети"

4/22/11/35-Т

от 01.09.2011 г.

ОАО "Изумруд"

24/12

от 31.10.2012 г.

МУП Тимашевского района "Тепловые сети"

1

от 07.07.2011 г.

Администрация сельского поселения Кубанец Тимашевского района

1

от 14.07.2011 г.

Администрация Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района

1

от 15.07.2011 г.

Администрация Незаймановского сельского поселения Тимашевского района

1

от 11.07.2011 г.

Администрация Днепровского сельского поселения Тимашевского района

 

2018 год

Номер договора

Дата заключения договора

Контрагент

19

от 24.06.2011 г.

Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района

22/11/30-Т

от 01.09.2011 г.

МУП "Тепловые сети"

4/22/11/35-Т

от 01.09.2011 г.

ОАО "Изумруд"

24/12

от 31.10.2012 г.

МУП Тимашевского района "Тепловые сети"

1

от 07.07.2011 г.

Администрация сельского поселения Кубанец Тимашевского района

1

от 14.07.2011 г.

Администрация Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района

1

от 15.07.2011 г.

Администрация Незаймановского сельского поселения Тимашевского района

1

от 11.07.2011 г.

Администрация Днепровского сельского поселения Тимашевского района

 

2019 год

Номер договора

Дата заключения договора

Контрагент

19

от 24.06.2011 г.

Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района

14

от 12.07.2011

Администрация Медведовского сельского поселения Тимашевского района

1

от 07.07.2011 г.

Администрация сельского поселения Кубанец Тимашевского района

1

от 15.07.2011 г.

Администрация Новоленинского сельского поселения Тимашевского района

 

1

от 14.07.2011 г.

Администрация Роговского сельского поселения Тимашевского района

1

от 14.07.2011 г.

Администрация Новокорсунского сельского поселения Тимашевского района

1

от 15.07.2011 г.

Администрация Незаймановского сельского поселения Тимашевского района

1

от 11.07.2011 г.

Администрация Днепровского сельского поселения Тимашевского района

1

от 06.07.2011 г.

Администрация Дербентского сельского поселения Тимашевского района

1

от 07.07.2011 г.

Администрация сельского поселения Кубанец Тимашевского района

 

В части расходов, учтенных на основании вышеуказанных договоров ФАС России отмечает следующее.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

В пункте 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н отражено, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

С учетом приведенных норм оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, либо в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, либо в учете организации-арендатора муниципального имущества, не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового Кодекса.

Вместе с тем в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета недвижимое и движимое имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, является нефинансовыми активами и к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится. В этой связи муниципальное имущество, находящееся в казне муниципального образования, налогом на имущество не облагается.

Таким образом, расходы на арендную плату муниципального имущества подлежат дополнительному экономическому анализу.

2. Расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей 285,0 тыс. руб. (2017 год), 259,4 тыс. руб. (заявка – 73,3 тыс. руб.) (2018 год) 125,0 тыс. руб.(2019 год), в том числе:

- плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов – 16,3 тыс. руб.;

 - расходы на обязательное страхование, в т.ч. гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – 104,1 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2017, 2018, 2019 годы не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, калькуляция учтенных расходов, отсутствуют расшифровки затрат по объектам налогообложения, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие принятые суммы затрат, не произведен анализ соответствия расходов налоговым декларациям за 2015, 2016, 2017 годы соответственно.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей и иные расходы на 2017 - 2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3. Иные расходы4,6 тыс. руб. (2019 год), включая:

         - транспортный налог – 4,6 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат «Расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей» и «Иные расходы», калькуляция учтенных расходов, отсутствуют расшифровки затрат по объектам налогообложения, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие принятые суммы затрат, не произведен анализ соответствия расходов налоговым декларациям за 2017 год.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей и иные расходы на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

4. Отчисления на соц.нужды14 157,8 тыс. руб.;

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

В экспертном заключении на 2019 год фактический процент отчислений на социальные нужды не отражен.

С учетом необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Расходы на оплату труда» на 2019 год, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию.

5. Амортизация основных средств и нематериальных активов566,1 тыс. руб. (2017 год), 536,4 тыс. руб. (2018 год), 775,2 тыс. руб. (2019 год).

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Экономически обоснованный размер амортизации определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности учтенной амортизации, в материалах тарифных дел отсутствуют пообъектные расчеты амортизации (представлена сводная таблица по группам объектов), в связи с чем ФАС России не удается сделать вывод об отнесении объектов основных средств, по которым начисляется амортизация, исключительно на регулируемый вид деятельности. 

Дополнительно ФАС России отмечает, что в отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа на момент установления тарифов отсутствовала.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением обоснования учтенной в расчетах нормы амортизационных отчислений на предмет соответствия максимальным срокам полезного использования

Расходы на энергетические ресурсы.

На 2017 года учтено 87 493,6 тыс. руб., на 2018 год – 89 714,4 тыс. руб., на 2019 год – 93 220,0 тыс.руб., в том числе:

расходы на топливо – 68 296,7 тыс. руб. (2017), 69 222,4 тыс. руб. (2018), 71 733,9 тыс. руб. (2019).

В соответствии с экспертными заключениями органа регулирования на 2017 и 2018 годы произведенная корректировка обусловлена корректировкой объема энергетических ресурсов и применением прогнозных значений цен на энергетические ресурсы.

Расходы на электрическую энергию – 18 571,0 тыс. руб., (2017 год),  19 877,6 тыс. руб. (2018 год);

Расходы на холодную воду и водоотведение – 625,9 тыс. руб. (2017 год), 614,4 тыс. руб. (2018 год).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 Плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Виды используемого топлива - газ 100 %.

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги и региональной надбавки.

При определении цены на природный газ органом регулирования использованы параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года при условии неизменности оптовой цены на природный газ в первом полугодии 2019 года по отношению к цене 2018 года.

Темпы роста платы за снабженческо-сбытовые услуги и размеров специальных надбавок определены в размере 101,4 %.

Тарифы по транспортировке газа (в том числе специальной надбавки) определены с ростом по отношению к действующим на 3,4 % в отношении ГРО, направивших в ФАС России материалы для пересмотра соответствующих тарифов.

Оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждены приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» утвержден приказом ФАС России от 27.07.2018 № 1071/18 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на территории Краснодарского края».

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Краснодар» утверждены приказом ФСТ России от 29.05.2015 № 191-э/4 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Краснодар» на территории Краснодарского края» (ред. от 26.06.2018).

В соответствии с вышеуказанным приказом тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Краснодар» должны быть приняты органом регулирования в размере:

Группа потребителей с объемом потребления газа (млн.м3/год)

 

до 0,01

от 0,01 до 0,1

от 0,1 до 1

835,59

775,91

686,39

 

При этом органом регулирования учтены следующие значения с применением индексов в размер 3,4 и 1,4 % соответственно:

Период

Группа потребителей с объемом потребления газа (млн.м3/год)

 

 

до 0,01

от 0,01 до 0,1

от 0,1 до 1

с 01.01.2019

864,0

802,29

709,73

с 01.07.2019

876,10

813,52

719,66

Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Краснодар» установлена приказом Департамента от 26.12.2018 № 25/2018-газ «Об утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации». Размер спец. надбавки составляет 31,54 руб./тыс. м3.

ФАС России отмечает, что размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, утвержденный приказом ФАС России, является предельно максимальным.

В свою очередь тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.

Органом регулирования спец. надбавка принята в размере 56,06 и 56,84 руб./тыс. м3 на 1е и 2е полугодие соответственно.

Дополнительно ФАС России отмечает, что с 01.04.2019 размер спец.надбавки на основании приказа Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.03.2019 № 3/2019-газ «Об утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» составил 53,34 руб./тыс. м3.

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2019 год проиндексированы все составляющие цены на газ.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, оптовые цены на газ индексируются для всех категорий потребителей. Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям также ограничивается уровнем оптовых цен на газ.

 Вместе с тем, решения об уровне индексации тарифов принимаются с учетом необходимости обеспечения рентабельности и стимулирования экономически обоснованной газификации.

ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифного решения на 2019 год, тарифы на услуги ГРО и ставки ПССУ не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Вместе с тем при определении оптовой цены на газ в соответствии приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 ФАС России отмечает следующее.

Пунктом 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее – основные положения № 1021), установлено, что оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

В отношении потребителей, не относящимся к вышеуказанным группам, при определении оптовой цены на газ должен применяться приказ ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18.

Информации, подтверждающей факт отнесения АО «АТЭК» к группам потребителей, указанным в пункте 15.1 Основных положений № 1021, не представлено.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2017 и 2018 годы органа регулирования не содержат анализ экономической обоснованности расходов по данной статье, не приведена расшифровка составляющих цены на природный газ и их правовая и экономическая аргументация, в том числе по аналогии с выводами ФАС России по данной статье на 2019 год, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы, принятые с учетом индексации цен на ГРО, ПССУ и спец. надбавки, по статье затрат «Расходы на топливо» подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом фактически сложившихся результатов за 2017-2019 годы.

Расходы на электрическую энергию – 18 571,0 тыс. руб., (2017 год),   19 877,6 тыс. руб. (2018 год), 20 867,2 тыс. руб. (2019 год);

Расходы на холодную воду и водоотведение – 625,9 тыс. руб. (2017 год), 614,4 тыс. руб. (2018 год), 618,9 тыс. руб. (2019 год).

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях  на 2017-2019 годы размер расходов, заявленных организацией по статьям затрат «Расходы на энергетические ресурсы», а также калькуляция расчетов с указанием обосновывающих материалов, на основе которых были произведены расчеты, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, расходы на топливо, учтенные органом регулирования, требуют дополнительного экономического обоснования.

Прибыль

Нормативный уровень прибыль на 2017 год органом регулирования учтен в размере 2,2 %, на 2018 год – 12,2 %.

На 2017 год РЭК Краснодарского дела в составе НВВ учтена расходы на прибыль в размере 3 621,91 тыс. руб.

На 2018 год РЭК Краснодарского дела в составе НВВ учтена расходы на нормативную прибыль и РПП в размере 3 564,51 тыс. руб. на каждую.

ФАС России отмечает, что ввиду отсутствия экономического обоснования учтенных расходов на прибыль в 2017 году не представляется возможным определить вид учтенных расходов (нормативная прибыль или РПП).

На 2019 год органом регулирования нормативная прибыль в размере 3 829,2 тыс. руб.

Кроме того, величина нормативной прибыли на 2019 год учитывает расходы на расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы.

При этом, в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем восьмым настоящего пункта.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 настоящего документа, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования
№ 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Необходимо отметить, что подпункт «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075 до 24.01.2017 распространял свое действие на все регулируемые организации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, при определении уровня нормативной прибыли на 2017 год РЭК Краснодарского края необходимо было руководствоваться уровнем нормативной прибыли, утвержденным приказом РЭК Краснодарского края от 30.11.2015 № 59/2015-т, как долгосрочным параметром регулирования на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э Нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии формулой 12 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта.

, (12)

 

, (12.1)

 

где:

- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом, %. Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль;

- величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

- ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положения пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

При этом, при расчете расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2018 и 2019 годы Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктами 74 и 75 основ ценообразования № 1075 и пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

Необходимо отметить, что в соответствии с представленными материалами в ФАС России инвестиционная программа для АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» на 2017-2019 гг. в установленном порядке утверждена не была.

Кроме того, в адрес ФАС России не был представлен коллективный договор Организации.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2017 - 2019 годы.

В связи с вышеизложенным, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.  

Налог на прибыль

Принято на 2017 год – 869,3 тыс. руб.;

Принято на 2018 год – 855,5 тыс. руб.;

Принято на 2019 год – 2,2 тыс. руб.

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определен расходы, не включаемые в состав налоговой базы.

Таким образом, налог на прибыль регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

Учитывая, что в Экспертных заключениях на 2017 - 2019 годы не отражен анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, невозможно определить каким образом налог на прибыль был рассчитан Департаментом.

ФАС России также отмечает, что экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документах предприятия, расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Учитывая вышеизложенное, в том числе отсутствие анализа при определении уровня нормативной прибыли Органом регулирования на 2017-2019 гг., расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2017-2019 гг. также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по тепловой энергии по результатам деятельности за 2015-2017 годы.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку следующих показателей:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

Пунктами 51, 52, 55 Методических указаний № 760-э закреплены формулы, по которым должна производиться корректировка необходимой валовой выручки.

Вместе с тем, в экспертных заключениях органа регулирования на 2017 2019 годы корректировка вышеуказанных показателей не отражена, калькуляция произведенных корректировок отсутствует, что требует дополнительного экономического обоснования.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края нарушившей положения пунктов 28, 34, 37, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 52, 59, 74, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 37, 41, 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети».

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

    1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» на 2020-2021 годы расходы по статье затрат «Другие расходы» в сумме 5,1 тыс.руб. (на 2019 год), а также расходы, принятые с учетом индексации цен на ГРО, ПССУ и спец. надбавки, по статье затрат «Расходы на топливо» (на 2019 г.).

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» на 2020-2021 годы, по следующим статьям затрат:

- за 2016 год: базовый уровень операционных расходов;

- за 2017-2018 гг.: «Арендная плата (производственные объекты)», «Расходы на уплату налогов, сборов, и других обязательных платежей», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Налог на прибыль», «Расходы на энергетические ресурсы», «Прибыль», «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по тепловой энергии»;

- за 2019 год: «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на оплату труда», «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «Расходы на обучение персонала», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «Арендная плата (производственные объекты)», «Арендная плата (непроизводственные объекты)», «Другие расходы», «Расходы на оплату налогов, сборов, и других обязательных платежей», «Иные расходы», «Отчисления на соц.нужды», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Расходы на энергетические ресурсы», «Прибыль».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» на 2016 - 2019 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Автономная теплоэнергетическая компания» филиала «Тимашевские тепловые сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813