Решения по тарифам №СП/111388/19 Решение ФАС России от 18.12.2019 № СП/111388/19 от 18 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» декабря 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. от 26.03.2019 № 50688/19) в присутствии на заседании Комиссии исполняющего обязанности <...> ПАО «МРСК Сибири» <...>, <...> ПАО «МРСК Сибири» <...>, <...> ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» <...>, <...> отдела прогнозирования, анализа и тарифов ТЭК Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края <...>, <...> Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края <...> (посредством видео-конференц-связи), <...> Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края <...> (посредством видео-конференц-связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в ФАС России обратилось с заявлением ПАО «МРСК Сибири» (также далее – Заявитель) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – Служба, РСТ Забайкальского края, Орган регулирования).

Заявление ПАО «МРСК Сибири» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказом от 25.12.2018 № 765-НПА «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2019 год» (приложение № 1) (в редакции приказа от 25.01.2019 № 14-НПА «О внесении изменений в приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 28.12.2018 № 765-НПА») установлена необходимая валовая выручка Заявителя, индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Забайкальского края на 2019 год.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом, составляет 4 632 549,42 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически необоснованной, составляет 5 063 198,42 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

В 2017 году необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывалась с применением метода доходности инвестированного капитала.

С 2018 года необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

По мнению Заявителя, РСТ Забайкальского края нарушила законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2019 год по следующим статьям затрат:

№ п/п

Наименование статьи

Заявитель

Служба

Объем спора (разногласий)

1

Корректировка НВВ по изменению (неисполнению) инвестиционной программы за 2017 год

-160 609

-480 897

320 288

2

Величина дополнительной выручки, выявленная органом регулирования по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей деятельности по передаче электрической энергии за 2014-2016 гг., подлежащая к исключению из НВВ (в части расходов на покупку технологических потерь э/энергии)

-

- 160 327,78

160 327,78

2.1

2019 год

-

110 361

110 361

ИТОГО

 

 

480 616,78

ИТОГО 2019 год

 

 

430 649

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

1. Корректировка НВВ по изменению (неисполнению) инвестиционной программы за 2017 год.

ПАО «МРСК Сибири» заявляет требование о признании экономически обоснованной корректировки необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, в размере (-) 160 609 тыс. руб.

Экспертами РСТ Забайкальского края произведен расчет корректировки необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, в размере (-) 480 898 тыс. руб.

Размер разногласий составил 320 289 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- расчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по итогам 2017 г.;

- отчет по исполнению инвестиционной программы, направленной посредством Единой информационно-аналитической системы ФГИС ЕИАС «Забайкальский край. NET/INV/ (год) 2017»;

- приложение к письму Заявителя от 10.05.2018 № 1/02/2721-исх «Отчет о выполнении инвестиционной программы филиала «Читаэнерго» за 2017 год»;

- приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2016 № 1043 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы;

- распоряжение Правительства Забайкальского края от 28.07.2014 № 461-р «Об утверждении инвестиционных программ филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015- 2019 гг.;

- выписка из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 28.12.2018 № 100;

- заключение по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2019 г., с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

- мониторинг принятых инвестиционных программ субъектами РФ по сетевым организациям, в формате электронных шаблонов ФГИС ЕИАС «NET.INV», по данным филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории Забайкальского края за 2017 год;

- запрос РСТ Забайкальского края письмом от 25.04.2018 №04-1977;

- письмо филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» от 10.05.2018 № 1.-02-2721- исх (ИПР 2017);

- письмо РСТ Забайкальского края от 23.11.2018 № 04/5904;

- письмо Заявителя от 30.11.2018 № 1.8/02/7493-исх, в части расчета корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по итогам 2017 года;

- письмо РСТ Забайкальского края от 25.01.2019 № 05/408;

- письмо филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» от 15.06.2018 № 1.8/02/3500-исх о предоставлении информации о задолженности гарантирующих поставщиков за услуги по передаче электрической энергии;

- письмо филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» от 17.02.2017 № 1.8/01/122-исх «О нарушении платежной дисциплины АО «Читаэнергосбыт»;

- протокол Согласительного совещания Минэнерго России от 17.11.2017 № 09-2677-пр «О рассмотрении замечаний к доработанному проекту корректировки инвестиционной программы (далее – ИПР) ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы, а также проекту инвестиционной программы общества на 2018-2022 годы».

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.

Так как необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на отчетный 2017 год установлена РСТ Забайкальского края методом доходности инвестированного капитала, то корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, должна производится в соответствии с положениями пункта 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э):



где

- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j);

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования.

- величина возврата инвестированного капитала, учитываемого при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования;

- величина дохода на инвестированный капитал, учитываемая при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования;

- величина изменения необходимой валовой выручки, определяемого на год i-j, производимого в целях сглаживания тарифов;

Крi-j - величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, в году i-j;

- выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), не включаемые в плату за технологическое присоединение, связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемые регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в году i-j;

- величина фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов) в году i-j, признанных регулирующим органом экономически обоснованными.

ФАС России отмечает, что экспертами РСТ Забайкальского края данная корректировка выполнена исходя из объема инвестиций, ранее утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 28.07.2014 № 461-р инвестиционной программы. По мнению органа регулирования, объем тарифных источников финансирования инвестиционной программы 2017 года, утвержденной приказом Минэнерго от 30.12.2016 № 1471, существенно снижен, и проведение корректировки НВВ на 2019 год исходя из показателей данной инвестиционной программы привело бы к возникновению у Заявителя излишне полученной выручки, и нарушению требований пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Порядок утверждения и согласования инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, а также критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определен постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики») (далее – Постановление № 977).

ПАО «МРСК Сибири» является территориальной сетевой организацией, которая, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции», входит в одну группу лиц с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Согласно Критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, утверждение инвестиционной программы Общества входит в компетенцию Министерства энергетики Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от 30.09.2015 № 1043 (с учетом изменений от 30.12.2016 № 1471) утверждена инвестиционная программа ПАО «МРСК Cибири» со сроком действия 2016-2020 гг.

При этом, решение об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год РСТ Забайкальского края было принято 30.12.2016, что не позволяло учесть утвержденные Минэнерго России объемы тарифных источников финансирования инвестиционной программы Челябэнерго на 2017 год.

В соответствии с Заключением РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2017 год с применением метода доходности инвестированного капитала (далее – Экспертное заключение на 2017 год) и письмом РСТ Забайкальского края от 19.11.2019 № 01/6793 при установлении тарифов на 2017 год в составе НВВ Читаэнерго были учтены величина возврата и дохода на инвестированный капитал в размере 1 296 009 тыс. руб.

Орган регулирования произвел расчет корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, с учетом планового объема инвестиционной программы, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ по изменению (неисполнению) инвестиционной программы за 2017 год» удовлетворению не подлежат.

2. Величина дополнительной выручки, выявленная органом регулирования по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей деятельности по передаче электрической энергии за 2014-2016 гг., подлежащая к исключению из НВВ (в части расходов на покупку технологических потерь).

ПАО «МРСК Сибири» заявляет требование о признании неправомерно проведенной корректировки необходимой валовой выручки РСТ Забайкальского края в части определения расходов на покупку технологических потерь по передаче электрической энергии за 2014-2016 гг. в размере 110 361,04 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением РСТ Забайкальского края на 2019 год Органом регулирования была проведена плановая выездная проверка технико-экономических показателей по регулируемому виду деятельности – передача электрической энергии по сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года. По результатам проверки был составлен акт от 01.02.2018 № 39-ЖКУ. На основании полученных сведений о финансовых результатах деятельности Заявителя, а также с учетом ранее проведенных корректировок по факту 2014-2016 гг. выявлена общая сумма излишне полученной выручки (-) 536 134,76 тыс. руб., в том числе в части выручки на содержание на содержание сетей (–) 375 806,98 тыс. руб., и в части выручки на оплату потерь (-)160 327,78 тыс. руб. Во избежание негативных последствий согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 сумма излишне полученных доходов подлежит учету в течение нескольких периодов, но не более 5 лет. Таким образом, сумма излишне полученных доходов, определённая по результатам выездной проверки, учтенная в составе необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год составила (-) 110 361 тыс. руб.

Размер разногласий составил 110 361 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01.02.2018 №39-ЖКУ;

- заключение РСТ Забайкальского края по проверке технико-экономических показателей по регулируемой деятельности – передача электрической энергии филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» за 2014-2016 годы к акту проверки от 01.02.2018 № 39-ЖКУ (приложение № 1 к акту проверки);

- выписка из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 28.12.2018 № 100;

- заключение по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2019 г. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

- заключение по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2017 год с применением метода доходности инвестированного капитала;

- заключение по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2018 г. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки;

- приказ Минэнерго России от 22.07.2014 № 449 «Об утверждении нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2015 год».

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования.

Согласно письму РСТ Забайкальского края исх. от 19.11.2019 № 01/6793 исключенная сумма в размере 110 361,04 тыс. руб. является частью выручки, излишне полученной на содержание электрических сетей, в размере 375 806,98 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Величина дополнительной выручки, выявленная органом регулирования по результатам плановой выездной проверки технико-экономических показателей деятельности по передаче электрической энергии за 2014-2016 гг., подлежащая к исключению из НВВ (в части расходов на покупку технологических потерь)» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и Региональной службой по тарифам и ценообразования Забайкальского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований ПАО «МРСК Сибири», указанных в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (рег. № 50688/19 от 26.03.2019).

Связанные организации

ПАО "МРСК Сибири"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541